КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Марина Минченко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (67) июнь 2007
вид для печати

Sherlock Holmes: The Awakened
(Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху)

Жанр:
Разработчик:
Frogwares
Издатель:
Ascaron Entertainment
В России:
Новый Диск
Системные требования:
Минимальные - 1,3 GHz, 512 МB, video 64 MB
Рекомендованные - 2 GHz, 512 МB, video 128 MB
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
нет
Рейтинг: 53%

— Холмс, мы, кажется, докопались до истины!

— Да, Ватсон, и теперь мы попробуем выбраться из этой ямы.

Анекдот

Игра начинается с кошмара. Предполагается, что кошмар предназначен усатому господину в полосатой пижаме, но зрелище того, как отчасти парализованный — судя по судорожным движениям — человек пытается уползти с кровати, лишенной малейших признаков подушки и одеяла, вполне тянет на короткометражный малобюджетный ужастик.

Усатый господин впоследствии окажется доктором Ватсоном, верным спутником Холмса в странствии по психиатрическим больницам и лондонским докам. И именно он станет вестником нового Дела — о пропавшем слуге-маори. Расследование, начавшееся в двух шагах от Бейкер-стрит, предоставит великому детективу возможность побродить по таким укромным уголкам мира, какие и не снились герою Конан Дойла. Потому что в викторианской Англии завелся неведомый доселе Ктулху, а события игры свидетельствуют о том, что сделал он это зря.

Шерлок Холмс и Ктулху: новое о рыбе Баскервилей

Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху     скриншот, 126KB
«Одеяло убежало, улетела простыня...»

Украинско-французская студия Frogwares, принявшись за реализацию третьей истории про Шерлока Холмса, попыталась взять реванш за прошлые неудачи, но ради этой великой цели зачем-то скрестила ежа и ужа. Полученные «десять метров колючей проволоки» при первом знакомстве вызывают обилие ярких чувств, особенно у поклонников классических историй про великого сыщика.

Впрочем, игроков, излишне чувствительных к авторскому стилю, можно утешить: соединение миров Конан Дойла и Лавкрафта кажется диким лишь поначалу. По мере проникновения в суть происходящего становится ясно, что на деле от обоих миров осталась лишь оболочка. Оболочка, заметим, довольно недурная: туманный Лондон изображен красочно, хотя и неаккуратно, равно как и прочие локации. Приятно внимание разработчиков к деталям: например,
Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху     скриншот, 105KB
Мне скучно, Ватсон...
в доме Холмса можно рассмотреть и фотографии на камине, и выбитый пулями вензель королевы Виктории на стене, памятный читателям по рассказу «Обряд дома Месгрейвов».

Но логика сюжета, непротиворечивая в целом, страдает от непрошибаемого занудства, которое не в силах преодолеть ни Шерлок Холмс (он, в общем, и не пытается), ни леденящие кровь подробности быта последователей Ктулху, ни головоломки. Мини-игры отчасти разбавляют монотонность процесса, но их явно недостаточно, чтобы позволить игроку почувствовать себя детективом, ведущим расследование, а не поисковой системой, работающей по принципу «а теперь обшарим все вокруг еще пару десятков раз». А уж колдовство в сугубо материалистическом мире Конан Дойла — явление не только чужеродное, но даже и неприличное.

Однако если культ Ктулху переименовать в любой другой культ и отправить вместо Холмса бродить по этим сумрачным улицам любого другого сыщика — игра бы ничего не потеряла. Кроме, быть может, некоторого когнитивного диссонанса.

Домашняя лаборатория на все случаи жизни

Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху     скриншот, 112KB
«А чего нас бояться? Мы ребята тихие...»

От наплыва новаторских идей разработчиков время от времени начинает кружиться голова, причем в самом прямом смысле слова: полное 3D, лишенное курсора и подсказок о местонахождении необходимых улик, провоцирует у нестойких или просто неискушенных в использовании кнопок WASD морскую болезнь. Там, где раньше игрок, кляня все на свете, обшаривал локацию курсором, теперь он тыкается головой во все мало-мальски подходящие закоулки, ожидая появления «глаза» или «руки» (иногда — «шестеренок») — именно так здесь обозначаются активные зоны и предметы. Более того, если вы, к примеру, заметили следы не там, где предполагали разработчики, то можете хоть зарыться в землю по уши вместе с лупой, рулеткой и доктором Ватсоном, но великий сыщик никак не откомментирует вашу блистательную находку.

К сожалению, «полное 3D» не пошло на пользу и персонажам, особенно тем из них, кто еще не покинул сей бренный мир: мертвецы, по крайней мере, обычно лишены необходимости шевелиться. Кошмар, испытанный еще в самом начале, будет преследовать игрока и дальше,
Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху     скриншот, 110KB
«Можно жить и не пить! Не веришь? Наливай».
провоцируя приступы неуместного смеха в самых повседневных или даже попросту неподходящих для этого эпизодах. Равно как и незначительные, но совершенно очаровательные детали внешности второстепенных персонажей и их манера держаться. Мальчик-газетчик с необъяснимо блаженным лицом и повадками опытного автостопщика. Усталые глаза местного майора Пронина... точнее, полисмена Рафлса. Капитан Стенвик, чей вид и сигара наводят на мысли о культе совершенно другого могущественного божества по имени Джа... Полное 3D позволит вам в подробностях насладиться этими (и многими другими) особенностями анимации.

Несколько неясно, что помешало разработчикам населить локации сколь-нибудь различными типажами. То ли поджимающие сроки сыграли свою роковую роль, то ли недостаток финансирования, но результат наводит на мысли о нашествии инопланетян: слишком часто вам встречаются одинаковые люди. И если внешне идентичные полисмены — это еще куда ни шло, люди в форме на то и есть люди в форме,
Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху     скриншот, 147KB
Букинистический магазин. Именно здесь случится первый приступ дедукции.
то клонированные бармены в лондонских доках и штампованные леди в психбольнице — это уже перебор.

Диалоговая часть свелась к минимуму: все разговоры Холмс ведет сам, и лишь время от времени вам предоставляется возможность продемонстрировать, что вы не спали на предыдущих лекциях и приблизительно представляете себе, в каком направлении расследование должно двигаться дальше.

С инвентарем разработчики, наслушавшиеся, видимо, жалоб о не вовремя выскакивающей панели с инструментами (частая проблема, кто бы спорил), обошлись странно, хотя и куда более милосердно, чем с курсором. Инвентарь ниоткуда не выскакивает: он хранится в незримом чемоданчике и вызывается правой кнопкой мышки. С одной стороны, это избавляет от ситуаций, когда герой, вместо того чтобы двигаться указанным маршрутом, стоит на месте, крепко зажав в кулаке ненужный ему сейчас предмет. С другой стороны, процесс использования инвентаря приобретает истинно викторианскую неторопливость. Но с этим вполне возможно смириться. В самом деле, истинный джентльмен, как и истинное Дао, никогда никуда не торопится и всюду успевает.

Сухой остаток

В целом игра производит грустное впечатление — ровно то же, что и фокусник-недоучка, вышедший на сцену с номером «Секреты Кио». Заигрывание с персонажами классиков в сочетании с массой недоработок сводят на нет все достоинства игры: откровенно сырой продукт, получившийся у Frogwares в итоге, особенно нелепо смотрится в одном ряду с произведениями Лавкрафта и Конан Дойла.

Неясно, что помешало разработчикам отладить свое детище, избавив его хотя бы от части багов. Возможно, недостаток времени. Но в любом случае о каком-либо реванше на этом поприще говорить пока что рано.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
6/106
необычность ситуациилогические нестыковки некоторых задач, монотонность
Графика
4/104
красочнонеаккуратно, плохая анимация
Звук
4/104
неплохая музыканеаккуратно подобранный звукоряд, озвучка
Игровой мир
6/106
атмосферность локацийбедность типажей
Удобство
5/105
подробный архив диалогов и материалов, картапроблемы с определением ключевых зон и предметов
Новизна нет

Интерес повторной игры нет
Награда Вердикт: Яркая иллюстрация известного факта: среднему разработчику известный мир для игры - только во вред, а целых два известных мира, не сочетающихся между собой, способны утянуть на дно даже настоящего зубра игростроя. Рейтинг
53%
обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.4
проголосовало человек: 16
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования