Восемь ног, от двух до восьми глаз, головогрудь, брюшко, хелицеры, педипальпы, ядовитая железа, паутинные бородавки — и очень, очень неоднозначная репутация. Эти существа, от крохотных паучков наших квартир до огромных паучищ наших виртуальных миров, предельно чужды человеку. Тем не менее они способны вызвать в нас самые разные чувства — от симпатии до страха. Чаще почему-то страх.
Паук — у него нет имени, так как одиноким существам не нужно распознавать своих, — спокойно ждет. В молодости он не умел сдерживать нетерпение и упустил немало добычи. Он думал, что любое насекомое, попавшее в паутину, обречено. На самом деле это еще только половина успеха, все решает время. Надо повременить, и обезумевшая дичь запутается сама. Такова высшая, утонченная философия пауков.
Бернард Вербер
Арахна, арахниды и арахноиды
Если верить Овидию, жила в Древней Греции искусная ткачиха по имени Арахна, которая решила, что превосходит в ткачестве даже богиню Афину. Состязание между богиней и смертной закончилось тем, что Афина превратила дерзкую мастерицу в паука. С тех пор и сама Арахна, и все ее потомство обречены вечно ткать паутину. Собственно, «арахна» (греч.) и значит «паук».
Класс арахниды (лат. Arachnoidea, Arachnida), или паукообразные, включает в себя десятки тысяч видов. Кроме пауков (отряд Araneae, Aranei), к этому же классу относятся, например, скорпионы. Так что каждый паук — арахнид, но не каждый арахнид — паук. В результате с красивым латинским словом, происходящим от греческого корня, получилась некоторая невнятица.
Еще большее смущение в умах посеяло слово «арахноид», которое в науке трактовалось как «подобный паутине». В астрогеологии так называют геологические образования на поверхности Венеры, диаметром до 200 км, имеющие вид паутины. А в виртуальных мирах арахноида посчитали разновидностью арахнида. Вот, например, на Пандоре (фильм «Аватар») арахноид — это ядовитый скорпион длиной до 18 см, который вырабатывает психотропный яд. Воины на’ви используют яд арахноида для опасного ритуала «Охота во сне».
Под именем арахноидов можно также встретить инопланетные разумные расы и паукообразных роботов. В стрелялке Serious Sam арахноиды явно происходят от скорпионов, вооружены жалом на хвосте — а вдобавок пулеметами. Чтобы не запутаться окончательно, давайте отставим в сторону латынь и будем по возможности называть пауков пауками.
Яд и паутина
Паутина — это секрет паутинных желез, близкий по составу к шелку насекомых. Пауки используют эти нити в самых разных ситуациях — строят ловчие сети, выстилают ею норы, плетут коконы для яиц и паучат, летают на паутинке, прокладывают паутинную ниточку от самки к самцу в период размножения. Ловчие сети плетут далеко не все пауки, а у тех видов, которые плетут, паутина имеет разную форму. Но именно сети создали паукам репутацию искусных мастеров, с одной стороны, с другой же — предусмотрительных хищников и расчетливых убийц.
Практически все пауки действительно хищники. Они охотятся на насекомых, на других пауков, а самые крупные — даже на птиц, лягушек и ящериц. Пауки не способны поглощать твердую пищу. Они парализуют добычу ядом, впрыскивают в нее пищеварительные соки и высасывают жидкий питательный раствор, который получается через несколько часов. От мухи, попавшейся в паутину, остается только сухая шкурка.
Самые маленькие пауки имеют размер всего 0,37 мм, самые крупные пауки-птицееды — размер туловища до 9 см и размах ног до 25 см. Гигант-птицеед, угодивший в Книгу рекордов Гиннесса, растопыривал лапы на целых 28 см. То есть даже самый здоровенный паук все равно поместится на ладони взрослого человека. И помещается, если человек заводит себе такого восьминогого любимца, что нынче не редкость. Но почему же все-таки большинство людей относится к паукам с опаской, многие их боятся, а кто-то даже на изображения пауков не может смотреть спокойно?
Однозначного ответа нет. Существует мнение, что арахнофобия досталась нам по наследству от далеких предков, которым приходилось спасаться от ядовитых пауков. Но преувеличенный страх и отвращение к паукам испытывают в Европе и Северной Америке. А вот в Азии некоторых пауков даже едят — и ничего, хотя ядовитых тварей в жарком климате куда больше, чем в холодном. Возможно, боязнь пауков воспитывается и передается как культурная традиция. Для лечения арахнофобии психологи в числе прочих методов применяли компьютерную стрельбу по паукам в специальных программах. Экспериментировали и с культовым боевиком Half-Life в роли лекарства, но особо не преуспели.
Фобия раздувает реальную опасность до немыслимых размеров, но в основе ее лежат факты. Некоторые пауки и другие паукообразные, те же скорпионы, действительно опасны для человека. Укус каракурта, например, может оказаться смертельным.
Недобрая слава отдельных видов пауков связана с их брачными обычаями. Паучиха после спаривания не прочь закусить самцом, и некоторые из них покорно отдаются на съедение, другие же пускаются на хитрости. Например, паук может принести самке подношение — муху, завернутую в паутину. Пока она разворачивает лакомство, самец делает свое дело и пускается наутек со всех восьми лап. А если ухажеру не удалось раздобыть вкусную муху, он может завернуть в паутину щепочку и подсунуть паучихе — авось, пока она будет вскрывать обертку, у него все получится. Самки ядовитых пауков вида «черная вдова», распространенных в Северной Америке, в два раза больше самцов, и для человека опасен укус именно самок. Как правило, паучихи этого рода съедают пауков после спаривания. Выражение «черная вдова» стало нарицательным для женщин — серийных убийц, расправляющихся с мужчинами.
Спускающийся сверху на паутинке паук приносит удачу.
Убить паука — не к добру.
Паук-талисман помогает развить творческие способности.
Видеть во сне паука: вам предстоит напряженная работа, однако она принесет успех.
Видеть во сне паука, плетущего паутину: к благоденствию и покою в доме.
Особенно благоприятен сон, в котором вы видите много пауков, плетущих паутину. Он предсказывает удачу, крепкое здоровье и верных друзей.
Если во сне вы убиваете паука: к ссорам в семье.
Приснилось, что вас укусил паук: вас предадут.
Если вы увидите во сне двух приближающихся пауков, большого и маленького, такой сон обещает успех. Если большой паук укусил вас, значит, враги попытаются вам помешать. Укус маленького паука предвещает незначительные нападки и зависть.
Если паучок ползет по монитору, проверьте почтовый ящик — вероятно, по Всемирной Паутине до вас добралось письмо. Кому об этом знать, как не пауку?
Пауки в ходе эволюции обзавелись ядом вовсе не для того, чтобы тратить его на людей. Яд им нужен, чтобы расправляться с добычей. Поэтому большей частью яд пауков для человека не опасен, да и нападают они редко — чаще обороняются. Однако некоторые представители восьминогих хищников ядовиты настолько, что могут повредить и человеку.
Существует два типа токсинов, производимых пауками, — нейротоксины и некротоксины. Большинство пауков, укус которых опасен для человека, производят нейротоксины. Яд разных видов пауков воздействует на нервную систему различным образом.
Яд пауков из рода черных вдов (Latrodectus mactans), в том числе каракурта (Latrodectus tredecimguttatus) содержит латротоксины, которые приводят к непроизвольному сокращению мышц. Человек испытывает боли во всем теле, судороги мышц живота и грудной клетки, происходит нарушение работы сердца и дыхания, и все это сопровождается психическим возбуждением. Существует сыворотка против яда. Случаи смерти от сердечной или дыхательной недостаточности отмечены среди детей, пожилых и нездоровых людей.
Яд тарантула (Lycosa) намного слабее. Укус этого паука по болезненности напоминает укус пчелы и сопровождается отеком, тяжестью в теле, сонливостью и прочими неприятными ощущениями — но не смертелен.
Нейротоксин крестовика (Araneus) действует на эритроциты. Укус его вызывает сильное жжение в месте укуса, головную боль, слабость, боли в суставах. Смертельных случаев не отмечено, но может произойти омертвление тканей в месте укуса.
Опасен австралийский воронковый паук, или сиднейский вороночник (Hexathelidae), яд которого вызывает повышенную нейроактивность и сбой в функционировании систем организма.
Яд бразильского странствующего паука (Phoneutria fera) содержит большое количество серотонина. Укус его очень болезнен, но опасен только для аллергиков.
Все пауки-птицееды (Theraphosidae), которых часто содержат в качестве домашних любимцев, в той или иной степени ядовиты. Но если у вас нет аллергии, укусы их не более опасны, чем укус пчелы или осы. Хуже укуса может оказаться аллергическая реакция на жгучие защитные волоски птицеедов — раздражение кожи, резь в глазах, удушье.
Ядовит также паук-серебрянка (Argyroneta aquatica), на которого можно наткнуться около водоемов. Место укуса воспаляется, иногда возникает точечный некроз.
Коричневый паук-отшельник (Loxosceles reclusa) не агрессивен, но любит прятаться в оставленной одежде или обуви и может укусить человека в порядке самообороны. Укус его не болезненнее, чем укол иголкой, но затем развиваются крайне неприятные симптомы. Большая доза яда может привести к некротической язве, которая сопровождается лихорадкой и тошнотой, заживает до полугода и оставляет рубец. Смертельные случаи редки — в основном среди детей, пожилых людей и людей со слабой иммунной системой.
К некрозу тканей приводят также укусы американского бродячего паука (Tegenaria agrestis) и сумочного паука (Cheiracanthium punctorium), но в их случае симптомы не столь серьезны.
М-да, приятного мало. Хорошо, что в северных широтах большинство перечисленных пауков не водится. А виртуальные пауки любого размера, к счастью, не кусаются!
Человекопауки и пауки-оборотни
Сказки — как пауки: у них длинные ноги. Сказки — как паутина, в которой запутывается человек, но которая так красива, когда рассматриваешь, как изящно сплетаются ниточки над листком, как драгоценными каплями блестит на них утренняя роса. Хотите знать, выглядел ли Ананси как паук? Конечно, выглядел — кроме тех случаев, когда выглядел как человек. Нет, он никогда не менял облик. Все дело в том, как рассказывать историю. Ни в чем больше.
Нил Гейман, «Дети Ананси»
Ананси, предстающий в облике то человека, то паука, — это важный персонаж в мифологии Западной Африки. Он выступает как трикстер-обманщик, герой множества фольклорных историй. Как культурному герою ему приписывают создание солнца, луны и звезд, обучение людей ремеслам. Истории о мудром и лукавом Ананси первыми рассказывали люди племени ашанти (современная Гана), и его имя на их языке означает просто «паук». Из Западной Африки вместе с чернокожими рабами легенды добрались до островов Карибского моря и юга США. Ананси — хозяин всех сказок, которые он получил от бога Ньяме, совершив назначенные тем подвиги. Иногда его называют сыном бога Ньяме, а иногда — ипостасью божества.
По имени Ананси названы пауки-оборотни «ананаси» в настольных ролевых играх по вселенной «Мира Тьмы» (World of Darkness). У них есть четыре формы оборотничества, существенно отличающиеся друг от друга. Хомид внешне похож на человека, но внутренние органы у него частично паучьи. Лилиан — боевая форма, комбинация внешних черт паука и человека. Пифус — гигантский паук, в полтора раза крупнее человека. Ползуны — несколько сотен паучков, которые в сумме весят столько же, сколько оборотень в человеческой форме. Это форма для бегства или скрытного проникновения.
Божество-трикстер Ананси играет заметную роль в романах Нила Геймана «Американские боги» и Чайны Мьевилля «Крысиный король». При всех сложностях характера Ананси, пожалуй, самый симпатичный из человекообразных пауков.
Хотя самый положительный из них — это, безусловно, Питер Паркер, супергерой Человек-паук, или Спайдермен. Этот персонаж комиксов компании Marvel родился в 1962 году в США и здравствует до сих пор — в комиксах, играх и кино. Укус радиоактивного паука наградил Питера суперспособностями: умением передвигаться по отвесным стенам, невероятной силой, ловкостью и «паучьим чутьем», которое предупреждает его об опасности. Сперва он выпускал паутину при помощи механических приспособлений, затем перешел на биологические. Но главное — у Спайдермена есть костюмчик!
Среди японских оборотней изредка встречаются оборотни-пауки — кумо. «Кумо» значит «паук», в том числе — самый обычный. Кумо-оборотни в человеческом обличье — это, как правило, красивые женщины, которые завлекают мужчин, опутывают невесть откуда взявшейся паутиной и пожирают. Мужчины-кумо тоже бывают, но редко. Например, легенда рассказывает о буддийском монахе, который предложил путнику свою цитру. Но стоило человеку взять музыкальный инструмент в руки, тот превратился в паутину и опутал его. Кумо могут принимать облик огромного паука с горящими глазами, ростом больше человека. Они набрасываются на людей из темноты и высасывают кровь.
Во вселенной Dungeons and Dragons можно встретить крайне неприятных созданий, которые называются драйдерами. Слово «драйдер» сконструировано сложением английских drow (дроу) и spider (паук). Тело драйдера выше пояса представляет собой человеческий торс с двумя руками и головой, а его нижняя часть — это ужасное паучье брюхо и восемь ног.
Темные эльфы дроу поклоняются недоброй богине Ллос, Паучьей королеве. Богиня может потребовать от дроу пройти испытание на верность ей. С теми, кто провалил испытание, жрицы Ллос совершают ритуал, обращая их в человекопауков. Драйдеры теряют большую часть прежней памяти и разума, становятся свирепыми и злобными. Женщины сохраняют эльфийскую красоту хотя бы выше пояса, лица мужчин превращаются в жуткую смесь черт дроу и паука.
Превратиться в драйдера — наказание и позор для дроу, однако человекопауки сильные бойцы, поэтому они не обязательно становятся изгоями. В обществе дроу для них находится работа охранников, солдат, телохранителей. Как правило, это мужчины — они не помнят прежней жизни, тупы и покорны. А женщины-драйдеры помнят, какими они были, и не могут простить дроу того, что с ними сделали.
Огромные и злющие
Многие века обитала она в этой пещере — темное существо в обличии паука, преисполненное злобы и ненависти. Не признавая над собой повелителя, она питалась кровью людей и эльфов, беспрестанно раздуваясь и набухая. Предаваясь мрачным размышлениям во время своих кровавых пиршеств, сплетала она паутину мрака; все живое служило ей пищей, а извергала она тьму.
Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин колец»
В мире Толкина зло принимает разные обличья, в том числе — огромного паука. Унголиант, исчадие окружающего Арду мрака, испытывала неутолимый голод по свету. Она помогла Мелькору уничтожить Древа Валар и похитить Сильмариллы. В награду она получила от Мелькора все прочие драгоценности, похищенные в Валиноре, и пожрала их. Из числа потомков Унголиант — чудовищная паучиха Шелоб, с которой пришлось столкнуться Фродо и Сэму во «Властелине колец». Отвратительные злобные твари, ни тебе проблеска разума, ни чувства прекрасного. Если верить Профессору, увеличение в размерах не идет паукам на пользу.
У Джоан Роулинг в книгах о Гарри Поттере гигантские пауки — акромантулы — хотя бы разумны и способны говорить на человеческом языке. Впрочем, это не мешает им быть агрессивными и нападать на людей. А людям, со своей стороны, не мешает охотиться на пауков и добывать свежий яд, который высоко ценится как компонент волшебных зелий. Акромантулов вывели чародеи острова Калимантан (Борнео), там же гигантские пауки и обитают. Там, а еще в Запретном лесу близ Хогвартса.
Гигантские дикие пауки Азерота (World of Warcraft) не агрессивны, но превращаются в грозных противников, если считают, что под угрозой их гнезда. Они плюются ядом и набрасывают на врага ловчую паутину, они кроются во тьме и нападают неожиданно. В расставленные ими сети можно влипнуть практически на любом из континентов Азерота. Охотники начиная со второго уровня могут приручить небольших пауков в качестве питомцев. Пауки-питомцы способны окутывать противника липкой паутиной и удерживать его на месте в течение пяти секунд.
В РПГ серии Dragon Age гигантские пауки обитают в руинах и тому подобных местах, где Вуаль истончилась под воздействием магии или большого числа смертей. Там духи и демоны проникают в мир живых и пытаются подчинить себе живых существ — пауков в том числе. Есть и другая точка зрения: в местах, где Вуаль тонка, происходит утечка магии из Тени, и существа вроде пауков обретают размеры и мощь, которых не достигли бы естественным образом. Гигантские пауки Dragon Age весьма ядовиты, а в схватке способны бросать ловчую паутину в противника с большого расстояния. Обычно пауков немного, но они могут собраться большой группой и прикончить воина невысокого уровня, просто не дав ему времени действовать.
Да уж, обретя исполинские размеры, пауки игровых и прочих виртуальных миров как-то измельчали в других отношениях. Ну, плюнули во врага ядом. Ну, хлестнули противника паутинным лассо. Право же, скучно. А ведь у пауков есть огромный символический потенциал в мировой культуре. Паутина в Индии считается символом иллюзии-майи, эфемерности и хрупкости человеческого существования. Пауки, ткущие паутину и обрывающие тонкую нить, как только узор завершен, соотносятся с богинями, которые ткут судьбы людей и народов. Паук исторгает паутину из себя, творит ее — поэтому предстает воплощением или символом великого творца мира, космического владыки жизни и смерти.
С этой точки зрения перспективно выглядит трехликая паучиха-некромант Мать Намтару в HoMM 6, повелевающая смертью, временем и пространством. Жаль только, что долгожданный выход шестой игры из серии пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic опять отсрочен.
Пауки чувствительны к магии в любом ее проявлении. Они стремятся быть поближе к ведьмам и колдунам — а те и сами стараются держать при себе пауков, чтобы использовать их в ритуалах.
Похоже, мы интересуемся пауками гораздо больше, чем они нами. А значит, исчезновение в виртуальных мирах им не грозит. Возможно даже, они эволюционируют во что-то более интересное, чем рядовые бойцы, пусть даже ядовитые и с паутинным арканом наперевес.