О рубрикеПочему и отчего первым признаком отравления является посинение трупа? (Стругацкие) Зачем нужны обзоры игр, которые вышли давным-давно? Когда-то почти такой же вопрос задавали по поводу «Советов мастеров». Мы ответили, что руководство, написанное сразу же по выходе игры, не может рассказать об игре все — потому что даже самый лучший специалист не в состоянии полностью разобраться в серьезной игре за какие-то недели. Как показал опыт, мы были правы, и «Советы» стали самой популярной рубрикой ЛКИ. Но ведь обзор, сделанный по горячим следам, тоже может чего-то не учесть. Только время все расставляет по своим местам. В этой рубрике мы рассказываем о том, чем стала игра для нас с вами, какой путь она прошла, чем завоевала сердца, а чем разочаровала. |
Дата выхода: конец 2003 года
Читайте на сайте ЛКИ: руководства и советы по игре.
«Я не сумею нанести такой же страшный удар, как Тартоньо,
держаться в седле, как Корквин,
так же владеть языками, как мой библиотекарь Штимбер.
Зато я поборю их всех - кроме Тартоньо,
обскачу всех - кроме Корквина...»
(Л. Спрег де Камп, «Башня гоблинов»)
Если игру ждут годами, ее обязательно купят - даже если все сайты и журналы крупными буквами кричат: «Халтура! Отстой!». Легко сделаться хитом (пусть даже на час), если носишь рядом с названием номер, если можешь похвастаться знатными родителями - в общем, происходишь из почтенного семейства. А вот многим ли удавалось пробиться на вершину Олимпа... вообще без рекламы? И что нужно, чтобы это удалось?
За что?
В свое время на форумах недоуменные игроки из тех, что «принципиально не играют ни во что двумерное» спрашивали: «Зачем кто-то будет в это играть, когда выйдет Freelancer?» Он вышел, собрал свою долю аплодисментов... и тихо ушел, а «Рейнджеров» все еще спрашивают у продавцов, и будут спрашивать - по меньшей мере до выхода второй части.
Рейнджеры почуяли запах награды. И все толпой устремились за ней. И я с ними... |
Понять недоумение можно.
Графика «Рейнджеров», хоть и выглядит симпатично, но не собирается никого потрясать и устанавливать новые стандарты. Сверхбыстрое «железо» можно смело оставить на полках магазинов: игре хватает оборудования «вчерашнего дня». Персонажи сделаны с большим вкусом, но все же призов за лучшую графику им точно не получить.
Ролевая система, опять-таки, никого не поразит обилием возможностей и не заставит просиживать часами за генерацией персонажа. Шесть навыков для развития, три изначальных «класса» (разница между которыми напрочь исчезает уже через час игры) и пять рас, влияющих в основном на дипломатические отношения... Пожалуй, даже старина Diablo II, и тот даст по этой части «Рейнджерам» десять очков вперед.
Вот тут и появляется простор для тактики... |
Что до тактики боя... Ну какая может быть тактика, если «боец» у нас всего один (спутники, даже если таковые имеются, подвластны лишь самим себе)? Передвижение одинокой фишки по космическому пространству да стрельба из пяти стволов - вот и все богатство возможностей.
Сюжет? «В галактике жили-не тужили несколько рас, порой воюя между собой, но тут прилетели загадочные захватчики не пойми откуда, договориться с ними не получается, поэтому вся надежда цивилизованного мира - на вольных стрелков». Как по мне, все это мы слышали уже тысячу раз и услышим еще. Вспомним хотя бы недавний Х2: The Threat со всей его родней или поминавшийся давеча Freelancer.
Аркадные элементы? Помилуйте! Бои в черных дырах и пространственных сгустках, если их выделить в отдельную игру, не будут упомянуты в крупных журналах даже в разделе «и другие».
Текстовые квесты? Ну, в этом что-то есть, но неужели в наши дни текстовая игра может завоевать популярность, о которой иные высокобюджетные проекты могут только мечтать?
Так что вполне можно понять не только тех крикунов на форуме, но и некоторых разработчиков, которые после феноменального успеха «Рейнджеров» скорбно вопрошали: «Что такого есть в этой игрушке, чего нет у нас?!»...
А в самом деле - что?
Козырь первый: живой мир
Сделать игровой мир, в котором жизнь будет идти своим чередом и без вмешательства главного героя, пытались многие. Однако получалось обычно одно из двух: либо в мире ничего интересного не происходит, либо наша роль в нем предопределена сюжетной линией.
На пиратской базе все оборудование на последнем издыхании - явно взято с бою. Вот из таких мелочей и складывается впечатление реальности. |
Цепочка квестов (даже очень разветвленная) заставляла вспомнить, что нас ведут за ручку, а значит, мир этот все-таки игрушечный. Забыть об этом можно было, например, на бескрайних просторах Daggerfall, но... обилие совершенно одинаковых городов, заданий и персонажей не давало никакой возможности поверить в реальность «виртуальной жизни».
Направо пойдешь - коня потеряешь, налево - еще того хуже. Уберешь сюжетную линию - исчезнет смысл игры, а мир станет серым и нудным; оставишь - игрок почувствует, что финал задан заранее. Даже в онлайновых ролевках мир живет только за счет игроков-людей, и то игровая вселенная, по сравнению с классическими RPG, кажется статичной и вялой.
Мир оценивает «Рейнджеров» | |
ЛКИ: | |
Игромания: | 9.0 |
Навигатор Игрового Мира: | 8.2 |
Computer Gaming World: | 9.0 |
Game.EXE: | 9.4 |
AG.ru: | 9.0 |
Страна Игр: | 8.0 |
Первое маленькое чудо ребята из Elemental Games совершили именно с игровым миром.
В космосе летает множество народу, и все заняты своими делами. У каждого есть какая-то цель: дальнобойщик таскает грузы от планеты к планете, пират ищет, где что плохо летит, вояка охотится на агрессоров и летает вместе с коллегами на фронт, а рейнджер сочетает исполнение правительственных заданий с трогательной заботой о собственном кармане. Неведомо, честно ли все это реализовано, но, во всяком случае, поймать игру на несоответствии не удается.
Встраиваться в этот мир можно как угодно. Любая роль доступна - купца, курьера, солдата, пирата. И менять ее тоже не возбраняется. Летай, куда хочешь, делай, как знаешь.
«Заборов», обеспечивающих, что все будет идти по плану, нигде не стоит. Если вам задали квест, к примеру, на убиение нехорошего пирата, его не будут беречь до вашего прибытия: вполне может статься, что бравый местный шериф на лихом звездолете проделает в борту паршивца дырку на следующий же день после получения вами миссии (и вы даже сможете затребовать гонорар: пират-то убит!). А бывает и хуже - когда супостат скрывается от заслуженной кары в тюрьме, откуда его не извлечь...
Набор планет задан изначально, и набор героев, вообще-то, тоже, но, поскольку начальное расположение всей этой красоты случайно, миры получаются совершенно разными. Какие-то расы могут оказаться «в загоне» или в первые же месяцы сдаться клисанам, могут зародиться локальные конфликты, перерастающие в войны внутри союза...
Ну, а проблема сюжета была решена изящно: он развивается по принципу стратегии. Идет тотальная война, человечество и союзные ему расы ее понемногу проигрывают. Если праздно летать по галактике, игнорируя вторжение - зеленая нечисть придет сама. Свободных секторов остается все меньше, и приходится браться за оружие.
В игру заботливо встроена кнопка «Пропустить ход», но делать этого не нужно почти никогда. Время - деньги, а также опыт, слава и не захваченные клисанами миры.
Козырь второй: роль
У тех из нас, кто успел забыть, что играть можно и без помощи компьютера, со словами «ролевая игра» ассоциируется в основном рост параметров персонажа (спасибо дедушке Diablo за наше счастливое детство!). Между тем исходно эти слова обозначали, что мы играем роль некоего героя и живем его жизнью.
Казалось бы, для этого стоит играть, например, в Baldur's Gate II: там много чего зависит от характеристик и действий персонажа, у него есть даже какая-то личная жизнь... Но вот беда: там довоьно трудно забыть, что мир - ненастоящий. Все и вся подчинено всемогущим скриптам, и это, увы, очень хорошо заметно. А потому и роль не так интересна.
Внимание, космический извращенец: пират с оружием, которое портит будущую добычу... |
Здесь же... рейнджер быстро начинает думать игровыми категориями. В такой-то звездной системе его не любят, пират боится его новых пушек, малокский наемник лучше фэянского потому, что храбрее, он сбежал, потому что испугался, и вернулся, когда стало стыдно.
Разговор, как и принято в современных играх, состоит из выбора реплик; и очень важно было сделать так, чтобы они не казались надуманными.
В этом главная заслуга, конечно, автора текстов - хорошо известного читателям последней странички ЛКИ Юрия Нестеренко. Он справился с труднейшей задачей: хоть и играешь в «Рейнджеров» сто сорок пятый раз, а все-таки слушать по радио типовые переговоры пирата-вымогателя с не желающим платить торговцем не скучно.
Многие объявили недостатком отсутствие озвучки игровой речи. Признаться честно, и я тоже так считал - первое время. А потом понял, что добавь в игру голоса - и она мало того что перестанет с комфортом умещаться на одном диске, но еще и много потеряет в своем шарме. Потому что, произнесенные вслух, реплики будут надоедать намного быстрее (даже если записать каждую в нескольких вариантах), а кроме того, будут более навязчивы. Конечно, может статься, что и эта проблема по плечу Elemental Games, но...
Козырь третий: все в одном флаконе
Жанр игры мы определили как «эпическая». Это определение принадлежит одному из самых видных наших обозревателей компьютерных игр - Сергею Водолееву. Обозначает оно игру, в которой нам предлагается взять на себя самые разнообразные стороны жизни героя.
Те, кто не любит аркады, порой избирают поначалу карьеру космического мусорщика - собирают минералы из неохраняемых сгустков пространства. |
Одной из первых таких игр были легендарные «Пираты» Сида Мейера: между прочим, мировой рекордсмен по части replayability. Опрос, проведенный три года назад в Англии и Штатах, показал, что это - единственная игра 1980-х годов, в которую регулярно играют и посейчас, причем за почти 20 лет «Пираты» так и не покинули Тор100 (в некоторых рейтинговых списках пришлось намеренно исключить игры старше 5 лет - иначе от Pirates и Master of Magic избавиться было невозможно!).
В «Пиратах» тоже, на первый взгляд, нет ничего сногсшибательного: стратегия довольно элементарная, тактика очень проста, поскольку в бою участвуют всего два корабля, ну, а фехтовальные экзерсисы никак не поставят игру в один ряд с каким-нибудь Die by the Sword или, если уж брать игру-ровесника, Budokan.
Все по отдельности просто до неприличия, и тем не менее никто не назовет «Пиратов» легкой игрой. Далеко не каждому игроку со стажем удавалось достичь верхнего результата - стать по итогам игры вице-королем, и даже третья-четвертая ступени покоряются не всякому.
Честно признаюсь, у меня Pirates установлены на машине до сих пор. И если в последний год я нечасто о них вспоминал - то виноват в этом исключительно герой нашего сегодняшнего обзора. «Космические рейнджеры».
.В них для победы надо, по идее, мобилизовать все свои качества. И воображение, и реакцию, и логику. Как в жизни.
Те, кому не по душе аркадные бои, вправе их отключить; а те, кому лень разбираться с текстовыми квестами, обходят их стороной или берутся за прохождение из журнала; но больше всего удовольствия достается тем, кто получает от игры все сразу.
Причем, в отличие от «Пиратов», один уникальный компонент тут есть - те самые текстовые квесты.
Козырь четвертый: головоломки
Когда в юности я после пары часов игры в Quest for Glory I мечтал, какими станут квесты в будущем, я представлял себе что-то вроде этого (хотя и в графике).
...За день надо успеть получить пароль от банка и узнать время смены охраны. Для этого надо успеть прочитать нужные книги, договориться в аптеке о психотропных препаратах, закупиться программами, поиграть в шахматы, побеседовать с жабообразной менеджершей на доступном ей языке... И до самого конца цепочки мы не знаем точно, все ли идет по плану (если, конечно, проходим игру впервые). Скажите, уважаемые читатели, можно ли придумать лучшую схему головоломок для квеста? И сюжетно, и нетривиально, и весело...
Увы, революции в жанре не случилось. Счастье было возможно, но родился Myst - и своими непростыми, но совершенно бессмысленными в плане сюжета головоломками отбросил жанр квестов далеко назад. Все бросились подражать Myst'у - и это едва не привело к безвременной кончине приключенческих игр как класса. Сейчас они медленно, но верно выходят на уровень десятилетней давности... и есть надежда, что пациент выживет. Однако революционную схему довелось освоить вовсе не потомкам сьерровских квестов, а «Рейнджерам».
Косвенный признак успеха: как только создатели игры выложили свою программу-«квестодел» для всеобщего пользования, за нее схватились сотни и тысячи людей, в том числе даже те, кто в самих «Рейнджеров» не играл и не собирается. Да, большинство из них не сумело сотворить ничего интересного, но сами попытки говорят о многом. А ведь есть еще и меньшинство...
Уверяю вас: даже если бы квесты «Рейнджеров» составляли отдельную игру (ну, может быть, не с таким спартанским графическим оформлением), это уже был бы успех. На фоне безликих отечественных квестов - и даже на мировом фоне - они не остались бы незамеченными. А внутри другой, более масштабной игры они стали шедевром.
Думы в новогоднюю ночь
Наряжая елку, коллектив редакции напряженно размышлял. Какая из игр, вышедших за год, достойна звания игры-2003?
В первую очередь мы, хотя и с сожалением, отмели дополнения: The Frozen Throne и Shadows of Undrentide, вне сомнений, великолепны, но все же это - не отдельные игры. Сравнивать их с самостоятельным продуктом - несправедливо.
Отсидка - тоже квест. На ней даже можно подзаработать. |
Все равно претендентов осталось немало. Не будем рассказывать в подробностях, как сужался список - скажу лишь, что в конце осталось ровно два претендента, Grand Theft Auto Vice City и «Космические рейнджеры».
У этих игр много общего. В обеих есть свобода внутри игрового мира. Обе не втискивают игрока в сюжет насильно. Обе сделаны под девизом: «В нашем мире можно жить».
И не удивительно, что именно в них по прошествии многих месяцев продолжают играть немногим меньше, чем сразу после выхода. Такие игры вытесняют с трона только их собственные продолжения.
На стороне Vice City - и техничность, и многотысячная толпа поклонников за пределами «1/6 части суши», и скрупулезно продуманные детали мира (хотя там-то как раз, в отличие от «Рейнджеров», вполне реально натолкнуться на воздвигнутые разработчиками «заборы»). Мы не сомневаемся, что по числу игроков Vice City легко превзойдет «Рейнджеров».
Но: Vice City - не революция, а эволюция. Это - лишь очередная (хотя и блистательная) часть славной серии. А «Рейнджеры» - открытие. Можно только гадать, какой блеск приобретет их тезка за номером 3 или 4.
Думаю, сейчас даже те из вас, уважаемые читатели, которые почему-либо миновали «Рейнджеров» стороной, не удивятся, что выбор редакции пал именно на них. Время подтвердило, что «Корона» была выставлена нами игре по заслугам, и чем дальше, тем это очевиднее.
Вчера я был в магазине CD. Стоявший передо мной паренек спросил «Рейнджеров». Продавец вовсе не удивился: он достал из-под прилавка свеженький ящик и распаковал его прямо при нас.
Со времени выхода игры прошло 15 месяцев.