КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВТАКТИКИ КИБЕРСПОРТА

Автор материала:
Глеб Рукавишников
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (96) ноябрь 2009
вид для печати

Battle for Wesnoth
Дракониада

Жанр:
походовая стратегия с ролевыми элементами
Издатель:
Battle for Wesnoth Team
Системные требования:
PII 450, 32 MB, 16 MB video
Адрес в сети:

А за горами, за морями, далеко,

Где люди не видят и боги не верят,

Там тот, последний в моем племени, легко

Расправит крылья — железные перья,

И чешуею нарисованный узор

Разгонит ненастье воплощением страсти,

Взмывая в облака судьбе наперекор,

Безмерно опасен, безумно прекрасен!

Мельница, «Дракон»

После недавнего «Дуэльного клуба» мы вновь возвращаемся к войне на просторах Веснота. Эта стратегия замечательна не только разнообразием, но и множеством игроков на онлайн-сервере. Но что делать, если вы зашли туда в первый раз? Терпеть поражение за поражением? Нет, это не наш способ, мы хотим выигрывать с самого начала! И поэтому сегодня учимся играть за драконов. Но учтите, драконы — не самая простая раса. Привычные тактики не работают, преимущества выглядят совершенно странно. Как сражаться столь неоднозначными воинами? И главное — как побеждать?

  • Общая стратегия
  • Сила и слабость
  • Стратегии и тактики
  • А что, если против нас...
  • Союзники — с кем дружить лучше?

Первое знакомство

Армия драконов Веснота производит неоднозначное впечатление. С одной стороны — восхищение и ликование, когда она за ход наносит сокрушительный удар, уничтожая значительную часть сил противника. С другой стороны, никчемность и слабость, когда драконы падают один за другим, не в силах вести оборону. Чтобы второе случалось как можно реже, нам нужно знать сильные и слабые стороны своих бойцов. Приступим!

Итак, драконье войско состоит из двух народов, которые идеально дополняют друг друга: драков (drakes) и ящеров (saurians). Рассмотрим их по отдельности.

Драки окружили привидение, но не атакуют его. Сейчас ночь, и полученный урон будет слишком большим. Аутодафе назначено на утро...
Лешие ничего не могут противопоставить огнедышащим дракам.

Драки выделяются несколькими уникальными чертами. У них необычайно высокий урон, отличное здоровье, уникальная мобильность, немало видов сопротивления (к огню, дробящему и режущему оружию). Но за это они расплачиваются не менее весомыми отрицательными чертами: уязвимостью к холоду, мистическим (arcane) повреждениям и колющему оружию, крайне низкими показателями защиты (шанс уклониться от атаки — не выше 40% в лучших условиях). Выходит, что в атаке они непревзойденны, но для защиты не приспособлены совершенно — у них в принципе нет солдат, способных выстоять несколько ходов. Сопротивление и уязвимость говорят об этом же — нападая, можно выбрать противника, атака которого нанесет минимум урона, но при обороне противник сполна использует все слабости огнедышащих.

На заметку: сопротивление действует самым простым образом — оно пропорционально уменьшает урон. Если значение отрицательное — повреждений наносится больше обычного.

Кроме хаотичного мировоззрения, дающего им преимущества ночью, ящеры сильно отличаются от своих союзников. У них гораздо хуже со здоровьем, слабая атака, уязвимость (-10%) практически ко всему, кроме колющего оружия и тайной магии (20%). Но есть и очень полезные особенности: «неуловимый» у ящеров-застрельщиков (что позволяет им проникать вглубь строя противника, уничтожая слабые, израненные отряды, и сбегать из окружения) и магическая атака у ящеров-авгуров. Ящеры сами по себе очень слабы, но с прикрытием из крепких драков их таланты раскрываются в полную силу. Кроме того, против драконов часто нанимают много отрядов с колющими повреждениями, а именно к ним у саурианов сопротивление 20%.

Обычные сопротивления
Оружие Драконов Ящеров
Режущее 10% -10%
Дробящее 20% -10%
Колющее -10% 20%
Огонь 50% -10%
Холод -50% -10%
Мистическое -30% 20%

Смотр войск

Теперь поглядим на каждого дракошу в отдельности!

  • Драк-поджигатель — воин дальнего боя с хорошей атакой огнем. Для дракона медлителен (скорость 5). Имеет две ветки улучшения. Первая добавляет способность лидерства и улучшает рукопашную атаку — полезно в начале сражения, когда армии состоят преимущественно из отрядов 1 уровня. Вторая — доводит до совершенства огненное дыхание.

    Поджигатель — противодействие всем видам тяжелой пехоты любой расы. Больше всего для него опасны пикинеры людей, ведь они имеют рукопашную колющую атаку и неплохое здоровье.

  • Драк-боец — медленный (скорость 5) воин исключительно ближнего боя. Это компенсируется самым высоким здоровьем и лучшей броней против режущего, дробящего и колющего (+10% к каждому) оружия. При этом сам может колоть или резать. При повышении уровня также имеет 2 ветки развития. Первая — добавление атаки дробящего типа (полезно против некоторых противников), увеличение количества атак (что хорошо сочетается с особенностью «сильный», добавляющей +1 урона к каждой рукопашной атаке). Вторая увеличивает сопротивление колющему оружию и заменяет оружие алебардой (немногочисленные, но мощные колющие/режущие удары, первый удар).

    Благодаря высокому здоровью, повышенной защите и двум типам атаки — основной рукопашный боец. Первая ветка развития может быть полезной против нежити. Но в целом вторая полезнее, так как поднимает сопротивление колющему оружию.

  • Драк-солдат — быстрее бойца (скорость 6), лучше проходимость, есть слабая дальняя атака. Имеет единственную ветвь развития, в которой увеличиваются здоровье и урон.

    Не выделяется ничем особым, но из-за универсальности, мобильности и умеренной цены очень полезен и популярен. И если в преферансе — «хода нет, ходи с бубей», то в Весноте — «не знаешь, кого нанять — бери солдата».

  • Драк-планер — разведчик с высокой скоростью (8) и проходимостью. Хилый, слабый, но его дальняя атака — снайперская (шанс попадания не менее 60%). Имеет единственную ветвь развития, которая на 2 уровне значительно усиливает его, поднимая защиту на любой территории до 50% и повышая проходимость до абсолютной (затрата 1 хода на клетку любой территории). После этого он становится лучшим драконьим защитником.

  • Ящер-авгур — маг с навыком исцеления. Имеет 2 ветки развития, но в каждой 2 уровень — максимальный. При повышении может улучшить или атаку, или целительство.

    Основная ударная сила по ночам и главный «штурмовик» — магическая атака игнорирует защиту цели, поэтому шанс попадания всегда 70%. Ну и, конечно, подлечивает по надобности.

  • Ящер-застрельщик — хилый, атака невысокая, имеет навык «неуловимый» и высокую защиту на многих территориях (до 60%). Повышение в уровне увеличивает здоровье, атаку.

    Ничем особым, кроме неуловимости, не выделяется.

И еще пара слов о лидерах. Доступны практически все солдаты, кроме ветки развития драков-планеров. Но особого значения этот выбор не имеет — лидер редко лезет в драку, а если и доходит до этого дело, то главное — чтобы он выжил. Потому советую брать рукопашников с крепким здоровьем и хорошей броней.

Драконьи принципы

Теория

В погоне за планерами лучники зашли в воду. Это была ошибка. Последняя ошибка.

Правило номер раз: не доводить ситуацию до обороны. Никогда! Драконы крайне уязвимы в защите, потому нельзя ожидать атаки, стоя на своих позициях, или допускать, чтобы войска увязли в строе противника, — это приведет к огромным потерям.

Но как этого достичь? Ведь днем только люди или сородичи-драконы отважатся воевать с вами, все остальные будут дожидаться ночи. Атака на укрепленного противника — шаг к поражению, если только у вас нет преимущества. День упущен, и ночью начинается наступление на ваши позиции. Если только отвечать на действия противника, то вы медленно, но неизбежно будете оттеснены к замку. А без деревень не будет дохода и... В общем, понятно, что происходит, когда нет дохода.

Вражеское войско, скорее всего, выйдет на закате и отступит с наступлением рассвета, нанеся за это время больший урон, чем получив. Несколько таких атак склонят чашу весов не на вашу сторону. Но редкая карта столь мала, чтобы армия со средней скоростью 5-6 клеток в ход смогла за 4 хода дойти, провести атаку и отступить. И этим необходимо пользоваться: отойдите меньшей частью армии до позиций, с которых враг не успеет отступить. Большей частью — заходите в тыл атакующим. Отряд, совершающий этот маневр, должен состоять из самых быстрых бойцов (драков-солдат и планеров) и быть достаточно большим, чтобы не дать врагу убежать. Не бойтесь ослабить оборону — за ночь она пополнится двумя-тремя новобранцами, чего хватит для контратаки. Если все выполнить верно, то большую часть ночи противник будет продвигаться без боя, а к утру окажется между молотом и наковальней — двумя вашими отрядами.

Люди поступили опромет-
чиво, выступив к замку драконов и не позаботившись о подкреплении.

Если получится — неприятелю станет очень и очень грустно. Но необходимо точно рассчитать время, потому что в случае ошибки окружены будут уже ваши войска, и результат окажется противоположным.

Играя драконами, крайне важно перехватывать инициативу. Нужно быть в курсе, где враг, с какого направления он уязвим, куда готовит атаку. Нужно наносить удары по стоящим отдельно солдатам, подбирать войска так, чтобы уничтожать врага в кратчайшие сроки. Молниеносные атаки должны не давать противнику отойти далеко от замка. Если оборону в данный момент не пробить — дождитесь вражеского наступления, окружите его армию, отрежьте пути отступления.

Атакуя, постарайтесь вести бой около водоема (гор, лесов, песка, болота — любой труднопроходимой для врага местности), который позволит вашим войскам с наступлением ночи без потерь отойти за преграду.

Случай из практики: лидера лучше не вовлекать в битву. Одну победу я упустил, задействовав его в атаке и потеряв всего лишь за ход до победы. Драконы, даже самые древние и опытные, очень уязвимы.

Практика

Самые частые условия боя: 100 золотых, доход — стандартные 2 золотых в ход + по 2 за деревню (не считая бесплатного содержания 1 воина), туман (видна местность, но отряды противника — только в тех местах, куда ваши войска могут дойти в следующий ход), 30-70% модификатор опыта. Очень редко выставляется более высокий стартовый капитал или доход, поэтому советы по найму мы дадим именно для таких условий. Ну-ка, как действовать против каждой расы?

  • Законопослушные

    Моего дракона окружили, но планер, оказавшийся непода-
    леку, сделал захват взаимным.

    При сражении с людьми ожидайте лобового столкновения в светлое время суток. Хорошо проверенный стартовый набор — 2 драка-бойца (19×2), драк-поджигатель (21), драк-солдат (17) и планер (16). Суммарно — 92 золотых. Почему именно так?

    Драки-бойцы — авангард, который примет на себя первый удар. Они лучше всего выдержат атаку всадников, кавалеристов, копейщиков и сполна вернут нанесенный урон. Поджигатель даст прикурить тяжелой пехоте и другим бойцам ближнего боя. Драк-солдат может облетать строй с флангов, добираясь до лучников, а в стратегическом масштабе это разведчик и отряд быстрого реагирования. Планер — просто разведчик, в бою — пушечное мясо, если придется прикрыть более ценных ребят.

    Если карта средняя или большая (главный критерий — количество ходов от замка до замка, если 6-9 — это средняя карта, все, что выше, — большая), первый найм — 3 солдата, 3 планера (99 золотых). После них берем драков-бойцов — против кавалерии никого лучше нет. До подхода бойцов к линии фронта избегайте стычек, пользуйтесь преимуществом в проходимости, так как против всадников с копьями что солдаты, что планеры — не лучший выбор. Но сразу нанимать драков-бойцов нельзя, потому что из-за их медлительности вы потеряете контроль над картой и с самого начала отстанете по деньгам.

  • Мятежники

    Эльфы — это не только длинные ушки, но и несколько десятков стрел в брюхо каждому, кто сунется в их леса! Если не принять мер, конечно. А меры будут следующими: планер (разведка нужна всегда!), поджигатель (на случай леших и эльфов-рукопашников), боец (пехота первой линии) и 2 солдата (90 золотых). В этом сражении нужно много солдат, потому что именно на их плечи ляжет задача отлавливать и загонять обратно в леса все, что имеет неправильную длину ушей. Планеры должны в меру сил помогать им, блокируя пойманных с другой стороны.

    Далее нанимаем ящеров (никто лучше их не справляется с выкуриванием лучников из лесов), еще драков-солдат и бойцов. Поджигатели вряд ли понадобятся вам в большом количестве. Пару планеров всегда нужно иметь для разведки, этот пункт неизменен против любого противника.

    На больших картах первый найм также одинаков против любого противника: 3 солдата, 3 планера. Против эльфов-разведчиков планеры слабы, потому нужны драки-солдаты. Помимо этого, будьте аккуратны — не допускайте окружения своих разведчиков, старайтесь не пускать эльфов в леса. Контроль карты против мятежников играет особую роль, так как ушастые очень зависят от местности.

  • Северяне

    Орки опасны только ночью и только при численном преимуществе. Потому битва сводится к забегам по карте и перехвату противника в светлое время суток. Найм такой же, что и против верноподданных: 2 драка-бойца, драк-поджигатель, драк-солдат и планер. В дальнейшем берем воинов в зависимости от состава армии противника. Полезными могут быть все.

    На большой карте рецепт известный: 3 солдата, 3 планера. Против волчьих всадников солдаты опять-таки лучше.

  • Мертвецы

    Сражение грифонов с планерами. Пернатым не везет.

    Тактика подобна противодействию оркам, кроме одного момента — драки и нежить имеют взаимные уязвимости, поэтому бои намного скоротечнее и очень важен верный расчет времени — столкновение именно в светлое время суток. Первый найм войск для маленькой карты: 2 поджигателя, 1 солдат, 2 планера (91 золотой). Далее — наймите еще солдат и планеров или поджигателей, если против вас много скелетов.

    Поджигатели должны составлять не менее половины армии, значительную долю — солдаты, главные цели которых — маги противника. Драки-бойцы слишком медленные и до магов не могут добраться, потому толку от них мало. Планеры очень хорошо справляются с привидениями и летучими мышками благодаря снайперской атаке.

  • Альянс Кналга

    Играя против гномов, не стоит сразу же нанимать воинов для противодействия кряжистым бородачам с секирами, тяжелыми щитами и огнестрельным оружием. Пока они до вас дойдут — три поколения сменится. А вот грифоны и разбойники (воры, скороходы) могут прибежать быстро. Потому первый найм строится именно для противодействия им: поджигатель, 2 солдата, 2 планера. На больших картах нанимайте 4 планеров и 2 солдат (98 золотых).

    Отдельно хочу сказать о наездниках на грифонах. Редко когда их больше одного, но на больших картах может быть до четырех (больше гном не сможет нанять из-за дороговизны высиживания птенцов — каждая птичка стоит 24 золотых). Но увлечение наездниками не проходит бесплатно — вы получите экономическое преимущество. Водите планеров группами по 2-3, чтобы они могли справиться с одиноким грифоном. Потеря каждого из них — тяжелый удар для гномов.

    Потом, когда грифоны будут отогнаны или уничтожены, нанимайте бойцов, солдат, поджигателей и ящеров в зависимости от ситуации. Роли каждого уже описаны выше.

    И учтите, на малых картах гном — один из самых тяжелых противников. Медлительность бойцов перестает быть сильным недостатком, а броня и мощь удара остаются при них.

  • Первый найм (2 планера, 2 солдата) уже разлетелся
    по окрестностям. Солдаты занимают как можно более далекие деревни, близкие берут планеры — им проще будет догнать армию. Я готовлюсь к схватке с драконами, поэтому взял еще драка-бойца и ящера-авгура.
  • Драки

    Против сородичей найм будет выглядеть так: драк-боец, 2 солдата, планер, ящер-авгур (87 золотых). Основу армии составят боец с авгуром, в нужный момент к ним присоединятся солдаты с планером. Дальше закупаем драков-бойцов и ящеров для атаки, а солдат и планеров для контроля карты. Почему в качестве ядра армии выбраны именно такие три отряда, думаю, понятно — они лучше всего используют уязвимость драков к колющему оружию и холоду. С ящерами драк-боец и ящер-авгур тоже хорошо справляются. На больших картах найм классический: 3 солдата, 3 планера. И не забывайте — контроль территории превыше всего!

  • Враг решил сделать основой армии разбойников с гномами-берсерками.
    Но драконов это не остановило, и авангард
    уже воюет в пригороде гномьей твердыни.

Союзники

Совместные действия в Весноте чаще носят стратегический характер, так как из-за пошагового боя сложно оперативно договариваться о том, что такой-то боец будет атаковать такого-то противника. Атака на одном участке двумя армиями — сложновыполнимый прием, эффективный только в случае небольших армий. А если численность войска достигла 6-10 отрядов, то его уже сложно окружить, чтобы полностью реализовать численное преимущество. Также при двух командующих союзной армией эффективность действий будет ниже, чем у противника. Потому намного более простой в выполнении и более эффективной будет атака с нескольких направлений.

Далее — кто может быть полезен дракам? Однозначно люди или сородичи-драки, которые смогут поддержать в атаке в полную силу. Люди при этом могут помочь с защитой и в ночные часы. Нейтральные эльфы и гномы — универсальные союзники, подходящие любой расе. Независимость от времени суток позволяет им атаковать в любое удобное для союзника время и прикрывать напарника в неблагоприятные часы. Хаотичные орки или нежить — наиболее сложный вариант. Сражение в союзе с ними требует согласования времени атаки так, чтобы каждый вступал в бой в удобное для себя время. Но эффект непрерывной атаки может быть очень хорош.


***

Надеюсь, что с этим руководством и некоторым практическим опытом драконы станут грозной армией в ваших руках. Удачи вам и новых побед!

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.7
проголосовало человек: 112
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования