КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Александр Крелин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (111) февраль 2011
вид для печати

F1 2010
Быстрее ветра

Жанр:
Разработчик:
Codemasters
Издатель:
Codemasters
В России:
Buka Entertainment
Адрес в сети:

Рецензия в ЛКИ: №11 2010


На трассе Сильверстоун сегодня дождь, и лишь ярко-синий болид на дороге немного скрашивает окружающую серость. Гонщик рвется к победе, он невероятно быстр — и вдруг болид теряет управление и врезается в стену. Однако — о чудо! — через пару секунд машина выезжает целая и невредимая, а водитель идет на следующий круг, как живой. «Что за это за режим такой?» — удивляются наблюдатели. Все объясняется просто: сегодня на Сильверстоуне проводятся «гонки на время».


Подчас болиды превращаются в «Боинги».

Чем «гонка на время» отличается от простого гран-при? Во-первых, нет никаких соперников. Во-вторых, шины не изнашиваются, топливо не кончается, а машину невозможно повредить. Еще одно отличие не так очевидно, но очень важно. Дело в том, что в режиме карьеры на трассу налипает резина с шин и, соответственно, немного увеличивается сцепление. В этом режиме шин на трассе просто завались — дорога даже немного почернела.

Наконец, правила тут очень жесткие. На простой гонке за небольшой срез поворота вас простят, выдав лишь выговор. Здесь же малейшее касание области за трассой приносит за собой укоряющую надпись «Круг не засчитан». Перемотка ведет к такому же результату.

Все это логично, если учесть, что наша цель — показать наименьшее время. Чтобы было проще, из списка лидеров можно загрузить «призрак» интересующего вас гонщика, чтобы потом биться исключительно с ним. А вот настройку машины — пожалуй, самый важный компонент — придется делать самому или смотреть в соответствующей таблице на соседних страницах. Если у вас нет руля, рекомендую достать где-нибудь геймпад: с его помощью куда легче управлять машиной на скоростных поворотах некоторых трасс.

Естественно, знание трассы в этом режиме невероятно важно. Есть специальный тест, с помощью которого очень удобно определять, насколько хорошо вам известна та или иная карта. Пройдите на ней круг, засеките время и где-нибудь его запишите. Затем возьмите секундомер, начните отсчет времени, а пока он тикает, закройте глаза и попытайтесь представить себе ваш круг во всех деталях. Как тормозить, где поворачивать, сколько секунд длится прямая... После того как воображаемый болид пересечет финишную черту, остановите секундомер. Если время на нем не сильно отличается от настоящего — поздравляю, вы готовы ставить рекорды.

Трассы

Мы не будем рассматривать все трассы — лишь самые интересные, сложные и запоминающиеся, причем только в «сухом» варианте.

Судзука, Япония

Примерно по такой траектории нужно брать первые виражи Судзуки.

Когда-то главе компании Honda стало очень скучно — ни новые машины, ни прототипы, ни успешный бизнес не могли улучшить ему настроение. И вот однажды он поднял трубку, вызвал главу гоночного департамента и сказал: «Построй-ка мне трассу мирового уровня. Хочу проводить гонки». Это не шутка, а совершенно правдивая история того, как на обычном японском пустыре выросла Судзука. Теперь она проводит не только Формулу-1 на пару с Фудзи-Спидвей, но и чемпионат NASCAR и многие другие гонки. Скоростные повороты очень хороши, но, увы, за полвека существования здесь погибло семнадцать человек.

Из машин хорошо покажет себя Red Bull, чуть хуже McLaren. Рекомендую попытать счастья и на Ferrari — она прекрасно ведет себя на первых поворотах. Настройка для итальянца приведена в таблице в скобках после основной. Скорости на коробке передач я очень рекомендую сдвинуть вправо на два-три деления.

На заметку: большинство виражей проходится по так называемому апексу — это траектория, по которой болид проведет наименьшее время в повороте. Чаще всего это тропа с наименьшим радиусом поворота. Однако нередко будут встречаться повороты, которые так не возьмешь, — о них мы поговорим отдельно.

Именно здесь надо начинать тормозить перед последним поворотом Судзуки.

Сектор один: после прямой немного сбавляем скорость, входим в поворот и уже в нем продолжаем тормозить. После того как болид возьмет апекс второго виража, давим на газ. Теперь следует, пожалуй, самый важный отрезок трассы. Это связка из нескольких очень скоростных поворотов, к которым есть только один подход: брать очень узко, прямо на грани среза «угла». Определить, на правильной ли вы траектории, просто: на входе в эти виражи чуть дальше бордюра есть ровное синее покрытие. Если вы его задеваете на высокой скорости — все идет отлично. Для второй связки придется немного снизить обороты и сохранить их для следующего левого виража. Тут можно сыграть широко, чтобы набрать хорошую скорость перед быстрым участком.

Сектор два: спуск взять очень легко: немного тормозим, берем апекс и выходим как можно более широко. А вот подъем и следующий за ним вираж — это настоящий «убийца кругов». Я долго пытался понять, где же там тормозить. В итоге оказалось, что надо снизить скорость на первом повороте направо и затем сразу же после того, как болид преодолеет гору. Аккуратно, не задевая бордюр, проезжаем шпильку и мгновенно давим на газ. Ключ к знаменитому повороту «Ложка» — это, конечно, апекс. После их прохождения можно расслабиться — больше ничего сложного не будет.

Сектор три: немного отпускаем газ и пролетаем поворот на отличной скорости. Перед связкой виражей тормозим поздно, чтобы ненароком не задеть бордюр, и пролетаем ее вторую часть на полном газу. Вот и финиш!

Настройки болида
Параметр Судзука Хоккенхайм Спа Монако Монца Сильвер- стоун
Аэродинамика 3,1 (6,2) 4, 2 1, 1 9, 7 (8, 10) 1, 1 4, 1
Тормоза 50-50; высок., мал. 49-51; высок., мал. 50-50; средн., мал. 46-52; средн., мал. 50-50: высок., мал. 50-50; средн., мал.
Баланс 50-50; 11, 11 80-20; 3, 8 50-50; 4, 11 60-40; 7, 8 (50-50; 11, 11) 50-50; 4, 11 80-20; 2, 8
Подвеска 1, 1, 11, 11 (1, 3, 11, 11) 2, 2, 4, 6 1, 1, 5, 5 1, 1, 7, 8 (8, 8, 4, 4) 1, 1, 5, 5 1, 1, 5, 6
Выравнивание -1,5; -3,5; 0,15; 0,5 -1,3; -3; 0,09; 0,35 -1,5; -3,5; 0,15; 0,5 -1,5; -3, 5; 0,15; 0, 5 -1,5; -3,5; 0,15; 0,5 -1,5; -3,3; 0,13; 0,38.

В таблице можно посмотреть конфигурации болида для разных трасс — это очень важно. Мастерство можно приобрести, тогда как указаний по настройке машины в игре мало. В строках дается значение соответствующих компонентов машины. В игре параметры расположены «в столбик», а здесь — просто через запятую.

Хоккенхайм, Германия

Все же жаль, что в игре хотя бы на правах призовой трассы нет Нюрбургринга. Только представьте: накрапывает дождик, зеленеют деревья, а ваш болид вылетает на «Карусели»... Романтика! Впрочем, его соотечественник Хоккенхайм тоже очень хорош. В большинстве своем на нем широкие и скоростные повороты за исключением парочки небольших, но уж очень неприятных шпилек. Как и у большинства трасс Формулы, у этой тоже есть темные страницы в истории — когда-то именно тут разбился Джим Кларк.

Здесь лучше брать McLaren. Я испытывал как Ferrari, так и Red Bull, и они обе вчистую проигрывали болиду Батона и Хэмильтона. Причины тому — очень хорошая устойчивость на виражах и невероятные тормоза. Однако итальянец может неплохо показать себя в начале первого сектора и середине второго, так что совсем со счетов я бы его все же не сбрасывал. Но коробку передач в таком случае придется сдвинуть в прицел на максимальную скорость.

Вот к чему приводит попытка обгона по внутреннему радиусу. Прощай, антикрыло!

Сектор один: после прямой идет правый поворот. Будьте аккуратны — немного вылететь за трассу там очень просто, а это чревато. Лучше нацелиться на апекс, чуть-чуть притормозить и, как только он будет позади, сразу же давить на газ. Дальше очень важно затормозить чуть позднее, чем показывает траектория, и выйти из поворота по широкой траектории. Так мы наберем большую скорость, что очень важно перед первой прямой.

Сектор два: промчавшись сквозь прямую, готовимся тормозить сразу после «оранжевых» стрелок. Не забирайте направо слишком рано — вылетите с трассы. Но и широко идти совершенно незачем. Если вы начали рано газовать и при этом не зацепили бордюр на выходе, поздравляю — вы прошли самый сложный участок трассы. После скоростного виража идет резкий поворот налево, в который нужно заходить максимально узко, но при этом не задеть бордюр. Дальше скорость лучше не снижать.

Сектор три: будьте осторожны: вылететь на повороте после прямой проще простого. Немного тормозим и стараемся ненароком не срезать вираж, постепенно набирая скорость. Не пугайтесь копии «Карусели» немного позже. Главное — взять апекс, остальное машина сделает сама. На последних поворотах можно поддаться соблазну проехать очень узко, но я этого не рекомендую. Могут и «шахматный» флаг показать. Лучше брать немного широко, стараясь не налегать на тормоза.

Сан-Паулу, Бразилия

Несмотря на то, что условия там, мягко говоря, неблагоприятные, гран-при Бразилии все еще проводится на Сан-Паулу, рядом с которым, кстати, родился Рубенс Барикелло. В сезоне этого года именно на этом этапе Дженсон Баттон чуть было не стал жертвой вооруженного ограбления, Адриан Сутиль вдребезги разбил свой болид в самом начале гонки, а Red Bull взял кубок конструкторов.

Но сама трасса чудо как хороша. После нескольких кругов от скорости начинает кружиться голова — и это несмотря на громадные перепады высот и, как следствие, сильную недостаточную поворачиваемость. Тут надо испытывать кандидатов в космонавты — если человек сможет справиться с перегрузками, полет на Луну ему будет казаться прогулкой в парке.

Болид берем... правильно, McLaren. Я питал легкую надежду на Red Bull, но уже первый поворот ее развеял — «Бык» просто не может поворачивать на такой скорости и под таким углом. Зато «Мак» проехал тот же вираж совершенно спокойно.

А вот с настройкой машины вышла неувязка. Для меня сработала... стандартная настройка на сухую трассу, причем любые изменения в ней очень сильно замедляли болид. Но я все же рекомендую попытаться увеличить скорость на прямой и взять для этого либо Ferrari, либо «Быка», поскольку McLaren в такой конфигурации терял очень много времени в конце первого сектора. Не забываем подкрутить передачи, и вперед!

Сектор один: тут только один крутой поворот, но он очень важен. Тормозить надо рано, и желательно это делать как показывает идеальная траектория. Как только станет ясно, что апекс пройден, — давите на газ! Не бойтесь второй части виража — она проскакивается без особых проблем. Если успеть вовремя набрать скорость, следующая прямая промчится очень быстро.

Сектор два: вот он, «убийца кругов». Вираж поистине страшен. Чуть перебрали со скоростью — и круг не засчитают. Особенно опасно промахнуться со входом и задеть бордюр — в этом случае занос неизбежен. Тормозить надо сильно и поворачивать очень скоро после того, как мы начали сбрасывать скорость. На подъеме в гору немного тормозим и стараемся как можно больше ускориться перед следующим поворотом. Спуск, как и следующий вираж, нужно пройти на полном газу. Останется лишь аккуратно повернуть, и этот бешеный сектор закончится.

Сектор три: успели вовремя набрать скорость после поворота? Поздравляю, осталось лишь на всех парах примчаться к финишу. Вираж лучше брать узко, желательно достичь апекса и при этом не зацепить бордюр.

Сильверстоун, Великобритания

Если вы страдаете клаустрофобией, на трассу в Монако лучше не выезжать.

Возможно, самая быстрая из трасс в игре. При этом «быстрая» вовсе не означает, что на ней мало узких шпилек, — их полно, просто пролетать они будут невероятно быстро. При этом тут очень, очень ломаный ритм: от световой скорости первых виражей трасса плавно переходит к очень серьезному испытанию тормозов, а дальше закидывает на смесь из прямых и сложных поворотов. Немудрено, что именно здесь в середине прошлого века стартовало самое первое гран-при Формулы-1. Драмы тут в свое время тоже было немало: когда-то на Сильверстоуне у болида Айртона Сенны на последнем круге кончилось топливо, и он проиграл гонку Найджелу Мэнселлу.

Думаю, не стоит рассуждать о том, зачем мы берем на трассу McLaren. Лучше сразу перейдем к секторам.

Сектор один: первый поворот напоминает Хоккенхайм. Чуть давим на тормоза и выходим максимально широко. Сразу же после следующего левого виража чуть-чуть сбавляем скорость, проезжаем вторую часть по бордюру и вновь снижаем обороты. После того как машина пройдет апекс, давим на газ и стараемся зайти в «угол» максимально узко и сохранить при этом скорость. Останется лишь на полном газу взять налево — и через пару секунд сектор будет пройден.

Сектор два: не усердствуем с тормозами и пытаемся взять апекс поворота направо. На прямой выдаем на несколько мгновений газ, резко снижаем скорость перед связкой и проходим ее по узкой траектории. Не забудьте слегка нажать на тормоз перед второй ее частью — это даст нам возможность выйти из виража на неплохой скорости. Несмотря на идеальную траекторию, на «угле» направо лучше вообще не замедляться и выйти широко, чтобы потом проехать вблизи от бордюра. Завершаем сектор сильным торможением перед виражом.

Сектор три: следующие повороты проходятся по одинаковому алгоритму: тормоз — апекс — полный газ. Выезжаем на прямую и готовимся тормозить сразу после «оранжевых» стрелок, поворачивая при этом. Мгновенно давим на газ, вновь тормозим и узко проходим следующий вираж. Останется лишь пару раз повернуть направо, и трасса закончится.

Монца, Италия

Одна из самых известных трасс Формулы-1. На ней было все: и аварии (всего за восемьдесят лет тут погибло двадцать пилотов), и обидные механические поломки, и головокружительные победы. Где-то в боксах вьется дух команды Scuderia Ferrari, для которых Монца — практически родной дом.

Это интересно: именно название этой трассы было фломастером написано на костюме Себастьяна Феттеля, когда он стал чемпионом мира в Абу-Даби в этом году.

Так заходить в первый поворот Монцы очень опасно. Сейчас болид «поскользнется», и гонка для меня кончится.
Отличный пример апекса у поворота.

Машину я настроил под устойчивость в поворотах — конфигурация с упором на максимальную скорость тут не жилец. Компенсировать будем коробкой передач. Да, на прямых такая машина смотрится худо, но зато в первом секторе способна показать великолепное время. Поэтому я рекомендую вам поэкспериментировать — вдруг у вас получится то, что не вышло у меня. Машину берем Red Bull (скорость) или McLaren с Ferrari (устойчивость и тормоза).

Сектор один: Монца встречает негостеприимно: связкой после главной прямой. Проезжать ее нужно очень, очень аккуратно: чуть задели бордюр — и мы в пролете. Немного сбросьте скорость посередине и постарайтесь выйти как можно шире при максимально возможной скорости. Следующий вираж направо пройдет без особых усилий, но после него нужно сразу готовиться ко второй связке.

Сектор два: она, к счастью, не такая зубодробительная, как первая. Достаточно взять апекс в ее первой части и проехать вторую на грани среза поворота. Игра за такое наказать не должна. Затем немного сбрасываем скорость и стараемся сохранить ее на вираже направо. То же самое делаем и со следующим «углом». Теперь можно расслабиться — будет длинная прямая.

Сектор три: тормозить перед виражом нужно рано, иначе вам грозит вылет с трассы. Очень важно найти такую точку торможения, при которой вы бы не задели бордюр на повороте и сохранили достаточно скорости. Для меня такой точкой стал момент сразу после небольшой горки. Газовать после поворота нужно мгновенно, иначе круг будет убит. В финальном повороте достаточно взять апекс и не переборщить с тормозами. После таких финишей кажется, что в комплекте с игрой должна поставляться валерьянка...

Монте-Карло, Монако

Вот она, жемчужина Формулы-1. Трасса такая узкая, быстрая и опасная, что гонщик Нельсон Пике как-то сравнил езду на ней с наматыванием кругов на велосипеде по очень маленькой гостиной. И с ним трудно не согласиться — клаустрофобия тут действует во всей красе, особенно в туннеле. С ним, кстати, связана еще одна опасность: при выезде свет просто слепит виртуального гонщика, и ориентироваться в пространстве становится трудновато. Здесь в свое время чуть не погиб Дженсон Баттон, а Михаэль Шумахер провернул, наверное, самый опасный маневр за всю свою карьеру.

Машиной я бы взял Red Bull. Ferrari, конечно, легче управлять, но она вчистую проиграет «Быку» первый и конец второго сектора, что фатально для времени. McLaren же явно немного тушуется на узких шпильках. В таблице настройка тоже дана именно для синего болида, а в скобках — конфигурация, немного уравнивающая шансы «Мака».

Льюцци пока не понимает, что промчался в миллиметрах от смерти. Но догадывается.
У Хэмильтона явно что-то с головой. Иначе он не стал бы лезть под такой траекторией в первый поворот на Монако.

А вот с коробкой передач все не так однозначно. Я бы все же сдвинул скорости влево деления на два, если машина стабильно проигрывает время в первом и втором секторах. Не то чтобы скоростные участки тут были длинны, а вот хорошая скорость в начальных виражах очень важна. Однако Ferrari, возможно, подойдет противоположная настройка.

Сектор один: начинаем тормозить чуть после «оранжевых стрелок». Едва машина начнет приближаться к апексу — поворачиваем и даем полный газ. После прямой немного тормозим, начинаем давать влево и на мгновение убираем ногу с педали газа в середине виража, после чего вновь набираем обороты. Затем останется лишь притормозить, взять апекс следующего «угла» и на всех парах домчаться до конца сектора.

Сектор два: идеальная траектория нагло врет — тормозить тут надо поздно. Есть соблазн взять немного шире, но на такой трассе это может закончиться очень плачевно. Лучше проехать апекс, дать полный газ на прямой и вновь сбавить обороты для очередного виража. Тут очень важно ненароком не начать поворачивать слишком рано, иначе машина зацепит бордюр. После того как болид развернется, начинаем набирать обороты и сохраняем скорость на последующем спуске. Дальше желательно зайти с широкой траектории, но неплохо затормозить, достать апекс и сразу же нажать на газ.

Дальше будет, пожалуй, самый важный поворот на трассе. Тормозить можно поздно, а зайти в вираж нужно с максимально узкой траектории. Если не задели бордюр — поздравляю, вы это сделали. Мгновенно поворачиваем направо и жмем на газ. Следующий «угол» элементарно проходится на неплохой скорости — только не переборщите с тормозами.

Сектор три: если вы грамотно проехали предыдущий поворот, тормозить рекомендую по идеальной траектории. Затем огибаем стену и как можно быстрее проезжаем вторую часть виража. Останется лишь преодолеть еще пару углов по отработанной тактике «вход с широкой траектории — апекс — полный газ», и мы на финишной прямой.

Спа, Бельгия

Знаменитый поворот «Ля Руж» на Спа — место пострашнее знаменитого «Штопора» в Laguna Seca.
А вот так «Руж» выглядит в реальности.

Возможно, самая любимая трасса у гонщиков со всего мира. Причиной тому невероятная скорость и то, что в Спа очень красиво — даже Нюрбургринг не может ничего противопоставить этому буйству зелени. Однако «любимая» не значит «безопасная». В свое время гонщики Крис Бристоу и Алан Стэйси разбились на ней в первые пятнадцать минут гонки, а в том же году знаменитый Стирлинг Мосс серьезно пострадал еще во время практики. Спа — одна из немногих трасс, которые подвергались официальному бойкоту со стороны команд.

У болидов конкуренция идет между «Быком» и McLaren. Первый уделывает всех на прямых, второй догоняет его в поворотах. Лично я предпочитаю Red Bull, потому что основной бич Спа — это вовсе не повороты. Это... тормоза! Здесь очень легко слишком уж сильно сбросить скорость и «убить круг». Поэтому подстроиться под «Мак» достаточно трудно. А вот на синем болиде вы через пару кругов выучите места для торможения, а этого уже достаточно для нормального времени.

Сектор один: после разгона начинаем сбрасывать скорость сразу после «оранжевых» стрелок, после чего берем апекс и вновь налегаем на газ. Знаменитый поворот «Ля Руж» проходится тривиально: достаточно лишь взять чуть правее идеальной траектории и продолжать ехать как по прямой. Затем будет прямая совершенно неприличной длины — специально для нее я очень рекомендую сместить скорости на коробке передач вправо, чтобы в конце участка ваша скорость превышала 360 километров в час.

Вообще, касаться бордюров не рекомендуется. Но на Спа так будет только лучше.

Сектор два: этот вираж проходится без хитростей: сильно тормозим одновременно с траекторией и проезжаем апекс. А вот во второй его части стрелки неплохо бы проигнорировать и зайти широко, с прицелом на дальнейшую скорость. Следующий вираж должен пройти на полной скорости, хотя если болид не вписывается, можно чуть-чуть отпустить газ в его середине. Немного сбрасываем обороты перед следующим виражом и проезжаем его как можно ближе к бордюру, но при этом не задевая его. Во время прохождения постарайтесь по чуть-чуть увеличивать скорость.

Следующий «угол» пролетается быстро, на минимуме тормозов. Тормозить для скоростного виража надо одновременно с идеальной траекторией, но не так сильно, как она показывает. Идеальный вариант — выйти широко и слегка задеть внешний бордюр. Для прохождения еще двух поворотов достаточно взять апекс и не забыть наращивать в них скорость.

Сектор три: осталось лишь проехать череду очень быстрых виражей (не переборщите с тормозами на последнем), и болид окажется у связки. Рекомендую пропустить идеальную траекторию мимо и начать сбрасывать скорость очень поздно — как только сама связка станет отчетливо видна. Апекс, полный газ — вот и финиш!

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.9
проголосовало человек: 76
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования