ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
ƒенис  рючков
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є7 (116) июль 2011
вид дл€ печати

Homeworld Agnus Mundus

∆анр:
стратеги€ в реальном времени
–азработчик:
Relic Entertainment
»здатель:
Sierra Entertainment
Ќа что похоже:
Far Gate, O.R.B.
ƒата выхода:
1999 год (Homeworld), 2003 год (Homeworld 2)

ћир там больше не существует. ” нас собственный мирок. ќн мал, но он наш.

«„ужой-3»

–ожденный в присыпанных звездной пылью кабинетах Relic Entertainment мир претендует на звание самой жестокой вселенной в игровой истории. ћы нередко наблюдали на своих экранах разного рода рагнарЄки, однако в большинстве из них (как, например в достопочтимом Fallout) жизнь после катастрофы была столь интересной и занимательной, что за порог такого конца света мы не прочь были попасть и сами.

Ћишь в Homeworld разработчики ни разу не улыбнулись игрокам, создав космическую оперу в духе ««вездных войн» и «„ужих» одновременно. √де к тому же не осталось и следа от пафоса и наивности.

ƒумаю, любой опытный игрок назовет не одну игру последних п€ти лет, котора€ выгл€дит хуже нашего почтенного старца.

»сход

 ушане давно знали, что они гости на  хараке. » если старые мифы о райских земл€х, которые когда-нибудь снова станут ближе местных суровых пустынь, можно было обозвать пустыми сказками, то от радикальных отличий между кушанами и кхаракской фауной отмахнутьс€ было решительно невозможно.

¬опрос происхождени€ оказалс€ центральным в мировоззрении кушан. Ѕудет излишне рассказывать, кака€ точка или ина€ кл€кса отличала догматы одного клана от догматов прочих, но такие детали заставили кушан три сотни лет резать друг друга, точно в попытке предвосхитить гр€дущий геноцид.

  счастью, среди кушан нашелс€ один маленький клан с немалым умом. ѕолага€сь в войне не на св€щенные тексты, а на формулу тринитротолуола, он одолел конкурентов и привел народ  харака к Ёпохе –азума. ƒостижени€ этой эры позволили начать освоение космоса и позже привели к открыти€м, за которые кушане едва не поплатились жизн€ми.

¬ 1106 году спутник, запущенный дл€ поиска новых свидетельств забытой звездной истории, совершил неожиданный финт и вместо черноты вселенной просканировал ржавую землю  харака. ѕричиной акробатического этюда была поломка двигателей, но она, похоже, направл€лась самим провидением: в сердце пустыни обнаружилась  хар-“оба — первое поселение кушан.

Ёто открытие могло стать жемчужиной археологии и истории, однако наибольшее вли€ние оно оказало на инженерию и металловедение, ведь, как оказалось, тот город вырос вокруг космического корабл€ — «Ќоева ковчега» кушан.  огда-то потерпевша€ крушение громада, выпустив колонистов из чрева, некоторое врем€ питала их, точно детей, через пуповину проводов, т€нущихс€ от работавшей на последнем вздохе энергостанции. ј когда та стихла, стихла и  хар-“оба; успевшие же встать на ноги дети покинули приют и ушли искать новый дом, оставив сохранившее их жизни железо равнодушным пескам ¬еликой пустыни.

Ќо самым главным в ѕервом городе была не легендарна€ истори€ или древний тлеющий корпус. Ётого было мало, чтобы запустить цепь событий, сотр€сших космос. ƒетонатором гр€дущих войн стала находка √иперпространственного €дра, позвол€вшего пронзать световые пространства галактики. “ак кушане обрели свои крыль€, однако пройдут еще дес€тки лет, прежде чем атрофировавшиес€ мышцы сделают первый взмах.

¬от так блистал материнский корабль, очаровыва€ игроков почти двенадцать лет назад.

“ем временем  хар-“оба раскрыла последний большой секрет. √руппа археологов, несмотр€ на множество неудач — словно предки кушан пытались остановить бегущих к пропасти потомков, — обнаружила то, что позже получило им€ «ѕутеводный камень». „ерный осколок, пострадав от времени, сохранил на своем теле главное: карту, на которой был обозначен путь к некоей галактической точке. “очке, подписанной словом «’иигара» — «дом» на любом кушанском наречии.

¬се объединились вокруг вселенского паломничества. ¬ каждом вскипела жажда найти путь домой сквозь бездну. “ех, кто был склонен к науке, манило неверо€тное открытие, скрытое за крохотной точкой на куске камн€. “ех, кто был склонен к религии, звали райские огни, зажженные на родине.

Ќачалась работа беспрецедентного масштаба: на орбите заложили закрывшую звезды верфь, с которой сойдет нечто, венчающее развитие кушан. ћатеринский корабль, подготовленный к любой представимой напасти, затаившийс€ в глуши космоса. ѕ€ть миллионов тонн, шестьсот тыс€ч колонистов и п€тьдес€т тыс€ч человек экипажа, производственный отсек, способный создавать судна массивных классов, а также реакторы термо€дерного синтеза дл€ обеспечени€ исполина.

¬ 1215 году могуча€ машина, которой суждено было распалить плам€ величиной с галактику, сн€лась со стапелей и начала великий исход.

“ак открывалс€ первый Homeworld.

Homeworld

Homeworld оказалс€ столь €ркой вспышкой, что незамеченным остатьс€ не мог. √рафически игра попросту потр€сала: этот дедушка до сих пор выгл€дит вполне бодро, но будьте к нему милосердны и не приближайте камеру совсем уж впритык.

“олько одно, пожалуй, способно было отпугнуть игроков. ћы ведь говорим о космической стратегии, и в ней бои идут не на плоскости: маневры флотов во многие дес€тки кораблей производ€тс€ в рамках огромной сферы — что чрезвычайно усложн€ет управление. –азработчики совершили подвиг — нам не приходитс€ ломать пальцы при отдаче нескольких последовательных приказов или скучать в блуждани€х по выпадающим менюшкам, — но все же Homeworld несколько отдален от современного интуитивного интерфейса. ѕриходилось не только указывать отр€дам точку на плоскости, но и регулировать высоту, на которой они должны будут оказатьс€.  ораблики двигались во всех трех измерени€х, не стесн€€сь облетать друг друга сверху и снизу. ∆аль, но при такой свободе перемещений и речи не могло идти о формаци€х войск и маневрах. »сход бо€ зависел в первую очередь от численного и технологического перевеса.

ќднако это не стоит возводить в ранг насто€щей претензии — мы же помним, о каком почтенном возрасте говорим.   тому же прочие детали поднимают игру на такую высоту, что мелкие огрехи почти не видны.

 роме графики и сценари€, удивл€л и игровой процесс — по сути своей аналогичный геймплею любой традиционной RTS, но многократно превосход€щий конкурентов по глубине благодар€ антуражу, обилию боевых единиц и новым гран€м игрового пространства.

 ампани€ впечатл€ла разнообразием.  ажда€ мисси€ мало того, что добавл€ет еще один зан€тный штрих к миру, так еще и подбрасывает оригинальные задани€ вроде борьбы против гигантского астероида или излучени€ звезды. ћежду прочим, пройти кампанию можно за две стороны, но увы — два пути между собой различаютс€ лишь косметически.

»нтересна€ деталь: боевые единицы переход€т с миссии на миссию. » хот€ это решение заставл€ет после грохота сражений, привычно уже звучащего в вакууме, зан€тьс€ нудным сбором оставшихс€ ресурсов, оно более чем оправдано. ¬о-первых, об€зывает сюжет: было бы странно дл€ цивилизации, оставшейс€ в мире последним лоскутом, забывать в покинутых системах сотню кораблей. ј во-вторых, это делает прохождение значительно интереснее, заставл€€ искать такой путь к победе, который не окажетс€ вымощен кост€ми солдат.

 осмическа€ сюита
 орабль, звезды, космическа€ красота. ≈сли повернуть каме-
ру, можно увидеть, что нашу родину вновь пытаютс€ уничто-
жить. Ќичего, мы уже привыкли.

—ери€ Homeworld приметна, кроме прочего, великолепным саундтреком. ѕол –ускай создал эмбиент, словно звучащий от самих звезд; а когда начиналась битва, казалось, боевые марши играют в такт безжалостным оруди€м, превращавшим космос в пекло.

ќсобое место в сердцах ценителей занимает, конечно, саундтрек оригинальной игры.  огда под звучание композиции Agnus Dei последние живые кушане вид€т свою испепеленную родину, рождаетс€ одно из сильнейших переживаний во всей игровой историй (а в игровой истории, между нами, циниками, вообще мало сильных переживаний).

Agnus Dei означает с латинского «агнец Ѕожий», что отсылает нас к »исусу ’ристу, расп€тому и воскрешенному; так и кушан прибили артиллерийскими гвозд€ми к кресту планеты, после чего они возродились. ¬ название статьи «бог» заменен на «мироздание»: в Homeworld нет бога в высоком смысле, а есть лишь одна безразлична€ к истекающим кровью ¬селенна€.

—китани€ по пустыне

ќт этой хрупкой женщины зависит... ну, почти все.

≈сли вдруг вы когда-то упустили Homeworld, а теперь, проникшись судьбой потер€вшегос€ среди звезд народа, решили приобщитьс€ к классике, то статью вам лучше отложить. ѕеребрасыва€ мостик к части 1.5, придетс€ раскрыть итоги первого Homeworld, и пусть они вполне очевидны, зачем портить радость открыти€?

¬ поисках родного дома кушане шли через пекло, плам€ и море огн€. –адость от успешных испытаний корабл€ сменилась страхом, когда пробный прыжок окончилс€ схваткой с неизвестными корабл€ми.  харак должен был быть предупрежден — и материнский корабль прыгнул в родной мир.

¬се тот же безбрежный космос, привычный рисунок звезд, ткани далеких туманностей — это не должен был увидеть экипаж, направивший корабль впритык к огромной верфи. ¬ерфи больше не было, как и тех, кто мог услышать запоздавшее предупреждение.

”ничтожение транспортов с людьми — добра€ традици€ мира Homeworld

Ѕлизкие остались пеплом в сожженной бомбардировками почве, а последние слова их прилипли к гари, разносимой над землей. Ўесть сохранившихс€ транспортов, содержавших по сотне тыс€ч спасшихс€, казались не надеждой, а шестью консервными банками, приготовленными к ужину дл€ €вившихс€ из ниоткуда агрессоров.

“ак кушане вступили в войну с необъ€тной “аииданской империей. √ероический путь началс€ над обугленным камнем, в который под страшными ударами превратилс€ их очаг. ¬ течение мес€цев кушане будут ножом прорезать древнее государство, мст€ за свой народ и оставл€€ за соплами материнского корабл€ обломки защитных станций и флота карателей. » они найдут свою планету и перед ее ликом разнесут главные силы империи. “ак кушане вернут себе дом, ’иигару. ќднако действительно ли они были праведниками в войне?

≈сли бы директором был €

ƒобавил бы истории глубины. “акому эпику, конечно, не пристало удел€ть большое внимание отдельным люд€м, но все же хотелось бы, чтобы драма касалась не только нарисованных вдали планет и плавающих по космосу железных коробок. Ћичности мимолетны, незаметны, знакомы мы с ними в основном по радиопереговорам. ј ведь стильные черно-белые вставки между мисси€ми позвол€ют рассказать не только историю ’иигары, но и ее вершителей, и дл€ этого не об€зательно убивать бюджет на полноценное кино — доказано ћаксом ѕэйном.

—ражени€ истребителей, наверное, и могут выгл€деть трагично, но хотелось бы все-таки хоть раз увидеть пилотов, загл€нуть в их измученные перегрузками лица и с отеческой слезой сказать что-нибудь вроде: «Well done, boys».

ƒела давно минувших дней

ћного позже мы узнаем, что борьба этих двух рас насчитывает тыс€челети€ и давн€€ потер€ кушанами (тогда еще хиигар€нами) истинной родины — пр€мое ее следствие. ¬ этой истории нет злых и добрых сил. √оды войны этих рас — годы конкуренции двух империй, сожравших немало соседей и начавших клацать окровавленными клыками друг на друга.

ќбе они входили в √алактический совет; эта организаци€ создавалась под патронажем древней расы бентузи. »менно они распространили технологию гиперпрыжка и создали “орговые пути, соединившие звезды в огромную сеть. Ёта имеюща€ благородную личину раса, помогша€ кушанам в первой игре, надолго стала галактической жандармерией.

«десь можно сделать любопытное размышление: если бы «голубые каски», ведомые неодолимым флагманом, не позвол€ли схваткам начинатьс€ вовсе, никто бы вообще не вел масштабного военного строительства. Ќо войны галактику все же сотр€сали, и, значит, мудрые благодетели не занимались защитой слабых, а лишь пытались не допустить по€влени€ силы, сравнимой с их. ƒальнейшие событи€ добав€т веса этой точке зрени€, не имеющей пр€мого подтверждени€ в канонах, но давно живущей на форумах поклонников.

“о ли ищущие гешефта масоны, то ли вселенские благодетели. Ќа вс€кий случай один раз мы их все-таки побьем.

¬прочем, сомнени€ переполн€ли не только игроков: в какой-то момент галактика содрогнулась от невиданного восстани€. “ыс€чи систем вспыхнули на всем прот€жении “орговых путей, точно по этой звездной дорожке кто-то щедро разлил бензин. ‘лот бентузи был непобедим, но это был единственный флот. ѕрыга€ из системы в систему, флагман бил расшалившихс€ подопечных, однако жар оставалс€ нестерпим. ѕопытавшись затушить плевками вселенский пожар, бентузи осознали: они бессильны собрать воедино свой детский сад. “огда-то и был создан √алактический совет; бентузи, впрочем, сохранили определенное вли€ние.

“еперь таиидане и хиигар€не был свободны в выборе средств разрешени€ конфликта. ќбе расы владели пистолетом, но таиидане подкрепили претензии добрым словом: угрозы и шантаж принудили совет ограничить силы будущих изгнанников.

“ак бы те и остались заложниками ооновских санкций, однако сложна€ их судьба сделала первый крен: в ¬еликих пустошах нашлось √иперпространственное €дро, позвол€ющее превзойти подаренную бентузи технологию коротких прыжков. ” хиигар€н по€вилось оружие, позвол€вшее провести широкое наступление в тылу обидчиков. –ешение было прин€то, и вскоре началась 67-часова€ карательна€ операци€, вспоровша€ таииданам брюхо до самой столицы.

¬торой этап войны должен был опередить медлительный √алактический совет: к тому времени, когда тот соберетс€ и объ€вит свой вердикт, хиигарские корабли собирались зан€ть орбиты спорных планет, поставив всех перед фактом. Ќо в этот раз совет действовал быстрее: он немедленно потребовал отдать €дро-ќћѕ на хранение, отвести войска и уважать признанные границы.

јгрессоры согласились; но, когда бентузи прибыли дл€ передачи €дра, хиигар€не начали отча€нную битву. Ќагрузка оказалась не по плечу задиристому подростку: хребет их империи был сломан. » хот€ €дро удалось спр€тать, с наложенными на военный флот ограничени€ми оно было бесполезно.

ѕосле этого бентузи отказались быть попечител€ми совета. ќни завуалировали это словами о трауре по поведению протеже, но, похоже, просто пон€ли, что не они теперь блюдут баланс, а непреложные законы выживани€. » вселенский естественный отбор вслед за хиигар€нами рано или поздно породит силу, котора€ все-таки выметет регентов из дворца.

“аиидане, пыта€сь удержать расползавшуюс€ после гибели императора державу, не могли не воспользоватьс€ даром бентузи, и их армада начала межпланетную вендетту. Ќо бывшие властители все же не были злодейской силой: они провели переговоры о судьбе добиваемых хиигар€н и в итоге добились дл€ них свободы; правда, в изгнании. Ёту историю мы уже знаем.

Ќа земле обетованной

ѕродолжение ее начнетс€ вскоре после того, как кушане, сокрушив давних соперников, обретут прародину. »мпери€ развалена, и лишь ее осколки мешают восстановлению ’иигары.

ќни не станут серьезной проблемой, однако в это же врем€ в галактике просыпаетс€ “варь.

Homeworld: Cataclysm

Ќаш новый герой. ќн не так красив, как материнский корабль, но, главное, такой же труд€га.

–азработку вела сторонн€€ компани€, что (чудесна€ редкость!) не сказалось на качестве. »значально игра должна была стать дополнением, но масштаб изменений позвол€ет считать ее полноценным продолжением.

—амый «т€желый» элемент Homeworld, управление, претерпел наибольшие изменени€, и, хот€ назвать его простым по-прежнему нельз€, оно проще, чем во второй части. »нтерфейс скомпоновали по меньшему числу менюшек, корабл€м позволили задавать сложный маршрут, функции нескольких кораблей соединили в одном. »з прочих удобств стоит отметить ускорение времени и по€вившуюс€ у флагмана (теперь это командный центр  уун-лан) возможность передвижени€.

—южет стал, быть может, несколько банальным, но написан он блест€ще: кажда€ мисси€ дает заметный толчок, оставл€€ игрока «голодным» до следующей порции. ¬озрос в кампании масштаб задачи: несмотр€ на то, что воюем мы одним кланом, теперь нам нужно спасать весь мир. “акой пафос редко идет на пользу, однако игру он не испортил.

√рафически Homeworld большого шага вперед не сделал, но этой серии он и не был нужен: перед нами по-прежнему одно из красивейших космических приключений.

ќтдельно отметить стоит сетевой режим: большинством игроков он признаетс€ лучшим среди трех частей. Ёто единственна€ игра серии, в которой противосто€щие стороны — не загримированные близнецы, а действительно различны.

ѕосле «вер€

¬ тот день в галактику пришла “варь.

“варь была техновирусом, собиравшимс€ поглотить галактику.  огда звезды еще не дрожали от взрывов хиигар€нских войн, древний корабль с экипажем были переработаны этой заразой, но команда успела сломать двигатели, сделав свою могилу тюрьмой монстра. –азумным созданием “варь не была: ум ее — производна€ от умов зараженных; движет ею, как иными вирусами, тупа€ жажда к распространению.

 орабль хиигар€н обнаружил и пробудил жуткую чуму, но цивилизаци€, несколько раз уже придушивша€ собственный рок, одолела и эту погибель. Relic не оставил многострадальную нацию в покое; со времен возвращени€ домой минуло сто лет, и следующий враг набрал силу, чтобы взойти на арену, — орды вэйгров.

Ёти воины и разорители, ведшие кочевой образ жизни, ограбили и сокрушили немало народов на окраине галактики. ѕосто€нные усобицы между улусами не позвол€ли им стать мировой угрозой; но, к сожалению, и среди них когда-то должен был родитьс€ свой „ингисхан. »м€ этому бичу божьему было ћакаан.

’иигар€не заблаговременно узнали, что конфликт в ѕределах вэйгров неизмеримо расширилс€. ‘лоты, прежде сгоравшие в бесконечных местных конфликтах, теперь стали едины и, более того, усилились остатками имперской фракции таиидан. ј хуже всего было то, что характер передвижений армады указывал на одно: ћакаан, вслед за бентузи и хиигар€нами, получил третье √иперпространственное €дро.

ѕророк, злой. Ќо через тыс€чу лет, может, его последователи будут что-нибудь говорить о «религии мира».

Ёта находка изменила вожд€, который в ином случае был бы забыт, растертый временем между очередными кланами, укладывающими ¬осточные переделы в братскую могилу. ќн стал —аджуук-’аром, »збранным, пришедшим, чтобы вернуть бога —аджуука в галактику.

√алактический совет не мог спасти никого — даже себ€. ÷ивилизации либо подчин€лись ћакаану, либо крысами бежали от него, не жела€ противосто€ть флоту, невиданному со времен битвы выскочек-хиигар€н с бентузи.

ћакаан крушил планету за планетой со вполне определенной целью: ему нужны были два других €дра — они должны привести бога в мир, и многострадальным нашим подопечным придетс€ вновь спасать свой род. Ќа исполинской верфи “анис будет заложен новый материнский корабль, «√ордость ’иигары», который понесет €дро прочь от ћакаана, ища спасение от одержимого религиозным исступлением полчища.

Homeworld 2

ѕомен€лась заставка Relic и Sierra, но Homeworld осталс€ шедевральной космической стратегией, и сейчас выгл€д€щей не просто хорошо, а почти блест€ще.  оличество полигонов гладило видеокарты против шерсти, а рецензенты могли минутами вертеть камеру, выбира€ кадр с самой роскошной частью бэкграунда и риску€ скончатьс€ от эстетического шока.

—южет, спустившийс€ на ступеньку в Cataclysm, осталс€ на ней и здесь. ƒрама оригинала не была достигнута, однако вз€ть ту планку можно разве что пожелать, но не требовать. —аспенс «„ужих» совсем уже выветрилс€, и остались почти одни только ««вездные войны»; правда, выпотрошенные и зашитые без хохм да детскости.   счастью, течение кампании все так же увлекает игрока, вплета€ его в захватывающую тыс€челетнюю историю и не позвол€€ разочароватьс€ или скучать.

ѕервые залпы последней войны мира Homeworld.
Ќа один снимок попали причина всех бед и спасение от всех бед.

¬новь продолжились попытки усовершенствовать интерфейс. ≈го пересобрали заново, но нельз€ сказать, чтобы разработчики достигли значительного прогресса в эргономике управлени€. ¬се кнопки теперь на виду, но из-за этого экран кажетс€ перегруженным. “ем не менее Homeworld осталс€ игрой, при€тной на ощупь: функций, запертых в три сундука менюшек, нет, а ветеран, помн€щий гор€чие клавиши, и вовсе не заметит нововведений.

 ое-какие вопросы вызывал найденный разработчиками баланс: излишне слабы оказались фрегаты, излишне сильны легкие корабли, излишне нежны абордажники. ¬ паре миссий у самого опытного игрока разъест мышку от выступившего пота. ¬прочем, у игрового процесса есть только одна характеристика: интересность. ¬ Homeworld играть очень интересно, и перед этим меркнет любой недостаток, который можно выковыр€ть из-под того монументального творени€, коим стала последн€€ на сегодн€шний день часть великой RTS.

¬ далекой-далекой лингвистике

¬ жестоких спорах о том, как транскрибировать на русский название планеты «Kharak», уже немало поклонников Homeworld пало от рук недавних товарищей. ¬ английской версии отчетливо слышитс€ произношение « арак». ¬о многих локализаци€х, сомнительных и не очень, в немилость часто, напротив, попадает «к». ћы же остановитс€ на побуквенном транскрибировании: убедительное обоснование такого подхода широко распространено в русско€зычном Homeworld- сообществе. ѕреклон€€сь перед бесконечной любовью и упорством людей, уже более дес€тилети€ бьющихс€ за хоумволдские каноны, поддержим их.

¬от он, наш дом. ” вас осталось несколько минут, чтобы придумать подход€щую эпитафию тремстам миллионам его жителей.


***

—аджуук прибудет в мир, но не подчиненный воле ћакаана, и страшный враг будет разбит. ¬ истории мира Homeworld по€вилась очередна€ зап€та€, после которой поклонники в скобках приписали немало отличных модификаций. Ѕудем наде€тьс€, что Relic когда-нибудь поставит следующий знак и мы узнаем, какой новый завоеватель возникнет на обломках √алактического совета, племен вэйгров или, может, внутри самих хиигар€н. ј пока нам остаетс€ только в очередной раз провести маленький народ сквозь три шторма, навсегда искалечивших галактику.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.3
проголосовало человек: 98
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€