КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Николай Ильченко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (114) май 2011
вид для печати

Cities in Motion
(Транспортная империя)

Жанр:
Разработчик:
Colossal Order
Издатель:
Paradox Interactive
В России:
1С-СофтКлаб

Управление большой транспортной компанией в жизни — штука серьезная. Во всяком случае, вменяемые инвесторы быстро избавились бы от менеджера, думающего иначе. Однако компьютерные игры мы любим и за то, что они дают возможность вжиться в непривычную и интересную роль, ничем не рискуя. При этом роль бизнесмена может стать не менее захватывающей, чем роль героя-спецназовца. «Транспортная империя» — игра редкого нынче поджанра транспортных симуляторов — наглядно показывает, что это так.

Как в старые добрые времена

В виртуальных городах можно найти немало воссозданных достопримечательностей. Вот это, например, — Бранден-
бургские ворота в Берлине.
Мосты — «бутылочное гор-
лышко» любой дороги, стоит на них появиться неповорот-
ливым автобусам и трамваям, и пробки обеспечены.

«Транспортная империя» — прямая наследница легендарных игр Криса Сойера: Transport Tycoon и Locomotion, а также множества их подражателей и коллег по слегка забытому жанру. Последний крупный транспортный симулятор увидел свет больше пяти лет назад, и с тех пор в этой нише царила кладбищенская тишина. Молодая, но амбициозная финская студия Colossal Order решила исправить печальное положение дел. Их игра больше всего напоминает старенький (2000 года) Traffic Giant с изрядно похорошевшей графикой и доведенным до ума игровым процессом.

Мы управляем компанией, специализирующейся на общественном транспорте и пассажирских перевозках. Наши решения не влияют на развитие города напрямую, ведь мы и не строим ничего, кроме транспортных остановок. Место и эпоха, в которых мы поведем свою фирму к успеху или разорению, зависят от личного выбора или режима игры. Всего в игре пять городов — Берлин, Амстердам, Вена, Хельсинки и небольшой неназванный обучающий город. Стартовать в режиме свободной игры можно в начале любой пятилетки между 1920-м и 2020-м годами.

Для реализации своих корыстных планов нам предоставляются стартовый капитал (зависит от уровня сложности) и пять видов транспорта. Однако завоевать уважение (и деньги) граждан не так-то просто — для этого нужно хорошо планировать маршруты и следить за репутацией компании. Если маршруты будут организованы в духе московских таксистов, которые везут впервые попавшего в столицу человека, на остановках вырастут огромные очереди и радости жителей ждать не стоит. А чем ниже репутация, тем меньше желающих пользоваться нашими услугами. Граждане перейдут на автомобили и транспорт конкурентов (в явном виде они в игре не представлены, но подразумеваются), доходы упадут. Чтобы компенсировать это, придется ухудшать обслуживание и понижать зарплаты... И вот она — долговая яма и банкротство!

Монорельсом поуправлять не дадут, а жаль...
Вид на Амстердам сверху открывается приятнейший.

Игра не будет с нами нянчиться. Она довольно проста в освоении, но весьма требовательна потом. От «Транспортной империи» веет той самой старой доброй сложностью, которой были сильны игры девяностых. Даже опытные игроки поначалу имеют отличные шансы разорить свою компанию буквально парой неверных решений. Но тем больше удовольствия получаешь, достигнув успеха и построив блестящую и процветающую корпорацию, охватывающую транспортной сетью весь город.

Вообще, ощущение от игры сродни тому, что мы получали в детстве, играя в игрушечную железную дорогу. Красивые вагончики носятся туда-сюда, развозя граждан по их несомненно важным делам... Выстроенная система начинает работать как часы, потом в размеренную жизнь заэкранного города год за годом приходят перемены. Все бурлит, все живет, все меняется.

Оно живое

За выполнение этого задания дали 1 200 000 долларов премии. Откуда такие деньги у скромного скаутского клуба?

Здешний город действительно намного реалистичнее тех, что мы видели в жанре до этого. Пустив автобус бесцельно кружиться по спальному району, вы ничего не добьетесь — кому нужен маршрут, ведущий в никуда? Нет, горожанам требуется транспорт, способный доставить их из дома на работу, к месту учебы, в магазин, кинотеатр, на худой конец — к другой линии транспорта. Автобусная линия из жилых районов к местному супермаркету — всегда хорошая идея, а если он по дороге заодно останавливается рядом с театром, вообще отлично. Трамвайный путь к колледжу очень понравится студентам, а вертолетный маршрут от аэропорта до гостиницы — туристам.

Потребности каждого гражданина можно посмотреть, щелкнув по нему мышкой. Вот эта пенсионерка ждет трамвая, чтобы отправиться в магазин, студент идет к метро, чтобы поехать в кино, а этот «белый воротничок» спешит в офис на своем личном автомобиле.

Выполнение всяческих заданий, которыми игрока нагружают городской совет и простые граждане, — тоже способ поднять уважение к фирме. Например, можно построить трамвайный путь до аэропорта или соединить маршрутом указанные дома. За это полагается и неплохая премия. Конечно, не всегда понятно, кто готов платить миллион за выполнение просьбы бездомного о длиннющем трамвайном маршруте. Но почему бы игре не иметь парочку забавных тайн?

Кстати, об уже упомянутом метро — тут он реализован, пожалуй, лучше всех в жанре. Игрок сам размещает остановки и проводит пути на четырех уровнях — наземный (рельсы просто идут по земле), надземный (пути на эстакадах) и туннели двух уровней глубины. Умело сочетая эти уровни, можно построить сеть метро своей мечты, с линиями, идущими под и над землей и объединяющими в единую транспортную сеть весь город. Правда, стоит все это очень дорого... но оно того стоит!

Дух времени

Наглядный пример развития технологии. Этот трамвай из 2010-го мало напоминает своих «коллег» полувековой давности.

Города очень красивы, созданный Colossal Order движок отображает с высоты птичьего полета бурлящие мегаполисы с прохожими на улицах, машинами на дорогах, баржами на реках, самолетами в воздухе и прочими деталями. Архитектура очень богата — в «Транспортной империи» более ста видов различных зданий, и вам никогда не спутать один город с другим. С течением времени меняется дизайн машин, костюмов, появляются новые районы... Обновляется и парк доступного транспорта — на смену неуклюжим автобусам и трамваям двадцатых годов приходят современные, комфортные и эргономичные. Но прогресс не стоит на месте, и однажды устареют и они...

Озвучена «Транспортная империя» отлично. Музыкальные темы зависят от эпохи — в тридцатые годы играет легкий и прекрасно ложащийся на настроение игры джаз, а когда наступают 1980-е, мир наполняется электронными аккордами синт-попа.

Мелкие недостатки связаны с недоработками интерфейса. Так, средства прокладки трамвайных путей могли быть и поудобнее — чтобы сделать простой круг или поворот, приходится иногда строить его посекционно, потому как редактор не всегда понимает такое задание. Заменить остановку на более комфортную не всегда просто, ведь модернизовать их нельзя — только сносить и строить заново. А «выпавшая» из маршрута остановка заставляет тут же прокладывать его заново.


***

Нет здесь и удобных средств расстановки машин на маршруте — поставив три автобуса на линию, вы обнаружите, что они стартуют одновременно и едут гуськом, а никаких средств контроля, кроме ручной расстановки, нет. Но все это мелочи на фоне того, что «Транспортная империя» — первый транспортный симулятор за последние годы. Красивый, продуманный и очень увлекательный.

Увлекательность
8/10 8
Рейтинг
журнала
82%
Награда
журнала
ОРДЕН
Графика
7/10 7
Удобство
7/10 7
Экономическая система
9/10 9
Разнообразие
8/10 8
Запоминается
— ощущение живого города
— отличная симуляция городской экономики
— высокий уровень сложности
Хотелось бы
— новых городов
— больше игровых возможностей
Вердикт
Отличный транспортный менеджер, настоящий пир для поклонника жанра.

РУКОВОДСТВО

Правила движения

Первое правило при проведении всякого маршрута — он должен быть полезен горожанам. Стоит учитывать социальное расслоение — что толку от автобусной линии из богатого квартала к местной фабрике? Кто, кроме пары менеджеров да инженеров, будет по ней ездить? А если можно проехать от фабрики к домам рабочих, это совсем другое дело!

Прокладывая подобные линии, всегда сверяйтесь с фильтрами панели информации, чтобы узнать, кто где живет и где подходящие для этих социальных групп рабочие места.

Фильтр обзора в режиме «Уличное движение» очень помогает определить «пробко-
опасные» направления. Чем ближе цвет дороги к крас-
ному — тем больше вероятность затора.

Впрочем, некоторые типы маршрутов всегда будут востребованы:

  • От жилых домов к торговым центрам. В первую очередь — крупным супермаркетам. Кушать, как известно, хочется всегда, а еще одеваться, обуваться и покупать все прочее необходимое для жизни.

  • От вокзалов и аэропортов к гостиницам и жилым массивам. Доставка отъезжающих к вокзалу, а приезжающих к отелям — замечательный бизнес.

  • От жилых домов к учебным заведениям. Студентов в городе много, учатся они ежедневно.

  • От мест проживания туристов к памятникам и достопримечательностям.

  • От жилых домов к больницам, полицейским участкам, театрам, кинотеатрам, правительственным учреждениям — сверхприбыльным такой маршрут не будет, но стабильный доход принесет.

Старайтесь не допускать перегруженности линии важными объектами. Туристический маршрут от гостиницы к музею — это хорошо, но длинная линия, проходящая сразу через вокзал, супермаркет и колледж, быстро станет перегруженной и создаст проблемы. Предпочтительнее соединить достопримечательности тремя компактными маршрутами с общими станциями пересадки — эффект тот же, но они намного удобнее в управлении. Вообще старайтесь не строить слишком длинных линий в черте города — городской трафик вас не обрадует.

Планируя линию, обязательно рассмотрите задействованные участки дорог через фильтр «Уличное движение». Если видите, что улицы перегружены, ищите объезд. Например, не страдающий от проблем уличного движения речной трамвай может оказаться эффективной заменой буксующему автобусному маршруту.

Выбор техники прост — большие и вместительные автобусы и трамваи при работе на дальних и сильно загруженных маршрутах, комфортные машины при работе с туристами и на обычных городских рейсах, маленькие и быстрые машины на небольших маршрутах с затрудненным движением.

Репутация и бухгалтерия

Отношение граждан к вашей компании и ваши финансовые успехи плотно взаимосвязаны. Мало кто захочет пользоваться вашими услугами, если ждать автобус приходится по полчаса, а стоимость проезда обходится немногим дешевле авиаперелета. Тем не менее, если резко задрать цены, некоторое время компания будет получать бóльшую прибыль — сразу пассажиропоток не иссякнет. Но постепенно граждане перейдут на личные автомобили и услуги конкурентов. Конечно, мы не благотворительная организация — понижать издержки и повышать прибыль необходимо. Но злоупотреблять этими средствами нельзя.

Судя по графику, экономика растет, самое время развивать бизнес.

На развитие своей транспортной сети порой приходится брать кредиты — например, постройка метро редко обходится без заемных денег. Однако это сильно сковывает пространство для финансового маневра в будущем. Перед тем как брать в долг, обязательно поинтересуйтесь состоянием мировой экономики и ценами на закладке графиков. Это важно, чтобы не оказаться в положении, когда проценты по кредиту станут той самой соломинкой, которая переломит хребет вашего финансового благополучия.

Иногда перед наступлением кризиса выгодно вложить все наличные активы в какое-нибудь прибыльное предприятие (кстати, стоимость покупки машин во время рецессии сокращается) — ежемесячная прибыль от нового маршрута может превысить суммы возврата по кредиту, и вы получите дополнительное подспорье в трудные времена. Но все сильно зависит от продуманности линии и репутации фирмы — толку от нового замечательного транспорта, на котором никто не хочет ездить?

Обязательно корректируйте зарплаты и цены на свои услуги согласно текущей экономической ситуации. Во время кризиса платежеспособность населения падает и репутация компании страдает. Впрочем, зарплаты начинают казаться работникам компании куда более привлекательными и недавно вызывавшая скептическую ухмылку сумма может привлечь отличных специалистов.

Когда же экономика растет, все происходит ровно наоборот, цены на билеты кажутся богатеющему населению смехотворными, но и зарплата перестает удовлетворять толковых работников.

Виды транспорта

Автобусы

Автобус — самый простой вид транспорта, не требующий особенных капиталовложений. Городская дорожная сеть уже проложена без нашего участия, остается расставить в нужных местах остановки да пустить автобус по маршруту. Казалось бы, проводим побольше автобусных линий и гребем деньги лопатой — вот идеальный бизнес-план! Однако не все так просто.

Нет смысла прокладывать один сверхдлинный автобусный маршрут, три небольших с общими станциями пересадки сработают намного лучше.

Главным препятствием станут сами граждане. А вернее, несознательные личности, предпочитающие радости общественного транспорта вашей компании ужасам вождения личного автомобиля. Современный город + автомобили = пробки. А пробки — это простаивающие автобусы, огромные очереди недовольных пассажиров на стоянках и как следствие — падение репутации компании.

Уличное движение накладывает серьезные ограничения на прокладку автобусных маршрутов. Старайтесь по возможности избегать центральных улиц, мостов и прочих «бутылочных горлышек» — перед тем как провести маршрут, обязательно сверяйтесь с данными о загруженности улиц. Пересечение линии с парой коротких «красных» участков проблемой не станет, но если по перегруженному проспекту проходит добрая треть маршрута, или он сам достаточно длинен, чтобы пересечь сразу несколько «пробкоопасных» участков, — ничего хорошего не выйдет. В лучшем случае счет ожидающих на остановке граждан пойдет на десятки, в худшем перевалит за сотню, а добавление новых автобусов почти не поможет — толку от того, что в пробках стоит больше ваших машин?..

Соединять городские окраины автобусным маршрутом через центр — идея плохая, несмотря на колоссальную востребованность среди населения. Ничем, кроме чудовищных очередей на остановках и ужасной репутации компании, это не обернется. Автобусы хороши только на окраинных и загородных маршрутах — из жилого массива через пункт «Аптека» в пункт «Библиотека», не более.

Трамваи

Трамвай — куда более элегантный вид транспорта. Рельсы игрок прокладывает самостоятельно, проходить они могут как по дорогам, так и по незанятой земле, и поэтому, проявив при прокладке находчивость и стратегическое мышление, можно добиться куда большей независимости от городского трафика.

Маршрут, проложенный прямо по проезжей части, не дает никаких преимуществ —трамваи будут стоять в пробках на тех же правах, что и автотранспорт, поэтому оптимальный трамвайный путь должен проходить в стороне от дороги, лишь изредка пересекаясь с оживленными улицами.

При прокладке трамвайных путей в первую очередь обращайте внимание на бульвары — это почти готовые трамвайные линии, проходящие к тому же по самым оживленным улицам, но при этом не зависящие от пробок. Все, что тут потребуется, — найти немного свободного места, чтобы сделать кольцо и замкнуть пути или спланировать удачное (в обход перегруженных улиц) соединение рельсами одного бульвара с другим. Пути также хорошо ложатся на широкие тротуары и площади, могут проходить по паркам и пустырям... Словом, при умелом подходе найти удачное место для трамвайной линии не сложно.

Разве что в городах с плотной застройкой (например, в Амстердаме) трамвай сильно теряет в эффективности. Найти места для хороших маршрутов, конечно, можно, но ключевым видом транспорта трамваю в таких условиях не стать.

Метро

Метро — самый интересный вид транспорта в игре. Оно не зависит от дорожных пробок, перевозит огромное количество людей, а планировать и строить сложный метрополитен — ни с чем не сравнимое удовольствие.

Проблема лишь в том, что прокладка одной недлинной подземной линии — невероятно дорогое предприятие. Не имея миллионов этак двадцати в кармане, вы рискуете надолго (а при плохом раскладе — навсегда) залезть в долги.

Наземные и надземные обходятся несколько дешевле, но с ними связана другая проблема — станции метро, расположенные на поверхности, занимают очень много места. В плотно застроенном городе освободить такое пространство можно только сравняв с землей несколько зданий, а плата владельцам за снос еще удорожит проект. Зато строительство нового метромоста взамен прокладки тоннелей под рекой заметно оживляет городской пейзаж.

Станции метро стоит располагать во всех людных и популярных местах: исторические центры, парки развлечений, супермаркеты, вокзалы. Линии метро, в отличие от автобусных, вполне выгодно прокладывать через весь город. Благодаря огромной пропускной способности метро спокойно справляется почти с любым потоком пассажиров, хватало бы поездов на маршруте.

Именно поэтому всякий уважающий себя владелец транспортной империи должен стремиться к постройке собственных линий метрополитена.

Речной трамвай

Речной трамвай поначалу воспринимается как нечто экзотическое и «потешное», предназначенное скорее для туристов и прочих отдыхающих. Однако в городах с большими акваториями (Хельсинки, Амстердам) этот вид транспорта показывает себя очень хорошо. Связывать жилые районы с парками аттракционов, магазинами и производственными зданиями одним маршрутом, не опасаясь при этом пробок, невероятно удобно. К тому же речные трамваи очень вместительны.

Единственный недостаток этого транспорта — дороговизна. Катера и кораблики стоят немало, да и обустройство причалов влетает в копеечку. Но при правильной планировке маршрутов этот вид транспорта по эффективности становится почти равен метро, а капиталовложений требует ощутимо меньше.

Но имейте в виду, что некоторые водные каналы бывают слишком узкими, чтобы речной трамвай смог в них развернуться, поэтому некоторые линии приходится делать очень длинными, огибающими практически весь город. Не то чтобы это недостаток — при достаточном количестве кораблей на маршруте это как раз достоинство! Но... просто учтите это.

Вертолет

Этот по-настоящему экзотический вид транспорта идеально подходит для туристических маршрутов. Должно быть, очень приятно, приехав в незнакомый город, осматривать его с высоты птичьего полета, делая остановки возле основных достопримечательностей. Посадочные площадки рядом с гостиницей, торговыми и развлекательными центрами всецело приветствуются и быстро окупаются.

Вертолетные поездки любят и городские предприниматели из числа тех, чье время дороже денег за билет. Ориентируясь на этих клиентов, имеет смысл проводить вертолетные маршруты от дорогих загородных коттеджей до офисных и правительственных зданий в центре.

Вертолеты требуют серьезных вкладов, но при хорошей репутации у туристов окупаются стабильно. Главная их проблема — невысокая пропускная способность. Машина банально не может принять на борт много людей, а желающих бывает на удивление немало. Поэтому для поддержания стабильной работы длинного маршрута может потребоваться сразу несколько дорогих винтокрылых машин.

Делать ставку на вертолеты как на основу вашего бизнеса бессмысленно, но богатым и развитым компаниям они могут принести впечатляющую выгоду и просто огромное эстетическое удовольствие — приятно царить еще и в небе.


***

Руководить транспортной сетью крупного мегаполиса — занятие непростое, но затягивающее. Хорошее стратегическое планирование, немного удачи — и вот уже маленькие автобусики и трамвайчики развозят виртуальных жителей на работу и по домам, речные трамваи и вертолеты катают радостных туристов, а где-то в толще земли живет своей жизнью огромный метрополитен, связывающий между собой все городские районы. Попробуйте, и у вас обязательно получится!

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.6
проголосовало человек: 208
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования