ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є2 (111) февраль 2011
вид дл€ печати

»гры XX века. √од 1997-й

ƒл€ мировой истории этот год не хуже и не лучше прочих.  то-то погиб, кто-то родилс€, где-то началась война, а где-то, наоборот, прекратилась. ј вот дл€ истории игр 1997-й очень важен. ¬едь именно в этом году по€вились родоначальница всех современных онлайн-игр «”льтима» и первый в серии Fallout — чьи продолжени€ не перестают радовать нас и сейчас.

Theme Hospital

∆анр:
экономическа€ стратеги€
–азработчик:
Bullfrog Productions
»здатель:
Electronic Arts

≈сли вы думаете, что все доктора ехидны, циничны, небриты и прихрамывают, то спешим разочаровать — не все. Ќекоторые люб€т поспать на работе, некоторые были замечены во вс€ких гр€зных делишках, а некоторые — не поверите! — действительно люб€т свою профессию.

Ќа одних докторах больница долго не продержитс€. ќб€зательно нужны будут медсестры, обслуга (цветы полить, за больными прибрать) и, самое главное, — девушка в приемной, котора€ распредел€ет больных по кабинетам! ј спланировать расположение этих кабинетов — вообще истори€ отдельна€! ≈сли на общую диагностику понадобитс€ совсем мало места, то рентгеновский кабинет откусит от площади больничного здани€ большущий кусок. ≈ще об€зательно надо создать уставшим от работы специалистам услови€ дл€ отдыха. » отдельную комнату дл€ исследовательского департамента не забудьте — а вдруг неизвестна€ болезнь попадетс€, как лечить прикажете? ћожно, конечно, прикинуть наугад, что бы такого выписать и вырезать пациенту, но так и в могилу свести можно... ј это сразу большой жирный минус к репутации клиники, меньше посетителей в будущем и снижение дохода. „ем тогда зарплату персоналу платить? ј ведь чтобы оставить эту провинциальную больницу и перебратьс€ в что-нибудь попрестижнее, придетс€ доказывать свою пригодность на посту управл€ющего — деньгами доказывать, чистой прибылью. ј у вас получитс€?

„то было дальше: экономические стратегии в замкнутом пространстве лечебного учреждени€ — редкие птицы. ј Theme Hospital — вообще единственный в своем роде: такого юмора больше нигде не было. ѕотому он и выдержал перенос на несколько консолей (последний раз — в 2008 году), но полноценным продолжением так и не обзавелс€, если не считать таковыми несколько любительских проектов.

Fallout

∆анр:
ролева€ игра
–азработчик:
Black Isle Studios
»здатель:
Interplay Entertainment

—ложно поверить, что выжженна€ бомбежками радиоактивна€ пустын€, населенна€ смертельно опасной живностью и еще более опасными людьми, может быть настолько родной. Ќо может. » с момента по€влени€ на прилавках Fallout один за другим в нее уход€т новые и новые ∆ители ”бежища. «адача у всех одна — найти чип, чтобы починить систему очистки воды в родном убежище. Ќо как по-разному они ее решают: кто-то проноситс€ по ѕустоши смертельным вихрем, не щад€щим ни взрослых, ни детей.  то-то неслышно прокрадываетс€, остава€сь незамеченным, но у тех, кого он встретит на пути, в карманах не остаетс€ даже завал€щего сморщенного €блока. ј кто-то идет, гордо подн€в голову, нес€ «доброе и вечное», убежда€ и уговарива€.

≈стественно, чип найдетс€ и ”бежище получит свою воду, так или иначе. ј попутно решитс€ еще куча мелких и крупных проблем, погибнет или останетс€ в живых множество жителей поселков и городов. ƒаже зна€, что ждет в конце, ∆итель ”бежища все равно пройдет свой путь до конца и в который раз примет неизбежную разв€зку как должное.

» единственное, что может отравить ему радость от новой встречи с такой знакомой смертельно опасной ѕустошью, — это зависть к тем, кто выйдет на ее просторы впервые.   тем, кто будет встречать супермутантов с опаской, а не приветствовать их как старых знакомых очередью т€желого пулемета...

„то было дальше: через год по€вилась втора€ часть, где было все и даже больше. ј потом наступило странное врем€, когда каждый слух о начале разработки Fallout 3 встречалс€ с настороженным недоверием и плохо скрытой надеждой. ј совсем недавно, когда уже не осталось ни того, ни другого, треть€ часть все-таки увидела свет. » похоже, что исчезать сери€ уже никуда не собираетс€.

ѕока мы играли в Fallout
  • Ѕыл подписан  иотский протокол. —траны, которые подписали его, об€зались сократить или стабилизи- ровать выбросы парниковых газов, чтобы уменьшить эффект глобального потеплени€.

  • ѕользователь _eci опубликовал исходный код программы WinNuke, вызывающей «синий экран» на удаленном компьютере при помощи DoS-атаки.

  •  омпьютер Deep Blue обыграл в шахматы √арри  аспарова.

Blade Runner

∆анр:
квест
–азработчик:
Westwood
»здатель:
Virgin Interactive Entertainment

√од 2019-й от –ождества ’ристова. »скусственно созданные существа, репликанты, очень похожи на людей, но при этом сильнее, быстрее и выносливее... ј еще они объ€влены на «емле вне закона, и специально подготовленные полицейские, «бегущие по лезвию», занимаютс€ тем, что вычисл€ют репликантов и уничтожают их. Ёто не называетс€ «убийство», это называетс€ «отправить в отставку».

∆изнь «бегущего» — параной€ в чистом виде. ƒовер€ть нельз€ ни в чем и никому. ƒаже себе.  то угодно может оказатьс€ репликантом — даже ты сам! ≈динственный способ точно установить, кто есть кто — тест ¬ойта- ампфа, — дело долгое и муторное... ƒа и что делать после теста? —трел€ть первым или спр€тать пистолет и дл€ начала поговорить? ј после беседы надеть наручники или отпустить на все четыре стороны? јбсолютно уверенным ни в чем быть нельз€ — и действовать приходитс€, руководству€сь исключительно интуицией.

∆изнь детектива в игре складываетс€ из дес€тков мгновений, которые очень редко повтор€ютс€ даже после стандартной процедуры «сохранение-загрузка». —охранили игру, встретили сутулого мужчину в плаще и шл€пе. «агрузили игру, встретили... изр€дно хорохор€щегос€ артиста в красном пиджаке. ј в следующий раз на его месте может оказатьс€ вообще кто-то третий. ѕриходитс€ ценить каждую встречу, каждое услышанное слово — ведь его можно не услышать уже никогда. Ёпизод за эпизодом, улика за уликой, детективный сюжет приближаетс€ к разв€зке, котора€ будет зависеть не только от того, что вы сделаете, расследу€ порученные вам дела, но и от того, чего вы не сделаете.

ћгновение смен€ет мгновение, но все они однажды затер€ютс€ во времени, как слезы под дождем...

„то было дальше: если говорить о мире «Ѕегущего по лезвию», то дальше не было ничего. ƒа и иде€ «нелинейного квеста», в котором исход зависит от действий (или бездействи€) игрока, не стала попул€рной. ’от€ кое-какие образцы попадаютс€ — тот же Fahrenheit, например.

Carmageddon

∆анр:
аркадна€ гонка
–азработчик:
Stainless Software
»здатель:
Interplay Entertainment

...«агораетс€ зеленый, и громыхающие, л€згающие, тер€ющие по пути железки, резину, колеса, двери, стыд и совесть машины срываютс€ с места и несутс€ куда-то вперед. « уда-то», потому что хоть маршрут указан заранее и указатели расставлены, но кому они нужны? ≈хать по трассе, стара€сь уложитьс€ в заданное врем€, — это скучно! ¬ конце концов, те, кто хочет оттачивать искусство вождени€ и тренировать вхождение в поворот на максимальной скорости подтормаживанием колес, дружно идут играть в Need for Speed или что-то вроде того.

ј в Carmageddon найдутс€ способы победы повеселее. Ќапример, уничтожить всех противников. » правда, а чего это они со мной на одной трассе делают? Ќадо показать, кто тут главный! –азогнатьс€ посильнее, да и припечатать неосторожного водилу к стене — эх, как весело от него колеса покатились! ќружи€ у нас в общем-то нет, но если поискать по уровню, то найдетс€. » разр€дник, бьющий всех вокруг током, и запасы масла, которое можно слить под колеса тому, кто «сел на хвост».

ј вместе с оружием на карте разбросана еще куча вс€кого добра, усиливающего или просто измен€ющего машину. ќсобенно забавный — «пинбольный» преобразователь. Ёто когда машина начинает отскакивать от преп€тствий, как м€чик. ∆аль только, что доскакатьс€ можно до такого, что потом, когда действие преобразовател€ закончитс€, уже не выбратьс€.

Ќу а дл€ тех, кому с самого утра испортили настроение и вообще надоели все эти глупые людишки, есть еще один вариант победы: передавить всех пешеходов. ѕусть под давлением цензуры их делают роботами или зомби, но мы-то знаем и помним...

„то было дальше: несмотр€ на протесты цензоров и миролюбивой общественности, игра стала хитом. ≈стественно, остатьс€ единственной и неповторимой ей не дали последовавшие дополнение и втора€ часть. —уть оставалась той же, мен€лс€ только внешний вид и трассы со спецзадани€ми. ј в 2000 году показалась и треть€ часть сериала, в которой давить нарисованных человечков было уже сложнее и не так выгодно, как в предыдущих...

Grand Theft Auto

∆анр:
аркадный боевик
–азработчик:
DMA design
»здатель:
BMG Interactive

—ери€ начиналась как несложный аркадный боевик с видом сверху, где из всех преимуществ были только открытый мир да возможность угнать любое транспортное средство. —вобода действий при этом была полнейша€, на каждом уровне нашей задачей было собрать определенную сумму денег, а уж как — творить беспредел, выполн€ть миссии или угон€ть машины, — вопрос второстепенный. «адани€ герой получал по телефону, и обычно они сводились к тому, чтобы добратьс€ до точки назначени€, всех там перестрел€ть, а затем смытьс€.

”дивительно, но процесс зат€гивал с головой, и не в последнюю очередь потому, что город было очень интересно исследовать. ќн был огромен, с колоссальным количеством тупичков и закоулочков, где всенепременно пр€талось что-нибудь интересное — от нового оружи€ до самого насто€щего танка.

Ќу и конечно же, львина€ дол€ удовольстви€ приходилась на игру в догон€лки с полицией. —овершив слишком много противоправных действий, герой сажал себе на хвост стражей закона — как пеших, так и «лошадных» — и долго, увлеченно петл€л по закоулочкам, пыта€сь стр€хнуть погоню.

„то было дальше: в дополнении действие переместилось на улицы Ћондона, где первое врем€ было очень непросто привыкнуть к левостороннему движению. GTA 2 казалась расширенным изданием первой — те же принципы, но возможностей куда больше. GTA III уже была полностью трехмерной, в Vice City главный герой впервые заговорил, в San Andreas один город сменилс€ целым штатом. ¬ 2008 году вышла четверта€ часть серии, а сейчас уже идет работа над п€той.

ѕока мы играли в GTA и Carmageddon
  • ¬ автомобильной катастрофе погибла ƒиана, принцесса ”эльска€. “рагеди€ произошла в туннеле под мостом јльна на набережной —ены. ѕричина аварии так и не была установлена.

  • Ѕыл застрелен известный италь€нский модельер ƒжанни ¬ерсаче. ќн стал жертвой серийного мань€ка Ёндрю  ьюненена, который покончил с собой, когда его попыталась арестовать полици€.

Krush, Kill ‘n Destroy

∆анр:
стратеги€ в реальном времени
–азработчик:
Beam Software
»здатель:
Melbourne House

¬се-таки есть нечто странно прит€гательное в играх, действие которых происходит после глобальной катастрофы. ѕостапокалиптические пейзажи, выжженна€ земл€, разрушенные здани€, мутировавшие животные и люди... —тоит этим картинкам по€витьс€ на экране монитора, и как минимум интерес игроков уже обеспечен.  онечно, удерживать его уже придетс€ другим — сюжетом, нововведени€ми, находками в игровом процессе.

»грать за выживших после €дерной войны людей, борющихс€ со своими сородичами-мутантами за каждую каплю ценнейшей нефти, — что может быть интереснее? –азве только играть за мутантов против остатков старого человечества. » те, кого по-насто€щему зацепила атмосфера этого мира, готовы были простить многое: и то, что игра, по сути, клон Command and Conquer, и то, что компьютерный оппонент предсказуем и не блещет интеллектом... ƒаже странную и не совсем пон€тную систему улучшений можно было простить, особенно когда, разобравшись с ней наконец, получаешь в распор€жение мощную технику, огромных животных и авиацию. „то действительно удручало, так это отсутствие сетевого режима. ѕосле того как заканчивались две кампании, делать в игре было нечего — даже возможности сразитьс€ с компьютером на какой-нибудь карте, как в Red Alert, не дали.

„то было дальше: а дальше была KKnD: Extreme, в которой наконец-то добавили игру по сети и режим одиночной игры против компьютерного оппонента. ѕотом по€вилась втора€ часть, которую не спасли даже зан€тные нововведени€, вроде возможности самому выбирать, какое вооружение будет сто€ть на производимой на базе технике. ¬тора€ часть получилась не просто копией C&C в мрачных декораци€х — это была уже копи€ копии. Ќа этом сери€ закончилась, оставшись в пам€ти только самых преданных поклонников.

Quake 2

∆анр:
боевик
–азработчик:
id Software
»здатель:
Activision

Quake 2 не был основоположником киберспорта — еще до него народ упоенно рубилс€ и в Doom и в Quake за номером один. Ќо все же расцвет началс€ именно с него. Ѕольшие турниры с ценными призами (вплоть до ключей личной Ferrari  армака), массовый переход на св€зку клавиатура+мышь, распространение профессионального сленга...

¬торой Quake часто хвал€т за сетевой режим и ругают за одиночную кампанию: мол, приделана она была дл€ галочки. » тем не менее проходить ее было зверски интересно — в конце концов, разработчики знали толк в дизайне уровней и балансировке игрового процесса. –азнообразные интерьеры, интересные монстры, обилие секретов, даже сюжет имелс€. ѕовествовал он о войне человечества с некими строггами. ќни промышл€ли тем, что отлавливали живые организмы по всей галактике, вживл€ли им механические имплантаты и превращали в представителей своей расы. √лавный герой оказывалс€ единственным выжившим при высадке на планету —троггос и пыталс€ в одиночку совершить то, что должна была сделать цела€ арми€, — пробитьс€ в глубь вражеских укреплений и убить большого босса ћакрона. ќн был страшен и ужасен, стрел€л по игроку из самой насто€щей BFG, но при должной сноровке убивалс€ даже из пистолета. ј еще в Quake 2 были мухи, которые летали над трупами врагов. Ќе то чтобы они как-то вли€ли на игровой процесс, но почему-то запоминались.

„то было дальше: разработчики прислушались к мнению общественности, и Quake 3 вышел вообще без одиночной кампании. —ожалели об этом немногие — всех с головой захватил сетевой режим. ј вот четверта€ часть не «выстрелила».

ѕока мы играли в Quake II
  • ¬ обиход вошел DVD-формат, в магазинах стали по€вл€тьс€ первые диски и проигрыватели.

  •  омпани€ Intel разработала процессор Pentium II с увеличенным до 32  Ѕ объемом кэш-пам€ти и блоком SIMD-инструкций MMX.

  • ѕо€вились студии разработчиков Irrational Games, Lionhead Studios, Pyranha Bytes, Quantic Dream и NCSoft.

Age of Empires

∆анр:
стратеги€ в реальном времени
–азработчик:
Ensemble Studios
»здатель:
Microsoft

¬ то врем€ бал стратегий в реальном времени правили два титана — серии Command & Conquer и Warcraft. ¬се прочие либо старались им подражать, либо особой попул€рности не добивались. » так было вплоть до по€влени€ Age of Empires.

≈е авторы черпали вдохновение скорее в Civilization, чем у пр€мых конкурентов. ћы начинали с первобытного племени, которое едва-едва умело ловить рыбу, рубить лес и строить домики. Ќо по мере развити€ технологий одна эпоха смен€лась другой, и вот уже вместо тростниковых хижин по€вл€лись солидные каменные дома, дерев€нные дубины смен€лись мечами, а со стапелей сходили первые линкоры.

»гра охватывала не такой уж большой период истории — примерно до поздней античности. Ќо даже за этот отрезок времени успевало сменитьс€ четыре века, от каменного до железного. ћен€лс€ и внешний вид построек и отр€дов, и за этим было особенно интересно наблюдать.

¬ысшей степенью развити€ была постройка какого-нибудь из чудес света — пирамид или  олосса –одосского. Ќаци€, котора€ сумела сделать это первой и еще какое-то врем€ продержатьс€ в живых, выигрывала автоматически. Ќо, естественно, это был не единственный способ победить — войну тоже никто не отмен€л. —ражени€ тут происходили как и в любой другой RTS — в казармах производились войска, выдел€лись рамочкой и отправл€лись к противнику. Ќо отр€ды более поздних этапов развити€ заметно превосходили отстающих, и изр€дное число битв выигрывалось за счет технологического превосходства.

ј еще Age of Empires могла похвастатьс€ огромным разнообразием. Ўутка ли — двенадцать наций, несколько кампаний, бессчетное число бойцов и построек. ѕока все перепробуешь...

„то было дальше: вскоре вышла замечательна€ втора€ часть про средневековье и не ахти кака€ треть€, о временах завоевани€ јмерики. ј также р€д подражателей, из которых самыми заметными оказались отечественные « азаки». —ейчас же сери€ карабкаетс€ в онлайн.

Ultima Online

∆анр:
онлайнова€ ролева€ игра
–азработчик:
Origin Systems, Electronic Arts
»здатель:
Electronic Arts

ƒо «”льтимы» ни один виртуальный мир не мог похвастатьс€ такой густотой населени€. —начала тыс€чи, а потом и сотни тыс€ч игроков заполонили вселенную с душевным дл€ русского уха названием «—осари€».

Ёто интересно: после событий Ultima III: Exodus —осари€ была переименована в Ѕританнию в честь ее правител€ — лорда Ѕритиша.

ѕринципы, на которых базировалась Ultima, современному игроку большей частью чужды. Ќикакого опыта, уровней и классов — только список навыков, каждый из которых можно развить до 100 (при некоторых ухищрени€х — до 120), но так, чтобы в сумме было не больше 700. ”лучшались они только непосредственным применением, и если повысить владение мечом было делом нехитрым — знай себе дерись да наблюдай за ростом (хот€ и очень-очень медленным), то, чтобы стать грандмастером в области приручени€ животных или защиты от магии, приходилось изощр€тьс€.

ѕогиба€, герой тер€л все вещи и мог разве что разыскать собственный труп, чтобы их подобрать. » только если его не опередит кто-то еще. ѕорой на карте не хватало монстров на всех желающих — выстраивались целые очереди. ј уж сколько было способов жульничества...

«ато в Ultima была возможность купить участок земли, возвести на нем дом и украсить его по своему вкусу. ћожно было встретить и создател€ проекта — сам –ичард √эрриот присутствовал в мире в качестве персонажа по имени лорд Ѕритиш — правител€ Ѕританнии. » когда его в игре неожиданно убили, сценаристам пришлось срочно придумывать дальнейшее развитие событий, ведь смерть столь значимого персонажа не могла не отразитьс€ на истории мира.

„то было дальше: цела€ череда дополнений, чего только в игру не добавл€ющих! » самураев, и расу эльфов со скаковыми единорогами, и разделение на два мира, в одном из которых можно было убивать друг друга, а во втором — нет. »гра существует до сих пор, хот€, пон€тно, былой попул€рностью уже не пользуетс€. ¬торую часть когда-то анонсировали, но проект был заморожен, а –ичард √эрриот и вовсе решил зав€зать с игроделаньем и улетел в космос.

Incubation: Time is Running Out

∆анр:
тактическа€ стратеги€
–азработчик:
Blue Byte
»здатель:
Blue Byte

Incubation могла бы остатьс€ безвестной, если бы ей не повезло выйти на заре по€влени€ графических ускорителей. Ёто была одна из первых игр, котора€ могла продемонстрировать их возможности. ѕо нынешним меркам она, конечно, страшновата, но тогда полностью трехмерное окружение, €ркие спецэффекты и заковыристые модельки монстров очень подкупали.  амера изо всех сил старалась показать поле бо€ с какого-нибудь интересного ракурса, и, хот€ большинство игроков все равно включали каноничный вид сверху, выстрелы и попадани€ демонстрировались вблизи и во всех подробност€х.

¬прочем, Incubation была зверски интересной и с точки зрени€ игрового процесса — пошагова€ тактика, где на ход каждому из бойцов выдел€лось по три-п€ть очков действи€. Ѕольшинство телодвижений, будь то выстрел, открытие двери или шаг в сторону, тратили по одному очку, но, чтобы перейти в режим защиты (когда боец автоматически стрел€л во все, что по€вл€лось в его поле зрени€ на вражеском ходу), их требовалось целых два. ѕри таком дефиците приходилось полагатьс€ лишь на командное взаимодействие — один открывает дверь, другой входит внутрь, а третий прикрывает их обоих.

¬ процессе бойцы росли в уровн€х, приобретали новые навыки и более мощное вооружение, но враги все равно эволюционировали быстрее. Ќекоторых можно было ранить только в спину, других приходилось убивать за один ход, так как в промежутке они полностью восстанавливали здоровье, третьи и вовсе пр€тались под непробиваемым панцирем, открыва€сь только дл€ выстрела, и их приходилось ловить перехватами. ќгоньку добавл€ли и движущиес€ платформы, и шаткие мосты, которые проваливались под т€жестью.

„то было дальше: зубодробильное дополнение, где в дефиците были даже патроны и бойцам регул€рно приходилось орудовать штыками в ближнем бою. ј потом мода на пошаговые тактики кончилась, и компани€ Blue Byte перешла на выпуск стратегий в реальном времени.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
6.5
проголосовало человек: 293
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€