КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (54) май 2006
вид для печати

The Lord of The Rings: The Battle for Middle-Earth II

Жанр:
Издатель:
Electronic Arts
В России:
Софт Клаб
Системные требования:
1.6GHz, 256MB, video GeForce (3GHz, 1GB, video GeForce 4 Ti/Radeon 9000 256MB)
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
локальная сеть, интернет
Рейтинг: 87%

Hе армия Света, не черная банда —

Три хоббита в Мордор несут контрабанду.

Прижались под ветром на выступе голом —

Сэммиум, Фродо, дедушка Голлум.

А назгул как взвоет, как мимо просвищет,

Как в бой бросит армию — тыщу за тыщей,

Чтоб взять Минас-Тирит, чтоб Гондор разделать —

Черное дело! Позорное дело!

О. Леденев, «Несуны»

Нам предстоит, играя за шесть разных рас, на сетевых и одиночных картах отстоять дело добра или зла (не путать с модными нынче «Силами Света»: у Толкина это понятие, между прочим, вообще не встречается).

Для проявления полководческих талантов мы располагаем классической моделью RTS: строим здания, производим в них войска, воюем в реальном времени. От «схемы Warcraft» игру отличает, по большому счету, одно: бойцы сражаются не поодиночке, а в строю. Большинство солдат производится сразу целым отрядом, и в бою у этого отряда есть тыл и фланги. Несколько портит дело то, что отряды замечательно пересекаются друг с другом и даже сливаются в единой точке (чего, впрочем, лучше не допускать — а то вражеские артиллеристы получат ни с чем не сравнимое удовольствие).

 

Не так давно во время прогулок по интернету попался мне сайт, где продавалась карта экономики Средиземья в конце Третьей Эпохи. А ведь и правда, есть здесь экономика, и в основе ее единственный ресурс. Добывается он у всех рас одинаково, из воздуха, достаточно расставить специальные здания. Но теперь есть понятие эффективности, для работы с полной отдачей фермам нужна свободная площадь, и понаставить их рядом уже не получится. А большую площадь сложнее охранять. Некоторое количество ресурсов можно добыть, уничтожая логова нейтральных монстров, а гоблины могут подзаработать на мародерстве. Каждое ресурсодобывающее строение на пятьдесят увеличивает лимит очков командования, ограничивающих размер армии. Максимально возможный предел этого параметра — тысяча.

Силы

Flood — cильное заклинание и гроза форумов.

Каждая сторона может применять своего рода магию, или, как они названы в игре, силы. Их мощь велика, но после использования силы долго перезаряжаются. Так что, применив их не вовремя и не эффективно, можно дать существенную фору сопернику. В одиночной игре наборы сил у всех народов немного различаются, в том числе и по стоимости; в кампании силы выданы сторонам в большем количестве и вперемешку — светлые с темными. На скорость перезарядки влияет количество контролируемых сигнальных огней на карте. Покупаются силы за соответствующие очки, набираемые за уничтожение врагов; текущее число отображается над картой. Стоимость сил с первого по четвертый уровни — пять, десять, пятнадцать и двадцать пять очков соответственно.

Лечение (Heal). Восстанавливает здоровье всех бойцов в зоне действия и увеличивает численность неполных на одного воина. Действует на группу даже в том случае, если заденет краешком одного из солдат.

Сигнал к сбору (Rallying Сall). На некоторое время в полтора раза увеличивает броню и атаку подразделений, на которых нацелено.

Ремонт (Rebuild). Восстанавливает прочность поврежденных строений.

Видение (Farsight). Можно посмотреть, что делается на другом краю карты. А противник и не узнает.

Видение палантира (Vision of the Рalantir). Аналогично предыдущей силе эльфов, но доступна при игре за Изенгард.

Песнь войны (War Сhant). Усиливает броню и атаку выбранных подразделений в полтора раза.

Воронье (Crebain). Кружится над полем, снижает атаку и защиту вражеских войск в зоне действия и обнаруживает спрятавшиеся отряды.

Пещерные мыши (Cave Вat). Действует так же, как и воронье Изенгарда.

Глаз Саурона (Eye of Sauron). Может перемещаться по карте, в зоне своего действия обнаруживает скрытые отряды, а все союзники получают усиление брони и урона в полтора раза и удвоенную скорость набора опыта.

Вот и кончился дракон.

Вызов хоббитов (Summon Нobbit Аllies). Призывает три группы хоббитов и четверых героев этого народца, но даже с ними остается малопригодным.

Залп стрел (Arrow Volley). Очень мощное и красивое в действии умение: сверху на цель падает горящая стрела, а ей вслед выпускается целая туча, гибнет вся пехота и конница в зоне действия. Рекомендуется к применению, благо стоит недорого.

На заметку: его использование противником можно заметить по звуку и падающей стреле. Нужно срочно смещать войска.

Вызов Тома Бомбадила (Summon Tom Bombadil). Необычное свойство нашлось у этого доброго персонажа, он танцует по полю и разбрасывает врагов вне зависимости от их размера, только на героев не действует. Засланный в тыл врага, он способен уничтожить надоевшую катапульту и пару отрядов в придачу.

Вызов башни (Lone Tower). Средняя степень полезности, лучше потратить несколько раз за игру по семь сотен ресурсов, чем пять очков силы.

Туман (Enshrouding Мist). Выбранные отряды становятся невидимыми для противника.

Эльфийский лес (Elven Wood). Воздействует на землю, на выбранной территории дружественные войска получают увеличение брони и урона в полтора раза. Да и просто красиво посмотреть на растущие деревья.

Зараженная земля (Tainted Land). Темный аналог эльфийского леса, те же усиления брони и урона.

Вызов лучников Дэйла (Summon Men of Dale). Неплохая подмога и в защите, и в атаке, основные их цели — летающие существа и монстры врагов.

Богатства гномов (Dwarven Riches). Втрое увеличивает доходность выбранной структуры.

В тронном зале Эребора уже не осталось гномов.

Опустошение (Devastation). Немедленно превращает выбранный участок леса в ресурсы.

Вызов дунландских дикарей (Summon Wildmen of Dunland). Вызывает три группы разбойников, если они наносят повреждения, то воруют у противника немного ресурсов.

Индустрия (Industry). Увеличивает производительность одного из зданий втрое.

Баррикада (Barricade). Вызов одной из разновидностей защитных башен.

Приручение (Untamed Allegiance). Позволяет получить контроль над ничейными гнездами на карте. Полезность этой силы крайне сомнительная.

Мародеры (Scavenger). Пассивное умение. Каждое убийство приносит ресурсы, изучать при первой возможности.

Вызов пауков (Summon Spiderlings Allies). Несколько групп пауков приходят на нашу сторону.

Вызов дунаданских следопытов (Summon Dunedain Allies). Следопыты — вторые после эльфов лучники в игре, а с их умением прятаться могут вести диверсионно-подрывную деятельность.

Разогнать облака (Cloud Вreak). Действует на всю карту, отменяет негативные эффекты леденящего дождя и тьмы и вгоняет в ступор темных.

Вызов всадников Рохана (Summon Rohan Allies). Если у врагов много обычной пехоты, но мало копейщиков, эта сила может быть очень полезной.

Вызов гигантских орлов (Summon Eagle Allies). Уничтожить всю оборону противника? Легко, если у вас есть орлы.

Вызов энтов (Summon Ent Allies). Спорная полезность, но если больше не на что потратить очки силы, пригодятся. Энты слишком медленно ползают, чтобы быть эффективными.

Бомбардировка (Barrage). На выбранной территории вызывает дождь из раскаленных камней, уничтожая войска и повреждая здания, но есть особенность — чем меньше объект по площади, тем целее он будет.

Шахта (Undermine). Строится шахта, сразу же присоединенная к сети туннелей гномов. Войска помещаются в туннель, используется эта сила, и начинается атака с неожиданного для противника направления, а то и с середины его базы.

Вызванный темными дракон разрушил укрепления и сейчас возьмется за крепость.

Вызов стража (Summon Watcher). На выбранном участке из-под земли вылезает страж и уничтожает все живое вокруг себя.

Леденящий дождь (Freezing Rain), Некоторое время все противники перестают получать плюсы от лидерства.

Топливо для огня (Fuel for Fires). Пассивная сила; доходность лесопилок возрастает вдвое.

Пробуждение змея (Awaken Wyrm). Вызывает плюющегося огнем червя из недр земли. Он могуч против рукопашных бойцов, но против лучников бессилен.

Тьма (Darkness). Вся карта погружается во тьму, а союзные войска получают усиление брони и урона в полтора раза.

Вызов армии призраков (Summon Army of Dead). Открывать и применять как только возможно, они способны доставить противнику немало неприятных минут, уничтожая его войска.

Землетрясения (Earthquake). Если нужно уничтожить оборону и казармы, это наш выбор. Еще и войска покалечит.

Солнечная вспышка (Sunflare). Поджаренные солнцем орки — что может быть приятнее для эльфа? А действие именно такое.

Наводнение (Flood). Те самые водные кони из фильма, смывшие назгулов. Эффект аналогичный, назгулов и прочих героев не убьют, а вот войскам и строениям не поздоровится.

Вызов цитадели (Summon Citadel). В чистом поле начинает расти небольшой замок. Или в середине базы противника. Если нет осадных орудий, ломать цитадель ему придется долго.

Вызов дракона (Summon Dragon). На поле боя появляется дракон. Тварь отличается очень толстой шкурой, что дает ему время порезвиться среди вражеских войск.

Удар дракона (Dragon Strike). Драконы поджигают поле боя, в огне отлично горят войска, плохо, что и наши горят не хуже вражеских.

Вызов Балрога (Summon Balrog). Боец. Очень сильный боец. Использовать в гуще схватки.

Шесть народов Средиземья

См. таблицу «Стоимость и численность отрядов»

В игре есть возможность сыграть за шесть сторон, три из них темные — гоблины, орки и уруки, а три светлые — люди, эльфы и гномы. В кампаниях людей не видно вообще, а орки Сарумана замечены только среди противников. Несмотря на все различия между расами, постройки у них во многом одинаковы. Многие здания можно улучшить с первого до третьего уровня, это увеличивает их обороноспособность, дает возможность проводить изучение технологий высокого уровня и увеличивает скорость тренировки войск.

Это интересно: вообще-то «урук» — это просто мордорское название боевого орка. А вовсе не особые войска Сарумана. А «урук-хай» — множественное число от этого слова, и только. В книге все это написано открытым текстом, но почему-то 9 человек из 10 ошибаются.

Герои растут в уровнях с первого по десятый, обычные войска только до пятого. Но ключевой для отрядов — второй, с этого момента в подразделение добавляется знаменосец и вне боя оно начинает медленно восстанавливать свою численность. Одиночные воины-монстры самостоятельно не лечатся.

Люди

Самые обыкновенные люди, обходятся мечами, луками и стрелами, все чуть выше среднего уровня. Из героев могут призвать Теодена, Эовин и Эомера из Рохана, гондорцев Боромира и Фарамира, Арагорна и Гэндальфа.

Постройки

Ферма (Farm), 300. Производит ресурсы и увеличивает лимит очков командования на пятьдесят. Единственный тип строения, с течением времени получающий опыт и растущий в уровнях с первого по третий. Больший уровень приносит больше ресурсов, и ферма начинает вяло отстреливаться от врагов.

Удар конницы по отряду лучников ведет к тяжелым потерям среди гоблинов.

Казарма (Barrack), 300. Тренирует солдат Гондора и стражей башни. К третьему уровню обрастает двумя башнями с лучниками.

Стрельбище (Archery Range), 300. На первом уровне тренирует лучников Гондора, на втором следопытов Итилиэна, а третий позволит изучить огненные стрелы.

Конюшни (Stables), 600. Здесь тренируются рыцари Гондора, а со второго уровня — всадники Рохана.

Осадная мастерская (Siege Works), 800. Сооружает единственное осадное орудие, доступное людям, — требюше, после улучшения до второго уровня позволяет оснащать их огненными зарядами.

Башня (Battle Tower), 500. Защитное сооружение, атакующее врага стрелами, способно вместить два отряда лучников для увеличения наносимых повреждений. Возможно улучшение вооружения до огненных стрел.

Колодец (Well), 300. Лечит дружественные отряды вокруг себя, если они в данный момент не атакуются.

Статуя героя (Heroic Statue), 300. Все союзники в радиусе действия получают усиление защиты и атаки на пятьдесят процентов и ускорения набора опыта вдвое. Пехота становится дешевле, эффект от нескольких статуй складывается, также на 10 увеличивается лимит очков командования.

Кузница (Blacksmith), 1000. На первом уровне изучается знамя, поднимающее уровень подразделения до второго, на втором — кованые клинки, на третьем — тяжелая броня. Снижает стоимость приобретения улучшений для войск; величина этой скидки зависит от количества кузниц в распоряжении игрока.

Рынок (Marketplace), 1500. Здесь исследуются экономические улучшения — доходность ферм, количество ресурсов, возвращаемых при сносе здания.

Узел стены (Wall Hub), 200. Рабочие не могут строить стены, те достраиваются от уже возведенных узлов. В стене можно сделать ворота, возвести башню с лучниками или площадку для требюше или сделать потайной ход с дверцей для союзных сил.

Крепость (Fortress), 5000. Ключевое строение всего поселения, может готовить строителей, призывать и воскрешать погибших героев. Вокруг нее семь площадок для возведения дополнительных улучшений, можно построить башню лучников, узел стены, возвести катапульту или увеличить жилую площадь. Можно улучшить и саму крепость:

  • Знамена уменьшают стоимость призыва героев.
  • Дом лечения снижает цену возвращения их к жизни.
  • Огненные заряды увеличивают повреждения окружающим врагам от стрел и катапульт.
  • Кипящее масло льется на недругов, подошедших близко.
  • Нуменорская каменная кладка увеличит прочность крепости и прилегающих стен.
  • Башня из слоновой кости позволяет использовать палантир, на полминуты открывающий всю карту.

Войска

Солдаты Гондора (Gondor soldiers). Самая простая пехота, используется против пикинеров противника. Специальное построение — стена щитов, увеличивает защиту на четверть, но снижает скорость на сорок процентов.

Хроники пикирующих орлов...

Стражи башни (Gondor tower guard). Элитная гондорская пехота с пиками, предназначена для борьбы с кавалерией, но ничуть не хуже обычных солдат расправляется с пехотой врага. Может строиться ежом.

Лучники Гондора (Gondor archer). Обыкновенные лучники, использовать только при больших затруднениях с ресурсами.

Следопыты Итилиэна (Ithilien ranger). Лучшие лучники людей, эффективны против монстров; находясь в лесу, скрываются в тени. Специальная особенность — залп стрел, радиус действия не такой большой, как у используемой силы, но при попадании ничуть не менее смертоносен. Наиболее часто используемые войска.

Дунаданские следопыты (Dunedain ranger). Можно нанять только в захваченных тавернах; превосходят своих коллег из Итилиэна и при этом стоят в два раза дешевле.

Рыцари Гондора (Gondor knight). Начальная кавалерия Гондора, но, опять-таки, зачем тратить на нее очки командования, если есть всадники Рохана?

Рохирримы (Rohirrim). Элитная конница людей.

Это интересно: «рохиррим» — вообще-то множественное число, единственное — «рохир». Но так уж повелось в наших переводах...

Требуше (Trebuchet). Осадное орудие, после улучшения способно стрелять огненными камнями. При разрушении зданий без него трудно обойтись.

Эльфы

Как им и положено по происхождению, лучшие стрелки в игре, к их улучшенным лучникам мало кто сможет подойти целым. Герои, которых могут вызывать эльфы: Глорфиндель, Арвен, Халдир, Леголас, Трандуил и Элронд.

Постройки

Маллорн (Mallorn tree), 300. Производит ресурсы с помощью фотосинтеза, увеличивает лимит очков командования. Растет со временем, повышая свою доходность.

Эльфийская казарма (Elven Вarrack), 300. Позволяет тренировать воинов и лучников Лориэна и часовых Серых Гаваней, а с третьего уровня — лучников Зачарованного леса.

Так гномы охотятся на драконов.

Зеленые пастбища (Green Рasture), 600. Обыкновенная конюшня для тренировки копейщиков.

Поляна собраний энтов (Еntmoot), 1000. Эльфийская «осадная мастерская», можно тренировать обычных энтов или призвать Фангорна.

Кузня Эрегиона (Eregion Forge), 1000. На первом уровне можно изучать знамя для войск и доспехи, на втором — особые клинки, а на третьем — стрелы с серебряными наконечниками.

Статуя героя (Heroic Statue), 150. По действию полностью сходна с людской, те же усиления брони, урона и скорости набора опыта в полтора раза и та же «скидка» на пехоту.

Зеркало Галадриэли (Mirror of Galadriel), 200. Лечит окружающие союзные отряды, если те в данный момент не атакованы.

Башня (Battle Tower), 700. Оснащена стрелковым оружием, после улучшения использует стрелы с серебряными наконечниками. Внутри можно разместить два отряда лучников.

Узел стены (Wall Hub), 150. Между ними возводятся стены, но эльфам недоступны ни башни, ни осадные орудия.

Крепость (Fortress), 5000. Тренирует строителей и призывает и воскрешает героев. На площадках можно построить узел стены, башню с лучниками, бодрствующего энта или водные врата. Последнее — сила наводнения в миниатюре, смывает всех неосторожно приблизившихся врагов. У самой крепости возможны следующие улучшения:

  • Волшебная наковальня снижает стоимость улучшений войск, эффект от нескольких крепостей складывается.
  • Туман благословения делает дружественные отряды вокруг крепости невидимыми.
  • Кристальный ров снижает повреждения от рукопашных атак.
  • Волшебный фонтан лечит окружающие войска и воскрешает героев на четверть быстрее.
  • Виноградная лоза увеличивает прочность крепости и стен.
  • Насест позволяет тренировать гигантского орла.

Войска

Воины Лориэна (Lorien Warrior). Начальная эльфийская пехота, эффективна только против вражеских копьеносцев. С такими лучниками, как у эльфов, их ценность сомнительна.

Часовые Серых Гаваней (Mithlond Sentries). Эльфийские копейщики, могут строиться ежом. Нужны, чтобы прикрывать стрелков от набегов кавалерии и монстров.

Лучники Лориэна (Lorien Archer). Как и все войска начального уровня, используются при старте игры.

Лучники Зачарованного леса (Mirkwood Archers). Лучшие лучники в игре, после изучения серебряных стрел к нескольким их отрядам почти никто не сможет подойти. Вблизи деревьев скрываются с глаз противника, при этом могут атаковать.

Конница Ривенделла (Rivendell Lancers). Единственная кавалерия эльфов с очень мощной атакой, для уничтожения отряда пехоты зачастую достаточно одного захода.

Энт (Ent). Ходячие деревья служат осадными машинами эльфов, но, в отличие от механизмов, хороши в рукопашной. Единственно, боятся копейщиков. И огня.

Гномы

Специалисты по ближнему бою и инженерии, они немного уступают другим народам в стрельбе. Но выручают соседи: их лучники — люди из дружественного города Дэйл. Героев, которых могут призвать гномы, немного: Глоин, Гимли и король Даин.

Постройки

Вход в шахту (Mine Shaft), 300. Собирает ресурсы, улучшается, как и у прочих, но главная особенность — все они соединены сетью туннелей, что позволяет перебрасывать войска на большие расстояния за короткое время. Единственное ограничение — размер, катапульты и энты застрянут в узких штольнях.

Откройте, кому говорят! Дверь ломать будем!

Зал воинов (Hall of Warriors), 400. Тренирует стражников и фалангу гномов, здесь же изучается знамя.

Стрельбище (Archery Range), 600. Здесь тренируются метатели топоров, а со второго уровня здания — лучники Дэйла, тогда же можно изучить огненные стрелы.

Кузнечная мастерская (Forge Works), 800. В этом здании гномы проводят все улучшения оружия и доспехов, а так же производят боевые телеги и осадные машины. Большинство улучшений доступно на втором и третьем уровнях.

Башня (Battle Tower), 500. Башня, из которой метают топоры по всем врагам в окрестностях. Можно закалить лезвия оружия и поместить два отряда для усиления огня.

Очаг (Hearth), 300. Знакомое сооружение, сменилось только название — лечит дружественные соединения вокруг себя.

Статуя героя (Heroic Statue), 300. Усиление брони и урона в полтора раза у всех вокруг, ускоренный набор опыта и удешевление пехоты.

Узел стены (Wall Hub), 200. К стене можно пристроить полный набор улучшений — ворота, башню метателей топоров, катапульту, потайной ход.

Крепость (Fortress), 5000. Призываем и воскрешаем героев и нанимаем строителей. Снаружи можно пристроить семь улучшений из следующего списка: узел стены, башня метателей топоров, катапульта и помещение для гарнизона. Улучшить можно и саму крепость:

  • Знамена снижают стоимость призыва героев.
  • Запасы на случай осады исцеляют окружающих союзников.
  • Качественные боеприпасы добавляют повреждение огнем башням и катапультам.
  • Бочонки с маслом запускаются во врагов и при ударе взрываются.
  • Работа гномов усиливает крепость и стены вокруг.
  • Мощная катапульта позволяет вести обстрел камнями на большой дистанции.

Войска

Эльфийским транспортам не уйти от кораблей Умбара.

Стражники (Guardians). Пехота с хорошей защитой, неплохо, но в ближнем бою против монстров даже им не выстоять. Способны усиливать себя в полтора раза, что оставляет их на службе.

Фаланга (Phalanx). Копейщики гномов, способны противостоять даже монстрам, а конница ложится еще на подходе.

Метатели топоров (Axe Тhrower). Начальные стрелки гномов, очень маленький радиус стрельбы, что недопустимо для выживания. Зато урон большой.

Лучники Дэйла (Men of Dale). Уже намного лучше, чем метатели, особенно ценны из-за своего умения черная стрела, попадание которой вселяет в противника страх и заставляет убегать от них.

Боевая телега (Battlewagon). У гномов нет конницы, зато есть прекрасная альтернатива ей, главное, не кидаться на вражеских копейщиков. Можно улучшить, разместив на подножке лучников, метателей топоров, знамя или очаг.

Разрушитель (Demolisher). Очень мощное осадное орудие, для разрушения большинства зданий достаточно двух-трех ударов. Недостаток один — бьет, подойдя к цели вплотную.

Катапульта (Catapult). Метательная машина; в отличие от своих аналогов у других рас швыряет по два камня сразу.

Мордор

Вот и воплощение зла попало под наш пристальный взгляд. Им победа дается не умением, а числом, желательно при поддержке кого-нибудь великого. Из героев они могут призвать аж пять назгулов, короля-призрака и глас Саурона.

