ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ Ѕ”ƒ”ў≈√ќ

јвтор материала:
јлександр “араканов
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є3 (64) март 2007
вид дл€ печати

Resident Evil 4

∆анр:
–азработчик:
Capcom
»здатель:
Ubisoft
¬ –оссии:
Ќовый ƒиск
—истемные требовани€:
ћинимальные - 1 GHz, 512 MB, video GeForce 5700/RadeOn 9500 64 MB
–екомендованные - 2 GHz, 512 MB, video GeForce 6600/RadeOn 9700Pro 128 MB
јдрес в сети:
—етевые режимы:
нет
–ейтинг: 75%
ƒата выхода зима-весна 2007 года

ѕрошу не удивл€тьс€ тону статьи. ¬ ней € буду говорить о Resident Evil 4 как о уже вышедшей игре. Ўутка ли, на консол€х она по€вилась два года назад! ¬се давно сыграно, решение вынесено, а оценка дл€ PC-версии зависит исключительно от качества портировани€.


 ак вы, наверное, знаете — а если знакомы с консолью Sony PlayStation 2, то знаете это точно, — у €понских разработчиков совершено иной подход к созданию игр, нежели у их западных
 125KB
коллег. –азличи€ буквально во всем: в графике, дизайне уровней, сюжете, постановке роликов и диалогах.

» такой подход нравитс€ далеко не всем.  то-то в восторге от jRPG и считает серию Final Fantasy чуть ли не вершиной ролевого жанра.  то-то, наоборот, плюетс€ от одного упоминани€ аббревиатур FF и jRPG. Ќекоторые приход€т в неописуемый экстаз от роликов из гр€дущего Metal Gear Solid 4. ƒругие же крут€т пальцем у виска и предлагают отправить  одео ’одзимо в психиатрическую больницу.

Ќайти зерно истины в вечных спорах неверо€тно трудно. ќна даже не посередине, ее просто нет. Ёто вопрос исключительно личных предпочтений — от чего один в восторге, другие отча€нно ругают.

ќдно можно сказать точно: практически все игры от €понских разработчиков, которые попадают на персональный компьютер, портированы с консолей со всеми вытекающими последстви€ми. ¬споминаем — Onimusha CT, Onimusha 3: Demon Siege, Devil May Cry 3, Metal Gear Solid и Metal Gear Solid 2: Substance — во всех смыслах отличные игры, убитые кривым портированием. ƒаже не знаешь, радоватьс€ или нет, когда объ€вл€ют о переносе очередной игры с Sony PlayStation 2.

¬от-вот (правда, это «вот-вот» длитс€ практически с весны 2006 года) на персональных компьютерах должна выйти одна из главных игр позапрошлого года — Resident Evil 4. —оветую обратить на нее особое внимание, даже если вы никогда не любили €понские игры.

ƒолга€ дорога

ѕрежде чем начать рассказ о Resident Evil 4, стоит вспомнить историю серии. ѕерва€ игра вышла в далеком 1996 году, сначала на PlayStation, а затем на персональном компьютере. Ќесмотр€ на многочисленные недостатки (вспомнить хот€ бы глупые диалоги и посто€нные подзагрузки), игра отлично продалась и стала безумно попул€рной как на консоли, так и на PC.

Resident Evil 4     скриншот, 38KB
Ќеторопливые сражени€ в Resident Evil 4 вызывают больше эмоций, чем сверхдинамичный Quake 4.

¬о второй части игры, котора€ вышла на консоли в 1998 году, а на персональных компьютерах в 1999 году, действие перенеслось из особн€ка в город ≈нотоград (Raccoon-City), охваченный эпидемией, — сотни зомби на улице, всеобща€ разруха, анархи€. »гра смотрелось куда при€тней, и сюжет не вызывал больших нареканий.

¬ третьей части (PlayStation — 1999 год, PC — 2000 год) действие также происходило на улицах Raccoon-City. Ќа этот раз главным героем была ƒжилл ¬алентайн, боец отр€да S.T.A.R.S., который участвовал в штурме особн€ка в первой части. ќтличий от Resident Evil 2 было немного (за год много не сделаешь), но игра вышла ладной и собрала хорошую прессу.

Ќе прошло и п€ти лет, как вышла четверта€ часть. »значально игра планировалась как проект исключительно дл€ непопул€рного в те годы GameCube, и это отнюдь не способствовало ажиотажу. Ќесмотр€ на неплохие продажи (на данный момент продано более двадцати миллионов экземпл€ров, консоль по цифрам ненамного отстала от Xbox), из-за самоубийственной политики Nintendo сложилось так, что играть на ней не во что.

—торонние разработчики упорно обходили GameCube стороной, предпочита€ обходитьс€ мультиплатформенными проектами, а внутренние студии не могли изменить ситуацию. ѕроще говор€, никто особо не верил, что сомнительный проект, который посто€нно переносили и несколько раз переписывали с нул€, будет жизнеспособным.

ƒолой зомби

¬ €нваре 2005 года Resident Evil 4 вышел. », надо сказать, всех основательно удивил. Ёто была совершенно друга€ игра по всем параметрам — по сюжету, по игровому процессу, даже по месту действи€.

Resident Evil 4     скриншот, 84KB
ћонстр нагнулс€ неспроста — он подставил под нож у€звимые места.

ѕосле трагедии в городе Raccoon-City, котора€, как вы, может быть, помните, закончилась атомным взрывом, корпораци€ Umbrella была разорена и уничтожена. »сследовани€ опасного вируса, с помощью которого пытались создать сверхсолдат и который превращал людей в зомби, прекращены. ”частники трагедии расползлись кто куда, пыта€сь забыть о пережитом кошмаре.

Ћеон  еннеди, главный герой из второй части, устроилс€ в службу безопасности —Ўј. » практически сразу получил задание: найти похищенную дочку президента. »нформатор сообщил, что девушку видели в горной деревне в »спании. “уда отправл€ют Ћеона, чтобы он проверил информацию.

ѕоездка в далекую деревушку заканчиваетс€ весьма печально. ћестный житель, увидев фотографию похищенной Ёшли √рэм, попытаетс€ проломить Ћеону голову. “ем временем жители деревни разрушили мост, единственный, по которому можно было вернутьс€ назад, и прикончили двух полицейских, сопровождавших  еннеди.

»сследовав тело странного жител€ (обычные люди не выдерживают пр€мое попадание в голову) Ћеон убедитс€, что это не зомби. ƒа-да, несмотр€ на то, что игра называетс€ Resident Evil, никаких зомби не будет. “олько в конце нарисуетс€ призрак корпорации Umbrella и повстречаютс€ старые знакомые, которые сыграют свою роль в этой истории.

Ќо это потом. —ейчас же Ћеон чешет голову, пыта€сь пон€ть, что происходит, и отча€нно жела€ убратьс€ подальше. Ќо вертолет может приземлитьс€ только за деревней, поэтому нам придетс€ двигатьс€ дальше. ѕоначалу  еннеди не горит желанием вв€зыватьс€ в историю, но ситуаци€ поворачиваетс€ таким образом, что приходитс€ идти до конца.

–азработчики мастерски подкидывают задачки, заставл€€ гадать, что произойдет дальше.
Resident Evil 4     скриншот, 30KB
«агадочна€ дама в красном неоднократно поможет Ћеону.
„то за странные жители? ѕочему они бросили оружие после звона колокола? ѕочему Ћеона оставили в живых после пленени€? „то за странна€ дама в красном? ќткуда вз€лс€ испанец, и что он знает? » главное — как со всем этим св€зана президентска€ дочка?

 огда кажетс€, что уже во всем разобралс€, открываютс€ новые подробности, по€вл€ютс€ новые персонажи, и сюжет снова закручиваетс€ в тугую спираль. » так до самого конца. ¬ истории нет двойного контекста, недосказанных фраз и загадок, как в Silent Hill или Metal Gear Solid.  огда вы пройдете игру до конца, у вас вр€д ли останутс€ вопросы.

—южет Resident Evil 4 идеально подходит дл€ боевика. яркие персонажи, запоминающиес€ диалоги (здесь никто не говорит глупостей, как частенько бывает в играх этого жанра), отсутствие банальных фраз — истори€ держит в напр€жении до самых финальных титров.

»нтерактивность во всем

–олики — еще одно из достоинств игры. Ѕоевые сцены отлично продуманы, трюки головокружительны, ракурсы камеры удивл€ют необычностью. –азработчики не жалели ни времени, ни денег, довод€ каждую сцену до совершенства.

ѕо режиссуре ролики не уступают шедеврам из Devil May Cry 3 и Metal Gear Solid (приходитс€ признать, что в постановке внутриигровых роликов €понцы впереди планеты всей). “олько если в других играх мы пассивно наблюдаем за происход€щим, то в Resident Evil 4 приходитс€ врем€ от времени вмешиватьс€ в действи€ геро€.

ƒопустим, идет эффектна€ драка на ножах. » вдруг на экране высвечиваетс€ две кнопки. Ќужно их быстро нажать, чтобы Ћеон увернулс€ от удара. Ќе успели? —е л€ ви! ѕробуйте сначала. ѕохожа€ система была в Fahrenheit, только там к провалам относились гуманней.

Resident Evil 4     скриншот, 69KB
„тобы вырватьс€ из объ€тий, придетс€ терзать аналоговый контролер.

“акое порой серьезно отвлекает от происход€щего на экране. ¬место рассматривани€ красивых роликов приходитс€ сосредоточитьс€ на мелькающих кнопках. ѕохожа€ проблема была в упом€нутом Fahrenheit. ¬ Resident Evil 4, правда, с ней справились элегантно. ¬се ролики можно посмотреть заново из главного меню.

ѕускай есть неудобства, но такой подход имеет больше плюсов, чем минусов. ћы не просто смотрим ролик, а принимаем активное участие в действии. Ёто позвол€ет не потер€ть контакт с персонажем, полностью погрузитьс€ в игру.  стати, именно поэтому все больше разработчиков делают ролики интерактивными, а некоторые вообще от них отказываютс€ (вспомните Half-Life 2, где вы практически никогда не тер€ли управление персонажем).

¬ообще, Resident Evil 4 очень интерактивна€ игра. ƒело не ограничиваетс€ тупым отстрелом нехороших персонажей. ¬незапно свалилс€ огромный камень, который намерен задавить Ћеона? ѕриходитс€ быстрее жать кнопку, чтобы убежать. “ележка улетела в пропасть? —нова жмите кнопку, чтобы подт€нутьс€. —хватил зомби?  рутите аналоговые контролеры, чтобы вывернутьс€.

 то-то скажет: «ѕримитивно это — все врем€ давить кнопку». Ќе соглашусь! ¬едь именно в этом вс€ задумка. ѕри всей простоте исполнени€ мы посто€нно видим что-то новое, интересное — будь то отча€нный прыжок в окно, скидывание лестницы с лезущими паразитами или отрывание головы этим паразитам — и не прилагаем значительных усилий.

ѕодобные трюки оживл€ют игру, дела€ ее интересной и захватывающей. Ёто сейчас мы уже привыкли к подобным вещам. ј в €нваре 2005 года такой игровой процесс выгл€дел насто€щим откровением. “огда только в The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay было что-то похожее.

ѕодобным образом устроены битвы с боссами уровней.  аждый требует особого подхода. ќбстрел€в голову гигантского тролл€, подбегаем вплотную, чтобы запрыгнуть на спину и рубануть ножом. ≈сли стрел€ть приходитс€ дедовским способом (прицелились и жмите крючок), то остальные действи€ герой совершит самосто€тельно — только воврем€ нажмите нужную кнопку.

ƒоброе зло

Ѕоева€ система тоже претерпела существенные изменени€. –аньше все было до неприличи€ просто. ѕерсонаж самосто€тельно целилс€, а игроку нужно было лишь стрел€ть и воврем€ мен€ть обойму. ѕресловутый horror в основном заключалс€ в игровых ситуаци€х: « то там страшный мычит впереди?»,
Resident Evil 4     скриншот, 46KB
¬раги медленно передвигаютс€, но ход€т обычно большими толпами.
«ѕочему нельз€ крутить камеру?» — и часто реализовывалс€ классическим выпрыгиванием злодеев из темных мест в неожиданный момент.

Ќачнем с того, что вместо фиксированного обзора камеру повесили за плечо и позволили крутить как угодно. ѕри прицеливании — дл€ этого нужно зажать Shift — она приближаетс€ к персонажу и смотрит из-за плеча.

ѕодобное вы уже могли наблюдать в Cold Fear, который почти полностью, но неудачно содрал управление с Resident Evil 4. ѕохожа€ система используетс€ и в Gears of War.  стати,  лифф Ѕи, глава студии Epic, придумал дл€ нее точное название second person. –ежим вроде и не от первого, но и не от третьего лица.

“акой режим хорошо подходит дл€ игрового процесса, не отличающегос€ большой динамикой. ¬раги, как правило, еле передвигают ноги, соверша€ рывки на небольшое рассто€ние. ¬прочем, обычно они начинают бежать в нужный момент, чтобы сделать последний рывок и хорошенько ударить Ћеона из последних сил.

Ќо даже с неторопливыми врагами играть сложно. ¬о-первых, постарались дизайнеры карт. ¬о-вторых, врагов много, они умело обход€т с флангов (и делают это с редким из€ществом и коварством) и умеют подкидывать вс€кие гадости. Ќапример, из головы жителей начинает вылезать монстры, которые резво дерутс€ и уклон€ютс€ от пуль. “акой сюрприз обычно ждет игрока, когда он уже всадил в противника половину обоймы.

ѕрибавьте «необычных» монстров, которые могут изр€дно попортить крови. Ќапример, в той же деревне есть мань€ки с бензопилами, которые быстро бегают, обладают феноменальным здоровьем и убивают с одного удара. «ѕодарок» в виде трех мань€ков и 4-5 арбалетчиков заставит занервничать
Resident Evil 4     скриншот, 36KB
ќй, паразит вылез из головы! ≈сли бы не дробовик, пришлось бы убегать.
кого угодно, особенно когда приходитс€ отбиватьс€ на небольшой арене, не име€ возможности выбратьс€ из ловушки. » такие сюрпризы разработчики устраивают посто€нно, не дава€ игроку расслабитьс€.

ѕроблем добавл€ет острый дефицит патронов и аптечек. ”же на среднем уровне сложности приходитс€ экономить каждый патрон, стара€сь стрел€ть в голову и горевать над потраченной аптечкой. ѕро т€желый даже не хочетс€ вспоминать, играть на нем могут только насто€щие герои геймпадов и монстры игровых приставок.

«аписать игру можно только в специально отведенных местах. ќбычно € против подобной системы сохранени€, но в данном случае должен признать, что она пошла игре лишь на пользу.  огда с п€тью патронами в пистолете, двум€ в дробовике и одним делением здоровь€ добираешьс€ до точки сохранени€, счастью нет предела. ќсобенно если р€дом с ней обнаруживаетс€ запас патронов и несколько аптечек.

 стати, поклонники сериала оцен€т тот факт, что при всех изменени€х, постигших четвертую часть, разработчики оставили пишущие машинки (именно на них сохран€етс€ игра).

–азвитой капитализм

–азработчики поступили на редкость мудро, отойд€ от привычного ужаса (он все равно не слишком-то работал). “еперь вместо дешевого €рмарочного устрашени€ идет посто€нное нагнетание атмосферы. ¬роде не страшно, от ужаса кричать не хочетс€, но играть бо€зно. ѕосто€нно ожидаешь непри€тностей, и они посто€нно случаютс€. јтмосфера в игре однозначно сделана на высшую оценку. Ётому немало посодействовали художники.  ажда€ локаци€ тщательно проработана и сугубо индивидуальна. «десь нет скопированных пейзажей, все ручной выделки. ¬ообще, удивительно, как разработчики смогли создать красивую картинку, котора€ затмевает многие пейзажи из проектов «следующего поколени€». Ёто еще раз доказывает, что счастье не в количестве треугольников.

ƒизайнеры не зр€ ели свой хлеб — пейзажи мен€ютс€, не успева€ надоесть.
Resident Evil 4     скриншот, 47KB
  каждому боссу требуетс€ особой подход.   этому огромному троллю — тоже.
ѕобродив по деревне, мы попадаем в готический замок, затем в туннели, а заканчиваетс€ это лаборатори€ми, оснащенными по последнему слову техники. ћонстры тоже радуют взгл€д. ƒеревенские жители, служители культа (мой персональный любимчик — щитоносец, щит которого можно разнести в клочь€), обращенные мор€ки и множество опасных тварей.   каждому типу противников требуетс€ свой подход, а зачастую особое оружие.

≈ще одно достоинство Resident Evil 4 открываетс€ не сразу. —пуст€ пару часов игры вам дают пон€ть, что бесплатное оружие ушло в прошлое. “еперь чтобы получить новый ствол, придетс€ упорно копить деньги (есть, правда, пара образцов, которые можно найти).

ѕотрошение врагов, обыск сундуков, коллекционирование и комбинирование предметов (а вы что, думали, просто корона стоит меньше, чем корона с трем€ камн€ми) — вот основной способ заработать.

Ќакопили нужную сумму? —тупайте к торговцу (даже не спрашивайте, кто они такие и откуда берутс€) и покупайте понравившуюс€ вещь. Ёто может быть не только оружие. Ќапример, как вам иде€ заиметь рюкзак побольше, чтобы таскать с собой побольше хлама?

ќружие можно модернизировать, улучша€ скорострельность, убойную силу и другие параметры. ј если выполнить все модификации, можно получить особое усовершенствование, которое дает принципиально иные плюсы.

–азработчики настолько оточили баланс, что в игре нет бесполезного или слишком сильного оружи€. ” каждого свои плюсы и минусы, и выбрать непросто. “олько гранатомет получилс€ слишком мощным. ќн с одного выстрела укладывает практически любого противника. »деальное оружие дл€ истреблени€ боссов. Ќо и у него есть недостаток — больше одного зар€да не утащить, да и стоит он дорого.

¬ качестве при€тного дополнени€ стоит отметить дополнительные главы за персонажа второй части Resident Evil, мини-игры на выживание, секретное оружие и дополнительные костюмы, доступные при повторном прохождении.

”жасный (не)красивый

√рафика... «десь все не так однозначно.  ак мы уже говорили, изначально Resident Evil 4 делалс€ дл€ GameCube. —пуст€ полгода игру портировали на Sony PlayStation 2. ¬ерсии дл€ разных платформ,
Resident Evil 4     скриншот, 68KB
Ёвакуаци€ из жарких объ€тий противников — коронный прием серии.
помимо дополнительного наполнени€, отличаютс€ графикой.

Resident Evil 4 на «игровом кубе» может похвастать более четкими текстурами, высокополигональными модел€ми, большей детализацией и шейдерами, которые помогают создать более правдоподобное освещение (используетс€ верси€ 1.0 или 1.1).

¬ерси€ дл€ Sony PlayStation 2, конечно, выгл€дит скромнее. ќсобенно хорошо заметно, что при переносе пострадала детализаци€ и освещение. ƒеревьев лесу гораздо меньше, половина веток куда-то исчезла. Ќекоторые сцены из-за бедного освещени€ выгл€д€т намного скромнее. Ќо все-таки нужно признать, что портирование было выполнено отлично. √рафика, конечно, хуже, но художники и дизайнеры не халтурили, а уровни все так же впечатл€ют. –азницу замечаешь лишь при детальном сравнении, если сначала смотреть эпизод на GameCube, а потом такой же эпизод на PlayStation 2.

 акую же версию нам ждать? »нформации о портировании на PC практически не поступает. ¬сего лишь куцый пресс-релиз и парочка картинок на официальном сайте.  онечно, хочетс€ верить в лучшее. Ќо тщательно рассмотрев картинки, и прочитав о наличии дополнительной главы Separate Ways дл€ јды ¬онг, можно с почти полной уверенностью утверждать, что нас ожидает верси€ дл€ PS2.  роме того, доселе не было прецедента, чтобы с GameCube портировали игру на персональный компьютер.

–адости, конечно, мало. ѕускай Resident Evil 4 — одна из красивейших игр на Sony PlayStation 2, но это настолько устаревша€ консоль, что становитс€ пон€тно — ничего хорошего в смысле графики ждать не приходитс€.

 артинки отлично смотр€тс€ на телевизоре, но попытки подружить их с высоким разрешением мониторов обычно заканчиваетс€ кошмарами похуже, чем зомби. ѕомните Devil May Cry 3 и Onimusha 3? Ќа консол€х игры тоже выгл€дели отлично, но на персональном компьютере их выт€гивала лишь работа художников и дизайнеров.

Resident Evil 4     скриншот, 81KB
Ѕоюсь представить, как графика будет смотретьс€ на персональном компьютере. —корее всего, плохо.

— технической точки графика смотрелась на слабую троечку. » это в 2006 году.  ак она будет смотретьс€ весной 2007 года, даже не хочетс€ думать. ѕублика, избалованна€ передовой картинкой, презрительно сморщитс€ и в чем-то будет права.

“очно такие же опасени€ вызывает управление. ’очетс€ верить, что Ubisoft вспомнит ошибки, допущенные в Devil May Cry 3 и Onimusha 3, и сделает как надо. Ќо если честно — веритс€ с трудом. Ќаверн€ка нас ожидает крива€ настройка клавиатуры, котора€ м€гко подталкивает к покупке джойстика.

≈сли вспомнить, что в Resident Evil 4 есть моменты, когда требуетс€ активно крутить аналоговые контролеры, вполне веро€тно, что без джойстика вообще не получитс€ играть. ƒа шут с ним, с джойстиком. Ёто не така€ дорога€ покупка, главное, чтобы его можно было нормально настроить.

≈ще свежа пам€ть о проблемах в Devil May Cry 3, когда приходилось пользоватьс€ сторонними программами, чтобы заставить игру работать на джойстике. ќ вибрации можно даже не мечтать. Ubisoft никогда не отличалась бережным портированием, а про при€тные мелочи всегда забывала напрочь.

«ловещий эпилог

Resident Evil 4 — одна из немногих игр, в которые нужно играть в об€зательном пор€дке.
 148KB
Ёто не просто качественно сделанный проект, а одна из главных игр последних лет (разумеетс€, в жанре боевиков). ”же сейчас можно утверждать, что Resident Evil 4 стала игрой-легендой.

“ак сложилось, что в –оссии приставки не получили широкого распространени€ (конечно, все относительно, но с количеством PC-игроков консольшики р€дом не сто€т), однако сери€ Resident Evil пользуетс€ огромной попул€рностью. „его стоит хот€ бы локализаци€ первых трех частей, выпущенна€ «јкеллой» спуст€ столько лет.

¬ четвертую часть будут играть, руга€сь, но смирившись с кривым управлением и устаревшей графикой. Ћюбите получать максимум от возможного? “огда один выход: купить Nintendo Wii, диск Resident Evil 4 дл€ GameCube и, воспользовавшись обратной совместимостью, насладитьс€ отличной графикой и нормальным управлением. Ёта игра стоит того. –ади нее, возможно, стоит забыть о том, что приставки — зло.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.7
проголосовало человек: 756
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€