ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

јвтор материала:
Ћеонид ѕрутков
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є7 (104) июль 2010
вид дл€ печати

„ерти

¬друг приходит дь€вол сам,

— бородою и с усам;

–ожа словно как у кошки,

ј глаза-то — что те плошки!

¬от и стал тот черт скакать

» зерно хвостом сбивать.

ѕетр ≈ршов, « онек-√орбунок»

»з всех мифических сущностей ближе всех к люд€м во всех смыслах наход€тс€ черти, а что мы знаем о чЄрте? «Ќичего, да и то не всЄ». ƒа, всем ведомо, что чертей множество и у них имеютс€ рога, кулички, мать, бабушка, перечница и кукла. „ерти берут, побирают, нос€т, шут€т и попутывают, бывают зелеными, пегими и полосатыми, иногда ломают ногу, а в некоторых местах им становитс€ тошно. —ам черт далеко не каждому брат, поминать его себе дороже, а искать с большой долей веро€тности следует в тихом омуте, на дне бутылки или же в  аунасе. ¬ музее.

Ќа этом нашим знани€м и конец, а ведь вернейшие и активнейшие спутники человечества заслуживают большего.

ƒвуногие без перьев

—переди совершенно немец: узенька€, беспрестанно вертевша€с€ и нюхавша€ все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким п€тачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел €ресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Ќо зато сзади он был насто€щий губернский стр€пчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадатьс€, что он не немец и не губернский стр€пчий, а просто черт.

Ќ.¬. √оголь, «Ќочь перед –ождеством»

 арикатура на Ќаполеона. «Ёто мой любимый сын».
„ерт из  аунасского музе€.

„ерти млекопитающие, пр€моход€щие, обладающие речевым аппаратом. «начительна€ часть тела покрыта темной кудлатой шерстью, более всего напоминающей козлиную. ¬ид€т в темноте. ћогут принимать вид лошади, козла, собаки, кошки, медвед€, обезь€ны, жабы, вороны, филина, быка, змеи, летающего дракона, бестелесной тени. ”спешно скрещиваютс€ с людьми, причем гибриды способны к дальнейшему размножению, что подтверждено столь уважаемыми людьми, как √иральд  амбрийский.

√ибриды сами по себе тоже бывают уважаемы. “ак, граф јнжуйский (неизвестно какой, но чаще всего называют ∆оффре —ерую ћантию или его сына ‘улька „ерного) женилс€ на ћелюзине, дочери —атаны, и жил с нею в браке долго и счастливо, пока в силу каких-то обсто€тельств супруга не была вынуждена отсто€ть мессу.  огда св€щенник подошел к ней с причастием, графин€ со словами: «Ќу, это уж слишком!» — вылетела в окно пр€мо сквозь витраж, забрав с собой двух из четырех родившихс€ в браке детей. —омнений сие ни у кого не вызывало, а св€той Ѕернар говорил о произошедших от анжуйской династии ѕлантагенетах: «ќт дь€вола они пошли, к дь€волу и уйдут». —ами ѕлантагенеты предками гордились, а в соборе јнжера до сих пор показывают тот самый витраж.

Ќав€зывали черту в родственники и Ќаполеона — правда, больше из вредности, — но вернемс€ к нашим черт€м.  ак правило, снизу они парнокопытны, но бывают и непарно. ѕоследние, видимо, происход€т от селенов, речь о которых впереди. ¬ число характерных особенностей черта вход€т также когти на передних конечност€х, длинный хвост и рога, которые в совокупности с копытами позвол€ют сделать определенные зоологические выводы.

 ак-то один из друзей великого  ювье, решив подшутить, надел шкуру дикого барана, вошел в спальню зоолога и разбудил хоз€ина криком: «—ейчас € съем теб€!» ”видев гост€,  ювье спокойно констатировал: «–ога, копыта — значит, траво€дное. Ќет, ты мен€ не съешь».

ѕри€тного аппетита!

“очных данных о том, ед€т ли черти людей, наука не имеет, но люди чертей ед€т. ћорских.

ћорского черта, он же морской скорпион (длина до 200 см, вес до 40 кг), красавцем не назовешь при всем желании. ѕриплюснутое тело, кожистые наросты, голова в полтуловища, огромна€ зубаста€ пасть... ћало того, по краю челюсти и губ свисает шевел€ща€с€ бахрома, на спине торчат тонкие колючки с шаровидным утолщением на конце, а за глазами имеетс€ нарост со свет€щимс€ «фонариком»-приманкой. Ѕудучи мастером маскировки, морской черт почти незаметен на фоне дна, где и лежит, подкараулива€ добычу — морского угр€, барабульку, даже небольших акул. ∆ертва загл€дывает на «огонек», пасть открываетс€, с шумом засасыва€ воду вместе с добычей. –ассказывают, что в брюхе морского черта длиной 65 см обнаружили треску длиной 58 см.

Ётим таланты «морского черта» не исчерпываютс€. ќн лихо «прыгает» по дну, за что его прозвали «л€гвой», и при необходимости задерживает на несколько минут дыхание, но люди цен€т его не за это, а за белое, плотное, лишенное костей и чрезвычайно нежное м€со. ќсобенно любим морской черт во ‘ранции, где его готов€т множеством способов, а голову, если удаетс€ ее заполучить, используют дл€ супа.

...ћефистофель

Ѕыл родом немец и любил картофель.

ћ.ё. Ћермонтов, «ѕир јсмоде€»

„ерт за обе щеки хлеб уписывал,

Ѕрезговать не стал и конь€ком.

¬ладимир ¬ысоцкий, «ѕро черта»

ѕо логике  ювье черти должны быть траво€дными, но тут возможны нюансы. ‘изиономи€ р€да чертей украшена свиным п€тачком, а свинь€ — создание все€дное; правда, некоторые черти по слухам пошли еще дальше и вместо орехов грызут камни. «ато другие — истинные гурманы, сиживавшие за лучшими столами и знающие, как, к примеру, употребл€ть устриц. Ќу и, само собой, черти кур€т и пьют все, что горит, по некоторым данным предпочита€ денатурат.

„то до прочих особенностей, то «кто-то увер€ет, что черти востроголовые, как птицы сычи, а многие, сверх того, уверены, что эти духи непременно хромые. ќни сломали себе ноги еще до сотворени€ человека, во врем€ сокрушительного падени€ всего сонма бесов с неба».

 стати, о птичках и ногах. ¬ еврейском фольклоре у чертей птичьи ноги, тогда как во всех иных традици€х они копытны. ѕочему? –аввин, которому был задан такой вопрос, сослалс€ на то, что ««емл€ олицетвор€ет этот мир, а ноги — св€зь с этим миром. ¬ этом аспекте существует большое сходство между черт€ми и птицами — точно так же, как у птиц — только частична€ св€зь с землей (значительную часть своей жизни они провод€т в воздухе), что выражаетс€ в относительной слабости их ног. “ак и у чертей: их св€зь с материальным ограничена. » это, может быть, то, что намеревались сообщить нам мудрецы, говор€, что у чертей птичьи ноги».

ѕроста€ чертовска€ жизнь

Ѕесконечны, безобразны,

¬ мутной мес€ца игре

«акружились бесы разны,

Ѕудто листь€ в но€бре...

—колько их! куда их гон€т?

„то так жалобно поют?

ƒомового ли хорон€т,

¬едьму ль замуж выдают?

ј.—. ѕушкин, «Ѕесы»

Ѕольшинство чертей посто€нно проживает в пекле, где и трудитс€, не поклада€ лап, подчин€€сь воистину адской дисциплине, — но есть немало чертей-индивидуалов, обитающих в болотах, озерах, лесах, заброшенных постройках, а самые наглые умудр€ютс€ освоить даже церкви. –азумеетс€, лишь те, где не все слава богу.

ќ том, как живетс€ р€довым труженикам котла и сковородки, вспоминают нечасто, но жизнь у них не мед. –абота до тринадцатого пота, придирчивое начальство, периодически возникающие конфликты в самом коллективе...

„ерт махнул рукою и сказал:

«» там не тот товарищ правит бал!»

¬ладимир ¬ысоцкий, «ѕро черта»

—уществование не охваченных коллективизацией чертей много легче. ќни чаще всего живут семь€ми и кланами, играют свадьбы, завод€т потомство, флиртуют с окрестными ведьмами, ход€т друг к другу в гости выпить кружечку-другую, перекинутьс€ в кости или в картишки. «¬ игре дл€ чертей нет удержу и не установлено законов: проигрывают все, что есть за душой», из чего следует, что душа у чертей все-таки имеетс€.

¬едьма, увидевши себ€ вдруг в темноте, вскрикнула. “ут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустилс€ нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. „удно устроено на нашем свете! ¬се, что ни живет в нем, все силитс€ перенимать и передразнивать один другого... —ловом, все лезет в люди!  огда эти люди не будут суетны! ћожно побитьс€ об заклад, что многим покажетс€ удивительно видеть черта, пустившегос€ и себе туда же. ƒосаднее всего то, что он, верно, воображает себ€ красавцем, между тем как фигура — взгл€нуть совестно. –ожа, как говорит ‘ома √ригорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!

Ќ.¬. √оголь, «Ќочь перед –ождеством»

 огда черт женитс€ на ведьме, молодые и гости устраивают пл€ски и игрища, но люд€м видны лишь возникающие на перекрестье дорог пыльные (снежные) вихри. ≈сли в такой вихрь бросить нож — смерч исчезнет, на земле или на снегу останутс€ следы копыт и п€тна крови, а ведьма еще долго будет ходить с пов€зкой на лице или на руке. ќ случа€х ранени€ жениха не сообщалось, но мстить нечисть будет. », между прочим, ее можно пон€ть — кому понравитс€, когда хулиганы зрени... то есть свадьбу порт€т!

„ертовы дедушки

ѕо€вление чертей в их нынешнем облике не то чтобы загадочно, просто сам процесс осталс€ за кадром. ¬ период становлени€ христианского искусства очень многое вообще не изображалось, так что ступеней трансформации мы не знаем. ∆ила-была вс€ческа€ антична€ чисть и нечисть, и вдруг хлоп — черти. –огатые, козлоногие и пакост€т. ¬от от рогов пл€сать и будем.

ѕетер-ѕаул –убенс и ян Ѕрегел-старший, «ѕан и —иринга».
¬ фильме «Ћабиринт ѕана» заглавный персонаж становитс€ дл€ главной героини проводником в магический мир.

»значальных природных демонов у греков имелось не столь уж и много. ƒве группы множественных да бог ѕан, внешне более козел, нежели человек. ¬ общем-то добродушный пастушеский покровитель не только имел рога, копыта и хвост, но, прожива€ в лесах, порос шерстью, чего не было у развеселых спутников ƒиониса, низших духов-сатиров, и рогатого, но лошадинокопытного —елена.

¬ поздней античности ѕан и —елен непон€тным образом размножились. ѕолучившиес€ селены, паны и паниски (панчики) примкнули к свите ƒиониса, а он был богом очень попул€рным, за что ранние христиане его и произвели в ведущие бесы. ƒа, сам ƒионис никогда не изображалс€ со звериными чертами, €вл€€ собой то симпатичного пожилого бородача, то очаровательного юношу, — но свита, свита... ѕравда, представить себе развеселого любвеобильного сатира поджаривающим грешников невозможно, но у черта был далеко не один дедушка. ‘антази€ римл€н была не особо богата, и представители низшей мифологии у них обретали зримую форму под вли€нием этрусков и греков, у этрусков же были очень страшные демоны преисподней, которые и повли€ли на иконографию чертей.

ƒемоны эти били людей молотами и топорами и вообще вс€чески терзали, да и рожи у них были соответствующие. ѕотусторонние мучители отлично ув€зывались с разухабистыми спутниками ƒиониса и ѕаном, который еще и страх насылал. ≈сли уж златокудрый јполлон превратилс€ в беса, то у рогатых и хвостатых персонажей в христианские времена альтернативы и вовсе не было. “олько в черти! Ќу а последним античным «приветом», видимо, стала хромота, унаследованна€ «сброшенными с небес» бесами от сброшенного с ќлимпа прокопченного до адского состо€ни€ √ефеста.

Ќу а сам Ћюцифер, как и положено черту, родилс€ из неправильного перевода.

«—атир, преследующий менаду». јттическа€ амфора работы мастера  леофрада. ќк. 500-490 до н.э.
ћ. ¬рубель, «ѕан».

« ак упал ты с неба, денница, сын зари! разбилс€ о землю, попиравший народы...» ѕеревод€ этот кусочек из »сайи о царе вавилонском, »ероним перевел фактически определение планеты ¬енера как «несущий свет» (от lucem ferre). ѕосле чего этот пассаж по аналогии был прин€т за описание восстани€ ангелов, и предводитель оного обрел романтическое им€. ƒамам и девицам веками снилс€ «дух печально-строгий, прин€вший им€ утренней звезды», поэты посв€щали ему поэмы, вольнодумцы и богоборцы поминали всуе. ƒаже сорт цветов вывели, и это когда большинство р€довых чертей о такой роскоши, как личное им€, могли только мечтать. Ќеравенство, однако!

Ќу а само слово «чЄрт» (в старой орфографии употребл€лось также написание «чорт»), оно-то откуда вз€лось? ј черт его знает! —ловари привод€т множество эвфемизмов (враг рода человеческого: нечистый, некошный, черна€ сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, от€па, хохлик и т.д.), и только. ¬ сказках можно встретить упоминани€ о подземных жилищах чертей, при желании сюда можно приплести слово «чертоги». ј.Ќ. јфанасьев возводил слово «чЄрт» к «чЄрному» — цвету, обычно ассоциирующемус€ со злом, но тогда почему «чЄрт», а не «чЄрн»?

≈ще одна верси€ отталкиваетс€ от ненецкого мифа о «малом народце» сихирт€, сирт€, владевшем в подземном мире стадами мамонтов («земл€ных оленей»). ¬ слав€нских устах «сирт€» вполне могли превратитьс€ в черта.  стати, в не столь уж и давнем прошлом «черт» было довольно сильным ругательством как в русском, так и в других €зыках, даже уровень брани часто классифицировали как «дальше черта».

Ќавеки вместе

ћефистофель,

ћне ближе жизненные соки,

–ум€нец, розовые щеки.

 отам нужна жива€ мышь,

»х мертвою не соблазнишь.

»оганн √ете, «‘ауст»

« уда? — закричал он, ухват€ за хвост хотевшего убежать черта, — постой, при€тель, еще не все: € еще не поблагодарил теб€». “ут, схвативши хворостину, отвесил он ему три удара, и бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель. »так, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен.

Ќ.¬. √оголь, «Ќочь перед –ождеством»

ќсновное зан€тие черта — вс€чески вредить люд€м, но это в теории, а на практике есть черти и черти. “о бишь есть противники Ѕога, а есть мелкие пакостники и фольклорна€ сволочь. » если первые существуют только в христианстве и в тех местах, куда просочились из христианства, то вариант злых духов имеетс€ даже в индуизме.

„ерти первой категории страшны, коварны, удачливы, ироничны, непон€тны простым смертным, а порой еще и элегантны. —ладить с ними, если они за вас вз€лись, практически невозможно, разве что впасть в глубочайшую праведность или погибнуть физически, но душу спасти. Ѕывает, однако, что чертовска€ элита по тем или иным причинам начинает покровительствовать приличным люд€м, о чем нам, в частности, поведал Ѕулгаков.

— черт€ми второго типа умный человек всегда не только сладит, но и останетс€ с прибылью. » неудивительно, так как эта «по-своему несчастна€» сила хочет как хуже, а получаетс€ как всегда.

Ѕедненький бес

ѕод кобылу подлез,

ѕонатужилс€,

ѕонапружилс€,

ѕриподн€л кобылу, два шага шагнул.

Ќа третьем упал, ножки прот€нул.

ј Ѕалда ему: «√лупый ты бес,

 уда ж ты за нами полез?

» руками-то снести не смог,

ј €, смотри, снесу промеж ног».

—ел Ѕалда на кобылку верхом

ƒа версту проскакал, так что пыль столбом.

»спугалс€ бесенок и к деду

ѕошел рассказывать про такую победу.

„ерти стали в кружок,

ƒелать нечего — собрали полный оброк

ƒа на Ѕалду взвалили мешок.

ј.—. ѕушкин, «—казка о попе
и о работнике его Ѕалде»

ќсобенно черт€м не везет с бывалыми солдатами, которым после капралов да сержантов никака€ нечисть не страшна, зато с глупым, завистливым, ленивым, жадным управитс€ самый незадачливый бес. ≈сли будет действовать по правилам, сформулированным Ћисой јлисой и  отом Ѕазилио. ѕомните: «Ќа жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош» и далее по тексту.

якоб …орданс, «—атир и кресть€не».
»ллюстраци€ к сказке «—олдат и черт».

Ќа заметку: универсальными средствами дл€ борьбы с «христианским» чертом до сих пор остаютс€ св€та€ вода и крестное знаменье.

Ќе только черти вли€ют на людей, но и люди на чертей. »спанский черт будет отличатьс€ от немецкого, финский от греческого, а грузинский от английского. —лав€нские черти более или менее подобны, но национальные особенности прослеживаютс€ и здесь. ѕри желании можно сравнить описанного √оголем украинского черта с пострадавшими от Ѕалды русскими черт€ми или же чертом белорусским.

ќсобенностью последнего €вл€етс€ любовь к человеческому образу, а именно — к образу пана, паныча (молодого пана). Ёто худощавый, красивый юноша, одетый франтовато и об€зательно — в узкие клетчатые или полосатые штаны, фрак и — тоже об€зательно! — шл€пу-котелок (один в один булгаковский  оровьев!). ≈сли присмотретьс€, под фраком можно увидеть хвост, а под шл€пой — рожки, но лучше всего намазать глаза специальной мазью, тогда даже шл€па и фрак не помешают. “акой взгл€д пронзает все маскировочные оболочки черта и показывает его в истинном виде — мохнатым и копытным.

Ќа заметку: если «паныч» дарит что-то дорогое, подарок обращаетс€ во вс€кую ерунду. Ќапример, золото — в ржавую болотную руду. «ато если презентует нечто бросовое (уголь, например), то это становитс€, наоборот, чем-то ценным. „аще всего золотом или драгоценными камн€ми.

ƒевушкам же полезно знать о литовском чертике — шпиерасе. ќн €вл€етс€ на землю исключительно по субботам и только на танцы. Ўпиерас прикидываетс€ красивым парнем и начинает морочить девушкам головы. ќпознаетс€ по копытам, но дл€ этого ему нужно наступить во врем€ танца на ногу. —амое обидное то, что, если парень насто€щий, отдавленна€ нога может отвадить его от неуклюжей партнерши. Ќа радость поганцу-шпиерасу.

„ерти вообще обожают стравливать людей, на то они и черти.

Ќа заметку: от черта можно отбитьс€, если предложить ему выполнить невыполнимую задачу — например, принести воды решетом.

—ам хоз€ин был черен, как в дегте,

” него были длинные когти,

√ибкий хвост под плащем он пр€тал.

∆ил он скромно, хот€ не медведем,

» известно было сосед€м,

„то он просто-напросто дь€вол.

Ќиколай √умилев, «“эффи»

Tabula rasa

ѕорочны ли инфернальные создани€ по своей природе или, если их воспитать должным образом, способны стать достойными членами общества? —уд€ по ’еллбою, из черта вполне можно вырастить человека, более того — геро€.

–ога у ’еллбо€ отрастают, когда в нем пробуждаетс€ демоническа€ кровь.
ѕоскольку права€ рука слишком велика, пришлось герою из пекла учитьс€ стрел€ть левой.

Ќа «емлю он попал в конце ¬торой мировой войны, когда нацисты и примкнувший к ним темный маг √ригорий –аспутин пытались изменить ход событий с помощью оккультных ритуалов. ѕризванный в наш мир юный чертенок ничем фашистам не помог, и вскоре его подобрали американские военные. Ќа роль сына полка малыш, обладавший в придачу к стандартным внешним чертовским атрибутам громадной каменной кистью правой руки, не годилс€. Ќу и что? ’еллбою нашлось место в р€дах Ѕюро по борьбе с паранормальными €влени€ми и прочей чертовщиной — он даже не слишком выдел€лс€ на фоне коллег, большинство которых можно было назвать людьми лишь с изр€дной нат€жкой.

