Вы играете с хорошим другом и хотите побеждать, невзирая на собравшуюся команду? Или хотите вершить великие дела в мире «доты», сообразив на троих? Тогда вам определенно сюда. Здесь рассмотрены основные комбинации, созданные для двух и трех игроков. Станьте командой внутри команды и победите!
- Давим на врага
- Работаем на перспективу
- Центр с поддержкой
- Лесник и его братья
- Хорошие комбинации
- Стратегии для троих
Давим на врага
Играя в паре, мы с самого начала мы будем держать оппонентов в страхе, убивать их, мешать им развиваться. Для этого нам нужны герои с оглушающими заклинаниями.
Лучшие связки — Скорпион (Sand King) + Лина (Slayer) и Свен (Rogue Knight) + Доктор (Witch Doctor). Первую пару мы уже упоминали: на ранних этапах противники падают от заклинаний Удар из-под земли (Burrowstrike), Столп огня (Light Strike Array) и Удар дракона (Dragon Slave). С достижением шестого уровня Скорпион постарается задеть своими шипами обоих противников и сразу же начнет колдовать Эпицентр (Epicenter). Это заклинание после 2,5-секундной подготовки наносит гигантский урон всем вокруг. За полсекунды до конца оглушения Лина поразит врагов Столпом огня. Если кто-то и выжил в этом аду, его добьет Смертельный удар (Laguna Blade) Лины.
Скорпион быстро накопит на Даггер (Kelen’s Dagger), с помощью которого может прыгать в самую гущу врагов после подготовки Эпицентра. Нападайте, будучи уверенными, что союзники поддержат ваши начинания.
Это важно: Скорпион с Даггером отлично уходит от погони. Спрячьтесь в Песчаной буре, дождитесь активации Даггера и спокойно телепортируйтесь. Помешать вам сможет только оглушение, бьющее по площади, либо детектор от Порошка прозрения (Dust of Appearance), Часовых (Sentry Ward) или камня Истинного зрения (Gem of Truesight), он же «Гем». В этих случаях попытайтесь уйти, подкопавшись со склона, или через лес.
Врагам остается только прятаться под башней, упуская много денег и опыта. Если соперники запросят помощи и на вас начнется охота — поставьте «варды» (Observer Wards) на подходах к линии и готовьтесь принимать гостей. Увидев приближающихся охотников, идите им навстречу и разряжайте в них заклинания. После пары неудачных попыток незадачливые охотники перестанут вам мешать, и можно будет сосредоточить все усилия на оппонентах с линии. Их терпение скоро лопнет, и они либо выйдут из игры, либо пойдут на другую линию, мешая своим союзникам и отбирая у них опыт.
Теперь несколько слов о том, как потратить заработанное золото. На старте не забудьте купить артефакты для повышения характеристик — Венцы благородства (Circlet of Nobility) или ветки (Ironwood Branch), — а также для регенерации здоровья — танго (Ancient Tango of Essifation) или целебный бальзам (Healing Salve). Из Диадем вы соберете нарукавник (Bracer), Маску духа (Wraith Band) или Нулл-талисман (Null Talisman), а из трех веток — волшебную палочку (Magic Wand). Обратите внимание на «Ногу» (Power Treads) — универсальный артефакт, дающий не только скорость передвижения и атаки, но и плюс к одной из характеристик. Его аналоги, Сапоги путешественника (Boots of Travel) и Фазовые ботинки (Phase Boots), используются не так часто. Первые нужны для сбора монстров со всей карты и молниеносных атак на вражеские башни. Вторые пригодятся герою с хорошим уроном, чтобы догонять отступающих противников. К примеру, они очень идут Урсе (Ursa Warrior).
Как говорилось выше, Скорпиону нужен Даггер. К нему стоит добавить следующее.
Лине также нужен Аганим и Даггер. Последний в комбинации с «Еулом» (Eul's Scepter of Divinity) вытащит вас из множества передряг. Избегайте атак вражеских героев в течение половины секунды, затем поднимите себя в воздух и сразу телепортируйтесь Даггером. Хорошим выбором будет Хекс, на 2,5 секунды выводящий из строя вражеского героя.
Против слабых соперников Лину можно собрать и в бойца. Купите ей Орхидею (Orchid Malevolence), Мьёлльнир (Mjollnir) и посох Короля обезьян (Monkey King Bar). С этими артефактами и пассивной способностью Огненная душа (Fiery Soul) Лина наносит неплохой урон, но он все же не сравнится с атаками героев эндшпиля, укомплектованных подобными предметами.
Вторая сильная связка, Доктор и Свен, также опасна с первых же минут. Доктор дожидается момента, когда рядом будет минимум вражеских монстров, и колдует Паралич (Paralyzing Casks), а затем проклинает (Maledict) противников. В цель тут же летит Молот (Storm Bolt) Свена. Если противник не умер от ваших атак, то он вряд ли переживет проклятье. Учтите, что здоровья у Доктора мало и в таких баталиях он должен держаться за крепкой спиной напарника.
Соперники будут отставать по опыту и золоту, а Свен быстро соберет необходимые артефакты и станет непобедимым на среднем этапе игры. Экипируйте его по ситуации. Если...
соперники играют пассивно, а вам хочется чего-то большего, нежели просто добивать монстров, купите Пустую бутыль (Empty Bottle), а затем Даггер и охотьтесь на оппонентов других линий.
во вражеской команде много магов, лучшим выбором будет посох Черного короля (Black King Bar), он же БКБ. Если вы хотите в одиночку убивать толпу врагов — берите Маску безумия (Mask of Madness).
на вас постоянно охотятся или Доктор собирается помогать другим линиям, соберите Вангард (Vanguard), с ним герою легко пережить внезапное нападение.
На поздних этапах игры на Свене отлично смотрится Буриза (Burize-do Kyanon). Если вы не собирали Маску безумия — купите Сатаник (Satanic).
Доктору же лучше оставлять вражеских монстров Свену и собирать дешевые артефакты вроде Урны теней (Urn of Shadows). Добивайте своих монстров и иногда отводите их в лес (подробней об этом — в следующей главе), иначе противники не отойдут от своей башни.
Существует множество сильных связок, и у каждой свои плюсы. Например, вместо Свена можно взять Леорика (Skeleton King). Его оглушения слабее, зато он мощнее в эндшпиле. Вы с легкостью найдете множество подобных пар героев с оглушениями, но в давлении на врага все они уступают предложенным связкам.
Работаем на перспективу
Теперь поговорим о другой задаче — развитии героя, сильного в поздней игре, но слабого вначале. Это Лансер (Phantom Lancer), Тролль (Troll Warlord), Войд, Спектра (Spectre), Рики (Rikimaru), Магина (Anti-Mage).
У Тролля нет ни оглушающих, ни поражающих заклинаний, и ему нелегко вначале, зато с Бабочкой (Butterfly), Сатаником и БКБ он в считанные секунды расправится с врагами. Напарник в этом случае выступает в роли героя-поддержки. Подойдет Варлок (Warlock), Дазл (Shadow Priest), Венга (Vengeful Spirit), Мэйден (Crystal Maiden) и другие. Они пытаются отогнать врагов частыми атаками «с руки», а также отводят своих монстров на доочистку лесных точек. Атакуйте ближних к дороге нейтральных существ в ХХ:45 или ХХ:15 (где ХХ — любая минута) и отступайте к союзным монстрам. Они бросятся на вашу защиту, останется только уйти из-под удара лесных монстров и добивать их. В эту битву можно привести существ с другой ближайшей точки, также привлекая их внимание атакой, а затем отступая.
Не отводите своих монстров в лес, когда вражеские близки к вашей башне. Если перспективному герою не нужна помощь — «множьте» лесных монстров. Атакуйте их в ХХ:55 и отведите от родной точки. В начале следующей минуты на их месте появятся новые существа, старые вернутся обратно. Сделайте так несколько раз, а образовавшуюся толпу монстров убейте заклинаниями массового поражения— например, Новой (Crystal Nova) Мэйден.
Основная задача перспективного героя — добивать как можно больше монстров врага и не умирать. Учтите, это совершенно не входит в планы оппонентов, опытные соперники будут мешать вам чуть ли не всей командой. Например, в игре LGD.sGty против LGD.YS нелегко пришлось Снайперу (Dwarven Sniper) — на него охотились всю первую половину игры, и за восемь минут он отправлялся в таверну целых четыре раза.
Хороший вариант — Спектра и Варлок. Последний, как настоящий мужчина, всегда поддержит свою напарницу. Он и подлечит, и отгонит врага, и отведет монстров в лес. С таким товарищем Спектра уже к тридцатой минуте соберет «Ногу», Вангард (Vanguard) и Сияние (Radiance). Теперь ее будут бояться как огня. Она ворвется в битву финальным заклинанием, отвлечет противников на себя, впитает урон иллюзиями и материализуется (Reality) на месте одной из них. Деньги будут литься как из рога изобилия, и вы сможете «приодеть» Спектру — в Манту (Manta Style), «Диффуз» (Diffusal Blade) и Бабочку (Butterfly).
Одно из самых интересных заклинаний в «доте» — Призрачный кинжал (Spectral Dagger). Спектра выпускает его в героя либо просто в каком-нибудь направлении. Кинжал наносит урон и создает путь Тьмы. На нем враги движутся медленнее, а Спектра, наоборот, быстрее. Все герои, в которых попал кинжал, оставляют за собой путь Тьмы.
Ко всему прочему, Спектра, двигаясь по этому пути, игнорирует любые препятствия. Так можно неплохо срезать либо уйти от погони глубоко в лес. Чтобы Спектра шла прямо через препятствия, а не пыталась их обойти, постоянно щелкайте мышкой прямо перед собой.
Центр с поддержкой
Один из вас идет в центр. Засим исход партии зависит от того, насколько грамотно он сыграет. Напарник берет героя с оглушающим заклинанием и идет на легкую линию. Временами он будет приходить на центральную дорогу и нападать на врага. С таким помощником герой эндшпиля сможет активно добивать монстров, а иногда и врагов. Он соберет хорошие артефакты и будет доминировать в этом матче.
Венга пришла охотиться на Тинкера. |
Вот вам пример: герой эндшпиля Шторм (Storm Spirit) и его помощница Мэйден. Она заключает врагов в Ледяную тюрьму (Frostbite), а ее аура (Brilliance Aura) дарит ману всей команде.
Лесник и его товарищ
Один из вас отправляется на лесные заработки. Второй в одиночку идет на легкую линию. Мы уже не раз писали о герое-одиночке, поэтому скажем только, что подойдут Варлок, Дазл, Пак (Faerie Dragon), Акаша (Akasha) и другие. У «лесника» остается свобода выбора.
Более сложный вариант — взять героя эндшпиля и копить на дорогие артефакты. Поначалу вы не справитесь в одиночку, придется отводить своих монстров. На старте советуем Крепкий щит (Stout Shield), который через некоторое время превращаем в Щит бедняка (Poor Man’s Shield). Предлагаем следующих героев: Тролль, Террор (Terrorblade), Луна (Moon Rider), Урса, Наикс (Lifestealer).
Проведя двадцать-тридцать минут в лесу, вы неплохо «оденетесь» и с легкостью расправитесь с любым оппонентом. Учтите, враг не дремлет, и если у вас мало здоровья, а кто-то ушел с линии — немедленно отправляйтесь на базу. Напарник с линии в будущем должен облегчить вам жизнь, собрав Меку (Mekansm), Хекс и так далее.
Вариант попроще — берем героя с призывающим заклинанием — например, Энигму (Enigma) с Демоническим превращением (Demonic Conversion). Ей не обязательно отводить своих монстров, вызванные слуги сами расправятся с нейтральными воинами. Купите побольше бутылок маны (Clarity Potion), а когда будут деньги, соберите кольцо Базилиуса (Ring of Bazilius).
Когда у «лесника» будет мана, он придет на линию и поможет союзнику; возможно, даже убьет кого-нибудь вместе с ним. Скажем, комбинация Голема (Rain of Chaos) Варлока и Черной дыры (Black Hole) Энигмы не оставит противникам вообще никаких шансов.
Так как ваши герои слабы в поздней игре, нужно уничтожить соперников как можно раньше. Оба героя покупают Некромикон (Necromicon) и с помощью вызванных существ ломают башни и расправляются с героями.
Удачные комбинации
Есть пары героев с заклинаниями, отлично дополняющими друг друга.
Пак и Пурист. Первый пускает во врагов Комету (Illusory Orb), перемещается на нее и использует Изнуряющий разрыв (Waning Rift). Пурист тут же лечит Пака, повреждая окружающих врагов.
Калдр (Kaldr) и Нессаж (Chaos Knight). На противника накладывается Холодная поступь (Cold Feet), которая через четыре секунды замораживает цель, если та не успеет отступить. Рядом с жертвой Калдр создает Ледяной вихрь (Ice Vortex). Противник пытается отступить, но его возвращает назад прыжок (Reality Rift) Нессажа. Когда у врагов появятся Сапоги, оглушите жертву (Chaos Bolt), иначе она убежит.
Не забывайте, что Нессаж — герой эндшпиля, и добивать противников должен именно он. Так он довольно быстро соберет Сердце Тараска и Кирасу (Assault Cuirass).
На заметку: у Нессажа, как и у многих «силовиков», постоянные проблемы с маной. Советуем купить ему Кольцо душ (Soul Ring), оно забирает 150 единиц здоровья, а взамен дает 150 маны на 10 секунд.
Атропос (Bane Elemental) и Кункка (Admiral Proudmoore). Жертва усыпляется (Nightmare), что не позволяет ей увернуться от Водного взрыва (Torrent) или Корабля-призрака (Ghost Ship). Кункка соберет Лотар или Боевой топор (Battle Fury) и станет отличным бойцом.
Дестроер (Obsidian Destroyer) и Эзалор (Keeper of the Light). Комбинация заклинаний по сути та же, что и прошлая. Противник помещается в Астральную тюрьму (Astral Imprisonment), а Эзалор начинает колдовать Свет (Illuminate). Рассчитайте так, чтобы волна прилетела во врага сразу после того, как тот выйдет из астрала.
Эзалора также можно ставить с Атропосом, а Кункку — с Дестроером.
Это интересно: Дестроеру с Даггером легко уйти от погони. Он помещает себя в Астральную тюрьму, а по выходу из нее тут же использует Даггер.
Дарк Сир (Dark Seer) и герой с невидимостью. Самая забавная связка, абсолютно не применимая на профессиональном уровне. Дарк Сир кидает Ионный щит (Ion Shell) на невидимого героя, а тот бегает рядом с оппонентами. На роль невидимки подходит Гондар (Bounty Hunter), он может добить оппонента Сюрикеном (Shuriken Toss).
Стратегии для троих
Если вас трое, то один из лучших вариантов — встать всем на сложную линию. Об этом мы подробно рассказывали в июльском номере. Вы берете героев с оглушениями (например, Лиона (Demon Witch), Лину и Свена) и не оставляете противнику шансов. Альтернатива — взять героя эндшпиля, слабого в начале партии, и двух помощников.
Один из вас может пойти в близлежащий лес и не отбирать опыт у остальных, а иногда неожиданно нападать на врагов вместе с вами.
В обоих случаях один из союзников останется на линии один, поэтому сразу заявите о своих намерениях и хотя бы изредка приходите ему на помощь.
Двое могут играть как в главе «Работаем на перспективу», а третий пойдет на центр.
И наконец, вариант, требующий высокого индивидуального мастерства, но и приносящий самые высокие дивиденды: вы идете на разные линии и добиваете всех монстров. Берите героев с дальней атакой, сильных на средних и поздних этапах игры, — например, Варлока, Невермора и Шторма.
Варлок собирает Фазовые ботинки, а затем — Некромикон третьего уровня, Хекс или Рефрешер.
Невермор покупает Пустую бутыль, «Ногу», а затем — Даггер, чтобы врываться в толпу врагов и использовать Реквием душ (Requiem of Souls). Для этого вам также пригодится БКБ, который защитит вас от вражеских заклинаний.
Поскольку у Невермора высокий урон, хорошим выбором будет Манта. Если на вас часто охотятся, соберите Лотар (Lothar's Edge), он позволит скрыться от погони.
Это важно: подготовка к финальному заклинанию не раскрывает невидимого Невермора. Включите Лотар, подойдите к сопернику и используйте Реквием душ. Через секунду останется только добить раненого и замедленного оппонента. Таким же образом можно начинать баталии пять на пять.
Шторм покупает пустую бутыль, три Нулл-талисмана, «Ногу» и Линкен (Linken Sphere). Затем он копит на Хекс. С таким количеством маны он может летать по всей карте, убивая отбившихся от команды противников.
Почему не эффективна связка Дазл + Варлок?
Кому легче зарабатывать деньги в лесу на раннем этапе, Троллю или Террорблэйду?
Кому из героев, стоящих на центре, нужна Пустая бутыль, Шторму или Темной Охотнице (Drow Ranger)?
Как только у врагов появляется «Диффуз», Варлок становится намного менее полезным. Почему?
Нужно ли отключать кольцо Базилиуса паре с двумя оглушающими заклинаниями?