Жанр: аркада / боевик Разработчик: 3D Realms (Apogee Software) Издатель: 3D Realms (Apogee Software) Годы: 1991–1996 |
— Меня звать Дюк Нюкем — и я пришел, чтобы отправить вас на упокой, инопланетные ублюдки!
Duke Nukem 3D
Много было могучих героев до него, и еще больше — после. Но ни один так и не смог сравниться с ним — самым известным на планете платиновым блондином, стероидным атлетом, непримиримым борцом с инопланетянами и самым неполиткорректным защитником прекрасного пола. Дюк Ньюкем на страже Земли — значит, инопланетянам тут ловить нечего. Но желающие попробовать всегда найдутся, следовательно, найдется и подходящая работенка для Ядерного Герцога.
У серии игр под вывеской Duke Nukem настолько необычная судьба, что сравнить ее просто не с чем. Стартовав в виде типового платформера, коих к началу девяностых были десятки, она внезапно обернулась прорывом, сформировавшим новый жанр. Трехмерное воплощение похождений шовиниста-затейника в исполнении 3D Realms заставило померкнуть даже славу id Software. Дюк Ньюкем оказался настолько суровым персонажем, что даже в свое отсутствие ухитрялся (и до сих пор ухитряется) ставить на уши всю игровую индустрию, отхватывая и внимание поклонников, и награды прессы. А в свете последних известий о судьбе нашего героя, думается, настало самое время вспомнить, с чего все начиналось.
Duke Nukem (1991 год)
В 1991 году в игровой индустрии (особенно на консолях) было уже давно не продохнуть от суровых героев, изничтожающих мерзких монстров. Разработчики из компании Apogee прекрасно это понимали — уже четыре года они клепали и издавали на PC игры, приучая игроков к принципу shareware (часть игры — бесплатна, остальное — за деньги). Ближе к девяностым пришла мода на разнообразнейшие стрелялки — компьютеры почти догнали по скорости приставки, хотя шестнадцатицветная палитра и куцые возможности динамика-пищалки сдерживали особо прытких дизайнеров. Шансов отличиться у триста сорок восьмого геройского мужлана с тяжелым подбородком было немного. Но Дюк Ньюкем, герой очередного двумерного платформера, запомнился игрокам.
Чем? Прической-«ежиком»? Блондинистостью? Или, быть может, привычкой не лезть за словом в карман? «Я не только одолею тебя, но еще и успею посмотреть ток-шоу Опры!» — заявляет Дюк своему первому злодею во вступительной сценке. Злодеем оказался сумасшедший ученый с типичным именем «Доктор Протон», типичной внешностью (полукиборг на летающем кресле) и типичной кибернетической армией. Действие происходит в недалеком будущем — в 1997 году. Первые десять уровней Дюк преследует доктора в подземных лабораториях, еще десять — наводит шорох на его лунной базе и в последнем десятиуровневом эпизоде отправляется в будущее.
Дюк Ньюкем в первой игре о себе выглядел довольно скромно — как кучка пикселей с примитивной анимацией. Оружие у него тоже было одно — простенького вида бластер. Но теперь, бросив на Duke Nukem ретроспективный взгляд, мы легко разглядим задатки будущей звезды. Наш герой пополнял здоровье мясом и газировкой, пробивал бластером хрупкие кирпичные стены, мог сшибать висящие над головой видеокамеры, запускать ракеты, поджаривать мясо индеек выстрелами из бластера и взрывать связки динамита. Мощность оружия можно было наращивать, а в обширный вещмешок складывались все обнаруженные вещи — от микросхем и цветных ключей до крылатых ботинок.
Прозвище главного героя в первой части игры существовало в двух вполне официальных версиях: Nukem и Nukum. Первую мы все знаем, а вторая нарисовалась, когда уже после выхода shareware-эпизода в Apogee узнали, что в «экологическом» мультсериале Captain Planet and the Planeteers (в России он шел под названием «Команда спасателей капитана Планеты») существует отрицательный персонаж по имени... Duke Nukem. Под давлением юридического отдела для перестраховки было решено сменить имя героя в новых версиях игры (совсем от «ядерности» герцога избавлять не стали, хотя идея такая была). Потом, правда, выяснилось, что имя не зарегистрировано как торговый знак, — не могли создатели мультика предполагать, что кто-то захочет увести имя у их далеко не главного персонажа. Так что Apogee его зарегистрировала, и Дюк остался Ньюкемом.
Duke Nukem II (1993 год)
В своей первой ипостаси Дюк Ньюкем носил розовый жилет, что можно расценивать не ина- че как недоработку художников или саботаж
В своей первой ипостаси Дюк Ньюкем носил розовый жилет, что можно расценивать не иначе как недоработку художников или саботаж внутри 3D Realms. Сомнительный аксессуар дезориентировал публику, заставляя игроков сомневаться не только в чувстве вкуса героя, но и в других его пристрастиях.
К выходу второй части игры Apogee свою ошибку осознала, жилет ликвидировала и надела на герцога недвусмысленно мужланский верх — а именно красную футболку. Позже она превратилась в майку того типа, который на Руси издревле кличут «алкоголичкой», а американцы называют wife-beater, то есть «женобой». Вдобавок в игровых сценках, в пику сомневающимся, появилась первая женщина. Другое дело, что это была Опра Уитни, ведущая ток-шоу, на котором Дюк Ньюкем презентовал свою книгу «Отчего я такой клевый».
Во вступлении Дюк проговаривается, что победил доктора Протона «в прошлом году», так что время действия — 1998 год. Правда, этому слегка противоречит футуристический вид Нео-Лос-Анджелеса, в котором происходит действие. Так или иначе, над городом повисают летающие тарелки километрового диаметра, а Дюка Ньюкема при помощи таинственного луча похищают пришельцы — прямо из студии в прямом эфире.
Выясняется, что ригелатинцы украли нашего героя, чтобы препарировать ему мозг и создать на основе психики героя идеальную программу для завоевательного компьютера. С такой постановкой вопроса наш герой не согласен. Он бежит из плена, воспользовавшись секретным «взрывчатым коренным зубом», хватает оружие со стойки рядом с его камерой и в течение четырех эпизодов надирает ригелатинцам их красные инопланетные задницы.
Графика во второй части улучшилась капитально. Разрешение выросло вчетверо, а количество цветов в палитре — в шестнадцать раз. Игровой процесс, впрочем, поменялся мало — мы все так же прыгаем по платформам, стреляем во врагов, собираем ключи и лечимся газировкой. Из нововведений стоит отметить мини-карту, лестницы и возможность модифицировать оружие.
Ликвидировав инопланетную угрозу, Дюк Ньюкем стал обладателем собственного космического корабля. Направив его к Земле, герцог призадумался — а не захватить ли ему самолично планету, раз уж представилась такая возможность? Но соблазн одолевал нашего героя недолго, и герцог решил, что это будет не интересно.
А пока Дюк Ньюкем летел к Земле, разработчики в финальных титрах пообещали, что следующей игрой будет Duke Nukem 3D. И ведь не обманули!
Duke Nukem 3D был перенесен на бесчисленное множество консолей: PlayStation, Sega Saturn, Xbox, iPhone и многие другие. Многим запомнилась версия для Nintendo 64 — японский гигант, отличающийся нетерпимостью к сексу и насилию, был не в силах отказаться от соблазна. Правда, из игры пришлось выкорчевать всех стриптизерш, но зато студия Eurocom слегка улучшила графику (последний босс стал полигональным) и переделала арсенал.
Не всегда, впрочем, графику улучшали. Желание втиснуть знаменитую игру в прокрустово ложе древних приставок приводило порой к комичным результатам. Так, в Бразилии вышла версия Duke Nukem 3D для Sega Genesis (1988 года выпуска!), в которой знакомые спрайты (с пониженным разрешением) были помещены в графику уровня Wolfenstein 3D. Получилось нечто дикое. Но бывало и хуже — на портативной черно-белой платформе Game.com вышел портативный черно-белый Duke Nukem 3D, в котором герой даже поворачиваться не мог — только делать шаги вперед, назад и вбок. Куда больше повезло версии для Xbox — в ней не только сохранилась нормальная графика, но и появилась новая возможность «отматывать» игру назад после гибели. Отличная замена сохранению — особенно для приставки.
Не желая довольствоваться переносом только одной игры, создатели консолей решили раскрыть тему Дюка Ньюкема собственными силами. На PlayStation вышли Duke Nukem: Time to Kill (1998) и Duke Nukem: Land of the Babes (2000). В них герой предстает с необычной стороны — от третьего лица. По игровому процессу происходящее слегка напоминает Tomb Raider с уклоном в перестрелки, а сюжет обычный — пришельцы пришельствуют, девушки визжат, Дюк всех спасает. Игрокам серия, в целом, понравилась — характер Дюка студия GT Interactive воспроизвела вполне убедительно. Для Nintendo 64 та же студия выпустила другую игру с видом от третьего лица — Duke Nukem: Zero Hour. В ней, понятное дело, девушкам хода не дали, зато сделали упор на познавательный сюжет с путешествиями во времени (в каждой эпохе — свои враги и свой комплект оружия). Вышла игра и для GameBoy Advance — она так и называлась, Duke Nukem Advance, и для портативной приставки трехмерная графика в ней была не просто терпимой, но прямо-таки внушающей уважение программистам, проявившим чудеса оптимизации. Что до всевозможных «Дюков» для мобильных телефонов, то имя им — легион.
Теперь, наверное, любому станет понятно, откуда у 3D Realms нашлись деньги на двенадцать лет работы над Duke Nukem Forever. С таким количеством переносов и игр по лицензии даже странно, что деньги вообще кончились.
Duke Nukem 3D (1996 год)
С Duke Nukem 3D начинаются самые интересные страницы истории серии, потому что именно с этой игры Ядерный Герцог обрел настоящую шумную всемирную славу. Чтобы понять причины этого успеха, стоит вспомнить, чем была интересна игровая индустрия середины девяностых.
А время это было переломное. Еще вчера боевики были исключительно двумерными. Но игра о похождениях разведчика в немецких застенках открыла третье измерение, словно окно в иной, незнакомый, мир. Став в 1992 году издателем Wolfenstein 3D и видя, как id Software замахивается на Doom, компания Apogee решила сделать ставку на трехмерные игры. Для этого в 1994 году было создано подразделение 3D Realms, которое занялось разработкой нового воплощения Дюка Ньюкема и не только.
К началу 1996 года весь мир уже давно и плотно был под впечатлением от Doom. Doom открыл новую эпоху. Doom породил новое поколение игроков. Вчерашние консольные аркады внезапно показались безнадежно устаревшими, а персональные компьютеры вдруг очутились на пике прогресса. Doom породил бесчисленное множество подражаний — от безвестных и забытых до удачных, положивших начало игровым сериям (Dark Forces, System Shock). Apogee тоже уселась на этот поезд, издав в 1993 году проходной боевичок Blake Stone: Aliens of Gold и выпустив в 1995 году Rise of the Triad на улучшенном движке Wolfenstein 3D. Однако среди тех, кто пошел по стопам id Software, еще не нашлось того, кто мог бы сравниться с мэтрами. А на горизонте уже маячил загадочный Quake.
вающей пушки. Обратите внимание — перед нами версия игры с улучшенной графикой и полигональными врагами.
В этой атмосфере томительного ожидания Duke Nukem 3D прогремел как гром среди ясного неба. Не в мистических подземельях Heretic, не в адских безднах Doom, а в современном мире, среди лос-анджелесских небоскребов, наш ксенофоб-затейник отстреливал пришельцев, осмелившихся покуситься не только на американские свободы, но и на американских женщин.
Пиксельные прелести танцов- щиц вошли в легенды, вызвав в свое время громкие скандалы.
Сюжет Duke Nukem 3D начинается сразу после завершения второй части — но при этом почему-то в начале двадцать первого века (быть может, Герцог провел несколько лет в космосе — кто знает). Возвращаясь на Землю, Дюк Ньюкем обнаруживает, что на нее напали новые пришельцы — циклоиды. Звездолет Дюка подбивают, и он в спасательной капсуле приземляется на крышу небоскреба где-то в окрестностях Голливуда. Оттуда ему прямая дорога на улицы города, в кинотеатры, в суши-бары, в пустыни, затопленные города, на космические базы — и на Луну. Среди инопланетных врагов нашего героя особо выделяются свинополицейские — мутировавшие стражи закона. Кроме потрясающего комплекта оружия (чего стоят только уменьшающая и замораживающая пушки), Дюк может пользоваться переносными аптечками, аквалангом, противокислотными ботинками, голографической приманкой («голо-Дюк») и летающим ранцем.
Всем пришлась по нраву тотальная нелинейность уровней. Множество секретных местечек, тайных проходов и громких проломов открывали новые способы прохождения уровней. А возможность расколотить бутылки в баре, погонять по сукну бильярдные шары, запустить кино, использовать по назначению камеры слежения, караоке или писсуар — окончательно сносила крышу рецензентам и игрокам. Думается, про стриптизерш и знаменитое «Shake it, baby!» упоминать не стоит — пиксельные прелести танцовщиц вошли в легенды, вызвав в свое время громкие скандалы. Отдельного рассказа заслуживают многочисленные и порой весьма ехидные «пасхалки». В игре нашлись и раздолбанный терминатор, и убитый морпех из Doom, и труп Люка Скайуокера. Многие игровые цитаты обрели вторую жизнь. Кто теперь вспомнит, из какого фильма Дюк Ньюкем взял свою фразочку про закончившуюся жвачку?
Дополнительную известность игре, как ни странно, принес выход бета-версии Quake (QTest) через месяц и релиз самой игры менее чем через полгода. В новом творении id Software была истинная трехмерность, полигональные враги и... на редкость невзрачная графика. Попробовав игру и отплевавшись, многие возвращались к Duke Nukem 3D. Да, здесь были плоские враги-«картинки». Да, игра не была истинно трехмерной, и разработчикам приходилось идти на ухищрения, чтобы замаскировать этот факт. Но она была красивой — особенно на фоне серо-коричневого Quake.
Это интересно: после взрыва здания на одном из уровней Duke Nukem 3D герой произносил фразу: «I am not afraid of quake!» Интересно, на что он намекал?
К концу года 3D Realms выпустила дополнение Atomic Edition, в котором к трем изначальным эпизодам Duke Nukem 3D добавился четвертый. В нем была полностью раскрыта тема похищений земных женщин. Количество же сторонних дополнений и конверсий — как официально одобренных, так и любительских — попросту не поддается исчислению. Многопользовательский режим игры породил новые сетевые сервисы, а консольные версии отрывались с руками (подробнее об этом читайте во врезке).
Но не только дополнения, сетевой режим и другие платформы обеспечили Duke Nukem 3D долгую жизнь. Игроки не оставили в бурном море технологий девяностых стремительно устаревающую графически игру. Ее много раз модифицировали и осовременивали — делали подтяжку текстур, растягивали разрешение, приспосабливали под акселераторы трехмерной графики, добавляли спецэффекты, заменяли картиночных монстров трехмерными моделями (не всем это, впрочем, пошло на пользу). Даже сейчас, через пятнадцать лет после релиза, небольшая группа поклонников, заручившись некоммерческой лицензией, работает над адаптацией игры под движок Unreal Engine 3.
Нужно ли другое доказательство всенародной любви? Дюк Ньюкем и 3D Realms ее заслужили.
К созданию этой игры 3D Realms отношения, увы, не имеют — они лишь выступили продюсерами, тогда как разработку вела студия Sunstorm Interactive. Однако идея создать современную версию старого двумерного платформера преследовала 3D Realms и лично Джорджа Бруссарда сразу после релиза Duke Nukem 3D. Собственно, именно такой проект и подразумевался сначала под вывеской Duke Nukem Forever — позже он был отменен в пользу классического продолжения. Но идейки-то остались! Так и появился Duke Nukem: Manhattan Project.
Действие на этот раз происходит в Нью-Йорке, который хочет захватить очередной сумасшедший ученый — с помощью мутантов, роботов и радиоактивной слизи. Зовут злодея Мех Морфикс, и, что характерно, выглядит он знакомо: киборг с железкой на половину лица. Доктор Протон? Он самый! Сперва главным злодеем Manhattan Project назначался вернувшийся персонаж из оригинального Duke Nukem, и лишь в последний момент он был переименован по хронологическим соображениям (хотя, казалось бы, когда они беспокоили разработчиков серии?).
Графика очень необычна — в ней плоский игровой процесс сочетается с трехмерным движком. Дюк Ньюкем движется в двумерной плоскости, которая «пересекает» трехмерное пространство. Вдобавок камера время от времени меняет ракурс, что еще больше дезориентирует. К счастью, это компенсируется очень простым управлением (вперед, назад, вверх, вниз, выстрел, смена оружия) и скоростным игровым процессом.
Публика и рецензенты восприняли Manhattan Project сдержанно благосклонно. Игра получила хорошие оценки, но популярной так и не стала. Все-таки плоский геймплей — это вчерашний день, а на горизонте, как тогда всем казалось, уже вырисовывался Duke Nukem Forever.
Duke Nukem Forever (2011 год?)
Duke Nukem Forever... Как много в этом звуке всего слилось и отозвалось для игроков, заставших эпоху девяностых, да и для не заставших тоже. Тринадцать лет в разработке! Это было лучшее из всех времен, и это было худшее из всех времен; это были ростки веры, и это был мрак безверия; это были вёсны надежд, и это были зимы отчаяния; у нас все было впереди, и у нас впереди не было ничего.
Duke Nukem Forever — еще не хит, но проект с бурной многолетней судьбой. Он всегда где-то за горизонтом, то пропадает во мраке, то вновь светит путеводной звездой. Судьба его еще не определена окончательно, так что писать о нем сейчас рано.
Так что... другая история? Да. Это будет уже другая история.