ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є9 (94) сент€брь 2009
вид дл€ печати

 рысолюди

∆ила-была на свете крыса

¬ морском порту ¬альпараисо,

Ќа складе м€са и маиса,

 акао и вина.

ќна жила, пила и ела,

Ќо ей на складе надоело —

¬о всей округе захотела

ѕоцарствовать она!

ё.  им, «Ѕаллада о крысе»

Ќар€ду со знаменитой проблемой «ќдни ли мы во ¬селенной?», в смысле — нету ли на других планетах разумной жизни, равной люд€м или превосход€щей их, порой задаютс€ и более постижимым дл€ нас вопросом: «ќдни ли мы на «емле?» Ќет ли другой расы, чей разум уже вполне сопоставим с нашим? », кстати, добав€т люди мнительные, — а не угрожает ли нам она?

–азумные животные

Ќа планете «емл€ люди всегда предполагали, что они разумнее дельфинов, потому что они придумали так много: колесо, Ќью-…орк, войну и т.д., а дельфины всегда только плескались в воде и развлекались. ƒельфины же, напротив, всегда считали себ€ разумнее человека — причем по той же самой причине.

ƒ. јдамс, «ѕутеводитель по √алактике дл€ автостопщиков»

 андидаты на звание самых разумных животных известны давно. Ѕольшинство исследователей сходитс€ на такой примерно шестерке:

  1. ќбезь€ны (в первую очередь шимпанзе, гориллы и орангутанги, за ними в отдалении следуют мартышки и макаки).

  2. ƒельфины.

  3. —лоны.

  4.  рысы.

  5. ќсьминоги и кальмары.

  6. —обаки.

Ќекоторые добавл€ют еще свиней, реже — воронов, белок, кашалотов. ѕредпринимались попытки доказать выдающиес€ возможности кошек или лошадей, благо среди зоологов тоже немало рь€ных любителей тех и других, но пока их усили€ ничего не дали.

Ќо это позици€ зоологов; а писатели, киношники, игроделы и творцы «городских легенд» расставл€ют приоритеты иначе. »м ведь интересно найти не просто расу, обладающую зачатками разума, — а такую, котора€ может чему-то научить или чем-то угрожать...

ќбезь€ны слишком похожи на людей, а потому в этом качестве малоинтересны: как ни крути, получаетс€ «недочеловек».

ƒельфины, резв€щиес€ в океане, год€тс€ на роль удивительного собеседника, но о цивилизации дельфинов говорить всерьез трудно: мы ведь считаем неотъемлемым признаком высокого развити€ изготовление орудий... а плавниками и зубами это делать трудно. ¬ крайнем случае можно представить дельфинов этакими мыслител€ми, может — псиониками...

—лонов тоже порой представл€ют носител€ми чистого разума, любител€ми медитации, знатоками древних тайн, к тому же у них есть хобот, пригодный дл€ тонкой работы. » в былые времена легенды о слоновьем уме и культуре имели широкий ход: говорили о религии слонов, об их медицине, кладбищах... Ќо позже, когда «таинственные джунгли» перестали быть белыми п€тнами, эти истории стали ув€дать: «спр€тать» на современной карте слоновий город решительно невозможно!

—обаки слишком известны и слишком открыты; так и кажетс€, что, если бы они знали и умели чуть больше, мы бы непременно это пон€ли. ћожет, это и неверно, но переубедить читателей (зрителей, игроков) слишком трудно. Ќа тему собачьей цивилизации есть буквально пара-тройка интересных рассказов — написанных хорошо, но €вно в шутку.

ќстаютс€ лишь крысы и морские головоногие.

“е и другие хорошо подход€т на роль угрозы: головоногие — на «ужасы в глубинах», которые топ€т корабли и людей и, возможно, где-то в пучине готов€т оружие, армии рабов или еще какую-нибудь чертовщину; крысы — на «подполье» внутри наших городов. —уществует множество легенд, отчасти основанных на правде, где крысы таинственным образом похищают продукты, пользу€сь довольно сложными оруди€ми, или защищают свое логово, или ликвидируют средства борьбы с грызунами... Ќе забудем также о древнем кошмаре — чуме, переносимой крысами, — и станет €сно, почему они оказываютс€ кандидатом номер один на звание «опасного дл€ людей земного разума».

¬оплощению головоногой опасности — кракенам — был посв€щен наш предыдущий выпуск. “еперь же поговорим о крысах, вернее — о цивилизации крысолюдей.

ƒвуногое без перьев, но в шерсти

»так, крысолюд, он же крысочеловек, скейвен, ратткин или попросту крысюк. ¬ыгл€дит как помесь человека с крысой: двуногое, пр€моход€щее, с хорошо развитыми пальцами — однако с крысиной мордой и, как правило, голым хвостом.

Ёто важно: не следует путать крысюков с крысами-оборотн€ми — существами, которые могут становитьс€ крысой, человеком или чем-то средним, а своим укусом распростран€ют ликантропическую заразу.  рысолюди обладают лишь одной формой, не могут делать из людей себе подобных, не завис€т от фаз луны и не защищены от железа. ќборотн€м будет посв€щена отдельна€ стать€.

„аще всего крысюки достигают роста гнома (около 110-130 см), хот€ отдельные крупные разновидности оказываютс€ с человека. я говорю об их «естественном» росте: поскольку крысолюди обычно ход€т не на всей стопе, а только на передней ее части с пальцами (как и обычные крысы), то ноги у них при ходьбе посто€нно согнуты. ј это значит, что крысолюд в принципе может выпр€митьс€ и стать выше сантиметров на 20-40, но така€ поза дл€ него неудобна и неестественна, как дл€ нас сто€ние на цыпочках.

 ости у них довольно тонкие и легкие, а сложение, даже у самых крупных, субтильное, к тому же они очень гибки — и легко могут протиснутьс€ в отверстие, на первый взгл€д, слишком узкое дл€ такого большого существа (например, в канализационную трубу). ћалый вес и цепкие лапы позвол€ют им отлично лазить по стенам, скалам и деревь€м; а вот бегуны они посредственные, на ровной местности человек их, скорее всего, догонит без особого труда. “олько вот поди застань их на ровной местности!

 ожа этого народа покрыта короткой шерстью, не длиннее, чем у обычных крыс. »ногда у них, особенно к старости, отрастает что-то вроде гривы, густой мех на плечах или густые пучки шерсти в районе усов — этакие бакенбарды, но в остальном шерсть така€ коротка€, что ее можно порой прин€ть за голую кожу. ѕорой она частично облезает — получаетс€ на редкость несимпатично.

√лазки-«бусинки» без белков отлично вид€т во мраке; быть может, не в полной тьме (хот€ и такое встречаетс€), но света им нужно во много раз меньше, чем человеку. ѕравда, на €рком солнечном свету замечательные глаза могут подкачать; а если им часто приходитс€ бывать на солнце, они станов€тс€ подслеповатыми. Ќо слух и нюх тоже превосходны — крысюки могут почти свободно действовать с зав€занными глазами.

язык отлично развит и способен к сложной членораздельной речи. ѕравда, голос их очень писклив, к тому же им порой плохо даютс€ взрывные согласные (п, к, т...). —обственный €зык крысолюдей обычно насыщен шип€щими, а из гласных там преобладают и и е.

 рысолюди предпочитают носить одежду, хот€ от природы не слишком страдают от холода: быстрый обмен веществ помогает им согреватьс€. „асто они одеваютс€ только ниже по€са, но порой, наоборот, закутываютс€ в плащи. Ќекоторые авторы полагают, что таким образом они пытаютс€ сойти за людей, но это вр€д ли — все равно походка их непременно выдаст. ќбуви не нос€т почти никогда — при хождении на пальцах ног это не очень удобно.

–ацион крысолюдей весьма широк. » обычные-то крысы скорее все€дны, в отличие от большинства родичей-грызунов; а крысолюди весьма расширили это пон€тие даже по сравнению с человеком. Ќасекомые, падаль, кости — все это оказываетс€ пригодным им в пищу.

Ѕольшинство нечеловеческих рас в волшебных мирах живет дольше нас; крысолюди — редкий случай обратного. ’арактерна€ продолжительность их жизни — лет 15-25, 40-летний считаетс€ древним старцем-долгожителем, и только чары могут продлить их годы до человеческих. ќднако этого времени вполне хватает, чтобы крысолюд вырос, развилс€ (они растут много быстрее людей), научилс€ всему необходимому и, возможно, даже успел изобрести что-нибудь новенькое.

ќткуда они вз€лись

 рысолюди — редкий случай в бестиарии: существа, которые равно хорошо чувствуют себ€ в фэнтези и в научной фантастике, среди мечей и чародеев или среди атомных зар€дов и звездолетов. »х стиль жизни, внешний вид и послужной список год€тс€ куда угодно; до сих пор неизвестно даже, в мире какого типа их обнаружили впервые. —лишком уж много кандидатов. —корее всего, все же в нашем родном...

Ѕудь то в волшебном мире или в техногенном, но крысюка обычно можно охарактеризовать пон€тием «мутант».  огда-то они были ординарными крысами, но некий фактор «’» — будь то радиаци€, закл€тие, неведома€ инопланетна€ или волшебна€ субстанци€ или телепатическое воздействие — навсегда изменила мирных грызунов, увеличила в размере и усилила мозг.

≈сли это было намеренным вмешательством, то те, кто это сделал, могли ускорить прогресс крысиной цивилизации; если нет, они рано или поздно успеют научитьс€ всему сами. ’от€ с письменностью у них чаще всего так себе, учатс€ они быстро.

Ќравы и общество

ѕо части интеллекта они, видимо, люд€м не уступают, а порой так даже и превосход€т — по крайней мере в части всевозможной инженерии. ѕравда, читать и писать они если и умеют, то не слишком люб€т; видимо, в механике они одарены от природы.

¬о вс€ком случае, в большинстве миров крысюки освоили довольно сложную технику, а порой и магию. Ќередко они берут в свои руки ту силу, что мутировала их предков, и начинают производить собственных мутантов — так, например, в мире Warhammer они сотворили гигантских крыс, а также крысоогров; порой овладевают бактериологическим оружием — так, миру еще не раз «икнетс€» велика€ „ума.

Ќередко „ума становитс€ одной из основ их религии — вместо того чтобы страдать от нее нар€ду с людьми, они начинают ею наслаждатьс€, как некоторые люди — войной. —мерть от чумы считаетс€ славной кончиной, достойной геро€.

Ќо вообще-то герои у крысюков в дефиците. ќни в избытке наделены инстинктом самосохранени€... а попросту — изр€дные трусы. —мелость им придает либо невидимость (выстрел из засады — любимое дело, тем паче что по части засад они великие мастера), либо большой численный перевес.

— численным перевесом у них тоже неплохо; крысолюдка рождает за раз 4-8 детей, причем беременность длитс€ только два мес€ца, и порой за год она успевает разродитьс€ четырежды — малыши станов€тс€ почти самосто€тельными буквально через мес€ц. ¬ год-полтора крысолюд уже полностью взрослый; так что не стоит удивл€тьс€, что группка в дюжину особей лет через п€ть порождает целые полчища. ’ватало бы пищи... а не хватит, так они могут и сами вз€ть.

¬прочем, агрессивны они при одном важном условии: если у них сформировалась прочна€ власть. ѕри весьма трепетном отношении к собственной жизни чужую, даже жизнь сородича, они не цен€т совершенно, и крысиный вождь может не моргнув глазом жертвовать тыс€чами подданных.

Ќо если они продолжают жить кланами — то им проще пр€татьс€ по углам либо, как в некоторых мирах, вливатьс€ в мультирасовый социум на самых низших рол€х. Ќапример, становитьс€ мусорщиками, как в “анфере. ѕочему бы и нет? ќни небрезгливы, довольствуютс€, по людским пон€ти€м, малым...

ќднако кланы крысюков без центральной власти обычно начинают разлагатьс€, особенно в услови€х мегаполиса. ѕричина чаще всего одна: неустойчивость к соблазнам. ѕо этой части они переплюнули даже людей.  рысолюди легко подсаживаютс€ на спиртное и другие наркотические вещества, ведутс€ на азартные игры — словом, за ними нужен глаз да глаз.

∆енщины крысиного народа более устойчивы. ќднако проследить за своими мужь€ми они не могут по двум причинам. ¬о-первых, равноправием полов у крысюков и не пахнет — женщина посто€нно зан€та размножением и потому, увы, не принимает активного участи€ в общественной жизни. ј во-вторых, крысолюди далеко не всегда признают институт брака; частенько «брак» заключаетс€ буквально на три мес€ца, на один цикл размножени€.

ѕоэтому мужчин-крысолюдей в небольшом клане некому удерживать от вс€ческого разврата. » только бдительный вожак способен сплотить их и избавить от большинства вредных дл€ здоровь€ и кошелька пороков.

 рысина€ власть

¬ласть крысолюдей можно охарактеризовать так же, как в свое врем€ говорили о российской монархии: «—амодержавие, ограниченное удавкой».

¬ласть крысиного предводител€ крайне велика, он имеет право буквально на все, что взбредет ему в голову, и приказы его беспрекословно исполн€ютс€. ќднако должность эта опасна€: как правило, умирают правители пр€мо на рабочем месте — от разрезов в области спины, несовместимых с жизнью.

«аконы крысолюдей изучены плохо. Ќо они существуют и весьма разнообразны; например, один юрист упоминал, что их кодекс держит рекорд по количеству упом€нутых в нем см€гчающих обсто€тельств. —выше тыс€чи причин могут избавить крысолюда от ответственности за убийство, кражу и другие предосудительные де€ни€.

Ќаследственна€ монархи€ у них редкость — чаще встречаетс€ пожизненное избрание (а если избранник неудачен, так его пожизненный срок можно и сократить). Ќередка также теократи€ — в этом случае вожд€ обычно именуют «пророком». ѕо-насто€щему многочисленные народы могут организоватьс€ во что-то вроде республики или, скорее, конфедерации — когда правит совет из монархов, возглавл€ющих отдельные племена. ѕримерно так устроено правление скейвенов в Warhammer: власть принадлежит —овету “ринадцати, куда вход€т главы кланов, а также главнокомандующий крысиной армией и верховный пророк.

—иловой захват власти, как ни странно, почти не практикуетс€ — только силовое устранение текущего вожд€. ј уж дальше все будет настолько честно, насколько это возможно дл€ крыс...

√лавное средство управлени€ — страх, благо безрассудна€ смелость этому народу несвойственна.  рысиный вожак не стесн€етс€ самых жестких мер, и они лишь увеличивают ло€льность подданных. ѕока крысюк знает, что за ним наблюдают, он обычно довольно тщательно исполн€ет приказы.

ѕоэтому городской стражи и тому подобных организаций крысы обычно не держат, зато обладают чем-нибудь вроде тайной полиции, согл€датаев и так далее. » развитой службой поимки и уничтожени€ преступников. ј армии крыс нередко сопровождаютс€ заградотр€дами — дабы бежать вперед было менее страшно, чем назад.

¬ообще же, если есть возможность, от любимого вожд€ крысы бегут, и не только на войне. ќтщепенцы посел€ютс€ на периферии городов других рас, но чаще всего новый клан исчезает, не родившись, — по причинам, изложенным выше.

√орода и промыслы

¬ отличие от крыс-оборотней, с которыми их часто путают, крысолюди не нуждаютс€ в соседстве человеческого поселени€. ќни, конечно, могут обжить канализацию или катакомбы под городом — особенно если планируют его захватить, но чаще сел€тс€ в пещерах или развалинах покинутых городов. ѕри необходимости можно сделать развалины из еще живого города.

ƒом крысолюда — это, как правило, обща€ спальн€, столова€ и много-много кладовок и шкафов.  рысолюди весьма запасливы, причем хран€т не только пищу, как их родичи-грызуны, а все, что «может пригодитьс€», от старого валенка до мотка проволоки. », по справедливости, им это в самом деле пригождаетс€; если вдруг ударили холода, крысюк помнит, где в его доме припр€тан левый валенок и подбитый мехом сапог, быстро их найдет и наденет. ј из мотка проволоки можно при случае соорудить капкан, рыболовный крючок или вешалку дл€ копчени€ пойманного брод€ги.

„аще всего плотность населени€ у крысолюдей слишком велика, чтобы у каждой семьи был свой дом, — тем более что семь€ у них, как уже упоминалось, дело преход€щее. Ённое количество крысолюдей объедин€етс€ и засел€ет дом совместно.

ћалочисленные племена живут по общинному закону, но большие народы практикуют рабовладение.

¬ рабы попадают не только свои же крысюки, но и представители других рас. ќднако в большинстве миров шанс оказатьс€ в крысьем рабстве дл€ нас с вами невелик: людей они в плен стараютс€ не брать, потому что мы по их меркам слишком прожорливы, недостаточно выносливы и мало работаем. Ќо порой они решают освоить сельское хоз€йство, в котором сами крысолюди ни уха ни рыла, — и вот тут-то люди им пригождаютс€.

—ами крысолюди предпочитают добывать пищу собирательством (благо в еду им годитс€ такое, на что не позаритс€ даже голодна€ гиена), но если их много, в ход идут торговл€, война и охота. —котоводство под силу лишь очень немногим кланам, земледелие — только рабам. ј поскольку они ничего не смысл€т в посевах и жатве, то даже наблюдать за сельхозработниками им непросто. ѕоэтому крысиные пол€ — больша€ редкость.

 рысы на тропе войны

¬опреки расхожему мнению, крысюки не злобны от природы. ƒа, они то и дело оказываютс€ агрессорами в войне, виновниками исчезновений людей или торговых караванов — но это следствие устройства их общества, а не врожденное свойство. “ак, малые общины крысолюдей в городах людей нередко вызывают брезгливость или снисходительную жалость (примерно как кринновские овражные гномы), но вреда от них особого нет.  рысолюди не кровожадны, дратьс€ очень не люб€т и даже не слишком цен€т самоутверждение и власть.

ќднако крысолюди гораздо хуже умеют регулировать свою численность, чем крысы. ≈сли обычна€ сера€ крыса живет впроголодь, она не забеременеет; с крысолюдьми это не так. ј огромное полчище крысюков невозможно прокормить без агрессии. — ними происходит примерно то же, что с саранчой: пока их мало, это мирные «кобылки», которые пасутс€ себе в траве и не причин€ют серьезного вреда, но стоит им сбитьс€ в рой — и прости-прощай все живое на их пути.

¬оюют они в разных мирах по-разному, но есть три главнейших метода, которыми они пользуютс€.

«ахват изнутри

«авоевание намеченного города проходит с длительной подготовкой.  рысиные боевые отр€ды обживают канализации, крыши, подвалы, постепенно ликвидируют охрану или приучают ее не искать себе непри€тностей в темных углах.

¬ одну не слишком прекрасную ночь они, как большевики в революцию, захватывают мосты, вокзалы, банки, почту и телеграф, арестуют временное или посто€нное правительство — и оказываетс€, что в городе сопротивл€тьс€ уже некому. Ќемногие рь€ные правоохранители лежат с перерезанным горлом. ƒвенадцать часов, и все спокойно.

—амые хитрые вожаки вообще могут не объ€вл€ть о том, что власть переменилась. ѕусть себе жнут и сеют, торгуют и, главное, собирают налоги. ј крысы все спокойно вывезут куда следует. Ёто выгоднее захвата, но намного сложнее.

«аражение

Ётот способ практикуют те крысолюди, что поклон€ютс€ „уме или какому-нибудь ее покровителю. „умные крысы, которым тер€ть уже нечего, принос€т в город заразу. ѕосле чего аккуратно засел€ют опустевшие дома.

ѕреимущество этого способа в том, что окрестные поселени€ сами добровольно изолируют город-жертву: постав€т по кра€м чумные камни, запрет€т торговлю. „то многократно уменьшит риск лобового столкновени€ армий. » даже если о крысиной операции станет известно, кто пойдет добровольцем освобождать чумной город?

Ќедостаток простой: крысы, как ни крути, тоже подвластны чуме.

«апугивание

≈сли же крысам все-таки приходитс€ воевать, то они предпочитают полагатьс€ сразу на технологическое (магическое) превосходство и на многократный численный перевес.

90% их изобретательских и инженерных усилий уходит на оружие, и потому чаще всего им есть чем удивить противника; но сильнее срабатывает деморализаци€. —олдат, который видит, что на одного «нашего» приходитс€ двадцать крысюков, как-то приунывает... ј зр€, потому что в рукопашной крысолюди обычно немногого сто€т, а моральный дух крыс крепок только до первого серьезного удара.

—ами крысы это отлично знают и потому стараютс€ лишить врага воли к сопротивлению — ”жасно —трашными „арами, зрелищем гигантской серой орды и даже специальными драматическими эффектами.

–оссказни о крысином потоке, который «ничем не остановить», распускаютс€ самими крысами. ѕоэтому, если вам доведетс€ служить в армии противника крысолюдей, постарайтесь запомнить и объ€снить товарищам по отр€ду: труднее всего в первые полчаса; если за это врем€ вы не побежали — то побегут, скорее всего, они.

 ак поладить с крысюком

ѕодружитьс€ с ним — втора€ задача. ѕерва€ и главна€ — чтобы он и его сородичи не восприн€ли вас как добычу.

ѕоэтому ни в коем случае не обнаруживайте при знакомстве страх — ни перед самим крысолюдом, ни перед кем-либо еще. Ћучше всего обозначить себ€ как более сильного, причем такого, который может оказать покровительство. Ётот вид отношений они понимают лучше всего.

Ќе надо ничего просить, хот€ можно предлагать обмен («ты мне, € тебе»). “ребовать — можно, но осторожно: дело в том, что крысолюди обычно воспринимают угрозы и ультиматумы предельно буквально. “о есть, если вы скажете крысюку: «ќтдай мне то, что ты несешь, не то € оторву тебе голову!», он запросто может решить, что тер€ть ему уже нечего, и... ≈сли это крысюк из большого племени, а не городской одиночка, помните, что, скорее всего, есть кое-кто, кого он боитс€ сильнее вас, — его вожак.

ѕри общении с ними можно не особенно бо€тьс€ оскорбить собеседника. Ёто вам не гном, с которым одно неосторожное слово может дорого обойтись.  рысюки сами редко пытаютс€ кого-то унизить — и практически не понимают, что такое унижение. ¬ их культуре такое пон€тие отсутствует. «я сильнее теб€ и главный над тобой» — да, а «ты жалкий, глупый, трусливый» — нет. ѕорой всевозможные моральные уроды часами глум€тс€ над крысолюдом, не понима€, что с тем же успехом могли бы осыпать оскорблени€ми собственный башмак.

 то-то упоминал, что нашел такое ругательство, которое крысюк воспринимает всерьез: «падаль». Ќо он просто недопон€л ситуацию.  рысолюд счел это не ругательством, а желанием собеседника употребить его в пищу. ћимика крысолюдей вообще очень плохо читаетс€ человеком.

» последнее: ни в коем случае не считайте крысолюда дураком. ќн может успешно им прикидыватьс€, но, как правило, их мозги ничем не уступают нашим. ѕримитивные хитрости они раскалывают вмиг, а сами способны на довольно изощренные ходы.

—ера€ крыса

Ќа свете существует больше полусотни видов разнообразных крыс, по преимуществу тропических. ќднако все известные мне источники единогласно называют ближайшим родичем крысолюдей пасюка, или серую крысу.

≈сли задуматьс€, это удивительно: ведь средневековую чуму разносили вовсе не пасюки. «а это отвечают черные крысы, в наше врем€ уступившие серым первенство. » с кораблей бежали, вопреки многочисленным картинкам, не пасюки (второе название черной крысы — корабельна€); да и гаммельнский крысолов, по всей видимости, уводил из города именно черных крыс. ѕо крайней мере, надпись на ратуше √аммельна гласит, что дело было в 1284-м, а тогда пасюки по ≈вропе еще не распространились.

ќднако сейчас серую крысу, к сожалению, каждый из нас имеет все шансы увидеть на улице: в российских городах они присутствуют во множестве, пасутс€ на помойках, обживают подвалы, канализацию, вентил€ционные ходы... ќна и стала героиней многочисленных городских легенд; именно из них и выросли крысолюди.

Ќа самом деле сера€ крыса — не сера€; такой мастью могут похвастатьс€ только крыс€та. √де-то к полугоду она становитс€ буроватой, с легкой рыжиной. ( стати, со скейвенами происходит то же самое; те немногие, что остаютс€ серыми, идут в св€щеннослужители.)

ќбычно взрослый пасюк в длину бывает сантиметров тридцать (плюс еще сантиметров п€тнадцать хвост), а весит граммов триста. Ќо бывают и раза в полтора покрупнее. ќн и вправду отлично слышит, а вот хорошее зрение крысолюди вз€ли не от нее — крыса видит только в зелено-голубой части спектра и на близком рассто€нии. ƒаже нельз€ сказать, что в темноте она отличаетс€ хорошим зрением — предпочитает ориентироватьс€ по слуху и нюху.

¬ дикой природе она жила, по-видимому, на берегах ручьев, рек и озер, рыла норы в прибрежном грунте и уже тогда была все€дной. ¬оды ей надо много и по возможности близко, поэтому лучший друг крысиного племени в городах — сырые подвалы и канализационные ходы. ¬прочем, она уже обучилась неплохо добывать себе все необходимое и в более сложных услови€х.

Ќеобходимо ей, кстати, многое; в отличие от мышей, белок и прочих бобров она в самом деле нуждаетс€ в животной пище. » даже в диком состо€нии никогда не ограничивала себ€ зернышками и листочками, как почти все остальные грызуны.

—екрет крысиной живучести — в исключительной все€дности, сообразительности и стайности; а секрет широкого распространени€ — в том, что крысе все равно, где жить. ѕочти вс€кий зверь стремитс€ прожить свою жизнь на одном и том же месте, привычной территории; даже из «неволи», если у него есть возможность считать вольер своей территорией, он по доброй воле не уйдет. ј уж осваивать новые владени€ без веских причин... Ќо вот крыса всегда готова поискать чего получше — потому и стала в наши дни, по-видимому, самым многочисленным из млекопитающих «емли. Ќе исключа€ коров, свиней и человека.

—кейвены

 рысолюди встречаютс€ во множестве миров; однако самые попул€рные, €ркие и «правильные» крысюки — пожалуй, скейвены (skaven) из Warhammer Fantasy. » потому на них нельз€ не остановитьс€ подробнее, тем более что им посв€щено целых две компьютерных игры.

—амо слово skaven — искаженное scavenger, то есть падальщик или, на более старом русском €зыке, стерв€тник.  роме того, у этого слова есть значение «мусорщик, сборщик отходов», которое тоже отлично к ним подходит. ¬ свое врем€ € пробовал переводить это как «стервники»; что-то в этом есть, но, конечно, очень непривычно.

ћутаци€ скейвенов порождена субстанцией под названием warpstone (в разных переводах — гнилой камень, камень искажени€). ќни продолжают его употребл€ть, пользуютс€ им дл€ получени€ волшебных сил, новых мутаций, зар€жают им свое оружие.

ѕушка искаженных молний. ћоделька дл€ игры.
√ордый представитель клана —крир.

“оннели скейвенов проложены через целые континенты; их подземное царство называют даже «ѕодземной империей» (Under-Empire). √лавные ходы т€нутс€ под горными хребтами, а от них сетью вен расползаютс€ тоннели поменьше — до самых “алабхейма, ћидденхейма, Ѕорделье... » под столицей »мперии, јльтдорфом, они тоже есть. ј как же!

—кейвены довольно крупны дл€ крысюков (до 1,5 м ростом) и покрыты не серой, а бурой шерстью, реже черной. —ерые среди них редки — и часто делаютс€ св€щеннослужител€ми (серыми пророками). Ѕелые крысы служат в гвардии —овета “ринадцати.

 ак и положено крысам, армии скейвенов обычно весьма многочисленны, но не слишком отважны. Ётот недостаток исправл€етс€ их особым свойством: боевой дух крыс тем выше, чем больше размер отр€да.

’арактерное презрение к жизни соплеменников тоже нашло свое отражение в правилах Warhammer Fantasy Battles: скейвены — единственные, кто имеет право стрел€ть по отр€ду, наход€щемус€ в ближнем бою с союзником. –азумеетс€, с потер€ми дл€ обеих сторон... Ёто правило по-английски называетс€ «there's much more there», в смысле «что-что, а крысы всегда найдутс€ новые». ќчень жаль, что в Warhammer: Mark of Chaos, где скейвены представлены детально, этого свойства нет — а все потому, что разработчики зачем-то разрешили стрел€ть в гущу бо€ всем арми€м, да еще и без вреда дл€ своих. Ёто больша€ глупость, повредивша€ тактической глубине игры.

 ланов скейвенов много, но широко известны среди них четыре.

Ёшин (Eshin)

Ёто плем€ специализируетс€ на тайных убийствах, разведке, проникновении во вражеские р€ды и так далее. »х спецвойска — gutter runnersбегущие по канавам»), которые по€вл€ютс€ на поле бо€ с неожиданной стороны; их герои — убийцы.

ќни же служат тайной полицией —овета “ринадцати и показывают трусам и предател€м, что возмездие неотвратимо. ѕравда, сейчас Ёшин уступил первые позиции в совете клану —крир, но это не повод его не бо€тьс€.

ћор (Pestilens)

 рысоогр.

 рысюки ћора, как нетрудно догадатьс€, специализируютс€ на рассылании чумы. —ами они при этом от нее почти не страдают — таково благословение одного из богов ’аоса, Ќургла.

¬переди армии ћора шагают чумные монахи, знаменитые боевой €ростью; их элита, разносчики чумы, своими курильницами рассылает заразу, котора€ мгновенно косит врагов (не говор€ уже об ужасе, бегущем впереди них). ј вокруг ста€ми кишат серые и черные крысы — разумеетс€, чумные.

“ворцы (Moulder)

Ќазвание клана — Moulder — замечательно многозначно: его можно перевести и как «творцы», и как «литейщики», и как «разлагатели» или «загниватели».

—пециализаци€ “ворцов — генетика. — ее помощью они научились делать живых существ еще более отвратительными, чем им положено от природы.

“ак, например, они вырастили крыс размером с волкодава, облезлых, красноглазых и удивительно вонючих. “еперь пускают их в бой, а позади — скейвены из клана топают с кнутами. Ќо это был первый эксперимент, а их главный шедевр — крысоогры. Ётакие скейвены ростом с огра, но вместо здорового огрского пуза и мышц канатами — исковерканна€ плоть, которую еле-еле удерживают вместе обмотки. ¬прочем, в бою крысоогр ничем не хуже огра обычного. –азве что туп как пробка... ну так за ним тоже есть погонщик с кнутом.

—крир (Skryre)

Ќа сегодн€шний день —крир — самый могучий клан. Ёти используют камень искажени€ просто как техномагическое «топливо» — создава€ всевозможные пушки. »х маги именуютс€ warlock engineers; а их основное оружие — warplock pistols. ѕривожу по-английски, чтобы была видна игра слов. ќни умеют только самую простую боевую магию класса «ба-бах молнией по черепу», но зато могут зар€жать свет€щимис€ зелеными камушками самые разные оруди€.

“ак, например, есть у них длинные винтовки-джезайлы (в нашем мире джезайли использовались в јфганистане — из такой был ранен доктор ¬атсон).  рысы ростом поменьше афганцев, а потому держат джезайл вдвоем, задний целитс€ и стрел€ет, передний подает зар€ды и держит щит, на который опираетс€ ствол. ƒжезайл — в общем-то, обычное дл€ Warhammer ружье, только очень дальнобойное.

—ерый пророк. –ога на голове — знак того, что он служит –огатой  рысе.
»стошный набат. ћоделька дл€ игры.

ј вот глобадЄры (или глобадиры) отравленного ветра кладут камень в стекл€нный шар и швыр€ют им в р€ды врага; от €довитых миазмов не спасает ни доспех, ни могуча€ жизненна€ сила тролл€ или дракона.

Ѕолее т€желое орудие — ratling gun, крысиный аналог пулемета.  ак и все большие пушки в Warhammer, иногда взрываетс€, но этого можно избежать, если стрел€ть осторожно и не гнатьс€ за высоким уроном. ј можно собрать на камне искажени€ и огнемет — причем метать огонь он может на большое рассто€ние. ќба оруди€ невелики размером и сто€т недорого; средних размеров настольна€ арми€ может себе позволить их штук п€ть... » самый крупный калибр — пушка, стрел€юща€ молни€ми. ¬ыкашивает всех, кого коснулс€ луч...

—ерые пророки

ќсобн€ком ото всех кланов сто€т серые пророки — главные маги и жрецы крысиного народа, владеющие чарами всех четырех кланов и не только ими. ѕорой они едут в бой на огромной передвижной колокольне под названием «истошный набат» — эта конструкци€ всел€ет во врагов страх громовым звоном, а также порождает всевозможное колдовство. ¬ отличие от техномагов —крира они истинные чародеи — используют ветры магии, а не силу гнилого камн€.

¬еруют пророки в –огатую  рысу — демоническую силу, одного из младших богов ’аоса. ќна ведает и болезн€ми (сфера де€тельности Ќургла), и магией (“зинч), в какой-то мере подчин€€сь им обоим.

 рысолюди в играх

Ќа недостаток внимани€ игроделов эта раса не жалуетс€. ѕричем очень часто крысолюди оказываютс€ не отдельными монстрами, а именно расой — со своей культурой, властью... и своими геро€ми.

Warhammer'овским скейвенам полностью посв€щена перва€ компьютерна€ стратеги€ по этому миру — Shadow of the Horned Rat. — точки зрени€ богатства тактики и стратегии она была великолепна; особенным добрым словом стоит пом€нуть ее нелинейную структуру миссий. Ќо слабовата€ графика и неуклюжий интерфейс не дали ей добитьс€ широкой славы, в отличие от продолжени€ — где скейвенов уже нет. «ато они есть в недавней Warhammer: Mark of Chaos; жаль, что эта игра слишком далеко отошла от канонов Warhammer Fantasy Battles, а потому всей красоты ее тактики там не увидишь. Ќо крысолюди получились импозантными и эффективными, как им и положено. ¬ Warhammer Online они пока, к сожалению, не стали играбельной стороной, зато исправно труд€тс€ в качестве монстров. ј еще этой расой можно поиграть в забавной модификации к «÷ивилизации III», посв€щенной миру Warhammer, — мы о ней как-то писали на страницах Ћ ».

»гра за скейвенов в Civilization: Warhammer.

ѕоиграть за крысюка разрешаетс€ в EverQuest II, где эта раса называетс€ «ратонга», выдел€етс€ умом и ловкостью. –атлинги в последней игре Ѕрэдли, Wizards & Warriors, — тоже игрова€ раса; а вот в его предыдущих играх, Wizardry, за раткинов играть нельз€, зато среди этого весьма распространенного в игровом мире народца есть альтернативные искатели приключений — которые тоже скитаютс€ по свету, выполн€ют задани€ и могут обчистить сундучок в подземелье раньше вас.

ћежду прочим, раса зверолюдей в Master of Magic — тоже наши клиенты. ¬ этом несложно убедитьс€, пригл€девшись к картинке. ќна, конечно, крохотна€ и на современный вкус топорна€, но черты грызунов не скроешь.  рысолюдам подчинились там и кентавры, и минотавры, и даже химеры; к тому же это одна из самых интеллектуальных наций в MoM. ¬ Fantasy General они тоже в р€дах зверолюдов, но уже не главные — просто один из видов их легкой пехоты.

Ќу а игр, где крысюк — просто один из монстров, не перечесть. Might & Magic и Dwarf Fortress, Lineage 2 и Battle for Wesnoth, Titan Quest и Arx Fatalis... » это еще при том, что в извечном источнике монстров дл€ всего прогрессивного человечества, D&D, крысолюди — больша€ редкость.

Ѕудем справедливы, крысолюди это заслужили. Ѕез гигантских размеров великана или дракона, без сверхчеловеческих возможностей вампира или злобоглаза, они — весьма достойные противники хоть на поле бо€, хоть за столом переговоров. » хот€ подлинный размах их изобретательность и коварство получили из игр только в Warhammer, им наверн€ка уготована превосходна€ карьера.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.1
проголосовало человек: 203
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€