КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Автор материала:
Павел Шубский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (52) март 2006
вид для печати

Собери меня! Часть 2. Чипсет всему голова

Вы читаете вторую статью из цикла «Собери меня!». В первой мы рассказали об азах для начинающего сборщика, касаясь основных принципов выбора комплектующих. Кстати, если у вас под руками нет прошлого номера, просто загляните на наш диск — там она выложена в электронном варианте.

А сейчас мы расскажем о тонкостях покупки современной материнской платы, ведь именно она предопределит возможности обновления и расширения системы. Кроме того, мы в двух словах затронем типы оперативной памяти.

Деньги решают многое

Что же представляет собой материнская плата? Обычная печатная плата из листа текстолита с нанесенными на нее дорожками и припаянными элементами, если смотреть снаружи. Но если копнуть глубже и заглянуть в логику ее работы, то это настоящий «мегаполис» микросхем и соединений. Разобраться в хитросплетениях чуда инженерной мысли не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Но сейчас мы подойдем к вопросу не с точки зрения инженера, а с позиции покупателя. На что ему рассчитывать? Как распределить затраты при сборке компьютера, чтобы не прогадать, но и не переплатить лишнего? Итак...

скриншот, 140KB

Разделим материнские платы на три категории. Это так называемые «бюджетные» (иначе говоря — простые и дешевые) продукты, а также средней и высокой ценовых категорий. В среднем цифры получаются такие. Под первую подпадают все модели стоимостью до 100$. Средний сектор — от 100$ до 150$. Ну а третью группу автоматически образуют все платы дороже 150$. Это разделение хорошо видно, допустим, по линейке чипсетов NVIDIA nForce4. В ней компания провела четкое позиционирование на категории: nForce4-4x для недорогих плат, nForce4 Ultra для средней категории и nForce4 SLI/SLI x16 — для самых дорогих. Каждый из чипсетов отличается набором функций.

Для игрового компьютера вполне подойдет недорогая материнская плата, так как она влияет на производительность системы не самым прямым образом. Отдав за нее больше, вы получите интересные дополнения и чуть большие возможности, но на функциональности это особо не скажется.

Самые известные компании в производстве плат — это ASUS, GIGABYTE, MSI, EPoX, ECS, Albatron, ABIT. Есть и некоторые другие, но первая тройка стабильно занимает лидирующие позиции. ABIT со времен легендарной NF-7 так и не выпустила ничего лучше в плане сбалансированности. EPoX, которую ранее признали любители разгона, сейчас уже не столь привлекает взор и к тому же не слишком надежна. ECS — это чисто бюджетная марка.

Все известные производители материнок предлагают самые разные варианты. Так чем дорогая плата отличается от дешевой? Помимо чипсета первые часто могут похвастаться расширенной комплектацией. К примеру, плата K8N Diamond Plus от MSI отличается от других встроенным аудиочипом Sound Blaster Audigy SE (поддержка EAX 3.0, Dolby Digital EX, DTS и THX), системой охлаждения чипсета с использованием тепловых трубок, наличием ламповой звуковой панели для 5-дюймового отсека, двумя гигабитными сетевыми адаптерами, наличием FireWire-контроллера и т.п. У других производителей тоже есть свои «люксовые» версии с расширенной комплектацией. Но, на наш взгляд, это далеко не всегда оправдывается. Часто бывает, что различные дополнения, существенно не влияющие на производительность, тем не менее переводят устройство в более высокую ценовую категорию.

Голиаф побеждает Давида

Существует несколько форм-факторов (то есть, по сути, линейных размеров) материнских плат — Full ATX, Micro ATX, BTX. Последний делится еще на несколько форматов, однако он сейчас практически не распространен. Его приход ожидается в конце 2006 года, но точно ничего сказать еще нельзя. BTX появился благодаря стараниям Intel. В нем полностью пересматривалось расположение элементов на материнской плате, что должно было повысить эффективность теплообмена в корпусе.

Платы формата Micro ATX предназначены для маленьких системных блоков. Аккуратные корпуса, похожие больше на видеомагнитофоны, вызывают симпатию. Но их главный недостаток — теплообмен. В таком тесном корпусе сложно наладить нормальное охлаждение, и мощный процессор с видеокартой будут перегревать систему. Кроме того, в мини-корпус не влезет полноразмерная видеокарта, а встроенное видеоядро не справится с современными играми. Иначе говоря, Micro ATX (он же иногда отмечается как mATX) — не для игрового компьютера.

Формат Full ATX, он же — просто ATX, пользуется наибольшей популярностью и не собирается никуда уходить. Их устанавливают в корпуса Midi Tower и Full Tower. И именно на их основе собирается подавляющее большинство игровых компьютеров.

Королева компьютерных джунглей

скриншот, 157KB
Socket 775 — родной дом для современных процессоров Intel.

Теперь обратим свой взор на современные разъемы и порты. Начнем с сердца системы — процессора, ЦП (центральный процессор). Он отвечает за все математические вычисления, но с каждым поколением все меньше участвует в обработке данных для игр. Все больше обязанностей ложится на видеокарту, а в скором времени можно ожидать появления так называемых «физических ускорителей», призванных разгрузить процессор и от обсчета сложной игровой физики, как уже произошло с графикой.

Тем не менее ЦП остается важнейшей частью системы. Давайте взглянем на его разъем. Для Intel Pentium и Celeron это Socket 775. Устаревший Socket 478 практически канул в лету. Компания AMD использует Socket 939. Именно с таким разъемом и следует покупать процессоры на данный момент. Наравне с ним до конца 2006 года будет существовать и Socket 754. Он подойдет для построения недорогой системы, но советовать его мы бы не стали: производительность все же уже маловата.

На данный момент вы можете приобрести как бюджетные модели Sempron (своеобразный аналог Celeron), так и более мощный Athlon 64 (в чем-то — аналог Pentium 4), а также Athlon 64 FX и двуядерный Athlon 64 X2. Более подробно о процессорах мы надеемся рассказать в следующей статье.

Переходим к следующему важнейшему разъему. Видеокарта. Сердцем игрового компьютера в большей степени стал именно «графический ускоритель». Почему в кавычках? Потому, что это словосочетание на данный момент утратило актуальность. Ведь современная видеоподсистема уже давно сама обрабатывает львиную долю графических данных, а не просто ускоряет их обработку.

Новые видеокарты устанавливают в PCI Express x16,
скриншот, 137KB
Athlon 64 FX-60 — «последний из могикан» с поддержкой DDR-памяти.
тогда как устаревающий формат AGP понемногу сходит со сцены. Те, кто купил дорогую видеокарту с интерфейсом AGP, могут еще достаточно долго довольствоваться ее скоростью, но при покупке новой системы об AGP лучше забыть. Этот формат завершен в своем развитии. NVIDIA и ATI практически не уделяют ему внимания и особо не планируют делать это в будущем. О преимуществах, которые обеспечил интерфейс PCI Express по сравнению с AGP, мы постараемся подробно рассказать в следующих статьях. А пока немного сухих фактов: возросла пропускная способность, появилась возможность использования оперативной памяти для нужд видеокарты (Hyper Memory и TurboCache), две видеокарты научились работать в паре, увеличивая производительность (SLI для видеокарт NVIDIA и CrossFire для ATI).

Это дорого: второй разъем и логотип NVIDIA SLI на коробке автоматически прибавляют к стоимости материнки не одну сотню рублей. Стоит решить сразу, что важнее — поддержка SLI или наличие дополнительных функций и периферийных разъемов. Кроме того, у SLI есть ряд ограничений. Материнские платы с поддержкой этой технологии доступны лишь на чипсете nForce4 SLI/SLI x16. Для режима CrossFire существует чипсет CrossFire Xpress 3200 (RD580), который не уступает конкуренту по возможностям.

Но оставим видеокарты и разъемы под них. Что у нас там дальше? Диски. Стандартным интерфейсом для подключения жестких дисков стал Serial ATA (SATA), тогда как IDE на сегодняшний день используется в основном для подключения оптических приводов (а Parallel ATA устарел, так и не получив признания). Оптика, к слову, тоже скоро переберется на Serial ATA.

В чем секрет успеха SATA?
скриншот, 49KB
Кабели SATA занимают куда меньше места, нежели IDE-шлейфы.
Это даже не тонкие провода, хотя о жестких 80-жильных шлейфах порой приятно не вспоминать. И даже не возможность «горячего подключения» (Hot Plug) жестких дисков. А в первую очередь — беспрецедентная скорость. Пропускная способность первой версии SATA составила 150 Мбайт/с, что уже было больше, чем у IDE (там было 133). А в SATA2 этот показатель увеличился ровно вдвое, оставив устаревшие форматы далеко позади.

Кстати, скорость работы жесткого диска влияет на производительность едва ли не сильнее, чем частота процессора. Операционная система не умеет толком обходиться без файла подкачки, поэтому достаточно регулярно «лезет» на диск и тормозит весь процесс.

Многие жесткие диски получили поддержку NCQ (Native Command Queuing), однако технология больше интересна для тех, кто работает с базами данных и другими приложениями, далекими от игр. Редкая современная плата обходится без контроллера RAID-массивов. Об этом комплексе технологий мы, вероятно, поговорим в других номерах.


* * *

На современной материнской плате также можно найти разъемы PCIE x1 и x4 — они предназначены для установки периферии, которая, в отличие от видеокарт, не торопится прыгать на новый стандарт. Но со времени появления PCIE на него перешла мизерная часть периферии. Ведь звуковым и сетевым картам, ТВ-тюнерам пока не нужна возросшая пропускная способность.

Не стоит забывать и о других портах для подключения периферии — USB, FireWire. Традиционный лидер в этом вопросе — USB (Universal Serial Bus, универсальная последовательная шина) уже стал промышленным стандартом для подключения мышей, клавиатур, джойстиков, принтеров, сканеров и т.п. На современных платах обычно используется USB 2.0 с повышенной относительно первой версии скоростью передачи данных. FireWire в некотором роде конкурирует USB, но ориентирован в основном на работу с бытовой видеотехникой.


* * *

Итак, что же брать-то в итоге? Можем посоветовать примерно следующее. Самый дешевый, но надежный вариант — разнообразные модификации nForce4-4x для процессоров AMD и Intel 915 и Intel 945 для Intel. Чуть подороже обойдутся nForce4 Ultra и его SLI-версия, где есть аппаратный межсетевой экран и другие приятные дополнения. А любителям Intel стоит рассмотреть платы на основе Intel 925X/XE и Intel 955X. Наконец, для самых дорогих систем имеет смысл выбирать из чипсетов с поддержкой SLI или CrossFire — nForce4 SLI/SLI x16, Intel 975X, CrossFire Xpress 3200 (RD580). К слову, на чипсетах Intel всегда используются более современные кодеки High Definition Audio (HDA) вместо AC'97.

Запамятовать все

Напоследок скажем пару слов об оперативной памяти.
скриншот, 146KB
До конца 2006 года индустрия полностью перейдет на DDR2.
На рынке в данный момент доминируют два типа памяти — DDR и DDR2 SDRAM. Первый стандарт очень популярен, именно он используется для современных систем на базе AMD. Объясняется это тем, что встроенный в процессор контроллер памяти поддерживает DDR SDRAM. В случае с Intel все проще, контроллер находится на материнской плате, и уже от него зависит поддержка DDR- или DDR2-памяти.

Если выбирать первый вариант, то присматривайте модули со скоростью 400 МГц, если второй — 533 МГц, а лучше — 667 МГц. Дело в том, что, несмотря на более высокую скорость, задержки у DDR2-памяти существенно выше, и обычная DDR400 очень неплохо смотрится на фоне более молодого стандарта. Тем не менее перспективы у DDR2 SDRAM очень радужные, ведь и AMD собирается переходить на этот тип памяти в первой половине 2006 года.

Появление разъема Socket AM2 ознаменует переход процессоров Athlon 64 на DDR2-контроллер. Уже к началу 2007 года DDR первого поколения окончательно канет в лету, как и AGP.

А вот с объемом памяти, в отличие от стандарта и частоты, определиться гораздо проще. Памяти надо много, причем если нужно экономить средства — то даже ценой более слабого процессора. В игровом компьютере ее должно быть не менее 512 Мбайт, оптимально — 1 Гбайт, да и 2 гигабайта уже не роскошь, а вполне оправданный объем.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования