ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

јвтор материала:
Ћеонид ѕрутков
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є9 (106) сент€брь 2010
вид дл€ печати

ќборотни

ќборотень — человек, способный превращатьс€ в некоторых животных: в волка (вервольф), в лисицу (кицунэ) и т. д. ” суеверных людей вызывает ужас, непон€тно почему. ¬. ѕ.  орнеев, например, когда у него разболелс€ зуб мудрости, обернулс€ петухом, и ему сразу полегчало.

ј. и Ѕ. —тругацкие, «ѕонедельник начинаетс€ в субботу»

ѕри слове «оборотень» в любезном отечестве чаще всего вспоминают либо нехорошего человека (главным образом, в погонах), либо вервольфа, ликантропа, волколака — словом, нечто волчье. ѕри всем нашем уважении к люд€м-волкам приходитс€ признать, что оборотень — это не только серый мех, но и шерсть самых разных цветов, а также перь€, чешу€, вершки, корешки, а иногда и железо с бумагой.

„то положено ёпитеру, не положено быку

 орреджо, «Ћеда и лебедь».

≈диного мнени€ о том, кого считать оборотнем, нет. »сследователи то и дело впадают в крайности, то учитыва€ всех, кто способен мен€ть свой облик, то ограничива€сь старыми добрыми вервольфами. ƒескать, насто€щие оборотни лишь они, а остальные — так, примазались. »стина же, как и водитс€, лежит где-то посередине.

—огласитесь, глупо считать оборотнем «евса, хоть он и превращалс€ направо и налево (налево все-таки чаще — Ћеда, ≈вропа и ƒана€ тому свиде- тельницы)

¬идимо, оборотн€ми нужно считать тех, кому форму мен€ть природой не положено, а они мен€ют, причем регул€рно. Ѕоги, черти и чародеи проход€т все же по другому ведомству, хот€ спутать можно.

—огласитесь, глупо считать оборотнем «евса, хоть он и превращалс€ направо и налево (налево все-таки чаще — Ћеда, ≈вропа и ƒана€ тому свидетельницы), или јфину, регул€рно обращавшуюс€ совой. ƒл€ богов смена облика — така€ мелочь! ¬ыведем за скобки и адский контингент, который сколько угодно может притвор€тьс€ козлами, котами и тому подобными жабами, суть-то остаетс€ прежней, диавольской. „уть сложней с ведьмами и колдунами, но те, кто становитс€ животным на короткий срок и с конкретной целью (сбежать, подслушать, форсировать ту или иную преграду), еще не оборотни. Ќу обернулась ћарина ћнишек сорокой и вылетела в окно, а кто б на ее месте не обернулс€, если б умел?

ѕривет! ƒобрый день! я — ќборотень,

Ќеловко вчерась обернулс€:

’отел превратитьс€ в дыр€вый плетень,

ƒа вот посередке запнулс€.

» кто € теперь, самому не пон€ть, —

Ёк мен€, братцы, скривило!

Ќет, что-то стала нам всем измен€ть

Ќаша нечиста€ сила!

¬ладимир ¬ысоцкий,
« уплеты нечистой силы»

«акономерен вопрос, €вл€ютс€ ли оборотн€ми царевны и принцы-л€гушки, уж, за которого вышла бедн€жка Ёгле, ‘инист ясный сокол и прочие фольклорные женихи и невесты, что, оземь гр€нувшись, станов€тс€ красными девицами и добрыми молодцами.

“ут будем исходить из того, что дл€ оборотн€ обращение естественно, оно часть его природы, а не какое-то особое отдельное колдовство, свое или чужое. —оответственно, ¬асилиса, хоть и была весьма активна, снима€ и надева€ л€гушечью кожу по своей воле и разъезжа€ по пирам, оборотнем в полном смысле этого слова не €вл€лась. ¬ отличие от ¬орона из сказки «—олнце, ћес€ц, ¬орон» или того же ‘иниста.

Ќу а те, кто раз и навсегда волею богов, прокл€ти€ или еще каких обсто€тельств становилс€ лаврами, пауками и кукушками, и вовсе не оборотни.  ак и «кавалеры» ÷ирцеи, демонстрировавшие после удара волшебным жезлом свою подлинную свинскую или львиную сущность.

ќборотни же — создани€ «двуединые» (как минимум) по определению, имеющиес€ в их распор€жении образы им равно комфортны и привычны, но при этом неестественны, причем в обе стороны. —огласитесь, человеку в принципе не положено бегать по ночам в звериной шкуре. ј представьте себе, каково волку или лисе обращатьс€ в нечто безволосое, дурно пахнущее, страшное?..

«Ћюди, львы, орлы и куропатки...»

ѕро волков, лис и енотов знают все, про других животных известно меньше, а оборотни-предметы дл€ нас вообще экзотика. Ќа ¬остоке же старые вещи, в которые слишком много вложено, могут начать оборачиватьс€ людьми. “ак, в японии, когда рассказывают страшные истории, зажигают синие фонари, чтобы обстановка была соответствующей. » если их воврем€ не задуть или слишком часто вешать, в комнате может по€витьс€ чужой человек в синей одежде и с во-о-о-т такими зубами. » как начнет воплощать страшную историю!

„ересчур долгий век любую тварь превращает в оборотн€. ќднако с древних времен и доныне обезь€ны, лисы и мыши хитрей и злокозненней прочих. ¬прочем, обезь€на по природе своей способна и к добрым делам.

«—очинени€, оставленные государем “хань “онгом из дома Ће»

ѕо происхождению оборотней можно делить, как двор€н, на потомственных и личных. — потомственными все €сно — мрачное наследие прошлого, порой через множество поколений. Ќекоторые исследователи склонны считать оборотн€ми лишь эту категорию, полага€ прочих всего-навсего околдованными. Ќу выпил что-то вредное, ну стал козленочком, делов-то?

японский фонарь-оборотень. ќсобенно люб€т оборачиватьс€ синие бумажные фонари, при которых рассказывали страшные истории.

ќборотничество же личное можно получить разными способами.

  1. ѕо собственному желанию. —амо собой, не сразу, но, если очень постаратьс€, найти знающих людей или соответствующие артефакты, может и выйти.

  2. ¬ наказание. «а нарушение запрета или совершение проступка в интервале от неблагодарности и банального хамства до мрачной уголовщины.

  3. ¬следствие прокл€ть€. “ут чего только не бывает, причем результаты удивл€ют не только прокл€того, но и прокл€вшего. ѕрокл€л папенька дочь за утраченную девственность — вышла чайка. ƒети не подали больной матери воды — получились филин и кукушка. ¬прочем, угодить в кукушки можно по-разному. Ќапример, с гор€, как дочь убитого кн€з€ Ћазар€.

  4. ¬следствие чужого колдовства. «десь особенно лютовали мачехи и свекрови.   счастью, подобные чары, как правило, можно так или иначе сн€ть.

  5. ¬следствие стечени€ обсто€тельств и соблюдени€ неких мало кому ведомых условий. Ётот вариант доступен не только люд€м. ∆или себе обычна€ рыба, зме€, лиса, мышь, жили, а потом — раз, и оборотень! ј почему? ƒа мало ли... —только-то лет стукнуло или столько-то поколений прошло. Ќе видел никто некий срок. Ќе слышали колокольного звона или петушиного крика. ѕо дальневосточной же традиции дар оборачиватьс€ получает люба€ достаточно стара€ вещь или зверь.

ј травки и фонари, пока они вещи, размножаютс€ человеческими эмоци€ми: вниманием, страхом и так далее. ј когда преврат€тс€, то могут попробовать завести потомство, как люди, только редко из того получаетс€ что-то хорошее.

√оворить об оборотн€х можно долго, но не оптом, а в розницу, уж больно они разные. ќни розн€тс€ в и человеческой ипостаси, как розн€тс€ зулусы, €понцы, германцы, слав€не и индусы, но в нечеловеческом варианте различи€ еще сильнее. ’ищные, траво€дные и все€дные. ћлекопитающие, птицы, рептилии, рыбы и моллюски. ∆ивотные, растени€ и неодушевленные предметы — все они способны превращатьс€, выходить на контакт с человеком, пакостить, помогать, любить и ненавидеть.

Ћисы-люди

  оборотн€м не привыкну —

ƒо того хитры реб€тки!

¬ладимир ¬ысоцкий, «ѕесн€ —оловь€-–азбойника и его дружков»

ћногохвоста€ лиса-оборотень веками безобразничала в јзии и лишь недавно выбралась за границы природного ареала. ¬  итае плутовку зовут ху ли цзин, в  орее — кумихо, в японии же (а с недавних пор и в остальном мире) она известна под именем кицунэ.

—тату€ кицунэ в буддиском храме.
¬ западной литературе кицунэ пока редкий гость.

Ѕудучи создани€ми, принадлежащими одновременно к миру смертных и реальности духов, кицунэ практически бессмертны. »м страшны лишь клыки драконов, демонов ќни, истинна€ вера да магическое оружие.

¬ отличие от привычных нам европейских оборотней кицунэ — не люди, мен€ющие облик, а волшебные звери, умеющие превращатьс€ в человека. — возрастом сама€ обыкновенна€ рыжа€ кума обзаводитс€ обширным арсеналом сверхъестественных талантов: кицунэ проникают в чужие сны, всел€ютс€ в тела людей, создают иллюзии, выдыхают огонь и, разумеетс€, мен€ют облик.  ицунэ легко присваивают внешность конкретных людей, но могут сочинить себе и эксклюзивный облик или же обернутьс€ человекообразным созданием с лисьими чертами.

„аще всего волшебные лисы превращаютс€ в соблазнительных девушек или красивых юношей. Ќеудивительно, что львина€ дол€ легенд о кицунэ посв€щена их амурным похождени€м. —мертному ночь или тем более свадьба с оборотнем обычно ничего хорошего не приносит. ѕоговаривают даже, что кицунэ — своего рода энергетические вампиры, питающиес€ человеческими эмоци€ми или жизненными силами, потому-то они и стрем€тс€ забратьс€ в людскую постель. »сключени€, впрочем, тоже случаютс€. ≈сли лисичка к «своему» человеку искренне прив€залась, она может и жизнь продлить, и здоровье принести или вернуть.

