Полное имя: Макс Пэйн Род деятельности: детектив полиции Нью-Йорка, офицер Отдела по борьбе с наркотиками, беглый преступник Снимался в играх: Max Payne, Max Payne 2: The Fall of Max Payne, Max Payne 3 Снимался в фильмах: «Макс Пэйн» Любимая фраза: Смерть перестает быть чем-то страшным, когда становится нормой жизни. |
Жизнь была прекрасна. Закат освещает прекрасный летний вечер, в воздухе разлит запах свежескошенной травы с газонов, где-то смеются и кричат дети. Дом за рекой, где тебя ждут красавица-жена и чудесная маленькая дочка. Настоящий воздушный замок, ставший реальностью. Но если бы воздушные замки не разрушались так быстро, пока на них не смотрят...
Макс Пэйн
Трудно объяснить, что такое американская мечта. Но у нью-йоркского полицейского Макса Пэйна она точно сбылась. Он с удовольствием выходил на работу и обожал свою семью. Однако обстановка в городе накалялась с каждым днем: на рынке наркотиков появилась новая неведомая дрянь, участились случаи грабежей и вооруженных нападений.
Вернувшись однажды домой, Пэйн окликнул свою жену Мишель, но та молчала. Беспорядок и покосившиеся картины озадачили детектива, а граффити на стене — буква «V» и шприц — явно нарисовали не его девочки...
Раздался телефонный звонок. Незнакомая дама желала удостовериться, что это резиденция Пэйнов, и проигнорировала просьбу вызвать полицию. Внезапно сверху послышались крики Мишель и плач дочери. Пэйн влетел в детскую, но обнаружил лишь двоих наркоманов и окровавленную кроватку. В отчаянной надежде ворвался в спальню — но было слишком поздно.
Новость о зверском убийстве семьи Пэйна в ту же ночь облетела Нью-Йорк, а вскоре и всю страну; репортеры всех американских таблоидов сочли нужным взять у полицейского интервью и съехались в участок, проявив не больше такта и понимания, чем прущий в атаку разъяренный бык.
Старый Пэйн в тот злополучный вечер умер вместе со своей семьей. Умер, чтобы возродиться для мести. Что ж, если другие raisons d’etre отобрали, сойдет и такая...
Изначально роль Пэйна планировали отдать Клайву Оуэну. Руководствовались его опытом в крупномасштабных боевиках — он снялся в «Пристрели их», в котором только минут пять из всей ленты не звучат выстрелы. К тому же в фильме «Дитя человеческое» Оуэн сыграл довольно пессимистичного, разочарованного в жизни героя, что довольно близко к образу Макса.
Уолберга пришлось долго уговаривать сняться в киноверсии игры. О Max Payne он знал лишь понаслышке и заявил, что его карьера еще не настолько развалилась, чтобы участвовать в подобных проектах. Однако все же прочел сценарий и, загоревшись идеей, сел за игру! Надолго его, правда, не хватило, так что прохождение свалилось на плечи молодого ассистента.
В экранизации есть пасхальное яйцо, отсылка к другому игровому сериалу — «CSI: Место преступления». Следователи Департамента полиции Нью-Йорка носят куртки с логотипом CSI (Crime Scene Investigation) на спине, хотя должны бы — с надписью CSU (Crime Scene Unit).
Человек, подаривший Максу свой голос, ненадолго появился и в фильме: актер Джеймс Маккефри сыграл агента ФБР, который пришел во время разговора детектива Бравуры с командиром спецназа.
Вьюга перемен
Многочисленными оправданиями своих грехов ты пытаешься загладить вину, чтобы заставить утихнуть совесть и попытаться спасти свою душу, а точнее сказать, то, что от нее осталось.
Макс Пэйн
Макс перевелся в Управление по борьбе с наркотиками, где проработал три года. Результаты стоили того: полиция вышла на распространителей наркотика валькирин — того самого, который три года назад распространился по Нью-Йорку на манер чумы.
За этим стояла мафиозная семья Пунчинелло, замешанная также в вымогательствах, взяточничестве, ограблениях и убийствах. Макс быстро втерся в доверие к бандитам и получил задание встретиться в метро с другим детективом, Алексом Болдером, чтобы обсудить кое-какие детали расследования.
Там Пэйна уже ждали люди Пунчинелло, а точнее — подручные его капо, Джека Люпино. «Засланного казачка» кто-то сдал. С трудом отбившись от гангстеров, полицейский встретился-таки со старым другом, но времени не хватило даже на обмен любезностями — неизвестный наемник спустил курок и бежал с места преступления, а в убийстве обвинили Макса.
По ту сторону закона Пэйн отказался от честной игры и сам добрался до Люпино. Оказалось, мафиози сам давно злоупотребляет валькирином, уверен в своей непобедимости и считает себя волком и посланником Ада. В одном Люпино был прав: под землей его точно заждались. Пэйн помог ему с билетом в один конец.
Оставалось добраться до дона Пунчинелло. Несмотря на привычку к одиночеству, Макс был рад любой помощи, а встреча с наемницей Моной Сакс обещала выгодное сотрудничество. Однако у девушки явно имелись другие планы, когда она подмешивала в его стакан валькирин...
Зеленая дрянь отвратительно подействовала на опального детектива: он больше не контролировал мысли и тело, находясь почти в коматозном состоянии. Идеальная мишень для разъяренных мафиози, он сумел-таки пробиться в особняк Пунчинелло. Там его ждало много сюрпризов: сначала он наткнулся на мертвую супругу дона — сестру Моны, — а вскоре стал свидетелем расправы неизвестных над самим доном. Всемогущий мафиозо оказался всего лишь пешкой в игре корпорации «Эйсир», стоявшей за распространением наркотика.
Пэйн воспользовался случаем и раскопал много нового: валькирин разработали в ходе секретного военного проекта «Вальхалла», целью которого было создание выносливых и беспощадных солдат. Опыты не принесли успеха, и проект закрыли, чтобы спустя годы вновь вернуться к нему. О действиях «Эйсир» случайно узнала Мишель Пэйн. Дабы обезопасить себя, корпорация отправила к ней сумасшедших подопытных...
Теперь Макса было не остановить, и только пара телефонных звонков спасла его от ошибок. Первый открыл имя предателя, который спланировал засаду в метро и убийство Алекса Болдера. Второй раздался сразу после смерти предателя. На связь вышел сенатор Уоден, представитель тайного общества «Внутренний круг». Организация с колоссальным влиянием, уходившая корнями к масонским ложам, предложила Максу сотрудничество в обмен на снятие всех обвинений.
Сенатор Уоден сдержал слово. Когда все закончилось и Пэйна схватили на крыше небоскреба, его оправдали и даже восстановили в должности, вернув все привилегии. Кошмар, унесший жизни сотен людей, закончился, а в душе Макса наконец поселилась легкость, пусть и вместе с пустотой.
На протяжении первой части Макс убил шестьсот двадцать пять человек, после чего был полностью оправдан и продолжил работу в полиции. Ничего себе у парня нервы, не то что стальные — титановые!
Наркотик, за производителями которого Макс гонялся всю первую часть, смертельно опасен, если вколоть двойную дозу: опыты показали, что не выживает никто. Несмотря на это, в Пэйна вливали лошадиную дозу что в игре, что в фильме, и он оставался в живых. Непродолжительные реалистичные галлюцинации — и он снова в строю. Видимо, титановые у него не только нервы.
Считается, что «Матрица» оказала большое влияние на серию Max Payne — во многом из-за постоянного замедления времени. Но вот незадача: игру разрабатывали за два года до того, как Морфеус предложил выбрать пилюлю. Тем не менее создатели напичкали проект отсылками к фильму. Так, например, оперативники «Эйсир» выглядят так же, как и Агенты, а взрыв двери в метро напоминает взрыв лифта. К тому же некоторые преступники ходят в кожаных черных плащах и темных очках — чем не Нео?
Снова в бегах
Счастье — это отнюдь не данность, за него надо постоянно бороться. И когда оно приходит, важно уметь удержать его как можно дольше, ибо месть судьбы за мимолетное наслаждение будет ужасна.
Макс Пэйн
Но, похоже, Макс и мирная жизнь плохо совместимы.
Во время разборок в «Эйсире» Мону Сакс ранили в голову и бросили умирать в лифте — она отказалась убивать Пэйна. Выжить ей удалось, но спустя два года девушка стала мишенью международной группы наемных убийц. Более того, ее обвинили в заказном убийстве одного из сенаторов. Во «Внутреннем круге» произошел разлад — Владимир Лем, обаятельный русский мафиозо, планировал сместить Уодена и готовил переворот. Вот так все оказались в одной упряжке, и вскоре Нью-Йорк содрогнулся.
А старина Пэйн изменился до неузнаваемости. Внешностью дело не ограничилось. Из циничного ангела мести детектив превратился в нервическое создание, скулящее по каждому поводу. Соскучился по Моне? Надо поныть. Встретился с Моной? Все равно надо поныть. Мона умирает на руках? Просто-таки необходимо поныть!
К счастью, девушка выжила. Иначе обессилевший от душевных мук и ночных кошмаров Макс бросил бы все и исчез, чтобы через двенадцать лет оказаться в трущобах Сан-Паулу. Но Мона очнулась, и Пэйн понял, что может жить дальше.
Правда, исчезнуть ему это не помешало. Спустя двенадцать лет от былого Макса не осталось и следа — он постарел, растолстел, облысел и подсел на наркотики. Не лучший исход для добропорядочного американского детектива.
В первой части Max Payne предостаточно ссылок на германо-скандинавскую мифологию. Наркотик валькирин уходит корнями к валькириям — воительницам, наблюдавшим за ходом битвы и уносивших павших с честью в Вальхаллу. Этот небесный чертог в Асгарде тоже не остался без внимания — секретный военный проект по созданию универсальных солдат носил то же название.
Кстати, именно в здании «Асгард» Пэйн встретился с членами могущественной тайной организации, возглавляемой Уоденом, чья фамилия — один из вариантов произношения имени верховного бога Одина. Компьютерная система на армейской базе называлась «Иггдрасиль» в честь величественного дерева, соединявшего все девять миров. Корпорация «Эйсир» — не что иное, как отсылка к богам-асам. Хозяйка компании отзывается на фамилию Хорн, и не зря — предвестником Рагнарека, конца света, должен был стать звук золотого рога Гьяллархорн. О последней битве богов и чудовищ напоминает и готический ночной клуб Люпино «Ragna Rock».
Кто вы, мистер Пэйн?
Любовь и боль всегда ходят вместе. Правда, последняя иногда задерживается, внушая тебе иллюзию спокойствия и блаженства, дабы с садистской улыбкой на лице ударить еще больнее, ударить в самое сердце.
Макс Пэйн
Что мы, в сущности, знаем о Максе, о его характере? До гибели семьи он был абсолютно нормальным мужчиной, любящим жизнь и своих близких, хотя каждый день имел дело с аномальными, скажем так, личностями. Жестокое убийство изменило Пэйна полностью, превратив в сгусток страданий. Не зря разработчики дали ему говорящее имя «Самая большая боль» (англ. «Max Payne» созвучно «Maximum Pain»)
С тех пор его постоянно преследуют кошмары — и во сне, и наяву. Например, после передозировки валькирином Макс потерял сознание и вернулся в ту ночь. Весь дом залит кровью, телефон ни на секунду не смолкает, а по столу разбросаны письма от Мишель. В письмах бред кромешный: покойная супруга называет Пэйна героем комикса и компьютерной игры.
Несмотря на ужас своего положения, Пэйн умудряется шутить, правда, юмор у него специфический. «Нас было трое: он, я и мой пистолет», «Твои права зачитают тебе на похоронах», «Намек был таким же туманным и неопределенным, как пуля в сердце» — его дежурные шутки. А он еще и философствовать любит. Познав и счастье, и боль, он трезво размышляет о любви и ненависти, дружбе и предательстве, жизни и смерти, судьбе и выборе, белом и черном. Получается настолько витиевато, что сразу и не разберешь — приходится вчитываться и гадать, что же в действительности хотел сказать герой.
Это и есть отличительные черты образа Пэйна. Не найдется ни одного персонажа, который вел бы себя так же. С другой стороны — а кто еще пережил нечто подобное? Разве что герои «Города грехов» Фрэнка Миллера — не менее мрачного и жестокого комикса, нежели Max Payne. Они, пожалуй, Макса поняли бы.
Это интересно: бытует мнение, что на разработчиков в свое время повлияла именно эта графическая новелла, «Город грехов». Хотя сами они в этом не признавались. Зато фильм по мотивам игры явно имеет много общего с Sin City Родригеса и Тарантино — даже цветовая гамма идентична.
О себе Макс говорит «я засмеялся бы, если бы помнил, как это делается». Довольно забавно слышать это от того, кто все время кривит губы в неприятной ухмылке. Многие запомнили это выражение лица, а ведь позаимствовали его у вполне реального человека — Сэма Лейка, сценариста обеих игр и фильма.
В кино Пэйна сыграл Марк Уолберг, а режиссерское кресло занял Джон Мур, автор «В тылу врага» и ремейка «Омена». Поклонники набросились на фильм с остервенением: Джек Люпино оказался известным наркоторговцем, а не членом мафии, у Пэйна вместо дочери родился сын... Образ Макса не раскрыли вовсе, поставили на атмосферу. Получилось мрачно, жестко, под музыку Мэрлина Мэнсона и с Ольгой Куриленко топлесс.
Намек на продолжение зрителям дали, но сейчас вся надежда на третью часть игры, за которую взялись сотрудники Rockstar. Правда, на фоне темного заснеженного Нью-Йорка, с разбитыми фонарями и пустынными улочками, Сан-Паулу смотрится глупо: пальмы и яркое солнце не вписываются в общий антураж. А Макс Пэйн снова совершенно не похож на себя прежнего.
Но ему не привыкать.