Постройки

Скотобойня (Slaughter house), 300. Ферма — она и в Мордоре ферма, даром что назвали по-другому, кровавее.

У гоблинов одна правильная тактика — атаковать массой.

Лесопилка (Lumber mill), 450. Пока светлые дружно берегут природу, темные изобрели еще один способ добычи ресурсов. Пока есть деревья, валить их гораздо выгоднее фермерства, но орки-рабочие понемногу «отъедают» очки командования.

Яма орков (Orc Pit), 300. Тренирует воинов и лучников из числа орков, здесь же проводится улучшение знамени.

Дворец харадримов (Haradrim Palace), 500. Ну и самомнение у них, дворец... Ну да ладно, пользу приносит — тренирует лучников и воинов с далеких юга и востока, а заодно изучает огненные стрелы.

Клетка троллей (Troll Сage), 750. Тролли на любой вкус! Обычные, горные, или дрессированные -барабанщики и атакующие. Чем выше уровень, тем качественнее товар!

Большая осадная мастерская (Great Siege Works), 800. На первом уровне может создавать таран, на втором — катапульту.

Слоновий загон (Mumakil Рen), 1000. Предназначение одно — растить слонов для нашей армии, можно улучшить, но кроме плюсов к скорости тренировки ничего не даст.

Таверна (Tavern), 500. Место, где всегда можно нанять пиратов из гаваней Умбара, здесь же проводятся исследования брони и оружия.

Башня (Battle Тower), 700. Можно улучшить вооружение до огненных стрел.

Крепость (Fortress), 5000. Все те же герои и строители... Возможные пристройки: баррикада, катапульта и страж врат. Последний вселяет ужас в приближающихся чужаков, что заставляет их бежать без оглядки. Крепость можно улучшить следующим образом:

  • Костры рока снижают затраты на героев и строителей;
  • Ров лавы снижает урон, наносимый крепости рукопашными атаками;
  • Огненные заряды повышают урон от катапульт и баррикад;
  • Котел магмы наносит повреждения всем врагам в округе;
  • Магия Моргула повышает прочность стен крепости;
  • Шпиль Горгорота позволяет запускать гигантский огненный шар.

Войска

На анимацию приятно смотреть, на этом кадре видно, как варится урук-хай.

Орки-воины (Orc Warriors). Это не солдаты, это мясо, те, кто проложат дорогу своими тушками нашим победоносным войскам... Строить их надо много, а потом отправлять на убой.

Орки-лучники (Orc Archers). Стреляют на очень короткую дистанцию, подойдя к врагу почти в упор. На первых порах пойдет, может, даже куда и попадут, а нет, так туда же, на прорыв обороны врага.

Истерлинги (Easterlings). Восточные копейщики, но в любом случае лучше нашей орочьей пехоты.

Харадримы (Haradrim). Отличные восточные лучники, теперь можно забыть и об орках-лучниках. С эльфами им тягаться не с руки, а дуэль с лучниками других наций может закончиться в нашу пользу.

Пираты Умбара(Corsair of Umbar). Странные ребята, могут как сражаться в рукопашной, так и кидать бомбы, только толку что от одного, что от второго, примерно ноль.

Горный тролль (Mount Troll). Стоит дорого, а умеет очень мало, и первые же копейщики или элитные лучники продырявят его во множестве мест. Лучше подождать и прикупить особь посолиднее.

Тролль-барабанщик (Drummer Troll). Барабанным боем распространяет влияние лидерства на окружающие войска — они получают увеличение брони и урони и ускоренный набор опыта.

Атакующий тролль (Attack Troll). Расшвыривает пехоту, кавалерию и, если добежит, лучников, после встречи с копейщиками не жилец. Имеет смысл водить с собой парочку для ускоренного разрушения зданий и разгон армий противника.

Слон (Mumakil). Грозная разрушительная сила для зданий, опасен и для скоплений войск. Толстокож, но если лучники за него всерьез возьмутся, погибнет еще на подходе к цели.

Гоблины

Если орки — пародия на воинов, то гоблины — пародия на самих орков, настолько они хилые. Атака очень большой толпой для них — единственный способ победить. Если бы не тролли, не дожили бы гоблины до Третьей Эпохи. Из героев могут призвать короля гоблинов, Шелоб и владыку драконов.

Постройки

Никакой человечности у этого Братства, убивают беззащитных лесорубов, еще и призраков привели.

Туннель (Tunnel), 300. Средство получения ресурсов и способ быстрого передвижения для гоблинов и их союзников.

Лесопилка (Lumber Mill), 450. Не отстают от собратьев по мировоззрению и рубят лес на щепки.

Пещера гоблинов (Goblin Cave), 400. Здесь тренируются гоблины воины и лучники.

Паучья яма (Spider Pit), 600. На первом уровне можно строить паучков, неплохо справляющихся с мечниками, а на втором — гоблинов-наездников на пауках, третий позволит изучить использование яда.

Разлом (Fissure), 700. Первый уровень дает возможность тренировать полу-троллей, второй пещерных троллей, а третий — горных великанов.

Охранная башня (Sentry Тower), 500. Атакует врага стрелами, которые можно улучшить до огненных, можно усилить, поместив в качестве гарнизона два отряда лучников.

Сокровищница (Treasure Тrove), 1000. Где еще гоблин может познавать новое? Конечно, среди своих сокровищ! Там и доспехи на всю армию ни с того ни с сего отыщутся, и новое оружие.

Крепость (Fortress), 5000. Нанимает строителей и призывает и воскрешает героев. Можно пристроить башню лучников, гигантского часового, орду пауков и нору, соединяющую крепость с цепью туннелей. Возможные улучшения:

  • Облако летучих мышей обнаруживает спрятавшиеся отряды противника;
  • Хребет лезвий, наносящий повреждения всем войскам противника в округе;
  • Огненные заряды для башен;
  • Паутинный кокон увеличивает броню крепости;
  • Насест позволяет вызвать огненных дракончиков.

Войска

Земля, земля, я девятый, полет проходит нормально...

Гоблин-воин (Goblin warrior). Отряд, нужный исключительно на мясо, для прикрытия больших, страшных и тяжелых.

Гоблин-лучник (Goblin archer). На безрыбье и рак — рыба, других лучников нет и не предвидится, придется использовать этих.

Паучки (Spiderlings). Странный отряд, вроде бы неплохо справляются с отрядами ближнего боя, но под обстрелом лучников гибнут как мухи. Лучше уж развиться до наездников.

Гоблины-наездники на пауках (Goblin spider riders). Великолепная кавалерия, одна из лучших в игре, перемалывает даже копейщиков, хотя и не без потерь. Эти войска — немногое, чем гоблины могут гордиться.

Полу-тролли (Half-troll Marauders). Неплохие копейщики, разделывающие конницу, способны победить и пехоту, но против лучников ни единого шанса.

Пещерный тролль (Cave Troll). Нечто среднее между рукопашным и осаждающим бойцом, в итоге не годится ни на что, и урон маленький, и броней обделен.

Горный великан (Mount Giant). Самая настоящая осадная машина, не всякая катапульта сравнима с ним по дальности.

Это интересно: великаны — самый загадочный народ Средиземья. Встречаются они у Толкина ровно один раз — когда Бильбо в грозу в горах видит резвящихся гигантов. Да и были ли они — или привиделись бедному маленькому хоббиту с перепугу?

Изенгард

Настолько ли великие воины — урук-хай, как о них говорят? С героями им точно не повезло — Саруман, Грима да два орка, выбившихся из рядовых.

Постройки

Горн (Furnace), 300. Ферма, которую обозвали печкой, но ресурсы она производить не перестала.

Лесопилка (Lumber Mill), 450. При помощи орков-рабочих превращает окрестные леса в ресурсы. А в Изенгарде с лесами проблем не было. До недавнего времени.

Чудовище пало у наших ног!

Яма уруков (Uruk Pit), 350. Казарма уруков, здесь тренируются и пехота урук-хай, и арбалетчики, и пикинеры.

Яма варгов (Warg Pit), 500. Производит наездников на варгах, кавалерию урук-хай.

Осадная мастерская (Siege Works), 800. По части осадных работ уруки превзошли даже гномов, в их арсенале баллиста, мина для подрыва стен, лестницы и обычный таран. Чтобы строить что-то лучшее последнего, нужно провести улучшение до второго уровня.

Обзорная башня (Lookout Tower), 700. Обычная защитная башня, обстреливающая врагов стрелами. Те же огненные стрелы и те же два места для лучников.

Варг-часовой (Warg Sentry), 400. Варг на привязи, при подходе противника его можно спустить с цепи.

Оружейная (Armory), 1000. Все улучшения атаки и защиты, доступные урукам, собраны здесь.

Крепость (Fortress), 5000. Строители... Герои... и все на тех же условиях. К крепости можно пристроить башню лучников, башню с баллистой, аппарат, выпускающий мины, и узел стены. Улучшения, которые можно провести в самой крепости:

  • Смертоносное воронье увеличивает радиус обзора крепости и обнаруживает скрытых противников;
  • Пылающие кузни снижают стоимость улучшений отрядов, чем больше крепостей оборудованы ими, тем дешевле;
  • Рытье ям делает здания и стены дешевле, эффекты от нескольких крепостей суммируются;
  • Огненные заряды повышают урон от башен и баллист;
  • Металлическое покрытие укрепляет крепость и стены вокруг нее;
  • Волшебная башня может бить молниями в любое место на карте.

Войска

Урук-хай (Uruk-hai). Самая обыкновенная пехота, применяемая против копейщиков. Могут использовать построение «стена щитов», увеличивающее защиту за счет скорости.

Арбалетчики-уруки (Uruk crossbowmen). Неплохие стрелки, а других и нет, поэтому будем есть, что дают.

Пикинеры-уруки (Uruk pikeman). Отличные пикинеры, без труда побеждают даже пехоту, не говоря о главной своей жертве — коннице.

Берсерки-уруки (Uruk berserker). Всего один боец, зато какой! Держит в руках бомбу и крушит все; стоит ему умереть, случится большой взрыв.

Наездники на варгах (Warg riders). Единственная конница, доступная Изенгарду, способна к временному усилению атаки в два с половиной раза.

Таран (Battering Ram). Таран обыкновенный, для пролома стен и ворот. Сам по себе не дойдет, а вот в толпе слом лишних строений на карте пройдет отлично.

Мина (Explosive Mine). В самый раз сказать «как в кино». Два урука притащат к цели бомбу приличных размеров. И бросят там, а сами исчезнут в никуда. Дезертиры. Теперь в эту бомбу нужно выстрелить или ударить ее, чтобы взорвалась.

Осадная лестница (Siege Ladder). Отряд из разряда «чтобы было как в кино», в игре стены проще сломать, чем штурмовать.

Баллиста (Ballista). Осадное орудие Изенгарда, из-за пологой траектории дротик быстрее летит к цели и чаще попадает по войскам.

Мой герой!

Отдельного упоминания заслуживает редактор героев. Сначала нам предлагается выбрать один из пяти классов: герой запада, эльф, волшебник, гном, слуга Саурона и человек, предавшийся злу, и два-три типа для каждого из них. От класса зависит набор умений, которые герой может выучить, и сторона, за которую он способен биться, тип влияет исключительно на внешний вид. Только у магов не стоит проблема выбора, на чьей стороне сражаться, их можно выбрать как при игре за темных, так и за светлых. Несмотря на обилие выбора умений и десять очков, выделенных на них, максимальное число доступных герою — пять, остальные пять можно потратить только на второй-третий уровень взятых ранее. Если набор не нравится, его всегда можно изменить и найти более подходящий для себя. А вот о том, какое умение на каком уровне персонажа станет доступно, игра хранит молчание. Что тут сказать — тренируйте до десятого и пользуйтесь всем арсеналом.

На заметку: самый сильный герой получается из мага с заклинанием перемещения высшего уровня великая телепортация. Достаточно организовать хорошую оборону на отдельном участке и по частям переносить туда превосходящие силы врагов.

Не обошлось и без статистики, где собраны все победы нашего героя. Но некоторые строчки вызывают улыбку; как вам, например, число побежденных арагорнов и фродо? За особые заслуги дают награды, некоторые не представляют никакой ценности, для получения других нужно очень постараться. Что значит — выиграть Войну Кольца? А в сравнении с двумястами победами над игроками-людьми?

Тенденции моды

Серебряные стрелы не дают врагам даже близко подойти.

Успех серии Total War не дает покоя многим, не избежала искушения заимствования этой гениальной идеи и Electronic Arts, нарезав Средиземье на мелкие кусочки и подав получившуюся стратегическую карту под видом Войны Кольца. В каждой провинции можно построить два сооружения на выбор из четырех типов: крепость, приносящее ресурсы здание, барак или кузницу. В некоторых провинциях, например, в Ривенделле, одно из мест уже занято крепостью. Каждая провинция дает определенные плюсы армии или экономике, несколько рядом находящихся территорий объединены в регионы, обладающие собственными плюсами. На старте каждой стороне принадлежит по одной провинции, по три неэлитных отряда и три героя. Но собственноручно созданного и выбранного на старте здесь нет, ждите боя для встречи с ним.

Это важно: войска без героя не могут атаковать и способны перемещаться только в пределах контролируемых территорий.

Ход состоит из трех фаз: тактической, боевой и отступления. Во время тактической фазы перемещаются войска и отдаются приказы на строительство зданий и тренировку войск. Крепость строится два хода, остальные по одному, обычные и элитные войска также тренируются ход и два. В кузнице можно улучшить подразделения, но это значит не выдать им броню и оружие, а вмиг довести их до пятого уровня. С фазой отступления тоже все ясно, в это время убегают побежденные, и если в результате первой фазы две армии противоборствующих встречаются в одной провинции, начинается вторая фаза, боевая. Разрешить ситуацию можно двумя способами — автобитвой или в режиме реального времени. Расчет исхода боя, сделанный компьютером, происходит по странному алгоритму, или, что вернее, примитивному, отряды сторон уничтожают по очереди, у кого армия больше, тот и победил. Только победа кремниевого друга за вас может оказаться пирровой.

С боем в режиме реального времени все гораздо интереснее. Не стоит ждать тактики уже упомянутой Total War, это обычная одиночная миссия с измененными стартовыми условиями — всегда будут выданы два строителя и шесть тысяч ресурсов, а остальное — согласно положению на стратегической карте. Есть крепость, ферма и три отряда — получите их и здесь. Но вот незадача, если при взгляде на Средиземье с высоты птичьего полета бараки тренировали и кавалерию, и лучников, то теперь только пехоту, а кузница начинает делать доспехи и оружие вместо повышения уровня. Взаимосвязь между стратегической и тактической картой в отношении подразделений выглядит еще более комично: если на момент начала боя в провинции был один герой, то вне зависимости от количества и качества натренированных войск он опять останется в одиночестве, если придет с тремя отрядами, столько же при нем и останется. Даже если пришедшие погибнут смертью храбрых, итоговое число не изменится. Герои, призванные во время боя, также уходят в небытие, а из-за полученных уровней становятся только дороже, так что забудьте о собственном альтер эго и играйте тем, что дают. Мало того, отряды сохраняют все улучшения брони и оружия, полученные на миссиях; на глобальной карте их получить нельзя.

На заметку: все вложенные в силы очки сбрасываются после сражения, и в начале каждого боя нужно распределять их заново.

Прохождение

Во славу Саурона!

Lorien

Обучение проходили? А зря, придется повторить. Строим... тренируем... атакуем. Совет только один: натренированных пещерных троллей и горных великанов во время сражений с эльфами держите подальше от основных войск. Тонкая организация назгулов позволяет им насладиться исключительно ближнем боем, а тут булыжник в спину, да по старым хрупким костям... Вот если есть здания в пределах досягаемости — другое дело.

Gray Havens

Еще одно обучение строгого режима, шаг в сторону сделать нельзя — кнопки заблокированы. Ну что же, следуя инструкциям, захватываем верфи, строим черные корабли и охотимся за конвоями эльфов. Затем настанет очередь корабля с катапультой — нужно очистить побережье от эльфийских башен для высадки десанта. До подхода транспортов есть время, стоит увеличить численность своего флота, улучшить корабли и захватить аванпост на стартовом островке. Десант пройдет удачно, эльфы будут задавлены численностью, останется развить базу, приобрести улучшения и вперед, сметая все на пути. Одновременно стоит получить контроль над заливом для бомбардировки с моря и при первой возможности заказать второй корабль с катапультой. Можно еще облегчить себе жизнь — высадить два начальных отряда пиратов возле эльфийских верфей и захватить их, корабли больше не будут мешать, и можно сосредоточиться на уничтожении города с моря.

Shire

До места встречи с подкреплением можно вообще ни о чем не беспокоиться, местные хоббиты с палками бьют слабее укуса комара. Опасность придет позже, после строительства базы — дунаданские следопыты. Крепость нужно строить посередине между бродом и мостом, это два основных пути атак. Ни конницы, ни копейщиков у светлых не будет — будем строить гоблинов на пауках. Первое место силы уничтожается по пути к будущему лагерю, вторым нужно взяться за то, что на юге и подниматься вверх, к следующим. У последнего, северо-западного, сразу за Торбой, будет большая засада следопытов; ни пехота, ни лучники гоблинов ничего не смогут противопоставить им даже при помощи сил; здесь-то и пригодятся наездники пауков. Но когда кажется, что победа будет у нас в руках, приходят войска Сарумана из Изенгарда. Наскоком их взять не получиться, помешают баллисты, нужно уничтожить уруков на варгах и отойти за мост, после чего отбить первую атаку и убить вражеского героя. Теперь можно контратаковать, и не забудьте сменить оружие наездников пауков на луки.

Fornost

Страж, вызванный в нужном месте, лишает врага половины армии.

Цель поставлена четко и ясно: убить всех дунаданов и гномов. Нам, гоблинам, не привыкать к такой работе, а троллям головы поразбивать — в радость. В лоб идти бесполезно, стены разрушить нельзя, придется лезть через них... Но чтобы не оставить там войска, нужно подготовиться — выдать лучникам огненные стрелы и одеть в улучшенные доспехи. Катапульты возле главного входа, контролирующие значительную площадь внутри крепостных стен, можно уничтожить с помощью сил страж или вызов дикарей. Дунаданские следопыты делают вылазки, проковыривая двери в стенах и срочно заделывая их за собой, уничтожать их нужно несколькими отрядами гоблинов на пауках, чем больше их воспитаем до пятого уровня — тем лучше. Штурмуем стену гоблинами-лучниками, используем доступные силы для их усиления и уничтожаем тренировочные площадки, повторяем штурм с левой стороны. С группой в центре поможет справиться страж, а с следопытами на стенах возле ворот — четыре-пять троллей, ими же ломаем здания.

Внешний двор взят, но начинает работать земляной молот, раз в пять минут делающий очень больно нашим войскам. Расположено сие чудо инженерной мысли гномов в северо-восточном углу карты, но штурм внутреннего двора придется начинать с западного крыла, оно не прикрыто катапультами. Пока наши войска ломают ворота, строим туннели с обеих сторон внешнего двора, а слева — разлом, пещеру гоблинов и две паучьих ямы. Как только ворота сломаны, гоблинами на пауках уничтожаются все катапульты на стенах, до которых только можно дотянуться, тролли уничтожают здания, а лучники занимаются войсками. После наша «кавалерия» должна бегать по полю и разбрасывать гномов и дунаданов. Осталось долго и нудно продвигаться к цели, сражаясь с все новыми и новыми отрядами врага.

На заметку: когда подходит время удара молота, лучше отвести войска к западному краю карты, на расстоянии сила удара меньше.

Mirkwood

Теперь на нашей стороне орки с очень урезанным деревом строительства — у нас нет ни кавалерии, ни отрядов с пиками, а у эльфов сильная конница и лучники в маскхалатах. Брод через реку на востоке от нашего лагеря, но он охраняется большой группой эльфов, проще всего уничтожить их силой вызова стража. Теперь пробежка по речке под камнями энтов; лучше проводить отряды или по одному, или очень плотной группой. На этом пятачке стоит построить яму орков, мрут они как мухи, а существующими отрядами стоит заняться уничтожением ходячих деревьев и их полян собраний. Как только будет обнаружена дорога, начнутся атаки эльфов, а нам под их натиском придется построить и удержать в целости четыре сторожевых башни. Между двумя центральными нужно построить крепость с улучшениями башен. У эльфов две базы — с крепостными стенами на севере, там у них много войск, и на востоке, без оборонительных сооружений, но войск очень много. Первая уничтожается при помощи троллей, вторая — еще и с использованием все той же силы вызова стража.

Total War of the Ring?

Withered Heath

Нужно освободить подрастающее поколение драконов из четырех загонов. Первый совсем рядом с нашим лагерем, почти не охраняется, здесь дракончиков можно освободить сразу. Для дальнейшего нужны атакующие тролли и катапульты, одна из них сама приползет в наши владения. Штурм гномьих укреплений прост — вся армия идет вперед и уничтожает башни с катапультами. Если есть возможность — осадными орудиями уничтожаются башни метателей топоров и ворота. Легче захватить сначала западную тюрьму, потом северную и напоследок восточную, как самую сложную для штурма, к ней лучше подойти со всеми возможными дракончиками. Атаковать стоит в две волны, в первой должны быть орки-воины, которым достанутся камни катапульт со стен, во второй — герои, тролли и дракончики. Но пока мы воюем с гномами на северо-западе, их восточный форт присылает нам гостинцы в виде осадных орудий; для защиты стоит оставить несколько отрядов орков-воинов, они же и первыми пойдут на штурм. Теперь наш путь на север, к Великому Дракону, через хлипкие отряды лучников Дэйла.

Erebor

Дэйл пойдет под снос, так решил Саурон! Уничтожаем здания и собираем оставшиеся ресурсы, при возможности нужно уничтожить и охранные башни на другом берегу. Затягивать с решением задачи не стоит — гномы уже отправили войска нам навстречу. После прибудут строители и назгулы. Начинать строительство нужно исключительно с крепости, а не с лесопилок или скотобоен, иначе на нее может не хватить денег. Армии нет, гномы прут со всех сторон, а обороняться нужно... Для этого подойдут катапульты, атакующие участки, по которым пройдут стражники и фаланги, а все, что осталось, добивают спешившиеся назгулы. Постепенно развиваем базу, строим несколько отрядов харадримских лучников и улучшаем их насколько возможно, несколько атакующих троллей не помешают. Через 10-15 минут игры гномы перейдут в контратаку во главе с Глоином, часть нападающих придет с тыла — поработать мышкой, указывая катапультам и лучникам цели, придется изрядно. Когда атака отбита, армией из назгулов, харадримских лучников и троллей идем по западному краю карты в пещеры. Назгулы должны быть спешены, чтобы избежать урона от копий фаланг, так они втроем могут держать достаточно большую армию, пока лучники будут безнаказанно выбирать цели. Силы вызова стража и червя могут дать передышку на восстановление армии.

Заградительный огонь из осадных орудий сократит численность вражеских отрядов еще на подходе.

Клянусь содействовать делу Света...

Rivendell

Ривенделл находится на другом берегу, соединенном с нашим двумя мостами — на востоке, он ведет к главному входу, и на западе. Начинаем игру гоблинами с полу-троллями и лучниками, хватит, чтобы справиться со всеми эльфами на нашем берегу. Попытка пройти на другой берег не приводит ни к чему хорошему, следует ощутимый удар магией. Свою территорию желательно застроить башнями и сделать стрелковые улучшения крепости, вскоре после нашей попытки вторжения прилетят гигантские орлы. Чуть позже к нам на помощь придут орки с назгулами, но изрядной части строений можно лишиться. Через некоторое время по западной дороге, ведущей к главным воротам в Ривенделл, придет Арагорн и вся банда Братства Кольца, они приведут армию призраков. Наш ответ — появление Саурона, а к противнику придут оставшиеся в живых дунаданы-следопыты. Последний штрих их агонии — атака во главе с Галадриэлью, пожалуй, самым сильным героем добра. Мало того, что она в одиночку уничтожит немало наших войск, так еще и устроит сильный взрыв после своей смерти. Почти все эльфийские войска собраны чуть западнее их крепостей, точнее их местоположение можно узнать, используя силы вызов летучих мышей и глаз Саурона и уничтожить заклинаниями массового поражения. С башнями тоже все просто, какими бы грозными они ни казались, — впереди толпа гоблинов на убой, а то, что их будет разрушать, во второй волне. Мир у ног Саурона.

Силы добра

Rivendell

Миссия простая, почти разминочная. Глорфиндель с отрядом эльфов идет по дороге к мосту, истребляя гоблинов и собирая выжившие союзные отряды. Сообщаем Элронду о приближающихся армиях темных, затем вместе с ним и присутствующим здесь гномом Глоином нужно защитить Ривенделл. Получим два несложных дополнительных задания, чтобы не выполнить их, нужно очень постараться, — натренировать отряд лориэнских воинов и поднять Глоину уровень до второго. Две волны атакующих пойдут с юго-запада, встречать их лучше всего на открытом пространстве рядом с левой нижней казармой, сохранить ее в целости будет нелегко. Первыми придут только гоблины, но серьезно напакостить они не смогут. После к нашей армии присоединятся два отряда лориэнских лучников. Во второй волне вместе с гоблинами придут два тролля и великан, а после их уничтожения к нам присоединится Арвен с парой отрядов конных копейщиков Ривенделла. Теперь все на мост, через главные ворота — уничтожить отряд гоблинов и вперед, в лагерь гоблинов. На другом берегу нас ожидают две очень больших приятных неожиданности — гигантские орлы, уничтожить лагерь гоблинов можно, пожалуй, только с их помощью. После гибели последнего гоблина и разрушения их построек появится червь, уничтожающий пехоту и кавалерию в промышленных масштабах, так что последние штрихи следует оставить орлам и героям.

High Pass

В начале миссии нам предстоит еще одна тренировка, на этот раз по развертыванию базы. Героев два — Глорфиндель и Глоин, но гном передвигается по карте со скоростью ездовой черепахи и со своим молотком присоединяется к бою ближе к развязке, если вообще успевает. Из войск стоит тренировать лучников и кавалерию, воины на первых уровнях слишком слабы, до пятого они доживают редко. После строительства требуемых зданий и тренировки армии пора переходить в атаку. Правая дорога приведет в тупик, но в той стороне находится часть целей дополнительных заданий миссии, после зачистки территории можно будет насадить маллорны. Второй путь ветвится; чтобы выполнить дополнительные задания, нужно уничтожить все постройки темных на западе и востоке и только после этого атаковать их северный лагерь. На плато в центре карты от толпы гоблинов отбивается Халдир, герой восьмого уровня, его лидерские качества не будут лишними для нашей армии. На севере из замерзшего озерца появится страж — сразу же нужно отводить пехоту и кавалерию и атаковать его лучниками. Все, теперь остались считанные секунды до конца боя...

Ettenmoors

Халдир отплывает на корабле за подкреплениями, а Глорфиндель с Глоином и эльфами идут на север, давя мелкие отряды гоблинов. В эльфийском поселении самый разгар сражения, но одновременно с нашими героями с корабля на северо-западе высаживается Халдир, с ним и лучники Лихолесья последнего, пятого уровня с серебряными стрелами. После победы высадятся строители, нужно восстановить лагерь. На северной возвышенности, рядом с барабаном троллей, можно найти несколько тысяч единиц ресурсов — неплохая помощь на старте. Осталось потихоньку продвигаться на восток, чтобы найти и отбить собрание энтов. По пути обязательно разрушать туннели гоблинов, иначе можно получить армию темных у себя в тылу. Наняв пару живых осадных машин, можно начинать охоту за головой гоблинского короля.

На заметку: для прохождения миссии достаточно начальных отрядов лучников пятого уровня, которые будут выкашивать противника еще на подходе, и героев. Этот трюк можно провернуть даже на высшей сложности, но потребуется высокий уровень микроуправления.

Это не парад, гномы на войну собрались.

Эй, выходи биться один на один.

Blue mountains

Ривенделл защитили? Пришла пора спасать гномов. Каменная архитектура прилагается. До второго моста движение линейное, сопровождаемое развертыванием базы, дальше развилка — справа ворота, слева узкая пещера. Калитку гоблинов пока оставим в покое, напротив нее оставим фалангу и два отряда метателей топоров, а остальные войска пойдут по левому проходу. Разделавшись с паучками, обе группы встретятся по разные стороны двери... нужно будет помочь объединиться родственным душам. Путь к дракону — по северо-восточному проходу, за воротами будет зал и очень много паучков, будет разумно подождать зарядки всех сил. Еще за одними воротами — тронный зал, дракон будет там, паучки в немалом объеме прилагаются. Для уничтожения пресмыкающегося достаточно четырех отрядов стрелков с улучшенным оружием, если выживут эльфы — будет вообще замечательно. Желающие выполнить дополнительное задание должны выбрать второй путь и уничтожить дракончиков и их гнезда. Пехота противопоказана, эти драконы-недоросли снабжены огнеметом и бьют по большой площади, здесь пригодятся стрелки, а Глорфиндельь должен бегать кругами, мешая ящеркам прицелится.

Gray Havens

Открой троллям ворота, они под стрелы и побегут.

Выбьем пиратов Умбара из Серой Гавани, стараясь сохранить как можно больше маллорнов; на группу, атакующую крепость, можно не обращать внимания, полягут от стрел. В уцелевшем эльфийской казарме строить ничего не нужно, пока придержим ресурсы, а на строителя-садовника для высадки маллорнов в промышленных масштабах стоит потратиться. Захватываем обе верфи и строим военные корабли эльфов, но не четыре, как того требует сценарий, а шесть-восемь, со всем улучшениями. Нападать не стоит, умбарские корабли будут поочередно подплывать к нашей эскадре. Погибшие корабли не восстанавливаем.

На заметку: корабли ремонтируются заклинанием «лечение», как бы странно это ни звучало.

На острове на юге придется захватить две верфи, постоянно спускающие на воду новые умбарские боевые корабли. Для смены владельца придется высадить десант, два отряда пиратов опасности не представляют, а вот баллиста топит транспорт с одного попадания. Не беда, выпускаем порезвиться Тома Бомбадила и начинаем гонять осадное орудие, если его нет, первым высаживаем героев с той же целью. В момент захвата второй верфи приходит первая волна десанта, очень желательно к этому времени посадить все войска, кроме последнего отряда, на транспорты и отправить обратно. Оставшийся отряд вряд ли вернется. Темные будут высаживать десант на юго-западное побережье, в дело снова вступает флот — его основные цели транспорты, но и о безопасности не стоит забывать. Самая тяжелая — третья волна атакующих, эскадра должна погибнуть, но потопить максимальное число транспортов противника, очень эффективны будут корабли шторма. Между атаками проводим улучшения, особенно важно улучшить эльфийских лучников до использования серебряных стрел. Одновременно с последней атакой несколько отрядов умбарцев придут с востока, но для победы охотиться за ними не нужно.

Это важно: стройте нужные отряды до уничтожения первой волны атакующих, после прихода гномов не хватит командных очков.

Celduin

Бедные маленькие вкусные хоббиты.

Королю Даину необходимо вернуться в порт Эсгарота, но прямой дороги нет. Медленно продвигаясь, уничтожаем отдельные отряды врагов с восстановлением после каждого боя. Союзные отряды в гуще врагов нужно быстро отводить за свои основные силы, так можно спасти несколько отрядов лучников Дэйла. Некоторые проблемы может доставить тролль, но король с ним разберется в «честной дуэли». Таверны и аванпосты, захватываемые по дороге в порт, повысят приток ресурсов и дадут возможность нанимать лучников Дэйла.

Это важно: лучший способ борьбы с вражескими троллями, гигантами и слонами — не дать им сблизиться с нашими отрядами. Для этого подходит способность лучников Дэйла «черная стрела», вызывающая страх.

После соединения с войсками в порту нужно будет отбить атаку умбарских пиратов и харадримов, но для нашей армии опасны только три слона. Осталось самое сложное — форсирование мелководья под огнем катапульт, в роли собирателя их камней послужит сам король, бегающий впереди основной армии. Сразу за переправой произойдет очень сильная контратака темных, без использования сил отбиться будет сложно. Во время этой суматохи пара катапульт может попытаться уничтожить бараки, лучше, конечно, их сохранить. Дальше будет легче, лишь некоторые сложности могут возникнуть с мордорской крепостью, но по сравнению с побоищем на мелководье это мелочи.

Erebor

Разрушители — самые серьезные осадные орудия в игре. Если доползут до цели.

Все просто и без изысков — нужно защитить трон Эребора. До подхода первой волны атакующих, назначивших определенное время встречи, нужно построить крепость, наладить добычу ресурсов и захватить сигнальный огонь на юго-востоке. Крепость лучше всего ставить прямо перед мостом в центре карты, так, чтобы баллисты не могли бить по «своему» берегу, и улучшать ее до максимума, а западнее все отделить стеной. Пока приближаются войска врага, пару раз гномов навестят харадримцы со слониками, они послужат хорошей тренировкой для лучников Дэйла. Первый удар темных не страшен — гоблины и орки оптом со склада в Мордоре да залетный назгул. Вторая будет более жестокой — к нападающим присоединятся умбарцы и харадримы на слонах, а пришедшие строители попытаются отстроиться на нашей земле. Если есть катапульты, враг применит на них магическое оружие массового поражения и погибнут все войска в большом радиусе — стоит учесть при расстановке войск. С запада появится большая группа пиратов, с наглым видом отправляющихся громить наши тылы, — придется срочно перебросить по туннелям четыре-пять отрядов лучников. В паузе между атаками отлавливаем вражеских строителей и уничтожаем все постройки.

Последняя атака будет самой тяжелой и жестокой — много, очень много троллей. Если на западе есть стена, преграждающая проход, вся эта толпа интеллектуалов пойдет через мост, под огонь катапульт, но если ошибиться с расстоянием, их огонь будет очень «дружественным». Если король Даин и Том Бомбадил будут бегать по мосту перед вражеской армией с выкриками «вызываю огонь на себя», эффективность боевых действий возрастет. С востока к мордорцам придет группа поддержки в виде назгулов и троллей, а к нам с запада — Глорфиндель, король эльфов Трандуил и лучники из леса.

Dol Guldur

Хоть и финальная миссия, но совсем не сложная. Сразу после крепости рассаживаем маллорны по окрестностям, строим барак и кузницу, улучшаем их, первая цель — начать тренировать лучников Лихолесья — и вручаем каждому новобранцу по колчану серебряных стрел. Пока же очищаем окрестности от скверны: метателей топоров гномов и воинов Лориэна оставляем охранять владения, а Элронд с кавалерией и лучниками уничтожает логова пауков и продвигается к южному сигнальному огню. С несколькими отрядами лучников Лихолесья можно атаковать его защиту — герой должен гоняться за катапультами, не давая им выстрелить, конные копейщики — давить пехоту, а стрелки — уничтожать башни. Через несколько минут прибудут гномы Эребора во главе с Даином, Глоином и Глорфинделем. Повторяем операцию с северным сигнальным огнем и получаем поддержку второй эльфийской армии Трандуила и Арвен.

Нужно проникнуть за стены Дол Гулдура, но он надежно защищен катапультами на башнях, и лобовая атака приведет к большим потерям войск. Армии пока постоят в сторонке, а мы будем меряться силами: метеоритный дождь, наводнение и землетрясение обладают огромной мощью, сигнальных огней на этой карте достаточно, чтобы ожидание не было бесконечным. Уже в замке нас вежливо известят не только о контратаке Мордора, но и о времени ее начала и направлениях атаки. Ну что же, встретим их добрым словом и градом стрел. В результате такой затяжной осады ресурсов будет очень много, можно потратить их очень полезным способом — построить несколько эльфийских крепостей и улучшить до приручения гигантских орлов. Две таких птички уничтожают башню за один заход. После уничтожения катапульт можно атаковать и армией. Будут у врага и балрог, и черви, и страж, но ему уже ничто не поможет...

Таблица 1.
Стоимость и численность отрядов
Отряд Ресурсы Очки командования Численность
Люди
Солдаты Гондора 200 60 15
Стражи башни 350 60 15
Лучники Гондора 250 60 15
Следопыты Итилиэна 500 60 10
Дунаданские следопыты 250 60  
Рыцари Гондора 500 60 15
Рохирримы 750 60 15
Требуше 1000 25 1
Эльфы
Воины Лориэна 300 60 15
Часовые Серых Гаваней 300 60 15
Лучники Лориэна 300 60 15
Лучники Зачарованного леса 800 60 10
Конные копейщики Ривенделла 500 60 15
Энт 1000 50 1
Гномы
Стражники 250 60 15
Фаланга 300 60 15
Метатели топоров 250 60 15
Лучники Дэйла 500 60 10
Боевая телега 500 50 1
Разрушитель 600 25 1
Катапульта 800 25 1
Мордор
Орки-воины 100 60 15
Орки-лучники 300 60 15
Истерлинги 400 60 15
Харадримы 500 60 10
Пираты Умбара 400 60 15
Горный тролль 500 50 1
Тролль-барабанщик 750 25 1
Атакующий тролль 1000 50 1
Слон 1600 100 1
Гоблины
Гоблин-воин 75 60 15
Гоблин-лучник 20 60 15
Паучки 300 60 10
Гоблины-наездники на пауках 600 60 6
Полу-тролли 400 48 8
Пещерный тролль 500 25 1
Горный гигант 1000 50 1
Изенгард
Урук-хай 300 60 15
Арбалетчики-уруки 300 60 15
Пикенеры-уруки 400 60 15
Берсерки-уруки 300 20 1
Наездники на варгах 500 60 10
Таран 400 25 1
Мина 500 10 1
Осадная лестница 150 4 1
Баллиста 300 25 1
обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.5
проголосовало человек: 231
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования