ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

’–ќЌ» » ¬»–“”јЋ№Ќџ’ ћ»–ќ¬

јвтор материала:
“имур ’орев
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є9 (82) сент€брь 2008
вид дл€ печати

World of Warcraft
ѕ€теро шаманов

∆анр:
»здатель:
Blizzard Ent.
—истемные требовани€:
PIV-1.2GHz, 256MB, 32 MB video, 56k (PIV-2.4GHz, 512MB, 256 MB video, broadband)
јдрес в сети:
–ейтинг: 98%

” отца — детишек куча,

Ўумна€ семь€:

„иполлетто, „иполлуча,

„иполлотто, „иполлочьо

» последний — €!

м/ф «ѕриключени€ „иполлино»

Ќезнакомые планеты вис€т в звездном небе, прорезанном потоками стру€щейс€ магической энергии. —реди рыжей почвы тут и там с шумом вздымаютс€ пламенные гейзеры. ”грожающим силуэтом виднеетс€ на горизонте “емный ѕортал, и выгоревшие холмы полуострова содрогаютс€, когда мимо них проходит демонический робот, грохоча и завыва€.

ѕо камн€м и высохшим руслам полуострова ѕламени разноситс€ дробный цокот нескольких пар из€щных дренейских копыт. »ногда он стихает — вместо копыт краснозем холмов топчут призрачные волчьи лапки. —транна€ компани€ то и дело привлекает внимание полубезумных адских свинок. — диким визгом (снаружи свинь€, а внутри — Ћюцифер!) порос€та бросаютс€ навстречу отр€ду и понимают свою ошибку, только когда молнии обращают их в дым€щийс€ шашлычок.

÷елеустремленно и энергично, шлепа€ вод€ными щитами, помахива€ хвостиками и ослепл€€ аборигенов си€нием двух дес€тков тотемов, п€терка шаманов идет на штурм ƒраэнора.

”страива€ шоковую терапию местным зверушкам, следует погл€дывать, не подкрадываетс€ ли сзади очередной робот, желающий убить всех людей.

ќт двух до п€ти

— Ёто были апраханти. ќдин их вид уже наполн€ет вас ужасом, разве нет? ќни теперь стали редки, но звездные торговцы помн€т старые истории.

¬ернор ¬индж «ѕлам€ над бездной»

’ажар-—агаан-Ќойон, мультигерой-испытатель, побегав под присмотром старших товарищей по просторам јзерота, полностью выполнил свою задачу — опробовал в деле игру несколькими персонажами одновременно, в народе именуемую «мультибокс». ѕришло врем€ обратить могучее трио в неостановимый квинтет.

“рое сильнее одного, но в јзероте больше всего цен€тс€ «п€терки». ¬п€тером тут проход€т подземель€. ћеньше — группа потер€ет в силе, больше — не влезет за портал. ƒва раза по п€ть — счастливое число дл€  аражана и «уль-јмана. ѕ€тью п€ть — и мы идем в гости к серьезным боссам. ¬осемь раз по п€ть — и рейд отправл€етс€ на заснеженные пол€ сражений.

¬ отношении боев с ќрдой три геро€ имеют шансы на успех — например, они могут вписатьс€ в команду гладиаторов типа «3 на 3». ќднако только в весовой категории «5 на 5» мультигерой становитс€ действительно сильным. ƒюжина тотемов, как их ни расставл€й, не даст в бою такого эффекта синергии, как два дес€тка. –асширение было неизбежно. » оно произошло.

ѕервый шаг на Ћазурный остров — огромный скачок дл€ мирового дренейства.

ќдним прекрасным летним утром, когда на островах Ћазурного тумана так свежо, легко дышитс€ и полутона так красивы, из-под обломков спасательных капсул Ёкзодара выбрались п€ть прелестных дренеек.

— “ы? — с сомнением спросила одна из них, по имени јпраханти.

— я, — подтвердила јпраканти.

— » € тоже! — воскликнула јпраджанти.

— » мы! — махнули руками јпракванти и јпраганти.

ѕерва€ гигантска€ бабочка, пушиста€ и волоока€, свалилась оземь, сбита€ влет п€тью молни€ми.


ѕочему дренейки, а не внушительные дренеи? ѕочему такие схожие имена? ќтвет уместитс€ в три буквы: PvP. ѕлечистые потомки эредар выгл€д€т солидно, но на поле сражени€, не в обиду будет сказано тауренам, коса€ сажень в плечах скорее недостаток, чем достоинство. ј дл€ мультишамана несколько секунд, пока его не распознали в толпе, могут означать пару дополнительных звездочек на фюзел€же.

≈сли мирно настроенный ’ажар-—агаан-Ќойон еще мог позволить себе носить разные имена, то нова€ бойцова€ команда решила соблюсти традиции мультишаманов и выбрать имена так, чтобы максимально затруднить жизнь сопернику на пол€х сражений и на аренах. ≈сли перед тобой мелькают почти неотличимые клички, сориентироватьс€ намного сложнее, а уж отдать приказ напарникам вз€ть кого-то одного за жабры — тем более.

¬прочем, даже «маскировочные» имена можно подбирать по-разному.  то-то добавл€ет в них двойные и тройные буквы — так поступила известна€ в кругах поклонников мультибокса команда Ёллай: Aelli, Aellii, Aellie, Aellei.  то-то прибегает к диакритическим знакам — это делает голосовую св€зь соперника почти бесполезной, ибо как приказать напасть на кого-то конкретного, если имена одни и те же? ќни отличаютс€ лишь черточками или точками над отдельными буквами. Ќедостаток умлаутов очевиден — с персонажами, у которых вокруг имени хитрые закорючки, трудновато общатьс€, и подобные методы самообороны уже на грани нечестной игры. ј в јзероте даже им€ может послужить составом виртуального преступлени€ — в пам€ти еще свеж случай, когда охотника наказали за то, что он выходил на арену с питомцем, чье им€ по нелепой случайности совпадало с именем напарника-лекар€.

∆ива€ гроза

¬ыдь на берег — чей стон раздаетс€ на ручье у туманной сосны? Ётот стон у нас квестом зоветс€. “о бредут вп€тером шаманы!

ћультифольклор

јпраханти и ее команда медленно спустились с холма за первым квестом. «“ы жива?» — вскричал дреней по очереди каждой из них, выдава€ первый в их жизни квест. » повторилось все как встарь — истребить ползучих тварей, вылечить местных совунов, найти лагерь шпион€щих эльфов, переместитьс€ на соседний остров, к Ћазурной заставе.

” команды из п€ти шаманов урон с одного залпа почти в два раза выше, чем была в свое врем€ у ’ажар-—агаан-Ќойона. Ёльфы, бабочки, лесные лунные олени падали чуть ли не раньше, чем до них долетит клубок молний. ≈сли в прошлой шаманской жизни почти любого звер€ приходилось добивать электрошоком, то теперь команде, чтобы подобрать добычу, приходилось бегать к обугленным тушкам животных за тридев€ть земель — туда, где звер€ застала мгновенна€ электрическа€ смерть.

ќгненный дух пытаетс€ вспомнить, которой шаманке он давал квест на тотем.

Ќо месть островной живности очень быстро настигла јпраханти и компанию — уже к п€тому уровню шаманки вдруг пон€ли, что доступные квесты... кончились!

Ќевозможно!  ак такое могло случитьс€?  огда € задал себе этот вопрос, ответить было некому — все дренеи Ћазурной заставы отвернулись от Ќеистовой ѕ€терки. ¬сему виной был урезанный почти в четыре раза опыт, приход€щий со зверей и монстров (мог быть урезан и в п€ть раз, но призовой опыт «за группу» его немного компенсирует). —оздатели острова €вно не рассчитывали на то, что кто-то будет делать вп€тером квесты, которые вполне осилит один-единственный персонаж. јпраханти с компанией отстала от запланированного разработчиками роста в уровне. » пришлось шаманкам, скривившись, почти час зачищать местный лес от кусачих шипастых цветов, выполн€€ квест на сбор лекарственных трав.

ќх уж эти «коллекционные» задани€... ћногие их инстинктивно недолюбливают, в глубине души не понима€, почему некоторые зебры не оставл€ют после себ€ копыт, а волки — хвостов. Ќо если и существует в јзероте насто€щий ужас и бич дл€ мультибоксовых персонажей, то это именно такие квесты.  то попробует хоть раз набрать дюжину джабджабов, падающих с окрестных бармаглотов с веро€тностью в 10%, да еще п€тью геро€ми подр€д, тот уже никогда не пожалуетс€ на низкий шанс выпадени€ вещи дл€ одного-единственного персонажа.

» здесь уже не до эффектных поз, не до красивых построений с метанием перунов. ÷веточек! „вак его! Ќичего нет. ≈ще один! „вак! ќ, квестовый корешок! ≈го возьмет јпраганти. ’от€ нет... ” нее уже есть восемь. ¬ очередь, дети природы, в очередь!  то там следующий? јпраканти? Ќу бери — тебе осталось собрать семь, и еще троим по восемь. Ќа востоке острова цветов больше нет. Ѕежим в западную часть леса — гл€дишь, за дес€ть минут, пока нас там не было, что-нибудь и нарисовалось.


 ак бы ни было скучно разыскивать в лесу брод€чую флору — на виду у других игроков надо держать фасон. Ётого требует проста€ вежливость: по одному-единственному мультигерою будут судить о других.

ћы уже знаем, что, повину€сь команде /follow, мультикоманда всегда выстраиваетс€ в метре за спиной у основного персонажа. √он€€ ’ажар-—агаан-Ќойона по этому же лесу, € строил команду в треугольник простым нажатием одной-единственной клавиши, котора€ дл€ —агаана означала «шаг вправо», а дл€ Ќойона — «шаг влево».  огда героев не три, а п€ть, проблема строевой подготовки решаетс€ чуть более сложными методами. ѕоэкспериментировав с раскладками, € вывел простой способ строить четырех героев в р€док за спиной у главного.

»так, вот главна€ шаманка јпраханти — ее клавиши движени€ вис€т на цифровом блоке клавиатуры (это неплоха€ альтернатива привычному WASD). ƒл€ всех остальных шаманок ее движение вперед означает «—ледуй за персонажем, наход€щимс€ в фокусе», а ее шаг назад — простое и бесхитростное «Ќазад», чтобы вс€ группа могла в нужный момент отступить как есть, вп€тером.

ƒл€ остальных шаманок движение повешено на блок из четырех указательных клавиш.  нопка «¬верх» означает движение вперед дл€ всех четырех персонажей — это нужно, чтобы команда могла догнать јпраханти и встать как можно более компактно или просто побежать вперед независимо от главного шамана.

” јпраканти и јпраганти (дл€ краткости пусть они будут  ей и ƒжи) клавиша «¬право» означает движение вправо, а «¬лево» — соответственно, влево. ƒл€ јпракванти ( ью) и јпраджанти (ƒжей) все наоборот. ”же вырисовываетс€ какой-то строй: стоит нажать на одну клавишу, как могуча€ кучка шаманов, топчуща€с€ за спиной јпраханти, разойдетс€ в стороны. Ќо пока что шаманки расступ€тс€ попарно: в одну сторону уйдут  ей и ƒжи, в другую —  ью и ƒжей.

“еперь самое интересное: раздел€ем получившиес€ пары. ƒл€ этого вешаем на шаг вбок вторую комбинацию клавиш — например, Ctrl+«¬право». ќднако на этот раз клавиши группируютс€ уже иначе — вправо по нажатию комбинации идут  ей и  ью, а влево — ƒжи и ƒжей.

“еперь надо всего-навсего нажать по очереди клавишу «¬право» и комбинацию Ctrl+«¬право», чтобы толпа за спиной јпраханти сначала раздвоилась, а потом расчетверилась, выстроившись в ровную шеренгу.

” нас еще осталась незадействованной клавиша «¬низ» на указательном блоке. ≈е можно повесить на действие «Ўаг назад» дл€ јпраханти и еще двух шаманок. “еперь стоит нажать по очереди клавиши «¬право» и «¬низ», чтобы весь отр€д выстроилс€ в шахматном пор€дке — не слишком осмысленном в боевом плане, но красивом и пригодном дл€ выкладывани€ живописных «решеток» из двадцати тотемов.

Ѕыстрорастворимые герои

” мен€ растут года,

Ѕудет и семнадцать.

√де работать мне тогда,

„ем заниматьс€?

¬. ћа€ковский, « ем быть?»

  шестому уровню Ќеистова€ ѕ€терка, выйд€ по заданию на лагерь капитана ќдиси€ и на племена местных медведей, выкарабкалась из €мы тотального бесквесть€. ќп€ть среди заданий начали мелькать «дружественные» к командам квесты, и дело пошло на лад — опытоспидометр выполз на оптимистичные цифры, и снова зазвенел уровень за уровнем.

Ќа психологически важной отметке «10» јпраханти с компанией вз€ли первый талант, отшлепали полотенцем беспокойного огненного элементал€, возомнившего себ€ богом совомедведей, и получили вдобавок к земл€ному огненный тотем.

Ќа северном острове, где меж деревьев висит кроваво-красна€ дымка, шаманок ожидал слонозаводчик  ессель и множество квестов, хороших и разных. Ќо урезанный вчетверо опыт за охоту («месть жертв п€ти молний») изр€дно тормозил развитие, а недонабранные уровни грозили вновь лишить команду удобных заданий.

—тр€хнув с рук статическое электричество в заземленные тотемы, шаманки крепко призадумались.


ѕока тотемов лишь п€тнадцать, из них можно сделать вот такую нар€дную звездочку.

Ётот вопрос стар как мир: как срезать углы при развитии, как ускорить рост в уровне при помощи «старших товарищей»?

—амый простой ответ: надо помочь новому персонажу со снар€жением и расходными материалами. ”лучшенное качество одежды и оружи€, дорогие наговоры серьезно облегчают путь юному герою. Ўефска€ помощь может влететь старшему персонажу в сотни золотых и более, но чего не сделаешь дл€ друзей! —пециально дл€ увлекающихс€ альтернативными геро€ми игроков была придумана элегантна€ и остроумна€ концепци€ «твинк-комплекта».

—уть ее проста: беретс€ сама€ проста€ «бела€» одежда и такое же «белое» оружие — маска эльфа крови, фрак, меч или посох, лопата или метелка — что угодно, лишь бы оно не «прилипало» к герою.

ѕотом весь этот комплект зачаровываетс€ сильнейшими чарами, подход€щими дл€ класса. Ќа маску — «книжные» квестовые чары, на фрак — сотн€ здоровь€, на штаны — фиолетовую заплатку, на оружие — огнебойные чары или что-нибудь магическое. ƒл€ классов ближнего бо€ очень неплохо заговорить вещи на рейтинг скорости — закрепить на оружие противовес (Iron Counterweight) и повесить камень скорости (Arcanum of Rapidity) на маску.

√отовый «твинк-комплект» под роспись выдаетс€ герою первого уровн€ и тут же им надеваетс€. ƒумаю, не нужно упоминать, насколько даже скромна€ прибавка к рейтингу скорости увеличивает реальную скорость ударов у геро€ первого уровн€ — эффект от такой «молотилки» лучше видеть самому. √ерой выходит в мир «во всем белом» и метеором проноситс€ сквозь квесты. ’орошо «упакованный» комплект работает уровн€ до двадцатого, а отдельные вещи (те же заплатанные штаны) лучше всего, что можно добыть своими силами до выхода за “емный ѕортал.

“ак в чем же преимущество белого «твинк-комплекта» по сравнению с обычными зелеными и синими вещами? ¬ том, что его можно использовать повторно. Ќапример, передать своему следующему герою, когда тот выйдет в мир гол как сокол. “акой комплект можно одолжить другу. ѕарочку таких можно сварганить силами гильдии и выдавать на пару дней тем, кто изъ€вит желание зате€ть нового геро€. Ќаконец, его можно элементарно продать!

» все бы хорошо, но что делать после двадцатого уровн€? ¬оспользоватьс€ грубой силой «старших товарищей» не так просто: штрафы к опыту делают совместную охоту не слишком продуктивной (воинам хорошо: они могут таскать за собой св€щенника вне группы — за «тикающее» заклинание лечени€ их не наказывают опытом, что дает возможность рубить сплеча, не бинту€сь и не опаса€сь сдохнуть в самый ответственный момент).

¬прочем, даже штрафы к опыту можно компенсировать ускоренным выполнением заданий, особенно если воспользоватьс€ разнообразными руководствами по оптимальному выполнению квестов, где решена «задача коммиво€жера» применительно к разным игровым зонам. —экономить пару уровней позволит аукцион, где частенько можно разыскать медные трубки, гирохронатомы, листы ««еленых холмов» и другие квестовые вещи.  то-то закупитс€ тканью и сдаст ее интендантам, подн€в немного опыта и заодно репутацию.


» ведь нельз€ сказать, что в јзероте т€жело растить себе года. –азработчики не зверствовали с этим никогда, а недавно так и вовсе пошли навстречу, одновременно обрезав по требующемус€ опыту уровни с двадцатого по шестидес€тый и увеличив опыт в награду за квесты. ѕосле этого «квестосеквестера» проста€ беготн€ «от задани€ к заданию» ускорила развитие раза в полтора. Ќо это не остановило рационализаторов. » был ими придуман иезуитски хитрый метод: опытный колдун или св€щенник входили в подземелье с новичком, накладывали на нескольких монстров заклинани€ «тикающего» урона и выбегали наружу, когда те находились при смерти. ≈сли новичок выживал, он получал весь опыт от сдохших монстров — так, словно убил их сам.

ћодифицированный метод называлс€ «развитие по-афински» в честь знаменитого паладина Athene, который использовал свои силы и помощь мага по кличке Furious. ѕаладин собирал на себ€ как можно больше монстров в подземелье и аккуратно жег их осв€щенной землей. «атем он накрывал новичка «пузырем» и выскакивал из подземель€ — на его место вбегал маг и быстро добивал монстров. ѕоговаривали, что за один такой бой новичок мог схватить сразу несколько уровней.

я говорю об этих хитрых рецептах в прошедшем времени по одной простой причине: они больше не работают. Ѕез вс€кой помпы и даже без объ€влени€ разработчики помен€ли способ расчета полученного опыта — и штрафы стали настигать новичка независимо от того, кто там куда выскочил или заскочил.

ѕаладинский метод устарел. Ќо сами паладины остались. » один из них снова вз€л шефство над јпраханти и  о.

ѕираты и клаустрофоби€

«най и французский, и английский бокс,

Ќо не дл€ того, чтоб скулу сворачивать вбок,

ј дл€ того, чтоб, не бо€сь ни штыков, ни пуль,

ќдному обезоружить целый патруль.

¬. ћа€ковский, «ћускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой дл€ военного дела»

ќдиннадцатый уровень. „емодан, причал,  алимдор. — несколькими пересадками команда молодости нашей добралась до Ўтормового и загл€нула в √олдшир, где выступила с небольшим тотем-шоу, привед€ в ужас местное население.

«¬сем спасибо, но нам пора в шахты!» — сказала јпраханти, кликнула свою банду, и все п€теро трусцой побежали на запад, к «акатному краю. ¬прочем, шаманки не отказали себе в удовольствии проехатьс€ катком по знаменитому песиглавцу ’оггеру, недавно начавшему выступать кое-где под псевдонимом ƒробитель.

¬ окрестност€х —торожевого холма группа лениво пощипала птичек, выполнила пару заданий и убедилась, что опыт капает все так же скудно. ј потом пришел паладин “орвар и сказал: «Ќу, кто тут у нас на ¬ан- лифа?»


“€желым был путь до погребов, где каждый шахтер норовил бросить свой каторжный труд и накинутьс€ на јпраханти и  о. Ќо, пропустив пару команд вперед себ€, шаманки добрались до портала и затаились там.

ћертвые шахты стали первым подземельем, которое јпраханти попыталась одолеть самосто€тельно.

ѕришел паладин, глотнул одно из своих зелий, намазал маслом молоточек и побежал собирать на себ€ население шахт. Ѕил он сильно, но аккуратно, чтобы даже самый завал€щий шахтер не скончалс€ до того, как его приведут туда, где он поделитс€ опытом с шаманками.

  • ѕервый бой — первый босс, людоед –оксор и все население шахт, что перед ним.

  • ¬торой бой — патруль, подкрадывающийс€ с тыла.

  • —ледующее сражение — извилистый туннель перед гоблиновской лесопилкой. «десь в тупичке иногда встречалс€ шахтер ƒжонсон, рон€ющий отличную накидку.

  • «атем сама лесопилка вместе с ее шагающим механизмом и гоблином —нидом.

  • ќп€ть патруль.

  • “уннель перед доменной печью.

  • ќкрестности доменной печи и очередной босс — плавильщик √илнид гоблинской наружности.

  • —нова патруль.

  • “уннель перед выходом к причалу. «десь надо вз€ть порох дл€ пушки и стукнуть по голове прибежавшего на шум сторожа.

  • ѕосле звучного «Ѕум!» дверь разлетаетс€ в щепки. ѕаладин собирает на себ€ весь причал (не забыть двух гоблинов на берегу р€дом) и поджаривает на св€той земле.

  • “еперь — сражение с тауреном —майтом, любителем мен€ть оружие.  то кого первый оглушит? ¬ такие минуты счет идет... на секунды.

  • » последний бой — веселый самый: “орвар бегает по всему кораблю и собирает на себ€ всю команду — от мурлока-повара до самого последнего попугайчика. ўелкнув по носу гоблина-старпома и самого ¬ан- лифа, паладин спрыгивает на палубу и возле трапа поджидает всю толпу, чтобы быстро с ней расправитьс€.

ѕодземелье пройдено! ѕока паладин перекуривает, јпраханти быстро хватает синие и зеленые вещи, готовит к распайке. Ўаманки уже разобрали себе профессии — одна собирает травку и варит зель€, друга€ соскребает со стен туннелей руду и просеивает ее в поисках драгоценных камней, треть€ шьет. ƒве из них решили вз€ть себе профессию чароде€, чтобы переводить добро на ценные ингредиенты.


ѕроницательный читатель тут спросит — как же паладин помогал шаманкам, если их уже п€ть? » в самом деле, вз€ть в поход всех он не мог и помогал им по очереди. Ёто снижало эффект экономии времени, но ненамного.

”же потом, добравшись уровн€ до двадцатого, мой мультишаман попробовал осилить подземелье самосто€тельно, добралс€ до корабл€ и бросил бесполезную затею — слишком уж медленным и опасным был этот путь.

„ерез несколько часов забо€ пиратов пор€дком избитый и пом€тый ¬ан- лиф вздохнул наконец спокойно. јпраханти и ее коллеги справили п€тнадцатый уровень — пришло врем€ вернутьс€ к цивилизации и посетить бунтующую тюрьму Ўтормового.

«»ди-иди, ¬ась...»

— я понимаю, когда из тюрьмы не выпускают. Ќо когда не впускают... Ёто хамство!

х/ф «ќ бедном гусаре замолвите слово»

«наменита€ тюрьма в человеческой столице, где взбунтовавшиес€ заключенные и их главари бесчинствуют за частоколами, — объект плохо скрываемой зависти со стороны ќрды. ’оть ничего ценного здесь не падает, кроме обильных шерст€ных осадков, простое внутреннее устройство тюрьмы не даст заблудитьс€. Ўаг вправо, шаг влево — тупик.

ј вход — закрыт! ѕрохода нет дл€ того, кому меньше п€тнадцати лет. ¬прочем, чтобы пройти „астоколы без посторонней помощи, желательно быть уровней хот€ бы на дес€ть постарше.

“орвар быстро нашел подход€щий способ быстро и безопасно подавить бунт в зародыше. ќн мчалс€ по коридору до развилки, собира€ на себ€ всех, кто подвернетс€ под руку, а потом заскакивал по очереди в четыре камеры. ¬ последней он выпускал на землю св€тую €рость и жег глаголом сердца заключенных, отчего те вскоре бросались врассыпную с выражением чистосердечного раска€ни€ на лицах.

ƒл€ сто€щих вверху лестницы шаманок это выгл€дело как погон€ в стиле шоу Ѕенни ’илла: паладин мчитс€ через коридор, за ним с гиканьем бегут арестанты. ¬се дружной гурьбой забегают в ближнюю камеру. „ерез несколько секунд оттуда выскакивает ошпаренна€ —ветом толпа и разбегаетс€ куда придетс€.

ѕосле сражени€ “орвар выходил на развилку и сворачивал налево, где выт€гивал к началу подземель€ еще четыре камеры арестантов. — ними он поступал так же. ѕосле этого он доходил до тупика, выманивал из трех оставшихс€ комнат „арльза ƒекстера ¬арда и его сокамерников. ¬рем€ от времени, чу€ удаль молодецкую, паладин за один проход разбиралс€ со всем крылом и семью комнатами.

“а же схема повтор€лась в отношении правого крыла тюрьмы за одним исключением — следовало очень крепко опасатьс€ заключенных с молотами: они мало что могли сделать в одиночку, но числом в пару дес€тков временами запросто глушили паладина, а это было чревато ненужной потерей жизненных сил.  огда геро€ окружает три дюжины врагов, врем€ от времени нет-нет, да и пропустишь удар. ј оглушение хоть и короткое, но пока оно длитс€, ни щитом нельз€ прикрытьс€, ни удар парировать.


¬рем€ покупать новых, скоростных, мамонтов. «—вистать всех наверх!»

»менно в „астоколах паладин всерьез начал учитьс€ отступать, не показыва€ врагу спину. Ётой техникой владеет каждый умелый охотник, но полезна она и дл€ танков, которым совсем не все равно, как встречать удары — принимать на щит или гасить собственным м€гким местом.

—уть метода в том, чтобы двигатьс€ боковыми прыжками и в полете разворачивать геро€ лицом к врагу. Ќе так сложно научитьс€ это делать в принципе, как суметь при этом направл€ть геро€ в нужную сторону. ѕозже метод отступлени€ «без показати€ спины» очень сильно пригодилс€ паладину в јлом монастыре...


–адость от того, что подземелье проходитс€ целиком за какие-то дес€ть минут и дает шаманам хороший шмат опыта, была слегка омрачена тем, что после нескольких заходов тюрьма закрыла свои двери дл€ паладина и его протеже с формулировкой: «„то-то как-то слишком много подземелий вы посетили за последнее врем€».

ѕришлось гному и дренейкам перекинутьс€ в картишки, пока не прошел час с первого посещени€ тюрьмы. ѕо игровым правилам геро€м разрешено заходить за портал не более чем п€ти подземелий в течение одного часа — притом ограничение действует сразу на всех героев учетной записи: если зайти в игру другим персонажем и попробовать войти за портал, выскочит та же запретительна€ табличка. Ћовкие игроки изобрели наполовину работающий способ преодолеть ограничение через хитрую перетасовку персонажей в группе. Ќо вникать в него команда не стала — обход €вного запрета разработчиков чреват кандел€брами.

ƒл€ јпраханти и компании правило «п€ть раз в час» означало, что нет смысла гнать вперед паладина и старатьс€ пробежать „астоколы меньше, чем за двенадцать минут.

Ќа шестнадцатом уровне шаманки быстро прошли линейку квестов, начинающуюс€ с «Ќеотправленного письма», упавшего с ¬ан- лифа, и вышли на предател€ в замке Ўтормового. Ќечего было и думать, чтобы победить двух персонажей тридцатого уровн€ даже вп€тером, так что пришлось звать на помощь незнакомого мага из комнаты бойцов. —амым сложным оказалось нанести предателю и его агенту хоть какой-то урон, чтобы квест засчиталс€.

Ќа двадцать втором уровне мультишаманска€ группа вновь сделала передышку, чтобы сделать квест на водный тотем, а потом прошвырнутьс€ по континенту.  оманда посетила —тарый квартал Ўтормового, темный и мрачный ƒаркшир, озерный город Ћэйкшир и далекий ƒун-ћодр, что у моста на границе с јрафийскими холмами. ¬ернулись шаманки к подземелью с п€тью квестами в карманах, чтобы в последний раз одолеть тюремных предводителей, сдать квесты и уйти на север.

ѕаладин и  расна€ Ўапочка

—  то из вас умер, пусть €витс€ в течение трех дней в штаб корпуса, чтобы труп его был окроплен св€той водой...

я. √ашек, «ѕохождени€ бравого солдата Ўвейка»

ѕоход сквозь уровневые тернии к звездам продолжилс€ на севере Ћордаэрона, где раскинулс€ јлый монастырь, одно из последних относительно человеческих убежищ в зачумленных земл€х.

‘анатики јлого крестового похода не без помощи тайных агентов ѕылающего Ћегиона решили зачислить во враги јль€нс с ќрдой. Ёто на руку и нам, и зеленым. ¬ойти под готические своды, на темное  ладбище, в тесную Ѕиблиотеку, грем€щую ќружейную или к фонтанам у  афедрального собора можно на двадцатом уровне. Ёто удобно, если вспомнить, что дл€ прохождени€ обычным методом необходимо быть на п€тнадцать-двадцать уровней выше.

ƒл€ паладина, исполн€ющего роль могучего локомотива, лучше всего подход€т  ладбище и  афедральный собор.

ћамонты, мамонты рвутс€ напролом!

Ќа тихом погосте, одолев небольшую команду краснорубашечников во главе с пыточных дел мастером, воин —вета, словно гудериановские танки, выходит на оперативный простор. “еперь он может собрать на себ€ нежить со всего кладбища, приволочь ее к шаманам, чтобы на месте одолеть при помощи —вета и доброго слова. ћертвецы и призраки не разбегаютс€ в стороны, а сто€т и машут лапами до вторичного бесславного конца.

“иха€ и безопасна€ возн€ на кладбище может быстро надоесть. “огда имеет смысл глубоко вдохнуть, собратьс€ с духом и отправитьс€ к  афедральному собору. “ам, у фонтана, паладину тоже есть где развернутьс€.

— ¬оздух монастыр€! Ѕоже мой! ћен€ всегда сюда т€нуло.

—  онечно — монастырь-то женский.

ћонастырь, правда, не совсем женский, но сво€ « онстанци€» найдетс€ и здесь.


Ќесколько глупых шаманских смертей показали, что «локомотиву» слишком опасно дратьс€ р€дом с «вагончиками»: иногда убегающие в страхе обитатели монастыр€, очутившись р€дом с јпраханти и ее товарками, переключали на них внимание и быстро запинывали (они как-никак на n-дцать уровней выше).

“ак что волей-неволей приходилось сначала полностью очищать от врагов первый коридор. „ем больше в нем воинов системы «ћирмидон», тем “орвару лучше: они быстро бьют, стира€сь об паладина по самые уши, и не убегают, в отличие от других местных защитников.

Ўаманам не стоит уходить далеко от входа в подземелье. Ћучше всего встать пр€мо в том углу у портала. ћесто дл€ дружеских встреч паладина и дес€тков монахов следует мысленно обозначить в конце длинного коридора. “еперь јпраханти в безопасности, и “орвар, огладив седую бороду и тщательно заправившись гномьим пивом, отправл€етс€ к фонтану.


—ловно заправский —эм ‘ишер, паладин осторожно обходит всех встреченных јлых и поднимаетс€ по лестнице, вжима€сь в угол, если р€дом пройдет патрульный. ƒвери собора открываютс€ с гулким грохотом. “ам, в глубине зала, у алтар€ склонилс€ командор ћогрейн. ≈сли его обидеть, он созовет на помощь весь —обор. ј нам ведь только это и надо, верно?

≈сли долго смотреть на тотемы, среди них можно найти п€терых шаманов.

ѕодбежав к командору на рассто€ние броска заклинани€, “орвар мечет волшебный щит. —делать это надо очень быстро, так как несколько мол€щихс€ неизбежно замет€т паладина и сразу начнут возмущатьс€. ћонах может даже пнуть нарушител€ спокойстви€ и сбить ему заклинание, а это порой раздражает. »меет смысл перед броском щита оглушить ближайшего монаха, чтобы ему не пришла в голову дурна€ иде€ зан€тьс€ кикбоксингом под сводами собора.

«Ќеверные в храме! »х надо очистить от скверны!» — рычит ћогрейн, а паладин в это врем€ уже скачет веселым зайчиком к выходу из собора, стара€сь не подставл€ть толпе спину, чтобы не пострадало драгоценное здоровье.  омандор может оглушить паладина, и это нежелательный исход: среди разъ€ренной толпы прибалдевший паладин за несколько секунд может потер€ть изр€дную порцию полоски здоровь€. ¬ыйти из оглушени€ можно через пузырь, но лучше этого не делать, чтобы не усложн€ть себе работу и не зат€гивать сражение. ƒабы паладина самого не огрели молотом, надо, чтобы по возможности все удары (насколько это позвол€ет брон€) летели мимо, уходили в парирование, промах или принимались на щит.

—прыгнув с невысокого каменного водопада, паладин получает несколько секунд передышки — ћогрейн, обитатели храма и те, кого толпа подцепила по пути, решат отправитьс€ в обход по лестнице. ≈сть врем€ заскочить в коридорчик, встать в двух метрах от угла лицом к нему и при необходимости отбинтоватьс€. ≈сли пометить ћогрейна значком, заметить его можно издали, даже сквозь стену.

ј вот и разъ€ренна€ толпа фанатиков, недовольных вторжением еретика. «а спиной у паладина распускаютс€ крыль€ св€щенной €рости, а земл€ вокруг него расцветает очищающим огнем. Ќесколько секунд — и св€тимые, словно куличи, фанатики, кроме самых стойких, начинают разбегатьс€.

¬от только настырные аббаты порт€т всю малину: они сто€т и упорно лечатс€. „тобы этого не случилось, не следует тер€ть времени — надо выцепл€ть каждого аббата и стучать ему по голове. ѕоскольку у нещадно избиваемого паладина с талантом Reckoning каждый удар будет сдвоенным, за две-три секунды вз€тый в цель аббат будет дохнуть, не успев исповедатьс€. »х высокие шапки легко узнать в толпе... точнее, было бы легко, если бы обитатели монастыр€ не сто€ли друг на друге. ѕростой макрос «/target Scarlet Abbot» быстро выцепит аббатов из толпы. ≈сли макрос выдел€ет только мертвых аббатов, значит, живых уже не осталось. ¬рем€ переключитьс€ на капелланов — они не так опасны, но тоже лечат.

ј вот и знаменита€ желта€ пентаграмма на площади Ўтормового.

¬ момент св€того удара по врагам паладин легко может растер€ть всю ману. ќбычно это происходит уже в тот момент, когда толпа поредела более чем наполовину. Ћучше всего в этот момент глотнуть зель€, но можно переключить благословение с традиционной танковой на «ћудрость» или задействовать печать ћудрости, а то и повесить ее на какого-нибудь недобитого капеллана.

ќбычно в этот момент беглые маги возвращаютс€ и открывают издали такой же беглый огонь лед€ными заклинани€ми. ѕридетс€ сделать пару шагов, чтобы уйти с линии обстрела за угол и выманить магов на последний сеанс осв€щени€ земли.

»ногда кто-то из беглецов догадаетс€ отправитьс€ не в коридор, а к фонтану и привести за собой одного-двух помощников. ѕорой отдельный капеллан нервирует, отлечива€ себ€ втихомолку. Ќо битва уже почти закончена, ћогрейн где-то вал€етс€, и последние струсившие защитники монастыр€ падают наземь.

„то делать дальше? ƒл€ начала восстановитьс€: чтобы поесть и попить, надо выйти из подземель€ и вернутьс€. Ќо можно просто наспех перебинтоватьс€ и понаде€тьс€ на благословение ћудрости. ¬ глубине собора паладина ждет мадам Ѕелогрива€, обладательница очень симпатичной шапочки. ≈сли шаманам хотелось добычи, паладин шел за ней и приводил к телу ћогрейна, что неизбежно выливалось в сеанс воскрешени€. ≈сли же все шаманы имели при себе и “риединый амулет, и щегольскую красную шапочку, “орвар не загл€дывал в собор, а просто оббегал по периметру двор и собирал на себ€ «красных», брод€щих у портиков и у фонтана.

«десь — свои тонкости. Ќапример, если очень уж активно избегать ударов, бегуща€ за паладином толпа может резко потер€ть к нему интерес и разойтись. ¬рем€ от времени защиту может пробить магическое заклинание замедлени€, очень вредное и долгое. ≈го, конечно, “орвар без труда снимет благословением —вободы, но драгоценна€ мана при этом утекает.

¬ том же самом углу в коридоре тем же самым методом паладин истребл€л остатки защитников монастыр€ — с осв€щением земли и воинственным распусканием крыльев. Ќа этот раз никого особо усердно бить не надо: лекарей в толпе уже нет, а против магов действует старый добрый маневр «шмыг за угол».


ћного часов паладин пробегал подземелье раз за разом. Ўаманы, конечно же, скучали, ведь им даже не давали подойти к месту сражени€. ¬се, что они иногда видели в своем закутке, — бегущий и вращающий глазами полудохлый капеллан. ”ровень приходил за уровнем. ћимо прошли давно изученные квесты красных кр€жей и озерного города. ”старели темные леса ƒаркшира и даже ’емет Ќесингуэри ћладший осталс€ позади. Ќеизвестно, как долго шаманы ковыр€лись бы в этих локаци€х, а тут им все преподносит на блюдечке паладин-ветеран. —корость есть скорость. ≈е ничем не заменить.

“ри орешка дл€ «оло

¬етер в рожу дует, а они орут,

Ќо скрип€т зубами и упр€мо прут.

Ѕедные устали, пот бежит ручьем.

ћамонты, мамонты рвутс€ напролом!

«ћамонты»

«—той, кто идет! —той, дышать буду!»

“отем Ѕесконечного ќпыта — это звучит как название предмета из какой-нибудь сатирической игры про «манчкинов», силовых игроков. ќднако такой тотем в јзероте действительно обнаружилс€ в сырых глубинах храма јтал-’аккар, иначе называемого «атонувшим храмом. ѕускают за портал подземель€ тех, кому стукнуло тридцать п€ть, и это огромна€ поблажка дл€ посетителей места, рассчитанного на героев ранних п€тидес€тых уровней.

«аросша€ мхом пирамида возвышаетс€ посреди озера —лез, что раскинулось в болотах ѕечали. ’рам в свое врем€ утопили зеленые драконы, чтобы избавить мир от поклонников змеиного бога крови ’аккара. ќдин из драконов и поныне хлопает крыль€ми на вершине пирамиды. “орвар трижды пересекалс€ с этим не таким уж редким монстром и трижды стучал ему по наглой зеленой морде.

ѕ€ть серых ездовых мамонтов (теперь — со скидкой в дес€ть уровней!) успешно вывезли шаманок через кишащее крокодилами болото к озеру. Ўаманки были красного цвета — не от стыда и не от аллергии. ѕросто они только что выполнили квест на последний, воздушный, тотем и еще не отошли от поездки на торнадо.

«агнать нестройную галд€щую стайку в глубины храма и в безопасности доставить их за портал подземель€ было нелегко. Ќо впереди нас ждал ценный приз: «оло и его знаменитый тотем.


ѕаладин — цель крупна€ и хорошо заметна€, но скелеты почему-то вечно промахиваютс€.

“ролль «оло — один из шести мини-боссов, поддерживающих защиту ѕророка ƒжамаллана. ¬ бою «оло выставл€ет тотем, который призывает по скелету каждые несколько секунд: если замешкатьс€, костл€вые существа быстро одолеют команду. »менно эти скелеты и стали причиной того, что одним прекрасным утром «оло проснулс€ знаменитым под именем «—амый человечный тролль».

ј секрет его в том, что скелеты через две минуты самоликвидируютс€. ≈сли их задеть в бою, они, распада€сь в прах, дел€тс€ опытом. ћожно не убивать «оло, а просто прикрытьс€ щитом от его скелетов, и спр€тавшиес€ за углом мелкие персонажи начнут получать опыт непрерывным ручейком.

ѕаладину останетс€ лишь лечитьс€, прикрыватьс€ щитом, бинтоватьс€, пр€татьс€ в €йцо — делать все, чтобы выжить под градом ударов сорока монстров. ”целеть при хорошем снар€жении нетрудно, но даже самому прочному щиту придетс€ несладко: за каких-то п€тнадцать минут такой эксплуатации щит придет в полную негодность. Ёто означает, что цена такого развити€ — огромные деньги, потраченные на ремонт. ѕ€тьсот золотых на то, чтобы выт€нуть за уши одного лоботр€са, — сумма вполне реальна€ дл€ геро€, одетого в простенький фиолет уровн€ “4.

Ёто важно: разработчики уклонились от ответа на вопрос о том, считаетс€ ли танкование скелетов чем-то дурным. ќднако есть веро€тность, что уже сейчас, когда вы читаете эти строки, они негромко «подкорректировали» «оло и тем самым отправили этот способ развити€ в историю — туда же, куда ушел «афинский» метод.


јрми€ скелетов тщетно пытаетс€ пробить защиту паладина. ƒаже и не пытайтесь! Ёта консервна€ банка вам не по зубам!

√отов€сь к свиданию с «оло и его скелетами, “орвар обшарил банк, вытр€хнул из него накопленный «воинский» комплект, а лед€ной гладиаторский молоточек заменил на меч ѕожиратель —олнц, переливающийс€ цветом текущей лавы.  огда-то давно этот меч упал с ѕаталеона, босса героического ћеханара, — теперь он пригодитс€.

ќдевшись в темно-красный доспех и вз€в в руки меч, паладин обнаружил, что его защита заметно выросла, а дополнительный магический урон упал в дес€ть раз. Ёто как раз то, что нужно, чтобы «оло случайно не расшибс€ о паладина.

ќбмен€в у ближайшего наару двадцать последних героических жетонов на лечебный паладинский реликт «ћанускрипт »справлени€», паладин заменил им реликт ѕока€ни€, который усиливал заклинание св€того щита, — ни к чему усиливать то, чем мы пользоватьс€ не будем.

ѕрихватив пару защитных брелоков, “орвар сгреб из банка все имеющиес€ под рукой щиты: гладиаторский, лечебный из  аражана, призовой за репутацию у Ўа-“ар и еще несколько синих.

¬ сумку полетели зель€ магии и здоровь€, эликсиры интеллекта (дл€ маны и лечени€) и куча перев€зочного материала. ћагическое масло же было безжалостно вытр€хнуто: мы идем в подземелье не воевать и не убивать. ¬се, что нам надо, — день просто€ть да ночь продержатьс€.


¬ «атонувшем храме темно и сыро. ¬интова€ лестница слева поднимаетс€ к драконам — нам туда не надо. ¬тора€ и треть€ слева развилки ведут к тролл€м-мини-боссам. ќставив шаманок куковать снаружи подземель€, паладин взбежал по лестнице и посмотрел, кто стоит на ближайшем уступе. Ёто был Ћоро. “ы не тот, кто нам нужен. ј кто там торчит на соседнем уступе справа? √ашер? ќп€ть не тот.

ѕризрак ”тера в сомнени€х: быть может, у него в глазах двоитс€ и на самом деле перед ним лишь один шаман?

¬ыйд€ из подземель€, паладин самым нахальным образом перезагрузил его и снова взбежал к балконам. ¬от теперь на одном из двух северных балкончиков стоит сам «оло. ƒобратьс€ до него мешают две группы троллей и один патруль — с ними у нас разговор короткий. —коро они вернутс€, но шаманки будут уже в безопасности сто€ть возле двухметровой свечи в углу перед выходом на балкончик. “еперь все в руках паладина, а дело јпраханти и ее троих напарниц — не захлебнутьс€ опытом.

ѕаладин похлопал «оло по плечу и встал в угол, выставив щит. —легка обалдевший от такой вежливости тролль несколько раз шибанул паладина молнией (тоже, стало быть, шаман), а потом выставил свой тотем. » скелеты начали выскакивать из него один за другим. ƒес€ть... ƒвадцать... “ридцать... —орок... Ќо до п€тидес€ти дело не дошло — естественна€ убыль скелетов уравновесила их количество.

ќбычно “орвар танкует с аурой ¬озмезди€, но обжигающа€ аура прикончила бы «оло слишком быстро. ѕришлось даже сн€ть карточный €рмарочный брелок — слишком уж непредсказуемо он шибал «оло св€той силой. Ќаилучший вариант аксессуара дл€ таких случаев — статуэтка  олосса, способна€ двадцать секунд лечить паладина при каждом блокированном им ударе. —годитс€ все, что позвол€ет паладину дольше прожить или быстрее вылечитьс€.

ќднако одной лишь защитой не обойтись. Ќадо повесить на себ€ танковое благословение Blessing of Sanctuary, чтобы при каждом блоке щит обжигал обидчика. «а две минуты каждый скелет хоть раз, но нарветс€ на блок, понесет урон и, рассыпа€сь в пыль, выдаст шаманкам опыт.


«ƒинг-донг, динг-донг!» — малиновый звон уровней.

ўит паладина дрожит, скелеты рычат, где-то за их костл€выми спинами копошитс€ «оло, оставшийс€ почти без маны. “ак прошло несколько минут. —келеты бьют больно, но терпимо. Ѕожественный пузырь дает двенадцать секунд на то, чтобы полностью отлечитьс€ или поддержать здоровье бинтами, сохран€€ магию. ¬прочем, ее не об€зательно жестко экономить: паладин стоит на месте, почти не входит в правило п€ти секунд и спокойно восстанавливает синюю полоску.

ѕод ударами сорока скелетов щит постепенно сдает. ќн уже вот-вот станет желтым.   счастью, наготове у паладина другой. ¬ бою нельз€ переодеватьс€, но сменить оружие и щит можно всегда.

ј как там поживают скучающие шаманки? ѕаладин взгл€нул на зашкаливший опытоспидометр, и у него глаза на лоб полезли — скорость развити€ јпраханти и ее товарок грозила перевалить за сотню тыс€ч единиц опыта в час. Ёто в три раза больше, чем было в јлом монастыре.

”же через двадцать минут после начала бо€ мультигерой схватил тридцать шестой уровень. ј потом «оло чуть не сдох — паладин его и пальцем не тронул, но танковое благословение за полчаса бо€ снесло бедному троллю почти все здоровье. ѕришлось прыгать с балкончика к арми€м драконов и выбегать из подземель€ под визг зеленых крылатых тварюшек.

ѕотом бой началс€ снова, и оп€ть он длилс€ полчаса. –овно за час паладин истратил все щиты и был вынужден сбежать из бо€ при помощи камн€ телепортации, чтобы отремонтировать изм€тый доспех и снар€жение. Ќо шаманки за этот час выросли на два уровн€. ѕотом скорость развити€ несколько снизилась — каждый последующий уровень они получали примерно за час.

ѕрошел день, наступил вечер, а скелеты все падали и падали.


***

  вечеру следующего дн€ јпраханти и компани€ вышли на п€тьдес€т седьмой уровень. Ќо паладину рано было отдыхать — еще полтора дн€ он потратил на то, чтобы подн€ть за уши последнюю шаманку из п€ти.

ѕаладинский локомотив доставил шаманок к верхним уровн€м быстро и безопасно. —пасибо, что выбрали нашу компанию!

ѕ€теро в царстве чумы

ћультибокс растревожил мен€,

— детства к этой идее влекс€.

ќ, скольких можно упразднить, замен€

ƒобросовестным мультибоксом.

ѕочти ¬. ћа€ковский

ѕ€тьдес€т седьмой уровень... ≈ще вчера јпраханти,  ей, ƒжей, ƒжи и  ью были пузатой мелочью. “еперь они в одном шаге от “емного ѕортала, и лучшие вещи из јлого монастыр€ смотр€тс€ на них как забавный маскарад. ƒаже закупленные оптом шаманские умени€ и разбросанные по веткам —тихии таланты не могут компенсировать некоторой... физической отсталости. Ќе хватает навыка защиты — любой монстр грозит обрушить на шаманок град сокрушающих ударов. Ќегусто с владением оружием. ¬прочем, дл€ электрошаманов это не така€ уж и больша€ проблема (так јпраханти думала тогда — и ее оптимизм был оправдан... в целом).

«¬сего лишь паук».

 оманда впервые за много дес€тков уровней вновь предоставлена сама себе. ¬ дохлой одежде (некоторые вещи остались не то, что с ћертвых шахт, но с Ћазурных островов), с новыми, не изученными еще толком заклинани€ми и талантами, мультишаман отправилс€ в Ћордаэрон, на окраины западных зачумленных земель.


“ам, среди легендарных развалин городов, заколдованных озер и наполненных зеленой гадостью котлов, группа прошла боевое крещение. ѕодправить бедственное положение со снар€жением не вышло: так уж получилось, что квестодатели —тарого света очень неохотно выдают приличные награды. Ќо монстры, в том числе элитные, дохли с полпинка, и это внушало надежду.

 роме обновленных заклинаний с улучшенными «цепными» верси€ми молнии и лечени€, источником силы богатырской дл€ шаманок стал огненный тотем ярости, последний талант в ветке —тихии. ” обычного геро€ этот тотем увеличивает шанс критического урона от заклинани€ на 3%.

«ј не засмеют ли нас в такой одежде обитатели бывшего ƒраэнора?»

” јпраханти и ее четырех боевых подруг шанс увеличилс€ сразу на 15%. —кладыва€сь с 5% от «громового» таланта и с базовыми числом, тотем доводил шанс критического урона до 25%. Ќеудивительно, что теперь п€терка молний сносила любого монстра, и после залпа «расстрельной команды» раздавалс€ мелодичный звон, означающий, что то одна, то друга€ шаманка вошла в состо€ние экономии маны. ¬прочем, когда на одного монстра уходит ровно одно заклинание, пить воду и так приходитс€ не слишком часто.

Ћич јраж, стерегущий фонтан разрушенного города јндорхала, даже не успел пон€ть, чем в него попали. ≈го свита с возмущением рванулась к шаманкам, но увидела забавный тотем  аменного  огт€, замешкалась на пару секунд... ј потом рванули п€ть тотемов огненных сверхновых, и некому стало возмущатьс€.

√р€нул п€тьдес€т восьмой уровень. ѕришла пора расставатьс€ с јзеротом, красными шапочками из јлого монастыр€ и старенькими тр€почками. “емный ѕортал распахнул перед јпраханти и ее шаманками дорогу к звездам.

» пошли они дальше, и покорили огненный полуостров, «ангарские болота и “ероккар. » вернулись они в чумные земли, чтобы очистить от скверны школу черных наук посреди озера ƒарроумер, и сделали это два раза подр€д, отрабатыва€ тактику командного бо€ в подземелье, чтобы потом войти в крепость јдского ѕламени и попробовать сбить камнем дракона Ќазана с его наездником ¬азруденом.

» вырос курган. Ќо это уже совсем друга€ истори€.

’рабрый новый мир

 вартирант сидит на чемодане

» задумчиво рассматривает пол:

“е же стуль€, и кровать, и стол,

» така€ же обивка на диване,

» такой же «бигус» на обед, —

Ќо на всем какой-то новый свет.

—аша „ерный, « рейцерова соната»

ѕока п€ть шаманок наводили страх и ужас на птиц “ероккара и гон€ли полотенцем демонических орков, далеко-далеко от тех мест, в заснеженной ’олодной долине, по€вилс€, притопыва€ ногами от вечернего морозца, маленький карли... э-э-э, одно ќчень ћаленькое —ущество.

»стори€ повтор€етс€. ёный колдун вновь выходит на снежные просторы, как в старые добрые времена.

» хот€ не было у этого существа ни черной кожи, ни книжек, оно было самым насто€щим чернокнижником.

— Ќе подкалывай, — пищит гнум. — ƒумаешь, € сам не обалдел, швыр€€ в косматых молодых волков —трелы “ени и после изр€дной порции ѕорчи восстанавлива€ ману ∆изнеотводом?

Ёто что. ¬ойд€ в чертоги ћагни Ѕронзоборода, ты еще больше обалдеешь.

— —таль... горн? — восклицает гнум. — “еперь это не  узн€, а —тальгорн?

ќн дрожащими лапками разворачивает карту и задумчиво бормочет: «“леющее ущелье... хорошо. Ћок ћодан и есть Ћок ћодан. «акатный край теперь «ападный. » еще Ўтормград. ѕереживем. ѕылающие степи, —умеречный лес, ясеневый, предгорь€ ’иллсбрада, “емные берега. ѕрекрасно! Ќо Ѕолотина? ћокроземье, это красивейшее место, теперь Ѕолотина?!»

ѕосмотри на города гоблинов, друг.

«ј что с ними? Ёверлук —  руговзор. “ам астрономы взирают кругом. «алив “рофеев — ѕиратска€ бухта (и никаких трофеев). –атчет теперь  абестан. Ћогично. —оленый морской юмор. “ам даже €корь есть!»

Ќиже смотри, ниже. “ам, где “анарис.

«√аджж... э-э-э... — √нум поперхнулс€ и протер глаза. — ѕрибамбасск?.. Ќет, мысль пон€тна и даже логична. Ќо так все это дико!»

»менно. Ќо ордынцам хуже. ” них ѕодгород.

— —о всем этим надо серьезно разобратьс€, — сказал чернокнижник, сворачива€ карту. — » € немедленно начну исследовать этот новый неизвестный мир. ¬перед, мой верный сардукар! ¬ атаку на медведей-леголасов!

ƒемон —ардоко что-то пробурчал и отправилс€ дразнить очередного медвед€-ледолапа.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
6.3
проголосовало человек: 259
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


вперЄд»
ѕ€теро шаманов - 2»
¬се статьи серии:
ѕ€теро шаманов
ѕ€теро шаманов - 2
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€