ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
јлексей Ўуньков (Stager)
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є1 (38) €нварь 2005
вид дл€ печати

Command & Conquer: Tiberian Sun

∆анр:
»здатель:
Westwood Studios, Electronic Arts
—истемные требовани€:
Win95/98/NT 4.0, P-166, 32MB

Ќет большего преступлени€ против мира,

чем отказ воевать за него.

ѕриписываетс€  ейну

ћир, рожденный ƒюной

Ч He who control Arrakis, control the spice.

And he who control the spice, control the Universe.

ѕрописна€ истина


≈сли € скажу, что сери€ Command and Conquer внесла в развитие жанра RTS не меньший вклад, чем Warcraft и Starcraft, это навр€д ли будет преувеличением. Ќачалось все в те незапам€тные времена, когда комбайны ’арконненов и јтрейдесов еще собирали меланж на пустынной планете ƒюна. —ойд€ со страниц бессмертного романа ‘рэнка ’ерберта, они пережили две экранизации и прочно укоренились сначала в первой, а потом во второй игре серии Dune.

Ёто интересно: перва€ экранизаци€ ƒюны (режиссер ƒэвид Ћинч) уникальна с самых разных сторон.   примеру, роль плем€нника барона ’арконнена, ‘ейд-–ауса, в фильме сыграл певец и композитор √ордон —аммер, больше известный миру под именем —тинг.

ѕерва€ проба пера от Westwood вышла интересной и необычной. Ќе последнюю роль в ее успехе сыграла и умело воспроизведенна€ атмосфера книги, как нельз€ лучше подходивша€ дл€ создани€ игры. —ейчас уже можно сказать, что Dune включила в себ€ элементы quest, strategy и adventure, но в те времена эти жанры еще не оформились, регул€рно соприкаса€сь друг с другом.

Command & Conquer, скриншот, 21KB

ћентатов отличают густые брови и неестественно красные губы.

ћир ƒюны фантастически реален и столь же фантастически чужд. —транна€ планета јрракис, населенна€ наркоманами, таинственное снадобье, невесть как св€занное с огромными песчаными черв€ми. Ѕлагородна€ династи€, древн€€ вражда и предательство, невообразима€, устрашающа€ техника. » через весь кошмар техногенной планеты красной нитью проходит судьба юного ѕола јтрейдеса, волею судьбы вброшенного в самый разгар кровопролитной войны ¬еликих ƒомов.

Dune-2: The ¬uilding of a Dynasty получилась отличной по многим параметрам. ћожно даже сказать, что ее успех был предрешен вне зависимости от реализации.  отора€, кстати, тоже не подкачала. –азработчики приложили все возможные усили€, чтобы продукт шел в ногу со временем, не уступа€ конкурентам по графике, звуку и, что самое главное, геймплею. Ѕытует мнение, что именно втора€ "ƒюна" стала родоначальником самого жанра RTS.
Command & Conquer, скриншот, 25KB

Dune 2 Ч одна из первых RTS.

¬ ней впервые слились воедино те стороны геймпле€, без которых невозможно представить себе современную стратегию реального времени. ј именно: подготовка войск и управление ими, сбор ресурсов и развитие базы. Ќи одна из них не была новинкой в игровом мире, но еще никогда они не создавали игровой процесс в таком тесном сотрудничестве друг с другом.

я сомневаюсь, что реб€та из Westwood сами отдавали себе отчет в том, какого масштаба революцию они совершили.  то знает, какими пут€ми пошел бы жанр, если бы тогда (страшно сказать Ч в 1992 году) не увидела свет легендарна€ "ƒюна-2".

 онечно, кое-чего не хватало. ќ многопользовательской игре в те времена еще и мечтать не приходилось, а все войска перемещались исключительно поодиночке. ƒескать, ты Ч стой там, иди сюда. Ќо вскоре положение исправилось...

“ибериада

“ри долгих года в верхних эшелонах компании длилась медитаци€ и переосмысление главных жизненных ценностей. “ем временем основные находки Dune-2 были подхвачены и размножены другими производител€ми. „то характерно Ч большинство из них, заимству€ идеи зарождающегос€ жанра, переносили их в совершенно другие миры. ќставив нишу техногенных RTS на совести Westwood, они заполнили рынок стратеги€ми дерев€нных машинок, каменных зданий и чудодейственных заклинаний. »наче говор€, фэнтези. »менно на тот период приходитс€ зарождение известной серии Warcraft от Blizzard. ѕервый Warcraft на год опередил очередное творение прародителей жанра, поставив их монополию под серьезную угрозу.

Command & Conquer, скриншот, 24KB

ќфицер GDI проводит инструктаж...

»тогом трехлетних размышлений Westwood Studios стал Command and Conquer Ч игра, известна€ сейчас практически каждому. √еймплей пр€мо продолжил лучшие традиции Dune, но сюжет пошел по совершенно иному пути. Ќе жела€ более эксплуатировать бессмертное творение ‘рэнка ’ерберта, реб€та написали собственный сценарий, повествующий о борьбе правительственных сил с международным терроризмом. Ќадо отметить, что Westwood всегда славилась прекрасными сценари€ми, за что им честь и хвала. ¬ этом плане Command and Conquer не стал исключением Ч лихие повороты событий не оставили равнодушными даже самых прожженных скептиков.

ѕо одну сторону баррикад Ч государственна€ силова€ организаци€ GDI (Global Defense Initiative), по другую Ч братство NOD во главе с коварным  ейном. ј во главе угла Ч пр€мой наследник дюновского УспайсаФ, космический то ли минерал, то ли растение Ч тибериум. »стори€ напоминает фантастический фильм, насыщенный красками, событи€ми и интригами. “еррористы, как водитс€, стро€т злобные планы мирового господства, а бюрократична€ машина GDI силитс€ помешать им. ¬ зависимости от личных предпочтений и жизненных принципов, игрок мог встать на любую из сторон в зат€жной кампании. Ћично € всегда предпочитал Brotherhood of NOD, так уж сложилось.

Command & Conquer, скриншот, 23KB

ќдин из мелких командиров NOD. —коро  ейн его пристрелит.

» без того неплохое разнообразие миссий Command and Conquer подчеркивалось промежуточными видеоклипами. Ќесмотр€ на то, что сам движок игры был сугубо спрайтовым, видео не обошлось без живых актеров и трехмерной графики. Ќе знаю, первый ли это случай живого видео в игре, но уж точно Ч один из первых и один из лучших. ¬идеоклипы действительно восхитительные. ¬се они четко выдержаны в непередаваемом стиле, с легким муаром, скрывающим огрехи низкого разрешени€. Ѕлагодар€ этим вставкам сами миссии кажутс€ мимолетными эпизодами в общем сценарии, а мысль пропустить ролик кажетс€ кощунственной. »гра€ за NOD, доводитс€ стать свидетелем убийства, произошедшего пр€мо в объективе телекамеры.  ейн лично устран€л предател€, который как раз зачитывал нам брифинг следующей миссии. Ёффектный ход, ничего не скажешь. —мена руководства чувствуетс€ сразу Ч старый приказ отменен, а вместо него Ч сери€ новых, более сложных. ј под конец, когда силы NOD берут под контроль военный космический спутник Ч долгожданна€ награда. ѕора продемонстрировать миру, на что мы способны! ¬ам, как заслуженному ветерану организации, дают почетное право выбора цели из списка самых культовых символов человечества. ќдин щелчок, и стату€ —вободы рушитс€, пораженна€ орбитальным ударом. »ли Ёйфелева башн€...

ќбщий стиль игры просто великолепен. ќн чувствуетс€ с первых минут, а то и раньше. ¬едь даже инсталл€тор, любовно выполненный в лучших традици€х студии, создает настроение еще до первого запуска игры. Ќа славу потрудились дизайнеры, разработавшие стильные логотипы противоборствующих сил. „ерные флаги с красным скорпионом и золотистым орлом встречались мне даже в оформлении нескольких элитных компьютерных клубов, соседству€ лишь с символикой Quake. ”ж насколько € не люблю вс€кие общества по интересам и само ощущение принадлежности какой-то идее... Ќо тут € с трудом удержалс€ от желани€ нацепить себе значок братства NOD. ќтлична€ работа, двенадцать баллов... по шкале –ихтера.

Ќе могу согласитьс€ с распространенным мнением, что графика в C&C уступает аналогам того времени. ƒействительно, более высокое разрешение экрана позволило бы добитьс€ большей четкости прорисовки персонажей, но... Ќо хорошо ли это? ¬о многих играх уже давно наблюдаетс€ обща€ беда Ч четкие линии и контрастные цвета делают героев совершенно УигрушечнымиФ. “ер€етс€ ощущение вида с высоты птичьего полета Ч вместо этого арена военных действий скорее напоминает красочный макет, а то и вовсе какой-то мультфильм. Command and Conquer полностью лишен этого недостатка. «рителю предлагаетс€ вполне реалистична€ картина, не создающа€ впечатлени€ магазина детских товаров.

Ќе последнее слово в атмосфере игры осталось за фоновой музыкой. ѕодборка композиций вышла не просто удачной, а почти гениальной Ч она фантастически точно подчеркнула суть игры. Ёнергичные, маршевые ритмы заставл€ют действовать, не тер€€ ни секунды. ќб объемном звуке тогда еще и не мечтали, но качественное стерео звучало прекрасно, особенно в хороших наушниках. ј то, как были озвучены реплики солдат, достойно подражани€ по сей день. Ќа все приказы подчиненные отвечают бодро, коротко и по-военному четко, не тер€€ времени на дебаты и не разглагольству€ о нелегкой судьбе р€дового.

Command & Conquer, скриншот, 76KB

Ћокальный конфликт в Command & Conquer.

ќднако самым главным достижением игры был и остаетс€ геймплей, получивший достойное развитие со времен Dune 2. ƒобавились полноценные групповые операции, без которых сейчас не обходитс€ ни одна хороша€ RTS. ѕомимо сиюминутного выделени€, по€вились нумерованные группы, переключаемые по гор€чим клавишам. », наконец, св€та€ св€тых Ч мультиплеер. —етевые баталии, хоть и ограниченные четырьм€ участниками, перенос€т игровой процесс на совершенно иной уровень. ≈сли в борьбе с искусственным разумом иногда можно позволить себе расслабитьс€, то люди ошибок не прощают. —оответственно, на первое место выход€т тщательно спланированные операции, диверсии и психологические атаки.   примеру, вражеский радар в игре с компьютером Ч цель абсолютно бессмысленна€, а живой игрок часто тер€етс€, когда вдруг гаснет карта.

ƒл€ справки: вслед за Command & Conquer вышла добавочна€ кампани€ под названием Covert Operations.  роме того, по прошествии определенного времени была выпущена верси€ игры с большим разрешением экрана, получивша€ название C&C: Gold. ќднако существенного вли€ни€ на судьбу игры они не оказали.

¬се красное

ѕосле успеха Command & Conquer фирма Westwood несколько сменила тактику и выпустила в свет Red Alert Ч эпическую поэму о зловещей У расной угрозеФ, нависшей над всем свободомысл€щим миром. »гра заимствовала движок C&C, вплоть до отдельно вз€того пиксел€ прорисовки пехотинцев. √рузовики по-прежнему добывают с поверхности земли некий ресурс, электростанции производ€т энергию, Construction Yard каким-то невиданным образом управл€ет постройкой зданий, а солдаты воюют. ≈сли говорить об изменени€х, то, по большому счету, полностью сменилс€ сценарий и, в основном, наборы войск участников конфликта. Ќу, и конечно, все здани€ стали выгл€деть по-другому, а тибериум Упревратилс€Ф в некую руду.

¬с€ эта зате€, откровенно говор€, не кажетс€ мне удачной. » дело здесь не в том, что —оветский —оюз продолжил, по сути, лучшие традиции братства NOD, €вл€€ собой воплощение зла, в то врем€ как прообраз GDI Ч западный јль€нс Ч силитс€ воспреп€тствовать их коварным планам. ћое отношение к этой игре Ч не презрение несправедливо обиженного патриота, а скорее некоторое недоумение по поводу некоторых игровых инноваций.

ѕо большому счету, Red Alert был ориентирован на многопользовательский режим. Ќо пыта€сь как-то адаптировать под это игровой баланс, создатели допустили одно, на мой взгл€д, чудовищное упущение. ѕринцип Утолпа танков сносит всеФ зан€л доминирующее положение в игре. Ќи по стоимости, ни по боевой эффективности, оборонительные сооружени€ вроде “еслы не выдерживали конкуренции с бронетехникой. ƒаже возможность ремонта стационарных турелей в процессе бо€ не компенсировал превосходства танков Ч ведь последние, ко всему прочему, оставались мобильны. ¬ итоге игровой процесс раз за разом сводилс€ к дебюту в экономической стратегии Ч кто успел быстрее построить огромную армию, тот и победил. —ама тактика бо€ при этом отходила на второй план, а игрок-тактик непременно уступал игроку-стратегу.

«десь € позволю себе слегка отойти от темы, и вот почему. я уже почти слышу отча€нные возгласы в защиту Red Alert Ч игры, даже несколько превзошедшей Command & Conquer по попул€рности. ѕоэтому € заранее попробую обосновать свою позицию. »так, есть стратегические игры, где основным козырем выступает обдуманное и сбалансированное развитие. ¬ качестве классических примеров стратегий € приведу, пожалуй, Civilization и Heroes of Might and Magic. —ами боевые эпизоды, за редким исключением, не вли€ют на исход партии Ч больша€ арми€ почти всегда уничтожает меньшую. ј большей армией обладает тот, кто собрал больше ресурсов и умело ими воспользовалс€.

¬несение в игру режима реального времени претендует на то, чтобы несколько разбавить стратегию тактикой. ѕомимо глобального развити€ и построени€ экономической базы, значительную роль играет подготовка и проведение отдельных битв и операций. —тановитс€ важна реакци€, умение распредел€ть внимание и оперативно просчитывать ходы. —оответственно, умело спланированна€ диверси€ может обеспечить игроку значительное преимущество и полностью расстроить планы соперника. Ќет, € не стремлюсь уверить вас, что один-единственный автоматчик может тактическими приемами победить танковую дивизию. –ечь идет именно о демократичном балансе тактики и стратегии.

¬озвраща€сь к теме Red Alert, этот баланс сильно пострадал от попыток создать УнароднуюФ игру. ”силение войск и ослабление баз сильно упростило боевые сюжеты и, в особенности, Ч штурмы укрепленных позиций. ѕостроив выигрышную стратегию оптимального развити€, игрок может практически не опасатьс€ за дальнейшую судьбу отстроенной армии Ч она идет побеждать. √лавное Ч умение быстро щелкать мышкой и не отдавать уж совсем нелепых приказов.

—праведливости ради, многие новшества в Red Alert оказались более чем удачными. “ак, некоторые элементы управлени€ были улучшены, а скорость игры увеличена. ¬ игре по€вились медики Ч а ведь раньше чинить можно было только технику. «атем, арсенал обеих сторон пополнилс€ водоплавающими единицами, в то врем€ как в Command & Conquer флот хоть и присутствовал, но лишь под чутким руководством скриптов. ѕеречисл€ть можно еще долго: собаки дл€ ближнего бо€, ложные строени€, парашютисты...

Ќельз€ также сказать, что выход Red Alert не внес ничего нового в развитие жанра Ч напротив, игра подстегнула ажиотаж, и многие новинки, впоследствии вошедшие в стандарты RTS, впервые по€вились именно в ней. Ќо геймплей, регул€рно свод€щийс€ к примитивным танковым побоищам, а также популистска€ сюжетна€ лини€ на тему альтернативной истории сильно ослабили ее позиции. ѕо крайней мере, в глазах тех, кто ценит многоплановую стратегию и тактику.

—олнце “ибери€

Command & Conquer, скриншот, 90KB

¬се начинаетс€ с этой небезызвестной постройки.

¬ыход Tiberian Sun, пришедшийс€ почти на конец тыс€челети€ (1999 год), прошел на удивление тихо. ¬озможно, сказалось так долго длившеес€ ожидание Ч ведь игра разрабатывалась больше двух лет, причем все это врем€ ходили упорные слухи о том, что это будет шедевр неверо€тных масштабов. “акие надежды не в силах оправдать, пожалуй, ни одна команда разработчиков в мире Ч и Westwood не стала исключением.

≈сли отбросить в сторону все ожидани€ и мечты, взгл€нув на игру трезво, она, тем не менее, оказалась вполне на уровне.

¬о-первых, возродилась, уже было канувша€ в Ћету, истори€ противосто€ни€ NOD и GDI. «еленые пол€ привычно заколосились тибериумом, а коварный  ейн с упр€мством фанатика продолжил строительство мировой анархии. ¬ернулись на круги сво€ знакомые скорпионьи флаги, харвестеры и лазерные установки. ƒл€ тех, кто в свое врем€ успел проникнутьс€ атмосферой C&C, это оказалось медом, пр€ником и бальзамом в одном флаконе. ј учитыва€, что игра переехала на новый изометрический движок, с натуральным освещением и вполне приличной, по тем временам, графикой, упом€нутый УфлаконФ оказалс€ преподнесен еще и в подарочной упаковке.

Command & Conquer, скриншот, 32KB

—тиль соблюден до мелочей.

¬о-вторых, геймплей уже не допускал оголтелых штурмов. јтака защищенной базы Ув лобФ неизбежно заканчивалась следующей картиной. —начала залп электромагнитной пушки обездвиживал всю технику (а в более свежих верси€х Ч и киборгов), а потом на неподвижную колонну техники сваливалась кластерна€ ракета, превращающа€ ее в нелепую груду металла. „удом выжившие ошметки армии попадали под залпы подт€нувшейс€ NOD-артиллерии или же становились жертвами бомбового удара вертолетов Orca. ќставшейс€ без прикрыти€ пехоте предоставл€лс€ выбор Ч продолжать наступление и гибнуть под лучами лазеров, или же позорно отступать и перегруппировыватьс€. ƒругими словами, любую стратегически важную операцию приходилось планировать и четко исполн€ть тактически Ч в этом аспекте баланс был выдержан прекрасно.

Command & Conquer, скриншот, 88KB

УЅрат идет на братаФ Ч раскол в братстве NOD.

Ќаконец, в-третьих, Tiberian Sun поощр€л многоходовые диверсионные комбинации, так близкие сердцу вашего покорного слуги. ќсобенно они ценны в режиме multiplayer, если включена опци€ Re-deployable MCV. ƒл€ тех, кому не посчастливилось познакомитьс€ с игрой, по€сню. MCV (Mobile Construction Vehicle) Ч это специальна€ машинка, которую УразворачиваютФ в строение (Construction Yard) дл€ дальнейшей постройки базы. ј УRe-deployableФ, в данном случае, обозначает опцию, позвол€ющую по команде УсвернутьФ это строение обратно в машинку и перевезти в другое место. ≈сли удаетс€ захватить вражеский Construction Yard и утащить под защиту своей базы, в распор€жении оказываютс€ все технологии противника в плюс к вашим собственным. “аким образом € в свое врем€ выиграл немало споров против людей, утверждавших, что GDI не устоит против NOD. „ерез дес€ть минут реального времени € играл уже за оба дома, совмеща€ в тактике бомбардировщики, метателей дисков и артиллерию.

¬прочем, это уже лирика. ¬ балансировке сил враждующих сторон разработчики немного перестарались. ≈сли в C&C определенно лидировал блок GDI, то NOD Ч бесспорный рекордсмен Tiberian Sun почти во всех номинаци€х.  ак говоритс€, перегнули палку. ¬ целом, правительственный аль€нс сильнее в нападении, террористы Ч в защите и диверси€х.

¬ игре по€вилась масса полезных новшеств, не поддающихс€ перечислению. Ёто и грузова€ авиаци€, и stealth-генераторы, скрывающие от постороннего взгл€да войска и строени€, и подземные танки, и особые, единичные виды войск. —олдаты и боевые машины стали получать знаки отличи€ за уничтожение вражеской силы, приобрета€ дополнительные навыки.

Command & Conquer, скриншот, 64KB

Ёта карта Ч один из немногих недостатков Tiberian Sun.

—ценарий, как давно повелось у Westwood, удалс€ на славу. ≈динственный существенный недочет, которого, впрочем, было не избежать Ч это то, с чего он начинаетс€. ¬едь в оригинальном C&C было две возможных концовки, и разработчикам сюжета Tiberian Sun пришлось отталкиватьс€ от одной из них. »так, в прошлой серии мы... убедились, что победа осталась за GDI, и разошлись по домам, а  ейн, оказываетс€, умирать вовсе не собиралс€.  ампани€ на стороне Global Defense Initiative заключаетс€ в повторном истреблении международного терроризма и срыве планов  ейна, а братство NOD сталкиваетс€ с расколом и изменой в собственных р€дах. ¬с€ истори€ развиваетс€ на прот€жении 17-18 миссий, перемежаемых традиционными вставками с участием актеров.

Ёто интересно: и оп€ть про актеров... –оль генерала —оломона Ч одного из виднейших де€телей Global Defense Initiative Ч сыграл ƒжеймс Ёрл ƒжонс, потомственный актер, прославившийс€ в фильмах УЅольша€ бела€ надеждаФ, У онан-варварФ, Уќхота за  расным ќкт€бремФ и др.  стати, ему же принадлежит голос ƒарта ¬ейдера в знаменитой космической саге.

Ќовейша€ истори€ войн под солнцем “ибери€ закончилась достаточно блеклым дополнением TS: Firestorm, предлагающим дополнительную кампанию и несколько свежих родов войск. ѕожалуй, все-таки главное слово в этой повести сказала оригинальна€ игра Command & Conquer и C&C: Tiberian Sun.


* * *

Ќа этом € позволю себе закончить рассказ о мире, выращенном на красных песках ƒюны и удобренных отборным тибериумом. я сознательно, но по разным причинам, не упом€нул еще о серии игр, вышедших под эмблемой Command & Conquer.   примеру, если приключенческа€ истори€ от лица Ќика ѕаркера в C&C: Renegade не имеет отношени€ к стратеги€м реального времени, то Red Alert 2 просто сильно отдалилс€ от оригинальной игры, выделившись в отдельную ветвь. Ќаконец, C&C: Generals вышел достаточно недавно и еще не Уусто€лс€Ф до такой степени, чтобы дать ему оценку на страницах У—удьбы хитаФ. ƒа и тибериумом в нем, по правде говор€, и не пахнет.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.4
проголосовало человек: 308
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€