Консультант:
Артем Хорев
Наша оценка возраста от 3 лет
Если ребенок устроил на полу сильно пересеченную местность из одеял и пенок, нашел где-то металлические шарики и увлеченно катает их с этих импровизированных горок — не спешите делать ему выговор за устроенный разгром. Перед вами — импровизированная физическая лаборатория, созданная в тот момент, когда в ребенке проснулся его внутренний Ньютон. А чтобы улучшить соотношение эксперимент/бардак, нужен всего-навсего... виртуальный полигон.
А шарики все падали и падали
Элементы ньютоновской физики в видеоиграх появились вместе с самими играми. Еще в Spacewar космические корабли мотало по черному полю боя импульсами собственных выстрелов. Pong и Arcanoid — наглядное свидетельство того, что угол падения равен углу отражения. И уж конечно, во все времена хватало проектов, где физика была главным элементом игрового процесса, — даже если не считать бильярды, теннисы и прочий спорт.
Из ископаемых древностей можно вспомнить The Incredible Machine — его жанр легче всего описать как «симулятор хитроумного устройства, придуманного вредными мышами с тем, чтобы напакостить коту Леопольду». В параллельном мире консолей есть гениальный конструктор миров Little Big Planet. К «ньютоновским» играм можно причислить симулятор перестрелки Tank Wars и в какой-то степени — мутировавшую из него серию Worms с ее клонами.
Но когда речь идет о том, чтобы самым наглядным способом дать ребенку первые интуитивные представления о массе, скорости, импульсе, моменте, блоках, рычагах, о прочности на излом и разрыв, а также других интересных вещах, — мало что сравнится с головоломкой Crayon Physics Deluxe.
Мелки — дело молодых
Описанная несколько месяцев назад чутким на подобные проекты Стажером, головоломка Crayon Physics имитирует бумагу, на которой игрок мышью рисует фигуры. Как только виртуальный «мелок» отрывается от листа, изображенная фигура становится частью плоской физики: камнем, палкой, осью, креплением, веревкой или соединением. Задача игрока на протяжении 79 уровней — скинуть, дотолкать, добить или дотянуть красный шарик до желтых звездочек-мишеней. Дополнительные очки можно заработать за элегантное решение — если «осалить» звездочку, нарисовав одну-единственную фигуру.
Есть несколько причин, по которым я рекомендую эту игру детям. Во-первых, она очень и очень легкая в освоении. Интерфейс ее идеален: левой клавишей мыши рисуем, правой — стираем. Да и сама концепция «нарисовал — ожило» вряд ли может быть более понятной интуитивно трех-четырехлетнему ребенку.
Во-вторых, игра не ограничивает в творчестве и фантазии. Можно весь экран заполнить фигурами. Можно вообще не заниматься решением головоломки, а строить что-то свое, складывать камни, связывать грузы, решать совсем другие задачи — и смотреть на результат. И эта свобода в изучении свойств мира, свобода для экспериментатора — пожалуй, самое ценное качество Crayon Physics.
Ну и конечно, не забудем про более приземленные вещи. Рисование на экране само по себе полезно для развития моторики, а если «прицепить» к игре графический планшет, то оживающие картинки могут приучить к рисованию даже тех, кому не по вкусу возня с древними и ничуть не электронными фломастерами и альбомами.
Уроки физики и рисования одновременно — очень редкое сочетание полезного и увлекательного в компьютерной игре. Такой способ минимизировать ущерб от детских экспериментов, перенося их в виртуальность, спасет от разгрома не одну квартиру.
А поскольку процесс познания вечен, а пытливость детей порой не имеет границ, то мы надеемся, что в будущем список игр-лабораторий пополнится проектами «Строим из грязи запруду Pro», «Пальцы vs. розетки», а также «Кошка и бутерброд: занимательная баллистика 2.0».
Заключения экспертов:
Артем (4 года): Смотри, надо положить шарик в ящик, прицепить веревку и скинуть большой камень, и тогда шарик — БАЦ — на звездочку! Ура, получилось! Дай пять!
Тимур: Наглядная физика плюс ненавязчивое рисование — совсем неплохо для маленькой и скромной головоломки.