КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (60) ноябрь 2006
вид для печати

Paraworld

Жанр:
Разработчик:
SEK
Издатель:
Sunflowers
В России:
Новый Диск
Системные требования:
Минимальные - 1,6 GHz, 512 MB, video 128 MB
Рекомендованные - 3 GHz, 1 GB, video 128 MB
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
локальная сеть, интернет
Рейтинг: 88%

— Вот, леди и джентльмены, откуда пошли те чудовищные ящеры, которые до сих пор вселяют в нас ужас, когда мы находим их скелеты в вельдских или золенгофенских сланцах. К счастью, все они исчезли с нашей планеты задолго до появления на ней первого человека.

— Это еще далеко не факт!

А. Конан Дойл, «Затерянный мир»

Мы с вами воевали в прошлом, настоящем и будущем, в сказочном и в альтернативном. А сегодня будем воевать в параллельном. В иной вселенной, открытой некоим Чарльзом Бэббитом сто лет назад. Как, вам ничего не говорит это славное имя? И чему только учат в школах современной Земли...

Так вот, дамы и господа, Джарвис Бэббит давным-давно открыл вход в параллельный мир, где, помимо людей, счастливо живут мамонты, шерстистые носороги, динозавры и прочие существа, которых несведущие палеонтологи полагают предками нынешнего животного мира Земли. На самом же деле именно оттуда и происходят те твари, которые имели честь сдохнуть и окаменеть в нашем мире. Вы спросите, почему открытие мистера Бэббита до сих пор не опубликовано в печати и не показано по телевидению? Это вы обязательно узнаете. Но только сперва придется пройти через параллельный мир. А он непременно окажет вам сопротивление...

Век динозавров

Ветеран RTS сразу почувствует себя как дома: перед нами близкий и понятный городской центр, крестьяне, деревья, камень и даже до боли знакомые Age of Empires ягодные кустики. Три ресурса, лимит войск — все это мы видели уже не будем говорить сколько раз.
Paraworld     скриншот, 150KB
Танк во внушительности явно проигрывает динозавру.
Переход в новые эпохи, он же усовершенствование городского центра — тоже такой шаблонный ход, что даже неудобно.

Многие предрекали, что Paraworld будет клоном Age of Empires, но «с динозаврами». И, на первый взгляд, они даже более правы, чем можно предположить.

Но сразу же взгляд зацепляется за совершенно незнакомую интерфейсную панель. Она скромно стоит слева от экрана и никому особо не мешает, и можно какое-то время ее вообще не замечать... Но если все-таки снизойти до нее, окажется, что это — одна из лучших дизайнерских находок, благодаря которой играть на порядок удобнее, чем в Warcraft или в Age of что-нибудь.

Главный принцип интерфейса игры — сразу давать всю нужную информацию. Хотите знать, кто из ваших бойцов нездоров — смотрите на левую панель, там все есть. Кто какого уровня? Там же. Кто из крестьян чем занят, сколько лесорубов, сколько каменотесов, строителей и бездельников? Милости прошу. Емко и компактно.

Выделить группу можно там же. Выделили — появляется еще одна панель: но это не тупые значки с персонажами, а нечто большее: список всех спецспособностей бойцов группы, которые применимы в данный момент. Есть в группе, скажем, шаман — будет там воскрешение, есть герой Бела Андраш — будет снайперский выстрел, есть анкилозавр — будет переключение между боеприпасами. Быть может, это расстроит адептов микроконтроля, но, как по мне, если уж игра называет себя стратегией — она должна нагружать в первую очередь головной мозг игрока, а не спинной.

Чешуйчатые и волосатые танки

Динозавры не стали простой заменой кавалерии: к возможностям колоссов разработчики подошли творчески. Среди них есть и носители тяжелых орудий, и специалисты по ближнему бою, и — отличная находка — носители боевых платформ с пехотой.

Paraworld     скриншот, 125KB
Эх, до чего славные свиньи водились в древние времена!

Как известно, если в игре есть танки — пехота зачастую оказывается не у дел; не то в Paraworld. Хотя соотношение сил между простым копейщиком и, скажем, трицератопсом вполне предсказуемо (хитов у последнего, к примеру, больше в 20 раз), это ни на миг не делает пехотинцев бесполезными. Как учит нас пословица, гуртом неплохо и батьку бить — и отряд пехоты легко делает из динозавра гигантского холоднокровного ежика.

Кстати, натуральные танки тут тоже есть.

Воевать толпой или делать невероятные армады динозавров не выйдет. Та самая панелька слева показывает нам с самого начала максимальный размер войска: сколько в ней клеточек — столько и мест. Причем низкоуровневые бойцы занимают в ней не те клеточки, что тираннозавры или мамонты. Можно набрать двадцать лучников, но вот двадцать брахиозавров — уже не получится. Придется брать умом, и не в расположении базы, а в военной тактике.

На что идет вражья кровь

Боевой опыт в игре имеет большое значение, но он накапливается не для героя, а для всей армии, как в Dragonshard и некоторых других. И его можно распределять — по солдатам и героям.
Paraworld     скриншот, 150KB
Лагерь пыльных всадников ночью.
Опыт здесь — скорее ресурс, можно вспомнить Fury из Age of Mythology.

Герои здесь сильны, но не стоит полагаться на них как на ключевое оружие победы. Они важнее как поддержка: усиление армии, добавление в репертуар расы нового рода войск и, быть может, однократное применение спецспособности в сражении. Это не Warcraft с толпами элементалей и бурями молний. Здешние герои — обычные люди, по большей части из нашего мира, они не рвут ящера на части голыми руками.

Опыт идет еще и на усовершенствования; они здесь, как и в прочих подобных играх, жизненно важны, и ресурсов на них обычно сильно не хватает. Приходится выбирать главное. Схем развитий очень много, и выбор между ними не менее интересен, чем у классиков жанра.

А еще опыт используется как палочка-выручалочка в сражении: можно, продвинув бойца на уровень, излечить его полностью. Прямо в бою. Это тем ценнее, что просто по ходу дела воины не лечатся — только рядом с храмом.

Расовый треугольник

По чести говоря, армии Парамира не настолько разнообразны, как в Warcraft III: такого количества уникальных способностей вы там не найдете. Зато ими намного легче управлять. А вот три расы построены образцово: разницу вы почувствуете немедленно.
Paraworld     скриншот, 105KB
Знакомство с Парамиром начинается с плотного контакта лица с поверхностью земли.
Прямолинейные пыльные всадники, презирающие мирное развитие и обходящиеся без брони, умеют перевооружать динозавров прямо на ходу. Хитроумный клан дракона с его минами, боевыми машинами и способностью маскировать здания и войска, вообще ни на кого не похож. Северяне гордятся броней и паровым танком...

Набор войск расы меняется — в зависимости от героев, вступивших с нею в союз. Развейте героя до 4 уровня — и получите новый род войск либо здание. Скажем, вам противостоят северяне с их пристрастием к пехоте? Наймите и натренируйте Энтони Коула, а затем набирайте в армию сумоистов, раскидывающих пехотинцев пачками. Некоторые виды таких войск позволяют вообще изменить всю тактическую схему расы.

Внешне расы тоже перепутать невозможно. Всадники — вылитые бедуины, даже брахиозавр, если посадить ему на шею ездока так, как это сделали они, будет неуловимо напоминать что-то среднее между верблюдом и жирафом. Клан — сплошные самураи и ниндзя, и даже героев они нанимают не в таверне, как все честные люди, а в чайном домике. Северяне вместо динозавров разъезжают на мамонтах и носорогах...

Величественная поступь

Кстати, о внешнем. Гвоздем программы должны были стать — и стали — доисторические твари. Их смоделировали и анимировали выше всяких похвал: в них просто невозможно не влюбиться. Когда армия из нескольких динозавров выступает в поход — о, это эпическое зрелище! Мы видали драконов, танки, боевых слонов, мало ли что еще, но никогда они не выглядели настолько внушительно. Уходящая вдаль колонна ящеров внушает почтение.

А если хотите приблизиться настолько, чтобы стало
Paraworld     скриншот, 120KB
У носорогов очень плохое зрение, но это не их проблемы...
видно тех козявок, что копошатся под ногами колоссов — и к этому движок вполне готов. Всадник на трицератопсе или одинокий лучник выглядят пусть и не так роскошно, как гигантские рептилии (а с чего бы?), но более чем достойно.

Под стать и пейзажи. К чести разработчиков, разница не ограничивается цветом почвы и видом деревьев: пейзажи сами по себе заставляют любоваться ими. Пустыня ли с глинистыми красными каньонами, или джунгли с папоротниками, или местность средней полосы, поросшая подсолнухами, или северная лесотундра — все запоминается надолго, все придает обитателям новые краски. Одного только дикого зверья, на которое можно охотиться — несколько десятков видов! Не то чтобы они так уж сильно различались характеристиками — но в тундре расхаживают древние олени с лопатообразными рогами, а в джунглях пасутся игуанодоны.

Единственное, что я бы занес графике в минус — это недостаточно характерные и узнаваемые пиктограммы войск. Но к ним глаз быстро привыкает. Да еще частые в наше время проблемы совместимости с некоторыми драйверами видеокарт.... но баги у нас по традиции заносятся в графу «Удобство».

Нет, с эстетикой у разработчиков точно все в порядке. Отдельное спасибо за название: простое и емкое, лишенное рюшечек, оборочек, подзаголовков, лордов, штормов и теней. Всем бы так.

Убийцы с высшим образованием

Кампания рассказывает нам историю о троих ученых, которых обманом перенесли в Парамир. Конечно, они тут же открыли в себе невероятные военные таланты, обустроились и решили поквитаться с теми, кто их сюда заманил. Сюжет ну очень голливудский, но забавный. В сетевой игре те же персонажи отлично сражаются бок о бок с нехорошими людьми — видимо, Парамир их в конце концов примирил.

Но, если честно, мне больше понравился режим Skirmish. Всю красоту мира можно оценить и в простой схватке — без короткого поводка сценария; за это низкий поклон.

Без баррикад

Многие мои коллеги завершили бы этот рассказ рассуждением о том, стал ли Paraworld революцией. Я этого делать не собираюсь: ответ кроется в самой верхней строчке «паспорта» игры, после слова «жанр».

Первой революцией в жанре классических RTS (не путать со стратегиями в реальном времени в более широком смысле) стала Dune 2; дело было 14 лет назад. Последней революцией стала она же. Других — не было. Ни «полная трехмерность», ни герои с опытом, ни смена эпох, ни даже (тссс!) резиновая рамка таковой считаться не могут. Все ниспровергатели основ, хлопнув дверью, покинули жанр и обосновались на смежных территориях: Myth, Total War, Europa Universalis...

Несмотря на это, жанр RTS живет и здравствует вот уже почти полтора десятилетия, и в рейтингах продаж занимает крайне почетные места. А из этого логически вытекает, что революции ему нужны, как тираннозавру шляпа с пером археоптерикса.

Конечно, найдутся и такие, кто приклеит к Paraworld ярлык «забавы на пары вечеров». Но мы ответим им словами открывателя другого Парамира: профессора Челленджера, вынесенными в эпиграф:

— Это еще далеко не факт!


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
8/108
cовершенно разные расы, своеобразные войска, выверенный геймплейслишком много похожих игр
Графика
10/1010
великолепные динозавры и пейзажинедостаточно узнаваемы пиктограммы
Звук
8/108
приятная музыканедостает фоновых звуков джунглей и леса
Игровой мир
9/109
отличная задумка и убедительная реализациясюжет немного слишком голливудский
Удобство
9/109
самое удобное управление на моей памятина некоторых видеокартах порой выползают мусорные пиксели
Новизна нет

Интерес повторной игры да
НаградаКОРОНА Вердикт: Давно уже командование армией в RTS не было таким приятным занятием. Рейтинг
88%
обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.4
проголосовало человек: 80
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования