Sims, Spore, а теперь вот. Create — еще одна игра в жанре «детской песочницы» от ЕА. Кажется, после успеха Sims их директора, совсем как герои «Стэпфордских жен», по-настоящему осознали важность домохозяек. И единственная причина, по которой издатель выпустил пока совсем немного больших казуальных проектов, — то, что компании сложно определиться с идеями.
Все ясно
Sims и Spore сделали в студии Maxis, а придумал их странный умник Уилл Райт. К сожалению, после относительного провала последней игры Уилл успел сменить место работы, уйдя в маленькую студию под занятным названием Stupid Fun Club. Maxis не смогла найти ему замену и принялась за разработку странной ролевой игры Dark Spore. А издатель оказался в ситуации, когда большие казуалки делать надо, но некому. Однако ему повезло. Совершенно неожиданно на место Maxis выдвинулась скромная Bright Light — внутренняя студия ЕА, которая расположена в Лондоне и известна двумя мелочами. Во-первых, они делят офис вместе с замечательной Criterion, разработчиками звездной серии Burnout. А во-вторых, Bright Light когда-то собрали из остатков легендарной Bullfrog.
Вместо того чтобы придумывать продолжения Syndicate и Dungeon Keeper, последние пять лет студия штампует игры про Гарри Поттера. Наверное, Create — это попытка команды развеяться, сменить жанр и удрать подальше от волшебных палочек и магглов.
На первый взгляд, в этой головоломке все крайне просто. В воздухе перед вами висят одиннадцать площадок, на каждой из них десять разных заданий. За успешные решения игра награждает искорками. Доступ к площадкам открывается постепенно, по мере набора искорок, и, чтобы перейти на следующую, обычно достаточно решить шесть-семь задач с предыдущей. Create не требует многого и не слишком сурова к игрокам.
Но в головоломке вас могут попросить сделать все что угодно! Приземлите два воздушных шарика в круг. Забросьте канистру с бензином в багги. Джип должен прыгнуть через обруч, ага?
Вот тут стоить уточнить, что Create — это игра про машины Голдберга и все задачи решаются с помощью этих странных аппаратов. Чтобы добиться поставленной цели, вы строите цепочки из разных предметов: задумчиво расставляете по уровню воздушные шарики, иголки, магниты, дирижабли. Потом надо нажать «пробел», Create включит физические законы, и наковальни начнут падать, моторы жужжать, а телепорты — телепортировать.
Руб Голдберг был американским карикатуристом, который рисовал забавные и очень сложные машины. На его карикатурах устройство из часов с маятником, противовеса, плиты, велосипеда, рулетки и попугая могло справляться с таким невероятно сложным заданием, как приготовление яичницы.
Из-за этих рисунков с 30-х годов прошлого века имя Голдберга стало нарицательным для всех подобных машин. А сами механизмы периодически появляются в фильмах и сериалах. Например, в «Назад в будущее» такое устройство готовит доку Брауну завтрак.
Скажем, задачу, где требовалось залить в багги бензин, мы решили, сбросив на канистру тяжелую покрышку. Канистра отлетела на подставленную пружину, пружина толкнула ее через пропасть, где ей не дал упасть вниз умно приклеенный магнит, и она, подпрыгнув на склоне за обрывом, приземлилась как раз там, где нужно.
Можно было решить головоломку и по-другому. Например, забросить канистру на один из десятка доступных автомобилей и перелететь через дырку, поставив перед ней трамплин. Или воспользоваться воздушными шариками, хитро расставив вентиляторы так, чтобы емкость вынесло к джипу потоком воздуха.
Название Create соответствует истине, эта игра действительно поощряет созидание и фантазию. Тут сотни разнообразных стреляющих, летающих, прыгающих и других хитрых предметов, из которых можно строить самые странные механизмы удивительной сложности. Правда, порой игра устанавливает ограничения, например: «Сделайте это с помощью воздушного шарика, мотоцикла и клея», но иногда все-таки дает порезвиться.
Все это очень сильно напоминает серию The Incredible Machine. Но Bright Light ориентировалась и на другие игры жанра. Скажем, если вы видели бесплатную головоломку на языке Flash — Fantastic Contraption, то обнаружите тут похожие идеи. На каждой площадке есть несколько загадок, в которых игра просит построить какой-нибудь механизм, способный к самостоятельному передвижению. Она выдает вам вращающиеся колеса, балки, простой каркас. С их помощью можно свинтить тележку, танк, конвейер — все что угодно.
Любопытно, что первую The Incredible Machine должны были сделать именно для ЕА и аж в 1984 году, но так получилось, что подконтрольная им студия Dynamix не смогла найти времени. Спустя шесть лет ее основатель Джефф Туннел уволился и организовал Jeff Tunnell Productions. Вместе с опытом он унес из Dynamix идею, которую реализовал своими силами.
Игры этой серии выходили с 1992 по 2001-й годы. Сейчас права на разработку Incredible Machines принадлежат очередной студии Туннела — PushButton Labs, но что он собирается с ними делать, пока неизвестно.
И наконец, самое приятное — то, что в Create отличный онлайн. Легко пролететь через сотню с лишним встроенных уровней за несколько дней, но игра на этом не закончится. Тут есть редактор, где можно собирать свои задачи, чтобы потом публиковать их в интернете. ЕА даже сделала для этого внутренний «портал», отдаленно напоминающий YouTube, — со своими конкурсами и рейтинговой системой. Там можно меняться загадками, сценками, сложными машинами Голдберга и даже решениями других задач.
В Fantastic Contraption люди делали потрясающие штуки, и можно не сомневаться, что Create, с ее шикарным набором инструментов, соберет собственную армию последователей. Они придут в онлайн и станут меняться сконструированными из автомобильных шин котами, изобретать неожиданные головоломки и забавные механизмы и сделают игру еще интереснее и лучше.
Create приятна и красива, она увлекает и очаровывает. Но все-таки заметно, что кое-где ЕА сэкономила, и игра иногда бьет в глаза упущенными в бета-тестах мелочами. Например, очень раздражают неприятно размазанные фотографии на фоне большинства уровней. А еще мешает чрезмерно дружелюбный и обильный интерфейс — он слишком, до неудобства, упрощен. Скажем, тут нет жутко необходимой для сложных механизмов функции copy-paste.
Большие подсказки могут закрывать пол-экрана — за ними просто не видно игры. Определенная часть головоломок предлагает игроку возиться с вентиляторами и потоками воздуха. Но подсказка легко может перекрыть маленькую стрелку, которая показывает, куда вентилятор будет дуть! А еще игра норовит прилипнуть камерой к одному ключевому предмету, когда вы включаете движение. Это мешает рассмотреть, правильно ли вы расставили устройства на другом конце уровня.
Create не идеальна, но мелкие огрехи не портят удовольствия. Графика и управление — не самое тут важное.
Главное тут, что возня с дирижаблями, динамитом, автобусами, тостерами, инопланетными летающими тарелками и футбольными мячами гипнотизирует и держит у компьютера. Решение каждой головоломки воспринимается как акт бытовой магии. Хочется собрать на кухне несколько чайников, генераторов, колес с хомячками и теннисных мячей, чтобы строить машины Голдберга в реальной жизни. Это идеальный конструктор для всех возрастов — от 3 до 103.
А еще стоит заметить, что с момента выхода последней The Incredible Machine прошло восемь лет. Да, рынок не спал, мы уже видели несколько похожих проектов, но игра ЕА отличается от них, как паровоз Стефенсона от каменных колес эпохи неолита. Она больше, красивее и позволяет обмениваться результатами в онлайне. Так что, если вам нравятся Сrayon Physics, Armadillo Run и Fantastic Contraption, обязательно пробуйте. Create вас наверняка порадует.
Серия The Incredible Machines потянула за собой целый жанр, планета успела увидеть много похожих игр и во второй половине двухтысячных у нас появился даже настоящий клон. Только, конечно, с современной картинкой и интерфейсом.
В 2005-м немцы из FAKT Software скопировали идеи Туннела в свою Crazy Machines. С тех пор они даже успели выпустить продолжение — Crazy Machines 2 с поддержкой Nvidia PhysX. Получилась приятная игра, которую сегодня легко приобрести на Steam.
Увлекательность | 9 | Рейтинг журнала 89% | Награда журнала |
Графика | 7 | ||
Звук | 8 | ||
Удобство | 7 |
Запоминается — невероятное количество запчастей для конструкций — дружелюбие — разнообразные загадки | Хотелось бы — более удобного интерфейса — причесанной графики — еще больше возможностей, особенно в онлайне |
Вердикт Лучший конструктор из тех, что можно купить в магазине, неожиданно продается на дисках. Обязательная игра в коллекцию тех, кто любит головоломки, машины Голдберга и возню с гаечными ключами. |
РУКОВОДСТВО
Уловки, хитрости и странные идеи
Первый и самый важный совет — не относитесь к Create как к обычному набору головоломок. Ее не нужно преодолевать, изображая бульдозер на стройке, от первой до последней площадки. Хотя бы потому, что вы довольно быстро обнаружите несколько универсальных приемов, с помощью слишком легко пролететь добрую половину игры.
Не стоит. Гораздо интереснее экспериментировать. Пробуйте разные идеи, варианты, откажитесь от самых очевидных. Скажем, не стоит клеить телепорты по всему уровню. В общем, разбудите спящего в глубине души сумасшедшего инженера. Примерно так же мы когда-то играли в Sims. Разбираясь. Пробуя новое. С целью не заработать миллион долларов, а развлечься.
Телепорты, которые заменят вам лифт
Отражатели как инструмент победы
Фокус с магнитами
Не стоит недооценивать мины
Ракета-носитель — друг человека
Пользуйтесь клеем
Нобель не зря изобрел динамит
Краткая характеристика воздушных шариков
Теория Репки
И еще раз про телепорт
Утренний запах напалма
Воздушный шар 2: воздушные шары возвращаются
Как строить машины?
Далеко не в каждой головоломке со строительством «машин» нужно действительно собрать ездящий механизм. Нередко задачу можно решить с помощью мостов, перекрытий или пачки сваренных в хитрую дугу балок. Попробуйте рассмотреть уровень с разных сторон, ищите линию наименьшего сопротивления.
Красные ребра, к которым подключаются колеса, чуть короче, но зато легче длинных стальных балок. В некоторых ситуациях, когда вы захотите построить мост или ступеньки, лучше использовать их — нередко можно обойтись без тяжелых синих блоков вообще.
И, кстати, даже если дело не решается обыкновенным мостом, это не значит, что нужно обязательно строить тележку на колесиках. Попробуйте конвейер. Свяжите несколько брусьев в линейку с колесами наверху — для такой системы может потребоваться меньше деталей, и она может оказаться эффективнее тележки.
Синие шарниры, которыми красные ребра клеятся к синим балкам, могут быть использованы не только по прямому назначению. Попробуйте не закреплять их, а просто положить под конструкцию — так она будет ездить на них, как на коньках.