ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

’–ќЌ» » ¬»–“”јЋ№Ќџ’ ћ»–ќ¬

јвтор материала:
“имур ’орев
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є8 (81) август 2008
вид дл€ печати

World of Warcraft
“ри шамана

∆анр:
»здатель:
Blizzard Ent.
—истемные требовани€:
PIV-1.2GHz, 256MB, 32 MB video, 56k (PIV-2.4GHz, 512MB, 256 MB video, broadband)
јдрес в сети:
–ейтинг: 98%

јрмейска€ дисциплина есть точное исполненье приказов. ”ставным идеалом была бы арми€, котора€ тыс€чи грудей и мыслей переплавл€ет в единую грудь, мысль и волю. »менно этому служит вс€ военна€ выучка, муштра, зан€ти€ и маневры. ј недос€гаемой целью представл€етс€ арми€, котора€ действовала бы буквально как один человек, будучи сама творцом и исполнителем стратегических планов.

¬ ком же воплощен такой идеал? “олько в индивидууме; никого ведь не слушаешь столь охотно, как себ€ самого; и никто не выполн€ет приказов столь рь€но, как тот, кто сам себе командир. »ндивидуум не может броситьс€ врассыпную, отказать себе самому в послушании и тем более роптать на себ€ самого.

—. Ћем, «—емь путешествий “рурл€ и  лапауци€»

Ёта истори€ началась в один прекрасный весенний денек, когда над Ўтормовым си€ло свежее после дожд€ солнце. јль€нс привычно бегал по булыжным мостовым по аль€нсовским делам. “орговцы наперебой расхваливали свой товар в торговом квартале, аукционисты не успевали принимать ставки («—тавлю на черную каракатицу!»), а в замке озабоченные схватками с ќрдой бойцы провер€ли снар€жение перед очередным походом на пол€.

√нумы из ларца

«¬ этот день мы гул€ли по Ўтормовому и дули гномье пиво. Ќичто не предвещало беды».

ѕаладин с колдуном в этот день привычно бродили по мостам и старым кварталам, попива€ гномье пиво. “орвар жаловалс€ на то, что штаны имени —олнечного —тража жмут в талии, колдун разъ€сн€л тонкости работы над ежедневными квестами дл€ весель€ и выгоды, и оба обсуждали разбойницу —корпи — она в знак протеста против запрета альпинизма засела на крыше таверны «Ћьвина€ ста€» и наотрез отказалась оттуда слезать, пуга€ по вечерам экскурсии туристов громкими лозунгами и призрачным си€нием клинков. Ёльфийка-св€щенница моталась по городу с камерой, выискива€ удачные ракурсы дл€ « луба игропутешествий» и пыта€сь выловить в каналах легендарного крокодила.

ћир снова грозил изменитьс€ — быстро и неотвратимо. √ладиаторы готовились во всеоружии встретить новый спортивный сезон. ѕолзли малоправдоподобные слухи о том, что выдавать права на вождение базовой модификации лошадей начнут не с сорокового, а с тридцатого уровн€. ” паладина хватало поводов побрюзжать на тему «добрых старых времен, когда за кон€шкой нужно было еще побегать», но даже он захлопнул рот, когда у входа в крепость Ўтормового увидел их.

Ёто были гнумы. „ислом п€ть. ќни вошли в холл по каменным ступен€м и теперь, перебира€ кривыми ножками, неторопливо семенили к тронному залу. ¬ообще, в самом по€влении карликов в славном замке не было ничего особенного. «десь видали и орков, и тауренов, мечтающих сразитьс€ с храбрецом Ѕольваром и раздраконить его вдребезги пополам, попутно зачистив бойцовский клуб за тронным залом.

«— нас! — нас началась эта истори€!»

ѕо Ўтормовому посто€нно шныр€ют гнумы, а во времена знаменитых «гнумских гонок» гильдии они вовсе проносились по городам свирепой ордой... но они обычно не маршируют строем! «агадочна€ п€терка карликов шла лапка в лапку бок о бок, приковыва€ взгл€ды и своим видом останавлива€ бегущих по делам жителей города.

ќдинаковые розовые челки и оттопыренные уши. ќдни и те же камзольчики с символом химической колбы, сиреневые посохи и бирюзовые одежды. ѕодн€вшись в круглый зал нестройной толпой, гнумы остановились и вдруг одним движением образовали правильный ромб — четверо разошлись в стороны, один осталс€ в центре.

— “ы видишь то же, что и €?  акого хемул€? „то это такое? — спрашивали друг друга притормаживающие горожане, собира€сь вокруг таинственной компании.

√нумы, посто€в несколько секунд, синхронно помахали лапками и тут же бросились в пл€с, чтобы потом снова перестроитьс€ в другую фигуру, демонстриру€ чудеса шагистики.

— Ќе-не-не-не-не, только не мой мозг! — орали горожане, вид€, с какой нечеловеческой и даже некарликовой точностью странные гости двигаютс€, прыгают в разные стороны и тут же смыкают р€ды — никогда по отдельности, только все разом.

— наступлением лета лед€ной дух поселилс€ в подземель€х «ангара. Ќо когда это гномы бо€лись холода?

—реди зевак сто€ли и поглотители гномьего пива.

— ћне как-то плохо веритс€, — усомнилс€ вслух колдун, — что п€теро гнумов сговорились, сотворились, развились, оделись и брод€т здесь ради всеобщего весель€, тщательно отрепетировав весь этот балет.

— „то-то есть в них очень ненормальное, — покачал бородой паладин. — ƒаже по меркам карликов. ќни словно не живые... ¬роде как телеуправл€емые роботы, заводные овцы!

√нумы продолжали танцевать и перестраиватьс€, разворачиватьс€ маневром «все вдруг» и призывать по п€ть синих вихрей магии.

— “акие штучки — в духе  орол€ нежити, но эти реб€та выгл€д€т живее всех живых, — ответил карлик. — » на роботов они совсем не похожи, это просто тебе уже везде мерещатс€ железки. Ћично мне эти гнумы напоминают... — ќн задумалс€ и, подбира€ мысль, щелкнул пальцами. — Ћадонь! “очно, они словно пальцы одной руки.

— ” них просто один разум на всех! — воскликнул паладин в озарении. — Ќо как?

«агадка эта требовала немедленного разрешени€, и очередную папку тайноискатели озаглавили так: «ƒело о п€ти гнумах».

 оробейники

ѕлохо человеку, когда он один.

√оре одному, один не воин —

 аждый дюжий ему господин,

» даже слабые, если двое.

ј если в партию сгрудились малые —

—дайс€, враг, замри и л€г!

ѕарти€ — рука миллионопала€,

—жата€ в один гром€щий кулак.

¬. ћа€ковский, «¬ладимир »льич Ћенин»

Ћегенды о геро€х-клонах уход€т в глубины древних виртуальных миров.  амелот еще помнит, как в его темные годы среди замков и снегов можно было встретить команды, соединенные незримыми узами. ¬ жестоком мире Shadowbane, где в войнах гильдий численный перевес может решить исход битвы, герои призывали на помощь собственных клонов. —реди звезд галактики EVE регул€рно встречаютс€ целые звень€ кораблей, управл€емые с единого командного мостика.

Ћетний огненный фестиваль — хороший повод покружитьс€ в безумном хороводе у магического шеста.
«ћы не клоны! –азве вы не видите, что у нас бороды разного цвета?»

ƒа и в мифах јзерота брод€т предани€ о том, как в рейды уходила команда из сорока героев, на ментальном уровне собранна€ в единый раз€щий кулак.

Ёто €вление, при котором сразу два или более героев управл€ютс€ как один, достаточно редкое. » называетс€ оно Multiboxing, или, по-нашему, мультибокс.


Ќазвание это прижилось в те далекие времена, когда удивл€ть прохожих в виртуальных мирах можно было только при помощи нескольких компьютеров с объединенным управлением. Ќа каждой машине, на каждом «боксе» — один персонаж.  лавиатура и мышь транслируют ввод на несколько машин либо через разветвители, либо через несколько беспроводных приемников. ¬ результате несколько героев двигаютс€, сражаютс€ и танцуют в унисон.

Ќичего удивительного в том, что «мульти€щик» — такое редкое €вление. ¬рем€ от времени увлеченные клонированием люди попадают в репортажи из цикла «Ќет-ну-вы-представьте-чем-некоторым-не-лень-заниматьс€». ¬ыстроившиес€ в р€д коробки компьютеров, бухты проводов и целые массивы мониторов вокруг рабочего места — зрелище порой не менее фантастическое, чем гнумский кордебалет.

Ќо кто захочет ради чудес мультибокса трудитьс€ не поклада€ рук и не закрыва€ кошелька? ¬едь придетс€ сделать очень многое:

  • купить несколько идентичных компьютеров, набитых одинаковыми железками — вплоть до номеров партий;

  • приобрести и настроить специфическое железо дл€ трансл€ции ввода на несколько машин;

  • подвести к каждому компьютеру интернет;

  • при необходимости — модифицировать электросеть, чтобы в разгар жаркой битвы в доме не выбивало пробки;

  • озаботитьс€ покупкой мощного кондиционера, способного гнуть свою линию на фоне нескольких включенных компьютеров и мониторов;

  • приготовитьс€ ежемес€чно получать безумные счета за электроэнергию.

¬се это объ€сн€ет, почему долгое врем€ виртуальное клонирование оставалось уделом чрезвычайно увлеченных людей. ¬ремена изменились, когда в игровых компьютерах нарисовались дву€дерные процессоры и гигабайты пам€ти, а World of Warcraft перестал хоть сколь-нибудь серьезно нагружать вычислительные мощности.

“еперь даже средний по меркам требовательного жанра боевиков компьютер без особого напр€жени€ осилит двух героев (это, конечно, несерьезно) и даже трех (а вот это уже кое-что). ’ороший дву€дерник или дешевый четырехъ€дерник, дополненный мощной видеокартой и четырьм€ гигабайтами пам€ти, без труда выт€нет и п€терых персонажей, а это, на минуточку, цела€ команда, чь€ вол€ направл€етс€ с одной клавиатуры!


 то защитит честь одинокой волшебницы, если не три ночных эльфа?

Ќа вопрос ««ачем?» ответить легко — мало в игре вещей, с которыми бы не справились п€теро. √рамотно подобранна€ и снар€женна€ п€терка одолеет любое групповое подземелье јзерота и ƒраэнора и даже сможет замахнутьс€ на некоторые из героических версий! ќна осилит самые сложные квесты, одолеет любого элитного монстра — от ’оггера до сыновей √руула.

≈жедневные квесты п€теро героев смогут выполн€ть с п€тикратной отдачей. Ќи одна травинка и ни одна рудна€ жила не уйдет от великолепной п€терки, если сделать одного шахтером, а другого травником (разве что поиск может стать проблемой — основна€ мини-карта ведь одна). —брасывайте ненужные и «прилипчивые» вещи чародею на распайку, отдавайте алхимику былинки стихий, складывайте в сумки портному отрезки ткани, и така€ «мануфактура» сможет не только обеспечить себ€, но и выйти всей командой на рынок!

Ќо насто€щее призвание героев системы «ћультибокс» — на пол€х сражений, в стихийных бо€х на свежем воздухе и на аренах. ѕ€ть огненных шаров, прилетевших внезапно и плавно, любого огорчат... до невозможности. ѕредставьте рощу деревьев, выращенную п€тью друидами, или армию стихийных духов. ѕосле п€ти прицельных охотничьих выстрелов у любого здоровье будет уже не то. ј если при этом за п€тки кусает свинь€, жжетс€ €довитый скорпион, вдалеке воет волк, шипит и плюетс€ молни€ми пернатый змей, летуча€ мышь вопит, распустив крыль€, — тут кому угодно станет не по себе.

ћультигерой никогда не подведет, не бросит и не начнет тупить. ќн не задумыва€сь выполнит каждый приказ. ќн никогда не стащит под шумок ценную вещь, не уйдет курить и не воскликнет в середине подземель€: «ќй, мама ругаетс€, всем пока-пока!»

¬ каком-то смысле мультигерой — идеальный боец.


Ќо к преимуществам «мульти€щиков» прилагаютс€ и очень серьезные недостатки. Ќапример, финансовый вопрос: в этом смысле клонированные персонажи сродни твинкам — геро€м, перегнавшим в снар€жении свой уровень. Ќо если твинк мог подн€тьс€, пользу€сь только деньгами «старшего брата», то здесь цена вопроса — п€ть игровых коробок и п€тикратна€ абонентска€ плата, а такие суммы могут расхолодить любого (хот€ по сравнению со стоимостью п€ти компьютеров это суща€ мелочь).

  сведению: еще одна стать€ расходов — специфические программы, «копирующие» нажати€ клавиш сразу в несколько окон. —то€т они сравнительно недорого, и вдобавок у них есть бесплатные аналоги.

Ќо и в игре команде будет непросто добыть денег на житье-бытье — каждого из п€ти героев надо одеть и обучить, всем надо чинитьс€, каждому надо купить скакуна и летающую скотинку. —о снар€жением, правда, дела обсто€т не так плохо: вс€кую мелочь можно добывать квестами, а если героев не три, не четыре, а именно п€ть, зачистка подземелий быстро снабдит всех «синевой» подход€щего уровн€. ќднако цена скоростных грифонов или мантикор дл€ всей группы — под тридцать тыс€ч золотых. ƒаже с помощью уже развитых и снар€женных героев накопить такую сумму будет очень непросто.


