КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Денис Крючков
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (116) июль 2011
вид для печати

Shogun 2: Total War
Камень-ножницы-бумага, яри-конница-катана

Жанр:
Разработчик:
Creative Assembly
Сетевые режимы:
есть

Рецензия в ЛКИ: №4 2011


Не позволяй другим превзойти себя на Пути самурая.

«Сокрытое в листве»

Когда будет разбит последний дом, а «Черный корабль» — пущен ко дну; когда все крестьяне вернутся на поля, ибо их места в армии займут герои, а циновка правителя протрется под тяжестью бремени военного вождя...

...Тогда сёгуну станет скучно. Тогда он поднимет меч, выведет коня и отправится с верными соратниками на закат. Свой рассвет он уже встретил, и теперь осталось лишь по-самурайски достойно завершить свой жизненный путь.

Без паники!

Первое, что нужно уяснить, присоединяясь к тысячам ронинов, бьющихся за Японские острова, — идеальной тактики нет. Поэтому, когда рот наполнит горечь поражений — не мечитесь, тасуя армию и ища спасение то в кавалерийской орде, то в самурайском натиске, то в сохэйской стойкости. Вместо этого вдумчиво проглядите повтор и найдите ошибку не в составе армии, а в тактике. Я вас уверяю, в большинстве поражений в битве виновата не когорта ваших храбрых воинов, а излишне (или, напротив, мало) суетившиеся руки командира. Впрочем, исключения бывают, и для начала мы рассмотрим именно их.

То, чего делать нельзя

Примерно об этом я говорю, объявляя рейды всадников в тыл залогом победы.

Рейды всадников в тыл часто становятся фундаментом победы. Если счет ваших боев перевалил за два десятка, я не сомневаюсь, что вы уже не единожды за полминуты до появления таблички, обозначающей поражение, наблюдали, как безжалостные всадники с яри разрывают своими копьями ненадежное хоро и бойцов генеральского отряда. Однако соблазна сделать кавалерию основой армии лучше избегать. Да, слабого игрока вы сможете запутать и раздавить, но игрок грамотный всегда ставит на направлении потенциального удара отряд копейщиков. И даже посредственные асигару в таком случае станут для вас вестниками смерти: пока вы вальсируете против них на флангах и в тылу, на передовой ваш соперник успеет реализовать свое преимущество в пехоте и с удовольствием примет несчастных коней уже хотя бы даже и на мечи.

Конечно, многим покажется, что первый совет достоин записи в скрижалях очевидности, однако истина такова, что четыре (куда ни шло) и более конных отрядов — это довольно распространенная действительность. При том, что такое число геройских отрядов оставит в казне ничтожные крохи, а более традиционные скорее всего наткнутся на достойное противодействие со стороны самых посредственных воинов. К тому же не забывайте о сложности управления кавалерией: если у вас среди предков не было монголов, вы, вероятно, не сможете грамотно воевать всадниками и будете водить ваших «гуннов» по два-три отряда, что облегчит сопернику борьбу против них.

Если вы видите здесь не
3D-сцену из какого-нибудь документального фильма, а самураев с катанами, сражающихся против асигару
с яри, то вы наверняка уже открыли достижение «Опытный тайсё» или, по крайней мере, «Божественное право».

Другую сомнительную тактику, которая встречается чаще, чем следует, можно назвать «масс-копьем». Парни со здоровенными тесаками на древках вызывают ряд романтических иллюзий, не имеющих, однако, ничего общего с грубым миром сетевых войн. Хотя самураи с яри и нагинатами обладают приличными показателями брони и защиты, мечтам о стойком войске, удерживающем строй, пока не ударит кавалерия или не опустошат колчан лучники, обыкновенно не суждено бывает сбыться. Мечники, чаще всего составляющие основу армии, быстро порубят этих внушительных воинов на внушительные шматы, после чего побегут приправлять полученное рагу генералом. Примеры успешного применения «масс-копья» редки и внесены в библиотеку мифов и легенд.

О морском бое
Знакомьтесь: мекура бунэ, выдирающая из кораблей вместе с досками весь боевой дух. Не надо воевать, не открыв их.

К сожалению, тактически морской бой начисто проигрывает сухопутному. Если бы пришлось писать четыре полосы об этом элементе Shogun 2, три с половиной из них были бы заняты лирическими отступлениями о военно-морском деле XVI века. Правило у последователей вако одно: у кого две мекуры бунэ, тот и прав. Прочий состав играет по сравнению с этим законом ничтожную роль. Вовремя разворачивайте свои пушки — и путь на Кюсю и Сикоку вскоре будет открыт.

То, что делать все-таки можно...

...кавалерией...

И все же эти воины, копейщики и конники, конечно, играют свою, и значительную, роль в мире Shogun 2. Просто нужно уяснить, что они — не главная ваша сила и применять их нужно тоньше.

Участие всадников в бою стоит разделить на два этапа, соответствующих зачину битвы и ее последней трети. Название для этих этапов мы позаимствуем у давних любителей жесткого натиска, которых вы легко определите по этим двум словам: «шок» и «трепет».

В начале боя, когда армии только сходятся, построение зачастую сильно сбивается: кто-то отстает, кому-то не терпится поглядеть на такие же раскосые, но чуждые физиономии. Ваша конница в этот момент должна не топтаться на месте, выгадывая позицию поудобнее (между нами говоря, на эти раздумья отводится не более трех секунд), а тоже спешить на середину карты и молниеносно реагировать на малейшую ошибку соперника. Первая ваша цель — дорогие стрелковые отряды, вторая — мечники, которых пробивайте клином и быстро отходите, третья — дешевые стрелки. Впрочем, очередность второго и третьего — пожалуй, вкусовщина.

При этом важно чувствовать так называемый «тайминг» — своевременность действия. В рассматриваемой ситуации — количество секунд, нужных копейщикам, чтобы спасти лучников. Научитесь за миг решать уравнение с двумя неизвестными, где X — расстояние от конницы до цели, а Y — расстояние от цели до ее защитников. Не уверен, что знаю, какой следует поставить в эту формулу знак, но в результате вы должны получить количество мертвых стрелков врага. В качестве оценки поставьте себе число отходящих для следующей математической задачи всадников.

Успешно шокировав врага, на время забудьте о диверсионной роли своей кавалерии и либо держите ее поодаль, либо пресекайте ею вылазки вражеских коней. Теперь многое зависит от вашей интуиции. Если против вас сражается не трехглазый и многорукий Шива, то оппонент в бою, особенно в напряженной конечной фазе, не раз будет терять контроль над тылами; удар всадников в это «окно» будет стоить ему остатков стрелков или генерала, что приведет в трепет чуть не любое войско.

Если же противник не спешит предложить вам блюдо «лучник затоптанный» или «слепой полководец», кавалерия всегда готова подсобить вашей пехоте в самом месиве. Только опять-таки не забывайте быстро отходить — сила таких ударов в натиске; слова «затяжной бой» — эпитафия для ваших коней.

...и копейщиками

Много лучников, много копей-
щиков. Пожалуй, букмекеры не стали бы принимать ставки на исход этой битвы.

Роль копейщиков в бою не так ярка, но зачастую она главная в сдерживании агрессивных планов оппонента. Самое важное их дело — прикрыть лучников. Из этого следует правило определения необходимой численности копейщиков: их должно быть столько, сколько требуется для выполнения этой задачи. Для одного отряда стрелков — один отряд копий, для двух — один-два, для трех — два, и т.д. Это не золотой стандарт, но, сами посудите, весьма резонный.

Также весьма приятно иметь один отряд копий для защиты тылов, а конкретно — генерала. Спасете себе немало нервов и боев. К сожалению, казна иногда совершенно безразлична к нашему душевному здоровью.

Ключевой вопрос в разговоре о копейщиках: какой тип этих солдат — статных, но имеющих безнадежную аллергию на мечи, брать в армию. Для ответа на него нужно осознать одну важную вещь: копейщики нужны для борьбы с конями. Сделаем вторую запись в скрижалях и отметим вслед за этим нечто не менее важное: со всех сторон паршивые асигару с яри в 90% случаев справляются с кавалерией не хуже самураев с яри. И притом стоят аж в два раза дешевле. Если вы не любитель таких извращений, как «отряд с яри во главе натиска» (что, конечно, окончилось бы совсем плачевно для асигару с их боязнью стрел), вам всерьез стоит задуматься о некоторых перестановках.

Каких бы воинов вы ни выбрали, вам предстоит столкнуться с одним их серьезным недостатком: и те и другие узкоспециализированны. Если мечники способны какое-то время побарахтаться под копытами коней, то асигару и самураев с яри против пехоты противника лучше не ставить. И что в таком случае делать с соперником, который вложился в самураев с катанами?

Пожалуй, вложиться в ответ в копейщиков-универсалов. Да, разумеется, что сохэи, что самураи с нагинатами в основном своем деле, борьбе против всадников, проигрывают даже мечтающим о рисовых полях асигару. Но, во-первых, коннице против них все равно приходится несладко, а во-вторых, само наличие знака копья на стягах действует отрезвляюще. И, зная это, а также учитывая весьма достойные атакующие показатели «универсалов», именно их стоит делать основными копейщиками.

Стоит, да не всегда. Есть как минимум две ситуации, когда «специалисты» предпочтительнее «универсалов»: малая казна и недостаток казны. Разница существенная: в первом случае речь идет о малом количестве войск и ничтожном участии в бою кавалерии — следовательно, нужен минимум контрмер: не более двух отрядов асигару с яри, один из которых вполне может заменить лишний отряд всадников. Во втором случае из-за подорожания генерала или ветеранов приходится пожертвовать качеством и сменить, например, один отряд сохэев на нагинаты, а тех — на яри.

Если же обстоятельства складываются в вашу пользу, остается лишь выбрать между сохэями и самураями. И этот выбор чертовски труден. Мой личный опыт говорит за самураев — пока ни один высокоуровневый игрок не предложил тактику, про которую я мог бы сказать: «Да, тут эти ребята будут только обузой». Тогда как при наличии в войске сохэев я потерпел половину своих поражений. Однако я на них не в обиде и буду объективен: разница между этими отрядами лежит не в плоскости «хуже-лучше», а в плоскости вашей тактики.

«Сегодня мы поужинаем в аду!» Что-то такое доносится с этого скриншота.

Сохэи с нагинатами — бойцы, требующие тонкого подхода. Если прочих копейщиков уместно некоторое время вести перед мечниками, чтобы они приняли первые выстрелы врага (асигару просто не жалко, самураи справятся с всадниками и усеченным составом), то в отношении сохэев такое поведение обозначит в вашем генерале претендента на премию Дарвина. Храбрые монахи, изнежившиеся за чтением трактатов по бусидо, под градом стрел быстро начинают мечтать о тишине обители. Таким образом, сохэи с нагинатами — отряд второй волны. Ворвавшись с включенным «боевым кличем» в рубку, где и ваши, и вражеские отряды уже начали обеспокоенно поглядывать за спину, сохэи могут быстро решить исход дела на отдельном участке, а далее — и на всем фронте.

Что могут предложить против таких достоинств самураи с нагинатами? В первую очередь — броню. Несмотря на сниженный боевой дух, эти тяжелые пехотинцы выдержат куда больше стрелковых залпов и несколько раз даже отряхнутся от копоти артиллерийских снарядов. Самураи с нагинатами вполне готовы стать щитом вашего натиска, а затем, запрятав белый флаг поглубже, еще и произвести какой-нибудь обходной маневр. Ко всему прочему, эти солдаты куда дешевле конкурентов. Но последнее — заслуженно: при должном руководстве боевая эффективность сохэев все-таки выше. Если вам удалось подвести сохэев на фронт без сильных потерь, они, вероятно, станут залогом вашей победы. Если вам удалось без сильных потерь подвести самураев — они, очень может быть, все равно вернутся домой в маленьких пакетах. «Боевого клича» у несчастных нет, и самураи с катанами едва ли найдут повод побросать свои голодные мечи.

То, что делать нужно

...мечниками...

Окружены, разбиты, устали... обречены?
Конечно, нет, ведь доблестные самураи с катанами сражались против хилых адептов яри.

Волею мудрецов, плавивших баланс в недрах Creative Assembly, основой вашей армии должны стать воины, армаду которых мы назовем «раш-пехотой». В этой тактике есть два ответвления, имеющих в основе сохэев с нагинатами и самураев с катанами. Сохэев мы уже коснулись — но того варианта, когда они не составляют ключевую силу армии. А обратная история может быть весьма интересной.

Победа сохэев зиждется на движении. Ими нельзя обороняться. Это не значит, что вы с первой секунды должны бежать вперед, выкрикивая цитаты из «Сокрытого в листве». Если ваш противник сделал основой армии стрелков — вполне уместно подождать его в лесу. Конечно, если благородный даймё не приглашает вас на открытое место, отказавшись приближаться... что ж, вы ведь смельчак, раз решились побеждать монахами? Наступайте рассеянным строем (не пропустите миг, когда ряды вновь нужно сомкнуть!), стараясь как можно дольше вести свои силы под прикрытием лесополосы. Перед тем как войти в радиус обстрела, отгоните лучников своей кавалерией; если вы видите, что те находятся близко к копейщикам, гоните всадников тоже в рассеянном строю — они должны не врезаться, а лишь отпугнуть стрелков. Прежде генерального наступления вступите в перестрелку, независимо от того, насколько вас превосходят на дистанции; задача вашего обстрела — отвлечь внимание врага от более ценного рода войск, сохэев с нагинатами.

На заметку: не все знают, что свои ветеранские отряды можно раскрасить в цвета, отличные от цветов основной армии. Это не только тешит маленького Петра I, сидящего в каждом мужчине, но и позволяет быстрее находить вашу элиту в творящейся на экране свалке.

Так как сохэи — отряды с высоким боевым духом, ими уместно атаковать на широком фронте; потери боевого настроя от отсутствия генерала не будут столь чувствительны. Вполне допустимо строгое разделение на фланги и центр, с большими брешами между каждым из кулаков.

Другой вариант тактики «раш-пехоты» — использование самураев. Это не требует столь сосредоточенного контроля, однако имеет некоторые особенности, о которых следует знать.

Ставка на самураев с катанами не сработает без прикрытия копейщиками. Какими конкретно — решать вам, о плюсах и минусах разных их типов сказано выше. Многое в этом вопросе будет зависеть от казны и стоимости генерала.

Несмотря на то, что самураи с катанами аж на треть проигрывают в боевом духе сохэям, довольно часто игроки наступают широким фронтом и при таком составе. Это имеет право на жизнь, так как оппонент либо тоже растянет свою армию, либо позволит вам сомкнуть клещи, а значит, и сузить ширину наступления.

И все же целесообразность этого варианта наступления сомнительна. Он требует чрезмерного контроля за флангами и звериного чутья в отношении генеральских маневров — перемещать его от участка к участку нужно заблаговременно, а не реагируя на таянье боевого духа. Впрочем, повторюсь, оппонент будет находиться в сходном положении, так что любители сложных маневров вполне могут считать, что нашли свою нишу, и приступать к изучению главы V «Искусства войны».

...против стрелков...

Дистанционные отряды не должны составлять основу вашей армии. Если вы рассчитываете на обилие дорогих стрелков, то у вас будет меньше других родов войск. А значит, чтобы выдержать наступление вражеского фронта, придется задействовать почти всю доступную пехоту, и ваши лучники окажутся беззащитны против обходных маневров. Если же вы понадеялись на обилие дешевых стрелков... много ли вы видели боев, в которых асигару приносят победу?

Тэппо, луки и ракеты, окопавшиеся на возвышенности. Обычно против хорошего игрока это не работает.
Ловить их никто не будет, однако неотомщенными они не останутся.

Несмотря на это, нужно признать, что человек, использующий тактику, которую повсеместно окрестили «кемперской», — неприятный соперник. Но серьезной проблемой он становиться не должен. Рецепт прост, и вы уже видели его в рекомендациях по войне сохэями: рассеянный строй, малоценные в основной битве отряды на передовую, кавалерийские наскоки. Разумеется, сообразительный «кемпер» быстро уведет своих стрелков во вторую и третью линии, и поэтому, как только начнется схватка и большая часть его пехоты будет стянута баталией, нужно немедленно начинать обхват с флангов. Вполне достаточно удара и с одной стороны: если путь открыт — бейте кавалерией; если нет — займите мешающий отряд своим вспомогательным, а сами опять-таки действуйте кавалерией; при наличии свободных сил не зазорно погонять стрелков и копейщиками с мечниками.

Зачастую «кемпер» довольно нервно реагирует на стремительные и сложные маневры, поэтому, если ваш оппонент совсем статичен, спокойно наступайте с нескольких направлений, заставляя врага суетиться. Потерь в боевом духе при таком раскладе не стоит опасаться, любитель неподвижно окопаться на холме в итоге будет заперт на относительно узком пространстве.

Но главная проблема — не вражеские луки и тэппо, а артиллерия и ракеты. Здесь особого рецепта нет: все тот же рассеянный строй и стремительное наступление. Правда, сегментировать свою армию при таком сопернике не стоит: отряды могут потерять весь боевой дух с пары залпов, если будут при этом ощущать гнетущее одиночество.

О генерале
Среди этих четверых не было генерала — воюем дальше.

Лишний повод вступить в клан — это получение клановых знаков, которые позволяют перераспределить характе- ристики и попробовать разные расклады. Здесь нет наилучшего пути — что предводитель, что лучник, что воин способны так или иначе внести свой весомый вклад в победу. И все же наиболее сомнительной выглядит перс- пектива генерала-стрелка. Нацелившись на него, вражеские дистанционные отря- ды быстро нивелируют преимущество, заставив метаться и, следовательно, делать меньше залпов. Эта извечная угроза не так существенна для предводителя, ибо стоит он или двигается, аура его никуда не денется, и воина, которому большинство стрел и пуль — что слону дробина. Выбор же между двумя оставшимися альтернативами — дело вкуса. Вы поблагодарите себя за «правильное» решение, когда предводитель с развитым «сбором войск» в ключевой момент вернет к сражению ваших самураев и когда внезапный тыловой удар чужой кавалерии не пробьет мощные доспехи вашего воина.

...и стрелками

Если же вы и сами предпочитаете статичный бой, и, ностальгируя по Napoleon и Empire, наслаждаетесь хищническими залпами стрелков, вам предстоит столкнуться с несколькими заманчивыми альтернативами.

Первый выбор пролегает между луками и тэппо. Поначалу многим представляется несущественным преимущество огнестрельных отрядов в меткости перед столь значительным разрывом в дальности атаки. На самом деле разница между двумя ветками пролегает, как и между сохэями с нагинатами и самураями, скорее в особенностях командования, нежели в действительном превосходстве одних над другими.

Допустим, вы решили обратиться к европейскому опыту и вооружили своих бойцов аркебузами. Если враг тоже решил идти в ногу со временем и на вас направлена сотня-другая ружей, применяйте следующие способы минимизировать потери ударных сил.

Путь первый: ввязаться в перестрелку, исход которой не важен и имеет целью единственно сокращение массы свинца в телах ваших штурмовиков. Путь второй: врезаться в ряды тэппо конями; при этом здесь, в отличие от атаки на лучников, нельзя заходить в лоб — один залп не только выбьет весомый кусок отряда, но и сожжет всю храбрость. Путь третий: бросить под пули малоценный отряд; редко кто играет настолько тонко, что отменяет стрельбу без приказа, так что, вероятно, ваши асигару, как вы и рассчитывали, поймают первый залп, и мечники пойдут пусть по трупам товарищей, но зато в целости.

Если враг надумал задержаться в самурайских золотых веках и сделал акцент на лучников, время научиться грамотно подводить тэппо. Никаких попыток ввязаться в перестрелку быть не должно, вы уже проиграли дистанционную борьбу и должны искать другие варианты продолжения боя. О них вы уже знаете — вернитесь выше, ориентируясь по словосочетанию «рассеянный строй».

Когда завяжется главная битва, ваши тэппо должны быть поблизости и выкашивать противника через голову ваших же солдат. Иного не дано; полагаю, еще никто и никогда не позволял вражеским стрелкам обнаглеть настолько, чтобы они оказались у него за спиной.

Эта жестокая часть искусства применения тэппо не должна вас сильно смущать — знайте, чужим войскам достанется больше. Поглядите, как вздрогнет противостоящий отряд, когда ваши аркебузиры дадут залп, и впредь при необходимости спокойно ведите тэппо во второй линии.

Остановив же свой выбор на лучниках, вы избегаете излишней нервотрепки: можете сразу вывести их на расстояние выстрела. Если они побеждают, добавьте эту перестрелку в список сразу за огнем, водой и чужой работой, а потом выводите войска вперед, отвечая вынужденному начать наступление оппоненту. Если они проигрывают — что ж, вы уже знаете, как вести наступление самому.

Другая «вилка» — выбор между асигару, самураями и сохэями. Он зависит от той задачи, которую вы предполагаете для своих стрелков. Асигару отвлекут внимание конницы от более существенных целей, ввяжутся в перестрелку, напугают вражеского генерала. Самураи готовы завоевать на дистанции превосходство, всерьез угрожать сохэям и генералу. Самих сохэев из-за их дороговизны не стоит излишне нагружать: один успешный конный наскок расплавит почти тысячу драгоценных монет в бесполезный металл. Этих бойцов лучше использовать как охотников на генералов, а значит, брать не более одного отряда. Впрочем, если вы уверены в своей способности должным образом контролировать тылы на протяжении всей битвы — что ж, за стенами древних монастырей сохэев учат очень страшным вещам.

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.4
проголосовало человек: 257
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования