ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
ƒмитрий ƒегт€рев
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є1 (62) €нварь 2007
вид дл€ печати

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

∆анр:
»здатель:
Troika Games, Sierra On-line
—истемные требовани€:
P3-500, 64 Mb (P3-800, 128 Mb)
—етевые режимы:
Ћокальна€ сеть, »нтернет
–ейтинг: 93%

ќднажды € решил резко изменить свою судьбу. я купил билет на летающую машину под названием Ђдирижабльї, чтобы отправитьс€ в самый большой город на континенте Ч “арант. ≈сли бы € знал, к каким приключени€м это приведет, то дважды подумал бы Ч стоит ли?..

я подн€лс€ на борт, разложил багаж и отправилс€ в общий зал, чтобы немного выпить.  апитан, милейший человек, после взлета заходил в пассажирский салон и сказал, что все в пор€дке Ч мы скоро будем в “аранте.

¬ зале € заметил пару университетских друзей. “еперь они Ч промышленные магнаты. »грала спокойна€ музыка, люди танцевали и развлекались...

92KB

ћы были где-то над горами, когда € услышал громкий звук моторов. ЂЌо так не бывает, Ч подумал €, Ч летательные аппараты не приближаютс€ друг к другу в полете, это же опасно!ї я отправилс€ к капитану спросить, что происходит. Ќо тут раздались выстрелы, и € пон€л, что стрел€ют по дирижаблю. Ќаш корабль резко пошел вниз и с грохотом рухнул.

я отделалс€ буквально парой син€ков. Ќачалс€ пожар, столпотворение. Ќе помню, как € бежал и как выбиралс€ на свободу. ѕервое, что помнитс€ отчетливо, Ч голос старого гнома, из последних сил молившего о помощи. ќн дал мне кольцо с синим камнем и попросил отыскать хоз€ина кольца.

¬последствии € узнал, что кольцо принадлежало √илберту Ѕейтсу, самому вли€тельному человеку јрканума. Ќо это уже совсем друга€ истори€...

ѕар против волшебства

ѕ€ть лет назад, в 2001 году, часть команды разработчиков игры Fallout покинула свою прежнюю студию и создала компанию Troika Games. ј вместе с ней Ч новый проект и небывалый новый мир.

101KB

Ѕесславный конец.

ѕрощайте, бункера постъ€дерной јмерики. ¬селенна€ јрканума скорее напоминает викторианскую јнглию или раннюю јмерику, воспетую ∆юлем ¬ерном и ќ. √енри. ƒома закопчены Ч угольный дым въедаетс€ во все подр€д. —ерые дожди “уманного јльбиона. “арантска€ газета Ч вылита€ Ђ“аймсї. ћужчины нос€т сюртуки и цилиндры, дамы Ч пышные бархатные плать€ с т€желыми юбками. ‘онари Ч вылитый XIX век.

¬ этом мире есть две противоборствующие силы Ч маги€ и технологи€. — древних времен в јркануме главенствовала маги€. Ќо недавно изобрели паровую машину, началс€ рост промышленности и изобретательства, и оказалось, что технологи€ неплохо служит люд€м, не требу€, как волшебство, каких-то особых способностей.   тому же она дешевле: можно осветить целый город газовыми фонар€ми или согреть дома паровым отоплением.

ѕоначалу казалось, что все к лучшему, но вскоре вы€снилось, что маги€ и технологи€... вред€т друг другу. “ам, где полагаютс€ на чары, механизмы быстро ломаютс€ и выход€т из стро€, а колдуну в болезни не поможешь научной медициной; и наоборот, инженера не исцелишь волшебством и не покатаешь на ковре-самолете. ¬ городе, где слишком много чародеев, перестают функционировать паровые машины, а слишком обильные технологией места заставл€ют гаснуть закл€ти€.

Ѕольшинство крупных городов все же выбрало технологию: маги€ редко в силах помочь тыс€чам. Ќо, скажем, в  аладоне примен€ют и то, и другое.

–азумеетс€, маги и технологи вред€т друг другу. Ќапример, чародей пытаетс€ добитьс€ поломки паровой машины в “уманных ’олмах. ѕока что технологи€ выигрывает войну за счет массовости и простоты, и маги€ умирает Ч даже в тех местах, где процветала испокон веков. ’от€ герои-одиночки предпочитают заклинани€ Ч дл€ них они, по большому счету, эффективнее.

 стати, вражда гномов с эльфами Ч от того же корн€: эльфы люб€т чары, гномы Ч механизмы.

...ƒа-да, в этом мире проживают и те, и другие. Ќо не ждите традиционных плащей с капюшонами и зубчатых курточек. √нома гораздо проще встретить все в тех же сюртуке и цилиндре. “олько ради того, чтобы полюбоватьс€ на этакое диво, стоит поиграть в Ђјрканумї!

ѕо следам кольца

ј мы между тем ищем владельца кольца, полученного от умирающего гнома. –азобравшись, где сделано кольцо, можно отправл€тьс€ к фирме-изготовителю.

91KB

¬ метро с такой компанией не пуст€т.

”вы, вместо солидного офиса нас ожидает... чуть ли не склеп. — охранниками-зомби. ј господа Ўуйлеры, оказываетс€, некроманты! Ќо это дело наказуемое Ч и мы организуем небольшой шантаж. ѕообещав не рассказывать об их делишках, получаем право побеседовать с духом старого Ўуйлера.

Ёто выводит нас на след исчезнувшего гномьего клана „ерной горы. ј там постепенно вы€сн€етс€ происхождение богатств √илберта Ѕейтса (недвусмысленный намек на Ѕилла √ейтса), который, в общем-то, получил их за счет гномов, нагло украв технологию парового двигател€.

ƒальше истори€ ведет нас на каторжный остров, показывает крупные города и глухие закоулки, музеи и злачные места, чудовищ и магнатов...

» из этих необыкновенных декораций постепенно выплывает тень зла, вознамерившегос€ уничтожить все живое.


* * *

Ќо вы вольны не вцепл€тьс€ в сюжетную линию зубами. »гра благоволит внимательным и вдумчивым. ћожно найти много интересного пр€мо возле дирижабл€ Ч например, побеседовать со страдающим духом, который просит избавить его от прокл€ти€. ≈сли вы легковерны и последуете его просьбе... то обнаружите, что остались в дураках. Ќо можно поступить и наоборот, узнав побольше о причинах прокл€ти€.

» дальше никто не требует идти туда, куда зовет Ђосновноеї задание. —вобода не знает границ. ћожно даже, если денег вдосталь, обзавестись собственным кораблем, и Ч плавай, куда душа пожелает!

“аких разнообразных заданий, как в Ђјрканумеї, вы не найдете почти нигде. Ќапример, надо разобратьс€ в государственном вопросе: провинци€ не желает платить налоги и хочет перейти под власть другого правительства. »ли вот Ч имеетс€ серебр€на€ шахта, которую неплохо бы избавить от призрака ее владелицы, и оп€ть-таки есть несколько способов Ч в зависимости от того, насколько вы разобрались в происход€щем. ¬ одном городе хот€т ставить пам€тник, но никак не договор€тс€ Ч поможете? Ќа фабрике забастовка Ч кто прав, хоз€ин или рабочие?

¬аши способности тоже вли€ют на решение Ч еще как! ћрачный тип, который обделен искусством убеждать, едва ли справитс€ с переговорами, и ему просто-таки придетс€ разбиратьс€ силовыми методами. ’от€, если он достаточно ловок, можно кое-чего достичь и воровскими пут€ми... “аким образом, каждое новое прохождение оказываетс€ совершенно непохожим на предыдущее.

ƒа, примерно так было в игре тех же мастеров Ч Fallout; но где еще? ’от€ пытались многие.

ƒрузь€ и просто встречные

ѕервым, кого вы встретите после крушени€ (умирающие и вс€ческа€ дика€ живность не в счет), будет некий загадочный господин, который видит в вас то ли пророка, то ли воплощение бога. ќн страстно и гор€чо предлагает вам свои услуги. «овут его... ¬ергилий (и не случайно: если помните, ¬ергилий был проводником ƒанте в аду).

87KB

¬ыставка диковинок “аранта.

» ¬ергилий честно исполн€ет свою роль проводника, комментиру€ ваши действи€, предлага€ способы решени€ проблем, дел€сь иде€ми и чувствами. Ќо его не покидает религиозный экстаз: он все врем€ видит в вас некую высшую силу.

(  слову, ƒанте вы впоследствии тоже найдете; он Ч монах и во многом похож на ¬ергили€.)

√ул€€ по городам, можно собрать изр€дную и пеструю компанию; и далеко не только ¬ергилий будет иметь по любому поводу свое мнение. ¬прочем, большинство спутников с ним не нав€зываетс€; однако если однажды им станет с вами не по пути Ч кое-кто просто уйдет, а кое-кто и предаст...

...ќгр —огг  ружка ћеда, к примеру, мало что может посоветовать Ч он вообще не в ладах с членораздельной речью. » присоедин€етс€ исключительно к тем, кто умеет говорить красиво, Ч самому ему это недоступно.

...‘ранклин ѕейн, знаменитый путешественник, идет на службу лишь к самым прославленным. “олько в их обществе он может стать еще известней!

... арлик ¬оллинджер Ч большой мастер по части ружей, но, увы, не отличаетс€ добродетельным нравом. — этим авантюристом надо держать ухо востро.

...≈рмунд, гном, влип в нехорошее дело; спутник он верный, но странный, потому как, будучи гномом, занимаетс€ магией. ¬ыходит это у него посредственно, но он твердо уверен в правильности избранного пути.

...ƒжейна —тайлс, медичка, напротив, глубоко убеждена в необходимости технологии и присоединитс€ лишь в том случае, если вы раздел€ете ее воззрени€ и последовательны в этом.

» это Ч очень мала€ часть списка. ¬ нем фигурируют загадочные существа, €щеры, темные эльфы... и даже обычна€ собака.

Ќе проходите мимо

¬ мире јрканума издаютс€ газеты и научные труды. Ќапример, регул€рно выходит новый выпуск “арантской газеты Ч с последними новост€ми и даже прогнозом погоды. ¬ библиотеке “аранта можно почитать труды различных авторов, начина€ от эльфийской поэзии и книги Ђќ расах јрканумаї и заканчива€ Ђязыческими богами јрканумаї и Ђѕсихологическим трактатомї.

90KB

Ўтурвал парусника можно доверить даже прожженному колдуну.

¬ “аранте есть музей с чучелами животных и разными предметами (среди которых есть √игант “ихих ¬од, умный орк, двухголова€ корова и уменьшенна€ копи€ парового двигател€). ќни представл€ют собой искусно сделанные подделки.

¬ археологическом музее представлены: окаменевшее €йцо дракона, древний железный сундук, который создан во времена драконов, и череп Ѕеллерогрима (последнего великого дракона).

ћногие дома “аранта снабжены табличками, на которых написаны адреса.

≈сли у вашего геро€ криминальные наклонности, то ему, веро€тно, придетс€ по душе местна€ преступна€ сеть, котора€ простираетс€ от “аранта (здесь находитс€ главное Ђлогової воров) до  аладона.   ней можно присоединитьс€ и даже поучаствовать в борьбе за власть. Ётот факт не пройдет незамеченным (как бывает в некоторых играх, не будем называть имен); вступите в воровские разборки на стороне одной группировки Ч друга€ начнет на вас нападать, а убьете главар€ Ч и от роста преступности Ђзаполыхаетї весь “арант. ¬едь противосто€ние двух кланов было залогом относительной стабильности в преступном мире.

ћежду крупными городами работает железнодорожна€ сеть. » если вы технолог, то можете ехать в обычном вагоне. Ќу а если маг Ч вас посад€т в специальный вагон, который находитс€ в конце поезда (а все из-за того, что маги своей волшебной энергией действуют на приборы, чем мешают им правильно работать).

 то €?

ѕри создании персонажа перед игроком встает очень нелегкий выбор, ведь он сталкиваетс€ с огромным количеством параметров, которые вли€ют на весь стиль поведени€ в игре. ¬о-первых, на выбор даетс€ восемь рас: человек, гном, эльф, полуэльф, карлик, полурослик, полуогр и полуорк.

73KB

ј в продолжении можно было бы добавить другие континенты...

¬о-вторых, в игре существует 16 магических школ, в каждой по 8 заклинаний самых разных направлений: вы можете призывать монстров себе на помощь или оживл€ть людей.

¬-третьих, есть 8 технических специализаций, в каждой по 8 устройств. ¬ообще, иде€ создани€ оружи€ и препаратов своими руками делает игру разнообразней. —пособность создавать пули самому или сделать самое сильное оружие в игре Ч Ђѕушку “еслаї Ч привлекала многих.

¬-четвертых, в игре присутствует 8 главных характеристик: сила, ловкость, телосложение, интеллект, оба€ние, вол€, воспри€тие и внешность, которые вли€ют на производные от них значени€, такие как максимальное количество веса, которое вы сможете нести, или первоначальное отношение к вашему персонажу.

¬-п€тых, есть различные навыки: боевые (стрельба из лука, рукопашна€, умение уклон€тьс€ от ударов и метание), воровские (удар сзади, установка ловушек, скрытность и воровство), социальные (красноречие, торговл€, игра в кости и лечение), технологические (стрельба из ружей и пистолетов, сн€тие ловушек, ремонт и взлом). “о есть каждый может выбрать себе персонажа по духу. ’отите быть оратором, развивайте навык красноречи€ и интеллект, вором Ч взлом и скрытность, могущественным магом Ч учите заклинани€.

¬се навыки можно совершенствовать: дл€ того чтобы получить звание подмастерь€, много труда не нужно, на то есть много учителей. ј вот за звание мастера надо поборотьс€: сначала разыскать мастера (что уже не слишком-то легко), а потом выполнить его услови€.

 стати, слишком углубившись в магию или технологию, вы столкнетесь с некоторыми непри€тност€ми. —юда относитс€ вышеупом€нутый пример с поездом или такой случай: вы, технолог, заходите в магический магазин, а продавец вообще не желает с вами разговаривать. Ќо развивать все равно придетс€ что-то одно: иначе вы будете совсем плохим магом и одновременно никудышным технологом. ќдно будет мешать другому.

¬ торговле все стандартно: вы можете покупать и продавать товары, ремонтировать вещи. ≈динственной интересной особенностью обладают неиндентифицированные вещи. ¬ы не увидите их волшебные свойства (а значит, не сможете использовать), пока не идентифицируете.

¬се вещи дел€тс€ на магические и механические. ≈сли вы маг, то сможете использовать магическое оружие на 100% его мощности, то же относитс€ и к механическому оружию.

∆изнь мага и технолога несколько отличаетс€. “ехнолог может найти составные части дл€ своих приборов и ингредиенты дл€ снадобий практически везде, будь то поле (различные травы) или город (в корзинах дл€ мусора много интересного). ћаг же не может создавать предметы, поэтому покупает зель€, оружие и свитки в магазине. Ќо все-таки магом играть намного легче, так как дл€ колдовства ничего не нужно, кроме собственных сил.

¬ игре есть несколько режимов бо€: бой в реальном времени и пошаговый. ћне было интересней играть в пошаговом режиме, так как есть врем€ придумать план дальнейших действий. Ќо если вы хотите острых ощущений, попробуйте поиграть на самом высоком уровне сложности в реальном времени.

ѕесок в шестеренках

Ќу что ж, пришло врем€ поговорить о недостатках.

Ќачнем, пожалуй, с графики. Ќа момент выхода игры в индустрии вовсю примен€лись трехмерные технологии. «десь же перед нами представал изометрический вид с трехмерными персонажами.

—амо по себе это не грех: будем честны, далеко не всегда три измерени€ красивее двух. Ќо по тщательности прорисовки игре было трудновато т€гатьс€ даже с серией BaldurТs Gate: тоже изометри€, но совсем другого качества!

94KB

ѕоследний дракон јрканума.

“о, что авторам игры было интереснее всего, прорисовано на славу: паровозы, дирижабли и прочие аппараты, портреты гномов и полуросликов, одетых по моде XIX века, фонари... ¬ общем Ч характерные черты избранного мира. Ќо вот картинка того же ¬ергили€ не идет ни в какое сравнение с его же портретом!

√орода проработаны намного лучше, чем открытые пространства, Ч по той же причине. √орода в Ђјрканумеї особенные, а лес Ч он и в јфрике лес.

’удожники Ч люди творческие; они стараютс€ вложить всю душу в то, что им нравитс€, а остальное делают как получитс€. «адача руководител€ проекта Ч хоть немножко сгладить это противоречие...


ѕодкачал и искусственный интеллект. ќн не то чтобы плох, но если у вашего напарника лук или ружье, он запросто может попасть по вам. „то раздражает больше, чем верный спутник, который ни с того ни с сего влепл€ет вам пониже спины зар€д дроби просто потому, что не додумалс€ отойти в сторону или перейти в рукопашную?

ћногие считали недостатком игры ограничение уровн€.  аждый уровень Ч это всего лишь одна единичка к характеристике или умению, и в сумме их Ч только 50. ¬озможно, если бы их стало чуть больше Ч это было бы при€тнее?  ак знать; в таких случа€х всегда под угрозой баланс. ¬споминаютс€ незадачливые пираты, которые в Ultima Online убрали ограничение на суммарный уровень навыков Ч убив тем самым всю игру; они даже не догадались, что сотворили...

≈го пример Ч другим наука?

ѕо официальным данным, Arcanum был продан тиражом в 234 тыс€чи копий. Ќеплохо, но Ч не более того. Ёто при том, что, по всеобщему признанию, он стал классикой жанра. ¬прочем, Fallout получил признание тоже вовсе не сразу, а продажи его были намного меньше, чем хотелось бы издателю.

34KB

¬ообще, эти две игры часто сравнивают. Ќекоторые даже говор€т, будто Arcanum Ч это тот же Fallout, только в прошлом (странна€ иде€; разве кто-то из нас может указать на карте “арант или похвастатьс€ прадедушкой-гномом?). ќднако судьба у них похожа только на первый взгл€д...

Fallout знают все Ч даже те, кто отрод€сь в него не играл. ” Arcanum судьба друга€: ценители в восторге, а вот далекие от ролевого жанра игроки весьма смутно представл€ют его себе.

” Fallout, помимо официальной второй части и Ђигры по мотивамї Ч Brotherhood of Steel, немало подражателей. The Fall, Metalheart, TimeZero, еще несколько игр пребывает в разработке. «а право делать Fallout 3 дрались именитые компании. ј вот Arcanum... хоть одного Ђидейного наследникаї назовете?

» тут уж, право, дело не в графике и не в ошибках »». ƒело в другом: скрестить фэнтези, фантастику и жюльверновскую техноромантику неверо€тно трудно. ѕо сравнению с этим постапокалипсис, да не обид€тс€ на мен€ поклонники этой идеи, Ч проще пареной репы.  ак сделать постъ€дерный мир, из которого не торчат недоделки и странности, худо-бедно представл€ют многие; а вот состыковать атмосферу XIX века Ч задача труднейша€.

¬ литературе тому есть несколько примеров, даже название жанру придумали Ч steampunk, по аналогии с киберпанком. Ќо и там чаще всего улетучиваетс€ главное: жюльверновска€ романтика. Ѕез нее это совсем друга€ вселенна€. ¬ которой многие жить не захот€т.

≈сли бы директором был €

я бы улучшил »» как врагов, так и своих товарищей. „тобы они так же легко использовали магию и зель€, как и наш герой. Ќаверное, стоило усложнить игру (усиливать монстров), чтобы было не так легко получать опыт.

—тоило бы добавить больше мини-игр (например, карточных Ч покер, бридж, блэкджек) и сделать так, чтобы игра в кости была анимированной.

ќчень нужна возможность играть и после финальных титров. ¬едь за одно прохождение невозможно увидеть все интересные места и вещи.

» € бы об€зательно сделал нормальное руководство дл€ World Edit (редактор, позвол€ющий создать модули дл€ игры). ћожно было дать игроку возможность встраивать в модуль јрканума свои квесты, оружие, броню... ’оть так игра обрела бы вторую жизнь.


Ќу а Troika Games, как бы это ни было прискорбно, не так давно закрылась. » причина вполне €сна. ¬ Ђ“ройкеї работали гениальные игровые дизайнеры и... очень посредственные экономисты.  ак можно было, например, выпустить Vampire: The Masquerade Ч Bloodlines в один день с Half-Life 2, да еще и ценой огромных недоделок?  ак можно было настолько провалить рекламную кампанию всех своих разработок? ¬едь только реклама Ђјрканумаї освещала самые привлекательные черты игры, и то так себе; а над рекламами Temple of Elemental Evil и Bloodlines вообще можно только прослезитьс€.

Troika закрылась не по причине разработческой несосто€тельности, как Black Isle (увы, эта часть создателей Fallout вполне заслуженно пострадала от своего супердолгостро€ Lionheart, оставшегос€ недоделанным). ¬ина тут Ч исключительно на менеджерах и маркетинговом отделе. “ак, увы, тоже бывает.

√овор€т, что кто-то из Troika перешел в Bethesda Ч эта компани€ получила вожделенные права на Fallout 3, и, быть может, с помощью Ђтроечниковї игра станет насто€щим Fallout. Ќа Ђроднойї состав Bethesda надежды мало: по духу их проекты космически далеки от идеалов Fallout-Arcanum.


ј о продолжении Arcanum Ч по-прежнему ни слуху, ни духу. » нам остаетс€ только снова запустить старый диск и ступить на улицы “аранта. Ќаше сердце поселилось там навсегда.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.6
проголосовало человек: 497
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€