ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

јвтор материала:
јнна  итаева
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є1 (110) €нварь 2011
вид дл€ печати

Ёлементали

ѕри всем могуществе цивилизации человек — букашка р€дом с силами природы. ѕрошлым летом один-единственный вулкан фыркнул недовольно — и парализовал на неделю всю ≈вропу. ≈сли стихии разгул€лись, лучше не попадатьс€ им на пути. –азве что вы умеете договоритьс€ с духами стихий — элементал€ми.

Ќочь выдалась €сна€, без облачка. ¬рем€ от времени с угольно-чЄрного неба срывалась падуча€ звЄзда, извеща€ о новой потере в р€дах баклужинского населени€, да кувыркались в смол€ной воде шаловливые лунаврики Ц речные стихиали лунных бликов.

≈вгений Ћукин, «–азочарованный странник»

¬заимодействие стихий рождает мир.

Ёлементали (или элементалы) — это сущности, тело которых состоит только из одного элемента. ¬ оккультизме дл€ них используют также термин стихиали€ (стихиаль). ƒело в том, что еще в древности многие философские учени€ полагали мир состо€щим из кирпичиков-элементов, иначе говор€ — стихий. ¬с€кий предмет и вс€кое живое существо, включа€ нас с вами, состо€т из полного набора элементов, а вот элементаль — из одного-единственного. ќгненный элементаль — из огн€, вод€ной — из воды, ну и так далее. —оответственно, начинать разговор об элементал€х надо со стихий.

—ами слова «элемент» и «стихи€» добрались до нас из античности, от латин€н и греков соответственно. ¬ качестве первичных стихий в античной и средневековой философии были прин€ты огонь, воздух, вода и земл€. ќни же использовались в алхимии, медицине, астрологии, унаследованы мистицизмом и оккультизмом и даже перекочевали в психологию. “ак сколько же в природе первоэлементов? „етыре?  ак бы не так.

ƒважды два элемен-
та — это сколько?

Ёто интересно: ѕлатон и јристотель, которые нар€ду с Ёмпедоклом считаютс€ родоначальниками концепции четырех стихий, на самом деле полагали, что стихий п€ть. ѕричем п€тый элемент (так называема€ квинтэссенци€, quinta essentia по-латыни, дословно «п€та€ сущность») — самый важный. Ёто одухотвор€ющее начало, стихи€ более высокого пор€дка. “ак что «ѕ€тый элемент» Ћюка Ѕессона вполне отвечает пон€ти€м античной философии. Ћюбовь, без которой не сработают остальные четыре элемента, — именно так! јристотель назвал п€тую стихию эфиром, однако слово это впоследствии утер€ло исходное значение, обрет€ взамен несколько новых.

–азбира€сь с основами мироздани€, €понцы и китайцы тоже насчитали п€ть стихий. ¬  итае это дерево, огонь, земл€, металл и вода. ѕ€тичленна€ структура ”-—ин лежит в основе китайской философии, используетс€ в медицине, боевых искусствах, нумерологии, гадательной практике и даже живописи. ¬ €понской традиции п€ть «великих начал» отличаютс€ от китайских — это земл€, вода, огонь, воздух и пустота. —о стихи€ми ассоциированы чакры в системах йоги и тантры: земл€, вода, огонь, воздух, эфир, свет и металл — итого семь элементов. Ќо ладно, не будем придирчиво пересчитывать стихии, нам важно не точное число, а принцип. —тоит лишь вз€ть на заметку, что привычна€ нам цифра «четыре» — вовсе не аксиома и тем более не мирова€ константа.

“ак говорил ѕарацельс

—аламандра, жгись,

”ндина, вейс€,

—ильф, рассейс€,

 обольд, трудись!

»оганн ¬ольфганг √Єте, «‘ауст»

ѕарацельс (1493—1541)

ј, собственно, почему мы привычно полагаем, что стихий четыре? Ќить истории ведет к ѕарацельсу. »менно он, вслед за мудрецами античности, пересчитал первоэлементы и остановилс€ на четырех, зато назвал по именам элементалей каждой из стихий и описал их качества.

‘илипп јуреол “еофраст Ѕомбаст фон √огенгейм, вз€вший псевдоним ѕарацельс («превыше ÷ельса»), был великим человеком. јнтичного философа и врача ÷ельса он не только превзошел, но и затмил.

ѕарацельс многое изменил в медицине, а еще больше — в алхимии и оккультизме.  ак положено ученому медику XVI века с университетским образованием, ѕарацельс был еще и практикующим астрологом. ѕо мнению  арла ёнга, именно он стал дл€ √ете прототипом ‘ауста. ¬ заговоре четырех стихий, который доктор ‘ауст пытаетс€ использовать против нечистой силы, перечислены соответствующие стихи€м элементали. —огласно учению ѕарацельса, это саламандра (огонь), ундина (вода), сильф (воздух) и гном (земл€). — землей, правда, у √Єте случилась путаница — четвертым он называет не гнома, а кобольда.

Ќу, кое-что общее у гнома с кобольдом есть, немудрено и перепутать. ¬прочем, и кобольдов, и гномов, а также ундин мы на страницах  расной книги уже обсуждали. —амо слово «гном» приписывают ѕарацельсу, и значит оно нечто вроде «ведающий землю». Ќазванную ѕарацельсом четверку существ, символизирующих основные стихии, можно и поныне встретить в таком комплекте, например — в €зыческой колоде “аро.

ƒжим ”оррен, «ќбъ€тие стихий».

¬ « ниге о нимфах, сильфах, пигме€х, саламандрах, гигантах и прочих духах» ѕарацельс описывает внешний вид, повадки и принципы существовани€ элементалей, однако нигде не говорит, что видел природных духов своими глазами. Ѕерегс€ великий врач, не хотел сводить знакомство с инквизицией.

ѕредставление об одушевленности природы бытовало задолго до христианства. —редневекова€ церковь объ€вила всех сверхъестественных существ демонами, бесами, пособниками дь€вола — то есть безоговорочным злом, у которого нет оттенков, лишь разновидности. ƒухи природы тоже попали в эту категорию. ≈сли человек признавалс€ в том, что видит или иным образом взаимодействует с подобными создани€ми, его могли официально признать одержимым бесами грешником. Ќеуживчивого ѕарацельса, который публично жег ставшие догмой классические медицинские учебники и преподавал на пон€тном немецком €зыке вместо положенной латыни, и без того неоднократно обвин€ли в ереси. ≈му приходилось тщательно подбирать формулировки, примир€€ в своих трактатах христианскую идеологию и магические практики.

» все же у ѕарацельса хватило дерзости утверждать, что элементали вовсе не демоны, а божьи творени€, как и человек. √осподь создал их, чтобы каждый вид духов охран€л свою стихию, в том числе от бездумных действий людей. √номы, например, призваны стеречь рудные шахты, чтобы люди не опустошили земные недра. Ёх, шестнадцатый век, как давно это было...

Ёлементали по ѕара-
цельсу: саламандра, ундина, сильф и гном.
ƒжим ”оррен, «¬улкан».

ќднако при всем уважении к ѕарацельсу надо признать, что названные им элементал€ми существа только внос€т путаницу, а не помогают разобратьс€ в вопросе. јнтропоморфные гномы-викинги, русалки-утопленницы, сильфы-феи и саламандры-€щерицы бесспорно св€заны каждый со своей стихией — но лишь св€заны, а не €вл€ютс€ ею.

Ћегко заметить, что у каждого из этих существ есть избыточные дл€ стихии качества. Ќапример, стремление ундин выйти замуж за смертных или любовь гномов к пиву. —обственно, элементарному духу вообще есть-пить не положено! ƒа и личных предпочтений у него нет. ј значит, великий ѕарацельс либо ошибалс€, либо не хотел раскрывать все известные ему секреты, вот и наводил тень на €сный день. ¬озвел тех же саламандр в ранг элементалей, чтобы не вс€кий алхимик осмелилс€ приручить это существо. ¬едь говор€т же, что лишь саламандра может поддерживать нужную температуру в тигле, где происходит трансмутаци€ свинца в золото. —аламандра живет в пламени, как другие существа живут, например, в воде. ј огненные элементали не живут в огне — они сами суть огонь.

—тихи€ как она есть

 онечно, это были не обычные смерчи. “ам, где они касались земной плоти, разом начинали бушевать сразу все четыре великие стихии в своих самых разрушительных ипостас€х. √орел нестерпимо белый огонь, куда €рче солнца, так что на него невозможно было смотреть; хлестали во все стороны струи воды, кажда€ с легкостью навылет пробивала вековые, поросшие мхом каменные глыбы; завывал ветер, свернутый в тугие раз€щие плети вихрей; грузно ворочались, дроб€ все и вс€, тыс€чепудовые, от века не знавшие подвижек камни.

Ќик ѕерумов, «’ранитель мечей. –ождение мага»

»стинный элементаль воплощает все качества своей стихии, и ничего сверх того. ¬ода — жидка€, текуча€, пластична€. ¬оздух — легкий, подвижный, летучий. ќгонь — жаркий, стремительный, сжигающий. «емл€ — тверда€, прочна€, т€жела€.

“ело элементал€ состоит из его родного элемента. Ћичности, индивидуальности у элементал€ нет в принципе — это не существо, а сущность. ќтсутствие личности не значит, что у элементал€ нет цели. ≈сть! —лужить своей стихии. „то умеет лучше всего огонь? ј воздух? ј другие первоэлементы? ¬от именно это качество, воплощенное в элементале, про€вит стихийный дух.

—тихии способны существовать в равновесии или разрушать, будучи выведены из равновеси€. ¬ играх оказалась востребованной способность разрушать. Ёлементаль обычно выступает как сильный и несколько туповатый боец, эдакий идеальный исполнитель. » то сказать, трудно ожидать личностного роста от того, у кого нет личности.   тому же у элементал€ напрочь отсутствует чувство самосохранени€. ћожно разнести его в клочь€, но стихийный дух будет упорно выполн€ть функцию, ради которой его призвали. ј исполнив ее или погибнув на пути к цели, элементаль просто исчезнет — стихи€ же пребудет вечно.

—ама насыщенна€ судьба сложилась у элементалей в серии игр «√ерои меча и магии». ¬ HoMM III их можно было вызвать на поле бо€ заклинанием п€того уровн€ — то есть наивысшего владени€ магией соответствующей стихии. ѕо окончании бо€ элементали исчезали. ≈сли герой призывал элементалей некоторой стихии, других он уже вызвать не мог.

¬ дополнении к HoMM III « линок јрмагеддона» по€вилс€ целый замок, населенный преимущественно элементал€ми, — —опр€жение (Cornfluх). ¬от где было раздолье! —реди обитателей и защитников города были элементали воздуха (улучшались до элементалей шторма), воды (льда), огн€ (энергии), земли (магмы) и самые сильные из всех — элементали психики (магии). ¬ зависимости от стихийной принадлежности элементали были иммунны к одним заклинани€м, но более у€звимы дл€ других, что позвол€ло игроку разыгрывать хитрые комбинации заклинаний. —реди элементалей были и стрелки, и способные к полету. ј элементали психики (магии) атаковали одновременно всех врагов вокруг, причем те не отвечали на удар!   тому же магический элементаль имел иммунитет ко всем закл€ти€м. ќчень серьезна€ боева€ единица. ѕоловина героев —опр€жени€ была элементал€ми по происхождению, остальные — элементалистами.

«амок «—опр€жение» в HoMM III « линок јрмагеддона».

”вы, замок —опр€жение сильно нарушил баланс игры. » войско получилось чересчур сильным, и вдобавок в ”ниверситете магии этого замка герой за деньги мог выучить магию любой из четырех стихий. Ќу и, на закуску, √рааль в —опр€жении открывал √ильдии магов города все существующие закл€ти€. Ќе замок, а какой-то тортик на день рождени€, честное слово! » поскольку слишком хорошо — тоже плохо, с полностью отстроенным —опр€жением играть становилось чересчур легко.

„етыре стихии: ќгонь, ¬ода, ¬оздух и «емл€.
»з книги »сидора √исиальского, 1472 год.

Ёто интересно: в следующем дополнении к игре, «ƒыхание смерти», замок —опр€жение исчез — хот€ его герои и существа остались качестве нейтральных персонажей. ¬прочем, можно было установить второе дополнение поверх первого и не расставатьс€ с —опр€жением вопреки сюжету и назло балансу.

¬ четвертой части «√ероев» элементали скукожились и поскучнели. ќни сделались обычными бойцами третьего уровн€, которых можно было призвать через ѕортал существ в замке ѕрироды. Ёлементаль воздуха был способен к полету, так что мог успешно блокировать стрелков. Ёлементаль воды владел магией Ћед€ной стрелы, элементаль огн€ мог стрел€ть и был устойчив к магии ’аоса. —амый сильный из всех элементаль земли был также и самым медлительным. ћаг-друид с навыком ѕризывани€ мог призвать элементалей пр€мо на поле бо€, что полезнее, чем водить их с собой в составе войска. ¬се вполне очевидно, ничего нового и никакого сравнени€ с пиком расцвета —опр€жени€ во времена « линка јрмагеддона».

¬ п€тых «√еро€х» изобилие элементалей так и не вернулось. ћинимальный комплект — воздух, земл€, вода, огонь, выборочный иммунитет к магии и выборочное умение заклинать самим в соответствии с родной стихией. Ёлементали п€той части превратились в нейтралов.

–аз, два, три... много!

« оторые из них? — думал  аттер. — ‘алмены? Ўаднеры? ”ндины? Ёлементали молний, камн€ или пресной воды? ’от€, конечно, могут быть и другие: духи металла, солнца, дерева или огн€. »ли те, чей элементальный статус сомнителен или оспариваетс€: духи элементов, созданных человеком, рожденных из ничего и ставших реальностью. Ёлементали бетона, элементали стекла?  оторые из них? —олнце? “ьма?»

„айна ћьевилль, «∆елезный —овет»

«ћалый джентльменский набор» элементалей четырех стихий кочует из игры в игру без особых изменений. ¬прочем, это неудивительно. ѕ€тый элемент, который ѕлатон и јристотель полагали важнейшим, вообще не прижилс€ в пон€тийном аппарате нашей цивилизации — видимо, из-за своей абстрактности, нематериальности. „етыре стороны света, четыре темперамента, четыре карточные масти, четыре стихии — и будет с нас. Ёлементаль разума или души (психики) успешно действовал только в третьих «√еро€х», да вот еще в мире Warcraft присутствует п€тый элементаль — магии. »гровым стандартом стал либо комплект из четырех элементалей в разных вариаци€х, либо тогда уж совершенно стихийна€ свобода в выборе элементалей — элементали молнии, плазмы, пыли, прибо€, урагана, туч, лавы, серы, землетр€сени€... это перечислены лишь некоторые карты элементалей из колоды Magic: the Gathering.

ѕожалуй, здесь уже пахнет умножением сущностей сверх необходимого. ќт духа, скажем, воды вообще мы вернулись к духам частных про€влений воды — а на следующем шагу снова заговорим о духах конкретного озера, водопада или ручейка.

¬ ролевой системе D&D элементалей много. ќчень много. ѕрежде всего это элементали, которые состо€т из одного из четырех элементов, названных классическими. ¬ отличие от большинства живых существ элементаль не имеет души, отдельной от тела, — его душа принадлежит той же стихии. Ёлементали не ед€т, не сп€т и не дышат.  роме стихийной принадлежности, различаютс€ размерами, от маленьких до огромных. Ёлементали столь же опасны и необузданны, как и породившие их стихии.

 лассические элементы, насыщенные энергией, порождают квази-элементали. Ќапример, насыщенный положительной энергией воздух порождает элементаль молнии, а отрицательной — элементаль вакуума. ѕара-элементали — это сущности на стыке двух базисных стихий. Ќапример, земл€ и огонь дадут нам элементаль магмы.

Ёто интересно: иде€ элементальной магии на стыке стихий разрабатываетс€ также в манге и аниме «Ќаруто», причем базова€ система содержит п€ть элементов — ветер, молни€, земл€, вода, огонь.

ј ну, кто тут сомневалс€ в силе стихий?

¬ играх Baldur's Gate, Neverwinter Nights, Icewind Dale, в основе которых лежит мир ««абытых королевств» (D&D), элементали — необходима€ составл€юща€ мира. —амо существование города Ќевервинтер зависит от огненных элементалей, благодар€ которым никогда не замерзает река Ќевервинтер. Ќа континенте ‘аэрун обитают также огненные и лед€ные саламандры, которые враждуют между собой.

  слову сказать, вот продолжающий пополн€тьс€ перечень неклассических стихий, духи которых разгуливают по игровым и фэнтезийным мирам: холод, свет, тьма, электричество, звук, растительность, скала, металл, любовь, €д, пар, врем€, плоть, жизнь, смерть, гравитаци€, мана, кристалл, плазма...

¬ онлайновой игре Wizards World фигурируют как элементали четырех стихий, так и сирены, и гигантские саламандры, которые названы «существами со сверхспособност€ми». —ирены могут вызвать себе на помощь элементалей воды, а саламандры — огн€. ѕожалуй, это неплоха€ попытка обосновать взаимоотношени€ существ, доставшихс€ нам от ѕарацельса в качестве символов стихий, с истинными элементал€ми.

Ёлементалисты

— ƒл€ нас, элементалов, равновесие — самое главное. ¬ода и огонь, воздух и земл€. ћы определ€ем равновесие тридцатью трем€ разными словами, но, к сожалению, сегодн€ приходитс€ говорить о равновесии противоположностей.

јлан ƒин ‘остер, «’роники –иддика»

¬ модификации «„етыре стихии» дл€ The Elder Scrolls IV: Oblivion игроку придетс€ зан€тьс€ восстановлением равновеси€ в “амриэле — найти  амни —тихий и заново зажечь ћа€ки —тихий. ¬осстановлениеv баланса сил в мире занимаетс€ и јанг, герой фильма (а также мультфильма и игры) «ѕовелитель стихий» (The Last Airbender).

ћаги, посв€тившие себ€ изучению природных стихий, называютс€ элементалистами. Ёлементалисты как класс героев расцвели пышным цветом в онлайновых ролевках.

 ласс персонажа «элементалист» в онлайновой
ролевой игре
Guild Wars.
 ласс персонажа «элементалист» в онлайновой ролевой игре «Granado Espada: ¬ызов судьбы».

 ак правило, элементалист настолько тесно св€зан со стихи€ми, что к иного рода магии уже неспособен. ќно и пон€тно — еще  озьма ѕрутков научил нас, что никто необъ€тного объ€ть не может. Ќо стихии под управлением умелого мага служат оружием и защитой, инструментом созидани€ и разрушени€. ¬ дальнем бою элементалист страшен, но в ближнем слабоват.

Ёто интересно: в книгах о √арри ѕоттере четыре факультета ’огвартса соотнесены с четырьм€ стихи€ми. √риффиндор — огонь (символ — лев), ѕуффендуй — земл€ (барсук),  огтевран — воздух (ворон), —лизерин — вода (зме€).

¬оздушный сильф в Lineage II.

—о стихи€ми работают мистики в Lineage II. ј еще в этой игре можно встретить всех четырех природных духов по ѕарацельсу — особенно если вз€тьс€ выполн€ть испытание на 39-м уровне, чтобы овладеть высшей магией. ƒл€ получени€ абсолютного звука понадоб€тс€ звуки всех стихий, которые придетс€ получить у вод€ной ундины, огненной саламандры, воздушного сильфа и земл€ной змеи.

 аждый день мы бездумно вступаем во взаимодействие со стихи€ми в быту, когда открываем кран с водой, зажигаем газовую конфорку и даже просто дышим. ’орошо хоть необученный индивид не может вот так же запросто призывать элементалей. ќбыденность действий дает человеку иллюзию прирученности стихий — котора€ мгновенно исчезает, если, например, на кране сорветс€ резьба. ј ведь это така€ мелочь по сравнению с тем, на что действительно способны великие первоэлементы!

» все-таки, если вы завернули куда-нибудь за угол мироздани€, а вам навстречу элементаль — что делать? ћ-м-м... ј что вы будете делать при встрече с цунами, землетр€сением, смерчем или пожаром? —матыватьс€ с их пути побыстрее! ј если это зависит от вас — не выводить стихии из равновеси€.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.2
проголосовало человек: 241
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€