’от€ внешне ’еллбой — вылитый черт, злоупотребл€ющий т€желой атлетикой, «национальность» у него друга€. Ѕудучи плодом порочной св€зи человеческой ведьмы и демона и стесн€€сь данного факта, ’еллбой завел привычку подпиливать свои шикарные рога, чтобы не столь сильно походить на исчадие јда. Ћюбой, кто близко знает этого милого полукровку, подтвердит, что он — добрейшей души создание, верный друг и самоотверженный борец со злом. Ќедаром в 1952 году ќрганизаци€ ќбъединенных Ќаций удостоила ’еллбо€ звани€ почетного представител€ человечества. ≈сли что и досталось ему в наследство от предков по отцовской линии, так это резковатый юмор да изр€дна€ разрушительна€ сила. Ќо сам он все равно страдает из-за своего происхождени€ — ему было предначертано стать «верем јпокалипсиса, и ’еллбой знает, что в глубине его сердца посе€ны семена зла, которые еще могут дать всходы.

Ќа заметку: ’еллбой показан всемирно известным и уважаемым членом общества лишь на страницах комиксов. ¬ экранизаци€х он долгое врем€ вынужден жить в уединении и совершать свои подвиги в тайне от простых людей.

ƒемоническа€ кровь сделала ’еллбо€ идеальным истребителем нечисти: он необычайно силен и вынослив, владеет некромантией, а правой рукой он может отправить в нокдаун практически любого противника или поймать пулю. ѕриродные таланты, тем не менее, не мешают нашему герою оставатьс€ большим ценителем огнестрельного оружи€, которым ’еллбой владеет в совершенстве.

 осмический дь€вол

¬стретить чертообразного можно и на просторах далекой-далекой галактики. ѕусть ничего инфернального в деваронцах нет, сам вид краснокожего рогатого гуманоида с острыми, как у акулы зубами, заставл€ет представителей многих рас чувствовать себ€ неуютно.

—одержание вполне соответствует внешнему облику: мужчины-деваронцы известны буйным темпераментом, упр€мством и страстью к риску. Ќеудивительно, что деваронцы одними из первых народов далекой галактики начали осваивать космос.  роме того, они, как и наши «родные» черти, склонны к хитрост€м и обману, что частенько заводит их на преступную стезю. ќдин из самых известных представителей этой расы — контрабандист и жулик ¬илмар √рарк — во времена заката —тарой –еспублики и ¬ойн клонов успел и на ƒарта —идиуса поработать, и с джеда€ми подружитьс€. ќдного из рыцарей находчивый деваронец даже спас от неминуемой смерти, когда на джедаев началась охота.

„ерти в играх

KingТs Bounty:
Ћегенда о рыцаре

¬ современных адских иерархи€х черти — зачастую их называют бесами или импами — занимают самые низкие позиции. Ѕедн€гам отводитс€ роль пушечного м€са демонических армий.

Heroes of Might & Magic V

¬ сериале Diablo бесы — мелкие, трусливые, но в больших количествах весьма агрессивные создани€, поведением и внешностью напоминающие гоблинов. —ложно поверить, что некогда они были могучими демонами, пытавшимис€ свергнуть самого ƒь€бло. ¬осстание провалилось, и разгневанный повелитель ѕреисподней превратил незадачливых революционеров в мелкую нечисть, орды которой заполонили мир смертных.

„ерти зачастую искупают свою физическую немощь огромным количеством и полезными умени€ми. ¬ стратегической серии Heroes of Might & Magic бесы и черти, остава€сь самыми слабыми бойцами замка »нферно, навострились воровать у вражеского полководца драгоценную ману. —хожую картину мы наблюдаем в дилогии KingТs Bounty: импы и их старшие брать€ импы-насмешники забрасывают противников огненными шарами, умеют выводить из себ€ непри€тельские отр€ды, враги же на их атаки не отвечают.

 уда большим уважением в игровых вселенных пользуютс€ пр€мые потомки €зыческих богов и их спутников. ¬ трилогии God of War сатиры — весьма опасные противники, вооруженные обычно двуручным оружием. »роничный сатир по имени ѕан — искатель приключений, бард и волшебник с восьмисотлетним стажем — стал одним из аргонавтов и спутников ясона в игре Rise of the Argonauts. Ќесмотр€ на почтенный возраст и достаточно миролюбивый нрав, ѕан в совершенстве владеет боевым посохом, а если припрет, не стесн€етс€ пускать в дело острые рога.

Rise of the Argonauts

¬о вселенной Warсraft встречаютс€ как бесы, так и сатиры. ѕервые — мелкие подручные чародеев ѕылающего легиона, вторым отводитс€ более значительна€ роль. ѕредками первых сатиров были эльфы, которых демоны соблазнили обещани€ми могущества и величи€. —делки с ѕылающим легионом никогда не обход€тс€ без непри€тных последствий — под вли€нием демонической магии эльфы полностью преобразились. ” них по€вились хвост, рога, копыта и жестка€ шерсть на нижних конечност€х, острые когти — на верхних...

Ќовый облик в полной мере отражает изменени€ во внутреннем мире бывших эльфов — единственными цел€ми в их жизни стали разрушение и причинение страданий окружающим. —тоит ли удивл€тьс€, что ночные эльфы ненавид€т былых сородичей и истребл€ют сатиров при первой возможности? —реди сатиров часто встречаютс€ сильные маги, в целом же представители этого вероломного народа не признают честного бо€ и то и дело устраивают врагам ловушки.

Ќаиболее комплексным подходом в отношении чертей и их родичей могут похвастатьс€ все же авторы Dungeons & Dragons. ћестные сатиры почти не отличаютс€ от своих античных прародителей как внешне, так и по характеру. ќни живут на лоне природы, цен€т комфорт, праздность и компанию дриад, на первый взгл€д дружелюбны, но обожают издеватьс€ над путниками и легко приход€т в €рость.

Planescape: Torment
—атир в World of Warcraft
Ѕес в World of Warcraft

ƒемоническа€ сущность чертей нашла отражение в тифлингах — потомках порочной св€зи человека и потусторонних созданий. ќт последних тифлинги унаследовали как внешние атрибуты, вроде пресловутых рогов и хвоста, так и неуживчивый, агрессивный характер.

Ќа заметку: с выходом четвертой редакции Dungeons & Dragons внешний облик тифлингов подвергс€ кардинальным переменам. ¬ прежние времена рожки, острые зубы, хвосты, лишние пальцы не бросались в глаза, так что в полутьме или надев головной убор тифлинг мог сойти за человека или эльфа. “еперь же рога стали неотъемлемым атрибутом этой расы и пышностью этих самых «головных уборов» тифлинги могут соперничать с горными козлами и баранами.

ќбыватели относ€тс€ к тифлингам по меньшей мере с недоверием, а то и с неприкрытой злобой. ”читыва€, что тифлинги склонны к обману и зачастую станов€тс€ ворами, убийцами или темными магами, их репутаци€ вполне заслуженна. —ами они плат€т окружающим взаимностью — даже самые благородные тифлинги отличаютс€ ершистым поведением, едким сарказмом, а друзей завод€т с большим трудом.

Ќесмотр€ на жутко-
ватый внешний вид, персонажи-тифлинги получают прибавку
к оба€нию.
Diablo III
—атиры крайне редко встречаютс€ в компьютерных
играх по мотивам
Dungeons & Dragons.

Ѕлагодар€ перечисленным качествам из тифлингов получаютс€ очень €ркие персонажи, и в последние годы в компьютерных адаптаци€х Dungeons & Dragons тифлинг — первый кандидат на роль партийного шутника и вора.

Ќамалевал ¬акула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дит€, подносили его к картине и говорили: «ќн бачь, €ка кака намалевана!»

Ќ.¬. √оголь, «Ќочь перед –ождеством»


***

— другой стороны черт не так страшен, как его малюют, и вообще периодически совершает благо, даже если хочет зла. ј иногда даже и не хочет, так что да здравствует толерантность и на этом направлении! ƒа и куда мы денемс€ от них, а они от нас?

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
7.7
проголосовало человек: 145
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€
ќзонирование бассейна
ѕродажа бассейнов и оборудовани€. ѕродажа оборудовани€ дл€ бассейнов
ozon-voda.ru