КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ИГРЫ ПРОШЛОГО

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (99) февраль 2010
вид для печати

Игры XX века Год 1991-й

Бурный был год, ничего не скажешь. В этом году придумали всемирную паутину, случился августовский путч и распался Советский Союз, в разных регионах земного шара немало повоевали. А вот по части игр год был не самый урожайный, если сравнить с соседними... Зато он ознаменовался как минимум четырьмя новыми поджанрами — или, если угодно, революциями в жанрах.

А еще в этом году впервые вышли такие игры, как... Fallout и Battlefield. Но не те.

Another World

Жанр:
аркада
Разработчик:
Delphine Software
Издатель:
Interplay

Тик-так, тик-так, тик-так... Сейчас состоится великий эксперимент. Вероятность успеха — 99%. Тик-так... Что, думаете, он сорвется? Что вы, гораздо хуже. Он удастся.

И вот талантливый ученый Лестер уже пожимает лапу непотребного вида спруту, пинает каблуком пиявок и организует сам себе побег из тюрьмы. Все получилось, хоть и не совсем так, как задумывалось. Удачи в Другом мире, Лестер. Передавай привет своему младшему коллеге Фримену.

Путешествие физика по чужой планете по сути похоже на деятельность персидского принца, рассекреченную Дж. Мехнером парой лет раньше. Прыжки через капканы, проползание через щупальца, временами бой — только в основном не врукопашную, а пиф-паф из боевой лазерной указки. И в анимации проскакивает что-то очень знакомое. Это потому, что Эрик Чейи, как и Мехнер, использовал самодельную motion capture — и даже, точно как Мехнер, в качестве модели привлек младшего брата...

Но принц был один, а у Лестера есть товарищ — найденный в Другом мире. Он не из говорливых, зато вовремя подставит плечо. А вы — ему. В боевиках начали осваивать эту идею только совсем недавно...

Прелесть Another World в том, что в нем вообще нет «конвейера» врагов и препятствий: каждый кусочек уровня уникален и требует особого подхода. Раскачайте клетку, в которой сидите, — и уроните ее на голову стражнику. Поставьте защитное поле, чтобы охранник начал кидаться гранатами — и проломил пол. Третьего их коллегу пристрелите... выстрелом лазера через качающееся зеркало. Не соскучитесь.

И за всем этим стоит почти немая, но чертовски трогательная история.

Что было дальше: Два с небольшим года назад, в пятнадцатую годовщину, игра вышла вновь — все с той же графикой, только переработанная для современных компьютеров. И, право же, это классика, к которой стоит прикоснуться лично.

Gobliiins

Жанр:
квест
Разработчик:
Coktel Vision
Издатель:
Coktel Vision

Караул, король гоблинов совсем-совсем рехнулся! Это злобное колдунство! Надо спасать любимого монарха! Мы отправим туда гоблина... или двух... нет, лучше трех гоблинов!

Знаете анекдот про «могу копать, могу не копать»? Это как раз о гоблинах. Каждый из них умеет очень немного. Одному по душе команды вроде «именем тарабарского короля — ломайте дверь!», другой колдует (а что получится — хм... что выросло, то выросло), третий — самый умный — способен использовать предметы плюс-минус по назначению. Командуя залихватской троицей попеременно, мы добьемся чего захотим.

Нет лестницы? Зато есть змея. Маг сделает нам флейту из кости скелета, умник заиграет, змея выползет и замрет перед «факиром», а боец заползет по ней наверх. Путем сложных манипуляций собьем из пушки висящую морковку — и той же пушкой засандалим ее прямо в кастрюлю. Чего-чего, а легких путей гоблины не ищут.

Загадки, конечно, не из сложных, зато как забавно герои все это проделывают! А если кто-то из них не занят — то начнет откалывать коленца просто так, для нашего удовольствия.

Что было дальше: Гоблины возвращались еще дважды — с новыми героями (и каждый раз менялось количество букв i в названии — оно означает количество гоблинов под вашей командой). Потом случилась долгая пауза, и лишь совсем недавно Пьер Гийо вернулся к любимым персонажам, отправив их в новое приключение. Между прочим, сдается мне, что и у Потерявшихся Викингов, что завоевали первое признание для Blizzard, в родословной не без гоблина...

Might & Magic III: Isles of Terra

Жанр:
ролевая игра
Разработчик:
New World Computing
Издатель:
New World Computing

По сообщениям ведущих футурологов, несколько ближайших столетий мы должны будем интенсивно строить космические станции с земной квазиэкологией. Нам нужно торопиться, потому что уже лет через триста они должны прийти в упадок и начать заселяться орками, гномами и прочими варварами. Иначе они просто не успеют изобрести магию!

Да, такое поверье бытовало в ролевых играх около 90-го года: Wizardry показала, как пришедшие в упадок космические расы выясняют отношения при помощи мушкетонов и тесаков, а серия Might & Magic — яростные войны за мир Ксин, который на самом деле — всего-навсего маленькая звездная база, плоская, как монетка. Хорошо еще не стоит на трех слонах... Хотя в подземельях там порой отыскиваются высокотехнологичные роботы с лазерными глазками.

В поход на острова Терры нас поведет лично автор игры: главный герой (из предлагаемых по умолчанию) зовется сэр Канегем. Кто-то думает, что с Ван Канегемом они просто однофамильцы? Кстати, в стартовой команде найдется и еще кое-кто знаменитый — Касторе, тот самый, что впоследствии сбросит с престола самого Арчибальда, и залихватский варвар Крэг Хэк.

Ролевая система проста и приятна: есть базовые классы (рыцарь, разбойник, священник и колдун) и гибриды между любыми двумя. Например, колдун + рыцарь = лучник, разбойник + рыцарь = ниндзя, колдун + священник = друид...

А меня в те годы Might & Magic III поразил... загадками. Двери, сундуки и так далее в Ксине обычно запирались на замок со словесным ответом. И это не «головоломки», которыми пестрят квесты нового поколения, и не туповатые «выберите правильный ответ», а честные загадки.

Что было дальше: На мой взгляд, M&M 3 стала вершиной серии; но продолжений прибыло еще немало. Вскорости плоская космическая станция сделалась нормальной планетой; появились побочные серии — Heroes, Crusaders, Dark Messiah; основная же серия в 2002 году скончалась от старости на, о боже, шестнадцатом году жизни и после девяти воплощений.

Neverwinter Nights

Жанр:
онлайновая ролевая игра
Разработчик:
Stormfront
Издатель:
AOL, SSI

Ну что, господа, не прогуляться ли нам в порт Лласт? Или сходить надрать жабры лусканским пиратам? Я буду в Невервинтере в десять, а вы?

Neverwinter Nights — не та, что от Bioware, а та, что от Stormfront, — была первой в мире графической MMORPG. Графика там была, конечно, посредственная даже для 91-го года — это был вечноживой движок Goldbox, рожденный в 80-х, — но она была. «Massive» этот онлайн был тоже весьма условно — изначально на сервере допускалось до пятидесяти игроков. Но он был. И это главное.

В 91-м еще даже толком нет интернета — он только рождается, «паутину» едва успели придумать и лишь собираются реализовать. Власть над сетью принадлежит провайдерам. Это сейчас — поссорились с одним провайдером, взяли аккаунт у другого и горя не знаем; тогда провайдеры были в своих регионах почти монополистами и драли за свои услуги не по траффику и не по месяцам — а за каждый час пребывания в сети.

Поэтому и NWN издавал не кто-нибудь, а крупнейший провайдер США — AOL. Интерес у него был простой и очевидный. Знаете ли вы, сколько стоил игроку один час игры? От 4 до 8 долларов США. И это доллары 91-го года, когда в Москве можно было легко прожить месяц долларов на 50... Вот потому-то и не стало начало 90-х бумом онлайна: как только посыпались вниз цены на связь, AOL пришлось допускать до пятисот игроков на сервер, а там — упадок и запустение.

Что было дальше: Новорожденный жанр замер в развитии на шесть лет — до Ultima Online. И как раз в 1997-м сервера Neverwinter Nights прекратили работу. И то — лишь официальные, а на неофициальном ваш покорный слуга поиграл еще в 2005-м, причем их было не так уж мало.

Пока мы играли в Might & Magic III и Neverwinter Nights...
  • Ирак с треском проиграл кувейтскую войну.

  • Был упразднен КГБ.

  • В гонках «Формулы-1» впервые услышали о Шумахере.

  • Сербия запретила официальное использование албанского языка.

Sid Meier’s Civilization

Жанр:
глобальная стратегия
Разработчик:
MPS Labs
Издатель:
Microprose

О чем могут беседовать Александр Македонский и Сталин? Ну, например, об обмене алфавита на колесо или о совместной войне с Вашингтоном. У них так много общих тем...

А знаете ли вы, что для изобретения паровой машины необходимы мистицизм и погребальная церемония? А как же: первый — чтобы попрыгать вокруг с бубном во время сборки, а вторая потребуется, когда рванет-таки.

Только представьте себе: не придумай Сид Мейер восемнадцать лет назад «игру про весь мир», эти основополагающие истины так и остались бы тайной мироздания. Вот, к примеру, египтяне уже четыре тысячелетия как могли построить коммунизм. Но довольствовались допотопной монархией — а все потому, что не знали, с какой целью порядочные вожди строят пирамиды. И забабахали их просто так. Да еще мертвых в них хоронили. Дикари.

Впрочем, и сейчас еще не все осознали суть его революционных открытий. Так, по сей день путь по железной дороге от Москвы до Владивостока занимает чуть ли не целую неделю. А должно это происходить мгновенно!

А философы? Сколько веков они спорят о природе высшего существа, о том, что и кто правит человеком... Но мы-то знаем: над принцем и королем, над императором и даже полубогом — Сид. Высший уровень сложности.

Что было дальше: Под барабанный рокот по дороге, протоптанной «Цивилизацией», зашагали Colonization и Alpha Centauri, Master of Orion и Master of Magic, Galactic Civilizations и Age of Wonders, не говоря уже о родных дочках и внучках. И пусть игроделы придумывают нелепую формулу «4Х», Сид Мейер всем доступно объяснил, что не в ней счастье!

Lemmings

Жанр:
логическая игра
Разработчик:
DMA Design
Издатель:
Psygnosis

А если страшновато сразу — в вожди мировых империй, можно попробовать себя в роли пастыря небольшого, но отменно бестолкового народца.

Стадо прямоходящих леммингов бодро вываливается из входного люка — и топает вперед. Ему абсолютно все равно, что там, впереди; предполагается, что светлое будущее, но если там пропасть или жаровня... что ж, такова судьба. Если впереди преграда? Следовательно, перед у нас с этого момента сзади. Кру-гом, марш!

В каптерке хранится инвентарь, который можно раздать двуногим грызунам. Как то: лазательные «кошки», зонтик-парашют, буры (каждый роет под строго заданным углом), набор для строительства лестниц, а на крайний случай — средство для окаменения и бомба. Лемминг безропотно превращается в столбик-препятствие и также безропотно говорит «бум!».

Леммингу можно дать инструмент, но не мозги. Поэтому вручи ему сверло — он тут же пойдет крушить пол, ни на миг не поколебавшись. И все остальные потопают за ним, дойдут до конца забоя — и флегматично побредут обратно.

Ну разве это не мечта любого правителя?

Что было дальше: сонм леммингов завоевал все существующие платформы, от РС и консолей до соковыжималки и пылесоса. И если ваша стиральная машина издает непривычный грохот, вероятно, это лемминги осуществили свое привычное массовое самоубийство...

Пока мы играли в Civilization и Lemmings...
  • Распалась на кусочки Югославия.

  • Ельцина избрали президентом.

  • Опубликован исходный код Linux.

  • С карты мира исчез Ленинград и появился Санкт-Петербург.

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.1
проголосовало человек: 196
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования