Благодаря серии Call of Duty мы сражались с 6-й армией Паулюса под Сталинградом, дышали пыльным воздухом Эль-Аламейна, по пояс в воде бежали к берегу Пуэнт дю Хок, ползли по жухлой траве Чернобыля. Нам доводилось сидеть в кресле оператора знаменитого Lockheed AC-130 Spectre, идти по пылающему Вашингтону и умирать в развалинах Биссары после ядерного взрыва. Мы научились целиться из штурмовой винтовки с неисправным коллиматором, использовать снаряжение альпинистов и перепрыгивать на снегоходе через пропасть. Нас даже один раз облил бензином и сжег американский генерал-предатель. Много всего было.
Игровая серия, отдав должное славному прошлому, переметнулась в ближайшее будущее, оставив без внимания эпоху Холодной войны. А ведь очень хотелось бы познакомиться с операциями Power Pack и Urgent Fury, узнать побольше о свержении иранского правительства и событиях 1954 года в Гватемале, поучаствовать во вторжении на Кубу и в Доминиканскую Республику.
И вот наконец вышел долгожданный боевик с красноречивым названием Call of Duty: Black Ops. Не знаю, как вы, дорогие читатели, а я ждал от игры с таким названием именно того, что перечислено абзацем выше. Тем более что сам глава студии Treyarch Марк Ламиа открытым текстом заявлял о «стремлении к достоверности». Однако Treyarch, которая, кстати говоря, ничем особенным не прославилась в деле развития культовой игровой серии, решила по-своему. Ну что ж, давайте приступим к детальному разбору игры.
Прыжок в историческое «никогда»
Пройденная за восемь часов кампания оставила двойственное впечатление. С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что перед нами крепкий продукт, вылизанный до блеска и выкаченный на грамотно подготовленную демонстрационную площадку. Боевик серии Call of Duty, как ему и полагается, дает возможность от души и с размахом повоевать по всему миру. С другой стороны, все эти восемь часов не покидало ощущение, что меня держат за дурака. Столь избитый шаблон о противостоянии «империи зла» и «оплота демократии», казалось, должен быть давно закопан на глубину шести футов. А игровые «реалии», которыми старательно потчуют в промежутках между утомительными для глаз флэшбеками, не имеют ничего общего с реалиями описываемого периода.
Игровые уровни сделаны практически безукоризненно, типичные для «рельсового» боевика линейные цепочки открытых дверей нисколько не мешают плести свою цепочку тактики обходов с фланга и поисков безопасных путей. Улицу, заполненную врагами, можно пробежать в режиме «всех порву, один останусь», а можно и пройти без шума по принципу «пусть эти идиоты думают, что я еще там».
Запомнился уровень, где надо прорваться через толпу врагов, следя, чтобы не повредить защитную маску, — желтые клубы газа «Нова-6» убивают в течение пары секунд. Говорят, что идеи носятся в воздухе: достаточно вспомнить Metro 2033 — там тоже были миссии, построенные на аналогичном принципе.
Пехотные пострелушки, пусть местами и однообразные, неплохо разбавлены кинематографическими лакомствами. Вас ждет мотокросс по пересеченным окрестностям Воркутлага (жаль, короткий), прорыв на боевых катерах по Меконгу (несколько флегматичный), воздушный бой против двух Ми-24 (весьма и весьма аркадный). Паническая пробежка над обрывом, завершающаяся прыжком с парашютом в снежную бездну. И наконец, своеобразной «изюминкой» можно смело считать полет над территорией СССР в качестве оператора знаменитого стратегического высотного разведчика Lockheed SR-71. Полетать тоже дадут недолго, но сам факт!
Сбивать эту ракету совершен- но бессмысленно. Она была предназначена для отработки стыковки на орбите, а не для ядерных ударов по США. |
По сюжету игра переносит нас в 60-е годы прошлого века — в самый разгар Холодной войны. Именно в те времена появился и быстро набрал популярность термин «black operations». Но зачем же, скажите на милость, вводить в заблуждение тех игроков, которым известно его значение, и подсовывать им откровенную «клюкву»?
ной гонкой в Modern Warfare 2.
Современные боевики все больше смещаются в сторону кинематографа. Все больше времени игрок проводит, просматривая видео и участвуя в интерактивных сценках, отличающихся от основного игрового процесса. В принципе, это нормально и даже зачастую интересно. Но когда из восьми часов прохождения как минимум час занимают суматошные стробоскопические кадры, ничего внятного зрителю не сообщающие, это уже явный перебор.
Сюжет и диалоги оставляют явственный привкус дешевых комиксов, где насыщенный пафос с успехом заменяет информацию. Если подыскивать параллели из мира кино, на ум приходят «Бесславные ублюдки» Тарантино и «Неудержимые» Сталлоне. Да, здесь такая же бредовая история и такой же разгул фантазии. Но если названные фильмы насквозь пропитаны иронией, то в Black Ops все игровые благоглупости маршируют с абсолютно серьезным лицом.
Графика при всех ее красотах немного не дотягивает до Modern Warfare 2. И, что удивительно, умудряется при этом сильно тормозить. В сети можно найти инструкции по изменению конфигурационного файла, чтобы оптимизировать графику и довести FPS до приличных величин. Однако почему этим занимаются игроки?
С игровой физикой все по-прежнему — пустые картонные коробки, валяющиеся на полу, ведут себя как железобетонные блоки, а пулеметная очередь не сдвигает настольную лампу даже на миллиметр. Не замечено и повышения интеллекта врагов и союзников — вьетнамские партизаны, тюремные охранники и бойцы элитного спецназа воюют примерно одинаково.
Горячая история о холодной войне
Игра начинается с допроса главного героя — Алекса Мейсона, капитана армии США. Допрос проводится в 1968 году, спустя семь лет после начала игровых событий. Сюжет развивается весьма непоследовательно и сумбурно — от допроса к воспоминаниям, а от них — снова к допросу. Допрашивающих интересуют какие-то цифры, передаваемые в эфир неизвестно кем, для кого и с какой целью. Похоже, что Мейсон о них то ли не знает, то ли знал, да забыл. А люди, которые его допрашивают, помогают вспомнить цепочку событий.
Фабула игры, прямо скажу, феерична настолько, насколько может быть феерична разноцветная жеваная тряпка. Некий советский генерал со странной цыганско-бессарабской фамилией Драгович в 1945 году захватывает «последний оплот нацистов» — секретную базу в Арктике, где в спешном порядке разрабатывается отравляющий газ «Нова-6». Здесь же, на базе, находятся и баллистические ракеты Фау-2, при помощи которых немецкий ученый Штайнер собирается отравить газом США. То, что Фау-2 летит максимум на 300 км, Штайнера, видимо, нисколько не беспокоит. Драгович и Штайнер вступают в преступный сговор, убивают газом свидетелей, а один из них — капитан Резнов — выживает и спасается бегством. Его ловят и отправляют в Воркуту.
Спустя шестнадцать лет все тот же американский капитан с двумя напарниками получает задание убить Кастро. Сделать это планируют в ходе операции по вторжению армии США на Кубу. Прорвавшись с боем к резиденции Кастро, Мейсон убивает его, а затем группа эвакуируется, захватив кубинский самолет. Далее Мейсон вынужден выпрыгнуть из рулящего на ВПП самолета, чтобы освободить место для разбега. Напарники улетают, капитан остается. Его ловят и отправляют в Воркуту.
Вот таким нехитрым способом сценаристы сводят судьбы двух основных протагонистов Black Ops.
А дальше фантазия, закусив удила, галопом проносится по Вашингтону времен Кеннеди, казахстанской степи, сгорающему в огне войны Вьетнаму и страдающему от своей географической причастности Лаосу. Cо скоростью реактивного самолета пролетает над секретными объектами СССР, приземляется на Кубе и с разбегу бросается в кишащее советскими подводными станциями Карибское море. И все это проходит под знаком конспирологических измышлений «кто убил Кеннеди?» и навязших в зубах «секретных технологий Третьего рейха».
Согласно принятой в США терминологии, касающейся области военного стратегического планирования, специальные операции делятся на три типа. Прежде чем описывать эту типологию, хочу сразу оговорить, что в СССР ничего подобного не было, — во-первых, в Советском Союзе все засекречивалось до такого предела, при котором нюансы уже не играли никакой роли, а во-вторых, внешняя политика США времен Холодной войны располагала к созданию четкой типологии стратегических действий в реальном пространстве.
Источник, на который я опираюсь при описании типов операций специального назначения, — это Словарь военных и смежных терминов Министерства обороны США в редакции 2007 года. В качестве определяющих факторов берутся два типа фактов, которые следует скрыть, — факт проведения операции и факт ее причастности к государству-организатору.
Clandestine operation требует сокрытия факта проведения, в то время как государственная принадлежность не представляет секрета по причине ее полнейшей «прозрачности».
Пример: вымышленная страна Куртения пытается изъять у страны Аркадии секретные стратегические планы, касающиеся самой Куртении. На территории Аркадии действуют специальные агенты, по возможности стараясь скрыть свою деятельность. Но при провале операции вопрос о том, кто был ее спонсором, не возникнет. Кому еще, кроме Куртении, могут понадобиться эти планы?
Covert operation, напротив, требует тщательной маскировки спонсора при совершенно открытом проведении самой операции.
Пример: Аркадия и Куртения состоят в военно-политическом союзе. Но Аркадии требуется непрерывный и негласный мониторинг истинных намерений союзника, ради чего они вербуют куртенского сотрудника министерства иностранных дел. Информацию он добывает в открытую, но если вдруг всплывет то, как он ею распоряжается, это может привести к скандалу и даже расторжению союза.
Black operation можно определить как объединение первых двух операций по факторам засекречивания. Такие операции обычно идут вразрез не только с нормами международного права, но и с общепринятыми этическими нормами.
Пример: Куртения воюет против Фрузинии. Нейтральная Аркадия заинтересована в том, чтобы конфликт разрешился в пользу Куртении, ради чего негласно поставляет ей оружие. Этот факт Аркадия стремится скрыть на случай, если в итоге все же победит Фрузиния и с ней надо будет устанавливать дипломатические отношения.
Black «oops!», или ЮЯЧШ ШЦЫЬ
Перечислить всю «развесистую клюкву»? Это крайне трудно. Дело в том, что практически вся предметно-событийная составляющая игры — бред сивой кобылы.
Налицо манипулирование фактами и вымыслом, сводящееся к принципу «как хочу, так и ворочу». С одной стороны — явные потуги на псевдоисторичность: события 15 апреля 1961 года на Кубе, война во Вьетнаме, боевые действия в Лаосе, реально существующие в 1945 году баллистические ракеты Фау-2, грядущее убийство Кеннеди.
С другой — чудовищное нагромождение анахронизмов. Оружие, которого не было, да и быть не могло в описываемые годы; вертолет Ми-24, впервые поднявшийся в воздух добрый десяток лет спустя, несуществующий ПЗРК в байконурском эпизоде, странная военная форма советских солдат периода конца войны. При широко разрекламированном количестве привлеченных экспертов в воркутинской миссии присутствует шестиствольный пулемет XM214 Microgun. То, что он был разработан General Electric в конце 1970-х годов, уже и не выделяется на фоне всего остального. А российский спецназ, поголовно вооруженный израильским автоматом Galil и французским FAMAS? А подствольный огнемет, нацепленный на АКС-74у? Похоже, тех, кто наполнял игру оружием, даже число 74 в названии автомата нисколько не смутило.
добнее — ведь эти две ПТУР разделяет пятнадцать лет.
канских игроделов, выглядел Байконур спустя год после полета Гагарина. Ни забора, ни калитки. Подходи кто хочешь, бери что хочешь.
Казалось бы, сколько уже слез счастья пролито по поводу «Новосйойрска», «Тучи ФЗНАМЗНОН» и прочих «Ащьф Лштшфум». Но ни один эксперт не озаботился, чтобы на транспортных воротах Воркутлага не красовалось загадочное ЮЯЧШ ШЦЫЬ. Разумеется, для англоязычного игрока такая надпись определенно свидетельствует, что дело происходит в России, — как вы заметили, ни одна буква там не похожа на латиницу. Но как, скажите, русскоязычному игроку воспринимать таинственные письмена «РУКА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ», начертанные на пилоне внешней подвески советского вертолета Ми-24? Неужели дизайнеры техники пользовались услугами Google Translator?
Все происходящее в игре отмечено печатью легкого неопасного безумия: отсутствие периметра запретной зоны вокруг режимного объекта «космодром Байконур»; валяющиеся там и сям кучи оружия — один раз они встретились на идиллической лесной полянке рядом с бесхозным боевым вертолетом; советские спецназовцы, стыдливо отворачивающиеся от врага на время перезарядки оружия и переговаривающиеся с очень странным акцентом; научные сотрудники, беспорядочно бегающие туда-сюда под плотным перекрестным огнем; бунтующие заключенные, стреляющие «греческим огнем» из огромной рогатки по пулеметным точкам... Список можно продолжать и продолжать...
Сухой остаток
Поиграть в Black Ops стоит хотя бы затем, чтобы насладиться безудержной и безграничной фантазией веселых парней из Treyarch. Темп боевых действий выдержан идеально, а во время утомительных врезок «дискотечного» вида вполне можно сходить за новой порцией кофе. Но не стоит ждать от однопользовательской кампании прорыва. В этом вопросе она откровенно вторична — врезки выглядят поверхностным подражательством предыдущим находкам игровой серии. Оружие в большинстве своем прибыло из Modern Warfare, хоть кое-где и обросло странными «примочками». По-настоящему свежих решений обнаружить так и не удалось.
И самое главное, не стоит ждать от игры даже минимального исторического правдоподобия. Разработчикам достаточно было бы вернуться к изначальным традициям Call of Duty и подать в таком виде секретные операции Холодной войны — и серия действительно заиграла бы новыми яркими красками. А пока нам остается раскрывать очередные злодейские замыслы очередного советского генерала-безумца и надеяться на то, что кто-нибудь, вдохновленный нереализованной Treyarch идеей, возьмется воплотить ее в виртуальной реальности.
Слухи о платности сетевого режима Call of Duty: Black Ops остались только слухами — покупатель игры автоматически получает и однопользовательскую кампанию, и мультиплеерную составляющую.
Те, кто опробовал сетевой режим, практически единодушно сходятся в том, что он вышел более удачным и перспективным, чем в Modern Warfare 2. Единственное, пожалуй, новшество, поначалу вызывающее дискомфорт, — на удивление неторопливое перемещение персонажей. С другой стороны, примерно так же передвигаются киношные спецназовцы и, что удивительно, их реальные коллеги.
Ничего по-настоящему революционного в сетевом режиме Black Ops нет, но в него были введены вполне весомые новинки (выглядывание из-за угла, изменение поля обзора, COD Points). К тому же явственно видна серьезная работа над тем, что не удовлетворяло игроков в Modern Warfare 2, — например, баланс наград за серии убийств и возможность настройки персонажа. Появилась также весьма жесткая тренировочная система «команда игроков против команды ботов».
COD Points — это своеобразная внутриигровая валюта, зарабатываемая за победы в матчах и выполнение заданий. Расходовать ее можно на покупку решительно всего, что нужно бойцу, — нового оружия и дополнительных модулей к нему, камуфляжа, контрактов и перков. В связи с этим был введен дополнительный и довольно-таки своеобразный способ заработка COD Points — так называемые Wager Matches (игры со ставками), в которых каждый сражается за валютный приз в одиночку, без команды.
Для этих игр выбраны весьма интересные типы матчей с замысловатыми правилами боя — «Один патрон», «Арсенал», «Стрелок» и «Палки и камни». Условия выигрыша отличаются — в первом приз получает последний оставшийся в живых, при этом на старте игрокам выдается лишь один патрон к пистолету; во втором — тот, кто первым совершит убийство каждым из видов оружия; в третьем все игроки вооружены одинаково, а награда достается набравшему больше всего очков за отведенное время; и наконец, в четвертом — тоже набравшему больше всего очков, но здесь в ходе боя игрок теряет набранные очки при каждой смерти, а битва идет на ножах и томагавках.
В игре насчитывается четырнадцать вариантов карт, так что приедятся они еще не скоро.
А вот кооперативный режим, о котором было заявлено еще 30 апреля, в этом году в игре так и не появится — его стоит ждать только в 2011-м в виде загружаемого контента.
Увлекательность | 9 | Рейтинг журнала 80% | Награда журнала |
Графика | 8 | ||
Удобство | 8 | ||
Дизайн миссий | 9 | ||
Атмосферность | 6 |
Запоминается — увлекательные и кинематогра- фичные перестрелки — рекордное количество «раз- весистой клюквы» на квадратный метр игрового мира | Хотелось бы — поменьше набивших оскомину сюжетов о зловещих русских планах — побольше исторически досто- верного вооружения |
Вердикт Поклонники мультплеера получили новое поле боя на ближайший год, даже если и возлагали на игру больше надежд. Тем же, кто интересуется секретными военно-политическими операциями, рекомендуем стиснуть зубы. |