ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є4 (101) апрель 2010
вид дл€ печати

»гры XX века √од 1992-й

ћир в этом году потр€сали всевозможные катаклизмы: взрывы, землетр€сени€, уличные бои и погромы, перерастающие в войны. “р€сло “урцию (в буквальном и переносном смысле),  авказ, Ѕалканы и даже благополучную  алифорнию. √авайи смыло.

ј вот по части игр 92-й оказалс€ золотым годом ролевого жанра. Ћично у мен€ на компьютере до сих пор живы п€ть ролевок этого года рождени€. ѕо-моему, рекорд.

Darklands

∆анр:
ролева€ игра
–азработчик:
MPS Labs
»здатель:
Microprose

— C кем имею честь? — интересуетс€ Darklands. »грок судорожно ищет окошки «раса», «класс» и так далее. » не находит. ћожет, потому что их здесь нет?

«¬ы начнете игру зелеными новичками, а потом наберете опыт и с ним могущество...» — забудьте. ћожно набрать опыт пр€мо сейчас. –асскажите игре, как жили ваши герои до первых шагов в Darklands — может, они и в самом деле юнцы, впервые вз€вшиес€ за меч, а может, старые ветераны. ¬етераны умеют куда больше молодежи — только вот здоровье у них уже не то, после нескольких-то лет боевых походов.

 ласса нет вообще. ≈сть биографи€. –одилс€ в такой-то семье, училс€ такому-то ремеслу, потом... определ€йте сами. ј игра учтет.

¬от, например, можно отправитьс€ в монастырскую школу и сделать карьеру св€щенника. »зучить молитвы разным св€тым, они порой откликаютс€... „то, получитс€ типичный клирик? «накомый нам парень с выделенной линией к господу богу, сыплющий заклинани€ми направо и налево? „ерта с два. «дешние св€тые откликаютс€ тем охотнее, чем реже ты их беспокоишь. Ћогично, но ни одна друга€ игра до этого не додумалась!

√отовы? ѕодавили шок от первого знакомства? “огда отправл€йтесь в путешествие по средневековой √ермании, раскрашенной изысканной акварелью, и готовьтесь предотвращать јпокалипсис. „то, банально? Ќу, хоть что-то тут должно быть банально!..

„то было дальше:  азалось бы, ничего — нет ни MPS Labs, ни Darklands 2. Ќо именно Darklands назвали главным источником вдохновени€ авторы Fallout.

Dune

∆анр:
эпическа€ игра
–азработчик:
Cryo
»здатель:
Virgin Games

¬ этой «ƒюне» вы не пасете на песчаных пастбищах стайки комбайнов, а просто и без затей перевоплощаетесь в ѕола јтрейдеса — и проходите вместе с ним его путь.

—гор€ча эту игру назвали квестом, но зр€: квест практически лишен игровой механики, оставл€ет нам один сюжет, а здесь у нас есть все — определенна€ свобода действий, перемещение по карте...  вестом ее можно назвать только первые полчаса игры, дальше по€вл€етс€ стратеги€, войска, экономика. ƒа, у јтрейдесов не осталось ничего, зато с ними фримены, и этого должно хватить. ¬ы добудете им в дополнение к крис-ножам современную технику, и пусть поберегутс€ ’арконнены.

«десь есть все: шпионаж, терраформирование планеты, добыча ѕр€ности и других ценностей, полеты на орнитоптере... » все это — в 92-м году.

ќбычно «играм по книге» мешает тот факт, что игрок, прочитав оригинал, знает «правильные» ответы (а если он его не читал, то тер€етс€ половина удовольстви€). Ќо «ƒюне» знани€ о мире не помеха, потому что ѕол јтрейдес — провидец. » знание книжного сюжета вдруг оборачиваетс€ еще большим погружением в реальность ƒюны.

„то было дальше: ¬ тени своей именитой родственницы перва€ «ƒюна» была почти забыта. ј зр€. “еперь таких не делают.

Dune 2: The Building of the Dynasty

∆анр:
RTS
–азработчик:
Westwood
»здатель:
Virgin Games

Ќа €рком, как €ичный желток, песке кучками корицы рассыпана ѕр€ность. Ќеторопливый скарабей-комбайн собирает ее, но порой песок начинает шевелитьс€ — и тогда бегом на безопасную каменную плиту! „ервь идет!

—троим базу. —перва фундамент, потом электростанции, заводы, периферийную защиту.  омандование нас очень ценит, но технику довер€ет понемногу — в первой миссии только вездеходы, потом доходит до танков, ракетниц, и так далее.

—ловом, обычна€ «сферическа€ RTS в вакууме» — три фракции, с отличи€ми, но не совсем уж глобальными, строительство базы, добыча ресурсов. “еперь обычна€, а тогда — перва€. ƒо Warcraft'а еще два года. Ќо вс€ модель будущего жанра уже готова, нет разве что резиновой рамки. ѕробовали направл€ть на цели п€тнадцать танков вручную, без групп? ј вы говорите — микроконтроль. ѕримерно так капитан ¬рунгель выпасал селедок от  але до јлександрии.

» что?  ому-то это мешало?

¬озникла даже теори€ — ее активно обсуждали, — что успех обеих «ƒюн» в... желтом цвете. –едко у нас по€вл€ютс€ в играх желтые фоны!

„то было дальше: Westwood переключилась на серию Command & Conquer, где развила и доработала идеи. ѕопытки вернутьс€ к истокам случились в 1998-м и 2001-м, но неудачные.

ѕока мы играли в «ƒюны»...
  • ’орватию и —ловению признало мировое сообщество.

  • ≈льцин объ€вил, что ракеты –оссии больше не наведены на американские города.

  • ќгромный ураган обрушилс€ на √авайские острова.

  • Ќачалась осада —араево.

Wolfenstein 3D

∆анр:
боевик
–азработчик:
iD Software
»здатель:
Apogee

–€довой Ѕлажкович устраивает побег из зан€того нацистами замка ¬ольфенштейн — из крепости, полной фашистских солдат и боевых псов. », черт возьми, это был самый обеспеченный побег всех времен и народов: сколько тыс€ч игроков помогало Ѕлажковичу — до сих пор даже оценить не могут! Ќеудивительно, что свою скромную миссию герой окончил, ни много ни мало, убийством √итлера. ѕравда, это случилось не у нас, а на ћакинтоше.

»гра обладала на удивление «взрослым» трехмерным движком дл€ своего времени. ¬ те годы 3D в играх уже не было новинкой (Elite, Dark Heart of Uukrul...), но выполн€лось имитационно. ј здесь был «буфер глубины», пересечени€ считались честно — технически игра года на два-три опередила свое врем€.

„то любопытно, изначально она должна была стать во многом шпионским боевиком — мы бы крались, пр€тались и аккуратно обходили засады. “ак и было... в первом «¬ольфенштейне».  оторый состо€лс€ за дес€ть лет до того, но никогда не переносилс€ на –—.

„то было дальше: Ќи много ни мало — утвердилс€ жанр боевика. ѕр€мое продолжение вышло менее чем через год (Spear of Destiny), а потом... потом были Doom и все-все-все.

The Incredible Machine

∆анр:
головоломка
–азработчик:
Jeff Tunnell Productions
»здатель:
Sierra Online

—кажите, какие двигатели вы предпочитаете дл€ небольшой механической машины размером примерно с вашу комнату? Ёлектричество? ƒ¬—? ¬здор! ƒл€ крупных деталей отлично подойдет обезь€на на велосипеде, дл€ мелких — мышка в колесе в своей клетке.  ѕƒ проверен: соответствует общим требовани€м Ќевообразимых ћашин.

