КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Олег Казанцев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (51) февраль 2006
вид для печати

Rome: Total War - Barbarian Invasion
Восточная Ромея

Жанр:
Издатель:
Creative Assembly, Sega
Системные требования:
Минимальные - PIV-1,5 GHz, 384MB, 64 MB video
Рекомендованные - PIV-2GHz, 512MB, 128 MB video
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
Интернет, локальная сеть
Игра: Дополнение:
Рейтинг: 92%

Ev touta vika!

(Сим победишь!)

Константин Великий

Общение на игровых форумах показывает, что большинство русскоговорящих игроков начинают знакомство с «Нашествием варваров» с кампании за Восточную Римскую империю. Выбирая максимальный уровень сложности, они ждут триумфальных войн в стиле брутов, юлиев и сципионов. Но стоит им окинуть взглядом огромную, раздираемую внутренними противоречиями империю, как светлые иллюзии мгновенно рассеиваются, и перед глазами игрока предстает суровая реальность. Играть за восточных римлян сложно — сложнее только за их западных собратьев. Эта статья посвящена именно тому, как привести Восточную Ромею к величию, достойному самой богини Ники.


«Познавший себя победит в тысяче сражений» — эту фразу приписывают разным мудрецам древности, но суть ее от этого не меняется. Лишь узнав, в чем сила ромеев и в чем их слабость, можно готовиться к опасностям, грозящим «Второму Риму» в суровую эпоху Великого переселения народов. Итак, вот что должен знать каждый басилевс, примеривший царскую порфиру:

Сильные стороны

  • Профессиональная универсальная армия, практически лишенная слабых сторон
  • Очень высокий экономический потенциал
  • Развесистое технологическое дерево

Слабые стороны

  • Необходимость постоянно бороться с варварскими нашествиями в Европе
  • Растянутые коммуникации и огромные размеры империи
  • Неизбежная милитаризация
  • Постоянные предательства генералов и городские восстания

Из написанного выше становится понятно, что внутренние враги для империи куда опаснее, чем внешние, а потому первое, чем мы займемся, будет...

Внутренняя политика

Народ в единстве силен, а по отдельности слаб.

Никколо Макиавелли


RomeTW, скриншот, 65KB

Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно... Огненные стрелы на фоне ночного неба смотрятся очень красиво.

Итак, верноподданные встречают новоявленного императора бунтами и забастовками, губернаторы и полководцы в открытую травят про него анекдоты, чиновники без зазрения совести указывают в налоговой декларации взятки как основной пункт дохода, а на дорогах, словно госавтоинспекторы, стоят разбойники. Нет, вы не ошиблись дверью, это Византия... Ладно, шутки в сторону, начнем наводить порядок.

Сразу надо предупредить, что почти все доходы вашей казны поначалу будут уходить на непрерывные войны, поэтому развивать экономику и поддерживать правопорядок придется за счет изыскания внутренних резервов — строить какие-либо здания, улучшающие настроение народа, обычно попросту не на что — за исключением случая, о котором я скажу ниже.

Для начала попробуем выжать максимум ресурсов из самых развитых городов —  Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии. В эти города следует назначить самых способных и надежных губернаторов, а полицейские функции будут исполнять крестьяне — самые дешевые и самые многочисленные из доступных нам войск. На первых же ходах неплохо бы захватить и разграбить парочку повстанческих городов, а на вырученные с грабежа деньги построить в имперских «мегаполисах» здания, повышающие законность. Тем самым мы убьем двух зайцев: повысим лояльность населения и уменьшим уровень коррупции.

Следующим шагом станет борьба с пиратами и разбойниками. Ведь отряд грабителей, расположившийся, к примеру, на дороге между Иерусалимом и Сидоном, может снизить ваши доходы на тысячу динариев! Практика показывает, что для контроля над дорогами достаточно одного-двух «летучих» отрядов, состоящих из конных стрелков и средней кавалерии. Такие отряды практически не несут потерь, правда, для этого придется брать управление конными стрелками в свои руки, что бывает довольно утомительно. И не забывайте развивать дорожную сеть — для такого огромного государства, как наше, требуются предельно эффективные средства коммуникации.

Со временем натиск варваров ослабнет, и проблем с деньгами — вернее, c их отсутствием — станет меньше. Смело развивайте свои города, как пожелаете, но помните, что приоритет при строительстве надо отдавать развитию дорог и постройке зданий, повышающих законность. И еще: старайтесь пользоваться панелью, отображающей дополнительные сведения о поселении. Из нее нередко можно узнать, что, скажем, строительство рынка в каком-нибудь захолустном поселении принесет вам больше убытков от коррупции, чем прибыли от торговли.

Еще один сюрприз для игрока — повышенная «самостоятельность» членов семьи. На высоких уровнях сложности лояльность генералов и губернаторов приносит не меньше проблем, чем городские бунты. Если видите, что лояльность у какого-либо губернатора упала ниже трех, гоните его с должности. Потому что если от империи отпадет, скажем, Палестина, это грозит вам большим ворохом проблем. Пусть подозрительные члены фамилии служат в армии в качестве младших офицеров под командой более верных и талантливых полководцев. А еще потенциальных предателей можно отправлять на борьбу с бандитами где-нибудь в Аравийской пустыне — там не побунтуешь.

И, наконец, не забудем про религию. Ни в коем случае не идите против господствующей в провинции веры, если не желаете столкнуться с полноценной религиозной войной. К тому же насаждение, скажем, христианства во всем государстве не принесет вам каких-либо особенных выгод. Тут нужен индивидуальный подход. На Балканах, подверженных варварским набегам, к примеру, больше пользы принесет языческий культ Митраса, дающий дополнительный опыт обучаемым войскам.

На этом краткий курс внутренней политики завершен. Переходим к военным действиям!

Стратегия

Кампании должны предприниматься тогда, когда противник менее всего готов воевать

Маврикий

RomeTW, скриншот, 65KB

Рим победил! Принц Персии мертв! Сладостный момент триумфа.

Давайте осмотримся на карте. На востоке расположилась полная амбиций империя Сасанидов, на левобережье Дуная смирно ведут хозяйство готы, еще севернее — сарматы, а на западе с нами граничат земли союзной Западной Римской империи. Из всех перечисленных с нами не воюют только западные римляне, но это не надолго — вскоре от них отколются сепаратисты, и мы окажемся в кольце врагов.

Сразу успокою — про сарматов и западноримских сепаратистов можно забыть, до вас им нет дела. А вот с остальными народами придется жестоко воевать, поэтому план действий таков.

Для начала ­— не пытайтесь договориться о перемирии с врагами. Результата это не даст, зато дипломаты заработают отрицательные характеристики из-за неудачных попыток переговоров. А если ваш союз и будет принят, то только ради того, чтобы быть разорванным на следующем же ходу.

Самые напряженные бои ожидаются на Балканах. Сначала туда прибудет орда вандалов, за ними появятся гунны, а из-за них, в свою очередь, начнут переселение готы и остготы. Словом, натиск предстоит страшный. Поэтому поначалу все ваши действия должны сводиться к укреплению армий, занимающих мосты через Дунай. Неплохо бы иметь на расстоянии одного перехода от каждой армии мобильный резерв, способный заменить потрепанные части, пока те отправляются в ближайший город на пополнение. Да и в непосредственной близости от армий должен располагаться оперативный отряд из 400-500 человек, способный прийти на помощь войскам на тактической карте, если варвары перейдут в массированное наступление. Вообще же, главное правило военных действий на Балканах такое: всегда перестраховывайтесь.

Это интересно: во время игры мне пришлось столкнуться с серьезнейшим испытанием. На одном из ходов вся гуннская орда бросилась в прорыв через один из мостов. Причем в одном из сражений участвовало сразу три полностью укомплектованных вражеских войска, а затем последовали битвы с одиночными армиями. Если бы не тактический резерв и целый ряд ошибок со стороны искусственного интеллекта, я был бы обречен. Но, к счастью, мои войска выдержали этот чудовищный удар. В итоге: гунны были уничтожены за один ход, а я лишился семидесяти пяти процентов одной из своих армий.

Со течением времени орды гуннов и вандалов либо будут полностью уничтожены, либо потеряют свою прорывную мощь. Но не расслабляйтесь: вскоре вам предстоит столкнуться с готами и остготами. Скорее всего, их полчища двинутся через Иллирию, а потому не стоит ждать их на Дунае. Гораздо выгоднее занять горные проходы так, чтобы ваши войска находились на господствующих высотах. Можно также воспользоваться стратегией «выхватывания» из орды отделившихся отрядов.

На заметку: с искусственным интеллектом, управляющим варварскими полчищами, связан очень полезный баг. Если вы сражаетесь сразу против нескольких очень крупных армий, то ИИ управляет ими довольно шапкозакидательским способом, стремясь просто «задавить вас мясом». Этим надо пользоваться. Нередко грамотно сбалансированная армия, занявшая господствующую высоту, может уничтожить врага, троекратно превосходящего ее по численности.

Не стесняйтесь пользоваться услугами наемных убийц. Зарезать вождя, скорее всего, не сможет даже ассассин со штрих-кодом на затылке, зато ликвидировать всю его челядь бывает чертовски полезно. В конце концов, путь яда и кинжала — это так по-византийски...

Пока на Балканах идет непрекращающаяся бойня — на Ближнем Востоке надо в кратчайшие сроки сокрушить Персию. С первых ходов перехватывайте любые вражеские отряды, какие только сможете, не давая врагу сконцентрировать свои силы. Как только соскребете со всей азиатской части империи войска — идите на штурм городов. Постарайтесь взять в осаду сразу несколько из них — чему немало поспособствует марш-бросок через Аравийскую пустыню в Междуречье. Силы персов поначалу распылены, поэтому даже недоукомплектованные армии вполне могут справиться с задачами. Даже если враг сможет собрать полноценное войско, оно успеет снять осаду в лучшем случае с одной крепости. А для небогатой империи Сасанидов (прощай, исторический реализм!) потеря одного-двух городов станет смертельным ударом. Дальше вам останется накопить силы и добить надменную Персию. В результате мы получим серьезный толчок к развитию экономики и примерно две полноценных армии ветеранов во главе с прославленными полководцами. Остается переправить победоносные нумерии с востока на запад, где они и примут участие в заключительном акте «готической войны».

С этого момента наступает время агрессивных завоеваний. Благо теперь для этого есть все предпосылки. На Балканах можно оставить одну армию на случай возвращения остатков недобитых орд, а остальными армиями тем временем смело вторгаться в Италию. Серьезного сопротивления Западная империя, скорее всего, не окажет. Церемониться с итальянскими городами не стоит — если у вас нет желания встретить славянское нашествие, игру надо закончить до начала пятого века. Поэтому слабо охраняемые поселения берите штурмом, не считаясь с потерями, быстро вырезайте население вырезать и тут же следуйте к следующей цели, оставив в городе минимальный гарнизон для поддержания порядка. Захватив Италию и часть Северной Африки, вы можете расслабиться — вы победили.

Вот так в теории выглядит стратегия игры за Восточную Римскую империю. А теперь самое время поговорить о практике и тактике ее доблестных нумерий.

Тактика

Нет ничего достойнее хорошего полководца, чем предугадывать планы неприятеля

Никколо Макиавелли

Перед тем как решать, что же можно противопоставить неприятелю, сначала разберемся, что же у нас есть.

Войска Восточной Римской империи

Легкая пехота

Едва ли эти войска будут вас часто радовать своим появлением на поле брани, сила ромеев заключена в бронированных профессионалах. Но сказать пару слов о легких войсках все же стоит.

Крестьяне

По сравнению с изнеженными земледельцами античности византийские стратиоты значительно возмужали. Однако для войны они все равно не годятся, в лучшем случае могут разогнать голодранцев-разбойников. В силу своей дешевизны и многочисленности прекрасно справляются с милицейскими функциями в городах.

Православные священники

М-да, это даже не кельтские друиды. Те хотя бы за себя постоять могли. А священники не только беззащитны, но и проявляют истинно фарисейское лицемерие: окружающих воодушевляют, зато сами паникуют при первой возможности. Битвы в Barbarian Invasion стали мобильнее, а потому уберечь клириков от не в меру юркого противника довольно сложно. Нет, не божеское это дело — война.

Средняя и тяжелая пехота

Костяк византийской армии. Главное отличие восточноримских пехотинцев от варварских аналогов в том, что перед атакой легионеры метают копья. Причем урон от дротиков весьма высок, а показатели штурма смехотворны. Поэтому метать пилумы надо всегда, когда есть такая возможность. Если вы видите, что имеете дело с подвижным противником, надо выстроить отряд глубокой колонной. Тогда задние ряды метнут пилумы через головы своих товарищей даже после начала рукопашной, что нанесет врагу серьезный ущерб.

Лимитанеи

В Византии этих войска выполняли пограничные функции; их главной задачей было задержать врага, если основная часть армии еще на подходе или совершает маневр. В игре все абсолютно идентично. Недорогие и доступные лимитанеи прекрасно подходят для того, чтобы сковать противника, дав конным стрелкам возможность стрелять врагам в спину.

Ланкиарии

Использовать свои дротики ланкиарии будут нечасто, куда выгоднее «перехватывать» конницу врага, собравшуюся атаковать другой отряд. Лишив всадников штурмовых плюсов к атаке, ланкиарии легко поднимут тех на копья.

Комитатенсы

Основная пехота для середины игры. Мастера на все руки, комитатенсы справятся с любой задачей — и дротиками засыплют, и боем свяжут, и стрел не испугаются.

Это интересно: в Римской империи термином comitatenses назывались мобильные конные отряды «быстрого реагирования». Представленных в игре пехотинцев правильнее было назвать pseudocomitatenses.

Плюмбатарии

Единственное отличие этих бойцов от предыдущих состоит в отменных метательных навыках. Это делает великолепной связку «лимитанеи+плюмбатарии». Первые «вяжут» врага рукопашной, вторые буквально выкашивают неприятельские ряды своими дротиками. А особенно стойкий враг испытает на себе и их мастерское владение мечом.

Комитатенсы первой когорты

Элита римской пехоты, первая когорта легиона, несущая его штандарт. Будьте уверены, бойцы не дрогнут, пока рядом с ними их золотой орел. Ставьте эти войска на самых напряженных участках, они вас не подведут.

Пешие стрелки

Бесполезно отрицать тот факт, что бронированные когорты не способны побеждать без поддержки стрелков. А потому к этим войскам стоит присмотреться, тем более что Восточной империи достались прекрасные бойцы.

Лучники

Ничего выдающегося в этих войсках нет, хотя тренировать их поначалу все-таки придется. Эффективно использовать лучников на поле боя вы не сможете просто потому, что враги Византии в большинстве своем обладают куда более дальнобойными стрелками. Лучше уж сразу развиться до следующего поколения лучников.

Восточные стрелки

Иметь несколько отрядов восточных стрелков в каждой армии просто необходимо. Превосходная огневая мощь в сочетании с высокой дальнобойностью позволяют буквально выкашивать вражеские подразделения на подходе.

Средняя кавалерия

В реальности средняя конница исполняла в Византии чисто вспомогательные функции, однако в игре ромеи вынуждены делать ставку именно на нее. Ведь тяжелая кавалерия плохо подходит для борьбы с юркими кочевниками.

Эквиты

Эквитам, пожалуй, лучшим представителям средней кавалерии в игре, суждено прослужить в вашей армии всю кампанию. Причиной тому их доступность и универсальность. Эквиты с одинаковым успехом могут ударить врагу в тыл, налететь на зазевавшихся лучников или спугнуть конных стрелков. А потери, как правило, легко восполнимы.

Дромедарии

Дромедарии будут востребованы только в войне с Сасанидами, так как всадники на верблюдах намного эффективнее эквитов в борьбе против персидской тяжелой кавалерии. Использовать дромедариев против варваров не стоит — горделивые «корабли пустыни» не догонят юрких степных лошадок, да и пополнять их отряды в Европе нельзя.

Тяжелая кавалерия

Тяжелая конница у Восточной империи, пожалуй, одна из сильнейших в игре, но, увы, толком насладиться мощью бронированных клиньев вам не придется. Если не затягивать игру, «тяжеловесы» появятся у вас тогда, когда армии басилевса уже будут маршировать по Италии. Впрочем, если вы являетесь сторонниками размеренной игры, то эти штурмовики добудут для вас не одну победу.

Палатины (дворцовые гвардейцы)

Тяжелые всадники на все случаи жизни. Компромисс между ценой, качеством и универсальностью. Если на момент их появления в вашей армии варварские орды еще не побеждены, можете смело вести палатинов в бой — по скорости они ненамного уступают эквитам.

Катафрактарии

Ну вот, мы и добрались до «живой брони». Постройте этих воинов клином и бросьте в прорыв — даже не всякий строй копьеносцев устоит. Но не забывайте вслед за «броневиками» послать в бой эквитов. Это практически гарантирует, что первый успех будет развит и штурмовики не увязнут в рукопашной.

Клибнарии

Эти всадники по сравнению с предыдущими получили «бронебойность» в ущерб штурмовым навыкам. Это делает их оптимальным средством для борьбы с элитными отрядами противника. Наиболее эффективно клибнарии смогут действовать в войне с Западной Римской империей, почти все войска которой обладают прекрасными доспехами.

Восточноримские телохранители

Что ж, по живучести с телохранителями не сравнится никто, и это логично. Однако превосходные боевые навыки нивелируются малым числом бойцов в отряде.

Конные стрелки

Конные лучники играли значительную роль в военном деле Византии. Не уменьшится их важность и в игре. Даже если вы терпеть не можете конных стрелков, взять их в свою армию стоит хотя бы как меру противодействия назойливым варварским аналогам.

Гиппотоксоты

Бой завязывают конные лучники, основная задача которых — захват инициативы, изматывание и понижение боевого духа противника. Только не переоценивайте своих сил, ваши враги в большинстве своем не уступают вам по числу конных стрелков, а чаще — превосходят. В идеале, ваши основные силы должны сблизиться с противником, когда тот дезорганизован и деморализован гиппотоксотами. Тогда победа будет легкой и непринужденной. А если в армии противника по какой-то причине отсутствуют стрелки (ну, мало ли что), то можно смело скармливать врагов злобно хихикающим гиппотоксотам.

Колесницы с баллистами

Очень жаль, что эти прекрасные боевые машины так и не успеют развернуться в полную мощь (та же причина, что и с тяжелой конницей). А ведь нет в игре лучшего средства уничтожения бронированных войск. Да и психологический эффект от их стрельбы огромен. Только не пытайтесь пользоваться ими, как античными квадригами — выкашивать врага в ближнем бою они умеют очень посредственно.

Артиллерия

Подробно описывать византийскую артиллерию не стану, со времен античности она мало в чем изменилась.

С применением все понятно — позволяет легко брать города. Но есть у артиллерии еще одна важная роль. Оборона дунайских мостов от варваров имеет для Византии довольно большое значение, а наличие в войске хотя бы одного онагра намного увеличивает силу обороняющихся. Однако следует признать, что от артиллерии для византийской армии больше вреда, чем пользы. Мобильность все же важнее, к тому же города в Barbarian Invasion стоят довольно далеко друг от друга, и осады случаются реже.


Теперь пора поговорить о тактике использования этих сил.

Вот как выглядит среднестатистическая восточноримская армия. Опорой войска служит пехота: четыре-пять отрядов восточных стрелков, пять-семь — средней и тяжелой пехоты. На каждом из флангов — по два отряда эквитов (или тяжелая конница, если есть). Плюс к этому четыре отряда конных стрелков.

Такая «стандартная» армия вполне неплохо сбалансирована и позволяет адекватно действовать практически в любой ситуации. Нужно лишь уметь верно подобрать тактику. Рассмотрим, что же случается при борьбе с различными врагами.

Персы

Армия Сасанидов — это в первую очередь тяжелая конница: клибнарии и бессмертные. Пытаться использовать против них стрелков бесчеловечно — снаряды со звоном отскакивают от персидских доспехов. А ведь эти «броневики» еще и стреляют неплохо. Самым эффективным представляется вариант с обстрелом артиллерией и последующей атакой дромедариев. Только постарайтесь обеспечить численное превосходство — клибнарии и тем более бессмертные отличаются гранитной стойкостью. Зато остальные войска персов, мягко говоря, не впечатляют, особенно на фоне воинской элиты. Конечно, враг еще может удивить нас слонами, но если Сасаниды развились до этого, значит, вы должны в корне пересмотреть свою стратегию.

Вандалы и гунны

RomeTW, скриншот, 60KB

«Битва народов» на Дунае. Примерно так должны располагаться ваши войска, чтобы потери от стрел были минимальны.

Отличительное свойство кампаний против вандалов и гуннов состоит в том, что почти все бои происходят за обладание дунайскими мостами. И тактика обороны мостов претерпела некоторые изменения. Во-первых, кочевники обладают большим числом конных лучников, спокойно достающих стрелами до нашего берега. Во-вторых, некоторые войска научились плавать, и ИИ порой пользуется обходными маневрами. И, в-третьих, в зимнее время года часть реки замерзает, что врагу только на руку.

Первое, что надо сделать, — повысить число восточных стрелков в армии. Их луки намного дальнобойнее, чем у конных стрелков противника, и поэтому, отступив на некоторое расстояние от реки, ваши лучники могут безнаказанно выкашивать вражеских конников. Если враг бросился переходить мост и переплывать реку, это еще не повод закрывать пехотой переправу, так как тогда пехотинцы попадут под массированный обстрел. Лучше приказать им держать позицию и поставить режим «стрельбы по готовности». Навалиться всеми войсками противник не сможет, а одиночные отряды, выскакивающие с моста или из воды, будут встречены дружным залпом пилумами. В крайнем случае конница, расположившаяся за спинами пехоты, всегда сможет совершить свой коронный наскок прямо через строй солдат (спасибо разработчикам, смерть реализму). Не забывайте про мобильный резерв на случай вышеупомянутых обходных переправ.

Если стрелков у противника совсем мало (такое бывает, хоть и редко), то можно смело действовать классическим способом: перекрываем выход с моста, выставляем несколько отрядов пехоты на склонах берега, чтобы «глушить» незадачливых пловцов.

Это баг: во время преследования отступающих гуннов мои эквиты в очередной раз бросились переправляться через реку вплавь, вместо того чтобы цивилизованно (и намного быстрее) пройти по мосту. Внезапно посредине реки один из отрядов начал нести потери в геометрической прогрессии, что совершенно не соответствовало реалиям боя. Кони и их всадники просто тонули в духе Чапаева или Ермака, до противоположного берега не доплыл ни один. Будьте осторожны, не купайтесь в неположенных местах!

Готы и остготы

RomeTW, скриншот, 49KB

Готы атакуют. А что толку? Поднявшись в гору, они попали под огонь стрелков, а за скалой (на заднем плане) расположилась в засаде кавалерия.

По сути своей это те же кочевники, но театром войны с ними, скорее всего, послужат Иллирия и Македония. Тут уже не стоит надеяться на широкие реки, придется сражаться в открытом поле. Впрочем, открытое поле — это условность. На самом деле в большинстве случаев ваши армии должны занимать господствующие высоты в ущельях. Тогда враг, утомленный долгим подъемом в гору и понесший потери от вездесущих гиппотоксотов, станет легкой добычей для ваших нумерий. Всячески приветствуются засады — враг иногда бывает слишком увлечен «игрой в догонялки» с вашими конными стрелками. Если подавить вражеских лучников не получилось, можете подставить под огонь бронированную конницу (если таковая водится у вас в армии). Катафрактарии и клибнарии прекрасно себя чувствуют даже под ураганным огнем.

Конечно, легких боев не будет, но рано или поздно враг будет повержен, и настанет черед идти на Рим.

Западные римляне

Вот уж где раздолье для наших стрелков! Лучники противника по дальнобойности с нашими не сравнятся, а мобильными стрелками враг обделен. Так что смело захватывайте инициативу. Только учтите, что доспехи у римлян превосходные, и лучше всего пускать стрелы врагу в спину. В крайнем случае пользуйтесь огненными стрелами — не убьете, так хоть напугаете. Еще очень приветствуется использование артиллерии и колесниц с баллистами. В рукопашной противник вам ни чем не уступает и даже превосходит, но тут уж каких-либо особенных советов дать не могу, все приемы вам известны. Хотя ради справедливости надо признать, что Западная империя не сможет оказать вам серьезного сопротивления, в лучшем случае римляне смогут набрать одну-две полноценных армии.


* * *

Ну что ж, как  мы и предполагали Рим и Карфаген покорились басилевсу, и можно считать, что мои советы подошли к концу. Пользуйтесь ими и не забывайте про личную инициативу. И, как говорил Константин Великий: «Сим победишь».

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.7
проголосовало человек: 347
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования