КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕПОРТАЖИ С ВЫСТАВКИ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (104) июль 2010
вид для печати

КРИ 2010

Сколько бы мы ни говорили, что КРИ и «Игромир» — разные мероприятия для разной аудитории, это как минимум сообщающиеся сосуды. И тот, что ориентирован на вас, игроков, притягательнее для разработчиков и издателей. А КРИ замыкается в узком кругу представителей индустрии. Конечно, этот узкий круг не так уж узок, счет в нем идет на тысячи, но все же никак не на сотню тысяч. Входной билет стоимость шесть тысяч рублей, хоть и не подорожал с прошлого года, по-прежнему надежно отсекает любопытствующих.

Тренды

КРИ, как, впрочем, и все прочие массовые игровые мероприятия, делают издатели. Что привезут, то и будет. Основная тенденция — издатели все больше ограничивают свое участи в КРИ, а освободившееся пространство занимают социальные сети. «Новый Диск» в этом году вовсе не нашел у себя достойных проектов и считает, что они появятся не раньше Е3. А «Руссобит-М» — просто не видит. Несколько лет подряд стенд стоял для проформы, а с приходом кризиса и вовсе исчез. Остальные издатели заявили о себе стендами, где можно было лично пощупать последние разработки. 1С, демонстрируя прошлогодний «антикризисный» стенд, стал тем не менее одним из немногих, кто привез на КРИ новые собственные разработки. Вы найдете их в разделе превью.

Самым активным участником КРИ стала Mail.Ru. Поставив целью добавить к званию крупнейшего портала погоны крупнейшего издателя онлайновых игр, Mail.Ru оптовыми партиями нанимает людей, в то время как остальные компании их сокращают. Эти адепты утверждают, что Mail.Ru принадлежит 60% онлайнового российского рынка в денежном выражении и обижаются на недостаточное наше внимание к проектам.

Меньше года назад компания официально заявила о себе как издателе онлайновых игр, прибавив к этому «крупнейший», так как, кроме Nival Network и Astrum Оnline, никто всерьез на этот рынок не посягал. Появление издателя на рынке прошло практически незамеченным. Компания попробовала нанять штат разработчиков, но оказалось, что бесхозных команд, способных что-то делать, на рынке нет. Те, что были, недавно собрались под крылом Astrum Оnline.

Тогда компания решила вопрос радикально, купив 100% Astrum Nival, 50% Nikita Online, и по-прежнему активно пополняет свои ряды. Приветствуются и те, кто готов способствовать процветанию компании на общественных началах — например, создавая приложения в «Моем Мире».

И хотя она владеет крупными студиями, в активе у нее весьма умеренного качества онлайновые проекты и обширные социальные сети — такие, как «Мой мир» и «Любимая ферма». Какого звания безусловно заслуживает Mail.Ru — так это тренд года. В ее изменениях на протяжении последнего года вполне отчетливо просматриваются тенденции современного нам игростроя.

Доклады и дискуссии

Доклады на КРИ всегда были в первую очередь искусством самопрезентации. Здесь мало кто безумен настолько, чтобы просто так делиться чем-нибудь ценным. Совсем другое дело — если надо продвинуть и утвердить идею или мнение.

Одним из характерных докладов было выступление Дмитрия Девишева, старейшего сотрудника Nival Interactive, а ныне директора по разработке игр Mail.Ru, с «Советами разработчикам». Смысл советов вкратце таков: если вы не можете собрать команду из трехсот высокопрофессиональных разработчиков и стартовый капитал от 1 млн долларов, в MMORPG вам делать нечего. Но вы можете присоединиться к ним. Так как в России онлайновая игра себя не оправдает, портрет игры будущего таков: ориентация на Китай и Корею и, как следствие, клонирование, griding и постоянная разработка способов добыть из игрока еще немного денег. Его доклад был интересен конкретными цифрами, любая конкретика всегда интересна. Скажем — в успешной игре free2play каждый зарегистрированный пользователь должен тратить в среднем по тридцать рублей в день. Меньше — невыгодно, больше — разбегутся игроки.

С ним перекликаются и размышления Сергея Орловского, собравшего аншлаг докладом в защиту социальных игр. По его мнению, игры будут еще долго эволюционировать, поэтому не надо их пугаться, рынок с нынешними проектами близок к насыщению, надо придумывать что-то новое. А так как успешным бывает один проект из семи, никакого самостоятельного выхода из ситуации тоже, в сущности, нет. Имеют шанс — недолго — только очень маленькие команды с самыми примитивными играми.

Кстати, несчастье, по Орловскому, это когда человек застрял в некомфортном для него окружении, и социальные игры помогают решить эту проблему. Мне кажется — строго наоборот, в недрах социальных игр будут целые резервации людей из одного социального слоя, готовые вкладывать сумму N, чтобы из этого окружения вырваться, и потому застрявшие в нем. И те, кто готов заплатить 10N, чтобы получить иллюзию выхода в новое окружение, и опять-таки оказавшиеся плечом к плечу с братьями по разуму.

Вообще, это очень грустно — сколько вокруг нас несчастных людей, готовых тратить время и деньги в примитивных играх ради «волшебства общения»...

Светлым пятном стал доклад Свена Винке, который, апеллируя к своему опыту разработки игр серии Divinity, убеждал разработчиков быть самим себе издателем. Хотя не все его предложения реализуемы в нашей стране — например, система налоговых льгот для разработчиков у нас отсутствует. Впрочем, на эту тему у разработчиков был отдельный семинар.

Все доклады тут не упомянуть, но, к счастью, техника не стоит на месте — большинство сколько-нибудь интересных докладов вы при желании без труда найдете на YouTube.

Детские игры

Не могу выкинуть традиционный пункт из отчета, хотя здесь мне вас почти нечем порадовать. Тенденции в этой области неутешительные. Разработка детских игр требует много сил, времени и средств, потом надо убедить всех заинтересованных, что это подходит детям, — а аудитория при этом куда меньше. То ли дело браузерные игрушки и всевозможные мини-игры, а также примитивные социальные сети — эти нарядные простенькие проекты, которые можно выпускать повзводно, подходят всем — и детям, и тем обитателям офисов, чья измученная тетрисом душа жаждет перемен. Ребенок играть может? Может. Вот и прекрасно — будешь детской игрой. Во всяком случае, ни одной полноценной детской игры на КРИ нам обнаружить не удалось.

Правда, «Новый Диск» в кулуарах поделился информацией, что они активно работают над получением финансирования на детские развивающие проекты и готовы над ними трудиться. Это не странно — у НД в лучшие времена был самый мощный отдел детских игр. Но реальность такова, что пока этого финансирования нет.

Ассоциация

Все издатели и большинство разработчиков заявили об активном участии в формировании Ассоциации разработчиков и издателей игр. Она еще не зарегистрирована, то есть формально не существует, но уже активно функционирует. Среди ключевых задач Ассоциация числит борьбу с пиратами, защиту прав участников, снижение налогов, подготовку профессиональных кадров и много других амбициозных проектов. Звучит заманчиво, хотя на наших просторах такие явления редки. Собираются такие ассоциации под давлением обстоятельств и обычно не выдерживают желания участников получить больше, чем отдали. Но вообще-то затея интересная, мы с интересом будем за ней наблюдать.

Награды и герои

Три дня члены жюри честно ходили по стендам, а там выбивались из сил, чтобы показать товар лицом. И наконец со сцены огромного конференц-зала (в этом году процедуре подведения итогов вернули ее законное место) члены жюри по очереди огласили результаты голосования. Вот они:

  • Лучшая игра КРИ-2010 — Метро 2033 (4A Games, Акелла)

  • Лучшая компания-разработчик — Wargaming.net

  • Лучшая компания-издатель КРИ-2010 — Mail.Ru

  • Лучшая компания-локализатор — 1C-СофтКлаб

  • Приз от прессы — Elements of War (Lesta, Playnatic)

  • Лучшая зарубежная игра — Darksiders (Бука)

  • Лучшая игра для игровых консолей — Симбионт (Бука)

  • Лучшая casual-игра — Именем короля (Playrix)

  • Лучший дебют — Королевство (Skazka)

  • Лучшая игра без издателя — Monolith (Lesta)

  • Самый нестандартный проект — Postal 3 (Акелла)

  • Лучший игровой дизайн — Collapse: Ярость (Creoteam, Бука)

  • Лучшая игровая графика — Приключения капитана Блада (1С)

  • Лучшая технология — Метро 2033 (4A Games, Акелла)

  • Лучшая игра для социальных сетей — Любимая ферма (Mail.Ru)

  • Лучшая браузерная онлайн-игра — Джаггернаут (Mail.Ru)

  • Лучшая клиентская онлайн-игра — World of Tanks (Wargaming.net)

  • Приз зрительских симпатий КРИ-2010 — Северный клинок (Mail.Ru)


Для нас очень важной стала номинация:

  • Приз от индустрии — Андрей Ленский (ЛКИ)

Церемония награждения началась минутой молчания. Насколько нам известно, по поводу этой номинации среди членов жюри разногласий не было. И это очень важно для нас. Ведь поддержку всех этих людей, кто проголосовал за Андрея, и тех, кто встал, чтобы почтить его память, переоценить невозможно. Мы благодарны всем, кто был в этот вечер в зале.

В сухом остатке

На мой взгляд, КРИ стала тем, чем должна быть: закрытой конференцией для разработчиков, издателей и прессы, где они раз в год имеют возможность спокойно встретиться и посмотреть друг на друга. Другой вопрос, что в этом спокойствии много подводных камней: издатели не мотивированы везти сюда новые проекты и приберегают их до более достойного повода. Почти никто на привез и «дорогих» во всех смыслах гостей. То есть для прессы информационных поводов в этом году на КРИ было очень немного. Ну а для организаторов это в первую очередь коммерческий проект, который должен как минимум себя окупать. А для этого в него должен кто-то вкладываться... в общем, вы поняли.

Впрочем, как сказала моя замечательная коллега Таня Шацкая, «даже если в следующем году КРИ отменят, все эти люди все равно соберутся вместе на этом крыльце, потому что иначе они уже не могут».

И это чистая правда.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9
проголосовало человек: 23
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования