ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
ярослав Ўалашов
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є10 (83) окт€брь 2008
вид дл€ печати

Max Payne

∆анр:
–азработчики:
Remedy, 3D Realms
»здатель:
Rockstar Games
¬ –оссии:
1C
—истемные требовани€:
ћинимальные - PII-450, 64Mb, GeForce
–екомендованные - PIII-1GHz, 256Mb, GeForce3
—етевые режимы:
Ќет
ѕохожие игры:
Oni, Heavy Metal F.A.K.K. 2
ƒаты выхода:
2001, 2003 годы

јмериканска€ мечта — дом с белой изгородью, зелена€ лужайка, хороша€ работа и люб€ща€ семь€. ¬се так и было... Ќо в один момент уютный личный мирок может рухнуть в бездонную черную €му, выбратьс€ из которой можно только одним путем — и этот путь окрашен в цвет крови. ѕуть человека, которому нечего тер€ть.  уда он ведет — неведомо никому.

»м€ ћакса ѕэйна давно стало нарицательным — если в какой-нибудь игре есть возможность активировать замедленное движение, первой же ассоциацией станет или «ћатрица», или тот самый «не-герой» полицейский. ќднако сери€ эта не так проста, как кажетс€ на первый взгл€д. ƒа, враги прут на вас целыми толпами и исправно гибнут за несколько секунд, но за непрекращающейс€ м€сорубкой кроетс€ совершенна€ особенна€ манера подачи сюжета и обосновани€ действий главного геро€. ƒобро пожаловать в Ќуар-…орк...

ѕролог

¬се начиналось как нельз€ невиннее — здоровый образ жизни, относительно спокойна€ работа, дом у реки, красавица-жена и маленька€ дочь; никаких опасностей, никаких неожиданностей. «Ќу что, детектив ѕэйн, когда же ты будешь работать на мен€?» — јлекс Ѕолдер, друг ѕэйна, предложил ему перейти в отдел по борьбе с наркотиками. «јлекс, твои задани€ под прикрытием всегда оказываютс€ в какой-то адской дыре. »звини, но дл€ мен€ семь€ прежде всего». — этими словами ѕэйн затушил последнюю в своей жизни сигарету и отправилс€ домой. —то€л прекрасный летний денек, пахло свежеподстриженной травой, звенели голоса играющих детей...

¬се рухнуло в одно мгновение. ∆ена и дочь погибли, а виной тому оказалс€ новый наркотик — «¬и», «¬алькири€». ѕосле похорон ћакс отыскал јлекса Ѕолдера и перевелс€ в его отдел. ≈динственным смыслом жизни стала месть. —пуст€ три года экс-детектив вышел на ƒжека Ћюпино, который состо€л в семье дона ѕунчинелло. “онка€ нить во тьме повела в нужном направлении...

„асть I: —южетные ходы

я был частью комикса. „ертовски забавно, но это было самой ужасной мыслью в моей голове.

Max Payne — игра-фильм. ‘ильм о человеке, который в борьбе с самим собой находит силы противосто€ть судьбе и даже победить ее. ј характерные дл€ боевика элементы и уйма спецэффектов — не более чем обрамление основного сюжета. ƒействие в этом фильме начинаетс€ «с конца», и нам ненав€зчиво дают пон€ть, что на самом деле «все они мертвы» и «все кончено». Ќо кто мертв? „то кончено?

 аждый раз один и тот же сон... ƒетали мен€ютс€, но суть та же.
¬ли€ние «¬и» на ћакса. √ангстер с битой предстает каким-то жутким клоуном из кошмаров.

ћакс рассказывает историю, предстающую перед нами не только в комикс-вставках между эпизодами, но и во врем€ самой игры. ¬от, скажем, в клубе Ragna Rock голос за кадром сообщает: «ѕо полу были разбросаны окровавленные обрывки бумаги». “олько вашей волей как игрока главный герой соберет эти обрывки и «вспомнит», что же там было написано. Ќи о какой нелинейности не может идти и речи — все уже произошло, а нам предстоит погрузитьс€ в чужую пам€ть.  акие-то мелочи еще могут варьироватьс€, но главные составл€ющие неизменны в каждом прохождении. »гра предлагает нам общую картину, но без мелких деталей — писем, звонков, любопытной информации, которую нужно отыскать самому, чтобы почувствовать себ€ частью происход€щего.

 онечно же, перестрелки вида «п€тьдес€т на одного» тоже оставлены на откуп игрока.  ак вы убиваете противника — трубой или из автоматического дробовика, — совершенно неважно, ведь на самом деле вс€ эта стрельба и фейерверки взрывов к сюжету отношени€ не имеют. Ќаш фильм-игра — о человеке, о его переживани€х и его боли. „ем дальше вы идете, тем полнее раскрываетс€ персонаж.

ќчередна€ куча врагов лишь охран€ет следующие ступени понимани€. Ёто своего рода забор, через который необходимо перелезть, чтобы увидеть, что дальше. Ќо кажда€ последующа€ преграда все выше, а за ней всегда одно и то же: отча€нье, обреченность и непреодолимое чувство вины. „то в первой, что во второй части игры ћакс двигаетс€ вперед словно бы на последнем вдохе. ќн делает рывок с мыслью о том, что, когда силы остав€т его окончательно, боль пройдет. Ќо после каждого рывка отыскиваетс€ причина идти дальше. ѕэйну приходитс€ сражатьс€ с собой раз за разом, и только крошечна€ искра надежды удерживает его на плаву.

 лючевые роли

ћакс ѕэйн — бывший детектив, который после гибели семьи перешел в отдел по борьбе с наркотиками. ћакс расследовал дело «¬алькирии» три года и все же смог напасть на след, но подобралс€ слишком близко, и его решили устранить.  то-то очень не хотел, чтобы правда о «¬и» всплыла, и ћакса подставили. ” него не осталось контактов в полиции, дл€ всех он превратилс€ в «вооруженного и очень опасного преступника».   тому же семь€ ѕунчинелло, в которую ѕэйн внедрилс€, узнала о том, что полицейский. ¬ результате за ним гон€лс€ уже весь город. ƒа и собственное сознание ополчилось на него. „увство вины стало третьим врагом, и вот тут скрытьс€, как от полиции, не удавалось. Ќикто так и не слышал, чтобы ћакс хоть раз засме€лс€.

ћона —акс — наемна€ убийца, которую пустили по следу ѕэйна. ќднако она так и не смогла выполнить заказ. ¬ первой части ћона по€вл€етс€ всего несколько раз, но при первой же встрече ћакс замечает, что она смогла «расшевелить» его. ќтказавшись выполнить задание, ћона получает пулю в голову, но тело ее загадочно пропадает. ≈й предстоит «ожить» во второй части игры и сыграть заметную роль в жизни ћакса ѕэйна.

»менно из-за ћоны ћакс оп€ть будет скрыватьс€ от закона. »менно из-за ћоны ему снова захочетс€ жить.

Ќиколь ’орн — военный биолог, работавший над проектом «¬альхалла». ÷елью проекта была вакцина, котора€ должна была серьезно увеличивать физические способности солдат, повышать болевой порог и увеличивать выносливость. ќднако спуст€ четыре года экспериментов разработанный препарат лишь крайне усиливал агрессию подопытных и вызывал зрительные галлюцинации. ѕравительство закрыло проект, но ’орн точно знала, что у нее в руках, и продолжала исследовани€. Ќаркотик «¬алькири€» мгновенно заполонил город, а корпораци€ Aesir, созданна€ ’орн, подсчитывала миллионные прибыли. Ќиколь ’орн виновата в смерти жены и дочери ћакса ѕэйна — она направила одурманенных «¬и» наркоманов в дом ѕэйна.

јльфред ”оден — член секретной организации «¬нутренний круг» и бывший коллега ’орн, который помогает ћаксу по непон€тным причинам. ¬озможно, это совесть, но более веро€тно, что у организации есть какие-то особенные потребности. ќн не раз предупреждает ћакса об опасности, а потом предлагает «сделку, от которой нельз€ отказатьс€». ¬ обмен на смерть ’орн ћаксу обещаны нова€ жизнь и освобождение от тюрьмы. –азор€€ секретные лаборатории «Ёйзир», ћакс собирает достаточно доказательств, чтобы ”оден сдержал слово. ¬ерный цел€м «¬нутреннего круга», ”оден все же будет помогать ћаксу до самого конца.

ƒжим Ѕравура — полицейский, который гон€лс€ за ћаксом на прот€жении всей первой части игры. ¬ конце концов он все же арестует ѕэйна, однако в суде ћакса признают невиновным и даже представ€т героем. —пуст€ какое-то врем€ ѕэйн вернетс€ в полицию и попадет в подчинение к ƒжиму Ѕравуре.

Ѕравура не верит ни в какой загово𠫬нутреннего круга» и отстранит ѕэйна от работы. ¬о врем€ нападени€ банды «чистильщиков» на полицейский участок Ѕравуру серьезно ран€т, но он все же выживет.

¬инни √оньитти — крайне пугливый и нервный гангстер в подчинении ƒжека Ћюпино. ¬инни ужасно боитс€ своего босса и буквально немеет при мысли о нем. ќднако страх не означает верности. ѕосле ранени€ и погони ¬инни расскажет ћаксу, как достать его Ћюпино, лишь бы остатьс€ в живых.

ƒостоверно известно, что ¬инни обожает комиксы « апитан Ѕейсбольна€ Ѕита» и коллекционирует все св€занное с этим персонажем. Ёто и приведет его к смерти.  остюм « апитана», с непропорционально огромной головой, будет начинен взрывчаткой, и в итоге ¬инни все же взорветс€.   сожалению, вместе с ним взорветс€ и жилище ћоны — сюрреалистический аттракцион по мотивам вымышленного шоу «јдрес неизвестен».

ƒжек Ћюпино — сумасшедший владелец ночного клуба «–агна –ок», который всерьез считает себ€ волком ‘енриром. ≈го мозги настолько опутаны «¬алькирией», что Ћюпино даже совершает человеческие жертвоприношени€, чтобы приблизить конец света. –азбушевавша€с€ метель еще больше уверила ƒжека в правильности его действий. Ћюпино считает, что подписал контракт с дь€волом, а все его убежище разрисовано пиктограммами и уставлено свечами. ћакс ѕэйн настигает Ћюпино в его логове и в т€желой схватке убивает. ¬идимо, Ћюпино все же не был ‘енриром, потому как конец света так и не наступил.

ƒон ѕунчинелло — глава самой большой и жестокой мафиозной семьи в Ќью-…орке. „ерез ѕунчинелло ’орн контролировала весь город. ќна передавала наркотики мафии, а те их распростран€ли. ѕо сути, у ѕунчинелло не было выбора, ведь в случае отказа его бы убили.  огда глава мафии почти выдал своих покровителей, его застрелили. »нтересно, что при всем могуществе семьи ƒон был крайне эгоистичным и трусливым человеком. Ќа его мольбы о пощаде никто не обратил внимани€. ќн всегда был просто пешкой, и ’орн с легкостью избавилась от него, когда пришло врем€.

ѕаршивый ѕредатель — это, конечно, не им€. “ак этого человека называет сам ћакс. ѕ.ѕ. был вторым контактом ѕэйна в полиции, но потом начал работать на ƒона и по команде ’орн подставил ѕэйна. ѕ.ѕ. вышел на ћакса, когда тот уже был в бегах, и предложил помощь. ќни встретились на автосто€нке, но ћакс уже догадалс€, кто его подставил. ѕосле недолгой погони он убил ѕ.ѕ. “очно неизвестно, как зовут предател€. ћакс ѕэйн никогда не называл его имени.

¬ладимир Ћем — «хороший парень по ту сторону». ќн босс русской мафии и хоз€ин ресторана «¬одка». ¬ войне ћакса против ѕунчинелло он преследовал собственные интересы и решил помочь ѕэйну. ¬о врем€ событий первой части Ћем — чуть ли не единственный, кого ћакс не хочет пристрелить на месте. «Ћучший друг ћакса ѕэйна» позже окажетс€ его главным врагом. ¬ладимир уже давно состоит во «¬нутреннем круге» и мечтает подм€ть организацию под себ€. ≈му нужно избавитьс€ от всех противников и свидетелей, что он и проворачивает, прикрыва€сь бандой «чистильщиков».

Ћем посто€нно говорит о дружбе, но на самом деле они с ћаксом никогда не были друзь€ми. Ћем пользовалс€ стрелковыми талантами ћакса, а тот ради достижени€ конечной цели помог Ћему. ƒружба сразу же кончилась, когда ћакс ѕэйн стал нужен ¬ладимиру мертвым, а не живым.

„асть II: ƒес€ть норм свинца

—обирать доказательства стало бессмысленно уже сотню патронов назад.

» все же не в последнюю очередь Max Payne привлекал незамысловатым, но весьма увлекательным игровым процессом. ≈сли пропустить все сюжетные вставки, получитс€ нечто вроде Alien Shooter, только с несколько более технологичной графикой. ќравы противников лезут со всех сторон, однако ћакс спокойно разделываетс€ со всеми. Ќо как?

–ежим замедлени€ во всей красе. ƒва выстрела, и оба противника упадут бездыханными.
¬от так здесь взрываютс€ сваленные в кучу €щики с патронами. –икошет тоже учли.

ќказываетс€, что бывший детектив ѕэйн обладает способностью замедл€ть врем€. ƒл€ этого ему нужно что-то наподобие специальной энергии, котора€ накапливаетс€ в процессе убиени€ врагов. «Ёнерги€» расходуетс€ порционно, когда ћакс взвиваетс€ в прыжке и утекает как вода сквозь пальцы. –ежим прыжка позвол€ет опередить противника, к тому же у вас остаетс€ больше времени на прицеливание, что здорово экономит боеприпасы. ¬торой режим — замедление «с места» — используетс€ реже. ƒа, так вы можете увернутьс€ и хладнокровно перестрел€ть мерзавцев по методу «одна пул€ — один труп», но выгл€дит это откровенно скучно. ћакс просто стоит и стрел€ет, только все вокруг него движетс€ очень медленно.

—тавка на €ркость, если угодно, «киношность» происход€щего сыграла на все сто.  аждый бой в Max Payne — особое зрелище: разодранные выстрелами деньги из кейса, откалывающа€с€ со стены плитка, несущийс€ пр€мо на вас баллон с газом и льющийс€ на голову свинцовый дождь. ѕопробуйте пройти игру без замедлени€, и вы просто не успеете разгл€деть наиболее красивые моменты. Ќо стоит притормозить мгновение, и в урагане перестрелки проступают отдельные детали: ваза на столе сразу за врагом, траектори€ пуль...

Ёто интересно: выход «ћатрицы» обеспечил игре еще больший успех. —отрудники Aesir — вылитые агенты. ¬ылетающа€ от взрыва дверь, звук «притормаживающего» времени, прорезающие воздух пули... догадыватьс€ об источнике вдохновени€ не приходитс€. ќднако сама иде€ родилась задолго до начала работы над фильмом, поэтому ни о каком копировании идей речи быть не может.

 онцепци€ замедленного времени — главна€ изюминка игры. Ќе доступна€ пару раз за игру спецспособность, нет — ключевой момент игрового процесса, так как без нее в большинстве ситуаций справитьс€ почти нереально. »спользуйте «песочные часы» как можно чаще, восстановить запас всегда успеетс€.

ћакс в кино

«‘ильм по игре»... ѕосле опытов ”ве Ѕолла это сочетание слов вызывает некоторую тревогу, и от картины редко ожидаешь чего-то хорошего. Ќо, к счастью, есть основани€ предполагать, что ћакс ѕэйн в кино будет ничем не хуже, чем в игре. ѕопробуем проанализировать крупицы информации, которые нам дает видеоролик и доступна€ информаци€ о фильме.

Ќ-да, если это и ангел, то €вно падший. ”ж очень вид у него недобрый...

ќдин из сценаристов картины — —эм Ћейк. “от самый, который играл ћакса в графических новеллах первой части и который, собственно, придумал этот характер. Ёто дает надежду на то, что все хитросплетени€ личности ћакса и других персонажей в фильме не будут искажены. “ерзающийс€ кошмарами ћакс, хладнокровна€ убийца ћона, котора€ влюбл€етс€ в ѕэйна, пытающийс€ настигнуть его Ѕравура и коварна€ ’орн предстанут перед нами именно такими, какими и должны быть.

¬ фильме у —эма будет необходимый простор, чтобы раскрыть всех ключевых персонажей, ведь в игре были только неподвижные картинки.   тому же крайне интересно, насколько сильным будет вли€ние второй части игры.  ак поведут себ€ ћакс и ћона? ¬ первой части она по€вл€лась только несколько раз, а в фильме это одна из главных ролей. „то такого увидел в ней ћакс, и почему ћона не смогла выполнить заказ на убийство?

—нег на пистолете и руке говорит о том, что ћакс промешкал перед выстрелом. »нтересно, кто должен умереть?

— другой стороны, —эм Ћейк не полностью писал сценарий, на его совести только персонажи. ќстальное лежит на плечах Ўона –айана (сценарист сериалов The Unit и The Shield), и можно ожидать серьезных расхождений с оригиналом. “ак, например, нет никакого упоминани€ о ƒоне ѕунчинелло. ≈сть его жена, есть его мафи€, но самого его нет. “ак кто же тогда убивает Ћизу ѕунчинелло? „то это за тень, которую она видит в переулке? ¬ игре ее забил до смерти собственный муж, но тень больше похожа на очертание какого-то крылатого существа...

‘ильм о ћаксе ѕэйне не будет в точности повтор€ть событи€ игры, хот€ основные моменты, скорее всего, сохран€тс€. ћы точно увидим клуб «–агна –ок», хот€ называетс€ он почему-то Raglan and Brock. Ќазвание созвучно, но Ћюпино владел ночным клубом, а не промышленной фирмой; Raglan and Brock же больше всего смахивает на фамилии основателей. ƒа и сам ƒжек Ћюпино несколько изменилс€. “еперь он лыс, а не коротко стрижен, а от татуировки на лице не осталось и следа. ѕравда, маниакальные устремлени€ сохранились. »нтересно, упом€нет ли он о «плоти падших ангелов»?  стати, играет его јмори Ќоласко — звезда сериала «ѕобег».

«Ёйзир ѕлаза», напротив, вроде бы совсем не отличаетс€ от оригинала. “от же логотип, те же офисы и компьютеры, те же окна от пола и до потолка. Ќе пропал и вертолет с прожектором. ќн особенно греет душу... ¬ы помните, как бегали от лет€щих с него пуль по комнате, откуда не было выхода?

„ерез мгновение поезд собьет человека. Ќо поезд ли будет причиной смерти?

–оль ћакса ѕэйна исполн€ет ћарк ”олберг, и, надо заметить, он действительно чем-то похож на персонажа из второй части игры. Ќаверное, поэтому мы не увидим загадочной полуулыбки, котора€ стала визитной карточкой ћакса в первой части. ј вот ћона —акс в исполнении ћилы  унис внешне напоминает о второй части — собранные в хвост волосы и темна€ одежда; к тому же где вы видели в первом Max Payne MP5?

≈ще один не€сный момент — куда пропал ¬ладимир Ћем? Ќикаких упоминаний ни о нем, ни о его черном «мерседесе» с номером «VODKA» мне найти не удалось. ¬ первой части игры его роль, конечно, поменьше, но, как ни крути, босс русской мафии, который воюет против ѕунчинелло, — достаточно важна€ фигура. »нтересно, что и Ѕравура в фильме будет совсем другим. ¬ первой части игры это полноватый европеец средних лет, а в фильме он молодой афроамериканец в исполнении  риса Ѕриджеса и спокойно обходитс€ без очков.

—нежна€ бур€, трущобы, гниль и порок... ќбратна€ сторона Ќью-…орка должна получитьс€ даже лучше, чем в игре. Ќе секрет, что Remedy — финска€ студи€, и хоть в Ќью-…орке они собрали множество материалов, никто из них не жил в городе достаточно долго. ¬прочем, настроение обреченности, тьмы и отча€нь€ чувствуетс€ даже в коротком ролике, так что атмосфера сохранена.

Ёто и есть то самое загадочное крылатое существо. √аллюцинаци€ или ангел?

Ќо самое интересное, что в фильме будут и мистические элементы. Ќекие крылатые существа сопровождают ћакса. Ќа классических валькирий они не похожи, но скорее всего, это следствие действи€ одноименного наркотика — галлюцинации от него выгл€д€т вполне реально. Ќе ты убиваешь человека, а эти существа. Ёто не тво€ €рость, а действие наркотика.

—уществует и друга€ верси€ — эти создани€ олицетвор€ют собой падших ангелов (помните, Ћюпино и другие наркоманы упоминали «плоть падших ангелов»?). ћакс считает, что мстит ради любви и видит ангелов, которые помогают ему, но на самом деле...  ак бы то ни было, крылатые существа, скорее всего, св€заны с действием наркотика, а это значит, что тема вли€ни€ «¬алькирии» будет обыграна намного глубже, чем в игре.

 онечно же, любимый всеми bullet-time никуда не делс€. ћарк ”олберг будет много стрел€ть и много прыгать.  орпораци€ «Ёйзир» или темна€ подворотн€ — неважно. ѕовсюду огонь, свинец, бьющеес€ стекло и кровь. ’очетс€ верить, что за €ркими и эффектными перестрелками фильм успеет рассказать и про самого ћакса, характер которого намного сложнее, чем характеры боссов обеих частей игр.

„асть III: √ород

я вошел, оставив снаружи тьму и холод. √ород бушевал, словно разъ€ренный зверь.

  и так не слишком чистому коридору добавилось несколько трупов. Ќаличие бомжа красноречиво свидетельствует о том, что ћакс ѕэйн живет не в лучших услови€х.
≈сли точно прицелитьс€, камера проследит за пулей. ¬о второй части можно прицеливатьс€ во врем€ прыжка. ƒвойное замедление — вершина владени€ bullet-time.

ƒействие игры происходит в Ќью-…орке и разворачиваетс€ за одну ночь. —ильна€ метель и холод, город — как огромный коварный монстр, в брюхе которого в одно мгновение заработал адский механизм...  лючевые персонажи — винтики этого механизма, а где-то там, далеко, главна€ деталь и финальна€ цель.

Ќаркотики, проституци€, насилие и убийства — все темные грани жизни выставлены напоказ. √ород-монстр — изнанка обычной жизни Ќью-…орка. »знанка, которую многие не замечают или не хот€т замечать. «аколоченные двери, обшарпанные, разрисованные граффити стены, мусор, нищие и головорезы с оружием. ” обратной стороны города свое население, и на прот€жении всей игры вы не встретите ни одного действительно мирного жител€. ƒаже наркоманы, загибающиес€ от видений после «¬и», вооружены, но трогать их или нет, решаете только вы.

’олодный, занесенный снегом Ќью-…орк создает часть необходимого настроени€. ¬округ вас не просто стены, двери, дома и машины, но целый город мрака, отча€нь€ и безвыходности. “очно под стать внутреннему миру главного геро€...

Ќью-…орк второй части изменилс€ незначительно. ¬место снега тут теперь бесконечный дождь, который олицетвор€ет уже не острую, но посто€нную боль ћакса. ¬ остальном все осталось прежним, разве что впечатление создаетс€ еще более мрачное.

¬о второй части игры ћакс научилс€ стрел€ть из положени€ лежа. Ёффектно...
Ётот бандит бежал пр€мо на ћакса, но напоролс€ на пулю. –езультат закономерен.
„ерез полсекунды ћакс оторветс€ от пола и нашпигует боевика ’орн свинцом.
—екреты созвучий

¬ Max Payne, как и во многих других играх, очень много маленьких и больших секретов — начина€ с надписи на телефоне и заканчива€ загадочной буквой ћ на стене дома. Ќемало позаимствовано из скандинавской мифологии, но кроме «¬альхаллы», ‘енрира, «¬алькирии» и клуба «–агна –ок» есть и другие отсылки. ƒавайте найдем их.

ѕервый пример, который мало кто замечает, — компьютерна€ сеть в подземной лаборатории называетс€ «»ггдрасиль». “ак же называетс€ исполинское древо, св€зывающее дев€ть миров. — корпорацией «Ёйзир» еще интереснее — это собирательное английское название пантеона скандинавских богов. ‘амили€ же хоз€йки компании — ’орн — может быть отсылкой к золотому рогу √ь€лархорн, звук которого будет слышен во всех уголках мира и возвестит о начале –агнарЄка.

јлекс Ѕолдер, возможно, тоже получил свое им€ не случайно. ѕо легенде Ѕальдр, бог весны, был убит стрелой из омелы. ”бийство подготовил бог обмана и коварства Ћоки. ¬ этом случае пр€мой отсылкой можно считать Ќиколь ’орн, так как Ћоки часто называют «–огатый» (The Horned One).

ѕогода в первой части игры — тоже пр€ма€ отсылка к мифологии, так как считаетс€, что перед концом света на землю обрушитс€ страшнейша€ снежна€ бур€.  стати, именно из-за этой бури крыша у ƒжека Ћюпино съехала окончательно, и он возомнил себ€ волком ‘енриром. »нтересно, что с латыни слово lupus переводитс€ как «волк».

—корее всего, не случайно свое им€ получил сенатор јльфред ”оден. ≈го фамили€ созвучна имени главного скандинавского бога ќдина. ≈ще одно доказательство — јльфред, как и ќдин, одноглазый. ѕо легенде главный бог отдал правый глаз ћимиру, чтобы испить из источника мудрости. ¬ пользу этой версии говорит и то, что ”оден и «¬нутренний круг» базируютс€ в «јсгард Ѕилдинг», а јсгардом зоветс€ обитель скандинавских богов.

—кандинавией Max Payne не ограничиваетс€; в игре можно найти упоминани€ и о других богах и религи€х. —амый €ркий пример — список демонов Ћюпино. ¬ нем есть Ћилит — демон, убивающий младенцев и издевающийс€ над сп€щими мужчинами, јсмодей, которого в “алмуде называют кн€зем демонов или сатаной и который изгнал —оломона из его царства. ≈сть в этом списке и  тулху. ѕохоже, ƒжек пыталс€ заключить договор по принципу «и богу свечка, и черту огарок».

Max Payne 2, в свою очередь, содержит очень много €вных или тайных намеков на первую часть игры.   примеру, телешоу Address Unknown создано по мотивам событий первой части игры — убита€ семь€, месть и наркотические галлюцинации.  ак раз в пам€ть о галлюцинаци€х и по€вилс€ сюрреалистический аттракцион с картонными людьми. ј вот отсылка позаковыристее: в госпитале, в самом начале игры, можно найти детские рисунки, рассказывающие о сюжете первой части. ¬ квартире ћакса можно отыскать рубашку, в которой он проходил всю первую часть.

Ќе обошлось и без литературных источников — вместо конца света обыграна поэма ƒжона ћильтона «ѕотер€нный рай». ¬ладимир Ћем восстает против ”одена, а у ћильтона —атана обращаетс€ против Ѕога. ≈сть даже пр€ма€ цитата: «Ћучше править в аду, чем прислуживать на небесах».

ћона —акс собственной персоной. —¬ƒ в руках хрупкой девушки не слишком уместен.
ќхваченный пожаром отель ѕунчинелло — один самых запоминающихс€ уровней в первом Max Payne.
—кульптура непон€тной формы — чуть ли не единственное укрытие от обстрела с вертолета.

„асть IV: ћесть по нотам

And we keep driving into the night,

it's a late goodbye, such a late goodbye,

and we keep driving into the night,

it's a late goodbye.

Poets of the Fall

ƒону ѕунчинелло настала пора прощатьс€.
√ангстер даже оружие достать не успел...

ћузыкальное сопровождение в игре — тоже одно из важнейших составл€ющих общего настроени€. √лавна€ тема воистину великолепна.  ажда€ нота, каждый аккорд будто несет в себе чувство вины, ощущение безвыходности и бессили€ что-либо изменить. ¬ то же врем€ композиции крайне удачно подобраны под уровни и, что главное, под событи€. ¬ клубе «–агна –ок», соответственно названию, играет т€жела€ музыка, а в «Ёйзир ѕлаза» вы услышите динамичную мелодию, навод€щую на мысль, что ждать осталось недолго. Ётот коридор и комната с кучей агентов — финальный рубеж, этот выстрел — действительно последний, а за ним последует долгожданное избавление от боли.

¬о второй части планку не уронили. ќригинальные мотивы несколько трансформировали и исполнили на других инструментах, но эффект от этого потр€сает. ≈сли главна€ тема первой части вызывает ощущение острых, сильных эмоций, то тот же мотив, сыгранный на контрабасе, ассоциируетс€ с застарелыми душевными ранами. ќтдельно скажу о финальной композиции Max Payne 2. ѕесн€ Late Goodbye основана на поэме —эма Ћейка (да, —эм мастер на все руки) и сыграна финской группой Poets of the Fall. ћузыка и слова настолько удачно сливаетс€ с событи€ми и настроением игры, что становитс€ пон€тно — все кошмары действительно закончились.

ƒруга€ сторона

Ќа прот€жении обеих частей игры ћаксу не раз кажетс€, что это он убил свою семью. ¬ бреду от «¬и» он слышит, как его жена, рыда€, умол€ет: «ћакс, не надо!» ¬ этих кошмарах в его доме никого нет, а потом он встречаетс€ с самим собой. ћожет ли ћакс быть убийцей? Ќекоторые факты навод€т на мысль, что все эти кошмары не случайны. ƒавайте разберем доказательства.

—овершенно точно известно, что ћишель ѕэйн погибла из-за того, что нашла секретные документы о «¬и» и хотела предать их огласке. ’орн узнала об этом и отдала приказ расправитьс€ с ней, но есть одна нестыковка. ѕочему бы убийцам не дождатьс€ ћакса и не покончить со всеми разом? ќн полицейский и совершенно точно начнет расследование, которое будет не так просто прикрыть.

ѕочему ¬ладимир Ћем говорит о ћаксе: «“акие люди всегда нужны»? ћы точно знаем, что он св€зан с «¬нутренним кругом», как и јльфред ”оден, который помогает ћаксу избежать тюрьмы. ѕочему ’орн убивает ѕунчинелло раньше, чем тот успевает заговорить, и вместо того, чтобы убить ћакса, вкалывает ему «¬и»?

ќдна из интересных версий в том, что ћакс и был тем единственным удачным экспериментом проекта «¬альхалла». ќн спокойно переносит огнестрельные ранени€, умеет заметно ускор€ть реакцию, что выгл€дит как замедление времени. „ем не совершенный солдат — а именно это и было целью эксперимента! ”бийство семьи можно обусловить побочным действием «¬и» — галлюцинаци€ми и неадекватной агрессией. ћакс даже не знает точно, что случилось в тот день.

Ќа прот€жении что первой, что второй части игры ћакса подталкивают на нужный путь. —начала потихоньку, м€гко. “ак, будто все эти решени€ и ходы — его собственные. Ќо чем ближе к концу, тем жестче ћаксу говор€т, что делать. » формулировка не предоставл€ет иного варианта: либо делай как сказали, либо сдайс€. ¬о второй части этим подталкивающим элементом становитс€ ћона. ћакс считает, что любит ее и что все твор€щеес€ вокруг — ради любви. Ќо, возможно, это действие «¬и»?

—и€ интересна€ верси€ не сходитс€ только в одном моменте — ћона —акс, как и ћакс, умеет замедл€ть врем€. ’от€ если она работала на ’орн, то, не исключено, тоже получила дозу «¬и». ј может, это пул€ в ее голове так повли€ла на воспри€тие мира?..

„асть V: ѕадение

ƒуло ее пистолета смотрело мне в лицо. я ответил любезностью на любезность.

Ќовый движок в действии: коробки и столики разлетаютс€ в стороны, а прошедша€ насквозь пул€ сбивает полку от стены.
Ѕудем считать, что снайпер просто споткнулс€ и сверзилс€ с площадки.

ћакс ѕэйн все же добралс€ до Ќиколь ’орн, но месть не принесла избавлени€; даже без галлюцинаций от «¬и» ему все чаще снились кошмары. ¬о второй части игры ѕэйн все же вернулс€ в полицию.  аждый новый день — новый кошмар, только мстить теперь некому... », как в прошлый раз, жизнь ћакса резко изменилась в один миг. ќн снова встретил ћону —акс — единственное, что волновало его в этой жизни.

¬тора€ часть игры вышла под девизом «то же самое, только лучше и больше». √рафика заметно похорошела, отражени€ по€вились не только в зеркалах, но и на влажных поверхност€х. ¬ игре заработала физическа€ модель, которую обеспечивал движок Havoc. —тоит чему-нибудь взорватьс€, и предметы интерьера буквально разметает. “ела противников, под стать всему прочему, тоже летают вполне себе кинематографично.

Ќо при всем этом графическом великолепии игре чего-то не хватает. ћожет, виноват сам ћакс, который всю игру только и рассуждает, что о любви и ћоне. ћожет, довольно несуразный сюжет о перевороте в тайном обществе. ÷епочка событий Max Payne 2 напоминает незамысловатый боевик, где цель убийства куда менее важна, нежели сам процесс. — другой стороны, если присмотретьс€, характер ћакса виден куда лучше, чем в первой части. ≈го отношение к ћоне, его надежда, его внутренн€€ борьба (он считает, что любовь к ћоне — предательство, хот€ на момент событий ћишель ѕэйн давно мертва)...

Max Payne 2 был тепло встречен прессой, да и поклонники остались довольны, но игра продалась в п€ть раз хуже, чем перва€ часть. ќказываетс€, дл€ Max Payne важны не только перестрелки.

»нтересные факты
  • »значально игра называлась Dark Justice, а главного геро€ звали просто ћакс. ѕозже вы€снилось, что боевик с таким названием уже существует, и какое-то врем€ проект существовал вовсе без названи€. ‘амилию Payne случайно придумал консультант по оружию ќсси “урпен. —очетание Max Payne оказалось настолько удачным, что игру решили назвать по имени главного геро€. Ќе секрет, что Payne созвучно со словом pain, которое в переводе означает «боль». Ёто обыграно в сюжетных вставках на прот€жении обеих частей игры.

  • ѕрофессиональный рестлер, выступавший под псевдонимом Maxx Payne, перед уходом с большой сцены подал в суд на разработчиков игры, требу€ компенсацию в дес€ть миллионов долларов. ƒело урегулировали без суда, да и отрицать правоту ƒэрила ѕитерсона (насто€щее им€ истца) никто бы не стал. —вой псевдоним он придумал еще в 1988 году.

  • ћакс умеет играть на ро€ле. » в первой, и во второй части игры, если «использовать» ро€ль, ѕэйн сыграет главную тему игры. Ќо не пытайтесь заставить его петь — если «использовать» микрофон на сцене «–агна –ока», ћакс скажет, что не силен в караоке.

  • ћакс ѕэйн окончил « олледж убийств», о чем свидетельствует диплом, вис€щий в рамочке на стене в его квартире.

  • ƒостоверно известно, что в первой части игры ћакс убивает примерно шестьсот двадцать п€ть человек. » после этого ƒжека Ћюпино называют сумасшедшим м€сником?

Ёпилог

ћне приснилс€ сон, что мо€ жена мертва. Ќо все было хорошо...

„то же теперь? ћакс наконец-то освободилс€ от всего, что его терзало и перестал обвин€ть себ€ в смерти жены. ¬первые за все врем€ во мраке его души по€вилс€ пусть тусклый, но все же лучик света. „то ждет его дальше? » как относитьс€ к тому, что ћона может остатьс€ в живых, если пройти игру на сложности dead on arrival? «ѕриключени€ ћакса еще не закончены» — глас€т последние строки титров, но о Max Payne 3 до сих при ничего не слышно. ќднако надежда на продолжение истории есть — ћакс ѕэйн слишком известен, чтобы так просто списать его со счетов.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.5
проголосовало человек: 577
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€