КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (67) июнь 2007
вид для печати

Massive Assault: Phantom Renaissance
(Massive Assault: Расцвет Лиги)

Жанр:
Разработчик:
Wargaming.net
Издатель:
DreamCatcher Interactive
В России:
Акелла
Системные требования:
Минимальные - P-III 1300MHz, 256MB, video 32MB
Рекомендованные - P-IV 2000MHz, 512MB, video 128MB
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет, локальная сеть

Стратегия Massive Assault: Расцвет лиги привлекла внимание авторов «Дуэльного клуба» еще полтора года назад. Тогда структура рубрики еще не устоялась, и неоднозначную игру решено было оставить на лучшие времена. Сыграло свою роль и то, что среди создателей рубрики не было ярых поклонников «Расцвета лиги». Тем не менее мы не могли обойти вниманием столь замечательное поле битвы.

Среди современных игр не так уж часто можно найти хорошую основу для пошагового сражения. Здесь же мы можем померяться силами разума за одним компьютером, причем бой закончится за день-два. Для победы необходимо сочетание стратегического планирования с точным тактическим расчетом, а внимание и удача отходят на второй план. Случайное разбиение карт на провинции обеспечивает новые интересные бои на тех же картах, поэтому противники в равных условиях.

Лига стратегов

Что же привлекло нас в Massive Assault? В первую очередь — тесное сочетание тактической и стратегической составляющих. При этом тактический аспект вполне стандартен и напоминает классический Wargame по примеру Panzer General: поле боя разделено на гексагоны, танки и броневики формируют линию фронта, слабо защищенная артиллерия необходима для обстрела издали, транспорт перевозит войска на необходимые позиции. Дорогие отряды похожи на простые войска, но у них улучшены характеристики: броня, скорость, дальность обстрела. Особенно важны ракетные установки, стреляющие вчетверо дальше танков.

Авиация в игре ограничена до предела: она может базироваться лишь в городах и обстреливает тех, кто подойдет к аэропорт на расстояние шести ячеек. Уничтожить штурмовики можно лишь одним способом: захватить город, где они стоят. С другой стороны, от них можно защититься: передвижное ПВО гарантированно защитит атакующих.

В тактических боях нет «тумана войны». На первый взгляд, это ограничивает тактики, но это оправданно: игра напоминает своеобразные шахматы на необычном поле. Кроме того, отсутствие «тумана войны» позволяет отменять последние действия до завершения хода: это означает, что победит не тот, кто совершит меньше ошибочных движений мышью, а способный к дальновидному планированию.

В игре нет ни науки, ни технического развития: все отряды доступны с первого шага. Тем не менее это не умаляет достоинств игры: стратегических ходов хватает с запасом, и именно на этом уровне обеспечивается победа.

Карта, где проходят сражения, разделена на несколько стран (провинций). Вначале эти провинции разделены на два типа: нейтральные и тайные союзники игроков. В конце каждого хода игрок открывает одного из своих союзников: в этот момент военачальник получает деньги на создание армии. Кроме того, полностью контролируемая провинция приносит доход: в долгих сражениях важно захватывать нейтральные страны как можно ранее.

Когда армия вторгается на вражескую или нейтральную территорию, там возникает народное ополчение, или попросту партизаны: оппонент получает возможность нанять войско и сразу же бросить его в бой. Сила ополчения вдвое слабее регулярной армии, возникающей при открытии территории.

Крайне важен порядок раскрытия провинций: часто именно в этот момент определяется победитель. Иногда имеет смысл вовсе не открывать территорию, если ей явно угрожает враг: захватывая «исконную» территорию оппонента, игрок получает значительную контрибуцию. Полезнее бывает «открыть» союзника позже, когда основные войска окажутся в другом месте.

Каждая атака на новую провинцию — серьезное решение. С одной стороны, у врага появятся партизаны, с другой — он перестанет получать доход от провинции.

Редко в какой игре можно встретить столь удачное сочетание двух составляющих: в серии Total War, к примеру, их пришлось разделить на два режима. Мы благодарим компанию Wargaming.net за столь успешную стратегию и с нетерпением ждем следующих игр!

Бой 1. Гром в вакууме

Он стал под дерево и ждет,

И вдруг граахнул гром -

Летит ужасный Бармаглот

И пылкает огнем!

(Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»)

Начальные условия
Карта: Станция «Гром»
Александр
Яковенко
Сергей
Зверев
Лига Союз

Яковенко: Бой будет происходить на военной станции, расположенной на поверхности астероида. Очевидное следствие — техногенный пейзаж, но это не главное — в космосе нет ни рек,  121KB ни лесов, ни прочих проблем с проходимостью. В такой ситуации противнику пригодятся боевые платформы: они смогут ускорить ракетные установки и обеспечить преимущество первого хода. «Буллфроги» Лиги окажутся полезными лишь в массовых сражениях, поэтому делать на них ставку нельзя.

Отсутствие естественных преград означает, что на карте будут преобладать молниеносные операции. В связи с этим я планирую отказаться от авиации: военно-воздушные силы стоят дорого, поэтому оправдывают себя только в долгих конфликтах. Особое же внимание следует уделить оперативной транспортировке войск.

Зверев: Некоторые всерьез полагают, что жизнь командующего спецоперациями Союза — это широкоформатные улыбки на пресс-конференциях и пощипывание за выступающие места молоденьких практиканток. Черт возьми, если бы это было именно так...

21 мая 2197 года. Недавно встроенный в мою голову имплантат будит так неожиданно и так некстати, мне как раз снилось, что я... «Сэр, вам приказано срочно явиться в центр для получения задания!» — звонкий женский (но не в моем вкусе) голос эхом раздается в моей голове, перекрывая собой все прочие мысли.

Что могло стрястись? На брифинге в штабе я быстро получаю ответ — Лига разворачивает войска на заброшенной станции Гром, и мы не можем допустить, чтобы ее использовали как плацдарм для контроля пояса астероидов. Моя задача — лично проследить за очисткой станции от непрошеных гостей. План? Как обычно — Kill them all!

История конфликта

Двадцать второй век внес немало нового в приемы политической борьбы. Важным ресурсом стала информация, поэтому расцвела система тайных объединений и секретных договоров. Высшим достижением руководителей стали ситуации, когда солдаты не знали, за и против кого они воюют и воюют ли вообще.

Война началась с того, что многих перестало устраивать жесткое руководство Союза Независимых Планет. В качестве противовеса возникла новая организация с ничего не говорившим названием «Лига» — сказалась привычка засекречивать все вокруг. Злые языки утверждают, что традиции Лиги основаны на опыте организованных преступных группировок XX века, известных как мафия. Один из принципов мафии — омерта — стал правилом и для политиков XXII столетия.

Историки провели параллели с появлением самого термина «мафия»: оно возникло из первых слов лозунга «Morte Alla Francia, Italia Anela» («Смерть Франции, вздохни, Италия»), которым пользовались сицилийские повстанцы еще в 1282 году. Как итальянские крестьяне не выдержали центральной власти французов из Анжуйской династии, так и лидеры Лиги выразили несогласие с политикой Союза. Сицилийское восстание длилось двадцать лет, борьба же Лиги и Союза затянулась на долгие десятилетия — и вовлекла в себя множество обитаемых миров.

Лига добилась успеха при помощи новой стратегии: ее агенты подкупом и угрозами вербовали лидеров провинций на новых планетах, обеспечивали их оружием, а затем интригами вызывали военные конфликты с соседними государствами. Союз перенял у противника эффективные приемы, и скоро тайные войны переросли в анархию открытых военных конфликтов. Порой континенты разделялись многими фронтами вдоль и поперек, усиливая хаос боевых действий.

Описанные в статье события происходили в заключительный период войны за молодые колонии. После потери главной базы на Нобл Расте Лига, казалось, вплотную приблизилась к разгрому, но смогла выжить без централизованного управления. Кроме того, агентам Лиги удалось привлечь на свою сторону нескольких талантливых ученых. Разработанная ими боевая техника оказалась настолько эффективной, что восстановила баланс сил...

Астероид оживает

Massive Assault     скриншот, 148KB
Зверев: Партизан не спрятался — «Буллфрог» не виноват!

Яковенко: Если предположить, что на астероиде имеет смысл понятие «запад», то мои провинции сконцентрированы на западе и в центре базы. Мои союзники обосновались в провинциях со странными названиями: Долина Тюльпанов, Саудовская Территори, Храм Надежды и Свипштейн. Приятно, что все они граничат друг с другом: не нужно ломать голову, как соединить рекрутов в единую армию.

Столицей небольшой, но многообещающей империи стала Долина Тюльпанов: причиной тому не эффектное название, а экономический потенциал. Кроме того, на юге от долины и на западе от Саудовской Территори расположился Новый Израиль: эта провинция выглядит хорошим кандидатом в лакомые куски. Лидером атаки станет «Буллфрог», а группой поддержки выступят несколько танков.

Это интересно: управлять техникой под названием Bullfrog нам особенно приятно: именно так называлась компания, создавшая Dungeon Keeper — стратегию, оставившую добрую память о злых делах.

Уже на втором ходу я вторгаюсь в облюбованную провинцию: чем раньше я присоединю ее к своей империи, тем сильнее будут мои позиции в главной битве. Партизаны на легких броневичках от безысходности... вторглись на мою территорию. Вот так сюрприз: бесплатно получить дополнительные войска — «партизанские» — в наступательной операции! Наглецы были сразу же наказаны, а еще через два хода «Лягушкобык» полностью избавил Новый Израиль от противника.

Партизаны вчера, партизаны сегодня
 57KB

Псевдоисторическая справка.

Изучая военную историю прошлого, мы часто наталкиваемся на упоминание о партизанах. Чем только они не воевали: самодельные лазеры, обшитые бронепластинами кибертракторы и другое «оружие» вызывают у современного читателя лишь смех. Другое дело — современные партизанские отряды: они оснащены по последнему слову техники. В их распоряжении самоходки с ионными пушками, тяжелые роботы, биотанки и линкоры. Все это позволяет не только оказать серьезное сопротивление регулярной армии, но и переходить в контратаку.

(«Лигомания», июнь 2207, страница 3567)

В качестве партизан я призвал новейшую артиллерийскую установку: приятно, когда народное ополчение знакомо с последними достижениями современной науки. Воображение рисует бородатых киборгов в ватниках, уютно расположившихся перед кнопкой пуска ракет.

Massive Assault     скриншот, 149KB
Яковенко: «Оборонительные» силы Сергея медленно сжимали кольцо...

Зверев: Люди оставили станцию около пятидесяти лет назад, а все выглядит как новенькое — ни единого пятна ржавчины, никаких обломков, пятен топлива и прочих признаков запустения, типичных для заброшенных инсталляций такого размера. Да, в SpaceExploring умели строить, но мне сейчас не до приятных воспоминаний.

Тест систем модуля Ляо Конг показывает полную функциональность, и я даю команду обосноваться именно тут — вплотную к центральному сектору. Мои следующие цели — Жамойт и Барроса, их нужно будет активизировать в ближайшие часы. Генератор искусственной гравитации позволяет группе инженеров выехать на задание — подготовим еще две группировки войск, и центр будет наш.

Вы думаете, что я совсем забыл о противнике? Наоборот — я думал о нем каждую минуту. Зеленого юнца, только-только пришпилившего погоны по окончании военной академии Лиги, не послали бы на такое задание. Это должен быть кто-то из старых «зубров». Это должен быть... «Генерал, мы расшифровали кое-что из переговоров врага!» — молодой лейтенант протягивает мне мини-диск. Что ж, послушаем. Русская речь с мягким южно-украинским акцентом... Не может быть! Неужели сам маршал Яковенко пожаловал к нам в гости... Видать им очень нужна эта станция.

Старый знакомый не заставил себя долго ждать. «Буллфрог» с компанией из трех биотанков вторгся в бывший израильский модуль. Мои ресурсы для защиты ничтожны, но их надо использовать. Располагаю две ЛБМ (Легкие бронированные машины) на оконечностях зоны — надо хоть на пару часов задержать захват. Две других кибермашинки проделывают дерзкий маневр — прорываются на территорию вражеского модуля.

Международная станция «Гром»
 147KB

Псевдоисторическая справка.

Построенная в начале ХХII века исследовательская станция «Гром» до сих пор известна как одно из чудес технической мысли. Совершенные системы закрытого цикла, самовосстанавливающиеся материалы, прочие новации от SpaceExploring позволили станции сохраниться в неизменном виде до печально известных событий 2197 года, когда она была практически полностью уничтожена в ходе конфликта войск Лиги и Союза.

Модули станции носили колоритные названия благодаря участию различных государств Земли в ее научной программе. Долина Тюльпанов, Новый Израиль, Саудовская Территори, Урджиния, Ляо Конг, Барроса, Новая Аргентина — все эти имена помогали астронавтам не терять связи с домом.

(Большая галактическая энциклопедия, 27 издание)

Это интересно: рискованный, но иногда полезный тактический прием — вызвать своими партизанами партизан противника. Когда вашу территорию атакуют, вы переходите свежеобретенными войсками на сторону врага, инициируя появления дополнительных отрядов уже у него. Минусы: противник получает подкрепления. Плюсы: он их все равно получит, когда вы нападете, — да еще получит преимущество первого хода. Если же вы вызвали их до того, то никаких сюрпризов уже ждать не придется.

Долина Тюльпанов, как поэтично... Я так и вижу цветы-мутанты, пробивающие ростками бронированную поверхность станции, и ухмыляющийся оскал маршала Лиги. Мне вдруг становится не по себе.

Обезбашенная защита

Две башни — одна судьба

Псевдоисторическая справка.

 133KB

«...пять часов до полной боевой готовности башни, товарищ маршал! О боже, что это?!» — эти слова сейчас известны любому школьнику. К сожалению, история не сохранила ни звания, ни имени их автора. В конце мая 2197 года случилось одно из самых трагических происшествий за всю историю противостояния Лиги и Союза. Гигантские роботы в течение нескольких минут уничтожили две супербашни защиты на астероидной станции «Гром». Башни не успели сделать ни единого выстрела: их энергобатареи еще оставались в фазе зарядки. Затем началась неожиданная атака Союза, вследствие которой оставшийся без защиты сектор Свипштейн пережил одну из наиболее кровавых драм в истории галактических войн.

По поводу того, была ли это диверсия или просчет командования, сломано немало копий. В частности, в одном из исследований говорится, что...

(«Лучшие военные операции XXII века», издательский дом «Техногалактика»)

Яковенко: Ситуация на поле боя начинает проясняться: провинции Союза расположились вокруг центральной страны с романтичным именем Свипштейн. Мой тайный союзник явно обречен: противник копит силы для нападения
Massive Assault     скриншот, 148KB
Яковенко: Две ракетные установки — минус один танк.
сразу с трех сторон! Ряды атакующих разнообразны: здесь и танки, и роботы, и ракетные установки. Сергей не спешит: похоже, он решил сокрушить меня одним ударом.

Удручает тот факт, что у врага уже замечены ракетные установки на платформах: это дальнобойное и быстрое оружие способно определить результат боя. Чтобы остановить супероружие, я готовлю адекватный ответ в виде транспортов с ракетными установками. Грузовички быстро доставят технику на поле боя, а «Аннигиляторы» (местные «Катюши») нанесут удар первыми.

Подготовка успешно заняла уже несколько ходов, а Зверев все не нападает... У моих границ скапливается недвусмысленно настроенная армия, но эпоха тревожного мира продолжается. Передо мной стоит дилемма: открыть союзника или оставить его скрытым? С одной стороны, свежие войска Свипштейна погибнут за ход-два, и их появление в тылу атакующей армии Сергея будет значительно более полезным. С другой стороны, противник сможет атаковать сразу с трех направлений, я же ограничен в пространстве. Каждая новая минута играет за Сергея.

Среди хороших новостей то, что четвертой (последней) провинцией Союза стала Терра Ностра: в этой северной стране термин «провинциальный» чувствуется как нигде. Терра Ностра отделена от основных событий принадлежащей мне страной — Храмом Надежды, — и у Зверева возникнет неприятный выбор: одновременно атаковать сразу по двум направлениям (и получить в ответ сразу два набора партизан) или оставить Терру Ностру вне действия.

Наконец я не выдерживаю и устраиваю провокацию: строю у границы две огневые башни.
Massive Assault     скриншот, 148KB
Яковенко: Секунду назад здесь стояла башня. Потеряны целых четыре доллара!
Девять очков брони должны обеспечить башням хотя бы два хода жизни, а за время враг лишится нескольких артиллерий.

На следующем ходу мне приходят две новости: хорошая и плохая. Хорошая — провокация удалась, и враг перешел в наступление. Плохая — башни не успели и пискнуть, и 8 долларов развеялись по ветру. Придется организовывать оборону без них: выражаю уважение огневой мощи атакующих.

Народное ополчение прожило недолгую, но героическую жизнь. Эти войска все равно было обречены, поэтому я создал двух «камикадзе» в сердце неприятельской армии и уничтожил наиболее опасный отряд — ракетную установку на передвижной площадке.

На заметку: в других стратегиях обычно более дорогие войска могут похвастаться и лучшей защитой. В «Расцвете лиги» простейшая техника обладает лучшим соотношением броня/цена: часто полезно вложить средства в безобидные броневики, чтобы задержать врага.

Остальные мои войска выстроились на окраине, не давая врагу получить контрибуцию. Я не спешу перейти в контратаку: мне выгоднее, чтобы первый ход сделал Сергей. Конечно, это пагубно скажется на танках и легких броневиках, но мое главное оружие — «Аннигиляторы» — нанесет мощный контрудар. Противник почувствовал ситуацию и не спешит атаковать: снова наступило перемирие.

Зверев: Новый Израиль пал,
Massive Assault     скриншот, 145KB
Зверев: Вот что творят партизаны со скорчером!
и Яковенко наверняка уже хрустит остатками мацы из запасов бывших поселенцев. Что ж, скоро я нанесу по его силам такой удар, что ему станет не до знакомства с национальной кухней. Заработали все территории, примыкающие к центру станции! Танки, ракетные установки и боевые роботы приготовились к штурму.

«Поспешил — людей насмешил» или «промедление смерти подобно»? На какой-то момент я задумываюсь, какой из советов древних мудрецов применить в этой ситуации... Но тут мне на выручку приходят войска Лиги. Оказывается, что вожделенный центральный участок станции — тайный союзник врага. Он возводит на нем две высоченные башни, оборудованные пулеметами, радарами, сонарами и еще бог знает чем. Дальнобойные заразы... А у меня тут рядом хрупкие ракетницы. Придется сносить.

Отдаю приказ на вторжение с трех сторон. Под ударами самонаводящихся ракет и снарядов биотанков падает первая башня. Через несколько минут та же участь постигает и вторую. Эти высоченные дуры отправляются в небытие без единого выстрела — их энергоблоки просто не успели зарядиться.

Увы, без потерь все равно не обошлось. Перед тем как исчезнуть в ослепительной вспышке, партизанский «скорчер» успевает забрать с собой одну из моих ракетных установок. Да еще и на передвижной платформе! О да, Лига умеет сделать больно. А что же база Свипштейна? Разведка доносит о крупной группировке противника, подошедшей из не контролируемой мною части станции. Эге, да у него денег куры не клюют. Захват Свипштейна в таких условиях — самоубийство, пусть пан Яковенко сам идет к нам в гости.

Ну а пока армии застыли в ожидании, я трачу часть бюджетных средств на военную авиацию. Еще с детства мечтал полетать над астероидом на боевом истребителе Союза!

Защита базы за 12 долларов? Реально!
 138KB

Псевдоисторическая справка.

В конце XXII века девальвация доллара достигла ужасающих размеров. Миллиардерами были почти все, у кого была работа, а по настоящему богатые люди оперировали суммами, для которых вообще не было названий.

Финансовая реформа «Большой доллар» решила вопрос кардинально. Танк стал стоить два доллара, боевой робот — четыре. На среднюю армию хватало двенадцати, а если у командующего было шестнадцать, противник был обречен.

Однако обычным гражданам было не так удобно вести свои дела. Дом покупался за микродоллары, а для заказа пиццы приходилось пользоваться наноцентами...

(Нелепости древних финансовых систем, MoneyGamer, июль 2307)

Свипштейн — центр мира

Яковенко: Решающий бой все не начинается. И я, и Сергей действуем одинаково: продолжаем копить силы в надежде на один мощный удар. Моя новая провинция на юге исправно поставляет подкрепления — в долгосрочной перспективе я должен получить преимущество. С другой стороны, мой героический, но медленный «Буллфрог» не успевает добраться до театра военных действий.

Храм Надежды оказался в странном положении.
Massive Assault     скриншот, 146KB
Яковенко: Транспорты составили основу войска — и принесли победу.
С одной стороны, эта провинция в безопасности и атака ей не грозит. С другой — три четверти ее территории обстреливаются артиллерией врага и достижимы для авиации, так что защитники жмутся к стенке и тщательно отмеривают каждый шаг по родной земле, будто по минному полю...

Наконец, я решил, что пора переходить к делу. Стратегию я позаимствовал из средних веков: танки расступились, и по освободившимся дорожкам вперед ринулась кавалерия будущего — транспорты. С них десантировались «Аннигиляторы» и начали обстрел ракетных установок. «Блицкриг» удался: у Сергея не осталось никакой артиллерии! Конечно, сейчас танки и роботы перейдут в контратаку, но подошедшие по левому флангу силы должны связать врага. Главный удар нанесен.

Предстоит ближний бой, и я строю нового «Буллфрога» на границе со Свипштейном. Ему-то уже не нужно будет одолевать дальние расстояния!

Зверев: Мне не пришлось долго любоваться изящными формами союзной авиации. Оглушительный разрыв совсем неподалеку от командного центра отбрасывает меня в угол комнаты. Выбравшись из-под горы схем, карт, дисков, распечаток донесений разведки и семейных фотографий бывшего директора станции, я несколько секунд не могу понять, кто я и где нахожусь. «We are under attack! We are under...» Динамики глохнут, и через пару минут до меня доходит... Мы потеряли все ракетные установки. Все до единой. Противник подвел свою артиллерию на скоростных транспортах и снес их одним ударом.

Скрежеща зубами от бессилия, я принимаю срочный вызов с отдаленного участка астероида — Терра Ностры. «Сэр, истребители готовы к бою, сэр!» — рапортует молодой лейтенант. «Срочно подавите артиллерию противника в районе Свипштейна!» — кричу я в микрофон. «У нас не хватает радиуса покрытия, сэр!» — приходит ответ.

В глазах у меня потемнело.

Особенности противоборствующих сторон

Две враждующие стороны — Лига и Союз — отличаются дизайном, но их основные силы практически одинаковы. Характеристики биотанков Лиги и бронированных штурмовых машин Союза идентичны, неотличимы друг от друга и «Аннигиляторы» с ракетными установками. Лишь несколько отрядов позволяют отличить стороны друг от друга и находить тактики для каждой из них.

 57KB

Мощнейшим отрядом игры стал «Буллфрог» Лиги — он и движется наравне с танком, и снимает одним выстрелом пять единиц брони, защищен по высшему разряду. Среди негативных сторон — высокая стоимость, как у трех танков. При первом взгляде на игру создается впечатление, что у Лиги явное преимущество, но это далеко не так. «Буллфрога» нельзя быстро транспортировать — на больших картах это сразу же сказывается.

Адекватным ответом Союза стала боевая платформа — сама по себе она бесполезна, но на нее можно установить ракетную установку. В этом случае артиллерия из сонной черепахи превращается в гепарда, и Союз получает преимущество первой атаки. Комбинация «ракетная установка плюс платформа» равна по цене «Буллфрогу».

На море соотношение сил сохраняется. Лига располагает тяжеловесным и драгоценным «Левиафаном», Союз отвечает мобильной подводной лодкой, бьющей неожиданно.

Имеются различия и в авиации: Лига способна транспортировать войска по воздуху, а Союз может атаковать обычные войска вертолетами. Впрочем, применение винтокрылых машин дорого обходится, а потому ограничено.

Та или иная сторона получает преимущество в зависимости от карты. Теоретически ракетная установка на платформе способна неограниченно долго убегать, расстреливая наступающих «Буллфрогов». С другой стороны, один меткий выстрел способен разнести хрупкую конструкцию, а броня тяжелого робота обещает ему долгую жизнь.

Легенда о роботах

Яковенко: Слово за роботами Сергея. Их серьезная броня еще доставит мне неприятностей, да и передвигаются они быстро. Как и ожидалось, несколько моих «Аннигиляторов» погибло, противник начал давить с флангов... Тут-то и пригодился «Буллфрог», важно вступивший в самый центр схватки. Успел и транспортный броневик с двумя
Massive Assault     скриншот, 150KB
Зверев: Истребители были бессильны.
танками, которые успешно заменили погибших.

Вскоре стало ясно: битву за Свипштейн я выиграл. Теперь необходимо быстро перейти в наступление, пока Сергей не восстановил силы! Северная провинция Ляо Конг защищена самолетами, и в тылу я уже построил зенитную установку... Но все это уже лишнее — противник признал свое поражение. Да здравствует Лига!

Зверев: Еще не все потеряно, господа. Подавив мою артиллерию, аннигиляторы Лиги (аналог ракетных установок Союза) подошли слишком близко и попали в зону действия моих роботов. Применять их или нет? Вопросы об использовании гигантских боевых человекоподобных роботов не давали покоя сильным мира сего еще с начала XXI века. Теперь он стал и передо мной. Ответ донельзя прост — если внутри робота находится человек, то, конечно же, да!

Умц-умц-умц... Близлежащие окрестности заполнило уханье двадцатитонных механизмов, а через несколько минут позиции противника озарились сполохами разрывающихся ракетных установок. Экипажи роботов постарались на славу...

Когда дым над полем боя рассеялся, я понял: у меня больше нет армии. Противник подвозил все новые и новые транспорта, набитые танками и артиллерией, около административного здания Свипштейна нарисовалась отвратительно-огромная туша «Буллфрога», и сейчас вся эта кампания двинется в мою сторону. «Всем покинуть станцию! Полная эвакуация!»

Всю дорогу до Земли в моей голове крутилась одна единственная мысль — я ведь так и не облетел астероид на истребителе. Ну что за невезение!


Разбор полетов

Яковенко: В сражении мне повезло в том, что все планы завершились успешным исполнением. Быстрая аннексия незащищенной провинции обеспечила мне экономическое преимущество, и я воспользовался им сполна. Оказалась эффективной и десантная операция, с помощью которой я обезвредил опаснейшее оружие союза — ракетные установки на платформах. По сути, действия Сергея были предопределены его географическим положением — мне оставалось только заранее подготовиться к оптимальному дня него развитию событий.


Зверев: Я не смог применить авиацию. Я не смог защитить свои ракетные установки. Я не смог захватить центральный район станции. Этих трех «не смог» с головой хватило на поражение.

Бой 2. Пятнадцать биотанков на сундук мертвеца

Завтра я еду в Бристоль. Через три недели... нет, через две недели... нет, через десять дней у нас будет лучшее судно, сэр, и самая отборная команда во всей Англии. Хокинс поедет юнгой... Из тебя выйдет прекрасный юнга, Хокинс... Вы, Ливси, — судовой врач. Я — адмирал.

(Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ»)

Начальные условия
Карта: Остров Сокровищ
Александр
Яковенко
Сергей
Зверев
Союз Лига

Зверев: У туземцев планеты Кволта существует старинное предание.  149KB В нем говорится, что Остров Сокровищ (крупнейший в архипелаге Йонг-Тьонг) назван так далеко не случайно. Мифы гласят, что много сотен лет назад на этом острове жили существа, «пришедшие с неба». По неведомым причинам они были вынуждены покинуть Кволту, но оставили в глубоких пещерах острова артефакты своей цивилизации. Секретный Орден Лиги не мог просто отмахнуться от этой информации. Наша задача — проверка любых слухов, пусть и самых невероятных. Именно для этого ваш покорный слуга был отправлен на остров, чтобы разобраться во всем на месте и найти древние сокровища пришельцев. Все было бы просто, если б не один маленький нюанс. На планете Кволта идет война...

Яковенко: Вторая встреча с Сергеем пройдет на острове, где представлены все типы местности — от степи и болот на юго-западе до непроходимых лесов на севере. Тактика в первую очередь будет зависеть от местности — придется разбираться на месте.

Другая особенность карты — множество узких долин и труднопроходимых мест. В таких условиях особенно будут важны сильные отряды и дальнобойная артиллерия. К сожалению, в этот раз «Буллфроги» будут не у меня, и эту проблему необходимо компенсировать.

Артиллерийские войны

В Massive Assault: Расцвет лиги сражения дальнобойной артиллерии принимает особо драматичный оборот. Дело в том, что сила удара ракетных установок равна их броне: в таких условиях особо важно право первого выстрела. Если в поле встретятся  18KB  17KB по пять танков с каждой стороны, победитель гарантированно потеряет две-три машины. Если же сражаются по пять артиллерий с каждой стороны, то атакующая сторона может вовсе обойтись без потерь!

Обилие дешевых броневиков позволяет легко защитить артиллерию от ближнего боя. Кроме того, нередки препятствия: реки, горы, леса... Все это увеличивает роль дальнобойного оружия. Оба нынешних боя выиграны при непосредственном участии артиллерии: только это доказывает ее важность.

По умолчанию ракетные установки и «Аннигиляторы» находятся среди наименее быстроходных отрядов. Первый способ ускорить смертельное оружие уникален для Союза: боевые платформы втрое ускоряют артиллерию.

Другую возможность предоставляют разнообразные транспортные машины — сухопутные, морские, воздушные. Дело в том, что техника имеет возможность стрелять сразу же после выгрузки, а это дает шанс нанести критический удар.

Всем сестрам по углам

Зверев: Мы высадились на северной оконечности острова. Достаточно быстро я понял, что попал не на научно-исследовательскую миссию, а на самый настоящий фронт. Перед тем как заняться поиском древних артефактов,
Massive Assault     скриншот, 147KB
Яковенко: Армия вторжения запоздала... Надеюсь, она хотя бы напугает противника!
мне придется разобраться с войсками Союза. Их группировка на юге острова. Есть также подозрения, что часть племен острова куплена нашими врагами и может перейти на их сторону в любой момент.

К моим услугам все новейшие технологии Лиги, вплоть до внушающих благоговение «Буллфрогов». Что ж, испытаем этих крошек — двух мне вполне хватит, чтобы подчинить нейтральное племя Квонгалхам к юго-западу от моей первой базы.

Туземцы выставили против меня несколько легких сиреневеньких броневичков. На что они надеются? На жалость берут, что ли?

Тем временем дружественная мне провинция с вкуснейшим названием Халва ставит под лазерное ружье еще двух лягушкобыков и парочку артиллерийских установок. Ну а что там Союз «нерушимый»? Копит силы, однако: спутниковые фото показывают большое скопление бронетехники в подконтрольных ему джунглях.

P.S. На поверку правильное название моей северной провинции оказалась вовсе не Халвой, а какой-то Хлавой. Я очень разочарован, а штабной капитан, допустивший ошибку, отправляется на гауптвахту — двухнедельная промывка мозгов для биотанков поучит его внимательности.

Яковенко: Лукавая пиратская удача преподнесла мне задачку: начальное распределение провинций более чем неоднозначно. С одной стороны, три из четырех союзных провинций соединены в один мощный блок на юго-востоке острова — напасть на них крайне трудно. С другой стороны, только одна страна беззащитна перед моими войсками, остальные же наверняка получат дополнительную защиту от Зверева. В долгом бою он получит экономическое преимущество — а бой наверняка затянется.

Уже на втором ходу Сергей напал с севера на страну Квонгалхам.
Massive Assault     скриншот, 147KB
Зверев: За ракетами лучше наблюдать со стороны пуска...
Хороший выбор: эта земля расположена в центре и способна принести немалый доход. На юге от Квонгалхама есть моя четвертая провинция, Сильвербах, — с ее помощью я надеюсь создать противнику проблемы на этом участке фронта.

На заметку: обычно одинокие провинции в тылу у врага принято оставлять неоткрытыми, чтобы после набрать войско в тылу врага. Кроме того, после подобного открытия противник сможет получить контрибуцию. Однако в Massive Assault правила часто не работают: иногда полезно навязать борьбу в одном участке, чтобы потом ударить с фланга.

Для атаки Сергей выбрал двух «Буллфрогов»: видимо, они должны гарантированно избавиться от всех партизан. В ответ я на все народные пожертвования купил легкие броневики: они не нанесут серьезного ущерба, но надолго задержат врага. Важно и то, что у броневичков защита равна четырем, а у «Буллфрогов» атака — пяти единицам: фактически одна единица атаки будет пропадать.

Одновременно я нанесу удар на север, по двум главным странам врага — Вондахаре и Хлаве. Надеюсь, что все войска противника будут на другом фронте, и я смогу захватить эти земли. В пользу моего выбора говорит то, что весь север покрыт густыми лесами: «Буллфроги» завязнут в этой местности, и ракетные установки получат дополнительный шанс на атаку. Основу армии составит именно дальнобойная техника вместе с дешевыми, но хорошо бронированными танками.

Одноногий танк

Зверев: Пока я наслаждаюсь захватом все новых и новых земель, из вражеской провинции с недвусмысленным названием Уркаган длинной вереницей лезут танки, ракетные установки и прочая вредоносная техника. Увы, мне не удается захватить Мираксис — дальнобойная артиллерия противника заставляет держать дистанцию.

Заводы центральных территорий выпускают три «Аннигилятора». Я прикрываю их защитным куполом (чтобы авиация врага не шалила), и вся эта группировка не дает командованию Союза расположить что-либо в ближайшей провинции — любая техника, попавшая в радиус действия «Аннигиляторов», будет сразу же уничтожена. Это не жестокость. Это война.

Зачем стоять на месте, если можно двигаться? Аннигиляторы напоминают мне лепестки ромашки, с центром в виде передвижного ПВО. Этот цветочек приходит в движение и выдавливает все чужеродное из Сильвербаха. Пусть он работает на благо Лиги.

Что насчет ложки дегтя? Подобные цветы начинают распускаться и рядом с моей базой. Причем количество вражеской артиллерии растет с каждым часом...

Буллфрог, господа!

Псевдоисторическая справка.

 149KB

Успехи биоников Лиги в очередной раз потрясли воображение всех жителей Солнечной системы.  58KB На последней КРСИ (Конференции разработчиков средств истребления) была представлена уникальная боевая система, напоминающая огромную лягушку. Это не совпадение: ее формы позаимствованы у вымершего в еще XXI веке земноводного Lithobates catesbeianus, известного как лягушка-бык.

Новейшая «умная» броня, технология которой держится в строгой тайне, позволяет «Буллфрогу» выдерживать пять прямых попаданий современного танка или скорчера, а спаренная система вооружений (ракета плюс пушка) уничтожает два таких танка за считанные секунды. Аналитики уже делают осторожные прогнозы по поводу того дисбаланса, который может наступить на полях сражений.

(www.battletech.solsys)

Яковенко: Похоже, одного Квонгалхама Звереву мало: у границ моей главной провинции, Мираксиса, скапливаются «Буллфроги». Впрочем, именно сюда я стягиваю войска, так что особой надежды на победу у Лиги на сей раз нет. Обстрел из ракетных установок остудил атакующий пыл, и Мираксис по-прежнему продолжает поставлять новобранцев.
Massive Assault     скриншот, 151KB
Зверев: Пушки устроили приятный ба-бах!
К сожалению, на этом хорошие новости заканчиваются.

Квонгалхам пал, за ним последовал Сильвербах: весь центр острова в руках врага. Теперь ясно, почему Сергей атаковал именно Квонгалхам: к его силам присоединилась армия южных земель, Фьорастеры. Стратегическое положение Союза выглядит плачевным...

Героическое сопротивление центральных провинций пропало зря: транспортная операция «Юг-Север» безобразно затянулась. Танки бессмысленно толкались на песчаном берегу, будто одноногие боцманы пиратских кораблей в пьяном забеге. Угроза с севера окончательно затянула начало боевых действий.

Запоздалая атака на главную провинцию Зверева, Вондахару, захлебнулась: противник уже укрепился и легко отбил танковый штурм. Хотя часть его войск осталась на недавно завоеванных территориях, оставшихся хватило с лихвой.

Сергей учел особенности узкой долины и вложил средства в авиацию: теперь мои войска несут дополнительные потери, а Вондахара превратилась в важный аэродром. В свою очередь, я не могу ответить тем же: радиус действия штурмовиков слишком мал.

Отставить философские размышления, начинаем планировать действия! Если уж быстрой атаки не получилось, начнем позиционное наступление. Цель останется той же — негоже бросать дела на полпути. Танки теперь будут вспомогательными силами, солировать станут ракетные установки.

Первый этап новой стратегии — захват небольшой, но важной провинции: Дьюла расположена на возвышенности и как бы нависает над Вондахарой. Ракетная батарея в этом месте заставит Зверева поразмышлять!

Заколдованный лес

Massive Assault     скриншот, 150KB
Яковенко: Авиация в Massive Assault осталась над схваткой: она попросту неуязвима!

Зверев: Надвигающаяся на меня вереница танков и ракетных установок медленно, но верно делает свое дело. Союз захватил возвышенность неподалеку от моей центральной базы в Вондахаре и самым наглым образом использует ее для авианалетов.

Защитный гарнизон попадает под артобстрелы и бомбардировки. Через пару дней штурмовые группы противника захватывают административное здание и аэродром. Я успеваю эвакуировать штаб и часть персонала в глубину острова.

Авиации повезло меньше; не успев заправиться после последнего вылета, три истребителя Лиги уничтожаются прямо на взлетной полосе. К счастью, провинция частично остается под моим контролем, что не дает Союзу выжать ее как лимон и использовать средства для закупки техники.

Какое-никакое, а утешение.

Яковенко: Полдюжины ракетных установок способны творить чудеса! Если раньше вся артиллерия была разбросана по фронтам, то теперь она нанесла удар в одном месте: защитники Вондахары
Massive Assault     скриншот, 148KB
Зверев: Война за Вондахарский лес. Еноты в панике...
больше никому не помешают. Немалую роль в этом сыграла новая авиабаза в Дьюле: радиус атаки таков, что Сергею приходится просчитывать маршруты с точностью до ячейки. Совместные действия артиллерии и авиации привели к тому, что ПВО противника может похвастаться яркой, но очень короткой жизнью.

Впрочем, преимущество на стратегическом уровне все еще за Сергеем. Положение в Вондахаре превратилось в патовое: игрок, перешедший в наступление, неумолимо понесет критические потери. Лес затрудняет передвижения, поэтому всякая атака наверняка захлебнется. Страна потеряна для Сергея, но и я не могу получить такую необходимую контрибуцию. Короткие попытки атак заканчиваются взрывами, возле столицы растут горы металлолома... Вондахарский лес становится братской могилой, но никто не может добиться решающего перевеса.

Экономический потенциал моих провинций практически исчерпан, у него же в тылу хватает неосвоенных земель. Мои силы заперты на востоке: на севере путь преграждает Вондахара, на юге у Зверева и вовсе численное преимущество. Время работает на противника: необходимо действовать. Я разворачиваю свои силы на север по направлению к Хлаве: там до сих пор скучают вражеские резервы.

Пылающий север, дымящийся юг

Зверев: Что может быть лучше морской прогулки в тропических морях? А если у вас на палубе парочка лазеров на ядерной подкачке, а в машинном отделении новейший мини-реактор, то сердце радуется не меньше, чем от запуска корабликов в детстве.

Вся южная провинция Тояма только и делает, что выпускает боевые катера. Мой план — ударить противнику в тыл, сорвав постоянный поток подкреплений для военных действий на сервере. И вообще, давно пора заняться югом. Места тут замечательные — шумные водопады, тропические леса. И ведь где-то может скрываться то, ради чего я сюда послан...

Шамбель скоро перейдет под управление Лиги — об этом позаботится один из свежеиспеченных «Буллфрогов», биотанк и «Аннигилятор». Ну а там настанет очередь и Пендикса.

Вчера совершил инспекцию одной из защитных башен на севере. Весь лес как на ладони, а в лесу видимо-невидимо вражеской техники. Обложились ракетницами, ПВО... стоят, ждут. Много их тут, не нравится мне это.

Подвиг вертолетчика

Псевдоисторическая справка.

 134KB

Дон Гор-Менфри... Да, он всегда был отчаянным малым. Куда только не совался со своим транспортным вертолетом... Ну а тогда на Острове Сокровищ... Нет, это не был приказ Ордена, я ведь сам был там на спутнике связи, был в курсе всего. Когда штурмовые отряды Союза на час оставили без охраны центр Вондахары, он договорился с экипажем одного из аннигиляторов и перекинул его прямо в туда. В ангарах находились три вражеских истребителя, они заправлялись... Дон включил топливные насосы на максимальную подачу, и когда нейтролярка полилась через край, закинул в ангар термическую бомбу. Привезенный им аннигилятор даже успел снести одну из ракетных установок противника до того, как центр был захвачен армадой Союза. Больше этих ребят никто не видел...

(Моя лига — моя война. Подборка мемуаров ветеранов Ордена. Издательство «Мир Реальности», июнь 2256 год)

Massive Assault     скриншот, 149KB
Яковенко: Под защитой ПВО ракетная установка чувствует себя на редкость комфортно!

Яковенко: Зверев явно решил сделать ставку на экономическое доминирование. Под его контролем уже две юго-западные провинции. Неприятные названия — Шамбель и Пендикс — не умаляют экономический потенциал этих мест. Вступили в действие его южные резервы — до сего момента южная Тояма лишь копила силы, теперь же у Зверева есть еще и флот. При атаках Сергея у меня есть выбор: партизаны погибнут от сухопутных войск или флота, шансов на спасение нет в принципе.

Его войска уже хищно поглядывают на северо-запад: если его развитие пойдет так же успешно, то под его полным контролем окажется две трети острова! Нечего и говорить — это будет однозначным поражением для меня.

Тем временем на севере я веду наступление сразу по двум направлениям. В Вондахаре моя артиллерия успешно разобралась с потенциально опасными «Буллфрогами», но о полном захвате провинции речь не идет. На руку мне и то, что часть войск Лиги отправилась покорять западные земли.

А на севере за пять ходов мне не удалось достичь сколь-нибудь значимых результатов. Зверев защитил Хлаву тремя башнями, которые при поддержке авиации успешно отражают мои атаки. Я продолжаю двигаться вперед, но потери среди артиллерии превысили разумные пределы.

Завершенные дела

Зверев: Верно, ой верно говорили древние — «если дела идут плохо, то скоро они пойдут еще хуже». Меня вытесняют с родных территорий, и я, похоже, ничего не могу сделать. Единственный
Massive Assault     скриншот, 145KB
Яковенко: Салют победителю.
радостный момент — уничтожение авиации отчаянной переброской «Аннигилятора» прямо в гущу врага. Но тактический успех — это не победа в войне.

Хлава захвачена, Вондахара пала. Союз обдирает местное население как липку, получая огромные контрибуции. Стратегические планы на западе тоже не увенчались успехом. Экономика старых союзников истощена, и они не могут сопротивляться вторжению с востока.

Сбегать и возвращаться в Орден после такого бесславия — не для меня. Кабина последнего уцелевшего «Буллфрога»... Пульт системы управления огнем под моими пальцами... Впере...

Яковенко: Как поется в немецкой песенке: «У всего есть конец, кроме сосиски: у сосиски два конца». Подошло к финалу и мое наступление: сначала сдалась Хлава, затем и Вондахара. Полученная контрибуция восполнила потери, и новые ракетные установки развернулись на запад.

В то же время Сергей завяз на северо-западе. Местность там далеко не такая приветливая, и партизанские башни сумели надолго задержать врага. Казалось бы, столица давно захвачена, но колонии не дают прибыли: где-то на периферии, в дремучих лесах, еще есть мои войска. Теперь и Лига столкнулась с экономическим кризисом: возможности центральных провинций исчерпаны, а надежда на новые колонии не оправдалась. Инициатива перешла ко мне, и спустя несколько ходов я праздновал победу.


Разбор полетов

Зверев: Увлечение супероружием Лиги, «Буллфрогами», сослужило мне плохую службу. Сила хороша не сама по себе, а когда ее можно эффективно применить. Мне не удалось. Ракетные установки Союза на быстроходных транспортах оказались куда эффективнее.

Нерешительные действия на юге тоже сыграли свою роль. Вместо постройки флота стоило организовать сухопутную атаку, причем значительно раньше. Стратегия, господа, стратегия...


Яковенко: На «Острове Сокровищ» стратегическое планирование становится куда важнее военных столкновений. Цели, выбранные в начале развития, оказывают влияние на десяток ходов вперед. Моя победа была в первую очередь экономической: в качестве контрибуции за две захваченных страны я получил 28 долларов, а Сергей — всего лишь 8.

Кроме того, на руку Союзу сыграл и широкий спектр местностей. «Буллфроги» противника прекрасно действовали на равнинах, но в северных лесах они быстро погибли. На первый взгляд, невозможность транспортировки кажется мелочью, но на деле именно низкая скорость не позволила тяжелым роботам стать опасными.


ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ
Яковенко
Зверев
2 0
ПОБЕДА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЕНКО

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.1
проголосовало человек: 47
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования