ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
“имур ’орев
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є3 (112) март 2011
вид дл€ печати

Duke Nukem

∆анр:
аркада / боевик
–азработчик:
3D Realms (Apogee Software)
»здатель:
3D Realms (Apogee Software)
√оды:
1991–1996

— ћен€ звать ƒюк Ќюкем — и € пришел, чтобы отправить вас на упокой, инопланетные ублюдки!

Duke Nukem 3D

ћного было могучих героев до него, и еще больше — после. Ќо ни один так и не смог сравнитьс€ с ним — самым известным на планете платиновым блондином, стероидным атлетом, непримиримым борцом с инопланет€нами и самым неполиткорректным защитником прекрасного пола. ƒюк Ќьюкем на страже «емли — значит, инопланет€нам тут ловить нечего. Ќо желающие попробовать всегда найдутс€, следовательно, найдетс€ и подход€ща€ работенка дл€ ядерного √ерцога.


” серии игр под вывеской Duke Nukem настолько необычна€ судьба, что сравнить ее просто не с чем. —тартовав в виде типового платформера, коих к началу дев€ностых были дес€тки, она внезапно обернулась прорывом, сформировавшим новый жанр. “рехмерное воплощение похождений шовиниста-затейника в исполнении 3D Realms заставило померкнуть даже славу id Software. ƒюк Ќьюкем оказалс€ настолько суровым персонажем, что даже в свое отсутствие ухитр€лс€ (и до сих пор ухитр€етс€) ставить на уши всю игровую индустрию, отхватыва€ и внимание поклонников, и награды прессы. ј в свете последних известий о судьбе нашего геро€, думаетс€, настало самое врем€ вспомнить, с чего все начиналось.

Duke Nukem (1991 год)

ѕоначалу его звали «Ќукум» и он носил розовое...

¬ 1991 году в игровой индустрии (особенно на консол€х) было уже давно не продохнуть от суровых героев, изничтожающих мерзких монстров. –азработчики из компании Apogee прекрасно это понимали — уже четыре года они клепали и издавали на PC игры, приуча€ игроков к принципу shareware (часть игры — бесплатна, остальное — за деньги). Ѕлиже к дев€ностым пришла мода на разнообразнейшие стрел€лки — компьютеры почти догнали по скорости приставки, хот€ шестнадцатицветна€ палитра и куцые возможности динамика-пищалки сдерживали особо прытких дизайнеров. Ўансов отличитьс€ у триста сорок восьмого геройского мужлана с т€желым подбородком было немного. Ќо ƒюк Ќьюкем, герой очередного двумерного платформера, запомнилс€ игрокам.

„ем? ѕрической-«ежиком»? Ѕлондинистостью? »ли, быть может, привычкой не лезть за словом в карман? «я не только одолею теб€, но еще и успею посмотреть ток-шоу ќпры!» — за€вл€ет ƒюк своему первому злодею во вступительной сценке. «лодеем оказалс€ сумасшедший ученый с типичным именем «ƒоктор ѕротон», типичной внешностью (полукиборг на летающем кресле) и типичной кибернетической армией. ƒействие происходит в недалеком будущем — в 1997 году. ѕервые дес€ть уровней ƒюк преследует доктора в подземных лаборатори€х, еще дес€ть — наводит шорох на его лунной базе и в последнем дес€тиуровневом эпизоде отправл€етс€ в будущее.

Ѕрат? Ќикак нет, однофамилец. ѕеред вами — злодей Duke Nukem из мультсериала.

ƒюк Ќьюкем в первой игре о себе выгл€дел довольно скромно — как кучка пикселей с примитивной анимацией. ќружие у него тоже было одно — простенького вида бластер. Ќо теперь, бросив на Duke Nukem ретроспективный взгл€д, мы легко разгл€дим задатки будущей звезды. Ќаш герой пополн€л здоровье м€сом и газировкой, пробивал бластером хрупкие кирпичные стены, мог сшибать вис€щие над головой видеокамеры, запускать ракеты, поджаривать м€со индеек выстрелами из бластера и взрывать св€зки динамита. ћощность оружи€ можно было наращивать, а в обширный вещмешок складывались все обнаруженные вещи — от микросхем и цветных ключей до крылатых ботинок.

ѕрозвище главного геро€ в первой части игры существовало в двух вполне официальных верси€х: Nukem и Nukum. ѕервую мы все знаем, а втора€ нарисовалась, когда уже после выхода shareware-эпизода в Apogee узнали, что в «экологическом» мультсериале Captain Planet and the Planeteers (в –оссии он шел под названием « оманда спасателей капитана ѕланеты») существует отрицательный персонаж по имени... Duke Nukem. ѕод давлением юридического отдела дл€ перестраховки было решено сменить им€ геро€ в новых верси€х игры (совсем от «€дерности» герцога избавл€ть не стали, хот€ иде€ така€ была). ѕотом, правда, вы€снилось, что им€ не зарегистрировано как торговый знак, — не могли создатели мультика предполагать, что кто-то захочет увести им€ у их далеко не главного персонажа. “ак что Apogee его зарегистрировала, и ƒюк осталс€ Ќьюкемом.

Duke Nukem II (1993 год)

ƒюк вернулс€ и бдит, так что у пришельцев ничего не выйдет с завоеванием «емли.

¬ своей первой ипостаси ƒюк Ќьюкем носил розовый жилет, что можно расценивать не ина- че как недоработку художников или саботаж

¬ своей первой ипостаси ƒюк Ќьюкем носил розовый жилет, что можно расценивать не иначе как недоработку художников или саботаж внутри 3D Realms. —омнительный аксессуар дезориентировал публику, заставл€€ игроков сомневатьс€ не только в чувстве вкуса геро€, но и в других его пристрасти€х.

  выходу второй части игры Apogee свою ошибку осознала, жилет ликвидировала и надела на герцога недвусмысленно мужланский верх — а именно красную футболку. ѕозже она превратилась в майку того типа, который на –уси издревле кличут «алкоголичкой», а американцы называют wife-beater, то есть «женобой». ¬добавок в игровых сценках, в пику сомневающимс€, по€вилась перва€ женщина. ƒругое дело, что это была ќпра ”итни, ведуща€ ток-шоу, на котором ƒюк Ќьюкем презентовал свою книгу «ќтчего € такой клевый».

¬о вступлении ƒюк проговариваетс€, что победил доктора ѕротона «в прошлом году», так что врем€ действи€ — 1998 год. ѕравда, этому слегка противоречит футуристический вид Ќео-Ћос-јнджелеса, в котором происходит действие. “ак или иначе, над городом повисают летающие тарелки километрового диаметра, а ƒюка Ќьюкема при помощи таинственного луча похищают пришельцы — пр€мо из студии в пр€мом эфире.

Ќовый, улучшенный, √ерцог прибавил и в разрешении, и в палитре.

¬ы€сн€етс€, что ригелатинцы украли нашего геро€, чтобы препарировать ему мозг и создать на основе психики геро€ идеальную программу дл€ завоевательного компьютера. — такой постановкой вопроса наш герой не согласен. ќн бежит из плена, воспользовавшись секретным «взрывчатым коренным зубом», хватает оружие со стойки р€дом с его камерой и в течение четырех эпизодов надирает ригелатинцам их красные инопланетные задницы.

√рафика во второй части улучшилась капитально. –азрешение выросло вчетверо, а количество цветов в палитре — в шестнадцать раз. »гровой процесс, впрочем, помен€лс€ мало — мы все так же прыгаем по платформам, стрел€ем во врагов, собираем ключи и лечимс€ газировкой. »з нововведений стоит отметить мини-карту, лестницы и возможность модифицировать оружие.

Ћиквидировав инопланетную угрозу, ƒюк Ќьюкем стал обладателем собственного космического корабл€. Ќаправив его к «емле, герцог призадумалс€ — а не захватить ли ему самолично планету, раз уж представилась така€ возможность? Ќо соблазн одолевал нашего геро€ недолго, и герцог решил, что это будет не интересно.

ј пока ƒюк Ќьюкем летел к «емле, разработчики в финальных титрах пообещали, что следующей игрой будет Duke Nukem 3D. » ведь не обманули!

ƒюк Ќьюкем в царстве приставок
Duke Nukem 64. —прайтовый повелитель циклоидов выгл€дел лучше.

Duke Nukem 3D был перенесен на бесчисленное множество консолей: PlayStation, Sega Saturn, Xbox, iPhone и многие другие. ћногим запомнилась верси€ дл€ Nintendo 64 — €понский гигант, отличающийс€ нетерпимостью к сексу и насилию, был не в силах отказатьс€ от соблазна. ѕравда, из игры пришлось выкорчевать всех стриптизерш, но зато студи€ Eurocom слегка улучшила графику (последний босс стал полигональным) и переделала арсенал.

Ќе всегда, впрочем, графику улучшали. ∆елание втиснуть знаменитую игру в прокрустово ложе древних приставок приводило порой к комичным результатам. “ак, в Ѕразилии вышла верси€ Duke Nukem 3D дл€ Sega Genesis (1988 года выпуска!), в которой знакомые спрайты (с пониженным разрешением) были помещены в графику уровн€ Wolfenstein 3D. ѕолучилось нечто дикое. Ќо бывало и хуже — на портативной черно-белой платформе Game.com вышел портативный черно-белый Duke Nukem 3D, в котором герой даже поворачиватьс€ не мог — только делать шаги вперед, назад и вбок.  уда больше повезло версии дл€ Xbox — в ней не только сохранилась нормальна€ графика, но и по€вилась нова€ возможность «отматывать» игру назад после гибели. ќтлична€ замена сохранению — особенно дл€ приставки.

Duke Nukem: Time to Kill. —о спины ƒюка мы еще не видели.

Ќе жела€ довольствоватьс€ переносом только одной игры, создатели консолей решили раскрыть тему ƒюка Ќьюкема собственными силами. Ќа PlayStation вышли Duke Nukem: Time to Kill (1998) и Duke Nukem: Land of the Babes (2000). ¬ них герой предстает с необычной стороны — от третьего лица. ѕо игровому процессу происход€щее слегка напоминает Tomb Raider с уклоном в перестрелки, а сюжет обычный — пришельцы пришельствуют, девушки визжат, ƒюк всех спасает. »грокам сери€, в целом, понравилась — характер ƒюка студи€ GT Interactive воспроизвела вполне убедительно. ƒл€ Nintendo 64 та же студи€ выпустила другую игру с видом от третьего лица — Duke Nukem: Zero Hour. ¬ ней, пон€тное дело, девушкам хода не дали, зато сделали упор на познавательный сюжет с путешестви€ми во времени (в каждой эпохе — свои враги и свой комплект оружи€). ¬ышла игра и дл€ GameBoy Advance — она так и называлась, Duke Nukem Advance, и дл€ портативной приставки трехмерна€ графика в ней была не просто терпимой, но пр€мо-таки внушающей уважение программистам, про€вившим чудеса оптимизации. „то до всевозможных «ƒюков» дл€ мобильных телефонов, то им€ им — легион.

“еперь, наверное, любому станет пон€тно, откуда у 3D Realms нашлись деньги на двенадцать лет работы над Duke Nukem Forever. — таким количеством переносов и игр по лицензии даже странно, что деньги вообще кончились.

Duke Nukem 3D (1996 год)

ќдноглазый император циклоидов стал последним боссом Duke Nukem 3D. ѕо слухам, он станет первым боссом Duke Nukem Forever.

Duke Nukem 3D начинаютс€ самые интересные страницы истории серии, потому что именно с этой игры ядерный √ерцог обрел насто€щую шумную всемирную славу. „тобы пон€ть причины этого успеха, стоит вспомнить, чем была интересна игрова€ индустри€ середины дев€ностых.

ј врем€ это было переломное. ≈ще вчера боевики были исключительно двумерными. Ќо игра о похождени€х разведчика в немецких застенках открыла третье измерение, словно окно в иной, незнакомый, мир. —тав в 1992 году издателем Wolfenstein 3D и вид€, как id Software замахиваетс€ на Doom, компани€ Apogee решила сделать ставку на трехмерные игры. ƒл€ этого в 1994 году было создано подразделение 3D Realms, которое зан€лось разработкой нового воплощени€ ƒюка Ќьюкема и не только.

  началу 1996 года весь мир уже давно и плотно был под впечатлением от Doom. Doom открыл новую эпоху. Doom породил новое поколение игроков. ¬черашние консольные аркады внезапно показались безнадежно устаревшими, а персональные компьютеры вдруг очутились на пике прогресса. Doom породил бесчисленное множество подражаний — от безвестных и забытых до удачных, положивших начало игровым сери€м (Dark Forces, System Shock). Apogee тоже уселась на этот поезд, издав в 1993 году проходной боевичок Blake Stone: Aliens of Gold и выпустив в 1995 году Rise of the Triad на улучшенном движке Wolfenstein 3D. ќднако среди тех, кто пошел по стопам id Software, еще не нашлось того, кто мог бы сравнитьс€ с мэтрами. ј на горизонте уже ма€чил загадочный Quake.

“аков эффект заморажи-
вающей пушки. ќбратите внимание — перед нами верси€ игры с улучшенной графикой и полигональными врагами.

¬ этой атмосфере томительного ожидани€ Duke Nukem 3D прогремел как гром среди €сного неба. Ќе в мистических подземель€х Heretic, не в адских безднах Doom, а в современном мире, среди лос-анджелесских небоскребов, наш ксенофоб-затейник отстреливал пришельцев, осмелившихс€ покуситьс€ не только на американские свободы, но и на американских женщин.

ѕиксельные прелести танцов- щиц вошли в легенды, вызвав в свое врем€ громкие скандалы.

—южет Duke Nukem 3D начинаетс€ сразу после завершени€ второй части — но при этом почему-то в начале двадцать первого века (быть может, √ерцог провел несколько лет в космосе — кто знает). ¬озвраща€сь на «емлю, ƒюк Ќьюкем обнаруживает, что на нее напали новые пришельцы — циклоиды. «вездолет ƒюка подбивают, и он в спасательной капсуле приземл€етс€ на крышу небоскреба где-то в окрестност€х √олливуда. ќттуда ему пр€ма€ дорога на улицы города, в кинотеатры, в суши-бары, в пустыни, затопленные города, на космические базы — и на Ћуну. —реди инопланетных врагов нашего геро€ особо выдел€ютс€ свинополицейские — мутировавшие стражи закона.  роме потр€сающего комплекта оружи€ (чего сто€т только уменьшающа€ и замораживающа€ пушки), ƒюк может пользоватьс€ переносными аптечками, аквалангом, противокислотными ботинками, голографической приманкой («голо-ƒюк») и летающим ранцем.

—ейчас ƒюк расстанетс€ с бумажкой, а стриптизерша обнажит грудь. »менно эта сцена вызвала негодование во всем мире (больше всего — в јвстралии и Ѕразилии).

¬сем пришлась по нраву тотальна€ нелинейность уровней. ћножество секретных местечек, тайных проходов и громких проломов открывали новые способы прохождени€ уровней. ј возможность расколотить бутылки в баре, погон€ть по сукну биль€рдные шары, запустить кино, использовать по назначению камеры слежени€, караоке или писсуар — окончательно сносила крышу рецензентам и игрокам. ƒумаетс€, про стриптизерш и знаменитое «Shake it, baby!» упоминать не стоит — пиксельные прелести танцовщиц вошли в легенды, вызвав в свое врем€ громкие скандалы. ќтдельного рассказа заслуживают многочисленные и порой весьма ехидные «пасхалки». ¬ игре нашлись и раздолбанный терминатор, и убитый морпех из Doom, и труп Ћюка —кайуокера. ћногие игровые цитаты обрели вторую жизнь.  то теперь вспомнит, из какого фильма ƒюк Ќьюкем вз€л свою фразочку про закончившуюс€ жвачку?

ƒополнительную известность игре, как ни странно, принес выход бета-версии Quake (QTest) через мес€ц и релиз самой игры менее чем через полгода. ¬ новом творении id Software была истинна€ трехмерность, полигональные враги и... на редкость невзрачна€ графика. ѕопробовав игру и отплевавшись, многие возвращались к Duke Nukem 3D. ƒа, здесь были плоские враги-«картинки». ƒа, игра не была истинно трехмерной, и разработчикам приходилось идти на ухищрени€, чтобы замаскировать этот факт. Ќо она была красивой — особенно на фоне серо-коричневого Quake.

¬од€на€ пушка и свинокопы в гавайках — суровые реалии дополнени€ Duke Caribbean: Life's a Beach.

Ёто интересно: после взрыва здани€ на одном из уровней Duke Nukem 3D герой произносил фразу: «I am not afraid of quake!» »нтересно, на что он намекал?


  концу года 3D Realms выпустила дополнение Atomic Edition, в котором к трем изначальным эпизодам Duke Nukem 3D добавилс€ четвертый. ¬ нем была полностью раскрыта тема похищений земных женщин.  оличество же сторонних дополнений и конверсий — как официально одобренных, так и любительских — попросту не поддаетс€ исчислению. ћногопользовательский режим игры породил новые сетевые сервисы, а консольные версии отрывались с руками (подробнее об этом читайте во врезке).

Ќо не только дополнени€, сетевой режим и другие платформы обеспечили Duke Nukem 3D долгую жизнь. »гроки не оставили в бурном море технологий дев€ностых стремительно устаревающую графически игру. ≈е много раз модифицировали и осовременивали — делали подт€жку текстур, раст€гивали разрешение, приспосабливали под акселераторы трехмерной графики, добавл€ли спецэффекты, замен€ли картиночных монстров трехмерными модел€ми (не всем это, впрочем, пошло на пользу). ƒаже сейчас, через п€тнадцать лет после релиза, небольша€ группа поклонников, заручившись некоммерческой лицензией, работает над адаптацией игры под движок Unreal Engine 3.

Ќужно ли другое доказательство всенародной любви? ƒюк Ќьюкем и 3D Realms ее заслужили.

Duke Nukem: Manhattan Project (2006 год)
—винокопы оказались настолько хорошей идеей, что очередной сумасшедший ученый решил их воспроизвести.

  созданию этой игры 3D Realms отношени€, увы, не имеют — они лишь выступили продюсерами, тогда как разработку вела студи€ Sunstorm Interactive. ќднако иде€ создать современную версию старого двумерного платформера преследовала 3D Realms и лично ƒжорджа Ѕруссарда сразу после релиза Duke Nukem 3D. —обственно, именно такой проект и подразумевалс€ сначала под вывеской Duke Nukem Forever — позже он был отменен в пользу классического продолжени€. Ќо идейки-то остались! “ак и по€вилс€ Duke Nukem: Manhattan Project.

ƒействие на этот раз происходит в Ќью-…орке, который хочет захватить очередной сумасшедший ученый — с помощью мутантов, роботов и радиоактивной слизи. «овут злоде€ ћех ћорфикс, и, что характерно, выгл€дит он знакомо: киборг с железкой на половину лица. ƒоктор ѕротон? ќн самый! —перва главным злодеем Manhattan Project назначалс€ вернувшийс€ персонаж из оригинального Duke Nukem, и лишь в последний момент он был переименован по хронологическим соображени€м (хот€, казалось бы, когда они беспокоили разработчиков серии?).

¬полне прилична€ дл€ 2002 года графика. Ќо камеру к девушкам лучше не приближать.

√рафика очень необычна — в ней плоский игровой процесс сочетаетс€ с трехмерным движком. ƒюк Ќьюкем движетс€ в двумерной плоскости, котора€ «пересекает» трехмерное пространство. ¬добавок камера врем€ от времени мен€ет ракурс, что еще больше дезориентирует.   счастью, это компенсируетс€ очень простым управлением (вперед, назад, вверх, вниз, выстрел, смена оружи€) и скоростным игровым процессом.

ѕублика и рецензенты восприн€ли Manhattan Project сдержанно благосклонно. »гра получила хорошие оценки, но попул€рной так и не стала. ¬се-таки плоский геймплей — это вчерашний день, а на горизонте, как тогда всем казалось, уже вырисовывалс€ Duke Nukem Forever.

Duke Nukem Forever (2011 год?)

ƒождетс€ ли нас обновленный император циклоидов в 2011 году?

Duke Nukem Forever...  ак много в этом звуке всего слилось и отозвалось дл€ игроков, заставших эпоху дев€ностых, да и дл€ не заставших тоже. “ринадцать лет в разработке! Ёто было лучшее из всех времен, и это было худшее из всех времен; это были ростки веры, и это был мрак безвери€; это были вЄсны надежд, и это были зимы отча€ни€; у нас все было впереди, и у нас впереди не было ничего.

Duke Nukem Forever — еще не хит, но проект с бурной многолетней судьбой. ќн всегда где-то за горизонтом, то пропадает во мраке, то вновь светит путеводной звездой. —удьба его еще не определена окончательно, так что писать о нем сейчас рано.

“ак что... друга€ истори€? ƒа. Ёто будет уже друга€ истори€.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.4
проголосовало человек: 246
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€