Ћисы-люди не только соблазн€ют смертных, но и вод€т их за нос. “ут возможны варианты. японцы различают «добрых» кицунэ, которые обманывают лишь бесчестных самураев и продажных чиновников, никогда не убивают без причины, всегда держат слово и периодически помогают восстановить справедливость, — и злобных «диких лис». Ёти вред€т исключительно из любви к искусству и чаще всего обращают свои чары против бедн€ков и монахов.

„тобы обычной лисе превратитьс€
в кицунэ, по самым скромным оценкам требуетс€ полвека, а некоторые утверждают, что
и цела€ тыс€ча лет.

ќтказавшись от м€са и убийств на тыс€чу дней, кумихо может навсегда стать человеком и избавитьс€ от врожденной злобы.

„ем старше и сильнее кицунэ, тем больше у нее хвостов — старейших оборотней можно узнать по дев€ти хвостам и золотой шкуре. ѕравда, способности даже таких кицунэ не безграничны, и внимательный наблюдатель способен вывести их на чистую воду, вернее, на свет. √лавное — смотреть не на сам объект, а на отбрасываемую им тень — если перед вами кицунэ, вы увидите контуры ее истинного облика.  роме того, в человеческом облике кицунэ часто сохран€ют хвост, который можно разгл€деть, особенно в услови€х современной моды. » еще. ƒаже многомудрые и опытные лисы испытывают животную антипатию к собакам и не всегда могут ее скрыть.

 онтинентальные коллеги кицунэ обладают сходными способност€ми, но отличаютс€ происхождением и характером. ¬  итае и  орее лисы-оборотни считаютс€ демонами, так что человеку от них ничего хорошего ждать не приходитс€. “ак, одна корейска€ лисичка, родившись в человеческой семье, с помощью хитрости и вероломства убила и съела отца с матерью и двоих из трех братьев. —таршему посчастливилось уцелеть, и он сжег сестру-предательницу с помощью магического огн€. » поделом — потому что у корейских оборотней есть выбор. ќтказавшись от м€са и убийств на тыс€чу дней, кумихо может навсегда стать человеком и избавитьс€ от врожденной злобы. “олько вот «мочь» не значит «хотеть».

—трашнее мышки звер€ нет

√иена-оборотень родом из јфрики. „аще всего это животное-людоед, на врем€ принимающее облик очередной жертвы. ƒовольно часто гиены ассоциировались с кузнецами, которым на всех широтах приписывают магические способности, а в Ёфиопии местные христиане обвин€ли в принадлежности к племени гиен-оборотней своих соседей-иудеев.

” нас «тануки» почему-то упорно перевод€т как «барсук-оборотень», хот€ вообще-то он енотовидна€ собака.

ќборотень-«барсук» “ануки.

ѕр€ма€ противоположность гиенам — символизирующий счастье и благополучие €понский тануки. ” нас «тануки» почему-то упорно перевод€т как «барсук-оборотень», хот€ вообще-то он енотовидна€ собака. »зображени€ тануки, эдакого пузатого симпат€ги с гипертрофированными мужскими первичными половыми признаками, в японии попадаютс€ сплошь и р€дом.  стати, об этих признаках — они у оборотн€ многофункциональны, при необходимости могут увеличиватьс€ в размерах и служить хоз€ину хоть оде€лом, хоть домом, кроме того, там, похоже, и хранитс€ счастье, которое енотовидный «барсук» приносит люд€м. —оответственно, чем они больше, тем... ну, вы понимаете.

“ануки — сибариты, большие ценители сакэ (если в сакэдельне нет тануки — хорошего продукта не жди) и ритмической музыки, использующие в качестве ударного инструмента собственное пузо, но внешнее добродушие — не повод относитьс€ к тануки без должного почтени€.

Ёти милые толст€ки способны оборачиватьс€ не только людьми, но и вещами, а при необходимости постав€т на место самую умудренную кицунэ, ибо «лиса — оборотень в семи обликах, а тануки — в восьми». Ќеудивительно, что при таких талантах они приносит удачу еще и в бизнесе.

ј вот от оборотней-мышей один вред и расстройство.

ќборотень этот не кто иной, как стара€ мышь. ѕрожила она на свете несчетное множество лет и стала кровожадным чудовищем, ибо нет такой твари, плоти которой она б на своем веку не отведала. ќна не боитс€ ни огн€, ни воды, и никакие закл€ть€ и амулеты изгнать ее не в силах. ќборотни вроде этой старой мыши искусно принимают сотни разных обличий; их способности к превращени€м с древнейших времен и по сей день не имеют себе равных. ¬  итае, к примеру, при династии —ун подобна€ мышь оборотилась самозваным императором ∆энь-цзуном. » сам Ѕао-гун, разбиравший их т€жбу, не смог уличить оборотн€. ѕришлось обращатьс€ к его величеству —амодержцу Ќефрита и почтительнейше просить у него на врем€ кота с €шмовыми глазами; тогда только мышь лишилась своей волшебной мощи, предстала в подлинном своем естестве и пала от кошачьих зубов. ”вы, сейчас в Ќебесном дворце очень много книжных хранилищ, кот с €шмовыми глазами стережет их, и заполучить его будет трудно.

«—очинени€, оставленные государем “хань “онгом из дома Ће»

¬  итае при императоре —унс- кой династии Ўэнь-цзуне мышь родом из ÷зинь-лина помен€ла старые своды законов, вызвав м€тежи и возмущени€.

ќборотни-мыши, принима€ облик отсутствующих супругов, рвутс€ на супружеское ложе, но сожительство с ними подрывает здоровье, а разоблачение может и вовсе довести до инфаркта. ѕопробуйте вообразить себе «п€тицветную мышь с усами, белыми как снег, и вис€чими когт€ми на всех четырех лапах», вес€щую «никак не менее тридцати канов» (1 кан — 3,75 кг), тут любой вербер зайчиком покажетс€. “ака€ мышь, «выеда€ глаза у покойников», «становитс€ мышиной царицею и разгуливает по ночам, укрыва€сь на день в потаенных глухих местах. ¬  итае при императоре —унской династии Ўэнь-цзуне мышь родом из ÷зинь-лина помен€ла старые своды законов, вызвав м€тежи и возмущени€. ј после клика ÷ай ÷зина и “ун √уан€, пользу€сь обсто€тельствами, ввергла династию —ун в ничтожество, и она потер€ла трон...» ќ боги, кошку мне, кошку!!..

Ћюди-кошки

√л€дит: страшна€ черна€ кошка крадетс€ к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. ¬ испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. ѕерепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. — криком оторвавши от себ€, кинула ее на пол; оп€ть крадетс€ страшна€ кошка. “оска ее вз€ла. Ќа стене висела отцовска€ сабл€. —хватила ее и бр€к по полу — лапа с железными когт€ми отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу.

Ќ.¬. √оголь, «ћайска€ ночь»

Ћегенды о люд€х, способных превращатьс€ в представителей кошачьего племени — от простых домашних мурлык до могучих тигров — существуют на всех населенных людьми континентах, за исключением јвстралии. »бо там кошек не водилось.

≈сли в средневековой ≈вропе умение превращатьс€ в кошачьих приписывали ведьмам и колдунам, о чем, в частности, сообщает пресловутый «ћолот ведьм», то в желтой жаркой јфрике таковым умением надел€ли отпрысков богов. —читалось, что последние навещают бренную землю в образе львов или леопардов и зачатые ими смертные дети могут унаследовать от отцов способность принимать звериный облик. ј размножались африканские люди-леопарды колдовством. ѕодмешивали кому-нибудь специальное вещество в еду, а потом говорили ему, что все, он теперь леопард. ѕредставьте себе — верили.

∆рец решил. Ќарод, согласный

— ним, зарезал мать мою:

Ћев пустынный, бог прекрасный,

∆дет мен€ в степном раю.

<...>

 ак курень€, пахнут травы,

 ак невеста, € тиха,

Ќадо мною взор кровавый

«олотого жениха.

Ќиколай √умилев, «Ќевеста льва»

Ћучшие воины в арми€х ацтеков, готов€сь к бою, нар€жались в €гуаров.
¬ большинстве вселенных оборотни у€звимы к серебру. D&D — не исключение.

¬ јзии весьма почитают тигра. ¬ него и превращаютс€ — причем в разных странах по-разному.  итайцы, было дело, вообще грешили на соседей, будто те только притвор€ютс€ людьми, а на самом деле... “ак и жили в своей ѕоднебесной в окружении тигров, пока не надоело. ¬ более поздних легендах вина за по€вление оборотней возлагаетс€ на духов. Ќеупокоенные души убитых тиграми людей так и норов€т вселитьс€ в человеческое тело, и ни к чему хорошему это не приводит. Ќедолюбливали оборотней-тигров и в »ндии, полага€ склонными к каннибализму колдунами.

¬ »ндонезии оборотни ведут себ€ лучше. “игриный вид принимают по ночам и исключительно дл€ защиты своих владений. Ќа людей же нападают либо оголодав, либо из мести. ¬опрос о том, сохран€ет ли оборотень в животной форме человеческий разум, у индонезийцев остаетс€ открытым.

«ато в доколумбовой јмерике сомнений на сей счет не возникало. ќльмеки и ацтеки полагали €гуара божественным животным. ѕоэтому шаманы принимали облик самой крупной из обитающих в јмериках кошек, чтобы защищать свои племена от злых духов, и пользовались заслуженным уважением.

≈сли вы встретили оборотн€

—прашивает юноша:

— Ёто правда, что ты жэньшэнь-оборотень?

ќтвечает девушка:

— ѕравда.

√оворит ей юноша:

— —лыхал €, будто все живое и неживое, что в оборотн€ превращаетс€, зло человеку приносит.

—прашивает девушка:

— ƒа разве € хоть какое-то зло тебе причинила?

 итайска€ сказка «∆еньшень-оборотень»

ѕрежде всего вы€сните его происхождение. —ейчас, когда нас захлестывает волна китайских товаров, вам легко может достатьс€ милый сувенирчик, который окажетс€ на поверку зловредной тварью... да и вообще правила поведени€ с нашими родными волколаками или двоюродными вервольфами при встрече с восточными гост€ми не работают или работают плохо.

— €понскими живыми оборот- н€ми будьте взаимно вежливы, сохран€йте самообладание и чувство юмора, а если от вас чего-то настойчиво добиваютс€, уступите.

ќборотн€-вещь главное вов- рем€ распознать, догадатьс€, что не человек это, а предмет. “огда многие из них пугаютс€ и тер€ют силу.

— €понскими живыми оборотн€ми будьте взаимно вежливы, сохран€йте самообладание и чувство юмора, а если от вас чего-то настойчиво добиваютс€, уступите — скорее всего они требуют не зр€. японские звери-оборотни, от лис до моллюсков-кубарок (представл€ете себе моллюска-оборотн€?), хоть склонны к розыгрышам и порой перебирают в них меру, людей понимающих цен€т. ≈сли вы им понравитесь, лучшего и пожелать нельз€. ќсобенно если оборотень — лиса или журавль. »з них выход€т прекрасные мужь€ и жены — только любовь об€зательно должна быть взаимной. ¬ышесказанное не относитс€ к паукам и прочим враждебным существам, но они, если быть точным, и не оборотни вовсе, а нечисть.

ќборотн€-вещь главное воврем€ распознать, догадатьс€, что не человек это, а предмет. “огда многие из них пугаютс€ и тер€ют силу. ≈сли попалс€ особо зловредный, лучше вызвать специалиста. ќбидно пострадать от пережившего свой срок фонар€, веника, зонтика или старого документа. Ќе рекомендуетс€ вступать с предметами-притворщиками любой национальности в пререкани€, а также в научные, политические и религиозные диспуты.

Ќа горе ¬анъушань в хижине, крытой соломой, жил старый буддийский монах. — утра до вечера он читал сутры. ћонах питалс€ только лекарственными травами и семенами сосны и каждый раз после еды совершал омовение в горной речке. ћонах прожил в горах не один год, и мало кто знал о нем.  ак вдруг однажды к нему в хижину на ночлег стал настойчиво проситьс€ некий даос в ветхой одежде. —тарый монах был человеком замкнутым.   тому же ему не понравилась вульгарность гост€, так что он отказалс€.

ƒаос снова и снова упрашивал его: «”чение ƒао и буддизм недалеки друг от друга. —начала был первозданный хаос, а уж потом €вилс€ Ѕудда. ¬ы, наставник, — буддист, а € — даос. “ак почему бы вам не впустить мен€ только на одну ночь, почему бы не повести со мной чистую беседу?» —тарый монах отвечал: «я — буддист и не представл€ю себе, в чем даосизм может сравнитьс€ с буддизмом».

ƒаос возразил: «ƒао существовало прежде, чем начались бесчисленные кальпы, и смогло породить Ќебо, людей и все сущее. ¬от он, мой ѕуть, — он причиной тому, что есть Ќебо и «емл€, люди и все сущее. ¬ незапам€тные времена все люди уже знали о ѕути и почитали его. ј вы, наставник, о нем не знаете. “ак что вы и не человек вовсе».

“ак долго они пререкались. Ќаконец старый монах, мен€€сь в лице, промолвил: «„то ж, и такие люди, как вы, нужны. ¬едь если бы вас не было, тотчас опустел бы ад непрестанных страданий!» ƒаос в гневе прот€нул вперед руку, собира€сь ударить старого монаха. Ќо монах лишь сложил ладони и закрыл глаза.

ћимо шел кресть€нин с в€занкой хвороста. ќн увидел эту сцену, удивилс€ и догадалс€, что монах с даосом обсуждают преимущества своих учений.

“огда несший хворост засучил рукава и стал выговаривать спорщикам: «¬ас обоих отец с матерью породили, а вы их не кормите. ¬ы живете на земл€х императора, но подданными себ€ не признаете. Ќе пашете, но сыты, не выращиваете шелкопр€дов, но одеты. ¬ы не только крадете средства к существованию у других людей, но еще и спорите, что лучше — буддизм или даосизм. Ќечего занимать место на нашей горе и будоражить людей, которые здесь живут!»

Ќемедленно он поджег хижину и бросилс€ на собеседников с топором, жела€ их убить. —тарый монах, перепугавшись, юркнул в землю и обернулс€ железным гонгом. ƒаос тоже быстро превратилс€ в черепаший панцирь. “огда стало пон€тно, что это были всего лишь вещи-оборотни».

ѕритча вз€та из «“ай пин гуан цзи» («ќбширные записи годов “айпин»), цзюань 370

¬от так... Ќатыкаешьс€ на страшно умный спор, а это, оказываетс€, вещи-оборотни развлекаютс€. »ли не оборотни. “ут, впрочем, уместно вспомнить, что бросатьс€ с топором на тех, кто не пашет, не выращивает шелкопр€дов, но сыт, одет и дискутирует, — действие уголовно наказуемое, так что не рубите, не разобравшись.

—илки-тюлени — и друзь€, и супруги лучше некуда, только подгл€дывать за ними не нужно, будет горе.

— теми, кто made in China, лучше сразу как заподозрили, звать специалиста. ≈сли это не лиса и не женьшень и вы не хотите срочно женитьс€.

—о зме€ми наоборот — не пускать и не женитьс€. ’орошо не кончитс€, хот€ дети порой рождаютс€ на зависть. —илки-тюлени — и друзь€, и супруги лучше некуда, только подгл€дывать за ними не нужно, будет горе.

Ќу а львов и леопардов — аккуратно вычислить и убить, больше с ними, если поблизости нет великого знахар€, делать нечего.  ак и с мышами.

ќ мышь, мышь! ќтчего ты столь зловредна и скрытна? ѕочему нрав твой так отвратителен?

«—очинени€, оставленные государем “хань “онгом из дома Ће»

—уществуют меры предосторожности и дл€ того, чтобы не угодить в оборотни самому. Ќе надевайте чужие шкуры, сомнительные по€са и непон€тные амулеты, не позвол€йте себ€ проклинать и кусать, а будучи укушены, немедленно обратитесь к специалисту. ¬асилисам, если они прекрасные, не следует садитьс€ в машины к незнакомым коще€м, а если премудрые — принимать участие в плохо изученных ритуалах, даже в сугубо научных цел€х.

ќборотни в играх

„ита умеет не только сама превращатьс€ в гепарда, но и подчин€ть этих животных себе.
ќригинальные «Ћюди-кошки» были драмой — ремейк стал фильмом ужасов.

¬ обширном списке смертельных врагов „удо-∆енщины из вселенной DC Comics одно из первых мест занимает оборотень по имени „ита. ¬ прежней жизни эту даму звали Ѕарбара ћинерва, и была она известным археологом. ѕока во врем€ одной из африканских экспедиций не прин€ла участие в древнем ритуале, после которого в нее вселилс€ дух местной богини. –езультат превзошел все ожидани€. “еперь каждое полнолуние Ѕарбара превращаетс€ в получеловека-полугепарда. —охранив гуманоидное строение тела, почтенна€ археологин€ обзавелась повадками хищницы и прилагающимис€ к оным аксессуарами: шерстью, клыками и хвостом.

¬ последние годы пошли в наступление крысы-оборотни; они встречаютс€ в мирах D&D, Legend of the Five Rings и Magic: The Gathering.  ак и большинство современных оборотней — в отличие от мифологических предков, — эта публика не ограничена в выборе лишь формами человека и животного. ƒействительно, много ли навоюешь, превратившись в заур€дного пасюка или домашнего кота? —егодн€ большинство оборотней умеет превращатьс€ в существо, сочетающее в себе человеческое и животное. ќт людей заимствуетс€ строение тела, пр€мохождение и разумность, от зверей — форма головы, волос€ной покров, клыки и обостренные чувства.

“еоретически в мирах D&D можно встретить оборотней-бизонов, баранов, кабанов и даже пауков. Ќа практике попул€ци€ этих созданий настолько мала, что проще найти дракона-вегетарианца.

√ораздо большего внимани€ заслуживают скинволкеры — оборотни-универсалы из легенд американских индейцев. ќни превращаютс€ в любое животное по собственному выбору — достаточно набросить на себ€ соответствующую шкуру. ќсобенной попул€рностью среди скинволкеров пользуютс€ волки, койоты и вороны. Ќекоторые утверждают, что скинволкеры способны копировать любую внешность, дл€ чего достаточно просто посмотреть образцу в глаза. ѕравда, чтобы овладеть такими талантами, требуетс€ сотворить нечто экстраординарное — чаще всего совершить жуткое злоде€ние, вроде убийства ближайших родственников.

¬ мирах D&D встречаетс€ как врожденна€ ликантропи€, так и благоприобретенна€.
 рысы были в числе первых оборотней, по€вившихс€ в D&D, — пока фантази€ разработчиков не добралась до более экзотических животных.

ќборотни «ћира “ьмы»

—амой обширной галереей оборотней может похвастатьс€ «ћир “ьмы». «десь оборотнем нельз€ стать — им можно только родитьс€ в одном из древних народов, каждый из которых был создан духом «емли √еей со своей специфической целью. ¬иды оборотней «ћира “ьмы», в свою очередь, дел€тс€ на племена, обладающие теми или иными талантами. »сточником дл€ сверхъестественных способностей этих созданий служит мир духов ”мбра.

ќдна из «промежуточных» форм наги.
»значально существовало дев€ть кланов бастетов — один из них погиб в ¬ойну ярости.

ѕоскольку способность превращатьс€ в животных не имеет ничего общего с прокл€тием, местные оборотни не прив€заны к лунному циклу и способны мен€ть обличье по собственному желанию. ” большинства оборотней «ћира “ьмы» есть п€ть форм: человеческа€, зверина€ и три промежуточных.

ƒоминирующей и самой многочисленной расой и здесь оказались вервольфы, воины и защитники «емли от силы хаоса и разрушени€, именуемой „ервем. ¬ервольфы, или, как они сами называют себ€, — гару, были не первыми оборотн€ми на «емле, зато самыми сильными и многочисленными. ¬озгордившись, они разв€зали ¬ойну ярости против прочих детей √еи, именуемых фера, и победили, вырезав некоторые виды поголовно. Ћишь немногочисленным осколкам некогда великих племен удалось скрытьс€ в глухих уголках планеты.

ћеньше других пострадали бастеты, наделенные даром превращатьс€ в разнообразных кошек. ќни считаютс€ последним, самым совершенным творением √еи и призваны раскрывать и хранить секреты. Ѕольшинство бастетов одиночки, хот€ до ¬ойны ярости иные правили целыми народами.

Ѕлижайшие родичи гару — гиены аджаба — по€вились на свет, чтобы служить стражами јфрики, где дл€ вервольфов слишком жарко.  ровные узы не спасли гиен — своих младших братьев-конкурентов гару истребл€ли с особой тщательностью.

ј вот с могучими гуралами вервольфам справитьс€ не удалось. ќборотни-медведи знамениты целительным даром и близостью к √ее, которую готовы защищать до последней капли крови.

ќборотни-€щеры моклое олицетвор€ют мудрость и пам€ть фера. ќни из поколени€ в поколение передают знани€, сохранившиес€ еще с эпохи динозавров, — а некоторые даже способны принимать облик реликтовых €щеров.

–эткины относ€тс€ к редкой породе оборотней, предпочи-
тающих города дикой природе.
ѕротивосто€ние чело-
веческой и звериной натуры стало основной темой «оборотничес-
кой» линейки нового «ћира “ьмы».
ƒостигнув зрелого возраста, рокеи перестают стареть и могут умереть, лишь пав в бою.

ѕауки ананаси сто€т особн€ком: они умеют превращатьс€ не только в арахнидов размером с человека, но и в целую армию маленьких паучков. ¬ороны кораксы считаютс€ самыми слабыми из фера и почти бесполезны в пр€мом столкновении с „ервем, зато это лучшие в «ћире “ьмы» разведчики. Ћисы кицунэ отличаютс€ познани€ми в области магии, а койоты нувиши могут похвастатьс€ легкомысленным нравом и особой близостью к миру духов.

јписы — оборотни-быки — по- гибли все до единого. ѕоследним из них был знаменитый ћинотавр.

–оль рэткинов была самой неблагодарной — √е€ заповедо- вала им контролировать людей и их численность.

јписы — оборотни-быки — погибли все до единого. ѕоследним из них был знаменитый ћинотавр. ѕочти не встречаютс€ в наши дни и змеи наги, некогда служившие воплощением справедливости √еи. Ќу а защиту морей и океанов √е€ доверила роке€м — они рождаютс€ обычными акулами, но со временем в них пробуждаетс€ сознание и сверхъестественные способности.

ќборотн€м-крысам рэткинам посчастливилось пережить ¬ойну ярости почти без потерь и заключить с опомнившимис€ вервольфами мирное соглашение. »значально же роль рэткинов была самой неблагодарной — √е€ заповедовала им контролировать людей и их численность. —о временем эта об€занность толкнула крыс на грань безуми€.

ќборотень оборотню... lupus est

“акое разнообразие видов оборотней, как в «ћире “ьмы», встречаетс€ нечасто — соперничать с ним может разве что цикл городского фэнтези Ћорел √амильтон об охотнице на нечисть јните Ѕлейк. Ћеопарды, лебеди, гиены, львы, змеи, медведи — кого там только нет! √лавное отличие заключаетс€ в том, что в мире јниты Ѕлейк оборотни, как и прочие монстры, живут в —Ўј абсолютно легально и считаютс€ полноценными гражданами — просто неизлечимо больными. Ћюбой человек может заразитьс€ вирусом ликантропии, если его покусает оборотень, — последнему при таком раскладе грозит казнь, без вс€кой надежды на снисхождение и помилование.

“ак было в старом «ћире “ьмы». Ќе исчезли оборотни из вселенной и после ее перезапуска в 2004 году — а вот их истори€ и образ подверглись серьезному переосмыслению. —огласно новой мифологии, в каждом человеке живет душа звер€ и, если она пробудитс€, быть человеку оборотнем, а превращатьс€ он будет в того звер€, с которым у него существует мистическа€ св€зь. ¬ариантов, сами понимаете, в избытке. Ѕеда в том, что дух животного не признает законов цивилизованного мира, и оборотень со временем рискует утратить человечность и контроль над собой.

 огда речь заходит об оборотн€х, подобные неудобства возникают посто€нно. ƒа, у людей-животных можно отыскать массу достоинств — начать хот€ бы с того, что они живучей, сильней и быстрей обычного человека, но и цену за это приходитс€ платить немалую. ќднако, призвав на помощь волшебство, можно и €йца не разбить, и €ичницей полакомитьс€.

ћаги-перевертыши

¬ четвертой редакции D&D друид выпал из перечн€ «базо-вых» классов.
—воими пред-
ками превра-
щенцы считают вервольфов и тигров-оборотней.

—о времен первых редакций D&D штатным специалистом по превращению в животных €вл€етс€ друид. ¬ самом деле, сложно найти класс персонажей, который был бы столь близок к дикой природе. ƒаже неопытные друиды умеют превращатьс€ в небольших животных, вроде мыши или сокола, что делает их идеальными разведчиками. —о временем им станов€тс€ доступны и боевые формы — не успеете огл€нутьс€, как безобидный эльф-лесовик обернетс€ медведем и разорвет противника на части.

Ённеари спрыгнул с кон€, подошел, вгл€делс€.

— „то это? — вырвалось у него.

— ¬ывертень, — ответил принц, сил€сь сложить дрожащие губы в усмешку. — Ќе слыхал про таких? ’от€ где тебе... это не ваша маги€.

— ќборотень? — недоверчиво переспросил јрьен.

— ¬ывертень, — поправил принц. — ћаг, который может обернутьс€ кем угодно. Ќе просто оборотень, а профессиональный. –абота у него така€.

Ёлеонора –аткевич, «“аэ эккейр!»

ƒл€ тех, кто не хочет ограничивать себ€ обликом одних лишь диких зверей, в игре Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark по€вилс€ необычный класс престижа — маг-превращенец. ¬ отличие от коллег по магическому цеху превращенец практически не нуждаетс€ в магических свитках, оружии, амулетах. «ачем ему это барахло, ведь он с каждым уровнем обзаводитс€ новыми боевыми формами: начав с маленького дракончика, едва ли превосход€щего размерами кошку, он добираетс€ до демонов, големов и даже древних драконов — естественно, перенима€ все способности этих существ.

ѕревращенец оказалс€ очень интересен в игре, но, пожалуй, слишком уж силен, и с выходом четвертой редакции D&D его переквалифицировали из класса в расу. јктуальные превращенцы — это те же оборотни, с той лишь разницей, что они не способны прин€ть облик полноценного человека и те или иные звериные черты всегда будут выдавать в них потомков ликантропов.

Jade Empire
Ѕытует мнение, что анимаг превращаетс€ в то животное, которое наиболее близко ему
по «характеру».

¬о вселенной Jade Empire главный герой — мастер боевых искусств — может освоить несколько стилей бо€, позвол€ющих ему превращатьс€ в таких смертоносных существ, как нефритовый голем или жаба-демон. ѕожалуй, стили превращени€ — самое смертоносное оружие в арсенале протагониста игры. ќдна беда: долго крушить врагов в облике гигантского голема не выйдет — исс€кнет драгоценна€ энерги€ ци.

¬ мире Dragon Age: Ќачало маги€, позвол€юща€ чародею мен€ть свой облик, находитс€ под негласным запретом — большинство членов  руга ћагов даже отрицают существование таковой. “ем не менее живущие в диких кра€х ведьмы, долийские эльфы и чародеи, не признающие власти круга, зачастую овладевают заклинани€ми, которые позвол€ют превращатьс€ в паука, медвед€ или стаю ос. ќсобыми талантами в этой области магии обладала легендарна€ ведьма ‘лемет, выучивша€с€ оборачиватьс€ насто€щим драконом, — но подобное мастерство уникально.

ћорриган унаследовала от своей матери ‘лемет талант к магии превращени€, но обернутьс€ драконом ей пока не под силу.

ќборотни авторских миров

ƒл€ простого смертного укус вампира или обо-
ротн€ — единственный шанс стать »ным.
—реди мор€н часто встре-
чаютс€ черные, которые, набросив боевую шкуру, не могут контролировать свои действи€.

јнимаги€ — одна из немногих сфер чародейства в мире «√арри ѕоттера», котора€ не требует применени€ волшебной палочки. ѕравда, освоить это искусство крайне сложно и опасно — хот€ даже в звериной форме волшебник полностью себ€ контролирует.  ак бы то ни было, каждый практикующий анимаг об€зан зарегистрироватьс€ в ћинистерстве ћагии; некоторые, правда, предпочитают избежать этой нарушающей свободу личности процедуры. »менно так поступили ƒжеймс ѕоттер, —ириус Ѕлэк и ѕитер ѕеттигрю — что позволило последнему долгое врем€ скрыватьс€, прин€в вид ручной крысы.

¬о вселенной «ƒозоров» темные оборотни и их светлые кузены маги-перевертыши, нар€ду с вампирами, относ€тс€ к самому низшему классу »ных. » те и другие могут перекидыватьс€ в любой момент по собственному желанию — преимущество перевертышей заключаетс€ в том, что они не ограничены всего лишь одной звериной формой, как оборотни.

¬ «“айном √ороде» ¬адима ѕанов оборотни — мор€ны — по€вились на свет в результате экспериментов волшебниц ¬еликого ƒома Ћюдь с генетическими кодами своих сородичей. ¬се до единой мор€ны — женщины, перекидываютс€ же эти милые дамы в рогатых человекообразных монстров, вооруженных смертоносными когт€ми и €дом. » €д, и рога мор€н очень высоко цен€тс€ на рынке “айного √орода, добыть их, впрочем, непросто — мало кто способен сравнитьс€ с мор€ной в рукопашном бою.


***

ј как же люди-волки, спросите вы, а также их ближайшие родичи — медведи? Ѕудут. јнтичные и современные, голодные и влюбленные, воинственные и пр€чущие под шкурой скрипки, одинокие и сбивающиес€ в стаи. √оворить об оборотн€х и не сказать о волках — то же, что говорить о волшебных кольцах и не сказать о ≈дином, но именно поэтому они (волки, хот€ и кольца тоже) заслужили отдельную статью. «ажжем синий импортный фонарик и начнем...

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8
проголосовало человек: 183
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€