ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є5 (90) май 2009
вид дл€ печати

 атоблепас

 атоблеп, черный буйвол со свиной головой, волочащейс€ по земле и прикрепленной к плечам тонкой, длинной и др€блой, как пуста€ кишка, шеей. ќн лежит совершенно плашм€, и его ноги исчезают под огромной жесткошерстой гривой, покрывающей его морду.

∆ирный, меланхоличный, дикий, € не трогаюсь с места, чтобы посто€нно ощущать под брюхом теплоту гр€зи. „ереп мой так т€жел, что € не могу его приподн€ть. ћедленно € ворочаю им; и, еле раздвинув челюсти, рву €зыком €довитые травы, увлажненные моим дыханием. Ѕыл случай, что € сожрал собственные лапы, сам того не заметив.

Ќикто, јнтоний, никогда не видел моих глаз, а если кто и видел, так те погибли. —тоит мне приподн€ть веки — мои розовые и пухлые веки, — и ты тотчас умрешь.

√. ‘лобер, «»скушение св€того јнтони€»

Ќа первый взгл€д, мы изменили своему правилу писать о существах, активно представленных в играх. «а исключением Runescape и нескольких совсем малоизвестных игр, катоблепас вживе вроде бы нигде не встречаетс€. Ќо это только на первый взгл€д: дело в том, что по неблагозвучию своего имени этот зверь решил вз€ть псевдоним, причем не просто так, а украв его у совершенно другого чудовища.

¬ желтой жаркой јфрике

Ѕез малого двадцать веков назад ѕлиний —тарший развернул новенький папирус из ≈гипта, чтобы украсить его следующей надписью:

≈сть в Ёфиопии источник под названием Ќигер, из него истекает Ќил... ” этого источника водитс€ дикий зверь именем катоблепас, собой не слишком велик и чрезвычайно неуклюж. ќсобенно т€жела у него голова, он едва способен подн€ть ее и посто€нно склон€ет долу. » если бы не это обсто€тельство, он мог бы уничтожить все человечество, ведь вс€кий, кто встретит его взгл€д, упадет замертво.

ѕервоисточником ѕлиний, разумеетс€, не был: он такую информацию не создавал, а собирал. ќсновные факты исход€т, насколько мы можем судить, от карфагенских авторов, которые до нас не дошли; так что дл€ современного специалиста первооткрывателем катоблепаса (он же катофлеб или катаблепон) должен считатьс€ именно ѕлиний.

ƒругие авторы, близкие по времени, уточн€ют: телом катоблепас похож на быка, но ше€ у него длиннее, а голова крупней. ”поминаютс€ небольшие рога (кое-кто полагает, что не рога, а бивни), а также грива, котора€ почти полностью закрывает обзор его смертоубийственным глазам. ¬се согласны с тем, что морду он почти никогда не подымает; отсюда и его название, по-гречески «катаблепо» — смотреть вниз.

“ак его видит Dungeons & Dragons. ќбратите внимание: сзади копыта, спереди когти.

”точн€етс€ и вопрос о его умертвл€ющем взгл€де; по€вл€етс€ мнение, что дела обсто€т не настолько ужасно — смертельно его зловонное дыхание. ј может, и то и другое разом? ќ дыхании уточн€ют, что пахнет оно «гнилыми плодами и прелыми травами», а человек, его вдохнувший, начинает кашл€ть, пока не умирает. —овременный военный специалист, по-видимому, вынужден будет предположить, что катоблепас выдыхает фосген. Ќу а тогдашних специалистов интересовало другое: родн€ он все-таки василиску или нет? » если нет, то почему воздействие их так похоже?

ѕо поводу образа жизни катоблепаса согласи€ нет, но, по всей видимости, он все же траво€ден (и питаетс€ €довитыми растени€ми, отсюда и дыхание, — добавл€ет часть авторов). ј убивает своим взгл€дом дл€ самообороны... ну, и по склочности характера.

√овор€т также, что он крайне пуглив, но при этом зачастую лезет в драку без повода; это и «больша€, посто€нно опущенна€ голова» заставл€ет серьезно заподозрить, что в генеалогии зверюшки не обошлось без носорога. ѕорой оказываетс€, что проживает он не просто «у истоков Ќила», а в самой реке или в сопутствующих болотах; и тут хочетс€ задуматьс€, не числилс€ ли в его предках гиппопотам.

√овор€т также, что в полнолуние, незадолго до заката солнца, катоблепас танцует; это самое опасное врем€, так как при этом он подымает голову (а кое-кто утверждает, что после танцев он идет полакомитьс€ человечиной, — эту версию вз€ла на вооружение система D&D). Ёти самые танцы позвол€ют предположить третьего предка катаблепоса — антилопу гну, действительно весьма напоминающую гривистого быка любительницу потанцевать. ѕравда, подн€ть голову дл€ гну совершенно не трудно.

—тальные руки-крыль€

 ак это не раз бывало, с годами фантастических подробностей существенно прибывает.

—  атофлеб покрыт чешуей, — за€вл€ет один натуралист, по всей веро€тности — под вли€нием гипотезы о родстве его с василиском.

— Ќе просто чешуей, — поправл€ет его другой, — а медной чешуей.

— ƒа, но лишь в юном возрасте! — дополн€ет третий. — ¬зрослый катофлеб носит бронзовую чешую, затем линькой мен€ет ее на железную.

— „ешуей покрыты также крыль€...

— ѕозвольте, какие крыль€? ќн же почти бык!

— Ќу да.  рылатый бык. ¬ы разве не помните, в ѕерсии были такие барельефы с крылатыми быками?  онечно, это катоблепасы!

»з бестиари€ XVII века.

— » что же он, летает? ¬есь в железной чешуе?

— Ћетают же драконы. ј может, он и не летает. ј крыль€ми обмахиваетс€, чтобы не было так жарко в эфиопской пустыне.

— Ќевеждой, — вклиниваетс€ еще один мудрец, — назову € вс€кого, кто считает, что у катоблепаса копыта не раздвоены!

— ј равно и того, кто думает, что у него имеютс€ копыта на передних ногах! »бо передние лапы его суть руки о четырех пальцах, с когт€ми, которыми он роет нильский ил!

— » обычно он опираетс€ лишь на средний палец, оставл€€ след как от единственного копыта!

— ѕоэтому ходить ему очень трудно, и большую часть жизни он лежит на брюхе.

— ј на его бычьей голове...

— ѕозвольте, как это бычьей?  абаньей!

— Ќи в коем случае.  онской, но с бивн€ми.  ак может грива расти на кабаньей голове? ј у него есть грива, и преогромна€, укутывает его передние лапы, вот все и спор€т, пальцы у него там или копыта...

— Ќет, все же кабаньей, и помимо гривы на ней борода...

— ¬ы кабана с козлом не путаете, уважаемый?


≈сли в этой ученой беседе ваш покорный слуга что и присочинил, то никак не ее основное содержание. ¬се эти сведени€ о катоблепасах действительно по€вились в ходе научных работ, проводимых последовател€ми ѕлини€ на прот€жении будущих веков.

ѕо правде говор€, бывало и хуже: вспомним мутации, которым подвергс€ с античности до нового времени единорог.  атофлеб хот€ бы сохранил размеры, телосложение и ключевые свойства.

ќднако в позднейшее врем€ многие красочные детали его покидают. » все чаще катоблепаса рисуют... просто быком, правда, обычно с медной или железной чешуей, изредка — с перепончатыми крылышками. ¬ыдыхающего убийственный газ. ”знаете?

»дет бычок, качаетс€, вздыхает...

 онечно, под новый облик неплохо бы и имечком новым разжитьс€. » вот наш герой решаетс€ на кражу у старой женщины ее законного родового имени: хватит тебе, дескать, и личного! я, разумеетс€, о горгоне.

¬ греческой мифологии было три горгоны, одна из них — ћедуза — широко прославилась в печальной истории с ѕерсеем, об остальных известно мало. ¬от и получилось так, что горгонам оставили только им€ медуз (о медузах речь в другой статье), а освободившеес€ слово вручили обновленному катоблепасу. »менно под этой кличкой мы чаще всего встречаем его в играх.

ќт смертельного взгл€да горгона понемногу избавилась, хватит и дыхани€; тем более что бычара, изрыгающий что-то такое невн€тное, но очень опасное из пасти, выгл€дит весьма кинематографично. ј взгл€д... ну кто там будет этой корове в глаза смотреть?

¬от только пока не договорились: убивает все-таки это дыхание или превращает в камень, как взгл€д ограбленной ћедузы? Ѕывает и так, и этак.

¬ играх

¬ечный источник вдохновени€ игроделов — Dungeons & Dragons — сохран€ет у себ€ и исконного катоблепаса, чудище с опущенной долу головой и смертельным взгл€дом, и новомодную горгону — буйвола, чье дыхание обращает в камень. ќднако второе намного попул€рнее.

¬спомним, например, классический Master of Magic, где природна€ маги€ создавала стайку из четырех летучих бронзовых коровок с окамен€ющим дыханием. ¬ Heroes of Might & Magic III они бескрылые и живут в болотном замке, но все так же дышат на врага своим фосгеном.

Ќайдутс€ они и в ролевках, например, в Might & Magic VI или дополнени€х к Neverwinter Nights. ¬ ролевых играх они обычно обращают противника в камень — чтобы предоставить игроку почетное право разыскивать средство «раскаменени€».

 одо.
Final Fantasy XI. ¬ семье не без верблюда...

ќднако еще чаще, чем сам монстр, встречаютс€... его останки. “ак, из панцир€ «горгоны» делают латы во множестве игр, от BaldurТs Gate до Age of Mythology.

¬ виде бренных останков нам не так давно встречалс€ и собственно катоблепас — в «¬едьмаке», где гурманша-принцесса јдда требовала подать ей такое м€со. ј вот под собственным именем он нам встречаетс€ только в Runescape и Final Fantasy.

«ато многие из нас видели катоблепаса в гораздо более попул€рных играх... и даже ездили на нем. ѕравда, ему дали им€ покороче, чтобы орки не сломали €зык, да и все смертоубийственные свойства отобрали — там он просто топчет противника или глотает. я имею в виду, конечно, кодо из Warcraft 3 и World of Warcraft — в качестве его прообраза бралс€ именно классический, плиниевский катоблепас, еще без гривы, крылышек и других извращений.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.8
проголосовало человек: 121
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€