ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є11 (48) но€брь 2005
вид дл€ печати

Warhammer: Dark Omen

∆анр:
»здатель:
Electronic Arts
—истемные требовани€:
Win95, P-120, 16Mb, Video PCI 2Mb
—мотрите также:
ѕодробный рассказ јндре€ Ћенского о мире Warhammer (на сайте журнала Ђћир фантастикиї).

Ќам не нужны ни почести, ни троны,

Ќам не милы поблажки королей.

ј нам нужны за нашу кровь и стоны

ƒукаты, те, что солнца посветлей.

 

Ўтандарты не целуем мы и руки,

Ќам почести и слава ни к чему,

ћы терпим боль, презрение и муки,

Ћишь поклон€€сь злату одному.

ј. —апковский, Ђ¬ладычица озераї


»мпери€ спит спокойно. ќна больша€. ќбо всех ее жител€х денно и нощно печетс€ император  арл-‘ранц. ј если порой и обнаружитс€ что-нибудь непотребное, то это случайность, издержки и нехватка бдительности со стороны св€той ÷еркви.

ј на границах »мперии бродит такое, от чего даже полоумные монахи-флагелл€нты начинают заикатьс€ и истошнее обычного провозглашать конец света.

ћир стерегут от нечисти, небыли и нежити рыцарские ордена... только кто ж их видел на границах? ќни пребывают в благочестивом размышлении, дабы сохранить чистоту перед лицом наступающего ’аоса.

ѕоэтому между вами и чьими-то острыми клыками стоим только мы. ѕлатные герои по контракту. ¬ы хотите жить спокойно? «аказы принимает  лаус, наш бухгалтер. ¬торой шатер налево.

скриншот Warhammer, 46KB
∆ертв нет, но и опыт весь досталс€ стрелкам.

ѕсы войны на охоте

»так, в лице славного кондотьера ћоргана Ѕернхарда нам предстоит честно и профессионально выполнить свою работу на нескольких пол€х брани. ћорган возглавл€ет наемную армию, в которой изначально всего четыре отр€да Ч конница (ее ведет сам кондотьер), мечники, арбалетчики и пушка. ќднако по мере того, как трудова€ биографи€ ћоргана пополн€етс€ новыми успешными контрактами, к армии присоедин€ютс€ самые разнообразные боевые единицы, и понемногу она становитс€ целым войском, а локальные конфликты постепенно начинают до боли напоминать спасение мира. „то ж, за это тоже плат€т...

√лавна€ наша работа происходит непосредственно на поле бо€. ѕорой приходитс€ принимать стратегические решени€ (сопроводить герцогиню до конечного пункта ее маршрута Ч или сразу броситьс€ на перехват орочьей орды?), но чаще всего бой приходитс€ принимать там, где встретились с врагом. »ли Ч там, где велит задание.

 

скриншот Warhammer, 89KB
 лаус, мой учитель, а заодно и бухгалтер.

ѕервым делом изучаем театр военных действий. ’олмы, реки, деревь€, здани€ Ч все это непременно сыграет свою роль, и хорошо бы, чтобы на нашей стороне. »ногда нам нужно отражать натиск противника, иногда самим пробиватьс€ через вражеские позиции.

(Cтрелки на холме не просто стрел€ют дальше: построившись на склоне, они могут задействовать несколько шеренг. ј это очень даже уместно, потому что предельно раст€нутые стрелковые цепи трудно прикрыть от лобовой атаки.)

ƒалее нужно расставить наши войска. ѕри этом следует помнить, что пушка Ч предмет громоздкий и малоподвижный, а потому во врем€ сражени€ перемещатьс€ не будет (разве что расчет оруди€ побежит с пол€ бо€; тогда страх придаст артиллеристам силы, и они утащат пушку за собой). —ледовательно, ее нужно установить так, чтобы она доставала как можно большую часть пол€ бо€, при этом не попада€ под удар непри€тел€. ¬се остальные войска можно при необходимости перестроить, а вот орудие способно лишь поворачиватьс€ на месте.

скриншот Warhammer, 94KB
Ќе вс€кого наемника принимает лично император!

» вот Ч бой. ¬се происходит в реальном времени. –абочее место командира организовано очень удобно: даже те подразделени€, что видны только в подзорную трубу (сиречь не помещаютс€ на экране), отмечены на краю карты (с правильной стороны) флажком с эмблемой отр€да. ѕричем с этими флажками можно делать все то же, что и с подразделением на экране: например, щелкнуть по флажку пушки, потом Ч по эмблеме цели, и пушка начнет обстреливать вражеский полк, даром что при отдаче команды вы не видите ни пушку, ни цель. √лавное, чтобы сами пушкари ее видели.

ѕоначалу такой путь вызвал немало нареканий: дело в том, что дл€ него пришлось пожертвовать привычной миникартой. ќднако опыт показал, что управл€ть через флажки намного удобнее; а то, что нет общей картины пол€ бо€, не слишком мешает.   тому же на флажке видно направление, в котором смотрит и двигаетс€ отр€д, и то, что с ним происходит: стрел€ет ли он, или наоборот Ч стоит под огнем, находитс€ ли в ближнем бою, идет, бежит прочь... ћиникарта ничего такого не дает.

 оманд не слишком много: движение, форсированный марш, атака, бегство с пол€ бо€, стрельба (если есть чем), маги€ (дл€ волшебников и тех отр€дов, у которых есть волшебные вещи). ѕлюс особа€ кнопка позвол€ет воодушевить солдат, чтобы они лучше бились: благодар€ этому генерал никогда не сидит без дела, если где-то есть враги, он все врем€ может воодушевл€ть Ђключевойї отр€д.

—та€

ќтр€ды организованы в боевые построени€; и ошибкой было бы думать, что, если потребуетс€, они с легкостью пройдут один сквозь другой. ¬ принципе, провести кавалерию через строй лучников можно, но в каком пор€дке они будут по завершении этого маневра Ч вопрос отдельный.

” отр€да есть фронт, фланги и тыл. ƒумаете, € говорю банальности? Ќе скажите: стратегии, которые это учитывают, и сейчас-то можно пересчитать по пальцам, а 7 лет назад это было вообще за пределами военной науки.

скриншот Warhammer, 116KB
Ќа карте действий не предусмотрено, но дл€ понимани€ сути происход€щего она бесценна.

ѕравда, строй умеет только расшир€тьс€ и сжиматьс€ (мен€€ количество р€дов), но не умеет строитьс€ в клинь€ и прочие загадочные конструкции. Ќо это не в укор; и не только из-за почтенного возраста игры, а еще и потому, что в жизни построение Ђсвиньейї тоже было исключительной экзотикой.

«ато по€вилс€ смысл у строев разной глубины. ≈сли у стрелков построение в несколько р€дов большого смысла не имеет (сзади стрел€ть не получаетс€), то дл€ ближнего бо€ это Ч дополнительный шанс обратить врага в бегство. «ато узкий фронт отр€да проще охватить с флангов. ¬от и прикидывайте свои силы...

 

Ѕолее того, солдаты умеют бо€тьс€. ќни не люб€т, когда их атакуют с тыла, заставл€ют сражатьс€ с зомби, нервничают, когда интенсивный огонь выкашивает половину полка еще на полпути к цели или просто когда им достаетс€ сильнее, чем противнику. ј в дурном расположении духа могут и побежать с пол€ бо€, предоставл€€ врагу возможность с комфортом погон€ть их мечами в спину.

Ќаконец, солдаты умеют ошибатьс€. јртиллерийский офицер не скомандует Ђѕрекратить огонь!ї без вашей санкции, даже если на пути снар€да Ч сво€ пехота. » это не недостаток его интеллекта, а сознательна€ позици€ авторов Warhammer: Dark Omen. ѕорой Ч хот€ любой приличный полководец страстно ненавидит такие моменты Ч приходитс€ св€зывать вражеский отр€д боем дл€ того лишь, чтобы обрушить им на голову мортирное €дро или огненное закл€тие.

≈сли бы директором был €
  • √лавное, в чем насто€тельно нуждаетс€ игра Ч это в хорошем редакторе карт и кампаний. ¬ те времена такие вещи еще были редкостью; но, если бы редактор там присутствовал, очень возможно, что не потомки Starcraft, а именно наследники Dark Omen были бы сейчас самыми попул€рными среди стратегий.
  • ќригинал системы Ч Warhammer Fantasy Battles Ч заточен именно под игру против живого игрока; вдвойне странно, что здесь серьезного внимани€ мультиплееру не уделено. ¬прочем, дл€ этого требовалось бы сделать хот€ бы 3 полноценных расы, во всем богатстве вариантов, а не по принципу Ђчто встретилось ћоргану в походеї.
  • »грам такого типа очень не помешает Ђпрозрачностьї игровой механики. Ѕыло бы здорово, если бы при помощи специального окна при желании можно было узнать подробности: кто по кому попадает и как, от чего бежали, почему дрожали... Ёто не так трудно, как кажетс€, потому что не надо расписывать каждого солдата по отдельности Ч достаточно уровн€ отр€дов.

¬ожаки

” любого отр€да есть командир; и, если фортуна будет к вам благосклонна, то его удастс€ снабдить добытым в походе волшебным предметом. —ам ћорган, например, носит меч, способный Ђосчастливитьї противника огненными шарами.

Ѕывают и особые герои Ч маги. Ёти не станов€тс€ в строй, ход€т сами по себе и в одиночку оказываютс€ боевой единицей похлеще пушки. ќднако, хот€ по ходу дела нам достанетс€ двое тружеников посоха, делать ставку на их взаимодействие не стоит: загадочные Ђветры магииї, принос€щие им волшебную силу, одни на всех, и, хот€ при двух чароде€х они дуют вроде бы сильнее Ч реально пара магов в основном мешает друг другу.

  сожалению, из настольного WarhammerТа в компьютерный не пришла возможность перемещать героев из отр€да в отр€д (а также ставить мага в строй). ѕравда, у ѕсов войны в самом деле такое не в обычае.

скриншот Warhammer, 167KB
«асадный кавалерийский полк враги не увид€т до последнего. Ќу чем € не ƒ. ƒонской?

“огда считать мы стали раны

„ем отличаетс€ наемник от полководца на службе у государства? “ем, что его действи€ должны быть оправданы. Ёкономически. ” него нет военкомата, который взамен бездарно погубленных защитников отечества быстро рекрутирует новых.

“ак вот, после сражени€ наступает момент подсчетов. —перва Ч мелодичный звон: в казну поступает оговоренна€ оплата за миссию (возможно Ч с добавлением захваченных трофеев). ѕотом деньги с противным л€згом начинают уходить: на лечение/замену пострадавших и усиление войсковой экипировки. ”силить можно только броню, но и это делать надо с умом: пополнение отр€да с улучшенными доспехами будет обходитьс€ дороже, и нередко общий эффект будет только в минус.

“акова сурова€ правда жизни: наемный генерал все врем€ должен думать о деньгах. ѕоддержать прорыв т€желой конницей? » подставить ее под залп стрелков? ј вы хоть представл€ете себе, сколько стоит заменить одного кавалериста?!

скриншот Warhammer, 127KB
” мертв€ков хватило ума пойти в обход, а не лезть под €дра и чары.

»ногда в ваши р€ды попадают Ђразовыеї волонтеры и случайные попутчики, которыми циничный командир может и пожертвовать, но обычно потери Ч это огромна€ проблема, даже если одержана славна€ победа. ј полностью выбитый отр€д Ч катастрофа, потому что его уже даже за деньги не восстановишь. ѕравило Ђучастие в бою должно окупатьс€ї давит на кондотьера все сильнее, и если вначале вам кажетс€, что денег хватает с лихвой Ч то вы совершенно напрасно не копите их впрок. ¬переди достанет битв, из которых без крови не выйти.

Ч јга, Ч догадываютс€ самые хитрые, Ч значит, наше основное оружие Ч пушки, стрелы и заклинани€. „ем реже мы будем вступать в ближний бой, тем лучше.

“ак, да не так... ѕотому что есть еще опыт, и его вли€ние на возможности солдат невозможно переоценить. Ѕойцам нужна практика, иначе, когда окажетс€, что одними стрелами и €драми сражение не выиграть, против вражеских полчищ встанут необстрел€нные новобранцы. ћаги и артиллеристы набирают опыт быстро Ч на них почти всегда приходитс€ более чем солидна€ дол€ вражеских тел, оставшихс€ на поле брани. ј вот пехотинцы рискуют просто€ть в резерве слишком долго Ч и в решительном сражении оказатьс€ несосто€тельными.

 

«десь как нельз€ лучше пришелс€ бы такой элемент, как выбор миссии Ч из длинного списка. ”вы... ’от€ вначале он значилс€ в планах разработчиков, постепенно оказалось, что в сюжете всего несколько развилок. ¬прочем, выбор на них не так уж прост. ѕроводить графиню до места назначени€ Ч или сразу отправитьс€ туда, куда зовет долг перед нанимателем? ¬ первом случае вы получите награду от графини (ландскнехты, молчать!) и некоторый полезный опыт (ландскнехты! я кому сказал?!); но укрепление, которое велено защищать, вам придетс€ брать штурмом, потому что к его обороне вы опоздаете.

–еквием рогатой крысе

ѕо правде говор€, Dark Omen Ч не перва€ игра серии. ƒо нее была Shadow of the Horned Rat: игра с блистательной задумкой, но нелегкой судьбой.

“ам мы вели все того же ћоргана Ѕернхарда и его бравых реб€т через конфликты с орками и крысюками (и демоном, что извлек крысюков из ниоткуда).

скриншот Warhammer, 166KB
ѕостроилс€ классической цепью, череду€ стрелков и бойцов...

 рысолюди Ч одна из самых интересных рас мира Warhammer. Ѕольше всего они напоминают классических мутантов из научно-фантастических боевиков: полузвери, полулюди, владеющие высокой технологией, жующие гнилой камень (что-то вроде здешнего урана). –аса, возведша€ трусость в ранг принципа. –аса тайных убийц, укротителей немыслимых тварей и почитателей „умы. ¬прочем, подробный рассказ о них (и других расах Warhammer) вы прочитаете на нашем диске.

¬ саге о рогатой крысе нам как раз предоставл€лась полна€ свобода выбора миссий.  лаус, наш бухгалтер, просто собирал все выгодные предложени€, а их было предостаточно. —истема оплаты была устроена интереснее, чем в Dark Omen: нужно было платить каждому отр€ду, который выставили на поле бо€, так что еще и приходилось решать, нельз€ ли справитьс€ меньшими силами.

скриншот Warhammer, 170KB
...и угодил в замечательную ловушку.

ƒа и сам бой был, в некотором смысле, интереснее. Ќо это Ч заслуга не столько игровой системы, сколько национальных особенностей наших противников.

ѕомните, мы говорили о том, что солдаты умеют бо€тьс€ и бежать с пол€ бо€? “ак вот, в Dark Omen главный враг Ч нежить, котора€ ничего этого не умеет. “о есть вы, если что, бежите, а вот запугать противника вам, как правило, не дано (исключа€ отдельные отр€ды, а также немногие битвы против орков). Ётот факт несколько обедн€ет возможности; впрочем, тыловые и фланговые обходы все равно имеют смысл.

 

Ќесмотр€ на все это, Shadow of the Horned Rat на пьедестал не попал. » виной тому Ч несколько крупных просчетов разработчиков.

ќдин из них Ч графика; и дело даже не в допотопном движке, а в том, что собственно боевое окно занимало ничтожно малую часть окна. ѕочти как в Eye of Beholder. Ќо что худо-бедно позволено ролевке Ч непристойно дл€ стратегии.

скриншот Warhammer, 171KB
ј вот Ч правильное построение в такой ситуации.

¬торой Ч интерфейс... ƒо сих пор, как его вспоминаю, на клавиатуру падает скупа€ слеза. ƒаже мне, вооруженному руководством и немалым игровым опытом, пришлось потратить немало нервов, прежде чем € хоть как-то с ним освоилс€. ”добным он не стал даже к последней миссии. ќн не просто плох Ч он нереально ужасен.

“ретий Ч некоторые особенности системы Warhammer, которые совершенно напрасно были перенесены в компьютерную игру. ј именно: пушки врем€ от времени взрывались сами по себе, и с магами тоже происходило что-то подобное (так называемый сбой заклинани€, miscast, зачастую фатален).

ƒело в том, что Warhammer настольный рассчитан на однократную битву: там важны потери, конечно, но только в плане соотношени€ между вашими и вражескими. ј значит, гибель отдельно вз€того мага или пушки не страшна, коль скоро враг уже бежит. Ќу, а здесь такое правило страстно взывает к save/load, и многие игроки вообще решили, что без артиллерии жить проще.


—лава —игмару великому, после холодного приема Ђ–огатой крысыї разработчики не сложили оружие, а прин€ли уроки к сведению и осуществили вторую попытку. ƒвижок Dark Omen оказалс€ вполне современным, даже отчасти трехмерным (между прочим, в Ђ–огатой крысеї эффектов рельефа не было, только преп€тстви€). »нтерфейс переделали кардинально: вместо кучи информационных и управл€ющих панелей осталась только плавающа€ над картой кругла€ Ђкнопочницаї, миникарту тоже похоронили, заменив на флажки. ћышь наконец-то стало возможно использовать как обычно. Miscast и misfire ушли в прошлое, и, несмотр€ на это, пушки все же не стали супероружием. » только структуры миссий очень и очень жаль.

јрми€ ћоргана Ѕернхарда в лицах

ѕредставл€ем вашему вниманию некоторые наиболее отличившиес€ полки в составе наемной армии кондотьера Ѕернхарда, впоследствии Ч войска спасителей мира от полчищ оживших мертвецов.

Warhammer  авалери€ наемников.  раса и гордость армии: личный отр€д самого ћоргана Ѕернхарда. ¬сегда на острие решающего прорыва, хот€ злые €зыки и утверждают, что ћорган ее слишком бережет Ч больно уж дорого стоит замена боевого кон€ и доспехов.

Warhammer Ќаемные арбалетчики. ƒивное изобретение гномов, портативна€ баллиста, или арбалет, отлично приспособлена под пробивание доспехов. Ќо трудно привыкнуть, что стрелок, в отличие от лучника, неспособен стрел€ть поверх голов союзников...  омандир, ¬иллем ‘летчер, славитс€ своим хладнокровием даже в ситуации, когда его стрелы лет€т в гущу схватки. ѕриказ есть приказ!

Warhammer Ќаемные мечники.  апитан √унтер Ўепке смотрит на жизнь философски: пока в армии нет Ђрасходныхї отр€дов, именно ему предстоит сдерживать вражеское наступление, обеспечива€ коннице врем€ дл€ выхода в тыл. “олько во врем€ долгих переходов у него по€вл€етс€ врем€ смыть запекшуюс€ кровь с лица.

Warhammer Ќаемна€ артиллери€.  анонир ¬ольфганг Ўварцкопф обучалс€ в артиллерийской академии в Ќульне, где обзавелс€ базовой подготовкой по баллистике и глубочайшим уровнем фатализма.  уда-нибудь €дро безусловно попадет, не правда ли? Ќи один снар€д из пушки еще не покидал поверхности «емли навсегда.

Warhammer »мперские меченосцы. ¬ »мперии тем, кто показал свою доблесть перед лицом графа, дают право впредь, как насто€щему герою, идти в бой без щита, зато с большим двуручным резаком. ѕосле чего гордо бросают их, невзира€ на плебейское происхождение, пр€мо на благородных рыцарей непри€тел€. „то им брон€? ¬жж, хрусть, пополам!

Warhammer ‘лагелл€нты. ѕо его виду и не скажешь, но ≈взебий Ѕлеклый и его бешена€ брати€ Ч подлинные любимцы всей армии. ¬иной тому не веселый нрав и не умение показывать фокусы с чашечкой и двум€ шариками, а тот простой факт, что монахи никогда не отступают и тем самым берут на себ€ чью-то чужую долю смертей. ¬се равно, как учит их вера, конец света наступает: кому так уж хочетс€ присутствовать при нем лично?

Warhammer √номь€ дружина јзгуза. Ќаука учит нас, что из всех тел равного объема наименьша€ площадь поверхности Ч у шара: поэтому круглые гномьи пуза дешевле всего облечь в сплошную броню. ƒа и о подвижности думать не надо: гномы никогда не спешат. ¬ общем, это та сама€ пробка, которой намертво затыкают самые опасные бреши.

Warhammer  онники —вена  арлссона. —олдаты на службе в ѕограничье, как вы€снилось, почти не уступают элите наемников. Ќо есть у них один недостаток Ч ло€льность исходному хоз€ину. ¬от потому-то мы расстаемс€ с ними довольно рано и навсегда. ј так хотелось бы встретить их радостным кличем: Ђ арлссон вернулс€!ї

Warhammer Ќаемные огры. ≈сли ћорган Ѕернхард решит их проблемы с брать€ми меньшими Ч орками (а чего они больших реб€т не уважают?), то в составе его армии по€витс€ бригада бойцовых огров. Ўирока€ улыбка и €дреный аромат изо рта навод€т на врагов панику, и иногда противник бежит с пол€ бо€ просто при виде приближающейс€ ханы.

Warhammer ¬олки –агнара.  ак ни странно, это вовсе не представители отр€да собачьих, а сама€ что ни на есть нормальна€ кавалери€ норсков на службе у царицы  ислева. »х вожак, –агнар, знает толк в доброй охоте: в качестве дичи предпочитает не бекасов и даже не медведей, а ледовых троллей. Ќекоторые люб€т загон€ть их с копь€ми, но, как по мне, правильное оружие дл€ такой охоты Ч артиллери€...

Warhammer »мперска€ мортира. ”жасающее орудие смерти, основанное на новейшем научном принципе: Ђна кого —игмар пошлетї.   счастью, летает €дрышко далеко, игнориру€ холмы, здани€ и прочие мелкие преп€тстви€. ј потому есть надежда не уронить его себе на голову.

Warhammer »мперский паровой танк. ¬ершина научно-технической мысли: железный гроб на колесиках, который ездит. Ќа практике доказал свою надежность: сорок вооруженных до зубов орков так и не сумели его расковыр€ть, чтобы извлечь изнутри м€гонькую тушку танкиста Ћюдвига. ¬ооружен пушкой, правда, маленькой.

Warhammer Ћютер ќгнебой. —ам себе боева€ единица, и похлеще многих. Ќа все руки мастер: и бабахнуть огнем, и телепортироватьс€ (например, чтобы вызвать у вражеских зомби безусловный рефлекс: Ђћ€€€€со!!!ї). ј впоследствии переквалифицируетс€ в сокрушители колесниц: только он может пришпилить своими чарами колесницу к месту, как жука, чтобы потом без спешки обжарить со всех сторон восседающую на ней мумию.

Warhammer ¬ладимир Ѕуревестник. ј вот его суровый коллега, придворный волхв царицы  атерины, по€вилс€ в наших р€дах слишком поздно. Ќо редчайша€ в этом мире ледова€ маги€ хороша тем, что некоторые ее закл€ти€ можно с успехом швыр€ть пр€мо в гущу схватки Ч без вреда дл€ своих.

–ассказ ветерана

...Ќаш отр€д скиталс€ на границах »мперии. “ам пошаливают гоблины и орки Ч а это значит, что местные землевладельцы регул€рно тр€сут кошельками. ѕравда, они тут не богачи, но и работа обычно простенька€.

¬от, например, отбились как-то от стада четыре гоблинских полка. »дут, значит.  ак водитс€ у этой шушеры, раст€нулись так, что передние задних не вид€т. —лучилось им проходить мимо деревни, и местный староста вообразил, что сейчас они пришли за ним лично. Ќу, деньги на дороге не вал€ютс€. ћы их преспокойно расстрел€ли, так что мечам почти и дела не нашлось. ј заодно еще сундучок какой-то с деньгами отхватили. Ќаверно, гоблинский. ј может, и из деревни, кака€ разница?

скриншот Warhammer, 130KB
’отите, не хотите ли, порой и дратьс€ надо...

“ут командиру повстречалс€ его дружок Ч —вен  арлссон. ќн тоже наемник, из норсков, теперь на службе в каком-то крохотном кн€жестве ѕограничь€. ќсновна€ орочь€ арми€ направл€лась именно туда, и мы вместе со стариной —веном и его конницей вышли им наперерез. „естно скажу: было жарко. ќрки на своих кабанах наделали в наших р€дах немало переполоху. Ќо командир, молодец, пропустил их колонну к городу, а потом мы наскочили с фланга и порубили стрелков. ’уже всего пришлось пехоте √унтера Ўепке: они прикрывали пушку от орочьей свинницы.

√еро€ми мы за€вились в этот, как его, “ойфельбад Ч „ертоград по-нашему. » что бы вы думали? ќказываетс€, эти самые орки не воевать нас шли Ч они бежали! Ќу, как вы понимаете, если уж орки бегут, так позади у них не кресть€не с вилами. » точно: нежить! » много! ќткуда столько Ч ведь до вампирского замка  арштейн неблизка€ дорога?

ѕовезло нам вот с чем: кроме орков, от нежити сбежал еще один парень, Ћютер. ќн из тех, что носит оранжевое. ћаг, в общем, причем огненный. ѕарень оказалс€ не промах, присоединилс€ к нам и показал класс. јвангард нежити мы покрошили; теперь бы пон€ть, куда идет основна€ арми€? ¬прочем, сперва хорошо бы пон€ть другое: кто заплатит?  омандир рассудил толково: в такие дела лучше лезть под знаменами »мперии. –аботенка-то светит недешева€...

Ќа императорской службе

¬ышли мы, стало быть, в ’ельмгарт через Ѕогенхафен. ј тут кака€-то графин€, черт ее сюда занес, попалась в разбойничью засаду. ≈е брава€, но не слишком могуча€ охрана отбиваетс€ как может.  азалось бы, дело привычное; только вот с бандитами приполз некромант...

—ентиментален все-таки наш командир.  азалось бы Ч ну, получи свои законные денежки и ступай себе мимо. “ак нет Ч решил показать, что он рыцарь и не бросит даму в беде. —идите, дескать, графин€, тут в церкви и смотрите, как мы за вас помирать будем. ’орошо хоть,  лаус с ума не сошел Ч вз€л с местного мэра сполна за защиту его гадюшника от нежити.

¬от стали мы вокруг церкви, а нежить поползла со всех сторон. ƒа не одна Ч с некромантом. “олько мы порубаем скелетов на холодец Ч трупарь палочкой махнет, и они снова с нами. ћорган велел магу его выцелить Ч так он защищен. ’орошо, пушкари не промазали.  ак плюхнуло ему €дром по маковке Ч только уши по ветру полетели.

ѕоганый это был бой. “руднее всего было прикрыть пушку, стрелков и прочую нежную публику. ¬едь приходитс€ чертову церквушку со всех сторон окружать, а нас, между прочим, не так много. Ќо чародейный господин себ€ отлично показал. » наградили мы его по справедливости: пушкарь наш после бо€ в какой-то местный домишко пальнул (так, заместо салюта) Ч так в руинах мы волшебную книгу подобрали.

скриншот Warhammer, 92KB
ѕо нашу душу прибыл инквизитор.

¬ общем, все это славно, только вот в ’ельмгарт мы опоздали. ≈сли бы не рыцарские порывы начальства Ч мы бы его защищали, а так пришлось штурмом брать. Ћучников, допустим, из пушки поснимали, а дальше что?

’рабрый все-таки парень оказалс€ этот самый Ћютер. “елепортировалс€ чуть ли не врагу в зубы, и только те кинулись хватать-давить-не пущать Ч прыгнул обратно. Ќежить, она ведь глупа€: видит врага Ч лезет в драку. “ак вот только и совладали.

ѕо всему было видать Ч пора в јльтдорф, в столицу. Ќа такие дела надо с императором договариватьс€. ќн нашего Ѕернхарда давно знает, скупитьс€ не будет. ¬от мы и собрались, только по дороге еще одна работенка привалила. јзгуз, гном, со своей дружиной застр€л на каком-то —игмаром забытом перевале, просит помочь расчистить Ч за какой-то замечательный щит гномьей работы. —частье тут было даже не в щите: впоследствии јзгуз нам очень пригодилс€.

—казки ¬еликого Ћеса

скриншот Warhammer, 154KB
Ќенавижу колдунишек!

√овор€т, ‘олькмар, теогонист при императоре (и не спрашивайте, что это за фигн€ така€ Ч теогонист) что-то напророчил. ¬о вс€ком случае, ихнее величество распахнул перед командиром свои сундуки и отправил нас в ¬еликий Ћес.

ќй, что было... Ќежити Ч толпы, но к этому мы уже привыкли. ј вот мумии... ѕозвольте, это что же получаетс€? ћы-то думали, что с сильванийцами деремс€ Ч вампиры, известное дело. ј мумии Ч это уже что-то с юга, из самой ’емри. –убить этих тварей Ч мечи пообломаешь, пушка и та не больно им страшна. ќдна радость Ч Ћютер со своими чарами: гор€т бинты на муми€х похлеще пороху. ј с одного отр€да добыли мы знам€: кто его несет Ч не побежит с пол€ бо€. ћы его промеж себ€ Ђфлагом смертничковї прозвали.  ому охота под таким в драку лезть?

«ато достались нам замечательные попутчики. ¬о-первых, флагелл€нты. Ёто рехнувшиес€ монахи, которые кричат о конце света и колошмат€т сами себ€ дубьем. ќтличное подспорье в драке! ‘лагелл€нт деретс€ насмерть: ему все равно на том свете хуже не будет.

скриншот Warhammer, 163KB
ќчень рискованный маневр: маг выходит на огневую дистанцию против стрелков.

ј во-вторых, здоровенна€ л€згающа€ железна€ коробка и ее обитатель, Ћюдвиг-танкист. ≈го отр€д покрошили орки, а сам он с командой выжил. Ђћы просто залезли в танк и закрылись изнутри. ќни до нас так и не добрались. Ќо у нас сломалась машина, и мы не можем никуда ехать!ї

ѕочему бы и не помочь? “ем паче что в бою танк как-то резко ожил и доставил оркам массу веселых минут.

ј потом мы еще раз встретились с Ћюдвигом. Ќо это Ч уже совсем друга€ истори€.


* * *

ѕосле этого старый ветеран еще долго рассказывал Ч о  ислеве, стране царицы  атерины, об охоте на троллей, о рыцар€х „ерного √раал€... Ќо только врагов становилось все больше, а цензурных слов в речи воина Ч все меньше, и поэтому остаток его рассказа мы вынуждены опустить.

Dark Omen сегодн€

ѕеред теми, кто хочет сегодн€ вспомнить великолепие этой игры, встает две существенных проблемы.

ѕерва€: многие новомодные мониторы просто не держат разрешени€ 640 на 480 (не говор€ уже о меньших). ѕоэтому, если картинка у вас на экране пошла широкими полосами Ч значит, нужен монитор поменьше или постарше.

¬тора€: неполна€ совместимость с операционными системами на базе Windows NT, то есть, в частности, Windows 2000 и Windows XP.

» если в случае 2000 проблему решает Service Pack 3, то во втором придетс€ идти на жертвы. ¬о-первых, в об€зательном пор€дке отключить цветной курсор, во-вторых, в зависимости от параметров оборудовани€ Ч возможно, отключить hardware rendering (многие современные видеокарты игра понимать отказываетс€), а иногда даже понизить качество изображени€.

ѕопробуйте также поигратьс€ с частотами развертки монитора. “ак, на одном из мониторов у мен€ игра сочла частоту 72 √ц враждебной провокацией, тогда как на 60 и 75 запустилась без проблем.

Ќаконец, если игра продолжает вести себ€ странно (например, неожиданно мен€ет цвета на красно-желто-мерзкую палитру), попробуйте проставить в Windows изначально 16-битный цвет.

¬ Windows 98 и ћ≈ никаких проблем (кроме размера монитора) не обнаружено.

„то принес нам Dark Omen

Ќачну с очевидного: если бы не Warhammer, вр€д ли сегодн€ существовала бы попул€рнейша€ сери€ стратегий Ч Total War. ќгромное количество идей и игровых механизмов перекочевала из Dark Omen в Shogun, а оттуда в Medieval и Rome. ј еще Ч в серию Ђ азакиї, Imperial Glory... Cловом, всюду, где, сломав былые принципы жанра, ввели пон€тие стро€ Ч и не прогадали.

скриншот Warhammer, 172KB
ѕолучилс€ типичный тир.

 

ј вот правильных миссий в духе Dark Omen так и не по€вилось. Warhammer 40 000: Dawn of War, которому, казалось бы, сам бог велел идти по его стопам, гораздо больше похож на Warcraft, хот€ и не без элементов Dark Omen. » это очень зр€.

¬ результате гигантский зар€д, который нес в себе Warhammer: Dark Omen, сегодн€ расходуетс€ процентов на 50: замечательный тактический режим прижилс€, но он срабатывает на Ђслучайныхї битвах, а не на тщательно срежиссированных мисси€х. ј хотелось бы и того, и другого.

—егодн€ это направление пытаютс€ реализовать в таких играх, как Ђћаги€ войныї, но насто€щий прорыв еще впереди.

— другой стороны, если бы в Warhammer был насто€щий, полнофункциональный мультиплеер в духе исходной игры Ч с подбором войск по правилам, близким к настольным, Ч то сегодн€ мы, веро€тно, имели бы достаточно много тактик с идейным подбором армии. „то это такое, человек, играющий только на компьютере, может представить на примере Ђƒемиурговї, где колода без идеи, простой Ђнабор сильных картї, гарантированно проигрывает. ¬ стратеги€х не-карточного жанра на компьютере такого подхода пока по-насто€щему нет Ч хот€ его пытались реализовать в военных играх Ђгенеральскойї серии (Panzer General, Fantasy General и другие).

Warhammer: Dark Omen попыталс€ повернуть жанр стратегий в реальном времени на другую дорогу, вместо протоптанной Dune 2, Warcraft и —&C. ≈му это удалось только отчасти: семена, им посе€нные, взошли, но урожай еще не созрел.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.5
проголосовало человек: 810
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€