КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Николай Ильченко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (109) декабрь 2010
вид для печати

Cities XL 2011

Жанр:
менеджер (градостроительный симулятор)
Разработчик:
Focus Home Interactive
Издатель:
Focus Home Interactive
Сетевые режимы:
нет

Компьютерные игры часто упрекают в излишнем потакании деструктивному началу игрока. Однако игры, подобные Cities XL 2011, служат отличным примером того, что и ничто созидательное игрокам тоже не чуждо. Здесь не нужно ничего разрушать. Напротив, все, что здесь могут предложить, — это строить, строить и еще раз строить. И, что самое главное, заниматься этим ничуть не скучно.

Городская история

Благополучный город посто-
янно растет и расширяется, прирастая новыми районами.

В 1989 году малоизвестный тогда геймдизайнер Уилл Райт выпустил SimCity — революционную игру, которой суждено было стать суперхитом и появиться чуть ли не на всех существующих платформах. Этот успех был обеспечен не имевшей аналогов концепцией и ее блестящим воплощением — игрок брал на себя роль мэра, главной задачей которого было постоянное расширение своего города. И задачей отнюдь не простой. Потому как строительство стоит денег, деньги идут от налогов, собираемых с размещенных в городе предприятий, предприятия требуют для работы электричество и рабочих, а также шумят и загрязняют окружающую среду, так что граждане не хотят селиться рядом с ними. Впрочем, слишком далеко они селиться тоже не хотят — долго на работу добираться. А еще они требуют, чтобы их защищали полиция и пожарная служба, чтобы было, куда сходить на выходные и где купить продуктов, и чтобы на дорогах не приходилось стоять по часу в пробке, и... Вы еще не вышли из бюджета? Поздравляю — вы что-то понимаете в управлении городом.

Успех игры породил множество подражателей, что вылилось в появление целого поджанра — градостроительных симуляторов. Сама серия тоже продолжила развиваться, да только после вышедшей в 2003 году SimCity 4 ни одной стоящей игры в ней не появлялось.

Спустя шесть лет пустующую нишу попыталась занять французская студия Monte Cristo, выпустив в октябре 2009 года игру Cities XL. В принципе, у них почти получилось. Игра была неплоха и могла бы стать отличной заменой старенькой SimCity 4. Но в последний момент разработчики попытались прыгнуть выше головы и сделать из обычной градостроительной стратегии онлайновую. Получилось очень топорно; единственное, чем могли заняться игроки в онлайне, — это торговать друг с другом да любоваться чужими городами. А за доступ к этим функциям предлагалось платить ежемесячную абонентскую плату. Более того, тем, кто не желал связываться со специфическим «онлайном», была недоступна большая часть карт и строений.

Эксперимент завершился неудачно. Игроки отказались платить за воздух, и уже в марте 2010 года серверы игры были отключены, поскольку абонентские взносы не окупали затрат на их поддержание. Monte Cristo объявила, что теперь работает над исключительно однопользовательской Cities XL 2011, в которой исправит свои ошибки. Но довести проект до ума компания уже не успела — из-за банкротства. Все права и наработки по Cities XL 2011 ушли издательству Focus Home Interactive.

Большие города

Мэру приходится изрядно попотеть, чтоб решить пробле-
му трафика, ведь чем больше город, тем больше нагрузка
на его транспортную сеть и меньше пространства для
ее расширения.

Несмотря на столь бурную предысторию, Cities XL 2011 производит на редкость приятное впечатление. По сути своей это такой, уж простите за избитую фигуру речи, SimCity-клон. Но клон очень основательный, правильный и симпатичный.

Как и полагается по законам жанра, игрок начинает свою карьеру посреди чистого поля, где нет вообще никаких следов цивилизации, кроме иногда пролетающих в небе самолетов. Конечно, быть мэром этакого пустыря никому не понравится, и игрок, бормоча себе под нос: «Здесь будет город заложен назло надменному соседу!», принимается за дело. Сначала нужно проложить дорогу, соединяющую будущий мегаполис с остальным миром, потом — построить мэрию (куда же без нее!) и сервисный центр, удовлетворяющий первейшие потребности населенного пункта в воде и электричестве.

На этом обязательные шаги заканчиваются и можно приступать к творчеству. Для начала разбить пару жилых кварталов, которые будут постепенно наполняться жителями. Успешные и образованные горожане не хотят селиться в неразвитом медвежьем углу, и поначалу доступны будут только дома, предназначенные для низов общества, — неквалифицированные рабочие вряд ли могут позволить себе лучшее жилье.

Затем можно подумать и о средствах пополнения бюджета. Самый простой и разумный выбор для этого — создать промышленные зоны и начать сбор налогов с предприятий, которые там откроются. Поначалу выбор тоже невелик: тяжелая индустрия первого уровня — вот и вся промышленность. Она не приносит больших денег и вредит экологии, но надо же с чего-то начинать?

Стоит также попробовать себя в управленческом бизнесе — строительство офисных кварталов низкого уровня обеспечит небольшой, но экологически чистый доход. К тому же производственным зданиям для эффективной работы всегда нужны хорошие менеджеры, и потому доступность офисных услуг в городе не даст упасть эффективности производства. Для работы в офисах нужны уже квалифицированные работники, а им и дома подавай получше.

В маленьком поселке, где все всех знают, большой необходимости в пожарной команде или полиции до поры до времени не возникает. Запросы населения по социальным службам и развлечениям невелики, был бы магазин недалеко. Но стоит городу немного разрастись, как потребности жителей тоже начнут расти, стремительно. То развлечения им подавай (начать можно с баскетбольных площадок и колеса обозрения), затем построй полицейский участок — хулиганов отлавливать. Школу, хотя бы начальную, чтобы дети не остались без образования. И так далее.

Горы, пляжи, леса — привле-
кательные места для туристов. Построив поближе к природным красотам сеть отелей, можно зарабатывать неплохие деньги.

Все эти строения стоят денег и требуют постоянной платы за содержание. Увлекшись постройкой города счастья, можно быстро вылететь в трубу. Чтобы сводить концы с концами, нужно разворачивать новые производства, а они, в свою очередь, потребуют новых работников, которым тоже надо где-то жить и чем-то развлекаться по пятницам.

Рост города обеспечивает не только новые проблемы, но и новые возможности. В больших городах можно строить объекты легкой промышленности, которая приносит много больше денег, а можно и до высоких технологий дорасти. Работающим в этой сфере умникам, конечно, высокий уровень жизни подавай, но зато и прибыль от них соответствующая.

Цикл постоянного прироста возможностей и обязанностей здесь организован так хорошо и удачно, что нисколько не надоедает и даже наоборот — увлекает и держит в постоянном бодрящем напряжении. Всякий раз, когда развитие упирается в некий мнимый потолок, игра внезапно открывает новые возможности. Каждый следующий уровень построек куда прибыльнее и, что немаловажно, красивее предыдущего (в конце концов, любование впечатляющими результатами своих трудов — один из главных источников удовольствия). Но и требования растут. Дороги не выдерживают усилившегося транспортного потока, и приходится сносить целые кварталы, чтобы проложить новые шоссе, на смену простеньким домикам приходят небоскребы...

Город растет непрерывно, становясь все красивее и величественнее. Для богатых и развитых мегаполисов предусмотрены особые, безумно дорогие, постройки, дающие постоянный плюс к качеству жизни. Согласитесь, приятно иметь в своем городе собственную Статую Свободы, Токийскую телебашню, а то и точную копию Колосса Родосского. Строятся такие сооружения очень долго, буквально часами. Но в масштабах здешнего затягивающего, обволакивающего игрового процесса (не успел оглянуться, а уже два часа прошло) это даже не ощущается.

Городская торговля

Этому району явно не хватает школы.
Небольшой курортный приго-
род — чистый рай на земле.

На поздних этапах игры в мерное развитие экономики вмешивается проблема нехватки ресурсов. К примеру, производствам для работы требуется электроэнергия, и, если электростанций в городе недостаточно, цена на электричество вырастет до умопомрачительных величин. Предприятия начнут закрываться, что плачевно скажется на бюджете. Постройка новых электростанций влетит в большую копеечку и будет требовать дополнительных затрат горючего. И если у города нет собственных нефтяных месторождений, то хочешь не хочешь, а придется импортировать топливо из соседних городов.

Поначалу в качестве торговых партнеров доступна только компания OmniCorp, дерущая за свои товары и услуги втридорога. Но если построить несколько городов, вполне можно наладить торговлю между ними. И сделать так, чтобы один поставлял топливо, другой — еду, а третий — услуги офисов и шикарных курортов. Чем больше городов, тем больше открывается возможностей!


***

После отказа от претенциозного, но бессмысленного и беспощадного онлайн-режима игра превратилась в по-настоящему органичный, приятный и затягивающий градостроительный менеджер. Настоящий бальзам на душу старого поклонника серии SimCity. Видимо, с выходом Cities XL 2011 старушке SimCity 4 можно отправляться на заслуженный покой.

Увлекательность
8/10 8
Рейтинг
журнала
80%
Награда
журнала
МЕДАЛЬ
Графика
8/10 8
Удобство
7/10 7
Экономическая
система
7/10 7
Запоминается
— постепенный и равномерный рост города
— впечатляющее архитектурное разнообразие
Хотелось бы
— оригинальных идей
Вердикт
Масштабный и интересный градостроительный симулятор. Упрекнуть Cities XL 2011 можно разве только в том, что она слишком похожа на игры серии SimCity, но знаете... Всем бы такие недостатки!

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.1
проголосовало человек: 115
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования