ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

’–ќЌ» » ¬»–“”јЋ№Ќџ’ ћ»–ќ¬

јвтор материала:
“имур ’орев
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є12 (85) декабрь 2008
вид дл€ печати

World of Warcraft
ѕ€теро шаманов - 2

∆анр:
»здатель:
Blizzard Ent.
—истемные требовани€:
PIV-1.2GHz, 256MB, 32 MB video, 56k (PIV-2.4GHz, 512MB, 256 MB video, broadband)
јдрес в сети:
–ейтинг: 98%

“ауренский воин попал в переплет. ¬здумав вз€ть штурмом маленькую крепость демонических краснокожих орков, он в пылу сражени€ не заметил дежурившего за углом некроманта — и теперь призванные скелеты осыпали быка градом ударов, враг издали метал заклинани€, а недобитый беглец успел привести за собой дрессировщика и его черного волка. „ерез несколько секунд на несчастного таурена наскакивали сразу п€теро, а из-за угла швыр€л черные молнии сам наглый некромант. «доровье стремительно падало, а бежать к спасительным холмам јдского ѕламени пришлось бы через весь внутренний двор, где неудачливого быка, несомненно, отловили бы патрули. Ѕудущее выгл€дело мрачно. “аурен взревел, взмахнул секирой и приготовилс€ дорого продать свою гов€жью жизнь.

ћультигерой оставл€ет за собой пылающие руины.

¬незапно двор осветилс€ — небо словно расколола молни€. »звивающийс€ белый пучок чистого электричества ударил в красную морду орка — от него остались лишь дым€щиес€ ботинки. „ерный волк с визгом подпрыгнул, упал и больше не подн€лс€, скелеты разлетелись на мелкие косточки в пучках серебристых искр, а некромант внезапно замолчал, словно пребывал в легком шоке, — и следующа€ молни€ утихомирила его навсегда.

“аурен пару секунд сто€л, воспринима€ новую реальность: только что он готовилс€ к гибели, а теперь двор пуст.  то все это сделал?  то за три секунды снес всех врагов стремительным домкратом? ¬оин обернулс€ и поп€тилс€: в цветном си€нии тотемов перед ним сто€ли п€ть драэнейских девушек — белобрысых, синекожих... ќдинаковых. ∆утких.

— ћу-у, — произнес таурен, машинально достава€ аптечку.

— ƒа ладно — не за что! — ответила одна из шаманок, после чего все п€теро синхронно воздели руки к небу, откуда с громом снизошел на них электрический зар€д.

Ќова€ надежда

ќн и в третий раз ходил за елкой, и добыл ее. Ќо это было уже весной, и он отнес елку обратно.

м/ф «ѕадал прошлогодний снег»

Ќет ничего хуже дл€ моих агентов в јзероте, чем работать во времена больших перемен. “олько € схожу в јн- ирах, сердце азеротской мечты, как гр€нет ѕылающий ѕоход — подземелье устареет и станет пустым, как города-призраки. “олько мои мультишаманы научатс€ извлекать из подземельного босса «оло ценный опыт, как бедн€гу упраздн€т, заменив на тройной опыт, получаемый через иезуитски хитрую систему приглашени€ друзей. “олько шаманки из банды јпраханти ступ€т на просторы ƒраэнора, как локализованный јзерот превращает ¬нешние «емли в «апределье.  олеблет этот мир ветер перемен вот уже мес€ца два, а ведь самые главные изменени€ еще впереди!

  ним надо быть готовым, так что мо€ команда персонажей почти в полном составе приземлилась на јзурегосе, лишившись при переезде и уровней, и вещей, и сувениров, накопленных за долгие годы на далеких заморских серверах. Ќо уровни — дело наживное, а вещи в эпоху больших перемен не имеют никакого значени€.

¬рем€ вечернего представлени€ в Ўтормграде.

ћелкий колдун “еемон прибыл на јзурегос первым и обеспечил м€гкую посадку остальным. ¬ лесах “ельдрассила обосновалась эльфийка “еемона и там зазимовала. ѕаладин “орвар вз€л в руки измочаленный молоток, стукнул первого волчонка в заснеженной долине холодного ветра и прослезилс€ от ностальгии.

ј шаманки... ƒа, € знаю, что вы будете сме€тьс€, но это произошло оп€ть. ¬ третий раз подр€д из-под обломков спасательных капсул Ёкзодара выползли они — п€ть белобрысых шаманок, адептов странной науки мультибокса.

— “ы? — спросила шаманка подругу.

— я, — подтвердила та.

— » далее по тексту, — дружно ответили еще трое.

ѕри виде п€терых новеньких пушистые бабочки на всем острове впали в истерику.


Ќа этот раз € решил назвать свою третью партию мультигероев в честь первопроходцев — небезызвестных ’ажара-—агаана-Ќойона. »х было всего трое — и были они едины в своей тройственности. “риединство на заморском наречии звучит как «тринити». Ќо мои шаманки были драэне€ми, поэтому им€ им было дано с драэнейским акцентом — “ринаанити.

ѕод знаком зебры

— —кажите, Ўура, честно, сколько вам нужно денег дл€ счасть€? — спросил ќстап. — “олько подсчитайте все.

— —то рублей, — ответил Ѕалаганов, с сожалением отрыва€сь от хлеба с колбасой.

». »льф, ≈. ѕетров, ««олотой теленок»

ѕомните, € еще недавно жаловалс€ на «ловушку дл€ мультибоксеров» — мо€ команда јпраханти из-за поделенного на п€ть опыта не успевала брать уровни, то и дело застрева€ без квестов? ѕоложение было непри€тное — чтобы не оказатьс€ в этой ловушке, приходилось брать все подр€д квесты, включа€ и собирательные.

«“ак... Ќу и кто первым предложил накопать червей дл€ рыбалки?»

“еперь, когда новые п€ть шаманок команды “ринаанити оказались заветными подружками под благословением «ѕриглашени€ друга», вход€щий опыт утроилс€, и проблема исчезла. «абыта как страшный сон. –астворилась словно утренний туман. –азвитие стало выгл€деть примерно так: « вест, квест, квест... ќй, уровень!  вест, квест, квест... ќй, еще один! ¬рем€ двигатьс€ дальше!  вест, квест, квест... ƒа что же это такое — оп€ть уровень!»

«адани€ в списке зеленели как трава на лугу — через каждые п€ть-шесть уровней приходилось вытр€хивать из него устаревшие квесты. Ўаманки пронеслись ураганом через драэнейские острова, дела€ в лучшем случае треть всех доступных заданий. –азгромив энергоблок эльфов крови и разобравшись с их ручным эредаром, мультикоманда, набравша€ уже двадцать третий уровень, переправилась с пересадками в ¬осточные королевства, где с разбега влетела в —умеречный лес с молни€ми наперевес.

Ѕедный, бедный ћор-Ћадим! ќн, похоже, так и не пон€л, что с ним случилось. Ќикто в —умеречном лесу не смог перечить шаманкам — ни воргены с севера, ни огры с востока, ни скелеты с юга. Ћишь небезызвестный —талван ћистмантл, обитающий в домике к северу от города “емнолесь€, попыталс€ сопротивл€тьс€ и даже ликвидировал одну из шаманок... но он был один, а нас — п€теро. –асклад — не в пользу старого —талвана.


„ем хороша игра «ѕод знаком зебры»? “ем, что можно придирчиво выбирать задани€, брезгливо отбрасыва€ те, где предлагаетс€ что-то собрать или бежать неведомо куда. ћожно подбирать задани€ удобные и несложные — один к одному. ¬едь нет смысла заставл€ть команду друзей вытр€хивать из кабанов потроха, когда выгоднее отправить их на бой с каким-нибудь «лыднехвостом, навод€щим ужас на всю округу. ћои шаманки соглашались на «собирательные» задани€ лишь в редких случа€х — когда «неудобный» квест предвар€л длинную и интересную цепочку заданий или когда выбора все равно не было — так, мультигерою пришлось изр€дно поколотить вод€ных духов, чтобы собрать ингредиенты дл€ тотема воды. Ёто был хороший повод вспомнить старые времена, вздрогнуть и отправитьс€ дальше.


“еемон после экспроприации шаманками денег просто-таки на себ€ не похож — он бродит повсюду, словно бледна€ тень прежнего колдуна.

ѕо накатанной дорожке шаманки пошли на юг, к повстанцам  урцена и в охотничий лагерь ’еминга Ёрнестгуэ€ младшего. ¬скоре под натиском мультигеро€ пала вс€ “ерниста€ долина, и путь героев повторилс€ как встарь через все ¬осточные королевства и  алимдор — нагорье јрати, “анарис, ¬нутренние земли (очень хорошее место дл€ мультигероев), “леющее ”щелье, ѕылающие —тепи, кратер ”н-√оро, зачумленный северный Ћордаэрон, заснеженные «имние ключи.

Ќо пока звенели уровень за уровнем, обнаружилась нова€ больша€ проблема. Ўаманки дружно подхватили болезнь св€того ‘ранциска. ѕопросту говор€, у них не осталось мед€ков на тренировку умений. ”ровни приходили слишком быстро, чтобы можно было хоть сколь-нибудь серьезно заработать на наградах. Ўахтерские потуги “ринаанити приносили денег разве что на одного шамана, но нас-то было п€теро!

¬ыбора большого у команды не оставалось. ќдним прекрасным вечером мелкого колдуна “еемона, которому только-только стукнуло двадцать три, зажали в углу п€ть шаманок — очень страшных и ужасно рукопашных: «” теб€, понимаешь, счастливое детство, а у нас, понимаешь, закончились средства».

Ќичего не поделаешь, пришлось поделитьс€. «авал€вша€с€ у колдуна пара сотен золотых буквально спасла мультишаманок. ƒеньги у мелкого колдуна завелись давно и случайно, когда добра€ душа сводила его в подземелье Ўтормграда — там совершенно неожиданно упала пара синих вещей, которые удачно продались на аукционе и обеспечили стартовый капитал.

ƒвести золотых — деньги небольшие, но шаманкам этого хватило, чтобы с грехом пополам выучить самые нужные заклинани€ и умени€.


***

Ѕез особой спешки, за три дн€, шаманки добрались до 60 уровн€, и «опыт с тройным опытом» успешно завершилс€. ƒальше им придетс€ опиратьс€ на собственные силы. Ќо пока они шли к заветной цели, у четверых из них накопилось по двадцать дев€ть призовых уровней. „то с ними делать?  ак потратить?

ќсобый, уличный паладин

Ќевозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Ќужно стать выше этой проблемы, подн€вшись на следующий уровень.

ј. Ёйнштейн

Ётот день в Ўтормграде запомнили надолго. Ќачалось все достаточно безобидно и в снегах  аз-ћодана. “ам, на пол€нке ’олодной долины, по€вилс€ из ниоткуда рыжебородый паладин. ≈го волосы были уложены в длинный хвост, а борода — заплетена в две косички.

«вали паладина просто — “орвар.


«ќй, что это со мной? ≈ще один уровень?»

Ќемудрена€ стартова€ одежка да измочаленный дерев€нный молот — вот и все его снар€жение. ¬здохнув пару раз по потер€нным фиолетовым вещицам, “орвар бросилс€ на местных волков и с их любезной помощью добралс€ до третьего с половиной уровн€, после чего испытал новые загадочные ощущени€ — кто-то взывал к нему через врем€ и пространство. Ќеужели это колдун зате€л ритуал призыва? Ќет! Ёто одна из шаманок, сид€ в Ўтормграде, решила попробовать в действии призыв друга, которым могут ежечасно пользоватьс€ любые классы и без вс€кой посторонней помощи (правда, на шестидес€том уровне это умение пропадает, но в тот день шаманка еще до него не добралась).

ќказавшись в большом и шумном городе, “орвар убедилс€, что до четвертого уровн€ ему осталось совсем чуть-чуть, а затем прошелс€ по главной площади туда-сюда и зычно крикнул:

— ¬нимание! ¬нимание! „ерез пару минут на площади Ўтормграда состоитс€ удивительное представление! ѕаладин невозможно низкого уровн€ (это €) исполнит смертельный номер «ƒинг-динг-донг»! —пешите видеть!

ƒве шаманки в этот самый момент притаились на верхнем этаже городской таверны и разминались, переговарива€сь и хихика€. ѕаладин подождал, пока вокруг него соберутс€ зеваки, и громко заговорил.

— ¬ы знаете, в последнее врем€ как-то странно себ€ чувствую! “акое ощущение, будто € вот-вот возьму...

» в этот самый момент шаманка передала “орвару один из призовых уровней.

...уровень, — закончил он речь, освеща€ площадь желтой вспышкой.

¬ тишине послышалс€ стук челюстей о брусчатку. ѕотом народ загомонил.

—  ак ты это делаешь?!!

— ќ боже, это жулик, нужно скорее доложить куда следует!

— ј можно и мне пару уровней, пожалуйста-пожалуйста?

— ћы честно набирали уровни, а этот жулик просто берет и...

ѕаладин, выслушав возгласы, сказал:

— ¬ы знаете, а ведь это странное щекочущее ощущение возвращаетс€! ќй-ой-ой! — и снова осветил площадь вспышкой свежеполученного п€того уровн€.

ѕублика перешла в состо€ние гаки (это состо€ние голодных духов). ќни спорили, кричали, жаловались, ругались и бегали кругами, схватившись за голову. “е, кто был в курсе, чем может быть вызван такой «синдром спонтанного развити€», тихо хихикали в кулак и поздравл€ли “орвара с каждым новым уровнем.

¬от паладин шестидес€того уровн€. ј по виду и не скажешь.

ј он тихонько рос себе и рос, сопровожда€ каждый «динг-динг-донг» удивленными словами: «„то же это со мной происходит? ћожет, это така€ паладинска€ болезнь? Ќеужели мне так и не вылечитьс€ до 70 уровн€? ј что если болезнь не остановитс€ на этом? „то, если € стану боссом? ќ ужас!»

„то в этот момент творилось на площади — ни в сказке сказать, ни пером описать. —обственно, паладин запомнил очень мало из того, что говорилось и кричалось вокруг него, так как ему непрерывно шептали разные люди — одни слезно просили и им подбросить пару уровней, другие старались выпытать его секрет, третьи возмущались жульничеством или восхищались выступлением.

ѕредставление было однообразным — паладин поднималс€ и поднималс€, шаманки выдавали уровень за уровнем. «акончилось оно, когда паладину стукнуло п€тьдес€т дев€ть. ѕри этом почти целиком заполненна€ полоска опыта сохранилась. ƒо юбиле€ “орвару осталась пара дес€тков тыс€ч единиц опыта.


ѕ€тьдес€т дев€тый уровень. ≈го паладин набрал за каких-то полчаса кривл€ни€ на площади. ¬ыгл€дел он по результатам «скоростного развити€» — бомж бомжом. »з одежды — то, что было на нем в момент рождени€. »з оружи€ — тот самый истерзанный дерев€нный молоток. Ќи одного умени€, кроме тех, что были даны на первом уровне. “орвар не знал, с какого конца подступитьс€ к мечу, булаве и даже алебарде. ƒа что там — он даже доспех надеть не мог!

 оманда “ринаанити готова была зан€тьс€ его развитием — научить обращатьс€ с мечом и щитом, подбросить пару сотен золотых на уроки паладинских заклинаний, обеспечить прикрытием и даже поводить по подземель€м. Ќо это будет потом, а сейчас дороги судьбы вели шаманок за “емный портал.

 осмический электрошок

— Ќадвигаетс€ гроза, а молнии — форма статического электричества, что было впервые доказано... кем?

— Ѕенджамином ‘ранклином.

— ѕравильно.

т/ф «ƒоктор  то»

ƒорога от красных холмов јдского ѕламени и до северных островов ѕустоверти знакома всем — каждый из нас прошел ее не раз. Ќа этот раз у шаманок не осталось козырей вроде тройного опыта, так что им пришлось братьс€ за все задани€, вычесыва€ квесты до последнего. –едко когда скорость развити€ превышала п€тьдес€т-семьдес€т тыс€ч единиц опыта в час, и где-то вдали ма€чил зловещий призрак голодного бесквесть€.   счастью, он уже не угрожает новым мультигеро€м — в последней заплатки демиурги круто срезали опыт с уровней от 60 до 70, ибо негоже геро€м в «апределье ковыр€тьс€, когда их ждет Ќордскол.

« оманда “ринаанити спешит на помощь!»

ћедленное развитие — это не здорово, но команда есть команда, а п€ть молний — безумна€ электрическа€ мощь, пришедша€ в јзерот словно из лаборатории такого же безумного ученого. ¬раги дохнут с полпинка — к этому, как и ко всему хорошему, быстро привыкаешь. Ќеча€нно встреченный элитный монстр — уже не повод рвать когти, а лишь источник легкого раздражени€: ходють тут вс€кие, электричества на них не напасесси (конечно, € не говорю про сквернобота, топчущего пол€ јдского ѕламени, — он смертелен даже дл€ п€терки шаманов).

“ам, где герои стихийно собираютс€ в стайки, чтобы одолеть особо сложный групповой квест, мультикоманда проходит без запинки, втаптыва€ элитных монстров в гр€зь коваными кольчужными сапогами. Ћишь в трех случа€х группе “ринаанити пришлось искать помощь.

ѕервым оказавшимс€ нам не по зубам монстром стал јразий ∆естокий из болот јггонара. „тобы его забодать, пришлось выписывать из Ўаттрата знакомого разбойника. Ќам помогли еще и герои, которые сто€ли в очереди на того же демона, — чем быстрее, мол, сдохнет, тем быстрее вернетс€.

¬торой проблемой оказалс€  руг  рови в Ќагранде — битьс€ с гладиаторами шаманкам тогда помогли случайно оказавшиес€ там же герои — друид медвежьей наружности  сенофонтыч и юна€ лечаща€ паладинка ѕелаги€. ƒруид помогал подруге справитьс€ с заданием, и оба были не прочь поддержать мультикоманду — просто так, чтобы посмотреть на “ринаанити в действии.

¬ сражени€х за звание чемпиона арены шаманки все как одна вз€ли уровень 66 и тут же попросили  сенофонта и ѕелагию помочь с ƒарном Ќенасытным — небезызвестным гронном, нарезающим круги возле гигантского алмаза на юге Ќагранда. ƒруид засомневалс€ в способност€х ѕелагии вылечить ужасные раны от лап гронна и попросил мультишаманок при случае бросить пару лечебных заклинаний. Ќо он, похоже, прибедн€лс€ — ѕелаги€ удержала его под гронном, и ƒарна мы уронили так быстро, как только и может рон€ть чудищ команда, состо€ща€ целиком из шаманов.

ƒаже сыновь€ √руула дл€ шаманок больше не опасны. ¬ случае чего поможет орудие шаманского пролетариата, ожившие булыжники.

Ѕольше никто из страшных чудовищ не оказал мультикоманде сколь-нибудь серьезного сопротивлени€: ни жертвы амбиций ’еминга Ёрнестгуэ€ старшего, ни похитители маленького  орки, ни пес ”ворос, ни —ал-—алабим со своими должниками, ни ворон с  ост€ных ѕустошей, ни дракон оттуда же. ƒаже гронны из сыновей √руула не смогли продратьс€ сквозь заслон из п€ти каменных элементалей — их шаманки получили как раз на 66 уровне: п€ть личных танков, п€ть суровых булыганов, специально предназначенных дл€ сражений с теми, кого нельз€ допускать до хрупких шаманских тушек.


ѕорой мультишаманкам бывает одиноко. ќни предоставлены сами себе, им, по большому счету, не о чем разговаривать друг с другом. ќни могут убить в округе кого угодно, но цена тому — игра по большей части «соло». ” одиночных игроков проблема друга€: им, чтобы забороть особо непри€тное чудище, нужно объедин€ть силы — порой с малознакомыми персонажами, от которых можно ждать чего угодно. », спрашиваетс€, как, в ответ на очередной вопль: «ѕомогите убить слоника!» — не воскликнуть на весь Ќагранд: « оманда “ринаанити спешит на помощь!»

— ѕриглашай в группу, — шепчет охочий до слоников герой.

— „его не могу, того не могу, — отвечает “ринаанити. — √руппа полна€. Ќу да ничего. ¬стречаемс€ на слоновьем холме.

Ќадо лишь подождать, пока элитный слоник не получит первый удар и не посереет. ѕосле этого он ликвидируетс€ в два-три залпа, и ошалевший от такой мощи охотник за легендарными бивн€ми кричит вслед: «—пасибо, команда “ринаанити!»

— великой силой приходит и велика€ ответственность.  оманда “ринаанити спешит на помощь!


√ром и молни€! ƒл€ слоников спасени€ нет!

—лучалось помогать и ордынцам, попавшим в €вно затруднительное положение. Ќапример, кокнуть калифа ∆ало —корпиона дл€ несчастного дохлого разбойника, который хоть убей не мог справитьс€ с самим калифом и его двум€ помощниками. ј что — если ты нежить, то уже и не человек?  огда-нибудь потом, на поле бо€ или на арене мы будем увлеченно кромсать друг друга, но сейчас калиф должен умереть.

ѕриходилось снимать пучком молний монстров, накинувшихс€ толпой на €вно слабеющего геро€. ѕорой команда “ринаанити просто «роилась» в местах скоплени€ приключенцев, сто€щих в очереди на важного монстра. “ак уж прин€то на јзурегосе — если уж стоишь без дела, хоть помоги доконать очередного ∆утеглаза ѕупырчатого.

ѕриходилось команде “ринаанити даже танковать Ќенасытного ƒарна, когда мы вызвались помочь с этим награндским гронном. Ѕой началс€ как обычно, но чужой танк гронна не удержал (и мы со своими критическими молни€ми танка за это не виним), и ƒарн бросилс€ на нас.  аждую шаманку он вбивал в землю с трех ударов. Ќо п€тнадцать ударов — дело довольно долгое и на последней шаманке гронн таки сдох. «ћы вам ƒарна танковали — теперь воскресите нас!» — капризно потребовала единственна€ уцелевша€ шаманка.

ћы все — отсутствуем

¬ √ермании иметь фамилию ћюллер — все равно, что не иметь никакой.

х/ф «“от самый ћюнхгаузен»

√ильди€ — это не только способ объединить игроков по интересам, но и возможность за€вить о себе. ¬добавок дл€ мультигеро€ это отличный способ обмениватьс€ вещами не через торговый интерфейс, а через банк гильдии, и там же хранить вечно мешающиес€ в мешках ингредиенты.

ћысль затолкать мультишамана в собственную «гильдию дл€ одного» возникла у мен€ давно. Ќо как назвать эту гильдию? ¬ариантов было много: «Ќе убегайте от нас», «≈динство непохожих», « оллективный разум», «–ой», «ќдин из п€ти», «“ак много тотемов» — вплоть до банальной «јтаки клонов». Ќо после долгого размышлени€ к шаманкам (ко всем сразу) пришла оригинальна€ иде€ — назвать гильдию так: «ќтсутствует».

”спех был полным. Ёто название смущало друзей и приводило в замешательство врагов.  ак так — шаманки вроде как отсутствуют, но при этом бегают и сражаютс€?

ƒоходило до того, что люди спрашивали: «≈сли вы играете мультибоксом, то почему не объединитесь в гильдию, чтобы обмениватьс€ вещами через банк?»

«¬ообще-то... гл€нь внимательнее»

«ќй! Ќе заметил. — вами с ума сойдешь!»

«Ќе такой ты и страшный...»

— “ак... „емодан большой, т€желый.  ак говоритс€, вот он. „емодан маленький, легкий.  ак говоритс€, вот он. —луга, небольшой, одна штука. ¬ижу. ј это — что?

— Ёто слон! ќн здесь купленный!

м/ф «—ледствие ведут колобки»

ѕодземель€... ј что подземель€? ”ровне на шестьдес€т первом € погнал шаманок в —коломанс (ныне — Ќекроситет), не корысти ради, а токмо волею пославшего мен€ јлексе€ Ѕарова. Ќавестить школу колдунства об€зан каждый мультигерой ради одной-единственной вещицы — колокольчика Ѕаровых. Ётот немудреный на вид брелок дает нам возможность показать особенный уличный фокус, неизменно привод€щий публику в шок.

≈сли в «апределье геро€м удалось обновить гардероб и набрать некоторую ос€заемость, то в —коломансе они не встрет€т ровным счетом никакого сопротивлени€. ¬атные скелеты падают на втором залпе, маги швыр€ют свои заклинани€ в заземл€ющие тотемы, а призрачные учител€ не успевают показать ни одного из своих фокусов.

≈сли присмотретьс€, вверху картинки можно увидеть печальную физиономию избиваемого бессмертного стража.

¬ незапам€тные времена кост€ной голем в подвале наводил ужас на всех танков — он бил их как бампер сусликов, и мои шаманки, признатьс€, с немалым трепетом спускались в склеп. Ќо ничего страшного не произошло: голем старательно колупал мультигеро€, но нанести существенного урона ему просто никто не дал. «алп, залп, залп. ”несите пудинг.

Ќасто€щие проблемы начались перед дверью в лекционный зал — там нас подстерегали зомби, после смерти растекающиес€ убийственной зеленой лужей, и скелеты, неу€звимые к магии. ѕришлось следить за шаманками, чтобы они невзначай не залезли в зеленую лужу, и колотить скелеты кинжалами вп€тером.  инжалы были зар€жены яростью ¬етра, но помогало это мало.

ѕомн€ о дурных нравах этих скелетов, € еще перед походом в —коломанс вышел на холмы ¬ыжженных земель, что у “емного ѕортала, и поманил пальцем —лугу јругала. Ётих товарищей все кому не лень используют дл€ тренировки оружи€. „ерез минуту пробегающие по своим делам ордынцы узрели незабываемую картинку: п€ть драэнеек, выстроившись кругом, тыкают в бедного слугу кинжалами под бледное мерцание двадцати тотемов, и над каждым кинжалом то и дело взвиваетс€ вихрь — сработавша€ ярость ¬етра. ”верен, что в тот день пара ордынцев бросила пить.

¬ Ќекроситете скелеты-безобразники оказались на полу, сраженные п€тью кинжалами, — нашим геро€м открылс€ путь во дворик, где бродили неразговорчивые студенты, и в алхимическую лабораторию — там лич –ас —негошепот склеилс€ так быстро, что не успел ни приморозить “ринаанити с командой, ни даже отшвырнуть к стенке. ѕримерно с таким же успехом боролись с шаманским вторжением другие учител€ и даже сам ректор. —амым сложным боссом оказалс€ “еоден  растинов — еще один бампер дл€ незадачливых танков в прошлом.  растинов один умудрилс€ ухлопать одну из шаманок, прежде чем его удалось утихомирить. Ћюбопытной проверкой макросов оказались заразные зомби, напирающие всей толпой, — их пришлось водить по этажу кругами, оставл€€ за собой замедл€ющие тотемы и огненные тотемы-гранаты.

—обранные по подземелью документы шаманки отдали последнему из рода Ѕаровых. ќсталось лишь сбегать к лагерю ќрды и уничтожить одним залпом его восставшего из мертвецов брата, чтобы получить награду — колокольчик.

Ётот самый колокольчик может раз в дес€ть минут призвать трех кресть€н, которые несколько секунд ошиваютс€ вокруг геро€, а потом бесследно пропадают. Ќичего особенно зрелищного в этом нет — если только в колокольчик не звонит мультигерой.

ѕ€тнадцать кресть€н, словно беспощадный и бессмысленный бунт, выскакивают как из-под земли — и у зрителей глаза на лоб лезут: откуда вз€лась вс€ эта толпа? ≈сли сразу же начать водить шаманок туда-сюда, кресть€не суетливо бегают вокруг, мечутс€ и изображают бурную де€тельность. Ќедолго продолжаетс€ это представление, но публика каждый раз выпадает в осадок.


Ќа шестьдес€т втором уровне команда “ринаанити ринулась на покорение Ѕастионов јдского ѕламени, чтобы вы€снить: в чем же разгадка успехов мультибоксеров, одолевающих запредельные подземель€ без помощи танков?

«¬ насто€щий момент вс€ гильди€ отсутствует. √оворите после сигнала».

ќказалось, что секрет прост: то, что не успеет до теб€ добежать, не сможет теб€ ударить. ћонстры Ѕастионов падали практически на месте, и лишь последние оставшиес€ в живых (в еле живых) успевали нанести пару ударов до своей бесславной гибели.

— боссами чуть сложнее. ѕервый из них, начальник стражи √алголмар, успел прикончить двоих шаманок, прежде чем склеил ласты сам. «ато демон ќмор Ќеодолимый перед гибелью не нанес шаманкам вообще никакого урона (его заклинани€ попадали в заземл€ющие тотемы) и не успел призвать ни одну из своих фирменных адских гончих.

Ќо дракон Ќазан с всадником ¬азруденом заставили команду мультишаманок попотеть. ¬азруден умер сравнительно быстро, но плевки дракона сверху изр€дно пожгли неповоротливого мультигеро€. Ќе помог даже противоогненный тотем.  огда же дракон приземлилс€, дело стало совсем кислым — разойтись в стороны шаманки просто не успели и дружно пали под его огненным дыханием.

¬осстав из мертвых, один элемент мультигеро€ подн€л других, и тут обнаружилось, что группа оказалась по другую сторону от орков, стерегущих проход на посадочную площадку. –азве не славно? “еперь шаманки аккуратно выстроились вдоль кра€ площадки на рассто€нии дес€ти метров друг от друга, и сражение прошло куда удачнее — Ќазан уже не мог жечь глаголом всех сразу, и оставшиес€ в живых элементы мультигеро€ все-таки добили его.


 узн€  рови оказалась дл€ мультишаманов совсем простым подземельем — первый босс (демон ћастер) оказалс€ настолько ватным, что упал за п€тнадцать секунд электрических процедур. «лобоглаз Ѕроггок совершенно неожиданно оказалс€ проблемным: сражение с орками, выбегающими из темных альковов, выт€нуло из шаманов всю ману, и выплывшего на шум злобоглаза шаманки встретили буквально сухими. Ѕроггок — слаб, но шаманки без маны — еще слабее.   счастью, когда мультигерой пал от €довитых плевков, злобоглаз осталс€ висеть в комнате и со второго раза был мстительно подвергнут электропыткам.

ѕоследний босс,  елидан –азрушитель, имел дурную привычку кричать: «ѕодойдите поближе!» — и потом разр€жатьс€ мощным взрывом, и это немало беспокоило шаманок. Ќо погиб он так быстро, что не успел взорвать свою личную бомбочку ни разу.


”зилище?  оманда “ринаанити бросилось в это подземелье на шестьдес€т п€том уровне и не испытала никаких проблем вплоть до последнего босса — €довитого великана  вагмиррана, о которого шаманки обломали зубы. Ќесмотр€ на тотемы противо€ди€, защиты от магии природы и благословение от спасенного друида, вс€ группа сдохла раньше, чем запинала гиганта. Ѕыть может, дело было не только в его привычке чихать €дом сразу на всех, но и в невысокой у€звимости к магии природы.

ј еще недавно в Ўаттрате розовые слоники завелись. ѕравда, увидеть их может только тот, кто неслабо зальет за воротник.

Ћадно, пытаемс€ во второй раз.  ак и в случае с драконом, шаманки попробовали выстроитьс€ подальше друг от друга — полукругом, чтобы €д попадал на одну, максимум двоих... Ѕежим, он оп€ть нас заметил!

ќказалось, что бежать бесполезно.

ѕопытка номер три оказалась успешной — шаманки из последних сил одолели великана.


 огда на шестьдес€т шестом уровне у шаманок по€вились тотемы элементалей земли, обычные подземель€ перестали быть проблемой вообще. ѕ€ть булыжников давили любых боссов, как п€ть т€желых танков, — конечно, даже элементали рассыпались в пыль под ударами особо нехороших чудовищ, но времени на то, чтобы расковыр€ть любого босса, хватало с лихвой. ќсобенно хороши каменюки были в сражении с живым вихрем Ѕормотуном — они оказались неу€звимы к его звуковым ударам.

¬ообще, мультигерою нет особого смысла лазить в подземель€ ради добычи. —лишком уж много сил и времени уходит на то, чтобы выбить одну-единственную вещь дл€ всех п€терых шаманов. “о ли дело — ценные героические жетоны (их получают все шаманы сразу) или редкие ресурсы вроде растений Ќижетопи.

Ќо есть в «апределье место, куда еще недавно шаманы-клоны ходили как на работу. Ёто — ћеханар. ѕриход€т сюда мультигерои за одной-единственной вещью — тотемом Ѕездны. Ёто не обычный шаманский тотем, а реликви€, которую вешают на персонажа. ƒл€ шамана стихий тотем Ѕездны — идеален, ибо он увеличивает урон от молний — и обычных, и цепных — на 55.

ƒобратьс€ до этого тотема можно минут за двадцать — надо всего лишь одолеть двух мини-боссов и открыть упавшими с них ключами тайник Ћегиона. ≈сли повезет — внутри будет лежать тотем.  оманде “ринаанити повезло с первого же раза.

ѕока еще нет доступа в ћеханар, команда может пользоватьс€ тотемом Ѕури шестидес€того уровн€. ќн тоже увеличивает урон от молний, но лишь на 33, и продаетс€ на аукционе, но попадает туда довольно редко — его нужно отслеживать и ловить.

„етыре шамана и собака

’эвермейер был ведущим бомбардиром. ѕри заходе на цель он никогда не делал противозенитных маневров, подверга€ таким образом дополнительной опасности все экипажи, летевшие с ним в одном строю.

—  ’эвермейер, какого дь€вола ты не делаешь противозенитного маневра? — €ростно набрасывались на него летчики после возвращени€ с задани€.

— Ёй вы, оставьте капитана ’эвермейера в покое! — обычно говорил в таких случа€х полковник  эткарт. — ќн же, черт побери, наш лучший бомбардир.

ƒжозеф ’еллер, «”ловка-22»

ѕервое столкновение с ќрдой произошло еще во врем€ летнего празднества. ¬ Ўтормград тогда то и дело вбегали ордынцы, старающиес€ похитить наш огонь, а команда мультишаманов, которым тогда было около сорока, пыталась их притормозить лед€ными шоками.

ќбычно гонцы из ќргриммара пр€тались в “юрьме (как символично!), но как-то раз они напали на город со стороны ворот. ¬ыпустив в воюющих ордынцев пачку молний и испугавшись собственной смелости, шаманки поспешили утечь в город. ¬р€д ли мы в кого-то попали — все-таки разница в тридцать уровней. Ќо лиха беда начало!

ѕ€ть драконов улетают в закат, чтобы провести п€ть разведок. «а нее нам дадут п€ть наград.

¬торое боестолкновение с врагом случилось уже на холмах јдского ѕламени, когда шаманки делали квест на захват трех башен. ѕомню, команда как раз вз€ла одну башню и в виде волков огибала угол, когда навстречу выскочил кто-то.  ажетс€, это был маг, эльф крови. “рудно было рассмотреть точно — с перепугу мы выпустили в него п€ть молний и припечатали п€тью шоками. Ќа этом бой закончилс€.


”же потом шаманки осмелели и запросто отправл€лись на защиту PvP-объектов. ѕомню, как мы впервые столкнулись с хорошо снар€женным противником. Ёто произошло в Ќагранде, когда команда “ринаанити решила проверить, кто же это бомбит исконно драэнейский город ’алаа.

” насеста виверн никого не было — враг в этот момент летал над городом. ќдна из шаманок уничтожила насест, и мы приготовились к бою. ∆дали мы долго и, когда уже шаманки совсем было потер€ли надежду и убрали тотемы, с бомбардировки вернулс€ тауренский воин-семидес€тник.

ќн увидел нас, мы увидели его. ѕару секунд длилась нема€ сцена, пока команда “ринаанити спешно выставл€ла «боевые двадцать». ѕотом таурен, видимо, решил, что его гладиаторский костюм позволит легко справитьс€ с нахальными шаманками, которые к тому же были на п€ть уровней младше его.

Ѕык ринулс€ на нас, размахива€ огромной фиолетовой секирой, — он не успел добежать до нас, как в морду ему влетели п€ть критических молний. ¬ообще, шанс промазать при такой разнице уровней был довольно велик, но нас поддерживали таланты на меткость заклинаний, и вдобавок к этому у наших ног сто€ли п€ть тотемов √нева старого образца (бой произошел до того, как обновление сделало этот когда-то легендарный тотем почти бесполезным).

“аурену поплохело. ќн настолько растер€лс€, что словил еще п€ть шоков и только тогда догадалс€ попытатьс€ зайти шаманкам за спину. Ќо команда “ринаанити развернулась и еще одним залпом свела здоровье быка к нулю.

¬ ќстрогорье шаманок можно было узнать по добрым-предобрым глазам.

Ѕедн€га €вно в первый раз столкнулс€ с феноменом мультибокса. “олько это объ€сн€ет его странную нерешительность, когда он прибежал с кладбища и возродилс€. ќн сидел на краю обрыва и задумчиво жевал, когда шаманки вновь заметили его, подбежали и недвусмысленной угрозой вновь начали выставл€ть тотемы. Ѕык почу€л неладное.

ѕерва€ пачка тотемов. “аурен решил не вступать в бой и начал седлать виверну.

¬тора€ пачка тотемов. “аурен продолжает седлать виверну.

“реть€ пачка тотемов. ¬иверна взнуздана!

„етверта€ пачка тотемов — шаманки начинают произносить заклинание молний. ќбеспокоенный бык пришпорил виверну и взлетел в воздух. ќн бы мог выжить, если бы догадалс€ слететь с обрыва туда, где мы бы его не достали. Ќо он почему-то задумчиво полетел над нашими головами куда-то на восток.

¬ зенит, словно ракеты ѕ¬ќ, устремились п€ть молний. “уда же жахнули п€ть шоков.

„ерез пару секунд труп быка упал на землю у моста.


Ќа третий раз бык догадалс€ прыгнуть с обрыва, едва только до него долетели первые молнии. ¬от только в этот момент с ним не было его верной виверны. “аурен с грустным мычанием улетел куда-то вниз за обрыв, и через пару секунд оттуда выплыло его звание — посмертно.

Ѕур€ в снежной пустыне

„етверо таких людей, как они, четверо людей, готовых друг дл€ друга пожертвовать всем — от кошелька до жизни, — всегда поддерживающих друг друга и никогда не отступающих, выполн€ющих вместе или порознь любое решение, прин€тое совместно, четыре кулака, угрожающие вместе или порознь любому врагу, неизбежно должны были, открыто или тайно, пр€мым или окольным путем, хитростью или силой, пробить себе дорогу к намеченной цели, как бы отдалена она ни была или как бы крепко ни была она защищена.

ј. ƒюма, «“ри мушкетера»

Ќечего было и думать всерьез заниматьс€ соревновательными сражени€ми на исходе гладиаторского сезона и за считанные недели до пришестви€  орол€-Ћича. Ќо попробовать сражени€ на пол€х јльтерака до последнего обновлени€ шаманской команде довелось.

¬ единстве таитс€ огромна€ сила — там, где неуверенно себ€ чувствовал паладин-танк “орвар, п€ть сине-зеленых шаманок творили насто€щие чудеса — конечно, при условии, что их не трогали. ”вереннее всего они чувствовали себ€ в обороне — взобравшись на холм, обставившись тотемами и истребл€€ героев ќрды на подходе к базам и кладбищам.

јль€нс на поле сражени€ јльтерака выгл€дит примерно так же.

ѕо отдельности шаманы со столь скудным снар€жением были бы немощной командой, слабым звеном во всем рейде. Ќо, соединенные в единый раз€щий кулак, они — мощное переносное орудие, способное истребл€ть по одному ордынцу за пару залпов.

—  то это? — спросил как-то очередной игрок, еще не знакомый с концепцией мультибокса.

— Ёто, брат, шаманска€ турель, — ответили ему.

» действительно, п€ть шаманов — это переносна€ укрепленна€ позици€, способна€ довольно долго оборон€тьс€ против неподготовленного врага (ключевое слово «неподготовленного»). ¬ обороне мы хорошо держим мосты и кладбища. ¬ атаке мы превосходно истребл€ем защитников — при условии, что нас сопровождает прикрытие. ћультибокс — как танк, нуждаетс€ в прикрытии простой пехоты.

» јль€нс нас прикрывал. „астенько за нами ув€зывалс€ лекарь, втихомолку лечащий и через это получающий неплохие боевые результаты дл€ себ€ — удобно лечить того, кто почти всегда занимает высшие строчки по победам. Ћекарь знал, что стоит держатьс€ к мультишаману поближе — любой оказавшийс€ поблизости разбойник (природный враг лекар€) просто напрашиваетс€ на кару небесную. ƒруиды св€зывали корн€ми улепетывающих врагов, подставл€€ их под наши перуны. ѕаладины св€зывали ордынцев боем и отвлекали на себ€, пока «шаманска€ турель» вела прицельный огонь по врагу. ѕаладин в пузыре — враг в шоке.

» в сражени€х с боссами — √альвандаром и ƒрекТ“аром — мультишаман может поддержать команду танками: частенько случалось, что п€ть выпущенных воврем€ танковых элементалей держали на себе вражеского предводител€ достаточно долго, чтобы обеспечить команде победу.


Ќо ќрда, конечно же, не собиралась поднимать лапки кверху, завидев мультигеро€. Ќа шаманках мгновенно фокусировалс€ огонь, в ход шли всевозможные контролирующие умени€ и заклинани€, бьющие по площади, а один раз € обнаружил, что против мен€ бросили всех колдунов рейда.

¬опреки убеждению многих, мультигерои вовсе не всемогущи и далеки от неу€звимости. —уществует очень много способов осложнить им жизнь:

...“ем временем в ћулгоре случилось удивительное чудо: неизвестно откуда на пастбище вышли тридцать три коровы.

—амый простой — напасть на них сразу большой толпой и, не говор€ худого слова, вынести.  огда против мультишамана действуют сразу несколько врагов, внимание игрока неизбежно рассеиваетс€ и он начинает делать ошибки.

«аклинание страха помогает, но не всегда.  огда € вижу, что ко мне бежит, распахнув объ€ть€, очередной тауренский воин, то машинально выставл€ю п€ть тотемов “репета, дела€ группу почти неу€звимой к страху. Ќо если застать команду врасплох, страх может стать неплохим подспорьем в борьбе.

ќчень мешают маги-камикадзе, врывающиес€ в наши р€ды и взрывающиес€ маленькими бомбочками. Ѕоротьс€ с этим можно только одним способом — ликвидировать мага. Ќо сделать это не так просто, если он умело маневрирует, а земной шок бессилен против мгновенно читаемого заклинани€. Ёффективно «сн€ть» такого камикадзе с мультигеро€ может разве что команда прикрыти€.

 орни, замедление, лед€ные ловушки и тому подобные «останавливающие» заклинани€ — тоже эффективны, хот€ и условно. ƒаже один «застр€вший» шаман вынуждает всего мультигеро€ волей-неволей остановитьс€ и начать прикладывать усили€ к освобождению. ј это — лишние секунды дл€ «противотанковых» бойцов.

Ќеплохой способ борьбы с мультишаманами — чернокнижное сем€ порчи. ѕравда, развешивающий его колдун сильно рискует, наход€сь в зоне дос€гаемости «шаманской турели». Ќо в жарком бою, когда внимание владельца мультигеро€ неизбежно рассе€нно, шансы успешно повесить два-три заклинани€ — есть, и цепочка взрывов может изр€дно потрепать шаманское здоровье.

–азбойники, сосредоточившие усили€ на том, чтобы ликвидировать одного из шаманов максимально быстро, — тоже серьезна€ угроза. ƒаже один погибший элемент — это серьезна€ непри€тность в бою.

¬нимание — миф: многие считают, что дл€ борьбы с мультигероем достаточно лишь найти его главного персонажа и убить — дескать, без мозгового центра остальные шаманы ничего не смогут сделать и будут просто сто€ть на месте. Ќа самом деле при грамотно прописанных макросах достаточно нажать одну кнопку, чтобы сделать «главным» любого шамана. “ем не менее смысл сосредоточить огонь на «главном по умолчанию» шамане есть. ≈го гибель — не катастрофа, но все-таки серьезное затруднение: приходитс€ тратить драгоценные секунды на переключение из окна в окно. ѕорой, когда кто-то из моих шаманов погибал, а остальным было нехорошо, мне было проще дать умереть всему мультишаману, чтобы не тратить силы на воскрешение элементов, а вновь объединить их на кладбище.

√номы-панки стали первыми предвестниками страшного нового мира.

***

»нтересные времена...  ак обычно, не успели шаманки несколько дней побегать семидес€тым уровнем, как гр€нуло обновление, кардинальное помен€вшее расклад сил в игре. ѕаладины возмезди€ вдруг стали очень злобными, у друидов-мишек уменьшилась брон€, но прорезалс€ немаленький урон, а шаманы... нам дали интересное заклинание «пинок на двадцать метров», с которым мультикоманде еще предстоит освоитьс€.

Ѕудет ли это друга€ истори€?  онечно!

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.6
проголосовало человек: 103
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«назад
«ѕ€теро шаманов


¬се статьи серии:
ѕ€теро шаманов
ѕ€теро шаманов - 2
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€