 ошка, господа, существо ленивое. ≈й интересен аквариум, но ради этого она не сдвинет с места свой центр т€жести. Ќо если чем-нибудь аквариум разбить — о, это дело иное!

 ак заставить предмет качатьс€? ≈сть масса способов: мехи (они на него дуют), пылесос... о да, и, конечно, пушка.

»дею сделать компьютерную игру на основе машины √олдберга — «постройте невообразимую конструкцию дл€ достижени€ конкретной цели» — была реализована в 92-м году не впервые. Ќо только The Incredible Machine так и сверкала оба€нием доброго голдберговского безуми€, и только в ней кажда€ головоломка была уникальна.

„то было дальше: “ема машины √олдберга стала на какое-то врем€ попул€рна в индустрии; кроме нескольких пр€мых продолжений, по€вились подражатели. ѕотом она затихла — а вот сейчас возвращаетс€ в лице Crayon Physics и некоторых других.

Laser Squad

∆анр:
пошагова€ тактика
–азработчик:
Mythos Games
»здатель:
Target Games

 оманда из нескольких бойцов выполн€ет задание — например, проникнуть на лунную базу и уничтожить там данные или отразить массированную атаку роботов на станцию.  аждый боец обладает каким-то запасом очков действи€ (если вооружен т€жело, запас меньше), и можно тратить их на повороты, движение, стрельбу...

«накомо?  онечно: автор игры — √оллоп. ќтсюда растут ноги у X-COM, Jagged Alliance, Fallout, Silent Storm... “ак начиналс€ новый жанр.

ћиссий всего семь, зато каждую из них можно играть и в сетевом режиме — разумеетс€, за одним монитором. Ёто означает, между прочим, что стороны сбалансированы, а стало быть, »» не пытаетс€ брать числом.  то из последователей может таким похвалитьс€?

ѕотом были выпущены дополнительные карты — и выход каждой из них был событием. Ќикто, что характерно, не жужжал по поводу «слишком маленьких дополнений». ≈ще одна карта дл€ Laser Squad — это больше, чем пакет в сорок карт дл€ Heroes of Might & Magic!

„то было дальше: —ам √оллоп вскоре перевел игру в фэнтези, создав Chaos Lords, потом сотворил X-COM... ј пр€мое продолжение — Laser Squad Nemesis от того же автора — по€вилось всего несколько лет назад. » фанфар не снискала, хот€ была их достойна.

ѕока мы играли в Wolfenstein и Laser Squad...
  • Ѕыл основан ≈вросоюз.

  • Ќачалс€ грузино-абхазский конфликт.

  • —портсмены бывших советских республик последний раз выступили на ќлимпиаде вместе.

  • ¬ышла Windows 3.1.

The Legend of Kyrandia

∆анр:
квест
–азработчик:
Westwood
»здатель:
Westwood

Ўуты — опаснейшие люди, вспомните хот€ бы Ўико или –иголетто. Ќа стороне корол€ они твор€т чудеса... и на другой тоже. ¬от и ћалькольм, шут корол€ ”иль€ма, убил и его, и королеву, кучу народу обратил в каменные статуи — а страна, между прочим, гибнет!

Ќо шуты обычно непредусмотрительны. » ћалькольм, последовательно избавл€€ страну от старой власти, позабыл принца Ѕрэндона, которого воспитывали где-то в глуши. ј мы этому принцу вернем корону, а ћалькольму на его собственной шкуре продемонстрируем увлекательную жизнь скульптуры.

Ќо сперва, конечно же, погул€ем по волшебному лесу и сопредельным пещерам, подружимс€ кое с кем (ћалькольм потом и их в камень...), познакомимс€ с волшебницей «антией (с ней нам еще многое предстоит в последующих сери€х), сами научимс€ заклинани€м...

„то интересно, игра не совсем линейна. ќна как бы немного сродни Hero Quest, котора€ от души пыталась три года назад скрестить квест с ролевкой. ” « ирандии» цели куда скромнее, но игра от этого не страдает.

„то было дальше: ” игры честный подзаголовок: книга перва€. «начит, будут втора€ и треть€. “ак оно и оказалось, и ћалькольму еще предсто€ло вернутьс€...

The Patrician

∆анр:
экономическа€ стратеги€
–азработчик:
Ascaron
»здатель:
Ascaron

√анзейский купец строит свою торговую империю. —прос и предложение, караваны и флоты, борьба с разбойниками и пиратами — жизнь средневекового купца никто не назвал бы мирной и тихой.

¬прочем, можно и поспокойнее — строим цех, получаем прибыль от продукции, развиваем «промышленность». Ќо не удивл€йтесь, если рисковые конкуренты постав€т на дальние во€жи и выиграют больше вас.

Ёкономика считаетс€ более или менее «честно». Ќашли выгодный рынок и начали качать с него деньги? „то ж, вы его вскоре наводните, и выгода упадет.  онкуренты могут сделать то же самое. ¬ игре нет гарантированного «золотого дна» — гибкость и только гибкость.

 упцы в √анзе — уважаемые люди, но в разной мере. Ќадо заботитьс€ о своей попул€рности, ведь немецкие торговые города — республики, и рассто€ние до власти определ€етс€ не займами правителю, а работой с «электоратом». ’от€ бы на уровне «хлеба и зрелищ».

ј в итоге — выборы и титул главы √анзейского союза. Ќа который претендуете отнюдь не вы одни.

„то было дальше: так начиналс€ славный путь «јскарона». „ерез сколько-то лет по€витс€ словосочетание «немецка€ игра», и главным законом этого поджанра будет: «≈сли на сцене висит ружье, в последнем акте его продадут по тройной цене».

Spelljammer: Pirates of the Realmspace

∆анр:
эпическа€ игра
–азработчик:
Cybertech
»здатель:
SSI

“акой игры по Dungeons & Dragons вы не видели более никогда и едва ли увидите впредь. “радиционные эльфы и гномы, клирики и маги не гул€ют по пещерам и темным лесам, а борозд€т мировой эфир.

¬ тогдашней космологии D&D мир был устроен по ѕтолемею — хрустальные сферы, эфир между ними. ≈го-то и бороздили чудовищные корабли — как традиционных рас, так и иллитидов, неогов и других необа€тельных существ.

¬ы — капитан одного из таких кораблей, можете перевозить грузы и получать законную прибыль, но порой вдали по€вл€етс€ пират... или добыча, и тогда вы в трехмерном реальном времени вступаете с ним в артиллерийскую, то бишь катапультно-баллистную, дуэль. ќт €дер можно уворачиватьс€. ј потом уж абордаж — в более или менее традиционном на тот момент ролевом ключе.

 оманду наберете в тавернах на планетах.  ак в «ѕиратах»? Ќе совсем, у офицеров есть D&D-шные уровни и классы. ¬ам, к примеру, будет нужен рулевой-маг; а как вы думали, в эфире веслом управл€ют, что ли?

—ценарий у игры был, пожалуй, средней руки: на планетах у губернаторов и не только можно было получить задание в духе «убей-отвези», и тексты сводились к скупому описанию, что и где надо сделать. Ќо что с того, если эфирные экспедиции — единственные в своем роде? ≈сли игра ухитрилась совместить в себе Goldbox-овские ролевки, «ѕиратов» и немножечко Wing Commander?

„то было дальше: ”никальный эксперимент завис в мировом эфире. Ќикто не пошел по следам, а в нынешних мирах D&D нет места системе Spelljammer. ”вы и ах!

ѕока мы играли в Spelljammer и The Incredible Machine...
  • ѕапа »оанн-ѕавел II извинилс€ за преследовани€ √алиле€.

  • „ехословаки€ распалась на „ехию и —ловакию.

  • ¬индзорский замок едва полностью не сгорел.

  • ѕреступники похитили ради выкупа президента компании Adobe.

Ishar: Legend of the Fortress

∆анр:
ролева€ игра
–азработчик:
Silmarils
»здатель:
Silmarils

∆или же люди — назвали свою компанию «—ильмариллы», главного гада — ћоргот и в ус не дули насчет копирайтов. ¬прочем, никакого другого отношени€ к “олкину «»шар» не имеет, и слава богу.

√ерой по имени јрамир (хм... пожалуй, € погор€чилс€ насчет «никакого отношени€»), гордо взирающий на мир от первого лица, должен штурмовать крепость »шар. ѕочти что в одиночку: победоносна€ арми€ состоит из шести героев.

» тут-то кроетс€ главна€ «фишка» игры: герои могут друг друга любить или ненавидеть, и за присоединение нового геро€ проводитс€... голосование. ≈сли идти против воли команды, то кончитьс€ все может очень плохо. Ќет, они на нас не обид€тс€, они вступ€т в смертный бой. ћогут и јрамира под гор€чую руку... того.

» увольнение из группы тоже надо проводить через референдум. ¬ы, конечно, лидер и все такое, но личные отношени€ — это св€тое. Ќе допустим разваливать семьи и дружбы!

„тобы было пон€тнее, до какой степени это нас потр€сло в 1992-м году: это была, по-моему, перва€ игра с заметными взаимоотношени€ми отр€дных NPC. ¬о вс€ких Might & Magic можно набирать героев в пути, но об их тонком внутреннем мире можно не думать. —ерьезно этим займутс€ только лет через п€ть.

„то было дальше: ќ крепости »шар была создана трилоги€. ј идеи заморозились до выхода Baldur's Gate и прочих великих ролевок конца 90-х.

ѕока мы играли в The Patrician и Ishar...
  • Ќачалась война в ѕриднестровье.

  • ¬ –оссии отменили «сухой закон» √орбачева.

  • ѕроизошли колоссальные уличные беспор€дки в Ћос-јнджелесе.

  • –еволюци€ в —альвадоре — дл€ разнообрази€ — закончилась мирным договором.

Valhalla

∆анр:
ролева€ игра
–азработчик:
Norsehelm
»здатель:
Norsehelm

Ѕлизитс€ –агнарЄк — не онлайновый с плюшевыми геройчиками, а больша€ и сурова€ битва богов. » даже если вы опытный боец, далеко не факт, что вы пройдете по радужному мосту и примете в ней личное участие. ƒаже пользование жульническими сохраненками ничего не гарантирует.

ѕо сути своей Valhalla — это отрисованный аналог псевдографических ролевок (Rogue, Nethack, Angband). ѕоле такое же клеточное, только вместо буковок спрайты. », как свойственно этому семейству, в графике она — аскет, зато в возможност€х...

ћонстры активно подчин€ют вас своей воле, откусывают пальцы (а другие твари их раст€т), их самих можно использовать — например, есть. Ќаевшись летучих мышей, захмелеешь, а от синей телепортирующейс€ тварюшки получишь телепортационные навыки.

–олева€ система, в общем-то, немудр€ща€ — шесть классов, причем можно получить по дес€ть уровней в каждом из них и тем самым выучить все, от кузнечного дела (есть и такой класс!) до навыков писца. ѕоследние далеко не бесполезны — право переделать любой свиток в почти любой другой дорогого стоит. Ќо при этом дойти до конца — задача нетривиальна€, нужно найти и применить множество хитростей. —пециальными свитками уничтожить самых гадких монстров (в первую очередь телепатов), нарастить пальцев (на них нос€т кольца), съесть кое-кого очень нужного... » не убить ненароком тех, кто может поделитьс€ информацией. » найти красный мешок. »....

„то было дальше: ¬ графике такого больше, по-моему, не делали. Ќо новые псевдографические игры этого класса живут и развиваютс€, достига€ новых уровней совершенства, — например, Dwarf Fortress.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
7.5
проголосовало человек: 130
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€