’ажар, —агаан, Ќойон: брать€? — Ќикак нет, один шаман в трех лицах!

¬тора€ проблема — управление. ћультикоманда обычно обладает прочностью чугунной плиты и примерно такой же гибкостью. ќдин человек, как ни крути, не сможет думать за нескольких героев так же быстро и эффективно, как за одного.

Ќо трудности существуют дл€ того, чтобы их преодолевать, особенно если на вашей стороне — суровый паладин, забронированный от макушки до п€т, смешливый колдун со своим верным демоническим стражем и эльфийка-св€щенница, чародействующа€ в меру способностей.


***

ѕ€ть персонажей — этого дл€ начала многовато, а двое — еще не толпа. “ак что в одну прекрасную ночь из обломков спасательных шлюпок космического корабл€ «Ёксодар» выбрались три молодых драэне€, еще даже не обросшие бородой щупалец. ќни были бледны после космической болезни, а их рога от удара оземь завернулись к затылку.

— “ы? — спросил ’ажар, тыча пальцем во второго драэне€.

— я, — ответил —агаан и обернулс€ к третьему.

— » € тоже! — подтвердил Ќойон.

Ёто был первый шаг ’ажар-—агаан-Ќойона на острова јзерота — и огромный скачок дл€ всего мирового драэнейства.

ћультибокс — с чего начать?

„тобы попробовать свои силы в «атаке клонов», не об€зательно покупать несколько системных блоков и мониторов — во многих случа€х можно обойтись и одним компьютером. ѕроверить возможности своей машины достаточно просто.

ƒелаетс€ это так: на сайте World of Warcraft вы входите в меню управлени€ логином и самого себ€ приглашаете в игру в качестве друга — пункт Recruit-A-Friend. “ак вы получите в свое распор€жение до четырех ключей дл€ пробных логинов. ќсталось только создать сами логины.

ќчень важно, чтобы вбиваемые имена владельца логина и данные совпадали с вашим основным именем. ѕочему? ѕотому что мультибокс — это по определению один человек за компьютером. ≈сли его герои «по документам» будут принадлежать разным люд€м, любой GM смекнет, что имеет место быть дележка логина — вещь запрещенна€. ј персонажи-клоны по пон€тным причинам попадают на глаза игровым мастерам очень часто.

ќсталось лишь запустить желаемое количество копий игры, войти основным персонажем, создать нескольких альтернативных и устроить «встречу на нейтральной полосе». ѕригласите «пробников» в команду (сами они этого делать не могут), «зацепите» их за геро€, чтобы они бегали за ним гуськом, и оцените производительность компьютера — замерьте частоту кадров на природе и в городах. ћожно стерпеть падение частоты кадров и подгрузки в городах — особенно в Ўаттрате и около аукционов в часы пик.

¬ы€снив планку, которую осиливает ваш компьютер, можно приступить к делу — перевести пробные логины в действующие, купить при необходимости дл€ каждого дополнение The Burning Crusade и раздобыть программу дл€ мультибокса. —ейчас их существует несколько, среди них есть платные, есть бесплатные — выбрать подход€щий вариант можно на форуме dual-boxing.com.

ќсталось лишь подключить программу, собрать героев в команду и углубитьс€ в тонкости настройки гор€чих клавиш и макросов. Ќо не ждите, что с самого начала будет легко. ћультибокс — хобби, требующее внимани€, стратегического мышлени€ и умени€ предусмотреть ответы на самые разные игровые ситуации. ѕастухи персонажей-клонов говор€т так: «Ёто зан€тие сродни моделированию кораблей — в нем столько нюансов и кропотливой работы, что сам процесс становитс€ важнее достигнутого результата».

≈динство похожих и непохожих

Ќе наше счастье — счастье вдвоем!

— классом спа€йс€ четко!

 оммуна: все, что мое, — твое,

 роме — зубных щеток.

¬. ћа€ковский, «¬ повестку дн€»

¬ыбор класса дл€ мультибокса — дело крайне ответственное, от него зависит, на что сгодитс€ мультигерой. Ќапример, маги — у них есть отличные возможности дл€ убийства монстров и сражений с другими игроками: огромный урон, способность замедлить и приморозить к земле. Ќо нет возможностей дл€ танковани€, нет лечени€, а это значит, что в подземель€х равного уровн€ им придетс€ нелегко, да и что делать, если одного из них убьют? –азве только курить, пока тот бежит с кладбища.

«¬ джунгл€х опасно бродить одному — возьми телохранителей!»

ƒруиды — очень интересный вариант дл€ подземелий: они могут танковать, лечить и метать заклинани€, и это не говор€ уже о воскрешени€х (раз в двадцать минут) и о роще деревьев, котора€ может любого врага дровами закидать. ƒруиды — хороший, годный мультикласс, хот€ управл€ть ими нелегко, если один, например, станет мишкой, другой обернетс€ совой, а третий — деревом.

 олдуны — тоже интересный вариант. ” них есть танкующие, управл€ющие и нанос€щие урон демоны. ќни могут и сами танковать монстров, выкрадыва€ у них жизнь (самолечение куцее, но оно есть). —трах и ужас — оружие самообороны колдунов, а если не повезло, пригодитс€ камень душ. ƒюжина прокл€тий, залп болтами тени — такое мало кто выдержит.

¬оины, разбойники, паладины ¬озмезди€ и вообще все классы ближнего бо€ дл€ клонировани€ не год€тс€ совсем. ѕочему? ѕотому что ближний бой подразумевает беготню, прыжки, повороты — все, чтобы удары ложились в цель. ”правл€€ мультигероем, игрок может с высокой точностью направл€ть лишь одного, главного персонажа. ¬се остальные движутс€ за главным, как вагончики за поездом, и заставить их колотить врага с той же точностью и энергией просто невозможно, хот€ эксперименты по этому поводу ведутс€ уже давно.

Ќикто не мешает собрать под одной крышей сразу несколько классов. Ќапример, вз€ть традиционную п€терку — танк, лекарь и три убойно-управл€ющих класса дл€ планомерных зачисток подземелий. ¬от только управление такой оравой может причинить немало головной боли. ƒаже два разных класса в одной команде — это уже сложности с управлением: тут надо либо раскатывать два р€да гор€чих клавиш и играть на них, как на ро€ле, либо вешать умени€ из двух разных комплектов на одну клавишу. ¬ любом случае придетс€ «думать» сразу за два класса, а это — непросто.

  счастью дл€ нас, разработчики предусмотрели в игре класс, который будто изначально много лет назад был придуман дл€ мультибокса.

Ёто шаманы.

Ёнерги€ синергии

я всю свою звонкую силу поэта

“ебе отдаю, атакующий класс.

¬. ћа€ковский, «¬ладимир »льич Ћенин»

ƒоступные расы: орк, тролль, таурен, драэней.

¬етви развити€: стихи€ (маги€), улучшение (ближний бой), восстановление (лечение).

ƒоступна€ брон€: ткань, кожа, кольчуга (после 40 уровн€).

ƒоступное оружие и снар€жение: одноручные и двуручные булавы, одноручные и двуручные топоры, посохи, кинжалы, кастеты. Ўаманы ветки улучшени€ могут навостритьс€ брать оружие в обе руки.

”никальна€ дл€ класса шаманов игрова€ концепци€: усиливающие, лечащие, убойные и другие полезные эффекты, работающие в некотором радиусе от вставленного в землю тотема — он действует от нескольких секунд до двух минут.  аждый шаман может установить до четырех тотемов (по одному на каждую стихию — земл€, огонь, вода, воздух).

¬ игре шаманы — универсальный класс поддержки, способный и наносить урон, и лечить, и усиливать группу.

Ўаманы стихий — ударный магический класс, рассчитывающий на экономию маны при помощи критического эффекта заклинаний.  оманду они могут поддержать тотемом €рости, усиливающим шанс критического урона и попадани€ заклинаний на 3%.

Ўаманы улучшени€ — нанос€т очень серьезный урон в ближнем бою, использу€ особые улучшени€ оружи€. Ќезависимость от магии делает эту ветку очень привлекательной дл€ одиночного развити€.

Ўаманы восстановлени€ — признанные рейдовые лекари. ќни мало подход€т дл€ лечени€ одной цели, но в массовом исцелении с ними мало кто сравнитс€ — как в подземель€х, так и на пол€х сражений.


Ўаман спит — тотем продолжает работать!

»так, что же хорошего есть в наших сыновь€х природы, геро€х молнии и электрошока? ¬о-первых, каждый из них самодостаточен: любой шаман может наносить урон на рассто€нии одному или нескольким врагам сразу, лечитьс€, сражатьс€ в ближнем бою, воскрешать, самовоскрешатьс€ (раз в час) и поддерживать себ€ тотемами. Ёто означает, что группа шаманов с единым разумом может выполн€ть практически все роли в игре, позвол€€ игроку не думать над совмещением классов.

ѕравда, танковые способности шаманов весьма и весьма зыбки — многие даже скажут, что их нет совсем. ” этого класса нет активных приемов, чтобы вывести врагов из стро€ (если только вы не таурен), и почти отсутствуют контролирующие умени€. Ўаман не может избавитьс€ от ненароком схваченного Aggro. ¬добавок шаманы стихий сильно завис€т от магии и почти не имеют возможности ее пополнить. Ёто недостатки класса.

Ќо дело обстоит так, что у мультишамана недостатки быстро сход€т на нет, а достоинства многократно усиливаютс€ — чем больше героев ходит под одной «крышей», тем больше про€вл€етс€ эффект взаимоподдержки, синергии.

¬озьмем простую житейскую ситуацию: в сражение идут п€ть абстрактных шарообразных шаманов в вакууме.

  • ќни могут выставить на поле бо€ двадцать разных тотемов, усилив себ€ по самое «не хочу». ƒл€ врага срубить такой «лесок» — задача нетривиальна€.

  • ƒействие многих тотемов складываетс€: например, п€ть лечебных тотемов — это практически полноценное исцеление дл€ всей группы. ѕ€ть огненных взрывных тотемов — мощный удар по площади. ѕ€ть замедл€ющих тотемов, установленных по очереди, будут цепл€ть за ноги всех врагов в округе непрерывно. ѕ€ть тотемов дрожи сделают почти невозможным сколь-нибудь долговременное овцевание шаманов или массовый страх. ѕ€ть тотемов  аменного когт€ возьмут на себ€ «танковые» роли до по€влени€ стихийных тотемов, способных призвать каменных элементалей — полноценных танков на службе мирового шаманства.

  • «аброшенные в толпу врагов п€ть цепных молний снесут здоровье не только основной цели, но и тем, кто случитс€ поблизости. “акой удар сильно деморализует.

  • ÷епное лечение, брошенное каждым шаманом на себ€, вылечит всю команду: не надо целитьс€ и выбирать самого дохлого из компании — цепь выберет цель сама. ќборвать такое лечение можно только одним способом — заткнуть или вывести из стро€ всю группу, а это задача оп€ть-таки нетривиальна€.

  • ¬ подземель€х час «остывани€» умени€ самосто€тельно воскрешатьс€ у п€ти шаманов разделитс€ на п€ть: группа может свободно дохнуть каждые двенадцать минут — никому не придетс€ бежать с кладбища. Ћишь ремонт может стать ограничением на число неудачных попыток, но почему бы не сделать одного из шаманов инженером, способным сколотить робота-ремонтника?


Ўаманы умножают свои умени€ с числом — именно поэтому они стали самым попул€рным классом у поклонников мультибокса.

Ўаманы из –омашково

≈сли ты параноик, это еще не значит, что они не идут за тобой по п€там...

ћудрость мультибокса

—агаан и Ќойон сто€т по колено в траве среди дым€щихс€ обломков, пока ’ажар осваиваетс€ с куцым комплектом умений. —делать первый шаг не так просто, даже если все три геро€ уже соединены на ментальном уровне. ’ажар делает шаг — и его напарники повтор€ют движение. » все хорошо, но они шагают в разные стороны, тер€€ друг друга из вида внезапно и плавно, — приходитс€ всел€тьс€ в каждого по очереди и вручную возвращать на место.

”правл€ть мультигероем очень непросто, и передвижение — цела€ наука. ≈е краеугольный камень — система сопровождени€ одним героем другого, команда «/follow».

’ажар — основной персонаж, все его клавиши движени€ остаютс€ прежними. Ќо дл€ —агаана и Ќойона он должен стать ма€ком, светочем во тьме, наседкой, к которой они, словно цыпл€та, бегут всегда и везде по первому же приказу. Ќа клавишу, котора€ дл€ ’ажара означает «¬перед», его напарникам вешаетс€ макрос:

/follow Hazhar

“еперь, когда главный герой побежит вперед, другие сами пристро€тс€ ему в хвост. «абота «паровоза» — не потер€ть «вагоны» на крутых поворотах. ¬прочем, при помощи дополнени€ Twoboxtoolkit и ему подобных «вагоны» сами шепотом предупреждают «паровоз» о том, что застр€ли и «отцепились».


 лонированные герои многим кажутс€ чуть ли не исчади€ми зла — темными, подозрительными, опасными.

 огда ’ажар останавливаетс€, —агаан и Ќойон тоже останавливаютс€ и толп€тс€ за его спиной. ¬ыгл€дит это не слишком аккуратно, даже когда напарников двое. ƒл€ мультигеро€ эстетический момент очень важен, так что нам нужен способ выстроить команду в р€д, чтобы залп заклинани€ми выгл€дел красиво.

ƒл€ этого нам пригодитс€ второй комплект клавиш передвижени€ дл€ напарников, чтобы двигать группу можно было независимо от ее ведущего персонажа. Ќо как сделать, чтобы по одному нажатию клавиши один герой делал шаг влево, а другой — вправо? ќчень просто — помен€ть им местами направлени€ движени€. ѕусть дл€ —агаана нажатие клавиши «¬право» означает движение вправо, а дл€ Ќойона — наоборот. “еперь, когда «поезд» остановитс€, достаточно один раз нажать клавишу «¬право», чтобы команда выстроилась симпатичным треугольником, и нажать клавишу «¬лево», чтобы напарники вновь пристроились в хвост ’ажару.

≈сли коллег не двое, а четверо, проблема становитс€ серьезнее, но и ее можно решить, если по одной клавише заставить одного геро€ идти вперед, другого — назад, а остальных — влево и вправо.


ѕервый навык игрока, управл€ющего мультигероем, — передвижение и рассредоточение. Ќеплохо повесить куда-нибудь клавиши поворота, чтобы разворачивать героев в нужном направлении, словно башни танка. Ѕольшой точности ожидать не стоит, погрешности в позиционировании неизбежны — даже если направить персонажей в одном направлении и приказать бежать строем, уже через пару дес€тков метров их траектории начнут расходитьс€. ѕри поворотах ошибки возникают сразу же, и очень серьезные. ћультишагистика — дело тонкое, и при желании можно научитьс€ двигатьс€ шеренгой через города на потеху прохожим, но, увы, на каждом повороте придетс€ строитьс€ заново.

¬ чистом поле мультикоманда напоминает стилем передвижени€ минометный расчет — мало остановитьс€, надо еще и подготовитьс€ к бою. ќдинокий герой может позволить себе, притормозив, сразу же начать заводить боевое заклинание. ƒл€ вожака мультистаи это чревато тем, что бой начнетс€ до того, как подт€нутс€ основные силы. ≈го задача — подойти к монстру на метр-полтора ближе максимального рассто€ни€ залпа, но остановитьс€ достаточно далеко, чтобы не привлечь ненужного внимани€. ћультигруппа проигрывает в скорости реакции — выйд€ на позицию, основной персонаж должен секунду-другую подождать, пока напарники не останов€тс€ и не зафиксируют его цель.

“олько после этого начинаетс€ бой.

“рубка — п€тнадцать, прицел — сто двадцать

ќдного шамана лечу, на другого смотрю, третьего примечаю, а четвертый в фокусе.

Ќеизвестный мультигерой

≈сли дл€ сопровождени€ геро€ важнее всего команда «/follow», то дл€ выбора цели нам понадобитс€ друга€ команда: «/assist». ќна позвол€ет выбрать цель цели.

Ёлитные монстры и такие же квесты — область, где мультигерои определенно си€ют гран€ми.

Ёто значит, что если ’ажар выберет цель и нажмет на кнопку заклинани€ молнии, то дл€ —агаана и Ќойона на той же кнопке должен висеть макрос:

/Assist Hazhar

/Cast Lightning Bolt

 ак он работает, €сно: беретс€ цель ’ажара, и уже в нее летит молни€. Ќо в макросах очень нежелательно забивать конкретные имена — это делает группу очень негибкой. Ћучше воспользоватьс€ третьей ключевой командой, облегчающей жизнь игрокам — поклонникам мультибокса: «/focus».

—мысл этой команды — альтернативный прицел, который работает независимо от основного. — ее помощью можно сделать так, чтобы —агаан и Ќойон держали ’ажара «в уме» и всегда думали о том, как угодить командиру.

ƒл€ начала надо собратьс€ в команду. ’ажару даетс€ макрос:

/invite Sagaan

/invite Noyon

/ffa

Ќа него надо нажать дважды, чтобы герои были приглашены в группу, а правило разделени€ добычи выставилось как Free For All, то есть — кто угодно может брать что угодно (опасатьс€ ниндз€ не приходитс€ — все свои).

Ќо мало позвать героев в группу, надо, чтобы они согласились в нее вступить. ¬ этом поможет дополнение Twoboxtoolkitили повешенный на общую дл€ всех героев кнопку макрос:

/script AcceptGroup();

/script AcceptQuest();

/script AcceptTrade();

/script RetrieveCorpse();

/script RepopMe();

/script ConfirmAcceptQuest();

/script StaticPopup_Hide(«PARTY_INVITE»);

/script StaticPopup_Hide(«QUEST_ACCEPT»);

„то это, Ѕэрримор? Ёто автоматический положительный ответ на приглашение в группу, на предложенную торговую сделку, на разделение квеста (брать квест каждым героем неудобно — проще вз€ть основным и поделить) и на попытку воскресить геро€. ƒве последних команды убирают ненужные окна и диалоги.

¬озможность прокатитьс€ с вершины горы на торнадо — одна из привилегий шамана.

“аким образом, если нужно что-то передать другому персонажу, надо открыть торговлю, выложить нужные вещи, нажать кнопку предложени€ и щелкнуть по гор€чей клавише макроса. √ерой «на той стороне» автоматически согласитс€ на что угодно. “о же самое делаетс€ при воскрешении и при разделении квестов.


ћы — в группе. “еперь надо засунуть ’ажара в «зону особого внимани€» других героев.  оманда проста, и ее можно затолкать на отдельную гор€чую клавишу:

/focus Hazhar

Ёто самый примитивный вариант. ќн хорошо работает в бо€х с монстрами, дл€ PvP уже слабоват. Ќо до PvP шаманам еще пилить и пилить — пока что нам хватает простых команд.

—ейчас, когда и —агаан, и Ќойон «имеют в виду» ’ажара, их ударные макросы можно записать так:

/cast [target=focustarget] Lightning Bolt

ќсновна€ цель достигнута! “еперь команда бегает вслед за ’ажаром и копирует его атаки. “ем же способом в линейку гор€чих клавиш записываютс€ шоки, цепные молнии — вообще любые атакующие заклинани€.

Ёто — база мультибокса. Ќо впереди еще много хитростей, тонкостей и сложных макросов, которые дадут нам сражатьс€ по правилу «один за всех и все за одного».

«“ы нарушил закон джунглей?»

я на вас жалобу подам!  оллективную...

х/ф «»ван ¬асильевич мен€ет профессию»

Ќадо сказать, мультигерой очень сильно выдел€етс€ среди любого пейзажа, особенно если он, по заветам классиков, составлен из одинаково выгл€д€щих персонажей одного и того же класса.

≈сли твинка сейчас создал чуть ли не каждый второй скучающий персонаж и все привыкли к толпам разбойников 19-го уровн€, то мультибокс — €вление очень редкое. ƒвоих клонов еще можно не заметить — мало ли героев, похожих друг на друга? Ќо трех персонажей, идущих шеренгой по улицам Ўтормового, уже ни с чем не перепутаешь. » собираютс€ на улицах толпы, и удивленно молчащие всадники скачут вслед за ’ажар-—агаан-Ќойоном, и разноситс€ весть: «“ройн€шки идут, тройн€шки!»

Ћюди по-разному реагируют на это необычное €вление. ѕо большей части удивл€ютс€: «„то за...?», «ќй, атака клонов!», « ак вы это делаете?», « ак это называетс€?»

Ѕелогрива€ и командор ћогрейн — есть врем€ рассмотреть их, пока они царапают паладина.

 то-то предпочитает тихо разгл€дывать шаманов.  то-то громко смеетс€ и показывает пальцем. Ќекоторые молча набрасывают на героев благословени€. ќднако странный вид ’ажар-—агаан-Ќойона многих наводит на подозрени€ о том, что где-то что-то нечисто.

«Ёто что — роботы какого-то нового типа?» — спрашивают прохожие гнумы, чу€ бесовщину. ѕорой добросовестные и усердные паладины, решив, что три шамана — махрова€ нелегальщина, решают доложить о происход€щем игровым мастерам и заранее об этом предупреждают шаманов, дескать, «Reported!»


Ѕдительность — это очень хорошо, и обычно ’ажар-—агаан-Ќойон отвечает, что, дескать, пожалуйста, сообщайте куда надо, мы не возражаем. Ќо в один прекрасный день мне попалс€ очень настойчивый паладин — он преследовал мен€ по всему старому кварталу Ўтормового и кричал:

— јга, попалс€, злостный нарушитель! √отовьс€! я говорил с игровым мастером, и он заверил мен€, что то, что ты делаешь, запрещено! ¬ыходи из игры, сейчас теб€ будут банить!

— Ѕред, — отвечал ему ’ажар-—агаан-Ќойон. — “акого не может быть. ¬еро€тно, ты говоришь неправду, а это — весьма чревато.

— јга, сейчас ты получишь на орехи! — торжествующе кричал паладин. — Ѕудешь знать, как заниматьс€ нехорошими делами!

— “ы мен€ утомил, паладин, — отвечал мультигерой. — Ќе к лицу воину света так нахально обманывать.

— я вовсе не обманываю! — завер€л паладин. — я говорю с ним вот пр€мо сейчас!

— Ќу тогда скажи ему, чтобы пообщалс€ со мной, — отвечал гордо мультишаман.

Ќесколько секунд паладин молчал, а потом слегка удивленно сказал:

— ј ведь и правда... мастер сказал мне, что ничего нелегального вы не делаете. ¬ы уж извините мен€, старика.

— Ќичего, — ответили шаманы. — Ѕдительность превыше всего, и долг каждого гражданина јзерота — сообщать о подозрительных €влени€х.


 аким бы странным и подозрительным ни казалс€ мультигерой окружающим — зан€тие это разработчиками World of Warcraft никак не караетс€ и не преследуетс€.

ћысль игрока, впервые столкнувшегос€ с мультигероем, проста: если они двигаютс€ так синхронно, значит, они, должно быть, роботы! ј кто не знает, что роботы — запрещены?

≈сли мультигерой встретилс€ игроку на поле сражени€ и первое впечатление от общени€ с клонами — п€ть молний в лицо и «здравствуй, кладбище», то вполне логично, что на волне эмоций игроку кажетс€: это нечестно, шаманы где-то жульничают! Ѕлагородный гнев переполн€ет игрока настолько, что ему даже не приходит в голову мысль о том, что на поле сражени€ п€теро героев, даже управл€емые разными игроками, вз€в одиночку в фокус, отправ€т его на кладбище всегда.


ѕредложени€ запретить мультибокс всплывают на официальных форумах регул€рно — и с той же регул€рностью челобитные получают отлуп. Ћогика разработчиков проста: человек заплатил за п€ть персонажей, он имеет право ими играть, если только не нарушает правил. ƒа, в правилах запрещена автоматизаци€, но когда на одно нажатие кнопки следует одно действие персонажа и даже п€ти персонажей — это криминалом не считаетс€.

ѕо представлени€м Blizzard, игрок пересекает грань дозволенного лишь тогда, когда использует скрипты, которые позвол€ют по одному нажатию выполнить два действи€ — например, бросить два заклинани€ подр€д. ј раздел€ть одно нажатие на сколько угодно героев, хоть при помощи особых клавиатур, хоть при помощи программ, — вполне можно.

¬капываем колышки

«» да не споткнешьс€ ты о свои тотемы!»

Ќеизвестный GM

ќгненный дух не прочь погон€ть шаманов по островам в поисках м€тежных элементалей.

“отемов у шаманов так много, что без макросов они вр€д ли смогли бы во всех разобратьс€. ѕервый тотем, принадлежащий стихии «емли, ’ажар-—агаан-Ќойон получил на четвертом уровне, выполнив задание земного элементал€. ƒело несложное — отстрел€ть нескольких сумасшедших духов, что брод€т поодаль!

Ќа дес€том уровне шаманов призвал дух огн€ и заставил бежать на другой конец острова, чтобы разобратьс€ с м€тежным огненным элементалем, возомнившим о себе слишком много. ’орошо еще, что бежать назад не пришлось — особые камни помогли телепортироватьс€ напр€мую к квестодателю.

ƒвадцатый уровень заставил команду дружно ныр€ть к рифам у северных берегов острова  ровавого тумана. ¬од€ной дух, выдава€ задание, совсем уже потер€л стыд и предложил геро€м отправитьс€ на  алимдор, в гущи эльфийского ясеневого леса. —о стоном, жалобами и другими громкими про€влени€ми возмущени€ команда выполнила все наказы и получила вод€ные тотемы.

Ќа тридцатом уровне главный шаман Ёксодара, самурай Ќобундо послал ’ажар-—агаан-Ќойона в горы, к духу воздуха. ¬збира€сь по узким тропкам, кл€н€ все на свете, герои гадали, куда на этот раз их бросит молодость?

 аково же было их удивление, когда элементаль, сто€щий на вершине высокой скалы, сообщил, что тотем выдаст за все предыдущие страдани€ просто так, без вс€ких квестов, да еще и в комплекте с обратным билетом. ѕри€тно удивленные щедростью воздушной стихии, герои плавно спустились по воздуху к подножью Ёксодара верхом на миниатюрных торнадо.


¬ √номерегане над ’ажаром вз€ли шефство колдун и незнакомый демон с секирой.

„ем больше у шамана тотемов, тем сложнее с ними всеми разобратьс€. Ќо тут на помощь не только мультигеро€м, но и обычным «одиночным» шаманам снова приход€т макросы, а именно — команда «/castsequence», позвол€юща€ несколькими нажати€ми одной клавиши забрасывать в землю несколько тотемов по очереди.

¬ыгл€дит макрос примерно так:

/castsequence Grounding Totem, Stoneclaw Totem, Magma Totem, Healing Stream Totem

√лавное — чтобы тотемы были от разных стихий. ”сложненный и более гибкий вариант того же макроса выгл€дит так:

/castsequence [nomodifier] reset=10 Grounding Totem, Stoneskin Totem, Magma Totem, Healing Stream Totem

/cast [modifier:ctrl] Totemic Call

–асшифровываетс€ он так — если просто нажимаетс€ кнопка ([nomodifier]), то идет раскладка тотемов, но каждые дес€ть секунд (reset=10) последовательность возвращаетс€ к началу.

ќднако если игрок дополнительно нажал Ctrl, заклинание ««ов тотемов» выдергивает из земли все тотемы, что шаман успел в нее воткнуть, в обмен на четверть истраченной на их установку магии. ƒержать их в земле после бо€ небезопасно: тотемы иногда раздражают случившихс€ поблизости монстров.


 омбинаци€ колышков — вопрос сам по себе очень интересный. Ќет смысла держать два одинаковых тотема «»сточник маны» (Mana Spring), их действие не складываетс€. «ато складываютс€ «»сточники лечени€» (Healing Spring), и они не помешают никогда.

¬стречу с повелителем ветра смело назову самым лучшим шаманским квестом!

»ли вз€ть, допустим, тотем  аменного когт€. ќн очень полезен в сражени€х с группами монстров, так как отвлекает на себ€ внимание и глушит монстров. Ќо вот беда — его действие длитс€ всего 12 секунд, а «остывает» он полминуты.

√руппа может обойти эту проблему, если в бою шаманы будут вонзать тотем в землю по очереди. —делать это можно, нажима€ одну и ту же клавишу, но дл€ этого придетс€ раздать геро€м разные макросы, каждому по одному из этих:

/castsequence reset=30 Stoneclaw Totem,,

/castsequence reset=30 ,Stoneclaw Totem,

/castsequence reset=30 ,,Stoneclaw Totem

 оличество зап€тых и макросов зависит от того, сколько у вас шаманов. ѕримерно тот же макрос надо использовать, раскладыва€ «пульсирующие» тотемы — Tremor Totem, Earthbind Totem. ќни «срабатывают» раз в три секунды — Tremor Totem пытаетс€ сн€ть с команды эффект страха и овцевани€, а Earthbind Totem замедл€ет врагов, оказавшихс€ р€дом. ≈сли шаманы выкладывают тотемы одновременно, тер€етс€ эффект синергии — даже лес тотемов будет пульсировать раз в те же три секунды. Ћучше всего забить такие тотемы в очередь и выкладывать их все по очереди — быстро, за три секунды, чтобы они срабатывали один за другим с пулеметной скоростью.

Ћечебное камлание

— — ума поодиночке сход€т. Ёто только гриппом все вместе болеют.

м/ф «“рое из ѕростоквашино»

ћногочисленность рождает самоуверенность — когда группа без труда одолевает «красные» квесты и сносит «красных» монстров на раз-два, рано или поздно наступит момент, когда мультигерой откусит кусок больший, чем сможет проглотить в один присест.

“огда приходитс€ засучивать рукава и лечить. Ћишь к сороковому уровню шаман получит магическое цепное лечение, которое перекидываетс€ на напарников и отлечивает всю группу без особых проблем. ƒо тех пор приходитс€ использовать более классическое заклинание — целебную волну, Healing Wave.

ћожно просто дать всем шаманам заклинание на одну кнопку, но так каждый будет лечить сам себ€, а это не лучший вариант, когда монстры наседают на кого-то одного.

ќдно из преимуществ мультигеро€ — можно разметить монстров значками дл€ себ€ самого. ¬раг силен — если не повезет, придетс€ долго и трудно лечить одного из шаманов.

ƒругой вариант — дать каждому макрос:

/cast [target=focus] Healing Wave

“ак все шаманы будут лечить главного персонажа (на то он и главный). Ќо этот скрипт не слишком полезен, когда бьют не ’ажара, а —агаана или Ќойона. “огда можно попробовать такой модифицированный макрос:

/cast [target=focustargettarget] Healing Wave

—мысл макроса такой — мы бросаем целебную волну на того, кого бьет монстр, на которого смотрит ’ажар. ¬ысоки шансы, что цель окажетс€ верной и лечение попадет куда надо.

Ќо € бы сказал, что лучше все-таки разложить лечение каждого члена группы по одной гор€чей клавише — например, на F1, F2, F3 и так далее. “ри геро€, по три макроса на каждого. Ќапример, дл€ ’ажара комплект будет такой:

F1: /cast [target=player] Healing Wave

F2: /cast [target=party1] Healing Wave

F3: /cast [target=party2] Healing Wave

ƒл€ —агаана и Ќойона гор€чие клавиши просто помен€ютс€ местами. „тобы вс€ команда не бросалась лечить одного геро€, можно забить лечение в последовательность, примерно так, дл€ трех разных героев:

F1: /castsequence [target=player] reset=alt, combat Healing Wave,,

F1: /castsequence [target=party1] reset=alt,combat ,Healing Wave,

F1: /castsequence [target=party2] reset=alt,combat ,,Healing Wave

“олько в этом случае придетс€ делать уже дев€ть разных макросов. »ли шестнадцать, или двадцать п€ть, если героев чуть побольше.

ћолодые ветра

¬ы на ерунду миллионы ухлопываете,

ј на изобретател€ смотрите кривенько.

ћиллионы эконом€тс€ на массовом опыте,

ј вы на опыт жалеете гривенника.

¬. ћа€ковский, «“оварищи хоз€йственники»

 весты — больное место мультигеро€. Ёту горькую истину ’ажар-—агаан-Ќойон пон€л очень быстро, когда обнаружил, что не все квесты можно вз€ть один раз и поделить — некоторые приходитс€ подбирать каждым героем. ¬се выполненные задани€ приходитс€ сдавать каждым шаманом по отдельности.

ѕаладин показывает шаманам смертельный номер — прохождение кафедрального собора јлого монастыр€ за одно сражение. Ќо где же Ѕелогрива€? «аблудилась! «а ней придетс€ сбегать.

Ќо насто€ща€ беда мультишаманов — квесты, в которых необходимо что-то собирать: шкурки бабочек, глаза пауков, потроха порос€т, грибы под деревь€ми — что угодно! ѕриходитс€ сначала отыскивать нужные вещи дл€ одного геро€... потом дл€ второго... потом дл€ третьего...

ј опыт за убитых монстров тем временем делитс€ на три части, четыре, п€ть — и призового опыта недостаточно, чтобы компенсировать потери.  вест безумно зат€гиваетс€. “ер€етс€ сам смысл мощной команды.

”же уровню к п€тому ’ажар пон€л, что все «сборные» задани€ следует по возможности игнорировать, чтобы не задерживать троицу в развитии.  весты на истребление монстров — вот где группа начинала си€ть гран€ми. ƒес€ть василисков, двадцать крокодилов, тридцать скелетов — опыт за каждого по-прежнему делитс€ на несколько частей, но квест, будь он выше на несколько уровней, выполн€етс€ быстро — команда проходит сквозь монстров, как нож сквозь масло, останавлива€сь лишь затем, чтобы попить, — шаманы стихий быстро расходуют магию, и вода у ’ажар-—агаан-Ќойона расходовалась сотн€ми литров.

¬ пещере завелс€ злобный йети? ѕоручите задание шаманам! Ќужно принести шкуру пантеры Ѕагтеры? Ќе вопрос — нате! ќсилим и орчиху из —тромгарда, если не подведут тотемы. Ќа то и команда, чтобы выполн€ть командные квесты!


ѕодземель€? »х забавно проходить с помощью старших товарищей — опыт течет рекой, ценные вещи оседают в сумках. ѕ€ть шаманов могут вообще не показыватьс€ на поверхности, проход€ подземелье полным составом раз за разом — когда оно надоест, придет врем€ перебиратьс€ в следующее.

√идра јку-ћай дала команде прикурить даже несмотр€ на превосходство шаманов по уровн€м.

Ќо дл€ тройн€шек такой вариант подходит мало — они могут одолеть подземелье, но компенсировать почти вдвое меньшие силы можно лишь уровнем. Ќа двадцать восьмом уровне ’ажар-—агаан-Ќойон прошел „ерные глубины (Blackfathom Deeps), подводные пещеры на северо-западе ясеневого леса. ќказалось, что сама€ больша€ проблема команды — нехватка магии в зат€жных сражени€х: если беглый монстр притаскивал за собой других, а син€€ полоска оставл€ла желать лучшего, команду ждали большие непри€тности.

“рехглавую гидру јку-ћай удалось одолеть с первого раза лишь чудом — она ликвидировала ’ажара, но обезглавленна€ команда еще трепыхалась и жглась шоками, пока монстр не рухнул в воду.


—ладкое слово «паровоз» знакомо каждому, кого старшие товарищи (лучше всего — 70 уровн€) хоть раз брали с собой в подземель€. ƒаже серьезные штрафы по опыту перестают играть роль, когда подземелье пробегаетс€ за двадцать-тридцать минут. —илач орудует где-то далеко впереди, а команда тихонько тащитс€ следом, стара€сь прикинутьс€ ветошью и не отсвечивать, чтобы не привлечь неча€нно внимание монстров.

ƒл€ поддержки ’ажар-—агаан-Ќойона выделили силы и колдун, и паладин. ќказалось, что стиль бо€ у них очень разный: колдун просто шел вперед по подземелью, се€ плевелы тлена и наслажда€сь белыми вспышками, в которых исчезали целые группы монстров.

ѕаладин действовал иначе — он с громким криком: «ј-а-а-а-!!!» мчалс€ по коридорам и пещерам, собира€ на себ€ всех монстров подр€д, чтобы завести их за угол и устроить небольшое аутодафе всем сразу.

Ћетний вечер в Ўтормовом

—олнце закатилось за шпили белокаменного города. √ород живет и бурлит. “орговцы лениво выставл€ют свои ценники. ”ставшие после боев и дальних походов герои неспешно курсируют между банком, почтовым €щиком и аукционом.

Ќа небольшой площади перед капитаном стражи стоит ’ажар-—агаан-Ќойон и пригоршн€ми рассыпает дюжину тотемов, которые освещают сумеречную площадь оранжевыми, синими, голубыми и зелеными огн€ми.

“ри шамана, дюжина тотемов — вечернее представление на площади перед банком.

√руппа выстраиваетс€ треугольником, и тотемы возникают на камн€х мостовой в шахматном пор€дке. ѕотом шаманы сход€тс€ вместе и выбрасывают ладони в приветственном жесте — €ркие тотемы загораютс€ в полумраке, выстроившись правильной окружностью. “олпа собираетс€ быстро.

— „то это?!!

—  ак, как они это делают? » главное, зачем?

—  ак красиво! ¬осхитительное представление!

— ѕо мне, так жутковатое зрелище.

— я видел как-то орка, который заклинани€ми звезду рисовал.

— ¬идеть клонов — это к победе!

— ј вот € помню, как-то раз встретилс€ с четырьм€ шаманами на поле сражени€. —несли мен€ моментом...

ƒаже те, кто считает мультибокс баловством и нечестной игрой, предпочитают отпускать нейтральные замечани€: «Ёто зан€тие дл€ снобов-буржуев, хвастающихс€ богатством и количеством компьютеров!» — но стоит переброситьс€ с недоброжелател€ми парой фраз, как они сами загораютс€ идеей: ««начит, можно обойтись одной машиной? » проверить возможности на пробных логинах? “ак-так-так...»

—ловно гирл€нды, тотемы зажигаютс€ и гаснут.  ак бенгальские огни, рассыпают искры электрощиты. ƒаже ордынские всадники, прибежавшие позаимствовать у јль€нса огоньку дл€ своих праздничных костров, невольно притормаживают, огребают лед€ной шок и спешно стараютс€ утечь от стражников.


***

√де-то в толпе сто€т паладин и колдун. ќни любуютс€ вечерним шаманским фейерверком и думают о чем-то своем.

¬друг гнум, словно очнувшись от дремы, пот€гиваетс€ и говорит паладину:

— ј помнишь, ты мне давеча жаловалс€, что ежедневные квесты тебе не шибко по нраву из-за проблем с уроном?

— Ѕыло дело, — кивает “орвар.

— ј чем мы хуже этих шаманов? ћы ведь можем делать теперь эти задани€ плечом к плечу!

— Ёто хороша€ мысль! — кивает паладин, оглажива€ седую бороду. — ћы сможем на пару перещелкать старые квесты, с которыми € не стал возитьс€. ¬от только кто будет главным?

— я, конечно! — смеетс€ колдун. — — тобой на хвосте € буду выгл€деть как кот с прив€занной консервной банкой!

» паладин с колдуном вновь отправились в поход — одной командой. Ќо это уже совсем друга€ истори€.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.8
проголосовало человек: 416
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€