КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

КРАСНАЯ КНИГА

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (90) май 2009
вид для печати

Катоблепас

Катоблеп, черный буйвол со свиной головой, волочащейся по земле и прикрепленной к плечам тонкой, длинной и дряблой, как пустая кишка, шеей. Он лежит совершенно плашмя, и его ноги исчезают под огромной жесткошерстой гривой, покрывающей его морду.

Жирный, меланхоличный, дикий, я не трогаюсь с места, чтобы постоянно ощущать под брюхом теплоту грязи. Череп мой так тяжел, что я не могу его приподнять. Медленно я ворочаю им; и, еле раздвинув челюсти, рву языком ядовитые травы, увлажненные моим дыханием. Был случай, что я сожрал собственные лапы, сам того не заметив.

Никто, Антоний, никогда не видел моих глаз, а если кто и видел, так те погибли. Стоит мне приподнять веки — мои розовые и пухлые веки, — и ты тотчас умрешь.

Г. Флобер, «Искушение святого Антония»

На первый взгляд, мы изменили своему правилу писать о существах, активно представленных в играх. За исключением Runescape и нескольких совсем малоизвестных игр, катоблепас вживе вроде бы нигде не встречается. Но это только на первый взгляд: дело в том, что по неблагозвучию своего имени этот зверь решил взять псевдоним, причем не просто так, а украв его у совершенно другого чудовища.

В желтой жаркой Африке

Без малого двадцать веков назад Плиний Старший развернул новенький папирус из Египта, чтобы украсить его следующей надписью:

Есть в Эфиопии источник под названием Нигер, из него истекает Нил... У этого источника водится дикий зверь именем катоблепас, собой не слишком велик и чрезвычайно неуклюж. Особенно тяжела у него голова, он едва способен поднять ее и постоянно склоняет долу. И если бы не это обстоятельство, он мог бы уничтожить все человечество, ведь всякий, кто встретит его взгляд, упадет замертво.

Первоисточником Плиний, разумеется, не был: он такую информацию не создавал, а собирал. Основные факты исходят, насколько мы можем судить, от карфагенских авторов, которые до нас не дошли; так что для современного специалиста первооткрывателем катоблепаса (он же катофлеб или катаблепон) должен считаться именно Плиний.

Другие авторы, близкие по времени, уточняют: телом катоблепас похож на быка, но шея у него длиннее, а голова крупней. Упоминаются небольшие рога (кое-кто полагает, что не рога, а бивни), а также грива, которая почти полностью закрывает обзор его смертоубийственным глазам. Все согласны с тем, что морду он почти никогда не подымает; отсюда и его название, по-гречески «катаблепо» — смотреть вниз.

Так его видит Dungeons & Dragons. Обратите внимание: сзади копыта, спереди когти.

Уточняется и вопрос о его умертвляющем взгляде; появляется мнение, что дела обстоят не настолько ужасно — смертельно его зловонное дыхание. А может, и то и другое разом? О дыхании уточняют, что пахнет оно «гнилыми плодами и прелыми травами», а человек, его вдохнувший, начинает кашлять, пока не умирает. Современный военный специалист, по-видимому, вынужден будет предположить, что катоблепас выдыхает фосген. Ну а тогдашних специалистов интересовало другое: родня он все-таки василиску или нет? И если нет, то почему воздействие их так похоже?

По поводу образа жизни катоблепаса согласия нет, но, по всей видимости, он все же травояден (и питается ядовитыми растениями, отсюда и дыхание, — добавляет часть авторов). А убивает своим взглядом для самообороны... ну, и по склочности характера.

Говорят также, что он крайне пуглив, но при этом зачастую лезет в драку без повода; это и «большая, постоянно опущенная голова» заставляет серьезно заподозрить, что в генеалогии зверюшки не обошлось без носорога. Порой оказывается, что проживает он не просто «у истоков Нила», а в самой реке или в сопутствующих болотах; и тут хочется задуматься, не числился ли в его предках гиппопотам.

Говорят также, что в полнолуние, незадолго до заката солнца, катоблепас танцует; это самое опасное время, так как при этом он подымает голову (а кое-кто утверждает, что после танцев он идет полакомиться человечиной, — эту версию взяла на вооружение система D&D). Эти самые танцы позволяют предположить третьего предка катаблепоса — антилопу гну, действительно весьма напоминающую гривистого быка любительницу потанцевать. Правда, поднять голову для гну совершенно не трудно.

Стальные руки-крылья

Как это не раз бывало, с годами фантастических подробностей существенно прибывает.

— Катофлеб покрыт чешуей, — заявляет один натуралист, по всей вероятности — под влиянием гипотезы о родстве его с василиском.

— Не просто чешуей, — поправляет его другой, — а медной чешуей.

— Да, но лишь в юном возрасте! — дополняет третий. — Взрослый катофлеб носит бронзовую чешую, затем линькой меняет ее на железную.

— Чешуей покрыты также крылья...

— Позвольте, какие крылья? Он же почти бык!

— Ну да. Крылатый бык. Вы разве не помните, в Персии были такие барельефы с крылатыми быками? Конечно, это катоблепасы!

Из бестиария XVII века.

— И что же он, летает? Весь в железной чешуе?

— Летают же драконы. А может, он и не летает. А крыльями обмахивается, чтобы не было так жарко в эфиопской пустыне.

— Невеждой, — вклинивается еще один мудрец, — назову я всякого, кто считает, что у катоблепаса копыта не раздвоены!

— А равно и того, кто думает, что у него имеются копыта на передних ногах! Ибо передние лапы его суть руки о четырех пальцах, с когтями, которыми он роет нильский ил!

— И обычно он опирается лишь на средний палец, оставляя след как от единственного копыта!

— Поэтому ходить ему очень трудно, и большую часть жизни он лежит на брюхе.

— А на его бычьей голове...

— Позвольте, как это бычьей? Кабаньей!

— Ни в коем случае. Конской, но с бивнями. Как может грива расти на кабаньей голове? А у него есть грива, и преогромная, укутывает его передние лапы, вот все и спорят, пальцы у него там или копыта...

— Нет, все же кабаньей, и помимо гривы на ней борода...

— Вы кабана с козлом не путаете, уважаемый?


Если в этой ученой беседе ваш покорный слуга что и присочинил, то никак не ее основное содержание. Все эти сведения о катоблепасах действительно появились в ходе научных работ, проводимых последователями Плиния на протяжении будущих веков.

По правде говоря, бывало и хуже: вспомним мутации, которым подвергся с античности до нового времени единорог. Катофлеб хотя бы сохранил размеры, телосложение и ключевые свойства.

Однако в позднейшее время многие красочные детали его покидают. И все чаще катоблепаса рисуют... просто быком, правда, обычно с медной или железной чешуей, изредка — с перепончатыми крылышками. Выдыхающего убийственный газ. Узнаете?

Идет бычок, качается, вздыхает...

Конечно, под новый облик неплохо бы и имечком новым разжиться. И вот наш герой решается на кражу у старой женщины ее законного родового имени: хватит тебе, дескать, и личного! Я, разумеется, о горгоне.

В греческой мифологии было три горгоны, одна из них — Медуза — широко прославилась в печальной истории с Персеем, об остальных известно мало. Вот и получилось так, что горгонам оставили только имя медуз (о медузах речь в другой статье), а освободившееся слово вручили обновленному катоблепасу. Именно под этой кличкой мы чаще всего встречаем его в играх.

От смертельного взгляда горгона понемногу избавилась, хватит и дыхания; тем более что бычара, изрыгающий что-то такое невнятное, но очень опасное из пасти, выглядит весьма кинематографично. А взгляд... ну кто там будет этой корове в глаза смотреть?

Вот только пока не договорились: убивает все-таки это дыхание или превращает в камень, как взгляд ограбленной Медузы? Бывает и так, и этак.

В играх

Вечный источник вдохновения игроделов — Dungeons & Dragons — сохраняет у себя и исконного катоблепаса, чудище с опущенной долу головой и смертельным взглядом, и новомодную горгону — буйвола, чье дыхание обращает в камень. Однако второе намного популярнее.

Вспомним, например, классический Master of Magic, где природная магия создавала стайку из четырех летучих бронзовых коровок с окаменяющим дыханием. В Heroes of Might & Magic III они бескрылые и живут в болотном замке, но все так же дышат на врага своим фосгеном.

Найдутся они и в ролевках, например, в Might & Magic VI или дополнениях к Neverwinter Nights. В ролевых играх они обычно обращают противника в камень — чтобы предоставить игроку почетное право разыскивать средство «раскаменения».

Кодо.
Final Fantasy XI. В семье не без верблюда...

Однако еще чаще, чем сам монстр, встречаются... его останки. Так, из панциря «горгоны» делают латы во множестве игр, от Baldur’s Gate до Age of Mythology.

В виде бренных останков нам не так давно встречался и собственно катоблепас — в «Ведьмаке», где гурманша-принцесса Адда требовала подать ей такое мясо. А вот под собственным именем он нам встречается только в Runescape и Final Fantasy.

Зато многие из нас видели катоблепаса в гораздо более популярных играх... и даже ездили на нем. Правда, ему дали имя покороче, чтобы орки не сломали язык, да и все смертоубийственные свойства отобрали — там он просто топчет противника или глотает. Я имею в виду, конечно, кодо из Warcraft 3 и World of Warcraft — в качестве его прообраза брался именно классический, плиниевский катоблепас, еще без гривы, крылышек и других извращений.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.8
проголосовало человек: 128
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования